Как называется подсвечник в храме? Подсвечник в храме — неотъемлемый атрибут церковного убранства, известно, что свечи широко используются в христианстве, и подсвечники для них в большом количестве присутствуют в каждом храме. Подсвечники в храме требуют тщательного ухода — чтобы их поддерживать в хорошем виде, нужно их регулярно очищать от воска, пыли и грязи. Далеко не все знают, как правильно чистить подсвечник в храме, и, надо признать, что эта задача не из легких. Читайте следующую статью на страницах , и вы узнаете как чистить подсвечники в храме, чтобы блестели.
Что такое церковный подсвечник?
В русском православном храме можно увидеть множество подсвечников, предназначенных для того, чтобы прихожане возжигали свечи перед иконами. Наиболее распространенная конструкция в наши дни – прямоугольный или округлый столик на высокой ножке со множеством лунок для свечей.
Иногда подсвечник для множества свечей именуют поликандилом
, хотя чаще это слово относят к небольшой
храмовойлюстре
с несколькими источниками света.
Чем чистить подсвечники в храме чтобы блестели
Выносные, запрестольные, напрестольные, диаконские и др. подсвечники можно очень быстро очистить от воска, даже если этого воска на подсвечниках много. Для удаления воска с подсвечников можно использовать несколько способов.
Способ 1: нужно закипятить чайник и вынеся подсвечник (предварительно удалив свечу) с чайником за пределы храма, найти непопираемое место (нужно понимать, что воск от свечей из алтаря, когда те стоят возле престола, не может смываться в канализацию) и начать поливать места скопления воска на подсвечнике кипятком.
Советуем почитать: Свечи ангелу-хранителю
Воск будет таять и смываться горячей водой. После смытия капель воска, следует протереть места, где они были ранее, мягкой тряпкой, чтобы удалить остатки воскового налёта и затем протереть весь подсвечник, чтобы удалить с него влагу.
Способ 2:нужно разогреть воск теплым воздухом из фена и вытереть салфеткой. Подсвечник будет блестеть, как новенький.
Источники:
- https://v-hram.ru/articles/podsvechniki/
- https://xn—-ptbdbgndbgtdm2excr.xn--p1ai/raznoe/podstavka-dlya-svechej-kak-nazyvaetsya-kak-nazyvaetsya-dekorativnaya-podstavka-dlya-neskolkix-svechej-ili-lamp.html
- https://blagvist.com.ua/zametki/kak-ochistit-podsvechnik-ot-gari-i-voska.html
- https://uk.axios.world/news/kak-uhazhivat-za-pozolochennymi-i-poserebrennymi-izdeliyami-tserkovnoy-utvari.html
- https://ponomari.ru/kb/kak-bystro-ochistit-podsvechnik-ot-voska/
Разновидности
- Центральный
подсвечник – как правило, самый большой. В центре такого подсвечника обычно бывает установлена лампада.
- Обычные
подсвечники – ставятся перед иконами, мощами, распятием. Могут быть круглыми или многогранными, реже прямоугольными,
с лампадой
или без нее.
- Детские
напольные подсвечники
отличаются от взрослых меньшей высотой. Благодаря этому малышам бывает удобно ставить на них свечи.
- Канун
(
канон, тетрапод
) – заупокойный подсвечник, панихидный стол.
- Подвесные подсвечники (кандила)
. Встречаются значительно реже напольных. В православных храмах их, как правило, помещают перед чтимыми иконами. Такой подсвечник может иметь лунки для одной или нескольких свечей, а также стаканчик для лампады.
Про напрестольные свещники и лампады
Напрестольный – устанавливаемый священником подсвечник. Под церковную свечу, одну, применяемую при служении. Напрестольные свещники всегда парные. В каждом из них закрепляется одна большая и красивая свеча. Устанавливаются эти предметы утвари на восточные окончания престола – с севера и с юга.
Лампады бывают двух основных видов, согласно их предназначению и способу использования. Первая разновидность – это подсвечник церковный, полузакрытый и, как правило, подвешиваемый на стене. Существуют и лампады, не предназначенные для свечей, а просто заполняемые маслом. Именно они были первыми христианскими светильниками. В богослужениях такие лампады не используются, их функция только в одном – в освещении храмового помещения.
Вторая разновидность лампад применяется при церковных службах. Это переносной подсвечник, носимый диаконом и называющийся «кандило». Нередко такую утварь называют полиелейным подсвечником.
Полезный совет
Перед тем, как начать ставить на металлический подсвечник свечи, его щедро смазывают лампадным маслом. Это облегчит чистку подсвечника от застывших капель воска и убережет его от порчи.
Согласно требованиям пожарной безопасности подсвечник должен стоять на негорючей поверхности. Помимо этого, стоит позаботиться, чтобы воск не падал на храмовый пол, иначе на нем останутся пятна. Поэтому во многих храмах подсвечники ставят на специальные круги-подложки из подходящих материалов.
Как правильно чистить подсвечник в храме
Прежде всего удалите с поверхности изделия воск и пыль
В наше время существует целый ряд химических средств, предназначенных для очистки позолоченных и посеребренных вещей. Наиболее популярные среди них — продукты на основе асидола, которые продаются под одноименным названием и импортные средства, например, товары бытовой химии марки Glutoclean.
Рекомендации к чистки изделий церковной утвари
Прежде всего удалите с поверхности изделия воск и пыль. Воск можно смыть, просто поливая предмет кипятком. Не забывайте, что металл после такой процедуры нагревается, поэтому будьте осторожны.
В наиболее сложных случаях воск смешивается с пылью и его бывает сложно удалить горячей водой, особенно если он накопился в эмалевой росписи изделия. Тогда следует использовать химические средства по удалению воска. В конце насухо протрите изделие бумажным полотенцем.
Проверьте предмет на наличие ржавчины или окислительных пленок, которые могли были быть скрыты под слоем воска. Удалять их следует специальным средством для снятия ржавчины. Если металлическая основа сильно повреждена, а само изделие имеет большую ценность — лучше отдать его профессионального реставратора.
Если правильно удалить по предмету грязь и копоть, то Вы уже сможете довести его до блеска. Для получения глянца используйте полироли для металлов или просто натрите изделие бумажным полотенцем.
Важно помнить главное правило — постоянный и внимательный уход, лучше редкой чистки с применением абразивов и химических средств. Берегите предметы церковной утвари — они смогут долго выполнять свои практические функции, а также служить символом той духовной чистоты, которая должна постоянно быть в нашем сердце.
Из истории
В старину на Руси существовал такой вариант напольного подсвечника в храм, как тощая
(или поставная)свеча
. Это подсвечник, ножка которого выполнена в виде цилиндрического столбика и сама напоминает огромную свечу. Как правило, такие подсвечники украшались богатой росписью или резьбой. Изначально их делали из полой внутри деревянной колоды, позднее – из фарфора. Орнамент, украшавший «тощую свечу», символизировал райские кущи и представлял собой переплетения диковинных растений.
Про семисвечник
Этот вид подсвечников в современных храмах встречается уже редко. В городских церквях его заменили электрические светильники, схожие с подсвечником внешне.
Это подсвечник церковный напольный. Он рассчитан на семь свечей или же имеет вставки для такого же количества лампад. Устанавливается эта разновидность утвари традиционно с восточной стороны престола в количестве одной штуки. Однако при больших службах количество семисвечников может быть увеличено, а место их размещения изменено.
Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре.
Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.
Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).
Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.
На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.
Евангелие, это — слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.
Крест, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.
Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.
Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.
За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.
На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:
1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.
2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.
3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.
5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.
6. Губка или плат — для вытирания сосудов.
Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).
Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.
На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
В алтаре еще находится кадильница или кадило — укрепленный на цепочке сосуд, который распространяет благоуханный дым — фимиам (ладан). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.
В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.
Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.
Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.
Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.
С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Свечи прихожане берут в свечном ящике — особом месте у входа в храм. Зажженная свеча означает нашу пламенную любовь к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, к кому мы обращаемся с молитвами.
В особом месте храма (обычно с левой стороны) устанавливается канун — небольшой столик с изображением Распятия и ячейками для свеч, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
При подготовке материала использовались следующие труды: «Закон Божий», протоирей Серафим Слободской. «Православие для детей», О.С. Барило.
Производство утвари
Наличие огромного количества православных храмов в России требует серийного производства церковной утвари. Существует достаточно много заводиков и мастерских, которые предлагают на выбор свои товары, но официальное и главное предприятие среди них — «Софрино», церковная утварь которого является продукцией непосредственно Московского патриархата. Это большой завод, обслуживающий всю Россию и некоторые страны СНГ. Располагается он в Подмосковье в одноименном поселении.
Существуют внутренние распоряжения для духовенства, запрещающие или ограничивающие приобретение необходимых культовых предметов где-либо помимо Софрино. Церковная утварь при этом имеет огромную стоимость и зачастую не отличается качеством, на что часто жалуются священнослужители.
Альтернативные фабрики выпускают продукцию на порядок лучшего качества, как по внутренним характеристикам, так и по визуальным. Располагаются они в различных городах и регионах. Но основное место сосредоточения предприятий, в которых производится церковная утварь — Москва.
Про дикирий, трикирий и подсвечник для одной свечи напольный
Дикирий, как и трикирий, – праздничная, парадная утварь. Ею пользуются архиереи при совершении торжественных богослужений. В дикирий устанавливается две свечи, а в другой подсвечник, соответственно, три. Во время хода служения с их помощью архиереи благословляют верующих. Свечи, используемые в этих видах утвари, имеют собственные названия – осеняльные, двух- либо же трехплетеные.
Редко сейчас можно увидеть в действующем храме стоящий на полу, большой и тяжелый подсвечник. Для церковной свечи, большой и долго горящей, ввиду электрификации места в залах не осталось. Хотя в некоторых храмах и сохранилась эта утварь, и ею украшают помещение перед особенными служениями, проще увидеть такой подсвечник в музеях, чем в церквях. Называется такой подсвечник «вощаница». Внешне он представляет из себя цилиндрическую подставку под свечу, размещенную на высокой «ноге», причудливо и крайне богато декорированной.