Псалтирь. Кафизма 4
КАФИ́СМА ЧЕТВЕ́РТАЯ.
Псалом 24.
Псало́м Дави́ду.
1 К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, 2 и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. 3 Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. 4 Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. 5 Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. 6 Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. 7 Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. 8 Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющым на пути́. 9 Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. 10 Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющым заве́та Его́, и свиде́ния Его́. 11 Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. 12 Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т eму́ на пути́, eго́же изво́ли. 13 Душа́ eго́ во благи́х водвори́тся, и се́мя eго́ насле́дит зе́млю. 14 Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. 15 О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. 16 При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. 17 Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. 18 Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. 19 Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. 20 Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. 21 Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. 22 Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й eго́.
Псалом 25.
Псало́м Дави́ду.
1 Суди́ ми, Го́споди, я́ко аз незло́бою мое́ю ходи́х, и на Го́спода упова́я, не изнемогу́. 2 Искуси́ мя, Го́споди, и испыта́й мя, разжзи́ утро́бы моя́, и се́рдце мое́. 3 Я́ко ми́лость Твоя́ пред очи́ма мои́ма есть, и благоугоди́х во и́стине Твое́й. 4 Не седо́х с со́нмом су́етным, и со законопресту́пными не вни́ду. 5 Возненави́дех це́рковь лука́внующих, и с нечести́выми не ся́ду. 6 Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду же́ртвенник Твой, Го́споди. 7 Е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́. 8 Го́споди, возлюби́х благоле́пие до́му Твоего́ и ме́сто селе́ния сла́вы Твоея́. 9 Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою́, и с му́жи крове́й живо́т мой. 10 И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды. 11 Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя. 12 Нога́ моя́ ста на правоте́: в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди.
Псалом 26.
Псало́м Дави́ду, пре́жде пома́зания.
1 Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Госпо́дь Защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся? 2 Внегда́ приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя́, оскорбля́юшии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемо́гоша и падо́ша. 3 А́ще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. 4 Еди́но проси́х от Го́спода, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего́, зре́ти ми красоту́ Госпо́дню и посеща́ти храм святы́й Его́. 5 Я́ко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол мои́х, покры́ мя в та́йне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. 6 И ны́не се вознесе́ главу́ мою́, на враги́ моя́: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его́ же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Го́сподеви. 7 Услы́ши, Го́споди, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. 8 Тебе́ рече́ се́рдце мое́, Го́спода взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́. 9 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мой. 10 Я́ко оте́ц мой и ма́ти моя́ оста́виста мя, Госпо́дь же восприя́т мя. 11 Законоположи́ ми, Го́споди, в пути́ Твое́м и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг мои́х ра́ди. 12 Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. 13 Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живы́х. 14 Потерпи́ Го́спода, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.
Слава:
Псалом 27.
Псало́м Дави́ду.
1 К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́, да не когда́ премолчи́ши от мене́: и уподо́блюся низходя́щым в ров. 2 Услы́ши, Го́споди, глас моле́ния моего́, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́, внегда́ возде́ти ми ру́це мои́ ко хра́му свято́му Твоему́. 3 Не привлецы́ мене́ со гре́шники и с де́лающими непра́вду не погуби́ мене́, глаго́лющими мир с бли́жними свои́ми, зла́я же в сердца́х свои́х. 4 Даждь им, Го́споди, по дело́м их, и по лука́вству начина́ний их: по дело́м руку́ их даждь им: возда́ждь воздая́ние их им. 5 Я́ко не разуме́ша в дела́ Госпо́дня и в дела́ руку́ Его́: разори́ши я́, и не сози́ждеши я́. 6 Благослове́н Госпо́дь, я́ко услы́ша глас моле́ния моего́. 7 Госпо́дь Помо́щник мой, и Защи́титель мой: на Него́ упова́ се́рдце мое́, и помо́же ми, и процвете́ плоть моя́, и во́лею мое́ю испове́мся Ему́. 8 Госпо́дь утвержде́ние люде́й Свои́х, и Защи́титель спасе́ний христа́ Своего́ есть. 9 Спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови ́достоя́ние Твое́, и упаси́ я́, и возми́ я́ до ве́ка.
Псалом 28.
Псало́м Дави́ду, исхо́да ски́нии.
1 Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви, сы́ны о́вни, принеси́те Го́сподеви сла́ву и честь. 2 Принеси́те Го́сподеви сла́ву и́мени Его́, поклони́теся Го́сподеви во дворе́ святе́м Его́. 3 Глас Госпо́день на вода́х, Бог сла́вы возгреме́, Госпо́дь на вода́х мно́гих. 4 Глас Госпо́день в кре́пости, глас Госпо́день в великоле́пии. 5 Глас Го́спода, сокруша́ющаго ке́дры, и стры́ет Госпо́дь ке́дры Лива́нския: 6 и истни́т я́ я́ко тельца́ Лива́нска, и возлю́бленный я́ко сын единоро́жь. 7 Глас Го́спода, пресеца́ющаго пла́мень огня́. 8 Глас Го́спода, стряса́ющаго пусты́ню, и стрясе́т Госпо́дь пусты́ню Кадди́йскую. 9 Глас Госпо́день сверша́ющий еле́ни, и откры́ет дубра́вы, и в хра́ме Его́ вся́кий глаго́лет сла́ву. 10 Госпо́дь пото́п населя́ет, и ся́дет Госпо́дь Царь в век. 11 Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
Псалом 29.
Псало́м пе́сни, обновле́ния до́му Дави́дова.
2 Вознесу́ Тя, Го́споди, я́ко подъя́л мя еси́, и не возвесели́л еси́ враго́в мои́х о мне. 3 Го́споди Бо́же мой, воззва́х к Тебе́, и исцели́л мя еси́. 4 Го́споди, возве́л еси́ от а́да ду́шу мою́, спасл мя еси́ от низходя́щих в ров. 5 По́йте Го́сподеви, преподо́бнии Его́, и испове́дайте па́мять святы́ни Его́. 6 Я́ко гнев в я́рости Его́, и живо́т в во́ли Его́: ве́чер водвори́тся плачь, и зау́тра ра́дость. 7 Аз же рех во оби́лии мое́м: не подви́жуся во век. 8 Го́споди, во́лею Твое́ю пода́ждь добро́те мое́й си́лу. Отврати́л же еси́ лице́ Твое́, и бых смуще́н. 9 К Тебе́, Го́споди, воззову́, и к Бо́гу моему́ помолю́ся. 10 Ка́я по́льза в кро́ви мое́й, внегда́ сходи́ти ми во истле́ние? Еда́ испове́стся Тебе́ персть, или́ возвести́т и́стину Твою́? 11 Слы́ша Госпо́дь и поми́лова мя: Госпо́дь бысть Помо́щник мой. 12 Обрати́л еси́ плачь мой в ра́дость мне: растерза́л еси́ вре́тище мое́, и препоя́сал мя еси́ весе́лием. 13 Я́ко да воспое́т Тебе́ сла́ва моя́, и не умилю́ся: Го́споди Бо́же мой, во век испове́мся Тебе́.
Слава:
Псалом 30.
В коне́ц, псало́м Дави́ду, изступле́ния.
2 На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век: пра́вдою Твое́ю изба́ви мя и изми́ мя. 3 Приклони́ ко мне у́хо Твое́, ускори́ изъя́ти мя, бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя, и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя. 4 Я́ко держа́ва моя́ и прибе́жище мое́ еси́ Ты, и и́мене Твоего́ ра́ди наста́виши мя, и препита́еши мя. 5 Изведе́ши мя от се́ти сея́, ю́же скры́ша ми, я́ко Ты еси́ Защи́титель мой, Го́споди. 6 В ру́це Твои́ предложу́ дух мой: изба́вил мя еси́, Го́споди Бо́же и́стины. 7 Возненави́дел еси́ храня́щыя суеты́ вотще́: аз же на Го́спода упова́х. 8 Возра́дуюся и возвеселю́ся о ми́лости Твое́й, я́ко призре́л еси́ на смире́ние мое́, спасл еси́ от нужд ду́шу мою́, 9 и не́си мене́ затвори́л в рука́х вра́жиих, поста́вил еси́ на простра́нне но́зе мои́. 10 Поми́луй мя, Го́споди, я́ко скорблю́: смяте́ся я́ростию о́ко мое́, душа́ моя́ и утро́ба моя́. 11 Я́ко исчезе́ в боле́зни живо́т мой и ле́та моя́ в воздыха́ниих, изнемо́же нището́ю кре́пость моя́ и ко́сти моя́ смято́шася. 12 От всех враг мои́х бых поноше́ние, и сосе́дом мои́м зело́, и страх зна́емым мои́м: ви́дящии мя вон бежа́ша от мене́. 13 Забве́н бых я́ко мертв от се́рдца, бых я́ко сосу́д погубле́н. 14 Я́ко слы́шах гажде́ние мно́гих, живу́щих о́крест, внегда́ собра́тися им вку́пе на мя, прия́ти ду́шу мою́ совеща́ша. 15 Аз же на Тя, Го́споди, упова́х, рех: Ты еси́ Бог мой. 16 В руку́ Твое́ю жре́бии мои́: изба́ви мя из руки́ враг мои́х и от гоня́щих мя. 17 Просвети́ лице́ Твое́ на раба́ Твоего́, спаси́ мя ми́лостию Твое́ю. 18 Го́споди, да не постыжу́ся, я́ко призва́х Тя: да постыдя́тся нечести́вии и сни́дут во ад. 19 Не́мы да бу́дут устны́ льсти́выя, глаго́лющыя на пра́веднаго беззако́ние, горды́нею и уничиже́нием. 20 Коль мно́гое мно́жество бла́гости Твоея́, Го́споди, ю́же скрыл еси́ боя́щымся Тебе́, соде́лал еси́ упова́ющым на Тя пред сы́ны челове́ческими. 21 Скры́еши их в та́йне лица́ Твоего́ от мяте́жа челове́ческа, покры́еши их в кро́ве от пререка́ния язы́к. 22 Благослове́н Госпо́дь, я́ко удиви́ ми́лость Свою́ во гра́де огражде́ния. 23 Аз же рех во изступле́нии мое́м: отве́ржен есмь от лица́ о́чию Твое́ю: сего́ ра́ди услы́шал еси́ глас моли́твы моея́, внегда́ воззва́х к Тебе́. 24 Возлюби́те Го́спода, вси преподо́бнии Его́, я́ко и́стины взыска́ет Госпо́дь, и воздае́т изли́ше творя́щым горды́ню. 25 Мужа́йтеся, и да крепи́тся се́рдце ва́ше, вси упова́ющии на Го́спода.
Псалом 31.
Псало́м Дави́ду, ра́зума.
1 Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния и и́хже прикры́шася греси́. 2 Блаже́н муж, eму́же не вмени́т Госпо́дь греха́, ниже́ есть во усте́х eго́ лесть. 3 Я́ко умолча́х, обетша́ша ко́сти моя́, от е́же зва́ти ми весь день. 4 Я́ко день и нощь отяготе́ на мне рука́ Твоя́, возврати́хся на страсть, егда́ унзе́ ми терн. 5 Беззако́ние мое́ позна́х и греха́ моего́ не покры́х, рех: испове́м на мя беззако́ние мое́ Го́сподеви, и Ты оста́вил еси́ нече́стие се́рдца моего́. 6 За то помо́лится к Тебе́ всяк преподо́бный во вре́мя благопотре́бно: оба́че в пото́пе вод мно́гих к нему́ не прибли́жатся. 7 Ты еси́ прибе́жище мое́ от ско́рби обдержа́щия мя: ра́досте моя́, изба́ви мя от обыше́дших мя. 8 Вразумлю́ тя и наста́влю тя на путь сей, во́ньже по́йдеши, утвержу́ на тя о́чи Мои́. 9 Не бу́дите я́ко конь и меск, и́мже несть ра́зума: брозда́ми и уздо́ю че́люсти их востя́гнеши, не приближа́ющихся к тебе́. 10 Мно́ги ра́ны гре́шному, упова́ющаго же на Го́спода ми́лость обы́дет. 11 Весели́теся о Го́споде, и ра́дуйтеся, пра́веднии, и хвали́теся, вси пра́вии се́рдцем.
Слава:
По 4-й кафисме, Трисвятое по Отче наш: Таже тропари, глас 7:
Смире́нную мою́ ду́шу посети́, Го́споди, во гресе́х все житие́ ижди́вшую: и́мже о́бразом блудни́цу, приими́ и мене́, и спаси́ мя.
Препла́вая пучи́ну настоя́щаго жития́, помышля́ю бе́здну мно́гих мои́х зол, и не име́яй окорми́теля помышле́ний, Петро́в провещава́ю Ти глас: спаси́ мя, Христе́, спаси́ мя, Бо́же, я́ко Человеколю́бец.
Слава: Ско́ро совни́дем в неве́стник Христо́в, да вси услы́шим блаже́нный глас Христа́ Бо́га на́шего: прииди́те, лю́бящии Небе́сную сла́ву, соприча́стницы бы́вше му́дрых дев, уясни́вше свещы́ на́ша ве́рою.
И ныне: Душе́, пока́йся пре́жде исхо́да твоего́, суд неумы́тен гре́шным есть и нестерпи́мый. Возопи́й Го́споду во умиле́нии се́рдца: согреши́х Ти в ве́дении и не в ве́дении, Ще́дрый, моли́твами Богоро́дицы уще́дри и спаси́ мя.
Го́споди, поми́луй (40) и молитва:
Тебе́, Го́споди, еди́ному Благо́му и Непамятозло́бному, испове́даю грехи́ моя́, Тебе́ припа́даю вопия́, недосто́йный: согреши́х, Го́споди, согреши́х и несмь досто́ин воззре́ти на высоту́ небе́сную от мно́жества непра́вд мои́х. Но, Го́споди мой, Го́споди, да́руй ми сле́зы умиле́ния, еди́ный Бла́же и Ми́лостивый, я́ко да и́ми Тя умолю́, очи́ститися пре́жде ко́нца от вся́каго греха́: стра́шно бо и гро́зно ме́сто и́мам проити́, те́ла разлучи́вся, и мно́жество мя мра́чное и безчелове́чное де́монов сря́щет, и никто́же в по́мощь спу́тствуяй или́ избавля́яй. Тем припа́даю Твое́й бла́гости, не преда́ждь оби́дящым мя, ниже́ да похва́лятся о мне врази́ мои́, Благи́й Го́споди, ниже́ да реку́т: в ру́ки на́ша прише́л еси́, и нам пре́дан еси́. Ни, Го́споди, не забу́ди щедро́т Твои́х и не возда́ждь ми по беззако́нием мои́м, и не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́: но Ты, Го́споди, накажи́ мя, оба́че ми́лостию и щедро́тами. Враг же мой да не возра́дуется о мне, но угаси́ eго́ на мя преще́ния и все упраздни́ eго́ де́йство, и даждь ми к Тебе́ путь неуко́рный, Благи́й Го́споди: зане́же и согреши́в, не прибего́х ко ино́му врачу́, и не простро́х руки́ моея́ к бо́гу чужде́му, не отри́ни у́бо моле́ния моего́, но услы́ши мя Твое́ю благо́стию и утверди́ мое́ се́рдце стра́хом Твои́м, и да бу́дет благода́ть Твоя́ на мне, Го́споди, я́ко огнь попаля́яй нечи́стыя во мне по́мыслы. Ты бо еси́, Го́споди, свет, па́че вся́каго све́та; ра́дость, па́че вся́кия ра́дости; упокое́ние, па́че вся́каго упокое́ния; жизнь и́стинная и спасе́ние, пребыва́ющее во ве́ки веко́в, ами́нь.
О поминовении усопших по уставу Православной Церкви
Приготовление к кончине
Православная Церковь напутствует каждого своего члена в загробный мир Таинствами Исповеди и Святого Причащения. При смертной опасности в первую очередь следует позаботиться о приглашении к больному священника для совершения этих Таинств, дабы не предстать ему пред Богом неготовым и неочищенным. Во время тяжких болезней Святая Церковь призывает своих чад прибегать также к Таинству Елеосвящения, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего благодать Божия, испрашивается исцеление от болезней и отпущение грехов. Поэтому совершать это Таинство нужно во время усиления болезни, с верою, что дни земной жизни человека будут продлены для покаяния и исправления.
Когда душа разлучается с телом и переходит в духовный мир, она особенно нуждается в нашей молитвенной помощи. Для облегчения самых последних минут земной жизни христианина читаются особые каноны на исход души от тела: ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице и канон «егда человек долго страждет». Каноны исполнены великого покаяния и мольбы о милости Божией к отходящему в мир иной. В случае отсутствия священника оба канона на исход души могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином. В нашем издании они, по указанию святителя Афанасия (Сахарова), объединены в одно Последование при разлучении души от тела всякого правоверного
(см.:
Сахаров Афанасий
, еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. – СПб.: Сатис, 1999. С. 137).
Каноны на исход души не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, каноны можно читать дома. Главное – помочь душе в эти самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канонов, то их дочитывают с заупокойным припевом: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего…». И после 9-й песни завершают Окончанием заупокойных канонов.
По исходе души от тела начинают читать Канон о усопшем
(стр. 361). Если человек умер не дома, прочитайте канон по получении известия о его кончине.
Надгробное чтение Псалтири
Чтение Псалтири можно начать сразу после кончины и не обязательно непосредственно над гробом. Обычай петь псалмы у гроба усопшего пришел из глубокой первохристианской древности. Это и сильнейшая помощь со стороны живущих душе умершего, проходящей в первые дни страшные мытарства, и утешение для скорбящих близких.
Чтение Псалтири до погребения отличается от чтения в последующее время на домашней молитве. Оно совершается по особому чинопоследованию, желательно не прерывать его ни днем, ни ночью. Необходимо полностью прочитать всю Псалтирь над гробом хотя бы один раз. При этом поминают только новопреставленного, других усопших поминать не следует.
Молитвы о усопших на Светлой седмице
Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо заупокойного читают Пасхальный канон
. Во всех случаях, когда положено читать Литию, поют пасхальные стихиры: «Да воскреснет Бог…» и «Пасха священная…», то есть на положение во гроб, на вынос тела из дома и до и после захоронения на кладбище.
Вместо Псалтири на Светлой седмице, по традиции, читают Деяния святых апостолов. Начинают чтение словами: «Молитвами святого апостола и евангелиста Луки, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь», после чтения: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».
Чтение Деяний святых апостолов содержит в себе и молитву о усопшем, и утешение родным. У язычников в обычае оплакивание, истерические рыдания и вопли, разрывание на себе одежд. Мы же, христиане, веруем, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому мы должны провожать душу ушедшего от нас в тихой молитве.
Погребение
При погребении выносят гроб с телом усопшего из дома, переносят в храм и из храма к могиле под пение «Трисвятого». На Светлой седмице провожают почившего под пение «Христос воскресе из мертвых…». Впереди несут крест или икону. В некоторых селах до сих пор сохраняется обычай погребального шествия с крестом и хоругвами. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.
Дни памяти усопших
Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, все эти дни его именуют в молитвах новопреставленным. Особое поминовение совершают в третий день – в воспоминание о том, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых «в третий день по Писанием». В девятый день мы молимся о том, чтобы заступлением и молитвами девяти Ангельских чинов душа умершего была помилована. А в сороковой день – в память о том, что Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса в сороковой день по Своем Воскресении. Есть благочестивый обычай совершать также особое поминовение на двадцатый день по кончине и через полгода.
Главными днями памяти усопшего становятся годовщины кончины, а также дни тезоименитства. Обязательно также поминовение во Вселенские родительские субботы: Мясопустную (за неделю до Великого поста), Троицкую (перед Днем Святой Троицы), а также в Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, на Радоницу и в Димитриевскую субботу. Во Вселенские родительские субботы Церковь особо молится о умерших внезапной смертью, о тех благочестивых христианах, которые, перейдя в мир иной на чужбине, от голода и болезней, в море, на пожаре, от бед и несчастий, «узаконенных псалмов и песней памяти не получили». Радоница – это первое поминовение усопших после Святой Пасхи, на 10-й день, во вторник Фоминой недели. Димитриевская суббота была установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, павших на Куликовом поле. Впоследствии в этот день стали поминать также всех православных христиан.
Кроме того, все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших, потому что суббота – день покоя, «седьмый день… егоже древле Господь благословил… упокоение от дел» (Быт. 2, 3). И потому, что Господь наш Иисус Христос Сын Божий в этот день «пребывал в усопших» (по слову святителя Филарета Московского).
Церковное поминовение усопших
Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – Литургия за умерших. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение об усопших: апостолы знали, что велика бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние». Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.
В Великий пост полные Литургии служатся только по субботам и воскресным дням, поэтому сорокоуст обычно заказывают с Фоминой недели.
После сорока дней следует заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях – вечное, то есть пока стоит монастырь. Есть благочестивый обычай заказывать поминовение в нескольких монастырях или храмах. Хорошо поминать усопшего на «неусыпаемой» Псалтири, то есть при непрекращающемся ни днем, ни ночью чтении Псалтири.
Во все дни памяти усопших необходимо подавать записки о их упокоении и заказывать панихиды в храме. Поминовение совершается на каждой Литургии.
Домашние молитвы о усопших
Молитву о усопших Святая Церковь считает необходимой частью не только богослужения в храме, но и домашнего правила.
Конечно, главное – это церковное поминовение усопших, вместе с пастырями. Но – «не все на священника возверзем». Мы должны потрудиться и сами, в своей домашней молитве. Это наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме.
В третий, девятый, сороковой дни и годовщины (где принято, также в двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением Панихиды
.
Во все сорок дней после кончины – время особого поминовения, когда решается судьба души почившего, – ежедневно должен читаться Канон о усопшем
.
Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище.
В остальные дни можно читать или Панихиду
, или отдельно
Каноны о усопшем, усопших
. Также поминают усопших на Псалтири и читают помянник в утренних (а по желанию, и в вечерних) молитвах. Под субботу можно читать за всех своих родственников один из
Канонов о усопших
.
Также мы публикуем Канон о усопших
, который совершается в церкви всего два раза в год – в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы. Но в домашней молитве можно его читать и в любое другое время – по желанию и по силам, по благословению духовника. Это поминовение всех от века усопших православных христиан.
Есть благочестивый обычай – раз в году совершать поминовение всех своих сродников и в домашней молитве, и поминальной трапезой. Можно выбрать для этого или день памяти кого-то из родных, или просто какой-то удобный для поминовения день, когда разрешена, по Уставу, домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни.
Необходимо особо отметить, что о составе и пределах своей домашней молитвы обязательно следует советоваться со священником, а главное – со своим духовным отцом.
Поминальная трапеза
Поминовение усопших обычно сопровождается поминальной трапезой. Если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе. Если же многие не смогли быть на панихиде в храме, то перед трапезой следует прочитать либо Панихиду
, либо
Канон о усопшем
, что по силам.
Сама трапеза начинается с вкушения кутии. По обычаю, в Средней России принято подавать на поминках блины и кисель. В конце трапезы читается заупокойная Лития
.
Недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства или напитки как бы для умерших. Это языческий обычай.
Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным.
Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. По слову святителя Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умершего винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умножении ему огня геенского.
Поминальная трапеза – это наша милостыня в память о усопшем. Пищу на поминальной трапезе полагается вкушать молча, творя в уме молитву о упокоении души преставившегося.
Когда не совершается поминовение
По Церковному Уставу, не совершают домашние заупокойные молитвы и поминальные трапезы во все воскресные дни, двунадесятые и великие праздники, на Светлой (Пасхальной) седмице, в Лазареву субботу, Преполовение Пятидесятницы, Отдание Пасхи, в последние три дня Страстной седмицы, а также во второй день Рождества Христова, Крещения Господня, Святой Троицы.
В праздники и воскресные дни православный христианин должен быть в храме на Литургии и подать записку о упокоении на проскомидию, а поминальную трапезу перенести на другой день. В Рождественский сочельник и все Святки можно молиться о усопших дома, но не следует устраивать поминальных трапез. Если человек умирает в дни Великого поста, все поминовения переносят на субботы. В Типиконе говорится, что поминовение третьего дня совершают в ближайшую субботу, а в следующую субботу отмечают девятый день, независимо от счета, так как в будни Великого поста поминальные трапезы не положены.
Память сорокового дня, по Уставу, не должна переноситься, поэтому в сороковой день необходимо отстоять службу в храме, дома прочитать Панихиду, но не должно устраивать никаких больших собраний, разве только можно помянуть в узком кругу родственников, не нарушая, разумеется, при этом поста. Собраться же всем ради поминовения можно опять-таки в ближайшую субботу. Так же необходимо поступать, когда сороковой день приходится на праздник или воскресный день.
На Страстной седмице в первые три дня в храме служат заупокойную литию. Можно молиться о усопших и дома. Но начиная с вечерни Великого Четвертка мы предстоим Страстям Христовым и Гробу Господню – все иное умолкает.
Если девятый и сороковой дни или годовщина приходятся на Светлую седмицу, то записки подавать можно, но молитв о усопших и поминальных трапез не совершают. После погребения на Светлой седмице обед не должен носить характер поминального – ни кутия, ни блины на трапезе не подаются. Все поминовения со Страстной и Светлой седмиц переносят на Радоницу. На Рождество Христово и в день Святой Пасхи не совершают даже погребения.
Молитвы о умерших без покаяния
В наше время многие люди, даже будучи крещеными, не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются Святых Христовых Таин или делают это крайне редко. За них, а также за всех скончавшихся скоропостижно и не успевших должным образом подготовиться к своей кончине, читают Канон преподобному Паисию Великому
. Этот святой, всю жизнь трудившийся в иноческих подвигах, не желал иметь никакого воздаяния за них, ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа одного молодого грешника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба и даровал ему особую благодать ходатайствовать о умерших без покаяния.
О ком Церковь не молится
Православная Церковь не совершает отпевания и не возносит молитв о людях, сознательно отвергавших Бога и Церковь, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, занимавшихся оккультизмом, магией, экстрасенсорикой и т. п., а также о самоубийцах, сознательно лишивших себя жизни.
Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), а также во всех сомнительных обстоятельствах необходимо для отпевания и поминовения получить благословение правящего архиерея.
Как молиться о некрещеных и иноверцах
Также не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. О их душах нельзя совершать общецерковной молитвы. Но близкие родственники в домашней молитве могут читать о них Канон мученику Уару
, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. (Имена умерших некрещеными при этом не называют.) Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
Часто возникает вопрос о посмертной участи и поминовении умерших некрещеными или убитых во чреве матери младенцев. В житии преподобного Василия Нового говорится об откровении Божием, данном ученику преподобного, что некрещеные или безвинно загубленные младенцы, хотя и не могут в полной мере наследовать вечное блаженство, но будут избавлены от вечных мук. За них также читается Канон мученику Уару, ибо если даже язычники получают облегчение, то тем более заслуживают милости Божией души этих несчастных младенцев.
О пользе молитв о усопших
«Кто молится за умерших, тот наперед себе ходатайствует жизнь и спасение, – говорит святой Иоанн Златоуст. – Не напрасны бывают моления, не напрасна милостыня: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг от друга, ибо благотворение живых в память усопших спасает тех и других. Если усопший грешен, то мы своей любовной заботой много можем ему помочь, и из места мрака и скорби перенести его в светлый мир безграничного счастья, а если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на нашу любовь горячей молитвой о нашей душе, находящейся еще в земной жизни».
Заботиться о спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им все согрешения вольные и невольные, – священный долг каждого сына Православной Церкви. К молитве о усопших побуждает нас христианская любовь, которою мы все соединены во Господе нашем. Эта любовь объединяет нас здесь, на земле. Не кончается она и при переходе в жизнь вечную. Ведь любовь, по слову апостола Павла, «никогда не престает» (1 Кор. 13, 8). Усопшие – наши ближние, которых Бог призывает нас любить, как самих себя. Ведь Господь не заповедал нам любить ближних, только пока они живут на земле. Господь хочет, чтобы любовь эта перешла и за гроб. Поминовением и молитвой мы доказываем свою непреходящую любовь к нашим дорогим усопшим.
Молитва об усопших и появление традиции
Появление традиции поминать умерших уходит корнями в древние времена. Люди, пережившие потерю родственников или близких людей, при любом удобном случае вспоминали их и мысленно обращались к божествам и другим объектам верований, чтобы те помогли покойным и облегчили их нахождение в месте последнего пристанища.
В христианстве считается, что, произнося заупокойные слова, человек получает утешение и отпускает душу умершего в мир иной. Верующие знают, что тот, кто любит, способен смириться, но не способен забыть, а чтение псалмов помогает общаться с Небесами и помнить об утрате.
Первым человеком, который поверил в силу поминовения умерших, считается полководец Иуда. За то, что он и его подчиненные верили в Бога, Создатель наградил их армию непобедимостью. Но как-то войско потерпело поражение, и много воинов погибло при сражении. При захоронении Иуда увидел, что многие из умерших носили с собой фигурки идолов, не связанных с христианством.
Чтобы направить хотя бы их души в Царство Божье, полководец начал молиться, прося простить Господа невежество воинов. Вседержителю пришлась по душе такая искренность Иуды, и он простил умерших, отправив их души в Рай. Считается, что с этого момента и появилась традиция поминовения усопших.