Храм Георгия Победоносца в Коптево. Фото и описание, расписание богослужений, история, адрес церкви Святого Великомученика


Московский Георгиевский храм на Поклонной горе

Московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
, патриаршее подворье в черте Московской епархии

  • Престол: вмч. Георгия Победоносца
  • Адрес: Россия, 121293, г. Москва, ул. Площадь Победы, 3б
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен на территории мемориального комплекса Парк Победы на Поклонной горе. Проезд: от станции метро «Парк Победы», далее пешком 650 метров.
Приход проектируемого храма был создан не позднее 1993 года. 9 мая 1994 года патриарх Алексий II совершил закладку камня в основание будущего храма. Строительство велось на средства города с 1994 по 1995 год.

Открытие храма приурочили к 50-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. 6 мая 1995 года патриарх Алексий II совершил чин освящения храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Архитектором проекта выступил Анатолий Полянский, однако строительство храма завершилось уже после его кончины, с некоторыми изменениями. Иконостас был выполнен иконописцем Александром Чашкиным, а чуть позднее храм был расписан полностью. Известный художник-монументалист Зураб Церетели и художник-мозаичник Евгений Ключарёв снабдили храм бронзовыми барельефами с мозаичными элементами.

К Георгиевскому храму был приписан храм-часовня Архангела Михаила близ Кутузовской избы в Филях, при Мемориальном музее Отечественной войны 1812 года. При Георгиевском храме открылась воскресная школа «Росток», а с 2007 года при храмах великомученика Георгия и Архангела Михаила действует молодежный клуб «Акалуф».

Клирики храма стали также духовно окормлять Детский дом инвалидов № 15 специального коррекционного восьмого вида для умственно отсталых детей города Москва. При интернате открылся домовый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в котором совершались таинства крещения и Евхаристии, молебны, велась просветительская деятельность с воспитанниками.

Как добраться

В храм Георгия Победоносца, расположенный в Коптево, можно доехать на общественном транспорте от трёх станций метро:

  1. От станции “Коптево” необходимо дойти до остановки общественного транспорта “Михайлово”, сесть в троллейбус 27К, доехать до кинотеатра “Байкал” и пересесть на любой из автобусов: № 114,179, 204, 282, 461, затем доехать до остановки “Родильный дом №27”.

  2. От метро “Войковская” на троллейбусе № 27, 23, 30 доехать до остановки “Коптевский рынок”, а затем совершить пешую прогулку по Коптевскому проспекту.
  3. От “Петровско-Разумовской” станции до ближайшей к храму остановки — “Родильный дом №27” едут автобусы 114, 461, 204, 282 и 179. Храм находится в 10 мин ходьбы от остановки.

Святыни и престольные праздники

Православные верующие отмечают день памяти Георгия Победоносца 6 мая. В католичестве этот день приходится на 23 апреля. Кроме того, святого Георгия вспоминают 3, 10 и 26 ноября.

Интересно знать! Престольный праздник — день памяти Святого, в честь которого освящен храм.

Реликвии Георгиевского храма:

  • образ Великомученика Георгия с частицей мощей;
  • икона Богородицы «Помощница в родах»;
  • икона с частицей мощей Матроны Московской;
  • икона с частицей мощей Серафима Саровского;
  • частицы мощей Оптинских старцев.

Совет! Молясь иконам в храме нужно помнить, что взывать к Господу и Святым нужно искренне. Не следует также забывать, что Господь единственный знает, что на самом деле нужно человеку, и дает ему то, в чем он нуждается. Получив помощь, нужно не забывать благодарить Всевышнего и Его помощников за милосердие и защиту.

История храма

Храм Георгия Победоносца в Коптево построен по историческим меркам совсем недавно. Но история этого района насчитывает не одну сотню лет.

От пустыря до столичного района

Первое упоминание о районе Коптево относится к концу XVI в., когда был зафиксирован факт обмена села Топорково с пустошами Игнатьево и Коптево на соседний населённый пункт Владикино. В XVIII в. эта местность упоминается в источниках под названием село Георгиевское, получившее название по имени владельца — грузинского аристократа Георгия Вахтанговича.

После его смерти земли отошли к государству. В это время на карте появились Старое и Новое Коптево, располагающееся южнее изначального поселения. С середины XIX в. живописную местность облюбовали столичные дачники, что значительно сократило количество пахотных земель.

Для решения этой проблемы несколько крестьянских семей переселились на пустующие земли к западу от старого села. Это поселение получило название Коптевские Выселки.

Все 3 коптевских поселения относились к приходу храма, расположенного в селе Всехсвятское. Но после постройки Виндавской линии железной дороги жители стали испытывать затруднения с посещением приходского храма.

Прихожане решили возвести в Старом Коптево каменную церковь, посвящённую святителю Николаю Чудотворцу. Возможно, она была построена в районе современной Коптевской улицы. Но по свидетельству коренных жителей села, к моменту вхождения села в состав Москвы её уже не было.

Строительство современной церкви

После падения советской власти духовная жизнь в России начала активно развиваться. Повсеместно образовывались православные общины. В 1996 г. подобная организация сформировалась в Коптево. В этом же году члены общины приняли решение о постройке в Коптево православного храма.

В последний месяц зимы закончился подготовительный период строительства. В качестве строительной площадки выбрали территорию на углу Коптевского бульвара напротив Тимирязевского парка. Проект церкви подготовили на основе образцов деревянного храмового зодчества русского Севера. Строительство, начатое в 1997 г. продолжалось почти год.

Оно велось артелью молодых мастеров из Архангельска, имеющих опыт возведения подобных сооружений.

В работе архангельские плотники использовали старинные технологии и инструменты, созданные по образцам орудий XVI в. В 2005 г. на церковной территории установили профессиональную подсветку, которая учитывала архитектурные и декоративные особенности современного образца деревянного культового зодчества.

Сегодня на территории, прилегающей к коптевской георгиевской церкви, располагаются следующие здания:

  • храм Великомученика Георгия Победоносца;
  • церковь во имя 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных;
  • Воскресная школа;

  • Церковная лавка;
  • Приходская библиотека.

Внешнее убранство

Георгиевская церковь в Коптево — пример многоглавого деревянного храма, распространившегося в северных русских землях во второй половине XVII в. Основной объём постройки представляет собой деревянный сруб в виде восьмерика, перекрытый шатром.

Он украшен луковичной главой, помещенной на небольшой узкий барабан. К основной части примыкают 4 2-этажных прируба, крыша которых выполнена в форме бочки. Пристройки, ориентированные по сторонам света, увенчаны барабанами с луковичными главами.

С восточной стороны храма расположена прямоугольная в плане апсида с перекрытием в виде бочки, которая также увенчана луковичной главой. К западному прирубу примыкает трапезная часть храма — сруб в виде вытянутого прямоугольника с двускатной крышей.


Храм Георгия Победоносца в Коптево снаружи

Над этим объёмом размещена небольшая колокольня. Она выполнена в виде двухъярусного восьмерика с шатровым перекрытием, которое завершается луковичной главой. Второй ярус выполнен в виде открытой веранды, огороженной ажурной балюстрадой.

Храм Георгия Победоносца, построенный в Коптево, имеет 3 притвора. Главный западный вход в церковь выполнен в виде широкого крыльца с двускатной крышей, на которой стоит низкий барабан с небольшой главой. Два малых притвора ведут в северный и южный прируб, примыкающий к главному объёму.

Главы, барабаны и крыши покрыты лемехом — небольшими дощечками в форме капли. Оконные наличники, творцы крыш и перил оформлены изящными резными деталями.

Внутреннее убранство

Все основные части внутреннего убранства храма выполнены из дерева и украшены ажурной резьбой. Основной его частью является 5-ярусный иконостас, изготовленный из лиственницы и украшенный резьбой.

Солея ограждена изящной балюстрадой. Над амвоном, расположенным напротив царских врат, сооружен резной пролог, который поддерживается четырьмя фигурными столиками. Напротив иконостаса на уровне 2 этажа оборудовано помещение для хора.

На гладко обтесанных стенах храма расположены многочисленные иконы. Некоторые из них находятся в простых деревянных рамах, другие — наиболее почитаемые — помещены в киоты, богато украшенные резными деревянным орнаментом. Слева от иконостаса у богородичной иконы Помощница в родах стоит небольшой приставной престол, освящённый в честь этого образа.

Храм Георгия Победоносца в Коптево имеет естественный и искусственный источник освящения. Солнечный свет поступает в помещение через небольшие окна, расположенные на уровне второго и третьего этажа. Искусственное освещение обеспечивается электрическими лампами, напоминающими свечи, вставленные в медный подсвечник.

Храм святого Георгия горит в пожаре 1812 года


После Бородинского сражения, русская армия отступила и оставила безлюдную Москву на разграбление войскам Наполеона. Москву сожгли. Однако, подожженная столица стала ловушкой и для сил неприятеля
В ходе этого коварного маневра погибло немало честного люда, не успевшего покинуть город, и пострадали почти все постройки. Не стала исключением и церковь святого Георгия, хотя само здание пострадало мало, только обвалилось гульбище.

Однако пожар сильно сказался на внутреннем убранстве храма. Пострадал алтарь и иконостас, выгорела почти вся роспись. Кроме повреждений от огня храм пострадал от рук мародеров. Часть церковной утвари была скрадена хитниками и пропала в неизвестном направлении.

1825

в этом году началось восстановление Георгиевской церкви после войны 1812 года

Церковь начали восстанавливать только в 1825 году. Ремонт длился почти четыре года. Убрали обломки гульбища, заново расписали внутренние стены, озолотили поврежденный алтарь.

В 1829 году обновленная церковь была вновь открыта для прихожан. Храм приобрел свой современный вид только в 1862 году, когда были выделены средства на его расширение. Галерею, соединяющую колокольню и храм, убрали. На её месте воздвигли два придела. Южный посвятили преподобному Феодору Скиоту, северный — Нилу Столобенскому.


После Февральской буржуазной революции Русская православная церковь вновь обрела независимость от царской воли

Святыни, находящиеся в храме

В Георгиевской церкви хранятся следующие реликвии:

  • храмовый образ Георгия Победоносца с частицей мощей;
  • почитаемая икона Пресвятой Богородицы Помощницы в родах;
  • икона Спиридона Тримифунского;
  • икона с частицей мощей Святого Серафима Саровского;
  • образ Матроны Московской и частица её святых мощей;
  • мощевик с частицами Оптинских старцев.

Икона Георгия Победоносца

Храм в Коптево был воздвигнут в год празднования 850-я столицы. Поэтому посвятили его небесному покровителю города — святому великомученику Георгия Победоносцу.

Один из особо почитаемых православных святых жил в конце III — начале IV вв. Он родился в христианской семье.

Поступив на военную службу, он быстро продвигался по службе и стал одним из приближенных императора Диоклетиана — ярого язычника и гонителя христиан.

Узнав о приверженности молодого воина христианству, правитель подверг его множеству пыток.

Но вера в Силу Господа помогла преодолеть Георгию все телесные страдания. Не сумев обратить воина в язычество, император велел обезглавить его.

На храмовой иконе коптевского храма, расположенной в первом ярусе иконостаса, изображён святой Георгий верхом на белом коне, поражающий копьем дракона (змея).

Этот сюжет основан на посмертном чудесном явлении святого, убившего змея, которому приносили человеческие жертвы жители одного поселения вблизи Берита.

Некоторые богословы трактуют этот апокрифический эпизод как победу великомученика над язычеством, атакующим христианскую церковь.

На правой стене центральной части храма располагается поясная икона Георгия Победоносца, иконография которой восходит к первым изображениям святого воина. На ней великомученик, одетый в красный плащ и кольчугу, держит в руках меч и копье.

К образам святого Георгия приходят молиться о следующем:

  • о защите воинов и их семей;
  • о помощи в ведении фермерского хозяйства;
  • о предотвращении стихийных бедствий;
  • об избавлении от болезней домашних животных.

Икона Пресвятой Богородицы Помощницы в родах

Одна из главных святынь церкви Георгия Победоносца в Коптево — икона Пресвятой Богородицы “Помощница в родах”. Она расположена слева от иконостаса в главной части храма. В честь этого образа Богоматери освящён приставной престол, используемый во время нескольких литургий в день.

К “Помогательнице жёнам” обращаются со следующими молитвенными обращениями:

  • помочь преодолеть бесплодие;
  • облегчить течение беременности и родов;
  • о благополучном рождении здорового и крепкого малыша;
  • о даровании покоя в душе, физических и духовных сил;
  • благодарностью за рождение долгожданного ребёнка.

Почитаемая икона из коптевского храма представляет собой поясное изображение Богоматери, одетой в зелёную рубаху и мафорий такого же цвета.

На уровне её груди находится изображение младенца Иисуса, правая рука которого поднята в благословляющем жесте. Образ размещается под резным деревянным балдахином.

Икона Блаженной Матроны Московской

Храм Георгия Победоносца в Коптево — одно из мест, где хранится икона матушки Матроны Московской с частицей мощей. Она расположена рядом с южным выходом из храма. Блаженная старица изображена в простой зелёной рубахе с белым платком на голове.

Руки сложены на груди в молитвенном жесте, а глаза закрыты. Матрона Московская — единственная святая, которая изображается на иконах с закрытыми глазами. Это является свидетельством, того что, не имея возможности видеть телесные оболочки людей, она заглядывала духовным зрением им в душу, читала их помыслы и намерения.

Обращаться к Святой матушке можно с молитвенным обращением любого содержания.

Но чаще люди просят о следующем:

  • помочь в семейных неурядицах;
  • способствовать решению финансовых сложностей;
  • позаботиться о детях
  • распознать обман;
  • излечить от различных заболеваний.

Приходя в храм молиться какому-либо святому образу, необходимо помнить о следующем:

  • исполнится только искренняя чистая просьба, идущая от души;
  • Господь часто даёт человеку не то что он просит, а то, в чем он больше всего нуждается в этот момент;
  • получив помощь в своей просьбе, необходимо поблагодарить Господа и Святого за помощь.

Ст. 39-46 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. После вечери Господь не предается бездействию, удовольствиям и сну, но учит и молится, давая на то нам образец и пример. Поэтому горе тем, кои после ужинов обращаются к постыдным делам блуда. Научив этому учеников, Господь восходит на гору масличную, чтоб помолиться. Он любил это делать наедине, поэтому отлучается и от учеников. Впрочем, Он берет с Собой учеников, но не всех, а только тех троих, кои видели славу Его на горе (Лк. 9, 28). Поскольку Он находится в борении и молится, то, чтобы сие не показалось признаком боязни, Он берет тех, кои сами видели Божескую славу Его и сами слышали свидетельство с неба, чтобы, видя Его в борении, сочли это делом человеческой природы. Ибо для уверения, что Он был воистину Человек, Он сей природе позволил действовать по-своему. Как Человек, Он желает пожить и молится о мимонесении чаши, ибо человек животолюбив; и чрез то ниспровергает ереси, по словам коих Он вочеловечился призрачно. Ибо если и после таких действий (человеческой природы) находили повод подобным образом пустословить, то чего не насказали бы, если бы сих действий не было? Итак, желание, чтоб чаша пронесена была мимо, принадлежит человеческому естеству, а вскоре за тем сказанные слова: однако, «не Моя воля, но Твоя да будет»показывают, что и мы должны иметь такое же расположение и также мудрствовать, подчиняться воле Божией и не уклоняться, хотя бы наша природа влекла и в противную сторону. «Не Моя» человеческая «воля, но Твоя да будет», и эта Твоя не отделена от Моей Божеской воли. Единый Христос, имея два естества, имел, без сомнения, и волю или желания каждого естества, Божеского и человеческого. Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божеской воле, чтобы все люди спаслись, воле, общей Отцу и Сыну, и Святому Духу, решилось на смерть, и таким образом одно стало желание — спасительная смерть. Что молитва была от человеческого естества, по допущению имевшего общее всем пристрастие к жизни, а не от Божества, как говорят проклятые ариане, это видно из того, что Иисус был в поту и таком борении, что, как говорит присловие, с Него падали капли крови. Ибо о тех, кои сильно трудятся, обыкновенно говорят, что они потеют кровью, подобно как и о тех, кои горько сетуют, говорят, что они плачут кровью. Это-то желая показать, именно: что с Него текла не какая-нибудь тонкая и как бы для видимости показывающаяся жидкость, но падали крупные капли пота, евангелист для изображения действительности употребил капли крови. Отсюда явно, что естество, источавшее пот и находившееся в борении, было человеческое, а не Божеское. Ибо естеству человеческому допущено было испытывать такие состояния, и оно испытывало, чтобы, с одной стороны, показать, что Он не призрачно являлся человеком, а с другой — цель сокровенная, чтоб уврачевать общую человеческому естеству боязливость, истощив оную в Самом Себе и подчинив ее воле Божеской. — Иной может сказать, что выступающий из тела и падающий на землю пот означает то что, с ободрением и укреплением нашего естества во Христе, источники боязливости в нас испаряются, обращаются в капли и падают с нас. Ибо если бы Он не имел этого в виду, то есть желания излечить нашу человеческую боязливость, то не потел бы так, хотя бы и очень был боязлив и малодушен. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». И это для нашего утешения, именно: чтобы мы узнали укрепляющую силу молитвы и, узнав, к ней обращались в случае несчастий. Вместе с сим исполняется и пророчество Моисея, сказанное в великой песни: «и да укрепятся все сыны Божии» (Втор. 32, 43). Некоторые же изъясняли сии слова так, что Ему явился Ангел, прославлял Его и говорил: Твоя, Господи, крепость! Ибо Ты одолел смерть и ад и освободил род человеческий. Это так, — Он же, найдя учеников спящими, выговаривает им и вместе убеждает молиться в искушениях, чтоб не быть от них побежденными. Ибо не впасть в искушение — значит не быть поглощенным от искушения, не стать под его властью. Или и просто повелевает нам молиться, чтобы наше достояние было безопасно и нам не подвергнуться какой-нибудь неприятности. Ибо самим себя ввергать в искушения — значит отважничать и гордиться. Как же Иаков (1, 2) говорит: «С великою радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения»? Что это, не противоречим ли мы себе? Нет, ибо Иаков не сказал: ввергайте себя, но, когда подвергнетесь, не падайте духом, а имейте всякую радость и невольное некогда сделайте вольным. Ибо лучше, если б не пришли искушения, но когда и пришли, зачем печалиться безумно? — Укажи ты мне место в Писании, где бы буквально повелевалось молиться о том, чтобы впадать в искушения? Но ты не можешь указать. — Знаю, что два вида искушения и что некоторые долг молиться о невпадении в искушение разумеют об искушении, побеждающем душу, например, об искушении блуда, искушении гнева. А всякую радость должно иметь тогда, когда подвергаемся телесным болезням и искушениям. Ибо в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется(2 Кор. 4, 16). Хотя знаю я это, но предпочитаю то, что более истинно и что ближе к настоящей цели.

Ст. 47-53 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Иуда идущим на Иисуса поставил знаком поцелуй, но чтобы они не ошиблись по причине ночи, указал не издалека. — Чтобы Иисус не скрылся, для сего они приходят с фонарями и светильниками. — Что же Господь? Он допускает к Себе с этим вражеским поцелуем. И громовые стрелы не просыпались в неблагодарного и коварного! Так, Спаситель учит нас незлобию в таких обстоятельствах. Он с укоризной говорит только: «Иуда! целованием ли предаешь?» Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаешь? «Сына Человеческого», то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью. Поэтому не обидел его, не назвал его бесчеловечным и крайне неблагодарным, но назвал его собственным именем: «Иуда». И не упрекнул бы, если бы и это не служило к его улучшению, в случае его желания. Ибо Он сделал это и, по-видимому, упрекнул для того, чтоб Иуда не подумал, что Он укроется, но чтобы, по крайней мере, теперь, признав Его Владыкой, как Всеведущего, припал к Нему и раскаялся. Господь знал, что Иуда неисправим, однако же, творил Свое, подобно как и Отец Его творил в Ветхом Завете; знал, что евреи не послушают, однако же, посылал пророков. А вместе и нас научает сему самому, именно: чтоб мы не оскорблялись при исправлении падающих. — Ученики воспламеняются ревностью и извлекают мечи. Откуда они имели их? Им естественно было иметь их, так как они пред этим закалали агнца и вышли из-за стола. Но горячий Петр получает упрек, потому что употребил ревность вопреки намерению Господа. Тогда как прочие спрашивают, не ударить ли нам, он не ожидает одобрения (как везде он был горяч за Учителя!), но ударяет раба первосвященникова и отсекает ему правое ухо. Это сделалось не случайно, но в знак того, что первосвященники тогдашние все сделались рабами и потеряли правильный слух. Ибо, если бы они слушали Моисея, не распяли бы Господа славы (Ин. 5, 46). Иисус приставляет ухо; ибо великой силе Слова прилично исцелять непокорных и давать им ухо для слышания. Иисус совершает чудо для того, чтобы сим видимым чудом над ухом показать Свое незлобие и, по крайней мере, чудом навести их на мысль удержаться от бешенства. — Говорит первосвященникам и «начальникам» храма, то есть распорядителям, поставленным для удовлетворения требований священников; или начальниками называет тех, коим вверялись дела по постройке и украшению храма. Говорит им: всякий день учил Я в храме, и вы не хотели взять Меня, а теперь пришли как на разбойника. Впрочем, вы предпринимаете поистине дела ночи, и власть ваша есть власть тьмы. Поэтому вы точно выбрали такое время, которое прилично и вам, и делу, которое вы предпринимаете.

Ст. 54-62 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал. Петр, по предсказанию Христову, оказался слаб и отрекся от Владыки Христа не однажды, а трижды, и отрекся с клятвой, ибо Матфей говорит: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26, 74). Может быть, им овладела такая робость, и он на некоторое время оставлен был за его дерзновение, как бы в научение, чтоб он и к прочим был снисходителен. Ибо он был очень дерзновенен, и если бы не уцеломудрился этим обстоятельством, то во многом поступал бы самовластно и без снисхождения. Но тогда он впал в такой ужас, что не почувствовал бы и падения, если бы Господь, обратясь, не взглянул на него. О благость! Сам находится под осуждением, а заботится о спасении ученика. И справедливо. Ибо самое осуждение Он переносил для спасения человеческого. — Сначала ученик отрекся, потом петух запел. Тот снова отрекся, даже до трех раз, и петух опять запел в другой раз. Так точно и подробно описывает Марк (гл. 14) и передает это как узнавший от Петра, ибо он был его учеником. А Лука, поскольку о сем сказано у Марка, сказал кратко, не входя в подробности. И слова Луки не противоречат тому, что сказал Марк. Ибо петух имеет обычай и за каждый прием петь раза два или три. Итак, Петр был приведен человеческой немощью в такое забвение, что не пришел в чувство и от пения петуха, но и после того, как петух пропел, снова отрекся, и еще раз, доколе благостный взгляд Иисуса не привел его в память. — «И, выйдя вон, горько заплакал». Марк говорит, что Петр вышел и после первого отречения (Мк. 14, 68). Потом естественно было ему снова войти, чтобы не подать большего подозрения, что он был Иисусов. Когда же снова пришел в чувство, тогда уже выходит и горько плачет. А чтобы не быть замеченным от находившихся во дворе, выходит тайно от них. — Некоторые, не знаю почему, слагают безумную защиту в пользу Петра, дерзко говоря, что Петр не отрекся, но сказал: я не знаю Сего «человека», то есть знаю не как простого человека, но как Бога, сделавшегося Человеком. Этот безумный довод оставим другим. Ибо они Господа представляют лживым, противоречат связи евангельской речи и никак не смогут согласить порядок повествования. Да и о чем Петру плакать, если он не отрекся?

Ст. 63-71 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им; если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня, отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.Причинявшие это Иисусу были какие-нибудь ругатели и люди необузданные; ибо нужно было, чтобы диавол не оставил ни одного вида злобы, но всю ее излил, чтобы природа наша, оказавшись во всем святой, победила и попрала его.

Поскольку Господь для того воспринял наше естество, чтобы укрепить оное против всех хитростей диавола и показать, что и первоначально Адам не был бы побежден, если бы был бодр, поэтому, когда изливаются на Него все виды злобы диавольской, Он терпит, чтобы мы впоследствии мужались, зная, что природа наша во Христе победила, и не робели ни перед чем, по-видимому, обидным и горьким.

Поэтому Он переносит насмешки и биения и, будучи Владыкой пророков, осмеивается как лжепророк. Ибо слова: «прореки» нам, «кто ударил Тебя», к тому относятся, чтобы осмеять Его как обманщика, а между тем присвояющего Себе дар пророчества. «И как настал день».

Пьяные слуги ночью осмеивали и злословили Иисуса Христа. А днем старейшины и почетные люди спрашивают: Он ли Христос? Зная их мысли и то, что, не поверив делам, сильнее могущим убедить, подавно не поверят словам, Он говорит: если Я и скажу вам, вы не поверите. Ибо если бы вы верили Моим словам, то какая была бы нужда в настоящем собрании? Если же и спрошу, вы не будете отвечать. Ибо они часто отмалчивались при вопросах, например, о крещении Иоанновом (Мк. 11, 33), о словах: «сказал Господь Господу моему» (Мф. 22, 44), о женщине скорченной (Лк. 13, 11). Когда вы послушали Меня и уверовали? Когда вы не смолчали на данный вам вопрос? Поэтому скажу только, что отныне не время говорить вам и объяснять, кто Я (ибо если бы вы желали, вы познали бы Меня из совершенных Мной знамений), а отныне время осуждения. Вы увидите Меня, Сына Человеческого, сидящим «одесную силы Божией».

При сем нужно бы устрашиться, а они после таких слов еще более рассвирепели и в неистовстве спрашивают: итак, Ты Сын Божий? Он же с умеренностью и с указанием на несообразность их вопроса отвечает им: вы это говорите, что Я, ибо Он презирал их ярость, говорил с ними неустрашимо. Отсюда же явно, что упорные не получают никакой пользы от того, что им открываются тайны, но принимают гораздо большее осуждение. Поэтому и должно скрывать оныя от таковых, ибо это дело больше человеколюбивое.

Ст. 1-5 И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Видимо противоречат истине. Ибо где Иисус воспретил платить подати, когда Он, напротив, повелел отдавать оные как должное? Именно Он так говорил:«отдавайте кесарево кесарю» (Лк. 20, 25). Как Он возмущает народ? Не доискивается ли Царства? Но этому никто не поверил. Ибо и тогда, когда народ хотел сделать Его царем, Он, узнав о сем, удалился (Ин. 6, 15). Поэтому и Пилат, поняв клевету, открыто говорит: я не нахожу никакой вины в этом человеке. — По моему мнению, и самый вопрос, который он делает Христу, есть насмешка над клеветой. Ибо говоря: Царь ли ты Иудейский? — он насмехается над самим делом. Он говорит как бы так: Тебя, убогого, бедного, нагого, беспомощного, обвиняют в стремлении к царской власти. А это, как мы сказали, есть насмешка над обвиняющими в сем Иисуса, что они такого беспомощного и такого бедняка представляют себе замышляющим такое дело, для которого нужны и состояние, и помощники, а они, не имея ничего другого в подтверждение клеветы, употребляют в дело голоса и кричат против Бога Слова, «Развращает», — говорят, — то есть возмущает «народ», и не в одном частном месте, но начал от Галилеи и, пройдя чрез средину Иудеи, успел возмутить до сего места. Мне кажется, что они неспроста упомянули о Галилее, но с намерением привести Пилата в страх. Ибо галилеяне всегда таковы, мятежники и склонны к нововведениям, каков и Иуда галилеянин. О нем-то, кажется, они и напоминали Пилату, говоря как бы так: правитель, сравни Иуду галилеянина, который наделал много беспокойства римлянам, возмутив немалую часть народа. Таков же и Сей, Которого тотчас нужно истребить.

Расписание богослужений

День неделиВремяТип богослуженияОсобенности
Понедельник9.00
17.00
Божественная литургия. Молебен.
Вечерня. Утреня. Исповедь.
Вторник
СредаНа вечерней службе читается акафист Божией Матери.
ЧетвергМолебен о болящих.
ПятницаВсенощное бдение.
Суббота7.00
10.00

17.00

Ранняя Божественная литургия.
Поздняя Божественная литургия.

Вечерня. Утреня. Исповедь.

ВоскресеньеНа вечерней службе читается акафист святому великомученику Георгию Победоносцу.

В дни общецерковных и престольных праздников возможно изменение расписания работы храма, о котором можно узнать в информационной службе.

Престольные праздники[править]

Георгий Победоносец, великомученик

— 6 мая

Благовещение Пресвятой Богородицы

— 7 апреля

Нила Столобенского — Июнь 9 [по н.с.] (обретение мощей), Декабрь 20 [по н.с.] (день преставления)

Новомучеников и исповедников Церкви Русской — Февраль 7 [по н.с.]

свт. Феодора Сикеота — Май 5 [по н.с.] (день преставления), Июнь 28 [по н.с.] (перенесение мощей)

Приходская деятельность

Кроме духовного служения, клирики георгиевской церкви проводят активную социальную деятельность, направленную на духовное, культурное и физическое развитие детей и молодёжи. В рамках этой работы при приходе храма Георгия

Победоносца в Коптево действуют следующие организации:

  • хоровая капелла “Виктория” для детей;
  • любительский и профессиональный взрослый хор;
  • танцевальный кружок “Мечта”
  • секции рукопашного боя для детей и взрослых;

  • секции исторического и современного боя на мечах;
  • секция футбола;
  • кружки семейного и детского туризма;
  • курсы подготовки инструкторов по туризму;
  • клуб любителей искусства.

Клирики и прихожане храма ведут социальную деятельность.

К ней относятся:

  • оказание социальной помощи, нуждающимся в ней людям;
  • деятельность сестринства Спиридона Тримифунского по окаймлению ряда медицинских учреждений;
  • поддержка детских домов;
  • гуманитарная помощь жителям отдалённых российских приходов.

Приход регулярно организует паломнические поездки по святым местам, познавательные и развлекательные экскурсии для детей и молодёжи. Совместно с другими приходами Северного, Северо-западного и Западного викариатства организован детский летний лагерь “Юный академик”.

Правила поведения в храме

Храм — дом Господа, куда человек приходит для общения с ним посредством святой молитвы.

Во время посещения церковного богослужения необходимо придерживаться правил, которые можно разделить на несколько групп:

  1. Поведение в храме взрослого человека.
  2. Особенности посещения церкви с детьми.
  3. Требования к внешнему виду.

Поведение в храме взрослого человека:

  1. В храм следует приходить за некоторое время до начала богослужения, чтобы спокойно поставить свечи, поклониться иконам и занять удобное место.
  2. Обязательно необходимо выключить мобильные телефоны.
  3. Человек, пришедший после начала литургии, должен тихо зайти в помещение, лёгким кивком поприветствовать знакомых людей, не отвлекая их беседой. Не стоит ходить по храму во время богослужения, так как это мешает остальным прихожанам сосредоточиться на благоговейной, смиреной молитве.
  4. Православные христиане участвуют в богослужении, стоя на ногах. Причём по традиции мужчины располагаются справа от Царских ворот, а женщины слева от них. Сесть могут только немощные люди.
  5. Во время богослужения следует читать общие молитвы. Они должны идти от сердца. Необходимо помнить, что в этот момент на человека взирает Господь и все святые угодники.
  6. Уходить из церкви до конца литургии нельзя. Выйти можно в случае крайней необходимости, затем покаявшись в этом поступке на исповеди.

Правила для родителей с детьми:

  1. Перед посещением храма следует объяснить детям, что в нём нельзя громко разговаривать, кричать и бегать. Если ребёнок ещё не был в церкви, то следует прийти сюда заранее, чтобы ответить на все возникающие у него вопросы об убранстве храма и предстоящем действе.
  2. Если ребёнок закричал во время богослужения, то его тихо выводят из помещения и успокаивают.
  3. Употреблять пищу и пить в храме (кроме причастия хлебом) не могут даже дети.

Требования к внешнему виду:

Мужчины и женщины приходят в храм с мыслями о душе и духовном совершенствовании. Поэтому внешний вид должен быть скромным. Женщины должны быть одеты в юбку или платье, которое закрывает колени и плечи. На лице не должно быть косметики.

Особенно необходимо воздержаться от использования помады. Голова должна быть покрыта. Мужчины, наоборот, должны снимать головной убор и солнечные очки. Им нельзя заходить в церковь в шортах и майках без рукавов.

Часто в церквях складываются местные традиции, не содержащиеся в церковном Уставе. Следование им является не обязательным, но и спорить со сделавшими замечание прихожанами не следует. Их следует со смирением выслушать и извиниться за допущенный промах.

Храм Георгия Победоносца, в столичном районе Коптево — не только центр духовной жизни местных прихожан, но и яркий памятник деревянного храмового зодчества. Активную социально-просветительскую работу церковных клириков поддерживают не только местные прихожане, но и посетители храма из других районов столицы.

Оформление статьи: Владимир Великий

Последний настоятель храма святого Георгия Владимир Проферансов причислен к новомученикам

В августе 2000 года состоялся юбилейный съезд Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Одной из тем стало принятие сомна новомучеников и исповедников Российских. Среди прочих к лику святых был причислен последний настоятель храма св. Георгия, протоиерей Владимир Проферансов.

Батюшка занимал важный пост секретаря Патриарха Тихона. Когда к нему пришли люди из НКВД и предложили сотрудничество. Протоиерей отказался. Его арестовали, затем осудили и отправили в безвременную ссылку.

15 декабря

официальный день памяти новомученика Владимира Лубянского

В 1937 году отца Владимира отправили этапом на Бутовский полигон, где в тот момент работали ОБКОМовские тройки. Одной из таких групп протоиерей приговорен к ресстрелу.

15 декабря стал официальным днем памяти Владимира Лубянского. Причем поминать святого начали в том же 2000 году. К этой дате была написана икона святомученника. Однако только в 2007 году впервые провели полноценное празднование в честь святого Владимира Лубянского.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]