Апостол и евангелист Лука (I в.)
Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, — пишет о нем апостол Павел в своем послании к Колоссянам (Кол 4:14). Лука — апостол от 70-ти, написал одно из четырех Евангелий под руководством апостола Павла и книгу «Деяния святых апостолов». По преданию, первым написал иконы Божией Матери. В честь евангелиста получил свое имя в монашестве еще один святой врач — архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Апостол Лука принял мученическую смерть: его повесили на дереве.
Святые бессребреники Косма и Дамиан (IV в.)
Православная Церковь чтит память сразу трех пар святых с именами Косма и Дамиан: все они прославились как врачи-бессребреники. Наибольшим почитанием пользуются Косма и Дамиан Асийские (IV в.), родные братья. Воспитанные матерью-христианкой (преподобной Феодотией), они безвозмездно исцеляли больных и, кроме этого, сами разыскивали и лечили диких животных, которые потом без страха ходили за ними. В конце жизни Дамиан нарушил обет безвозмездного врачевания: выздоровевшая безнадежная больная умолила его во имя Святой Троицы взять в дар за исцеление три яйца. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма завещал похоронить их с Дамианом отдельно. После смерти братьев Бог открыл людям, что Дамиан принял дар ради любви к Создателю, а не из корысти, и святых братьев погребли вместе.
Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III — начало IV вв.)
Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.
Житие святого Диомида
Святой Диомид был рожден в том же городе, что и Павел – один из двенадцати учеников Христа. Город этот назывался Тарс и находился на территории Киликии, нынешней Турции. Здесь же Диомид выучился на лекаря и принял христианство.
Будущий мученик не брал с бедных людей плату за лечение. При этом часто лекарства он заменял молитвенными призывами имени Господа, осенял пациентов крестным знамением. Святая вера помогала Диомиду излечивать не только самые тяжелые телесные болезни, но и душеные недуги.
Своим лекарским искусством и рассказами о Спасителе Диомид обращал людей в Христову веру. Святой лекарь, по примеру своего соотечественника – апостола Павла, покинул родные места, отправившись по разным городам, неся людям учение о Христе.
Это был период правления римского императора Диоклетиана, отличившегося жестокими гонениями на христиан. Правителем был даже создан специальный указ, по которому христиан лишали всех прав. Повсеместно шло разрушение христианских храмов, уничтожение религиозной литературы, а христиан разрешалось подвергать пыткам. При этом они не имели права просить защиты в суде.
Но Диомида это не остановило. Он переходил из одного города в другой, исцеляя людей, проповедуя Христову веру. Так он дошел до города Никеи, где продолжил заниматься миссионерской и врачебной деятельностью. Благодаря святому многие идолопоклонники приняли христианство. Он посещал темницы, ухаживая за арестованными и осужденными христианами, укрепляя их перед предстоящими мучениями.
Слух о христианском целителе и чудесам, творимым им, дошел до императора Диоклетиана, находящегося тогда в восточной столице Римской империи – Никомедии. Правитель повелел схватить Диомида и доставить лекаря к нему для совершения суда.
Воины, посланные за Тарским лекарем, посадили его в телегу и повезли на языческий суд. По дороге святой попросил стражников остановиться, чтобы помолиться Господу. Во время молитвы Диомид испустил дух, так как Господь решил избавить святого от мучений.
Воины, испугавшись гнева императора, отрубили мученику голову. Они решили привезти ее правителю как доказательство того, что его поручение выполнено. Но после этого стражники мгновенно ослепли.
Когда Диоклетиан увидел слепых воинов, то приказал им вернуть голову на место, приложив ее к телу мученика. Вернувшись на место расправы и выполнив указание правителя, воины вновь обрели зрение. После этого прозревшие стражники стали исповедовать христианскую веру.
Над телом мученика, оставленного на дороге, летали вороны. Тогда одна довольно обеспеченная благочестивая женщина по имени Петрония, вылеченная когда-то Диомидом, выкупила тело святого, чтобы предать останки целителя земле.
Святой великомученик Пантелеимон (III в.)
Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. После смерти отца (крестившегося в конце жизни) будущий великомученик посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу — они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом. Святой великомученик и целитель Пантелеимон почитается в Церкви как покровитель врачей и ходатай за болящих.
ДИОМИД
[Диомед; греч. Διομήδης] († кон. III — нач. IV в.), мч. (пам. 16 авг.), св. врач. Род. в Тарсе Киликийском в благочестивой христ. семье. По профессии врач, он не только лечил телесные болезни, но и избавлял от духовных недугов, призывая имя Христово. Переселившись из Тарса в Никею в Вифинии, Д. исцелял и обращал в христианство мн. жителей этого города, посещал темницы, где томились христиане, ухаживал за ними и укреплял в предстоящем мученичестве. Молва о Д. дошла до имп. Диоклетиана (284-305). Правитель приказал воинам схватить врача и привести в г. Никомидию. По пути Д. попросил остановить повозку, сошел с нее, чтобы помолиться, и, став на колени, предал душу Богу. Слуги императора, найдя Д. уже мертвым, решили отсечь ему голову в доказательство исполнения данного им поручения. В тот же миг они ослепли. Диоклетиан, увидев принесенную голову, приказал отнести ее обратно и приложить к телу мученика. Когда воины выполнили это повеление, зрение вновь вернулось к ним и они уверовали во Христа.
Мч. Диомид. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 125) Мч. Диомид. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 125)
Сохранилось 2 пространных Жития Д.: анонимное (BHG, N 548) и написанное ок. 1239-1240 гг. мон. Лаврентием Рутиенским из Калабрии (BHG, N 549, 549b), а также краткие версии Мученичества этого святого (BHG, N 550 и SynCP. Col. 901). Анонимное Житие Д., изданное В. В. Латышевым по Ватиканской рукописи (Vatic. gr. 1671), содержит дополнительные сведения по сравнению с Житием, написанным мон. Лаврентием: рассказ о вороне, к-рый летал над телом мученика и охранял его от др. хищных птиц до тех пор, пока некая богатая женщина Петрония, исцеленная Д., не выкупила и не погребла с честью останки святого. По мнению Латышева, этот эпизод мог быть присоединен позднее к.-л. переписчиком, заметившим, что в Житии упущены сведения о погребении и времени кончины Д. Интересно, что дата смерти указана по рим. календарю («перед третьими идами августа») с прибавленным позднее переводом на греч. времясчисление (11 авг.), а 16 авг., когда впосл. стало совершаться празднование в честь этого святого, является днем погребения мученика.
Латышев считает, что оба пространных Жития восходят к общему несохранившемуся источнику и что дополнение анонимного Жития было связано с необходимостью произнесения похвального слова в день памяти Д.
Подлинность сведений, содержащихся в Житиях Д., вызывает сомнение у нек-рых зап. ученых (Р. ван Дорен, Т. Бекке).
По мнению Х. Г. Бека, мон. Лаврентий является не автором Жития Д., а только переписчиком рукописи (Ambros. 834), в к-рой оно содержится (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 580).
Почитание Д. было широко распространено в К-поле, уже при имп. Константине Великом (306-337) там был построен храм во имя мученика. В этом храме хранилась глава и др. мощи Д. Примерно в 1-й пол. VI в. на том же месте, недалеко от Золотых ворот, возник посвященный ему мон-рь. Согласно Хронике Продолжателя Феофана, ц. Диомида была перестроена и украшена Василием I Македонянином (867-886), поскольку здесь он получил предсказание о восшествии на престол.
Сохранилось 2 Похвальных слова Д.- Никиты Давида Пафлагона (кон. IX — нач. X в.) (BHG, N 551) и Максима Плануда (ок. 1255 — ок. 1305) (BHG, N 552).
Правосл. Церковь почитает Д. как целителя и призывает его имя во время совершения таинства Елеосвящения.
В Мартирологе блж. Иеронима, так же как и в Мартирологе Узуарда, день памяти Д. отмечен 9 июня, тогда как в визант. синаксарях в этот день упоминаются мученики Орест и Родон. В Римском Мартирологе память Д. указана 16 авг.
Ист.: BHG, N 548-552; ActaSS. Aug. T. 3. P. 266-270 [Житие мч. Диомида, написанное Лаврентием Рутиенским]; SynCP. Col. 901; MartHieron. P. 311; MartRom. P. 341-342; Латышев В. В. Неизданные греч. агиогр. тексты. СПб., 1914. С. 125-132. (ЗИАН; Т. 12. № 2) [анонимное Житие]; ЖСв. Авг. С. 283-284.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 326; Van Doren R. Diomeede // DHGE. T. 14. Col. 504; Becquet T. Diomede // BiblSS. Vol. 4. Col. 629; Janin. Églises et monastères. P. 95-97; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. / Пер. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463.
А. Н. Крюкова
Иконография
Как правило, Д. изображается юным мучеником с едва заметной бородой, с темными недлинными волосами, вьющимися на концах; одет в хитон и гиматий, обычно красного цвета, в руках крест. Такого типа единоличное изображение представлено на эмалевом медальоне (XI в.) Пала д’Оро (собор Сан-Марко, Венеция) — погрудно, в руке крест. Как правило, Д. изображается в минейных циклах. В миниатюрах его образ сохранился в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) — юный, с короткой бородой, необычно то, что, подобно др. св. целителям (Пантелеимону, Косме и Дамиану), Д. изображен в одеждах, схожих со священническими фелонью (красная) и подризником (голубой), с узкой полоской ораря, в руках не крест, а орудия его служения как целителя (не различимы) (РНБ. O. I. 58. Л. 125). Образ святого устойчиво встречается в настенных минологиях ряда балканских храмов: в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) — полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; под 11 авг. изображен вместе с мч. Зеноном в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- полуфигура. В рус. минеях, несмотря на предпочтительное изображение под 16 авг. Нерукотворного образа Спасителя, Д. также представлен, напр., в гравированных святцах на август гравера Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ).
В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, описание Д. дано в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 16 авг.: «…молодой с остроконечною бородою, был обезглавлен во время сна» (Ч. 3. § 22); в рус. традиции, согласно описаниям иконописных подлинников XVIII в., он «рус аки Флор (мч. Флор Иллирийский.- Авт.), власы с ушей кратки, брада невелика, в трех ризах, верхняя киноварная, средняя вохряная, исподняя празеленная, в руке крест, в другой сосуд, на ногах сапоги» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 121).
Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Миjовић. Менолог. 1973. С. 376, 390; Евсеева. Афонская книга. Кат. № 177. С. 324.
Э. В. Ш.
Мученик Орест (конец III — начало IV вв.)
Был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его — Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.
Икона мученика Диомида
Святой Диомид на иконах изображается молодым мужчиной с темными, вьющимися на концах волосами и такой же темной, небольшой бородкой.
Узнать образ мученика можно по следующим признакам:
- нижняя рубаха – хитон, красного цвета;
- поверх хитона наброшен синий плащ, закрепленный фабулой (застежкой) на правом плече;
- в руках святой держит орудия целителя: правой рукой – коробок со снадобьями, левой – лекарскую палочку.
Встречаются как поясные изображения мученика, так и ростовые.
Мученик Диомид (III в.)
Врач по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении таинства Елеосвящения (Соборования).
О чем просят у святого
Так как при жизни святой мученик был лекарем, то и после смерти его просят об исцелении от многих болезней. Особенно Диомид помогает страдающим кожными заболеваниями. Мученик оказывает помощь не только больным, но и врачам. Хирурги просят поддержки у святого лекаря перед проведением сложных хирургических операций.
К Божьему угоднику обращаются за помощью при возникновении следующих природных катаклизмов:
- землетрясений;
- паводков;
- пожаров.
По молитвам к святому Диомиду люди избавляются от пагубных пристрастий, обретают душевное спокойствие, укрепляются в вере.
Преподобные Алипий (XII в.) и Агапит (XI в.) Печерские
Насельники Киево-Печерской лавры были первыми прославленными святыми лекарями на Руси. Преподобный Агапит, в частности, прославился тем, что исцелил Владимира Мономаха, будущего великого Киевского князя, прислав ему настой из трав. Однажды монаха-целителя из зависти попытался отравить известный в Киеве врач, однако яд не подействовал. Впоследствии завистник покаялся и принял монашеский постриг.
Преподобный же Алипий, кроме дара целительства, известен как иконописец. Одна из икон его письма — Свенская икона Пресвятой Богородицы — хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Православные тексты
Обращаться с прошением к святому лекарю можно своими словами. Но молитва будет гораздо действенней, если читать специальный православный текст. Мученику Диомиду написаны молитвенные песнопения: тропарь, кондак. Тексты небольшие, легко запоминаются.
Тропарь
Мучительнии сосуди устроиша ти путь к Небесем,/ Христов воине Диомиде,/ победив диавольския козни,/ и на Небесех у Христа прославися,/ молися за творящих верою память твою.
Праведный страстотерпец Евгений (Боткин) (XX в.)
Сын известного русского врача Сергея Петровича Боткина (лейб-медика Александра II и Александра III). Окончил с отличием Военно-медицинскую академию, работал в Мариинской больнице для бедных. С началом Русско-японской войны (1904 год) стал добровольцем в действующей армии, возглавил медицинскую часть Российского общества Красного Креста. В 1908 году приглашен в семью Николая II в качестве лейб-медика. На этой должности пробыл до самой смерти — в 1918 году его расстреляли вместе с царской семьей в Екатеринбурге. В 2016 году причислен Русской Православной Церковью к лику святых.