Прикасаться к поясу Богородицы нужно не губами, а рукой


Пресвятая Богородице, помогай нам!

Всякий христианин уповает на помощь Божией Матери, обращается к ней в молитвах, просит о самом дорогом, о самом ценном. Кто измерит силу любви Пресвятой Марии Девы к нам, грешным и немощным? Эта сила превосходит разумение человеческое — Богоматерь Сына своего на казнь проводила, на казнь за наши грехи. Мы молимся Владычице, продолжая грешить и распинать Господа своими грехами. А Царица Небесная не перестает нас утешать, ободрять, исцелять.

Христианскому роду даровано великое утешение — пояс Пресвятой Богородицы. Он был соткан руками Пречистой, обвивал Святое Чрево, носившее Бога. Это материальное свидетельство спасения, оставленное нам в помощь.

Исторические свидетельства

О поясе Пресвятой Богородицы и Девы Марии повествуют два источника X века — Минологий Василия II и Синаксарь византийской церкви.

Согласно Минологии, риза и пояс Богоматери находились в Иерусалиме. Затем при императоре Аркадии, правившем в конце IV — начале V века, были перенесены в Константинополь.

Во время правления Юстина II (VI век), пояс был перенес из города Зилы в Халкопратийскую церковь в Константинополе. Святыня помещалась в золотом ковчеге, опечатанном царской печатью императора Аркадия.

Православная Жизнь

Честной Пояс Богородицы, разделенный на сегодняшний день на три части, является единственной реликвией или святыней, которая сохранилась от Ее земной жизни и хранится в Священной Великой Обители Ватопед.

Рака с Поясом Пресвятой Богородицы. Ватопед, Святая Гора Афон

Согласно преданию, Пояс был изготовлен из верблюжьего волоса самой Богородицей, а после Ее Успения, при Вознесении Ее на небеса, Она передала его апостолу Фоме. «Когда восходила Ты, пречистая, к незапятнанной славе, рукою Своей даровала апостолу Фоме Свой святейший пояс», — поёт Церковь в день празднества положения Честного Пояса Богородицы.

Хранение Честного Пояса взяли на себя две бедные набожные женщины из Иерусалима. Незадолго до своего Успения Богоматерь приказала евангелисту Иоанну разделить между ними и две своих ризы. Из поколения в поколение Пояс передавался на хранение благочестивой деве родом из этой семьи.

В годы правления императора Аркадия, сына Феодосия Великого, Честной Пояс был перенесён в славную столицу Византийской империи, г. Константинополь. Он был положен в прекрасную раку, которая была названа «святой ракой». Положение произошло 31 августа. Священная реликвия должна была защищать столицу государства и Ее жителей от вражеских нападений, несчастий и посягательств злых духов.

Через несколько лет дочь Аркадия, императрица Пульхерия, возвела блистательный Халкопратийский храм и положила в него Честной Пояс.

В следующем веке, неизвестно, когда именно и кем, Честной Пояс был перенесён в г. Зила, что в Каппадокии, на юге от Амасеи. В Константинополь он снова был перенесён в период правления императора Юстиниана I (527–565 гг.), при котором был построен собор Святой Софии. Его преемник Юстиниан II и его супруга София отреставрировали Халкопратийский храм и возвели маленькую церковь Святой Раки. Честной Пояс хранился на Святом Престоле.

Честной Пояс Богородицы в Константинополе совершил множество чудес. Он излечил Зою Заутзи, супругу императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.), которая была мучима духом нечистым. Когда патриарх возложил на неё Святой Пояс, она сразу же освободилась от своего мучения. В знак благодарности, она украсила весь Пояс золотой нитью и в таком виде он сохранился по сей день в Священной Великой Обители Ватопед.

Константинопольский патриарх Герман I (715–730 гг.) с лиризмом говорил, что Честной Пояс вечно хранит Божие благоухание совершённых им исцелений, даруя радость всем, кто приближается к нему с верой и благоговением; и Иосиф Песнопевец (прибл. 816–866 гг.) воспевает святыню, так как Благодатию Божией Матери она освящает верующих, приходящих благоговейно приложиться к ней, ограждает их от вреда и освобождает от болезней и скорбей.

Около 1150 г. Честной Пояс находился в Большой Палате Константинополя, в храме Святого Михаила. Вероятно, он был разделён на части, которые были перенесены в храмы.

В XII веке, в частности, в годы правления Мануила I Комнина (1143–1180 гг.), праздник Святого Пояса был официально утвержден 31 августа, тогда как ранее его отмечали вместе с праздником Ризы Богородицы 2 июля.

После захвата Константинополя крестоносцами четвертого крестового похода в 1204 г. некоторыми частями Пояса овладели орды варваров, которые и перенесли их на Запад. К счастью, утеряны были не все. Точно известно, что часть Честного Пояса осталась в Константинополе, а после его повторного завоевания в 1261 г. Михаилом VIII Палеологом она хранилась во Влахернской церкви. Свидетельство анонимного русского паломника в Константинополе, датированное приблизительно 1424–1453 гг., касательно существования Святого Пояса в Царьграде является последним. Неизвестно, что произошло впоследствии, после падения Константинополя в 1453 г. Наибольшая часть Честного Пояса, сохранившаяся до наших дней, хранится в нашем Монастыре. Эта часть достигла монастыря после множества приключений.

Константин Великий изготовил крест, который он брал с собой в военные походы для защиты себя и своего войска. В середине креста находился кусочек Честного Древа; также в нём были отсеки, в которых были размещены святые останки наиболее значимых мучеников и кусочек Честного Пояса. Этот крест брали с собой в военные походы все императоры. В ходе одного из походов против болгар император Исаак II Ангел (1185–1195 гг.) был побежден правителем Асаном. Тогда один из священников бросил королевский крест в реку, дабы не допустить его осквернения врагами. Однако он всё же был найден и передан болгарскому царю Асану.

Болгары состояли в не слишком хороших отношениях с сербами, и они постоянно ухудшались. Приблизительно в 1330 г. в одном из сражений болгарское войско было наголову разгромлено сербским правителем великомучеником Лазарем (1389 г.). Так королевский крест перешел в руки сербов. По истечении сорока лет Лазарь даровал монастырю Ватопед королевский крест вместе с кусочком Честного Древа, кусочком Честного Пояса и другими священными останками. Надпись на сербском языке на обратной стороне Честного Креста гласит: «Лазарь, во Христе Боге князь Сербии и правитель Греции, приношу в дар могущественное оружие с непорочным Поясом Пречистой Девы монастырю Ватопед моего царства». С тех пор он хранится в алтаре соборного, то есть центрального, храма Обители.

Нельзя оставить без внимания еще одно предание, сохранившееся в нашем Монастыре. Согласно ему, Честной Пояс был принесен в дар императором Иоанном VI Кантакузином (1341–1354 гг.), который впоследствии отрекся от императорского звания, постригся в монахи с именем Иоасаф и монашествовал в Ватопедской Обители.

В годы турецкого владычества братья монастыря путешествовали, совершая крестные ходы со Святым Поясом по Криту, Македонии, Фракии, Константинополю и Малой Азии, дабы освятить и поддержать порабощенный эллинизм и оградить его от всяческих заразных заболеваний.

Отрывок из сборника «Чудеса Святого Пояса. Священная Великая Обитель Ватопед»

Чудесный дар Богородицы

Апостол Фома, по Промыслу Божию, не был на похоронах Богоматери. Он очень скорбел, что не простился с Госпожой. В утешение Пресвятая Богородица явилась ему и спустила с небес свой пояс. Этот сюжет встречается в православных иконах. В Греции, на Афоне, в монастыре Дионисиат есть фреска XVI века. На ней Фома протягивает пояс Владычицы остальным ученикам, как бы давая полюбоваться.

Ватопед: пояски Богородицы

Поделиться

Честной Пояс Пресвятой Богородицы Фото: www.pemptousia.ru

Афонские монастыри не только обладают древней историей, но также являются хранителями уникальных святынь. Одна из них — пояс Пресвятой Богородицы, который Дева Мария носила при жизни. После чудесного вознесения Богоматери на Небо Ее пояс остался в Ее пустой гробнице и стал для древних христиан настоящей святыней.

Сначала пояс Богородицы находился в Палестине, но в 5 веке был перенесен в столицу Восточной Римской империи — Константинополь. Там он находился в императорской Влахернской церкви.

В середине 12 века пояс Богородицы был перевезен на Афон — в монастырь Ватопед. Эта древняя обитель пользовалась покровительством греческой и сербской знати. Поэтому Ватопед всегда был процветающим и влиятельным монастырем. И остается таковым и сегодня. Но уже благодаря своим святыням.

Ежедневно множество паломников съезжаются в Ватопед, чтобы поклониться его реликвиям, в частности, поясу Богородицы. С древних времен православные верят, что через прикосновение к поясу они могут получить исцеление от различных болезней. Первый задокументированный случай подобного исцеления произошел в 10 веке в Константинополе, когда от тяжкого недуга благодаря поясу избавилась императрица Зоя. С тех пор подобные чудеса происходят постоянно. В Ватопеде вы найдете огромные тома с описанием случаев исцеления.

Как вы, наверное, слышали, на Афон могут попасть только мужчины. Это никакая не дискриминация женщин, а давняя традиция, которая защищает монахов Афона от искушений. Тем не менее, насельники Ватопеда постарались сделать так, чтобы и женщины получили доступ к поясу Богоматери. Ведь считается, что пояс помогает преодолеть бесплодие.

С определенной периодичностью святыню вывозят на материк. Там ей уже могут поклониться все желающие — и мужчины, и женщины, и дети. Несколько лет назад произошло уникальное событие, когда пояс Богоматери был впервые вывезен за пределы Греции. По просьбе священноначалия Русской Церкви ватопедские монахи привезли святыню в Москву и иные города России.

Вот уже несколько столетий ватопедские монахи изготавливают маленькие пояски, которые освящают на поясе Богородицы. Эти пояски монастырь бесплатно рассылает по почте всем желающим. Получить пояс просто. Достаточно просто написать в монастырь. В ответном письме вы получите маленький поясок, который по молитвам Богоматери и братии Ватопеда поможет вам в ваших нуждах.

Судьба святыни в XXI веке

После завоевания Константинополя турками пояс вывезли и разделили на части. В XXI веке части святыни находятся в разных местах — на Кипре, в Грузии и Франции, Бельгии, Нидерландах и в Италии. Наиболее известная хранится в монастыре Ватопед на Афоне.

Поклониться святыне можно в церкви Илии Пророка в Обыденском переулке в Москве, в Троице-Сергиевой лавре и соборе Казанской иконы Божией матери г. Санкт-Петербурга.

Хомская реликвия

Апостол Фома проповедовал Евангелие в Индии. Оттуда он был восхищен к Успению Приснодевы Марии, и туда же возвратился после Ее вознесения. По преданию, именно в Индии и хранился около четырех веков пояс Пресвятой Богородицы. В 476 году святыня была спрятана в алтаре древней сирийской церкви Ум аль-Зуннар.

Многие века пояс считался утраченным. В 1953 года в городе Мардине, расположенном в Турции, был обретен древний свиток на арамейском языке. В документе было написано, что святыня спрятана в алтарной части церкви Пояса Богородицы города Хомс. Для обретения ее собралось множество народа и иерархов — православных и других христианских общин.

Под алтарем была найдена плита с надписью на арамейском языке: “Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова”. Под плитой был обнаружен куб из мрамора, а внутри куба — серебряный ковчег, в котором лежал свернутый тканый пояс из верблюжьей шерсти, вышитый золотыми нитями, длиной 60 сантиметров.

Ученые исследовали находку и подтвердили, что ей около тысячи лет. Реликвия стала объектом поклонения, чудотворения были столь частыми, что при храме собралась выставка ненужных более костылей и протезов.

В 1982 году от святыни отделили небольшую часть и передали в дар христианам индийской провинции Маланкари, где и по сей день случаются чудесные исцеления.

Со времени обретения пояс хранился в Хомсе, в серебряном сосуде в форме цветка с ажурными лепестками, стоящего на ножке-подставке. Во время войны с Игил пояс вывезли в более спокойный район страны. 15 августа 2014 года реликвию с торжеством возвратили в Хомс.

Церковь Пояса Пресвятой Богородицы не состоит в евхаристическом общении с Православной Церковью.

Ватопед — хранитель величайшей православной святыни


Ватопед
Часть реликвии хранилась у византийских правителей. С ней они ходили в сражения. Согласно преданию, частица пояса хранилась в кресте, и последним из византийских императоров, обладавших святыней, был Исаак II Ангел), от которого пояс перешел к болгарскому царю Ивану Асеню, победившим Исаака в бою. Затем реликвия досталась сербским князьям. Последний обладатель, князь Лазарь, в XIV веке подарил пояс афонскому монастырю Ватопед, где она и хранится поныне.

Паломники свидетельствуют о тонком аромате, который исходит от святыни. О чудесах, непрестанно происходящих по благодати Божией, известно всему православному миру.

Прикасаться к поясу Богородицы нужно не губами, а рукой

19 ноября в столицу впервые привезли великую православную святыню — пояс Пресвятой Богородицы. Его выставят в храме Христа Спасителя с 19 по 27 ноября.

Практически 40 тысяч верующих собралось у главного храма страны, не только из Москвы и Подмосковья, но и из Минска, Бреста, Воронежа, Ставрополя, Белгорода и других городов России и стран ближнего зарубежья (читайте далее).

Спецборт из Калининграда уже доставил в московский аэропорт «Внуково-3» одну из наиболее почитаемых христианских святынь – пояс Пресвятой Богородицы. Москва станет последним российским городом, где можно будет увидеть реликвию.

Самолет приземлился около в столице около 15.00 мск, борт на летном поле встречали представители духовенства и мэр Москвы Сергей Собянин (далее).

Пояс — христианская реликвия, он принадлежал Деве Марии, матери Иисуса Христа. Предание рассказывает, что свои пояс и ризу Богородица перед успением передала двум иерусалимским вдовам, которые хранили их и передавали из поколения в поколение. Считается, что святыня творит чудеса, исцеляет от бесплодия, женских болезней, дарует семейное счастье. В древние времена верили, что приносит и удачу в войне. Несколько веков назад пояс разделили на части и подарили храмам Италии, Кипра и Грузии. К нам везут фрагмент из Афонского Ватопедского монастыря, где он хранился почти семьсот лет.

— В Москве будет огромное количество желающих подойти к реликвии. Поэтому мы решили изменить традицию подхода к ней, — заявил ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Михаил Рязанцев. — Верующие будут проходить мимо ковчега и касаться его рукой, а не губами. Это не в традиции нашей церкви. Но делается для того, чтобы смогли приложиться как можно больше людей. Поскольку очередь пойдет быстро, советую заранее написать записки о здравии своих близких и подать их служителям храма, принимающим требы для прочтения их на молебне.

Верующие готовы сутками стоять в очереди, чтобы приложиться к реликвии.

Фото: ТАСС

Как прикладываться

— Нужно помнить: важно не столько прикосновение к нему, сколько молитва за себя и за своих близких, ощущение реального присутствия Самой Царицы Небесной. Именно они принесут духовное утешение и исцеление тем, кто будет этого достоин, — пояснил протоиерей. — Поэтому подходить нужно с благоговением, терпеливо. Не поддаваясь на различные искушения, творя непрестанную молитву.

Какую читать молитву:

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго.

Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь?

О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца!

Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная: Господь с Тобою!

Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя.

О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбя-щих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Дева Владычица Богородица, носившая во чреве Спасителя Христа и Бога нашего, на Тебя возлагаю всю мою надежду, на Тебя уповаю, высшую всех Небесных сил. Ты, Пречистая, охраняй меня Божественною Твоею благодатию. Управь жизнь мою и путеводствуй согласно со святой волею Сына Твоего и Бога нашего. Даруй мне оставление грехопадений, будь мне прибежищем, покровом, защитою и руководительницею, препровождающею в жизнь вечную.

В страшный же час смертный не оставь меня, Владычица моя, но ускори на помощь мне и исхить меня из горького мучительства бесов. Ибо в произволении Своем имеешь и силу; соделай сие, как воистину Матерь Божия и над всем владычествующая, Приими досточестные и Тебе единой приносимые дары от нас недостойных рабов Твоих, преблагосердная, всесвятая Владычица Богоматерь, избранная из всех родов, оказавшаяся высшею всякой твари небесной и земной. Поелику чрез Тебя познали мы Сына Божия, чрез Тебя с нами стал Господь сил, и сподобились мы святаго Тела и Крови Его, то блаженна Ты в роды родов, богоблаженнейшая, святейшая Херувимов и славнейшая Серафимов; и ныне, препетая, Всесвятая Богородице, не преставай умолять за нас, недостойных рабов Твоих, чтобы избавиться нам от всякой козни лукаваго и от всякой крайности, и соблюсти неуязвленными при всяком ядоносном приражении.

Даже и до конца молитвами Твоими сохрани нас неосужденными, да спасенные Твоим заступлением и Твоею помощию всегда будем возсылать славу, хвалу, благодарение и поклонение единому в Троице Богу и Создателю всех. Благая и преблагословенная Владычица, Матерь благаго, всеблагаго и преблагаго Бога, на молитву недостойнаго и непотребнаго раба Твоего призри милостивым оком Твоим, и поступи со мною по великой милости неизреченнаго Твоего благоутробия и не взирай на прегрешения мои, и в слове, и в деле, и всяким чувством соделанныя, произвольно и непроизвольно, с ведением и по неведению, и обнови всего меня, соделав храмом всесвятаго, животворящаго и владычественнаго Духа, Который есть сила Вышняго, и приосенил всепречистую утробу Твою, и обитал в ней.

Ибо Ты — помощница утружденных, предстательница бедствующих, спасительница обуреваемых, пристань треволнуемых, защитница и заступница находящихся в крайности. Даруй рабу Твоему сокрушение, тишину помыслов, постоянство мысли, ум целомудренный, трезвение души, смиренный образ мыслей, святолепное и трезвенное настроение духа, нрав благоразумный и благоустроенный, служащий признаком душевной собранности, также благочестие и мир, какой Господь наш даровал ученикам Своим.

Да приидет моление мое в святый храм Твой и в жилище славы Твоей; очи мои да изведут из себя источники слез, и да омоешь Ты меня собственными моими слезами, убелишь потоками слез моих, очищая меня от скверны страстей.

Изгладь рукописание грехопадений моих, разсей облаки печали моей, мглу и смятение помыслов, удали от меня бурю и стремление страстей, соблюди меня в безмятежии и тишине, разшири сердце мое духовным разширением, возвесели и возрадуй меня радостию неизглаголанною, веселием непрестанным, чтобы правыми путями заповедей Сына Твоего шел я верно и с неукоризненною совестию проходил непоползновенное житие.

Дай же мне, молящемуся пред Тобою, и чистую молитву, чтобы невозмущенным умом, неблуждающим размышлением и с ненасытною душею постоянно день и ночь поучался я словесам Божественных Писаний, во исповедании воспевал, и в радовании сердца приносил молитву в славу, честь и величание единороднаго Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.

Ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы привезли в Москву монахи Ватопедского греческого монастыря на Афоне.

Фото: ТАСС

КСТАТИ

У ковчега будут стоять афонские монахи и раздавать освященные на Поясе Пресвятой Богородицы ленточки — маленькие пояски из полотна. Они достанутся всем, кто уже притронулся к святыне.

Если же кто не успеет подойти — не беда.

— Вот уже два года в храме Христа Спасителя находится частица Риза Пресвятой Богородицы. По значимости и целительной силе она не уступает Поясу. Все, кто посещает храм, в любой день могут совершенно свободно к ней приложиться, — успокоил ключарь Михаил Рязанцев. — Болящим же могу сказать, что для них самое главное — причащение Святых Христовых Таин. Для этого не нужно преодолевать огромные расстояния и выстаивать многочасовые очереди, достаточно обратиться к священнику из ближайшего храма.

КСТАТИ

Верующих будут охранять полторы тысячи полицейских

В пятимиллионном Петербурге к Поясу пришли прикоснуться около миллиона (!) человек. В 12-миллионной Москве, как ожидается, желающих будет не меньше 3,5 миллиона.

— Мы выведем более полутора тысяч полицейских в сутки, — заявил начальник управления охраны общественного порядка столичного главка МВД Вячеслав Козлов. — Но если будет как в Питере, когда очередь достигала двух километров, нам придется задействовать более серьезные силы.

Если паломников окажется слишком много, ГИБДД закроет движение между Большим Каменным и Крымским мостами.

Изменит свои маршруты и транспорт. С 19 по 27 ноября — троллейбусы № 16 от Карачаровского путепровода будут следовать только до площади Яузских ворот.

В эти дни остановка «Метро «Кропоткинская» для троллейбусов № 2 и № 44 отменяется. Остановка «Музей изобразительных искусств — Метро «Кропоткинская» для троллейбусов № 1, № 33 и автобуса № 6 также отменяется.

К тому же, как сообщили «Комсомолке» в «Мосгортрансе», отменена остановка «Пречистенская набережная» для маршрута троллейбуса № 33. У храма вереницей стоят эвакуаторы — добраться можно будет только на метро.

У Храма Христа спасителя составляют списки на проход к поясу Богородицы. В самом храме эти действия называют самодеятельностью — вход будет свободный

До приезда святыни в храм — еще сутки, но у ворот уже собирается толпа. В полдень пятницы у массивных дверей стояло около трех сотен человек. Дама в траурной косынке держит тетрадные листочки. К даме — очередь. Это идет запись желающих поклониться: подошедший называет свою фамилию и количество прихожан, которые придут с ним поклониться святыне. Мы в списке 307.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Есть и вторая очередь. В ней около сотни человек. И кто-то из этой сотни постоянно кричит даме в черном: «Не занимайтесь ерундой! Будет живая очередь»

Звоним в пресс-службу Патриархии. Там удивлены.

-Это самодеятельность прихожан — говорит заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси отец Александр Волков. — Святыня прибудет в храм 19 ноября в 16 часов, для поклонения она будет доступна с 19 часов субботы, в храм запустят в порядке живой очереди первых прихожан. Столько, сколько вместит храм. Потом будет вечерняя служба. Доступ будет до 8-30 утра воскресенья. Потом будет небольшой перерыв. И примерно с 10 утра 20 ноября и до 27 ноября доступ к святыне будет круглосуточный. В свободном доступе (читайте далее).

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Положение пояса Пресвятой Богородицы


Икона Положения пояса Пресвятой Богородицы
Жена константинопольского императора Льва VI Мудрого, правящего в 886-912 годах, мучилась беснованием. Супруг и родственники болящей беспрестанно молились об исцелении императрицы Зои. После этого женщине было откровение свыше: она выздоровеет, если на нее наложат пояс Пресвятой Богородицы.

В то время патриархом был Евфимий II. Император просил открыть ковчег с поясом. Патриарх снял печать, раскрыл ковчег и достал пояс Царицы Небесной. С благоговением все присутствующие целовали прекрасно сохранившуюся святыню, а затем патриарх распростер ее над болящей. Тотчас она почувствовала себя совершенно здоровой.

С радостью и благодарностью все причастные восхваляли Господа и Его Пречистую Матерь. Исцеленная императрица собственноручно вышила святыню золотыми нитями. Патриарх составил хвалебную песнь на поклонение святыни. Пояс возвратили в ковчег, опечатали царской печатью и установили праздник в честь Преславной Богородицы в память о чуде, происшедшем от Ее пояса по благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Торжество Положения пояса Пресвятой Богородицы совершается 13 сентября по новому стилю.

LiveInternetLiveInternet

История пояса Богородицы

По дошедшему до нас преданию Богородица сплела пояс из верблюжьей шерсти сама и носила его вплоть до своего успения (смерти). Эта святыня и частицы ризы — единственные вещи Девы Марии, которые сохранились до наших дней. Есть две версии того, как Дева Мария распорядилась своим поясом. По одной, Богородица после своей смерти явилась апостолу Фоме и отдала ему пояс в утешение, т.к. он единственный среди апостолов не попрощался с ней, а явился лишь на третий день после погребения и сильно об этом горевал. Другая версия взята из Минология Василия II и утверждает, что пояс был отдан Богородицей незадолго до кончины двум вдовам, жившим в Иерусалиме, и затем реликвия передавалась наследниками из поколения в поколение. (прим. Минологий Василия II — иллюстрированный византийский манускрипт в жанре житийной литературы, составленный в 979-989 гг.) В IV веке император Восточной Римской империи Аркадий доставил пояс Богородицы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Реликвию поместили в золотой ковчег, запечатленный царской печатью. В 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. До конца XII века пояс оставался в Константинополе. В Х веке пояс Богородицы был разделен на части. Одну из частей святыни как талисман императоры Византии брали с собой в военные походы. В 1185 г. в ходе борьбы Болгарии за свою независимость от Византийской империи эта часть пояса Богородицы была захвачена и оказалась в Болгарии, откуда позже попала в Сербию. В XIV веке сербский князь Лазарь I подарил пояс вместе с частицей истинного Креста Господня в дар Ватопедскому монастырю на горе Афон, где он и хранится по настоящее время в святилище главного монастырского собора. На обладание остальными частями пояса Богородицы претендуют: — Влахернская церковь г.Зугдиди (Грузия); — кафедральный собор города Прато (Италия); — Трирский монастырь (Германия); — церковь «Умм Зуннар» («Храм Пояса Богородицы») в г.Хомс (Сирия). Празднование поясу, называемое «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершается 31 августа (по старому стилю), 13 сентября (по новому). Чудодеяния пояса Богородицы

Супруга Льва VI Мудрого (866-912) Зоя была обуреваема нечистым духом. Император попросил патриарха открыть ковчег со святой реликвией. Пояс оказался совершенно не тронут временем. После того, как его приложили к больной, та совершенно избавилась от своей болезни. В знак благодарности Богородице за явленное чудо императрица вышила пояс золотой нитью, после чего он вновь был заключен в ковчег и запечатан. В 1827 г. основатель Хиландарского монастыря Отец Савва пишет: «В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы», а затем, после того как святой Пояс перевезли в Дидимотихон, появляется следующая запись: «Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса». В конце XIX века турецкий султан Абдул-Азиз обратился к монахам Ватопеда с просьбой о предоставлении пояса в связи со свирепствовавшей в Константинополе эпидемией холеры. Как только судно с находящейся на борту святыней приблизилось к причалу Константинополя, бушевавшая в городе эпидемия прекратилась, а уже заболевшие люди стали поправляться. Абдул-Азиз был так поражен этим событием, что повелел, чтобы пояс доставили к нему во дворец, дабы он смог его почтить. В 1894 г. жителей города Мадита (Малая Азия) донимала саранча, уничтожавшая посевы на корню. Отчаявшиеся люди попросили отцов ватопедского монастыря предоставить им пояс Богородицы для борьбы с этим злом. Как только судно с Поясом подошло к гавани, туча поднявшейся с полей саранчи затмила небо и затем, к изумлению присутствующих, ринулась в море. Чудодейственный пояс Богородицы и поныне совершает множество чудес. Особенно чтут его за помощь, которую он оказывает женщинам, страдающим бесплодием. В Ватопедском монастыре хранится множество писем, в которые обретшие радость материнства женщины вкладывают фотографии своих малышей, родившихся при посредстве этой реликвии. «Агиазониты» (то есть «святопоясники» — прозвище, данное ватопедским монахам) помогают бесплодным женщинам, не нарушая устав своей мужской обители (ведь посещение монастыря женщинами категорически воспрещено). На ковчеге, где хранится пояс Богородицы, они освящают ленты и раздают их мужьям бесплодных пар. Эти импровизированные пояски с молитвой повязываются вокруг талии женщины и носятся до самых родов. Как правильно носить пояс Пресвятой Богородицы Вот выдержки из брошюры-памятки, выдаваемой с пояском: «…Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание по возможности и по взаимному согласию…»Так что ничего сложного — повяжи поясок, уверуй, живи праведно и да воздастся тебе по Вере твоей.

Молитва поясу Богородицы

Почитание

В Ватопед беспрерывно направляются паломники, приходят письма. Едут к частицам святыни, хранящимся в разных странах.

Служба в монастыре Ватопед
Люди имеют великую веру в благодатную силу пояса Пресвятой Богородицы. И действительно, чудотворения происходят непрестанно — вопреки всем диагнозам зачинают бесплодные, исцеляются хромые и увечные, обретают здоровье душевнобольные, оставляют пагубные пристрастия пьяницы и наркоманы. Нет числа чудесам, явленным во время сложной беременности или в тяжелых родах. В знак благодарности, согретые чудесной помощью Царицы Небесной, христиане присылают письма и фотографии детей в свидетельство о чуде.

В настоящее время в Россию прибыла одна из великих святынь православного мира — Пояс Пресвятой Богородицы.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Богородица отдает пояс апостолу Фоме

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.

В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

Эммануил Тзанес. Чудо святого Пояса.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

22 августа 1827 г. Отец Савва пишет:

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для «Православие и мир».

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 2

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.
Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии
В настоящее время пояс находится в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге и пробудет там до 24 октября.

Как молиться

Чтобы стать причастником чуда, недостаточно просто повязать на себя поясок, освященный на поясе Пресвятой Богородицы. Лучше всего обратиться к духовнику, или, в крайнем, к любому священнику, который посоветует молитвенное правило на период ношения святыни. Будет правильным на время молитвенного подвига понести посильный пост — отказаться от развлечений, супружеской близости, возможно, скоромной пищи.

Освященный поясок можно поместить в святой угол. Перед целованием святыни следует помолиться — сказать архангельское приветствие “Богородице Дево, радуйся”, или пропеть тропарь и кондак Положения пояса Пресвятой Богородицы.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]