Гл. II Уделы Пресвятой Богородицы. Серафим Саровский


Афон Второй удел Пресвятой Богородицы

В 48 году Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом были вынуждены бежать от гонений, которые учинил Ирод против христиан. Они решили искать спасение на Кипре — в то время епископом там был Лазарь, некогда воскрешенный Христом. Но в пути они попали в сильный шторм и были вынуждены причалить к Афонской горе. Красота здешних мест настолько поразила Богородицу, что она стала умолять своего Сына даровать Ей всю Афонскую гору. И тогда прозвучал с Неба глас: «Путь это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После этого Богородица обратилась с проповедью к местным жителям, и они, хотя до этого исповедовали язычество, приняли крещение.

Божия Матерь же объявила:

«Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом». Богородица стала чудесным образом направлять на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр. Ему Пречистая дева открыла, что не было и нет лучшего места для служения Богу, и что «придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками».

Мученики грузинской земли

О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.

Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.

Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.

В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!

Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.

В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.

Третий удел Богородицы Киев

Действительно, со временем на Афонской горе появилось немало монастырей. И вот, во второй половине XI века в обители Эсфигмен принял постриг монах Антоний, пришедший сюда из Киевской Руси.

Антоний было уехал, но вскоре вернулся. Прошло несколько лет, и когда великим князем Киевским стал Ярослав Мудрый, игумену вновь было Божественное откровение о необходимости отослать Антония. Добравшись до Киева, он поселился в пещере на берегу Днепра, где все время проводил в посте и молитве. Вскоре к нему начали обращаться за советом и благословением. Некоторые пожелали остаться с ним и принять монашеский постриг.

Так образовалась Киево-Печерская лавра — третий удел Богородицы.

Иверия

В 44 г. н.э., св. апостолы с Девой Марией решали, кто куда пойдёт, что проповедовать слово Божие. В результате Пречистой Деве выпала Иверия. Земли стали Первым Уделом Богородицы, а путь самой Марии лежал в другую сторону на гору Афон.


Историческая область Грузии — Иверия

В Иверию отправился первозванный Андрей. Апостол проповедовал Евангелие. Православная вера нашла отклик в душах греков.

Дивеево — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле

Начало четвертого удела напоминает образование третьего. Одна нижегородская дворянка по имени Агафья Семеновна Белокопытова вышла замуж за богатого помещика Мельгунова. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняв там постриг с именем Александра.

Как-то после всенощной монахиня увидела «в тонком видении» Пресвятую Богородицу, которая молвила ей: «Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою».

Проделав немалый путь, в 1760 году Александра вышла к селу Дивеево. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь, которая и указала: «Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».

Так возник Серафимо-Дивеевский монастырь — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле.

Серафимо-Дивеевский монастырь

В России есть единственный Удел Пресвятой Богородицы. В VIII в. инокиня Александра по просьбе Божией Матери под Саровом основала монастырь. Александра приняла монашество, оставив богатую жизнь. Помещица Агафья Мельгунова осталась в прошлом.


Явление Пречистой Девы Агафье

В Дивеево каждый паломник проходит путь по Святой Канавке. По мостику ходила сама Мария, когда явилась преподному Серафиму.


Святая канавка

Верующие идут медленно, некоторые босиком в знак почитания, и читают про себя 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!».

Природа

Святая гора Афон — уникальное место. Территориально Афон расположен на полуострове Халкидики в Греции. Это полуостров, вдающийся в Эгейское море и заканчивающийся на юге горой высотой 2033 метра. Она также называется Афон. Средиземноморский климат обеспечивает афонитам теплые дождливые зимы, ветры в холодное время года, знойное солнечное лето. Для питья используют воды горных ручьев.

Виноградники Афона
На южной, скалистой части горы, очень мало растительности. В остальных местах Афон изобилует растительностью: здесь раскинулись дубовые рощи, растут ели, каштаны, платаны, кустарники. На высоких местах простираются вересковые пустоши. Святогорцы занимаются выращиванием оливок, цитрусовых, грецких орехов, фруктов и винограда.

Виды поселений

Новые монастыри на Святой Горе основывать запрещено.

Кроме монастырей, на Афоне устроены и другие виды поселений:

  • скиты (всего есть 12 скитов) — поселения, похожие на монастыри, но не имеющие такого статуса;
  • каливы — поселения, из которых состоят скиты;
  • келлии — достаточно большие поселения с обширными участками земли;
  • кафисмы — одиночные селения;
  • исихастирии — обители отшельников.

Все монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского патриарха, поэтому их также называют ставропигиальными.

Монастыри отличаются от других поселений тем, что имеют право участвовать в управлении государством и владеть земельной собственностью, в отличии от последних . Все монастыри на Афоне — киновиальные, или общежительные. Особножительными остаются несколько скитов.

Из 20 монастырей Афона 17 греческих, один русский — Россикон (Свято-Пантелеимоновский), один болгарский — Зограф, и сербский — Хиландар. Помимо этого, в Карее с 1749 года действует богословское училище “Афониада”.

Монашеское государство

Статус автономной республики Афон получил в 972 году во время правления Византии. Столица монашеской республики – Карье. Верховная власть принадлежит Святому Киноту, состоящему из представителей 20 афонских монастырей. На Афоне представлена и светская власть: губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы и ремесленники, медицинский персонал и работники банка.

Губернатор, назначенный Министром иностранных дел Греции, отвечает за безопасность и порядок на Афоне. Афон – частное владение, территория Горы разделена на 20 частей между расположенными тут монастырями.

В Уставе Афона закреплен известный обычай – запрет на посещение Горы женщинам и самкам животных. Исключение монахи сделали для кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят грызунов. За проникновение на территорию Афона женщинам предусмотрена уголовная ответственность – 8-12 месяцев лишения свободы.

По завету Божьей Матери ни одна женщина, кроме Нее, не может ступать на землю Афона. По преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого, Плакидия, посетила Святую Гору, но войти в монастырь ей помешал нежный и укоряющий глас Божьей Матери.

Правила посещения Святой Горы для мужчин также строгие. Здесь запрещается надевать яркую одежду и купаться, загорать, сквернословить, курить и громко разговаривать. Видео и фотосъемки также запрещены. Для посещения мужчины получают специальное разрешение. Запрещен въезд на Святую Гору сектантам и язычникам.

Планировать посещение Афона и отправлять запрос на получение разрешения необходимо за полгода до визита в Грецию. Разрешение на посещение Святой Горы приходит за несколько недель до указанной даты на электронную почту и телефон туриста. Паломники могут взять с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. 9 сентября 2007 года Афон посетил Президент России Владимир Путин. 28 мая 2016 года во время второго посещения вместе с ним на Афоне побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

За безопасность паломников никто не отвечает. Здесь водятся ядовитые змеи и скорпионы. Опасна дорога к монахам – отшельникам: вдоль отвесной скалы – узкая тропа на высоте 100 метров. Держась за прибитые к скале цепи, пробираться к отшельникам решаются не все.

На Афоне используется юлианский календарь, в том числе и в административных документах. Новые сутки здесь начинаются с заходом солнца. Время на Афоне отличается от греческого летом на 3 часа, на 7 – зимой. До восхода солнца, когда проснутся люди в миру, на Афоне служится 300 Литургий.

Управление

Афон — часть Греции, и официально именуется Автономным монашеским государством Святой горы. Столица Афона — поселок Карея, или Карьяс. На Святой горе действует своя Конституция — Уставная Хартия Святой Горы Афонской, изданная в 1924 году, и вступившая в юридическую силу в 1926 году. 105 статья Конституции Греции подтверждает особый статус Афона.

Карея (Карьяс)
Монашеское государство образуют 20 монастырей, разделенных на 5 групп:

  1. Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен.
  2. Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита.
  3. Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
  4. Хиландар, Ксиропотам, Святого Павла, Григориат.
  5. Дионисиат, Зограф, Святого Пантелеймона, Констамонит.

Каждая группа один раз в год выдвигает представителей в исполнительную власть Святой горы — Священную Эпистасию. К тому же, каждый из 20 монастырей ежегодно избирает представителей в верховный орган самоуправления — Священный Кинот.

В Карее есть представитель Греции — губернатор, подчиняющийся министру иностранных дел, с небольшим штатом сотрудников — служащих и полицейских. Главная задача губернатора — наблюдение за соблюдением гражданского законодательства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]