Омофор — это греческое слово, обозначает “носимый на плечах”. Другие названия — нарамник (рамена — плечи), мафорий. В древности омофором называли большой платок, ниспадающий на плечи, и он был частью женской одежды. Сейчас омофор является частью богослужебного архиерейского облачения.
Существует два вида омофора:
- великий омофор — лента длиной около полутора метров (в зависимости от размера), достаточно широкая. Надевают, огибая шею, один конец заводят за спину, другой ложится на грудь, концы достигают почти до подола саккоса;
- малый омофор — оба конца ленты застегиваются на груди.
Омофор шьют из той же ткани, что и саккос, украшают изображениями крестов.
Отделка омофора похожа на отделку диаконского ораря: нашиты полосы из другой ткани по длинным сторонам, и по две параллельные полосы поперек у обоих концов.
Духовное значение
Значение омофора объясняет святитель Симеон, архиепископ Солунский: “Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы”. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую Господь взял на плечи, — то есть наше человеческое естество, сошел с неба, воплотился и, называемый агнцем, был принесен в жертву за наши грехи.
Омофор напоминает о том, что архиерей — это образ Иисуса Христа, и имеет такое же попечение о вверенной ему пастве, как и Господь. Архиерей должен во всем уподобится Господу — так же быть готовым положить жизнь свою за други своя, то есть за Церковь Христову, ревновать о проповеди Евангелия, бороться с ересями и расколами, вразумлять и исправлять грешников.
Кого покрывает Богородица своим омофором.
«Спасает Пресвятая Богородица злых и нечистых людей, но, если они, подобно животным в ковчеге, изменят ярость свою в кротость; ибо в ковчеге не терзал лев оленя, ни ястреб голубя, ни волк овцы, ни медведь коровы, но все стояли кротко; так и грешные люди должны изменить свой нрав под покровом омофора Владычицы нашей, чтобы спастись от вечной погибели; иначе будут изгнаны и погибнут» (свт. Димитрий Ростовский. «Слово на покров Пресвятой Богородицы»).
Матерь Божия не радуется, когда ей поют «радуйся», и при этом погрязают в своих страстях.
О.Серафим: Всякий ли человек, прибегающий к Матери Божьей, покрывается её честным омофором? Сказано: «Устремляйтесь к Ней по пути покаяния», и только те, которые полагают намерение переменить свой греховный, страстный нрав на богоугодный, спасительный для души, и могут надеяться быть под Её покровом. Но если человек не собирается оставлять свой звериный нрав, не полагает намерения на изменения себя, не стремится к тому, чтобы искоренять в себе греховные навыки, привычки, страсти, дух самости и гордыни? То нет покрова над тем человеком! Хотя бы он пел сладкогласные песнопения, акафисты и каноны.
В одном из поучений св. Максима Грека, он от лица Пресвятой Богородицы обращается к обрядоверу: «Что ты поёшь мне стихиры и тропари сладкогласные, что ты поёшь мне многие каноны и восклицаешь «Радуйся, радуйся!». Чему я должна радоваться, если ты попираешь заповеди сына моего? Я совсем тому не радуюсь, и ты для меня ничем не лучше язычника, хотя «ты носишь имя, будто ты жив, но ты мёртв»».
Так в 20-х годах прошлого столетии, в Болгарии, один мальчик умер, а потом вдруг воскрес. И начал рассказывать, как он был восхищен на небо, к престолу Божию. И там увидел перед Ним Матерь Божию плачущую и рыдающую. Она обратила к нему пречистое лицо свое, которое было всё печально и залито слезами, и сказала мальчику, что он не останется здесь, а пойдёт назад, но просила рассказать всем, как люди измучили Её своими грехами, как Она изнемогает.
А при этом на земле поют: «Радуйся!». Радуется ли Божия Матерь, когда заповеди сына Её попираются? Когда все погрязли в страстях и пороках? Когда забыта и оставлена правильная борьба со страстями? — Нет. Матерь Божия не слышит их, Она не радуется всем этим праздникам.
Кого Пресвятая Богородица покрывает своим покровом, а кого нет?
В церквях поют, что Матерь Божия простирает над ними честной свой омофор. Но если поющие пребывают в своих страстях и похотях, одержимы самостно-гордостным духом, сидят на ощущении своей правильности и праведности, на духе самоутверждения, то хотя и поют они о Покрове Богородицы, — но нет его! — Не покрывает Пресвятая Дева таковых своим Покровом! Ибо Он есть сияние Божественной Благодати, и как Он может покрыть тех, кто сам отвергается Её своими грехами и страстями?
Покрова достойны те, кто хочет подражать добродетелям Богородицы, — «Призрел Бог на смирение Рабы Своей» (Лк.1:48), — кто понуждает себя к истинному, неложному чувству смирения, кротости и незлобия, к чувству милосердия и сострадательной любви, добродушия и душевной простоты, любви к правде и истине, — вот над тем и распростирает свой покров Пресвятая Владычица Богородица.
Матерь Божия удалялась от всякого греха и нечестия, так и мы должны удаляться от всех греховных сообществ, не соучаствовать во грехах их. — «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых, и на пути грешных не встает, и на седалище с губителем не сядет» (Пс.1). Матерь Божия была свободна от страстей, так и мы должны освобождаться от них, искореняя их из себя через посредство правильной борьбы со своими страстями. Искоренять гнев и раздражительность, злобу и ненависть. самомнение и дух самоуверенности, обидчивость и неприязнь, дух гордыни и тщеславия, сребролюбия и блуда, и другие страсти. А если кто идет на поводу своих страстей, не ведет правильной борьбы с ними, то Матерь Божия не может покрывать его своим благодатным Покровом, — вернее он сам не хочет войти под Него, по причине привязанности к своим страстям и отсутствия борьбы с ними.
Люди поют прекрасные стихиры, акафисты Матери Божией, но приближаются только языком и устами, а сердце их далеко отстоит от Неё.
Пресвятая Богородица щедро распростирала свой Покров над Россией, по свидетельству многих заступлений, которые Она являла, по явлению множества икон. И причина тому, что русский народ в основной своей массе был благочестив, старался жить по вере христианской, удаляться от всего греховного, и дух в обществе тогда царил покаянный, сокрушенный и смиренный. Архидьякон Павел Алеппский, живший в 17 веке, после путешествия в Россию описывал, что ничего русские так не гнушались как гордости, что её все, от мала до велика, – ненавидели. А в миру, описывает он, повсюду был дух истинно-христианский, и потому Россия называлась домом Пресвятой Богородицы. Но когда стали отступать от духа заповедей Христовых, когда стали погружаться в дух нечестия и страстей, и когда он стал завоёвывать всё, тогда мало-помалу он стал вытеснять Дух Христов из душ христианских. И в конечном итоге, осталась только внешняя праведность, одни названия, а дух Христов подменился обрядоверием, фарисейско-законническим духом, — осталась только видимость благочестия, а внутри дух страстей, дух антихристов.
Сатанинская власть и отступническая церковь
Умножалось зло, росло отступление; и была Россия оставлена Господом, предана врагам её, супостатам, предана мировым силам зла, которые и организовали новое государство – богоборческое, сатанинское, советско-чекистское государство, которое явилось в мире как бы началом разлития мирового зла.
И эта сатанинская власть нашла в церковной среде тех чад, которые согласились служить ей, то есть врагам Христовым, в лице высших иерархов, в лице митрополита Сергия Старгородского и всей Московской Патриархии. Сатанинская чекистская власть, при помощи тех церковных иуд, продавшихся за чечевичную похлёбку, и организовала лжецерковь Московскую Патриархию, оставивши те же самые обряды и слова, те же каноны и акафисты, где поётся «Радуйся!», но духа Христова там уже не стало, понятия за этими словами стали уже не христианские, — там поселился дух антихристов. Разве могла отныне Матерь Божия покрывать своим покровом эту сатанинскую чекистскую власть? ту церковь, которая пошла на услужение этой власти, врагам Христовым? Разве может Матерь Божия содействовать их нечистым делам? Разве Она могла содействовать коммунистам и сатанистам, слугам антихристовым, в их завоевании России и всего мира? — Нет, нет и нет. Это уже будет хула на Пречистую Богородицу, эта попытка соединить несоединимое, тьму со светом, Христа с дьяволом. Где-то Матерь Божия могла являть свою милость, в каких-то частных случаях, и если Промысел Божий хранил кого-то, то это только потому, что Господь по своей милости ведёт каждого на покаяние. Господь ожидает, что люди опомнятся, покаются, изменятся. Тот Промысел который хранит всякого, будь то язычник или иудей, и каждого ведёт на покаяние, ищет спасения души каждого человека. Но это не значит, что ему угодны дела всех этих нечестивцев, — это долготерпение, милосердие Божие. А Матерь Божия проливает слёзы перед престолом Божьим, заливается слезами, видя отступление в душах и сердцах человеческих, видя, что люди не алчут и не жаждут правды Божией и истины, а живут по своим прихотям и похотям, возлюбили сатанинскую ложь, которую изливает эта сатанинская чекистская власть, люди возлюбили свои страсти, дух мира сего, — возлюбили дух самости и гордыни, возлюбили телесное и душевное сладострастие, — возлюбили более тьму страстей нежели свет истинных добродетелей (Иоан.3:19). Отчего и заразились всякими ересями, ложными учениями, — заразились духом антихристовым.
Иконы плачут о погибели людей, а люди остаются нераскаянными
Недаром такое количество появилось в наше время икон Пресвятой Богородицы – плачущих, когда из Её очей истекает миро. И это явно нам являет, что Матерь Божия плачет перед престолом Божьим, видя что люди идут в погибель, видя отступничество всех этих иерархов, священства и народа слепо идущего за ними.
Из распятия Христова, из язв Христовых, истекает кровь… Не явные ли это знамения, того, что мы распинаем Христа грехами своими! что мы распинаем Его вторично!? И как ещё Господу перед концом мира являть вразумление для людей? Вот Он и являет его через всё, что возможно, — чтобы люди образумились, покаялись, стали искать истину. Но никто не делает этого, никто не слышит это!..
А знамения от икон воспринимают как свидетельство того, что мы мол правильные, мы в истине. Истолковывают в свою пользу, не отступая от нечестия и зла. А подчас и зарабатывают на этом деньги, то есть продолжают на этом удовлетворять свои страсти. О какой истине тут может идти речь!? о каком спасении!? Как таковых Матерь Божия может покрывать своим честным омофором!? Тем более, что чем больше Господь являет свою милость и терпение, тем больше люди закостеневают в своем греховном состоянии, ожесточаются в нераскаянности. Они жаждут знамений, чудес, исцелений от болезней и прозорливости; но когда встаёт вопрос об истине, об отстаивании правды и справедливости, когда встаёт вопрос об искоренении в себе грехов, страстей, то они заявляют: «О, это не для нас, это святые так жили, а мы не можем»…. То есть, они уже так не хотят. Выходит что ищут уже совсем не того, а то, что удовлетворяло бы их любопытство, питало праздную пытливость ума, дух тщеславия, ищут того, от чего можно получить эффект, впечатление, ощущения душевно-сладострастные. — Это духовная скверна, которая разливается по их душам, а они думают, что они стоят в истине, думают, что находятся под защитой Божией Матери. Как может Она покрывать эту скверну лжи и душевного сладострастия!?
Тьма которая объяла людей, закрыла им очи, и они не знают куда идут. «Мы не знали»,- скажут они в своё оправдание в День Суда. «Но вы и не стремились узнать. Вы не алкали, потому Я и не дал вам. Вы не стучали ко Мне постоянно. Вы не просили у Меня, чтобы Я открыл вам истину. Вы не жаждали её», — скажет Господь в день Страшного Суда. Вам возвещали истину, но вы не послушали. Люди с окаменевшим сердцем, сколько их не обращай, сколько к ним не взывай, они будут находить себе тысячи оправданий, подогревая в себе дух самооправдания и самоутверждения, лишь бы не отстать от своего греховного и страстного состояния.
Нужно алкать и жаждать правду и истину, постоянно взывая и прося. И тогда начнёт беспокоить совесть: «Что-то не так! Куда я иду? Где правда и истина»? Вот когда человек начинает припадать к Богу и взывать: «Господи, покажи мне истину, открой мне истину? Просвети тьму ума моего?». Отсюда и появится решимость, жаждание и алкание правды Божией и истины. И уже не удовлетворения своей страсти, не удовлетворения своего самолюбия, сластолюбия будет искать человек, а удовлетворения своей совести, чтобы прийти в мир и согласие с ней. Пусть будет горько это для моих страстей, пусть мне придется отвергнуться их, и вырывать их из себя, пройдя через скорбь, но лишь бы только удовлетворить свою совесть, лишь бы соединить её с истиной.
А саможаление и нежелание разорвать со своими страстями подыскивает сотни самооправданий: «У тебя не получится, а впрочем, что надо тебе…Постись, молись, — да и всё, ходи в церковь, и ничего больше не нужно»…
Чувство самодовольства, ощущение своей правильности и праведности в человеке удовлетворяются, и он спокоен, в ложном покое. Но именно это – смерть для души, именно об этом говорил Христос: «Горе вам, насыщенные ныне, ибо взалчете»… Горе тем, которые наполнены чувством самодовольства, ощущением своей правильности и праведности, удовлетворены им.
Только тем, кто постоянно ищет истину, алкает и жаждает правды Божией, Бог открывает её. Бывает, открывает и не ищущим, но они проходят мимо, она как бы не трогает их сердца. Слово которое звучит, падает или на каменистую почву их сердца, или падает при дороге. Приходят бесы и всё похищают своими помыслами, которые они наводят на человека, греховными, страстными и заботами века сего, делами житейскими. И человек остаётся в таком пустом состоянии, но бесы ему тут же подсовывают самооправдания, и он оправдывает своё такое положение и состояние. И так сбываются над ним слова: За то, что ты «не холоден, и не горяч», за это «извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16).
А жаждущих Господь приведёт к пути правды и истины, не оставит их!
О смысле праздников Матери Божией
Проповедь о.Серафима Медведева, 2007г.
Во время службы
Большую часть литургии епископ совершает в малом омофоре, остальные богослужения — в великом.
Омофор выносится диаконом впереди торжественного строя церковнослужителей при чтении Евангелия и на Великом входе.
Омофор и митра — знаки первосвященства епископа, символ того, что архиерей возглавляет литургию, подобно тому, как Иисус Христос главенствовал на Тайной вечере. Во время чтения Евангелия сам Господь говорит с нами, поэтому архиерей снимает омофор.
Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
«Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!», – взываем мы ко Пресвятой Богородице, акафистным припевом Ее праздника Покрова.
Пожалуй, самый любимый, издревле почитаемый праздник у русских, украинцев, белорусов это праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но его история возникла не в России…
Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском окруживших город. Не видя ниоткуда помощи, жители города ночью собрались во Влахернском храме (северо-западный квартал Константинополя), где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну со слезами молилась о спасении города и жителей его. Молитва Ее была долгой и пламенной. Затем, приблизившись к алтарю, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покрывало в ее ладонях сияло неземным светом, и казалось, будто молнии блистали в руках Богоматери. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Видение Андрея закончилось тем, что Пречистая Дева стала удаляться из храма. Вместе с Ней исчезло и покрывало, но еще долгое время Андрей ощущал присутствие Богородицы и благодать Божью. Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевленные заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля, и город был спасен.
В Византии некоторое время это событие отмечалось ежегодно, но по каким-то причинам день Покрова в Греческой империи не был внесён в число праздничных. Узнали об этом событии и на Руси. Дело в том, что святой Андрей, созерцавший дивное явление, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. Весть о чуде быстро распространилась среди славянского населения.
В XII веке праздник Покрова был установлен официально. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, узнав о чудесном видении, воскликнул: “Не может такое великое событие остаться без празднования ему”. Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой Покров над землей Русской. С тех пор Покрова – один из любимейших праздников на русских землях. Этот день приходился на время окончания полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха.
Сколько храмов создано в честь Покрова Небесной Заступницы! В нашем монастыре также освящен правый предел Успенского храма во имя Пречистой Девы и Ее покрова.
Существует много иконографий данного праздника. Одна из самых распространенных, когда Богородица, простирая свой омофор, покрывает им всех. Внизу на амвоне – преподобный Роман Сладкопевец со свитком в левой руке. Тот святой, которого выгнали из храма за невразумительное чтение и даже отстранили от службы, но по усердным молитвам к Пречистой он получил дар прекрасного голоса и всех изумил своим прекрасным пением. Справа от него Андрей ради Христа юродивый и святый Епифаний – его ученик. Иногда на иконе изображается лишь одна Богородица без предстоящих, а на некоторых образах Она стоит перед своим Сыном и умоляет Его помиловать и спасти весь человеческий род. Русский златоуст св. Димитрий Ростовский приводит слова этой молитвы: «Царю Небесный! Приими всякаго человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, — и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовию почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий».
Сейчас мы живем в мирное время, но в такое время, когда особенно видим и чувствуем, какими страшными силами окружен не только город, но каждая семья, каждый из нас. Кто поможет нам сохранить наш «город», как не Небесная Заступница: «Покрой меня Своим омофором!», – с теплой надеждой взываем мы к Пречистой. И она покрывает… Любит и покрывает всяких разных: верующих и неверов, добрых и злых, милосердных и равнодушных… Обо всех болит Ее материнское сердце. Не такой ли пример Она и нам подает? Всех покрывать. Все людские недочеты и слабости, прощать ближнего и не обижаться на него, такого несовершенного. Попросим в этом помощи Божией Матери, чтобы Она покрыла Своим омофором ту горечь, которая вселяется в наше сердце на ближнего, чтобы Она помогла покрыть от зла, защитить, разогреть наше сердце, в котором любовь охладевает…
Молитва ко Пресвятой Богородице
«Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь».
Омофор Пресвятой Богородицы
14 октября Церковь празднует праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день святой Андрей Юродивый видел Царицу Небесную, которая со множеством святых посетила Влахернскую церковь.
Пречистая Дева сняла со своей головы омофор, и, покрыв им молящийся народ, молилась о спасении предстоящих в церкви. Омофор при этом источал сияние, и после явления все чувствовали благодатную силу, оставленную Богоматерью. После чудесного посещения войска противника отступили от города, и жители его были спасены. И поныне христиане в своих молитвах просят Владычицу Богородицу “Покрова твоего не отыми от нас”.
Покров (амафор) Богородицы — что это такое?
Покров (амафор) Богородицы — что это такое?
Покров (амафор или мафорий) Богоматери – одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. Покров Богоматери изображается на иконах преимущественно багряного тона, чаще пурпурный (пурпур – знак патрицианства) с тремя восьмиконечними звездами – одна на челе, две на плечах, в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.
Амафор (покров) – верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Амафор – древняя одежда сирийских женщин. Большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру. По краям украшен каймой и бахромой. Амафор (покров) надевается на голову, когда волосы забраны в чепец.
Покров Пресвятой Богородицы – великий праздник в память чудесного события явления Богородицы, при котором она покрыла верующих своим мафорием (произошло в 910 году в Константинополе).
Праздник Покров Богородицы – один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский (до середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников). В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всё ещё недостаточно изучена. Обратимся к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.
В X столетии Византийская империя, теснимая своими энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.
Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия – Покров (амафор) Богоматери и часть Её пояса, совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо.
…По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».
Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.
На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землей» – местом особого почитания Царицы Небесной.
Сам праздник Покрова появился на нашей земле, вероятно, в XII в. При этом считается (но теперь это подвергается сомнению), что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли.
Вообще же календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована, хотя существует немало работ. Тем не менее, ясно, что традиционная (и горделивая!) точка зрения на то, что это «чисто русский праздник», основанный Андреем Боголюбским и неведомый грекам и другим христианам, – ошибочна.
Достаточно вспомнить об обстоятельствах появления первого – и единственно дозволенного церковным уставом! – акафиста «Взбранной Воеводе…» Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается св. Роману Сладкопевцу, жившему еще в VI веке; поэтому он и изображается на некоторых иконах Покрова. Ученые указывают на почитание в византийской традиции мафориона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь (а не наоборот!). Да и служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахернском храме (2/15 июля) и с текстом акафиста Божией Матери.
Греки и западные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу (было бы странно в этом сомневаться!) вне зависимости от единичного и локального константинопольского события X столетии. Общий для всех христианских народов смысл праздника – милосердная защита Богородицей людей, города, страны – выразилась у нас в символе Покрова, у греков – в символе Скепе (Защита, Прикрытие), у католиков – в символе Pallium’а, т. е. Плаща Богородицы.
У многих возникает вопрос: что же Богоматерь распростёрла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор? К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и удерживается в богослужебных текстах («покрый нас Своим омофором» и др.). Божия Матерь – не епископ и тем более не дьякон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определенные моменты архиерейской Литургии. В греческом тексте жития стоит слово мафорион; это – большой женский платок-покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.
По материалам сайта азбука.ру
Похожее
Югская Икона Божией Матери
Покров — омофор, или мафорий, – большое головное покрывало, которое носила Пресвятая Богородица. Предание утверждает, что именно этот Покров был на Пресвятой Деве в момент рождения Иисуса Христа. Эта святыня долгое время находилась на Святой земле, а затем в царствование Византийского императора Аркадия (395-408) была привезена в Константинополь и хранилась во Влахернском храме. Император священной Римской империи Карл Великий (800-814) решил утвердить свой статус браком с Византийской императрицей Ириной (797-802). В 802 г. в Константинополь были направлены послы от Карла просить Ирину «соединиться браком с Карлом, и чрез то соединить восток с западом». Намеченный династический брак не состоялся в связи с дворцовым переворотом, но императрица Ирина успела вместе с другими дарами подарить через послов Карлу Великому Покров Богоматери, а в 876 г. внук Карла Великого – Карл II (875-877) – по прозвищу Лысый дарит святыню городу Шартру.
Покров Богоматери — это фрагмент шелковой ткани бежевого цвета шириной 46 см., имеет в длину около 2 м. Первоначально его длина составляла около 5, 5 м., но во время французской революции духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько частей, уповая на то, что хотя бы одну из этих частей удастся сохранить. Впоследствии самая крупная из них была возвращена в храм.
Риза, или Хитон Пресвятой Богородицы был завещан Ею пред Своим Успением двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Этот благословенный дар всегда передавался по наследству от одной девицы к другой и с великим благоговением сохранялся на Святой Земле. В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. В Назарете они
поклонились честной Ризе Богоматери и пожелали перенести это бесценное сокровище в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471) встретили святыню, и во Влахернах, близ берега моря, воздвигли новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года с подобающим торжеством священная Риза была перенесена во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы были положены Её святой Омофор и часть Её Пояса.
Хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, он был перенесен в Грузию и положен в Хобском монастыре в Мингрелии.
Ныне Пречистый Хитон Богоматери находится в Зугдидском историческом музее.
Пояс Богоматери апостол Фома, опоздавший на погребение Пречистой, нашел среди Её погребальных пелен. В царствование греческого императора Аркадия (395–408) честной Пояс Пресвятой Богородицы был перенесен из Иерусалима в Константинополь и дочерью его, святой Пульхериею, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, в построенном для него храме в Халкопратиях. Разразившиеся в следующем веке общественные волнения и бедствия побудили перенести эту святыню в каппадокийский город Зилу. При императоре Юстиниане (527–565) честной Пояс Пресвятой Богородицы был вновь возвращен в Константинополь.
В X веке греческая царица Зоя, супруга императора Льва Философа (886–911), долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на нее пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, Пояс был возложен руками Патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление.
В конце X века Пояс был разделен на три части. Византийские императоры нередко брали с собой эту святыню в военные походы. Часть Пояса перешла к Болгарскому царю Коломану. Еще одна часть была принесена в Грузию дочерью Византийского императора Романа III Аргира (1028–1034), которая вступила в брак с царем Абхазии и Грузии, Багратом Куропалатом. На верхней части Пояса виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха.
Другая часть пояса Пресвятой Богородицы была пожертвована в 1151 году князем Сербским Лазарем на Афон Ватопедскому монастырю. Здесь пояс разделили на две части. В настоящее время часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма.
Ещё одна часть честного Пояса Богородицы хранится в древнем, основанном еще в XI в. Кипрском монастыре Троодитисса, расположенном на западном склоне горы Олимп. Частица
пояса, сплетенного руками Богородицы, находится в сирийском городе Хомс.
Разработка
Главный архиепископ Святослав Шевчук в белом омофор
которому была зашита форма (с пятью полосами внизу, что означает его положение главы церкви восточного обряда).
в ранняя церковь, то омофор
представлял собой широкую полосу из белой шерсти, украшенную крестами и свободно обвивавшую шею, плечи и грудь. Современный римский
паллий
развился из этого раннего
омофор.
На Западе с течением времени его форма превратилась в круглую тонкую шерстяную одежду для плеч с короткими утяжеленными подвесками спереди и сзади.[2] Папский
паллий,
первоначально принятый Папа Бенедикт XVI в начале его понтификата, ближе к оригиналу
омофор
. Папа Бенедикт XVI позже вернулся к первоначальному дизайну
паллий
, но с красными крестиками вместо черных.
На Востоке единственное изменение в омофор
произошло увеличение его ширины и сдвиг в материале, из которого он сделан. В
омофор
был задокументирован около 400 года нашей эры как литургическое облачение епископа в Исидор Пелусийский. Он был сделан из шерсти и уже рассматривался как символ обязанностей епископов как пастырей своего стада. В миниатюрах александрийца
Хроника мира
, написанные, вероятно, в пятом веке,
омофор
был представлен на изображении. Позднее это было изображено на известной табличке из слоновой кости в Трире, изображающей торжественный перевод реликвии. Среди картин VII-VIII веков, на которых изображены
омофор
показаны недавно обнаруженные фрески в
С. Мария, Antiqua
в Римский Форум. Представление
омофор
в этих фресках по сути то же самое, что облачение в его нынешнем виде.[2]
В омофор
вероятно развился из гражданского
омофор
, наплечная одежда или шаль общего пользования. Епископы могли непосредственно ввести положительное предписание плечевую ткань, напоминающую обычную
омофор
и назван этим именем, чтобы использоваться как литургический папский значок. В качестве альтернативы епископы могли использовать гражданское
омофор
как украшение, не имеющее особого значения, но с течением времени у него постепенно возникали ассоциации как отчетливо епископский орнамент. Наконец, он символизировал епископский знак должности.[2]
Восточное Православие
Архиепископ Себух Чулджиан из Армянская Апостольская Церковь утомительный Emip’oron
во время литургии.
В Восточное Православие, то омофор
принимает несколько различных форм:
- В Армянский Апостольский Emip’oron
похож на византийский великий
омофор
.[
нужна цитата
] - В Сирийский православный Baţrašil
или же
уроро раббо
(«великий палантин») представляет собой прямую полосу вышитой ткани шириной около 20 см с отверстием для головы на середине, которая свисает вниз по груди и спине епископа. - Коптский православный иерархи (Патриарх, Митрополиты и епископы) носить омофор
, обычно в сложенном виде из-за большой ширины. Она белого цвета, с обширной орнаментальной вышивкой. Он шире своего византийского аналога, обвивает голову над монашеской
Куклион
, затем перекрещиваются спереди на груди, снова обертываются сзади, перекрещиваются через спину на уровне талии, затем через плечи, затем спускаются прямо вниз, заправляются под фронтальный (над грудью) скрещенный бинт. Это называется
Баллин
которое происходит от греческого слова «Παλλιον» («Pallium» на латыни) и почти вдвое превышает длину византийского
омофор
.