С того момента, как Господь Наш Иисус Христос сошёл на землю и начал свою проповедь, появились люди, готовые по его слову оставить всё и следовать за ним.
При этом если ученики Христа — апостолы, отправились по указанию Спасителя проповедовать Его слово народам мира, то другие последователи Иисуса Христа приняли решение из мира уйти.
Они решили пожертвовать всеми мирскими удовольствиями, а также семьёй и имуществом, чтобы особенно усердно служить Богу. Таки люди имели и имеют особое «призвание», то есть непреодолимое желание вести иноческую жизнь, посвятив всю её служению Богу.
Монах — это человек, непрестанно славящий Бога
Слово «монах» греческого происхождения. Переводится оно как одинокий, живущий в уединении, одиночный.
Монашество — это образ жизни тех православных христиан, которые решили полностью посвятить себя молитве и аскетическим подвигам.
Если же рассматривать богословскую точку зрения на институт монашества, то она говорит о том, что это религиозно-церковный институт.
Он объединяет тех людей, которые решили изолировать себя от внешнего мира для того, чтобы найти идеальную форму служения Богу.
Видеоролик: Преподобный Антоний Печерский. Цикл телепрограмм «Закон Божий». Часть 1. О вере и жизни христианской. В фильме рассказывается о житии преподобного Антония Печерского — основателя монашества на Руси.
В России монахов очень часто называют иноками, от слова «иной». Монашество при этом называется иночеством. В Библии нет прямого упоминания слова «монах».
При этом святые Отцы говорят о том, что прообразом монаха в Священном Писании может служить Иоанн Креститель, ведший уединённую жизнь.
Цель монаха — постоянно славить Бога в молитве.
На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983 — 1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.
Цель монаха — непрестанно славить Творца. Именно поэтому он уходит от мира, чтобы он не соблазнял его и не отвлекал от служения Богу. В этом он подобен Ангелу, который всегда готов исполнить Божию волю. Ангелы постоянно славят Господа, и монах постоянно пребывает в молитве.
В.Тропинин «Монах со свечой», 1834 год. Цель монашеской жизни ― достижение состояние святости и получение Божией благодати
При этом необходимо всегда помнить, что термин монашество в православии применяется только к тем лица и сообществам, которые следуют определённым правилам.
Так монах должен принять на себя некоторые обеты, например, отречение от всех благ мира.
Кроме того он обязан подчиняться уставу того монастыря, в котором он живёт или же получить благословение на ведение иноческой жизни в скиту или пещере.
Цель монашеской жизни — достижение святости или духовного совершенства для получения Божией благодати и спасения мирян.
Требования к трудникам
- Прием трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при усливии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.
- В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путем смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенсва.
- Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, начать процесс своего воцерковления.
- Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на свое трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.
- Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.
- Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 55 лет.
- Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.
- У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования. У трудника, не являющегося гражданином РФ, кроме его паспорта, должна быть надлежащим образом оформлена действующая виза или миграционная карта.
- Лицам желающие пребыть в качестве трудников и расчитывающих трудничать в обители более 1 месяца, необходимо заранее сделать следующие медицинские документ: справки из психоневрологического, , туберкулёзного, наркологического и «справку госпитальную». Подробное содержание госпитальной справки можно узнать в канцелярии Епархиального управления. Лица не желающие или не озаботившиеся заранее сделать эти справки, будут вынуждены покинуть обитель по истечении одного месяца.
- Ни монастырь, ни местная администрация не располагают помещениями, персоналом, оборудованием и медикаментами для лечения или реабилитации лиц, страдающих наркотической, алкогольной зависимостью или психическими отклонениями или заболеваниями. Поэтому лиц, страдающих отмеченными недугами, в качестве трудников монастырь принять не может. В случае сокрытия факта серьезной зависимости, как только о ней станет известно, данный человек вынужден будет покинуть стены обители.
- Монастырь не принимает лиц нетрадиционной половой ориентации, лиц негативно высказывающихся в адрес руководства православной церкви, лиц негативно настроенных против других наций или народов.
- Монастырь так же не принимает лиц, по причине укрывающихся от закона, правоохранительных и иных органов власти, или уклоняющиеся от срочной службы в армии, налогов В случае, если такой факт будет обнаружен, то руководство вынужденно будет незамедлительно поставить в известность соответствующие органы власти.
- Так как в монастыре нет вещевого склада, то он не может обеспечить трудников спецодеждой, поэтому трудник должен привезти с собой полный комплект рабочей и личной одежды и обуви для работы в помещении и на улице, при любых погодных условиях и для соответствующего времени года, а так же необходимые ему средства гигиены и лекарства. В монастыре есть только медицинский кабинет с самыми простыми медикаментами.
- У трудника с собой обязательно должна быть достаточная сумма денег (не менее 1000 рублей) для оплаты проезда до монастыря и обратно. Монастырь денег на дорогу не выдает.
- Труднику, однажды досрочно покинувшему монастырь (самочинно или по инициативе), нарушений монастырского режима, возникшей конфликтной ситуации и иной негативной причины (алкогольное опьянение ), может быть отказано в повторном приеме его как трудника. Данный человек, при наличии вышеперечисленных причин, может быть повторно принять, только после предъявления письменной рекомендации из другого монастыря о безукоризненном прохождении в нем трудничества в течении не менее полугода (при грубых нарушениях — более продолжительное время). При этом со дня выдачи такой рекомендации до дня прибытия в монастырь должно пройти не более двух недель.
- Мужчинам и женщинам, желающим получить благословение на приезд и узнать дату возможного приезда в монастырь, при наличии всех соответствующих документов, необходимо подать заявку.
В монастырь уходят для того, чтобы славить Бога
Многим мирянам интересно знать, почему люди уходят в монастырь. Для верующего человека не составит никакого труда ответить на этот вопрос. Дело в том, что монахом становятся для того, чтобы славить Бога.
При этом монах также должен стремиться достигнуть состояния духовного совершенства, то есть святости. Для этого необходимо полностью победить страсти и зло в себе. Только в этом случае монах будет способен нести свет Христовой Истины миру.
Василий Иванович Навозов «Духовное окормление». 1890 год. Монах — это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного
К сожалению, многие люди просто не в состоянии понять, зачем уходят в монастырь. Связанно это с тем, что ещё в советское время сформировалось мнение о том, что монахами становятся только люди, пережившие большое горе или же неудачники в жизни.
Отсюда и советы даваемые знакомым, попавшим в трудную жизненную ситуацию, уйти монастырь.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах — это воин Христов.
Часто в монастырях можно встретить бывших уголовников, алкоголиков, наркоманов. Также здесь проживают те люди, которые остались одни. Можно здесь встретить больных и различных искателей «духовных истин».
Все эти люди могут находиться в монастыре, но монахами никогда не станут. Дело в том, что монашество — это добровольное мученичество и возложив на себя один раз этот, крест его нужно будет нести до конца жизни.
Юрий Володин «Монах». 2009 год. Монах удаляется от мира для того, чтобы молится и сконцентрироваться на духовной работе над собой
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах – это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного.
Для этого он отрекается от мирских соблазнов и удовольствий, чтобы сконцентрироваться на молитве и духовной работе над собой.
Кроме того, монах также обязан нести послушание в монастыре и заниматься в том числе физической работой.
Именно поэтому для желающих постричься в монахи установлен ряд испытаний, цель которых — выяснить, насколько подготовлен человек к монашеской жизни и насколько твердо его желание уйти в монастырь.
Чтобы стать монахом необходимо принять на себя монашеские обеты
Так как монах — это тот человек, который принял решение отдать всю свою жизнь для служения Богу, он каждую её минуту служит ему. Внешне это проявляется в том, что перед пострижением будущий монах принимает на себя монашеские обеты.
Обет — это обещание данное Богу.
При этом необходимо отметить, что для монашеского житься необходимо иметь особое духовное призвание, поэтому в монастырь обычно приходит много людей, но остается мало.
Монах принимает на себя 3 аскетичных обета.
Михаил Нестеров. «Под Благовест», 1895 год. Монах должен постоянно в молитве славить Бога, поэтому перед постригом налагает на себя обеты, позволяющие ему уйти от мирской суеты
Цель и смысл жизни монаха — молитва. Именно поэтому он отрекается от мира, чтобы ничто земное его не отвлекало от неё. Основных монашеских обетов три:
- послушания или отречения от своей воли. Согласно ему монах обязуется отречься от своих желаний и направить свои усилия на пребывание с Господом. Для этого монах обязуется подчиняться своему игумену, игуменьи или же духовному отцу, которые станут его направлять в духовной жизни;
- целомудрия или безбрачия. В общих чертах это означает отказ от супружеской жизни ради Царствия Небесного. В широком же смысле этот обет означает уход от всего мирского;
- нестяжания. Монаху в земной жизни ничего не нужно и вещи ему принадлежать не могут. Живя в обители, монахи заботятся о её благе, а не об удовлетворении личных потребностей. При этом личные вещи, например очки, у него остаются.
Монах Сретенского монастыря. Один из обетов, возлагаемых при постриге в монахи — нестяжательство
Монашеские обеты произносятся перед постригом, однако прежде чем произнести их, необходимо пройти длинный и трудный путь. Начинается он с работы над собой ещё в мирской жизни, так как прежде чем стать монахом, необходимо стать совершенным мирянином.
Именно поэтому не существует подробной инструкции на тему «как стать монахом», ведь стать истинным верующим может только сам человек в результате длительной духовной работы над собой.
Главный обет
– Какой главный обет монаха?
– Монах обещает Богу сохранить целомудрие, нестяжание и послушание. Это три столпа, на которых строится вся монашеская жизнь. Человеку, который всецело предается обету послушания, намного легче жить. Если что-то делаешь по своей воле – результат бывает плачевен. Кажется, что все правильно сделал, но чего-то не хватает. Для монаха быть в послушании – это основа жизни.
– Вам знакомо чувство одиночества? В монашестве оно не усугубилось?
– Когда-то у меня состоялся разговор с приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Мы говорили на тему выбора жизненного пути. Тогда мне было 23 года. Я сказал, что как-то тревожно осознавать, что монах на всю жизнь остается один. Владыка мне ответил, чтобы я не переживал по этому поводу, ибо никогда не буду одинок. С монахом всегда Бог, и Он пошлет людей, которые ему нужны на определенном этапе жизни. Эти слова я всегда помню, даже выражение лица и эмоции, с которыми Блаженнейший говорил их. А теперь, спустя 10 лет, я нахожу подтверждение сказанному в своей собственной жизни. Господь посылает мне достаточное количество прекрасных людей, некоторые из них открываются для меня по-новому. Человек не должен лишаться общения. Но самое главное – гармония в общении с Богом.
– От каких привычек пришлось отказаться, став монахом? Что Вы оставили в прошлой жизни?
– В монашестве я осознал всю серьезность самодисциплины. Очень важно иметь правильный и твердый жизненный настрой. После пострига владыка ректор митрополит Антоний подарил мне «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова с дарственной подписью и кратким пожеланием: «Всегда помни монашеские обеты». Эти слова красной нитью должны проходить в жизни монаха. Когда человек расслабляется, даже немножко, он перестает чувствовать падение. А упав, понимает, что надо было очнуться раньше. Искушения будут в любом случае, потому что жизнь монаха – это постоянная борьба с самим собой, со своими помыслами. Монах должен победить себя. Мне всегда памятно выражение нашего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Мы должны быть строгими к себе и милостивыми к другим».
– Как Вы боретесь с чувством жалости к себе?
– Когда я анализирую все свои мысли, поступки и дела, мне себя не жалко. Я никогда не пытаюсь находить вину в другом человеке, но ищу ее в себе. Иногда мысли направлены на самооправдание, но их надо глушить, потому что враг в тонких межчеловеческих отношениях пытается посеять вражду, недопонимание, которое потом переходит в гнев и озлобление. С греховными помыслами размышлять нельзя, их нужно пресекать в зарождении.
В православии существует три степени монашества
Святая Православная Церковь различает в монашестве три степени:
- Приготовление к монашескому подвигу или послушничество.
- Непосредственно сам подвиг — монашество.
- Высшая степень исполнения монашеского подвига — схимничество.
Трудничество в Шаровкином монастыре. Перед постригом новоначальные обязаны пройти испытание в монастыре, потрудившись в нём. В некоторых монастырях существует до шести ступеней подготовки к постригу
Обычно перед тем, как поступить в монастырь, испрашивают благословение на это у своего духовного отца. При этом если человек чувствует себя готовым на монашеский подвиг, он может явиться в монастырь самостоятельно.
В любом случае, прежде чем вновь поступившего постригут в монахи, он будет находиться на испытании до тех пор, пока настоятель монастыря не удостоверится в искренности и твёрдости принятого им решения.
Православная Церковь выделяет 3 степени монашества.
В некоторых монастырях существует до шести ступеней подготовки к постригу. В любом случае все вновь поступившие в монастырь или новоначальные обязаны трудиться.
Существует чин трудников или трудниц, то есть тех людей, которые живут в монастыре «во славу Божию», но цели стать монахами не имеют.
Послушник или же послушница имеет цель стать монахом, поэтому он пребывает в монастыре для того, чтобы изучить все тонкости монашеской жизни.
Примером монастырского устава может служить Устав Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря. Вот что в нём говорится о поведении новоначальных, поступивших в монастырь:
Устав Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.
«§ 44. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникнуться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам:
«Походку иметь скромную, говорить отчетливо, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушливым к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью» («Поучение на 1 января ученикам философа Ливания»)».
Федор Михайлович Головин послушник в Соловецком монастыре. 10 июня 1917 г. Послушник имеет право носить подрясник и скуфейку
Послушник имеет право носить подрясник и скуфейку. Семинарист и пономарь принимаются в монастырь в чине послушника.
Стать послушником может любой верующий, но принять постриг сможет далеко не каждый. Некоторые люди живут в монастырях много лет, находясь в чине послушника.
При пострижении в монахи человек принимает новое имя
В практике Русской Православной Церкви монашеский постриг производится над иноками или инокинями. При этом существует чин рясофорного послушника или же послушницы.
Он отличается от обычного послушника тем, что рясофорному дозволяют носить рясу, камилавку и чётки. Кроме того, рясофор получает новое имя.
«Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки, еже есть рясофор». 1906 год. Рясофор — это первый чин монашества. Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку и чётки
Иерей в рясофорном чине в России называется иеромонах. При этом многие священники, принявшие целибат, принимают этот первый чин монашества, ведь без этого невозможно рукоположение во священники. Необходимо отличать рясофора-послушника от инока-рясофора. Инок — это монах.
Над ним совершается пострижение и став иноком вернуться в мирскую жизнь практически невозможно.
Сам постриг представлен собой обет отречения от мира. При его совершении у человека символически постригаются волосы. Ему дается новое имя в память святого, становящегося покровителем постригаемого.
Многие, приняв иноческий чин другие, чины монашества не принимают и всю жизнь живут в нём.
Великая схима. Суздальский музей-заповедник, 2015 год. Монахи, постриженные в великую схиму, носят соответствующее одеяние. Великосхимники — это высшая степень монашества
Кроме рясофора монахи постригаются в мантию и в схиму. Это совершенная и совершеннейшая степень монашества. Между собой все степени отличаются теми обетами, которые принял на себя человек, постригаемый в них.
Непосредственно монахом инок становиться после пострижения его в малую схиму, так как именно тогда им произносится три монашеских обета.
Что же касается великосхимников, то это высшая степень монашества и только эти монахами могут жить в затворе и отшельчестве, а также возлагать на себя иные обеты и совершать аскетические подвиги.
Виктор – победитель
– Отче, Вы ожидали, что получите имя Виктор в постриге? В честь кого Вас назвали? Просветите нас немножко.
– В честь мученика Виктора Дамасского. Я предполагал, какое может быть имя, но определенных предпочтений не имел. Для меня главным было не имя, а постриг, к которому я готовился, осознание важности и серьезности такого изменения в моей жизни.
– Что известно о Вашем святом покровителе?
– Немного, но о Викторе Дамасском и сейчас мало сведений, причем и те разноречивые. С 1906 года его мощи находятся в итальянском городе Фано. Имею надежду, что Господь сподобит когда-то там побывать и приложиться к нетленным останкам моего небесного покровителя. Сразу же после пострига один наместник монастыря передал мне в дар маленькую частицу мощей мученика Виктора, а другой близкий мне священник подарил старинную икону святого, в которую я и вложил мощи. Эта святыня находится в моем святом углу, где я каждый день молюсь своему Ангелу.
– Известно что-то о кончине мученика?
– Воин-христианин Виктор (с греч. «победитель») за отказ поклониться языческим богам мученически пострадал за Христа в средине II веке в Дамаске. По человеческим понятиям кончина святого была очень тяжелой. Его бросали в раскаленную печь, где он пробыл невредимым три дня, заставляли съесть отравленное мясо, ему вытягивали жилы, бросали в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами. Затем выкололи глаза, содрали кожу и обезглавили, после чего произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко. Память святого ежегодно совершается 24 ноября. Кстати, в росписях Киевского Софийского собора есть одно из древних изображений мученика Виктора (1 пол. ХІ века).
Монахи живут в монастыре, где исполняют послушания
Обычно монахи живут в монастырях, хотя существуют случаи отшельничества или затворничества. На жизнь в затворе или пещере монах должен получить благословение настоятеля того монастыря, к которому он приписан.
Жизнь в монастыре починяется строгому расписанию, установленному уставом монастыря. Обычно он регламентирует как молитвенную, так и хозяйственную жизнь обители.
Монахи Псково-Печерского монастыря. Монахи обычно живут в монастыре, хотя существуют случаи затвора и отшельничества
Послушания в монастыре — это та работу, которую выполняют монахи в свободное от молитвы и богослужений время. Послушание преследует две цели:
- хозяйственная. Монастырь требуется содержать в порядке, а у монахов кроме духовных потребностей существуют и телесные. Именно поэтому практически во всех обителях исполняются послушания в трапезной, пекарне, на огороде и т.д;
- воспитательная. Далеко не всем могут молиться и день и ночь. Поэтому свободное от молитвы время может стать для некоторых безделием. Безделие же отвлекает монаха от служения Господу, поэтому сем больше он трудится, тем меньше соблазнов у него будет.
Прокудин-Горский. Монахи, сажающие картофель. 1910 год. Послушание в монастыре назначает его настоятель в зависимости от способностей послушника или инока
Послушания в монастыре назначаются его настоятелем. Он должен видеть и понимать, кого из послушников или монахов куда отправить.
Настоятель также может освободить монаха от послушания вообще, если видит, что вся его жизнь занята исключительно служением Богу. Обычно это относится к тем монашествующим, которые приняли великую схиму.
Как и почему люди сегодня становятся монахами? Вот что говорят они сами
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Среди людей крепок стереотип, что в монастырь уходят лишь от одиночества или горя, если не могут найти своего «места в жизни» или чтобы отмолить страшный грех. Мы собрали истории современных монахов и убедились, что это далеко не всегда так.
Монахиня Елисавета (Сеньчукова), пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии
Мария Сеньчукова — так в миру звали монахиню Елисавету — приняла постриг в 31 год. Многие в ее окружении считали, что поторопилась, что могла бы еще выйти замуж, построить семью. А она была уверена, что семья — это не ее путь. И лет с 18 всерьез начала думать о монашестве. Ее путь к постригу оказался долгим, но насыщенным — такое «безысходностью», от которой хочется бежать, не назовешь точно. В итоге выпускница Института философии ГАУГН и успешный журналист Мария нашла свое настоящее призвание.
«Шли годы, я стала заниматься преподаванием, потом журналистикой, потом попала в командировку в Якутию, потом переехала туда, чтобы работать в епархии, потом приняла монашество. Чин ангельский, между прочим. Думаю, это правильно. Потому что когда-то еще девочкой-подростком меня не длинные черные одежды восхитили. Меня через них Господь за плечо тронул. Позвал. Призвал. И я откликнулась, хотя откликалась долго. Поэтому журналистика, к которой я пришла не по призванию, а по обстоятельствам, меня к Нему и привела», — рассказала мать Елисавета.
Всем, кто ищет в монашестве укрытия от кажущейся бессмыслицы в жизни, но всё же хоть немного, но колеблется, она советует подождать: «…Тут надо быть особенно осторожными. Слишком велик соблазн сбежать от себя в черном длиннополом платье и спрятаться в монастырских стенах… Монашество может быть ответом на ваши терзания и искания только в одном случае: если вы поняли, что не можете без Бога».
Мать Елисавета убеждена, что именно в этот момент осознания себя монахом и происходит перемена человека — а не во время самого пострига.
«Перемена ума происходит не тогда, когда ты при постриге ползешь по храму под пение тропаря “Объятия Отча”, а когда еще до пострига вдруг понимаешь, что твое сердце целиком и без остатка забрал Бог. Ты сам отдал Ему свое сердце. В груди теперь дыра, и она вечно болит. Вариант один — отдать себя вместе с сердцем, руками и ногами, головой и каждой клеточкой мозга».
Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель Сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
«Я и представить не мог, что буду священником. Да еще монахом. Я воспринимал себя исключительно как специалиста в области маркетинговых коммуникаций и пиарщиком, хотя иногда и начинал подумывать о том, как бы всё своё время посвящать служению Богу, Церкви и людям», — рассказал отец Геннадий в интервью «Фоме».
Действительно, большая часть жизни Романа (так его звали до пострига) была связана совсем не с Церковью. Он пришел в храм во время учебы на историческом факультете Брестского государственного университета. Начал петь на клиросе, много читал духовной литературы, но при этом за десять лет причащался всего несколько раз. Потом была работа на телевидении, приглашение на госслужбу, предложение работать в Москве — заниматься рекламой и пиаром. С профессиональной точки зрения жизнь стремительно шла в гору, но через пять лет такой карьерной гонки Роман вдруг осознал, что давно не был в храме: «Я спросил себя: “А вообще-то, я живу как христианин?” И сам себе ответил: “Нет”».
С этого момента началась его «карьера» церковная: работа в информационной службе отдела религиозного образования и катехизации. Там он и понял, что хочет стать монахом — почувствовал, что Господь призывает к такому служению.
«Я помню момент пострига, когда склонил голову и услышал: “Постригается раб Божий Геннадий…”. “Кто это — Геннадий?” — думаю. И тут понимаю, что это я: это в миру меня звали Романом, а в постриге владыка нарек мне имя в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского», — вспоминает иеромонах.
Постриг сильно изменил бывшего пиарщика. И эти изменения он чувствует до сих пор.
«После пострига и рукоположения я начал осознавать: внутри меня происходят серьезные, глубокие изменения. Раньше я мог резко реагировать на раздражающие меня слова или действия другого человека. Теперь я стал замечать, как действует благодать, “всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая”. И внутренние изменения я чувствую до сих пор, это — та сила, та внутренняя опора, которая дается Богом на ежедневное несение своего служения двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году», — говорил отец Геннадий.
Иеромонах Кирилл (Зинковский) — ректор Николо-Угрешской духовной семинарии и иеромонах Мефодий (Зинковский) — клирик Казанского храма в Вырице
Близнецы Евгений и Станислав родились и выросли в обычной советской семье, в которой говорить о Боге было просто не принято. Отец-профессор и ребятам прочил научную стезю. Всё к тому и шло: в школе мальчики прекрасно учились, с отличием окончили ленинградский политех. После блестящей защиты диссертаций в 1995-м им предложили годовые стажировки в Штатах или Голландии, но они отказались — и в этом же году неожиданно для близких поступили в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. И на первом же курсе приняли постриг.
«Был один знаковый случай. Тогдашний ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов) взял нас к себе иподиаконами. Однажды он служил в храме святой Екатерины в Мурине. Обычно владыка после службы сразу уходит, а тут почему-то сел в кресло в алтаре отдохнуть, а мы вдруг одновременно решили сказать ему, что мы в этом храме крестились. Он в ответ: “А, ну значит, вы уже не неофиты, надо монашество принимать”. Владыка, видимо, почувствовал наш настрой, но у нас было намерение принимать монашество где-то в монастыре. Даже перед семинарией мы пытались скромно объяснить духовнику, что мы уже много в жизни учились, а книжки мы и сами можем почитать, нас научили с литературой работать. Но батюшка благословил нас на духовные школы, а после предложения владыки — и на постриг при Академии. В обоих случаях отец Иоанн просил только съездить к известному старцу, протоиерею Николаю Гурьянову, он его 40 лет знал», — рассказал «Фоме» отец Мефодий.
А вот его брат, отец Кирилл, отвечает на вопрос о монашестве кратко: «Эта мысль сама выросла в душе».
Иеромонах Прохор (Андрейчук), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Игорь Андрейчук рос в верующей семье, но был абсолютно обычным подростком: учился в металлургическом техникуме, ходил на дискотеки, иногда возвращался нетрезвым, в себе особо не копался и уж тем более ни о каком своем призвании не размышлял. К шестнадцати годам у юноши развилась сильная аллергия, и мама, параллельно с медикаментозным лечением, подолгу молилась о здравии сына. Однажды уговорила его съездить в Дивеево. «Храмы, монашки, бесконечные богослужения… я был просто в шоке. Сперва меня это все очень удручало: день и ночь молитва, и никакой тебе комфортной гостиницы — убогий домик с удобствами на улице… Но мама каждый день молилась преподобному Серафиму Саровскому, и сердце мое потихонечку начало оттаивать», — вспоминает иеродиакон Прохор в своих заметках, которые публиковал «Фома». К концу пребывания в обители юноша вдруг проникся монастырской жизнью: осознал, что в ней нет ничего лишнего, суетного, только Бог. «Когда в день отъезда я подошел приложиться к иконе Божией Матери “Умиление”, меня вдруг пронзила мысль: я должен стать монахом».
Через месяц Игорь с мамой поехали в паломничество в Псково-Печерский монастырь, и молодой человек понял, что хочет остаться там навсегда. Так и случилось — в 1995 году он поступил послушником в обитель, а через пять лет его постригли в монахи.
«Самые радостные воспоминания из моей монашеской жизни — это те моменты, когда мы с батюшкой, с отцом Иоанном (Крестьянкиным), гуляли, читали каноны, акафисты на свежем воздухе под пение птичек, белочки к нам спускались, их можно было покормить из рук. Это были самые-самые радостные, благодатные, неповторимые минуты! Такое спокойствие, такой свет от него исходил! До сих пор помню, как ласково он меня всегда встречал: «Ой, Проша пожаловал!..» — вспоминает отец Прохор.
Келья — место жительство монаха
Комната монаха в монастыре — келья. В русских монастырях она обычно выглядит как небольшое помещение на одного или двух монахов.
В ней стоит стол, стул, кровать или жёсткий топчан. Часто можно встретить индивидуальный иконостас или полку для книг. В кельи монах проводит свободное время в молитве или за чтением духовных книг.
Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь. Келья — это место жительства монаха
Посторонним вход в келью запрещён. Особенно это касается представителей противоположного пола. В случае нарушения такого запрета и хозяин келии может подвергнуться наказанию согласно монастырского Устава.
С чего начать
Если у вас появилось желание стать монахом, отправляйтесь к своему духовнику. В ходе исповеди и беседы священник сможет понять, насколько ваше стремление искренне. Многие решаются уйти от мира лишь потому, что у них не складываются отношения в семье или возникают проблемы при общении с противоположным полом. Это не может быть поводом для ухода в монастырь. Поводы для монашества – это искренняя вера и стремление посвятить свою жизнь служению Богу.
На первом этапе духовник порекомендует вам испытать себя, создав условия, наиболее приближенные к жизни в монастыре. Вам придется научиться ежедневно вставать в пять утра и начинать свое утро с молитв, часто посещать церковь, соблюдать все посты, читать работы отцов церкви и Священное Писание. Также нужно будет ограничить себя в питании: отказаться от излишеств и употреблять только ту пищу, которая необходима для нормального физиологического существования. Помимо этого, необходимо отказаться от общения с противоположным полом, просмотра телевизионных программ и компьютера. В таком режиме вам нужно будет прожить не менее года.
Расстрижение монаха равносильно духовному самоубийству
Вплоть до конца 18 века в Русской церкви отсутствовала процедура расстрижения, таким образом, один раз дав монашеские обеты, человек не мог перестать быть монахом. При этом его могли извергнуть из сана, что означало фактически духовное самоубийство такого человека.
Такой человек отправлялся на покаяние, его не допускали к причастию, он не мог жить в монастырях и т.д. В наше время процедура выхода из монашества разработана, и человек может покинуть монастырь и вернуться в мир.
Однако, в любом случае вина перед Богом, как у лица, не сдержавшего обеты, принятые на себя, у него будет, да и отношение к такому человеку соответствующее.
Главная обязанность иноков — молитва
Несмотря на обязательность послушания, оно не главное для монаха. Главное для него молитва. В монастыре молитва присутствует в трёх видах:
- Богослужение.
- Молитва в келье.
- Молитва во время послушания и в свободное время.
Татьяна Юмашева. «Тишина». 2005 год. Все монахи в монастыре должны молиться. Это можно делать как на богослужение, так в келье и других местах
Согласно монастырским уставам, принятым в большинстве монастырей, к началу богослужения должно быть окончено любое послушание.
Если это невозможно сделать, его необходимо остановить. Все монахи должны присутствовать на службе, исключение составляют только больные.
Насчитывается 3 формы молитвы монаха.
В тех монастырях, где устав не строг, настоятель может благословить монаха пропустить отдельную службу. Это допускается, например, когда монастырь небольшой и работы на братию налагается слишком много.
В любом случае иноку придётся помолиться в другой форме: за работой или же келейно.
Келия Валламского монастыря. У каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.
Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем монастыря или его духовником.
Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально. Исполняется она в кельи монаха, иногда в уединении. Остальное же время монах также не должен бездельничать.
Он должен за работой или в свободное время читать про себя одну из молитв. Обычно монахи читают молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение