Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

НА СТРАНИЦУ «ТЕКСТЫ «

УСТАВЫ ИНОЧЕСКОГО КЕЛЕЙНОГО ПРАВИЛА

По Следованной Псалтири перед началом правила читаются семь кратких молитв (см. с. 565). Далее: повечерие, каноны (Каноны и акафисты, входящие в правило, в монастырях читаются на повечерии, а кафизмы, поклоны и молитвы исполняются в келье), четыре кафизмы с тропарями и молитвами, пророческие песни, 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице.

Монахам новоначальным и слабым дозволялось читать по три кафизмы, затем совершать 100 поклонов, 300 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. В некоторых древних монастырях это правило исполнялось полностью, кроме чтения девяти пророческих песней по Псалтири. Также в Псалтири указано, что есть практика чтения во время правила Чина 12 псалмов.

Устав Флорищевой пустыни

Во Флорищевой пустыни, основанной в XVII веке во Владимирской губернии святителем Иларионом, митрополитом Суздальским, им было введено следующее правило, разделенное по времени на три части.

На повечерии читались каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу Хранителю и акафист Божией Матери. Через некоторое время братия совершали правило в храме.

Кроме семи кратких молитв, читаемых в начале правила по Псалтири, святитель ввел обращения к разным святым и целым ликам святых, а также семь молитв, составленных святыми отцами. Затем совершалось 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице (что соответствует правилу в Псалтири) по следующему чину: возглас, обычное начало по «Отче наш», псалом 50-й, Символ веры, 30 земных поклонов с Молитвой Иисусовой (вместе вся братия), после этого стоя, шепотом или умом читали 70 Иисусовых Молитв, «Слава и ныне», Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, «Слава Тебе, Боже» (трижды, с поклонами земными) и вновь полагали 30 земных поклонов и т. д., с чтением «Слава и ныне» после каждой сотни молитв (сотницы — Сотница—100 умных молитв, совершаемых по четкам.).

Затем читали Помянник с поклонами по Псалтири, Достой но, Трисвятое, тропари «Помилуй нас. Господи, помилуй нас», «Господи, помилуй» (40 раз). Честнейшую, «Боже, ущедри ны» и молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с земными поклонами, «Богородице Дево, радуйся» (трижды, с поклонами). Честнейшую и отпуст. Затем—обычное взаимное прощение братии.

После того в кельях братия читали Псалтирь. Новоначальные—по 3 кафизмы, средние—по 4 кафизмы, совершенные по 7 кафизм. Кто не мог это исполнить, те должны были читать в келье «Отче наш» по 30 и 50 раз с поклонами или больше. Кроме того читали с поклонами «Богородице Дево, радуйся» (50 раз новоначальные, 100 раз средние и совершенные 150 и больше). Для немощных и юных это келейное правило отменялось.

Впоследствии правило Флорищевой пустыни было заимствовано Саровской обителью, но в несколько сокращенном виде. Из Саровской пустыни келейное правило перешло в Новгородский Юрьев монастырь с сокращением начала и конца правила, но увеличением на повечерии канонов, с добавлением канонов седмичным святым.

В разных монастырях сотницы умных молитв исполнялись в разном количестве и в разное время суток: утром после сна, вечером после ужина или в полночь.

Разнообразие в исполнении келейного правила произошло потому, что правило, данное в Псалтири, для многих трудноис полнимо, изложено кратко и неопределенно, что давало повод к разным пониманиям и толкованиям. В Псалтири указано, что полное правило обязательно не для всех и сокращается для немощных и новоначальных. В обителях многое в отношении келейного правила было предоставлено воле настоятелей, духовников и старцев, руководствующих новоначальных. Поэтому разности в келейных правилах монастырей допустимы.

Устав монастырей Саровского и Юрьева Новгородского

По Саровскому уставу: после повечерия, не выходя из храма, братия слушали вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю.

По Юрьевскому уставу: в конце повечерия положено совершать определенные (в Следованной Псалтири) каноны, именно: в субботу вечера канон Господу Иисусу Христу, ему же ирмос: «Помощник и покровитель»; параклисис Богородице, канон Ангелу Хранителю. Потом «Достойно есть», Трисвятое по «Отче наш», тропари обычные и молитву: «Нескверная, неблазная», «И даждь нам Владыко» и отпуст (сотниц под воскре­сенье не полагалось).

В прочие дни

В вечер недели (воскресенья) тот же канон Господу Иисусу, Богородице параклисис, ему же ирмос: «Воду прошед»; тропарь же: «Многими содержим напастьми»; канон Архангелам и потом поклоны (т. е. пять сотниц, как показано ниже) и прочее .

В вечер понедельника тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, каноны святому Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее.

Во вторник вечера тот же канон Господу Иисусу Христу, канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее.

В среду вечера тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, святым Апостолам и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее.

В четверток вечера канон Животворящему Кресту, ему же ирмос: «Отверзу уста моя», параклисис Богородице и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее.

В пяток вечера канон Иисусу Сладчайшему, ему же ирмос:

«Во глубине постла иногда»; акафист Богородице неотложно, каноны Ангелу Хранителю и Всем святым, поклоны и прочее.

Пятисотенное келейное правило

Боже, милостив буди мне, грешному.

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.

Создавый мя Господи, помилуй.

Без числа согреших, Господи, прости мя.

Владычице моя. Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.

Святии Архангели и Ангели и вси святии, молите Бога о мне, грешнем.

Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя.

Снятый апостоле или преподобие отче или мучениче (имя), моли Бога о мне.

Затем иеромонах говорил возглас: «Благословен Бог наш», чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный». Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй», 12.

«Слава и ныне». «Приидите, поклонимся» (трижды). Псалом 50-й. «Помилуй мя. Боже». «Верую во Единаго Бога» 2.

Затем по Саровскому уставу чтец (по Юрьевскому_ настоятель), став посреди храма, начинал полагать 30 земных поклонов. Сказав вслух молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», полагал поклон, и с ним вся братия. Каждый читал умом ту же молитву и полагал поклоны вместе со всеми. Молитва с поклонами совершалась неспешно и чинно. Каждый инок прежде произносил молитву, потом полагал поклон. По исполнении же с молитвой 30 поклонов, после небольшой паузы, предстоятель произносил трижды вслух мо­литву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»; потом в уме ту же молитву каждый повторял сто раз. Затем предстоятель возглашал: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). «Слава и ныне».

И опять говорил молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», и полагал вновь 30 поклонов, и затем творили 100 Молитв Иисусовых. Затем—«Слава и ныне», «Аллилуйя» и прочее.

Потом опять молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», и полагали с ней 20 поклонов, и опять читали 100 молитв («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»), «Слава и ныне», «Аллилуйя» и прочее; затем читали молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», и с ней полагали 20 поклонов. После того читали молитву ко Пресвятой Богородице вслух, трижды: «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго», затем в уме ту же молитву творили сто раз. «Слава и ныне», «Аллилуйя» и прочее, затем произносили молитву вслух: «Богородице Дево, радуйся» (по Саровскому пять раз с поклонами, по Юрьевскому однажды).

По уставу Флорищевой пустыни после поклонов и умных молитв читали с земными поклонами Помянник по Псалтири. В Юрьевском уставе о чтении Помянника не говорится. После «Богородице Дево, радуйся» два лика вместе пели со сладкопе нием «Достойно есть» и совершали поклон. Затем—Трисвятое по «Отче наш». Определенные тропари канонов (по Саровскому и Флорищевскому: «Помилуй нас. Господи, помилуй нас»). Затем, по Юрьевскому, молитва: «Ненавидящих и обидящих нас» (вместо Помянника) и 16 поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и отпуст. Затем—обычное взаимное прощение настоятеля и братии.

По Флорищевскому после «Милосердия двери отверзи нам»—«Господи, помилуй» 40, «Честнейшую Херувим», «Боже, ущедри ны» и молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с поклонами земными. «Богородице Дево, радуйся» (трижды) с земными поклонами. «Честнейшую Херувим», отпуст и взаимное прощение братии.

В Саровском после пятикратного «Богородице Дево, радуйся» чтение из книги преподобного Ефрема Сирина, затем:

«Достойно есть», Трисвятое по «Отче наш». Тропари: «Помилуй нас. Господи» и прочее. «Господи, помилуй» 40. Молитвы: «Иже на всякое время и на всякий час…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче», «Молитвами святых отец наших», «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим». Затем читали Помянник по Псалтири. Потом из молитв на сон грядущим—преподобного Макария Великого Богу Отцу: «Боже Вечный и Царю всякого создания», молитву святого Антиоха Господу Иисусу Христу: «Вседержителю Слово Отчее». Молитва Святому Духу: «Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, умилосердися». Молитва Пресвятой Богородице: «Благаго Царя благая Мати». Молитва Ангелу Хранителю: «Ангеле Христов, Хранителю мой снятый». «Взбран ной воеводе» и прочее. «Преславная Приснодево, Мати Христа Бога нашего» и прочее, молитва святого Иоанникия: «Упование мое Отец». Наконец предстоятель делал малый отпуст и произносил ектению. Затем—взаимное прощение братии. (О молитве преподобного Ефрема Сирина не сказано.)

Оптинское келейное правило

Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения. Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно. Кроме того совершали так называемое пятисотенное келейное правило следующим порядком.

После трех поклонов, обычно полагаемых при начале кажлого молитвословия в храме и в келлии, с молитвами-

«Боже, милостив буди мне, грешному»;

«Боже, очисти грехи моя и помилуй мя»;

«Создавый мя Господи, помилуй! Без числа согреших Господи, прости мя».

В келлии полагался и четвертый поклон, с молитвой:

«Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго» . Затем следовало обычное начало: «Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный» и прочее (как показано в Саровском правиле) и до «Верую во Единаго Бога».

После этого читали 100 молитв «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». На первых 10 молитвах—по земному поклону, на следующих 20 молитвах—по поясному поклону, на последней, то есть сотой, молитве земной поклон. Затем молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся слова ми: «Пресвятая Владычице моя Богородице». По окончании этой молитвы полагали земной поклон 4. Потом вновь творили 100 Молитв Иисусовых в указанном порядке с 10 земными и 20 поясными поклонами, на последней Иисусовой Молитве— земной поклон, и снова та же молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. Третья сотня совершалась так же, как первая и вторая.

Четвертая сотница молитв была обращена к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя; грешнаго». Из этой сотни первые десять молитв также совершались с земными поклонами, а следующие 20—с поясными, остальные 69—без поклонов. Последняя, сотая, молитва—с земным поклоном, и после нее также с земным поклоном молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице». Затем 50 молитв: «Снятый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешнем»; на первых пяти молитвах—по земному поклону, на следующих десяти—по поясному, а остальные 35 молитв—без поклонов, только на последней—земной поклон, и опять читалась молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. После этого 50 молитв: «Вси святии, молите Бога о мне, грешнем». На первых пяти молитвах—по земному поклону, на следующих десяти—по поясному; послед няя молитва—опять с земным поклоном, после которого снова читалось: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном.

Затем: «Достойно есть» и земной поклон. «Слава Тебе, Христе Боже» и отпуст: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

В будничные дни совершали все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полиелейных праздников, предпразднества и попразднества, в дни, когда на утрени поется великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменялись они и в келейной и заменялись поясными. Также только поясные поклоны совершали всегда в те дни, когда положено служить всенощное бдение. В последние два дня Страстной седмицы, во всю Светлую седмицу и начиная с 24 декабря до 7 января (ст. ст.) это келейное правило оставлялось, а также и в дни воскресные, хотя бы и не совершалось всенощное бдение.

Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благо­словению старца или духовного отца.

Келейное правило Свято-Троицкого Сергиева Рижского монастыря

Глава Евангелия и Апостола: канон Иисусу Христу и Пресвятой Богородице; акафист Спасителю или Божией Матери и канон Ангелу Хранителю: три кафизмы и пять сотниц молитв по четкам.

Начало правила по Следованной Псалтири 6.

Начало сотниц: «Молитвами святых отец наших», «Слава Тебе, Боже наш» и прочее (как пред Саровским и Юрьевским правилом 7).

После «Верую во Единаго Бога»—первая сотница:

30 земных поклонов с молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную»;

70 умных молитв, стоя, без поклонов (для отдыха), с той же молитвой.

Слава и ныне». «Аллилуйя» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). «Слава и ныне». «Пресвятая Владычице моя Богоро дице, святыми Твоими и всесильными мольбами…». «Аминь». «Честнейшую Херувим…».

Начало второй сотницы: «Молитвами святых отец наших». «Слава Тебе, Боже наш» по «Отче наш» и вторая сотница:

30 земных поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную»;

79 умных молитв, стоя, без поклонов для отдыха, с той же молитвой.«Слава и ныне» и прочее. «Честнейшую Херувим», как после первой сотницы.

Третья сотница читается так же, как и вторая.

Начало четвертой сотницы: «Богородице Дево, радуйся» и 30 поклонов земных с молитвой «Пресвятая Госпоже Дево Богороди це, спаси мя, грешную»; 70 умных молитв таких же.

Пятая сотница: 15 поклонов земных с молитвой: «Вси небеснии чини, Архангели и Ангели, молите Бога о мне, грешней» и 35 умных молитв таких же.

15 земных поклонов с молитвой: «Снятый Ангеле Хранителю мой, от всякаго зла сохрани мя и моли Бога о мне, грешней»;

35 умных молитв таких же.

«Достойно есть», «Честнейшую Херувим», «Слава и ныне», «Господи, помилуй (трижды), «Молитвами святых отец наших», «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

Для приобретения душевной пользы и чтобы не нарушить здоровье советовалось: в полночь совершать одну первую сотницу, потом идти к утрене; вторую сотницу творить после утрени. а последние три—вечером, перед сном, или кто как пожелает.

Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова и до Крещения и с Вербной недели до недели апостола Фомы правило совсем отлагалось, а в дни полиелей ных праздников и в субботы совершалось без земных поклонов.

Помянник читался по произволению. Если не было времени, его заменяли молитвой: «Ненавидящих и обидящих нас». Неопустительно читалось ежедневно при отходе ко сну испове дание грехов: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу во Святей Троице Единому».

Затем читали молитвы на сон грядущим.

Устав Серафимо-Дивеевской девичьей обители

Найдя правило саровских иноков непосильным, трудным, преподобный Серафим дал повседневное правило, преподанное ему Богородицей. Встав утром, следовало прочесть: один раз «Достойно», трижды «Отче наш», трижды «Богородице, Дево, радуйся». Символ веры, потом два поясных поклона с молитвой:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», поклон поясной с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных»; после этого два поясных поклона с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею, Богородицею помилуй мя грешную», и поясной же поклон с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй нас грешных». В заключение этого правила надо стоя коленопреклоненно совершить двенадцать поясных поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных» и точно также двенадцать поясных поклонов с молитвой: «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас грешных». Затем читать утренние молитвы. Тем, кто трудится, можно прочитывать это правило даже на ходу, во время работы.

До обеда постоянно надо читать про себя молитву Иисусову, а после обеда—до ночи: «Владычице моя. Пресвятая Богородице, спаси нас».

Вечернее правило: прочитать 12 избранных (изобразительных) пустынными отцами псалмов, потом помянник, поучение и совершить 100 поясных поклонов с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных» и сто поясных поклонов с молитвой: «Владычице наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных». Затем повторить утреннее правило.

На ночь должны читать опять это же правило и молитвы на сон грядущим.

Божия Матерь запретила отцу Серафиму делать обязательным чтение акафиста, дабы этим самым не наложить тяжести и лишнего греха на чью-либо душу.

В воскресный день дана заповедь отцом Серафимом служить (в Дивееве) пред литургией неопустительно Параклисис Божией Матери, весь на распев, по нотам.

Затем отец Серафим приказал неопустительно исповедоваться и причащаться во все посты и, кроме того, в двунадесятые праздники, не мучая себе мыслью, что недостоин, «так как не следует упускать случая, когда можно чаще пользоваться благодатью, даруемой причащением Святых Христовых Тайн. Стараясь, по возможности, сосредоточиться в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердой верой в неизреченное Божие милосердие, следует приступить к искупляющему все и всех Святому Таинству.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

НА СТРАНИЦУ «ТЕКСТЫ «

Кто такие монахи

Христианство стремительно распространялось, строгий порядок жизни начал слабеть. Подвижники удалялись жить в горные, пустынные местности, чтобы вдалеке от мирских соблазнов вести строгую жизнь. Уединившихся людей стали называть пустынниками или отшельниками. Это послужило началом монашества. В русском христианстве вместо монашества используется термин «иночество» — ведение иной жизни, не связанной с соблазнами мира.

Примечания

  • Почти во всех монастырях сотницы совершались отдельно от канонов повечерия, и если совершались в храме, то через некоторое время после повечерия или после вечерней трапезы.
  • Там, где каноны не совершались на повечерии или кто не мог быть на повечерии, то каноны совершали в келлии.
  • Начало келейного правила лучше совершать по Псалтири.
  • Оканчивать сотницы желательно как показано выше, по уставам Саровскому и Юрьевскому: “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, что делалось во многих обителях.
  • В Рижском уставе “Молитвами святых отец наших” поставлено после “Отче наш”. Это предначинательная молитва монахинь, вместо священнического возгласа: “Благословен Бог наш”.

Распечатать

10 февраля 2014 Источник: Издательский совет РПЦ 2007 г.

Главная цель монаха

Цель иночества (монашества) — достижение нравственной духовной силы ради спасения души собственной и душ всех православных христиан. Монашество представляет великий подвиг нравственного служения миру. Оно оберегает мир, молится за него, молитвенно заступается за грешных людей. Главная, и неоценимая, цель и заслуга перед обществом монаха заключается в постоянной молитве о Церкви, об отечестве, о живых и умерших христианах. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Иноки — есть жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе отраду».

Присутствие в стране монахов, монастырей показывает нравственную силу православного народного духа. Русские люди всегда любили монастыри. Если где-то создавался монастырь — они селились вокруг него, возникал посёлок, который зачастую вырастал в большой город. Пример тому — Сергиев Посад, Кириллов, Суздаль и другие города.

В чём суть монашества

Иноческая жизнь предполагает сильное внутреннее стремление удалиться от благ светской жизни, полностью предаться служению Богу. Радости человеческой жизни для инока теряют смысл и ценность. Главным условием вступления на монашеский путь является твёрдое желание отречься от мира, воспитать в себе духовные силы, отказаться не только от собственного имущества, но и от данного при рождении имени. Суть монашества (иночества) — принять добровольное мученичество во славу Господа и ради блага всех православных христиан. Это уединённая, в трудах и лишениях жизнь.

Принимать монашество могут и женщины. Для них действуют те же правила, что и для мужчин. Женские монастыри действуют с давних времён.

Как живут монахи

Родиной монашества считается Египет, а его учредителем — преподобный Антоний Великий, основавший иноческое отшельничество. Монашество на Руси началось практически вместе с принятием христианства — в конце X века. Отшельники стали объединяться, жить, молиться и трудиться совместно, так появились монастыри. Обители, где проживают несколько сотен монахов, стали называться лаврами. В каждом монастыре действует свой распорядок жизни, свои правила. Отсюда появился термин — монастырский устав. Жизнь в монастыре размерена, однообразна. Все монахи трудятся во благо общего дела. Такие работы называются послушанием.

Уединяясь от мира ради обретения нравственного идеала, иноки оказывают благостное влияние на мирских людей. Они всегда помогают нуждающимся людям. Никогда не отказывают в духовной помощи. Обеспечивая собственным трудом свои нужды, монахи всегда делятся средствами пропитания с неимущими людьми. Самоотверженно жертвуют собственную жизнь Богу посредством усердной, искренней молитвы, праведных трудов.

Видео: Как живут современные послушники

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]