Символика православных храмов как отражение христианских взглядов


Православный храм. Стиль, формы, символика

«Идея Христианства неизменна, а формы храмов изменчивы»

Н.В. Покровский

В этой статье будет предпринята попытка ответить на вопросы:

  1. Существует ли документально закрепленный регламент (или церковный архитектурный канон) строительства православных храмов, узаконенный церковной властью и государством и что он из себя представляет.
  2. Все ли православные храмы разных стран выдержаны в единой стилистике или отличаются внешним обликом друг от друга?

До недавнего времени я жил с мыслью о том, что православные храмы стоятся по определенным правилам. То есть думал, что есть сложившаяся традиция, которой должны следовать при возведении православный церквей, закрепленная нормативными документами, скорее всего, изданными самой церковью.

Закрыв глаза, и вызвав образ православного храма, я видел его чаще всего золотыми куполами, которые завершались крестами, обязательно присутствовал церковный колокол. Цвета храма — в основном они представлялись мне белыми, с добавлением синего или голубого и золотого. В нашем городе именно так и выглядят. Таинство исповеди и причастия (незабываемое и ни с чем не сравнимое ощущение) первый раз я совершил в Ксение Покровском Монастыре в д. Михайловка (Яровое, Алтайский край) — он выглядел так же. Если задуматься и напрячь память, то при путешествиях по России можно вспомнить окраску наружных стен в другие цвета, ну и бревенчатые церквушки, которые видел воочию, или на картинках.

Особенность православия, оказавшая влияние на архитектуру храмов разных стран состоит в том, что Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви, есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все православные церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах (что согласно катехизису митрополита Филарета является необходимым условием для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви). Также не все православные церкви признают друг друга истинными церквями. Главой церкви православные считают Иисуса Христа. Административного органа всей православной церкви нет.

Территориальное деление, обособленность и этническая самобытность сказалось и на внешнем облике храмов различных православных стран. Посмотри на примерах разных стран, где православие — ведущая религия.

Грузия

Самый крутой — известный каждому жителю Грузии, и самый известный в мире — Собор Светицховели. В нем крестился первый царь Грузии. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь Святого Николая расположена в самом центре Батуми. Этой церкви больше 150 лет и она является одной из старейших в Батуми.

Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы . Начат в 1897 году, и закончен 1902 году.

После присоединения Батуми к России увеличился приток католиков в город. Среди прихожан церквей были грузины, иностранные подданные — французы, поляки, занимавшиеся торговлей, ремесленничеством. Подданные ряда европейских государств обратились к своим консулам с просьбой об открытии в Батуми своей католической церкви. Церковь спроектировали и построили в неоготическом стиле. Верх собора украшают три купола. По всем стандартам готических построек фасад храма украшен орнаментом. А в 1989 году произошла торжественная передача его во владения православных служителей. Сегодня Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы это главный храм местной епархии.

Румыния

Церковь Святого Николая — румынская православная церковь в Брашове, в историческом районе Шкей. Начали строить в 1200-1300 г. Достраивали в 1495 году местные жители отстроили церковь в камне при поддержке сына Влада Дракулы. Ну и потом перестраивали. В XVIII веке за счет пожертвований русской императрицы Елизаветы Петровны к церкви была пристроена башня с часами, а также часовня и притвор. Императрица России Екатерина II присылала церкви Св. Николая дорогие подарки — золотые и серебряные предметы религиозного культа, иконы, церковные книги, деньги. Первоначально построенная в готическом стиле, позднее церковь была перестроена в стиле барокко.

И еще одна малюсенькая православная церковь Румынии Святая Параскева-Пятница на местном кладбище, интересна башенками как у мусульманских мечетей.

Сербия

1 Храм Святого Саввы — один из крупнейших Православных храмов мира. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы отличается от константинопольского образца — Софийского Собора. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Теперь — то что касается России-матушки.

Бревенчатые церквушки — чаще всего это шатровые церкви. (Были еще клетские и ярусные) Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Шатровый храм характерен тем, что на четырехугольный сруб (четверик) ставится восьмиугольный (восьмерик). Что и видно на схеме и фото шатровых церквей (на схеме слева направо — клетский храм, шатровый и ярусный).

Церковь Александра Невского в Архангельске

В ХVII веке патриарх Никон, который впервые начал составлять чертежи храмов, — запретил строительство шатровых церквей, а повелел строить пятиглавый храмы (М. Покровский «Памятники христианской архитектуры, особенно русские»).

И теперь здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Вернемся к вопросу — Православный архитектурный канон (правило) — существует ли он и что из себя представляет?

Его нет. В изданном на бумаге или оном носителе я его не обнаружил. Но есть так называемое Богословское понимание канона — то есть символика — как прикладной язык выражения религиозной идеи. Священник Б. Михайлов в своей статье «Критерии церковности в храмовом зодчестве» пишет, что «Мы живем в своеобразное время: искусственный перерыв в храмовом строительстве привел к утрате и навыков и преемственности и чувства живой традиции. Поэтому мы сейчас находимся в поисках церковности, мы ее соборне определяем» Как образцы Православной архитектуры он приводит пример подворья в Оптинской пустыне в Троицкой церкви в Останкино, храм св. Николая в Клепниках и прочее. Итог его статьи выражается следующей фразой «Если храмовая архитектура на своем языке и своими средствами произносит это живое слово о Боге, она церковна».

На иллюстрации ниже — традиционная схема православного храма и Троицкая церковь в Останкино как признанный церковью образец архитектуры Православия.

Ну, понятно, что в ситуации отсутствия церковных норм самую решающую роль при создании и утверждении внешнего лика Православного храма играет человеческий фактор. С одной стороны — это личность художника, создающего эскиз или проект. Его богословское понимание, его красота, его понимание Бога, его приемы и методы. Ну и с противоположной стороны — это Православная Епархия той административно-территориальной единицы, где этот храм собираются возводить. То есть церковная власть, утверждающая проект, и дающая ему дальнейшую жизнь. А далее, уже органы государственной власти.

Яркий тому пример. Март 1837 года. Митрополит Филарет, причисленный к лику Святых, дает план строительства в Москве храм во имя Христа Спасителя, «совершенно в новых значениях, основанных на символах видения св. Иоанна Богослова» . По его словам этот проект был внушен ему свыше.

Три раздела по обыкновению — трапеза, сама церковь, и алтарь. Семь престолов — по числу семи церквей — два престола в трапезе, пять — в церкви (посвящены Благовещению, Рождеству, Богоявлению, Преображению, Воскресению). В верхней части храма, символизирующей престол Всевышнего, — изображено всевидящее око. Вместо окон — семь прорезов со стеклами — подобие семи светильников пред Господом. В верхней части — четыре дуги из семицветных стекол, изображающих радугу — символ примирения Бога с человеком.

Основанный на священном Писании, исходящий от одного из первых иерархов Православной церкви, проект остался без внимания, по причине его «нецерковности».

Что же остается неизменным на протяжении всей истории православия в языке строительства храма?

  1. В планировке — это трехчастность — притвор, храм и алтарь или двухчастность — храм и алтарь. Это символ Троицы.
  2. Число глав — обязательно символично. Одна большая глава окружена двенадцатью — по числу учеников Иисуса. Одноглавый — Единство Спасителя. Пятиглавые — образуя через этот символ Христа, окруженного четырьмя евангелистами.
  3. Ориентация алтаря храма на Восток (допускается отклонение на 15 градусов) — непременное условие при строительстве православного храма. Символизирует сторону света потерянного рая.

А вот со стороны государства есть норматив, регламентирующий строительство православного храма. В России издан документ — Свод правил по проектированию и строительству СП – 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. В этом своде собраны воедино и перемешаны все существующие требования градостроительных планов и церковные традиции.

В нем обобщены, систематизированы, скорее всего, совместно с церковными представителями данные о постройках церквей. Даны определения частей храма, его внешнего вида, планировочного типа и его символичных элементов.

Здесь же мы найдем и трехчастность.

И увидим, признанные церковью примеры планировочных типов храмов — на правой схеме. Рисунок 1, 2,3 — кубический тип, 4 и 5 — центрический тип, 6 — крестово-купольный. Есть еще один тип храмовой планировки, называемый «кораблем» — он прямоугольный, но почему-то в этот сборник он не вошел, хотя и признается церковью и часто встречается в другой литературе.

В общем, достаточно скромная информация об архитектурных канонах православия, да и сами нормы, обнаруженные в специально литературе тоже немногочисленны. То есть в православии архитектурный канон выражается в символике храма, которая в свою очередь подчинена самой идее православия и предназначению храма — как места для поклонения и молитвы. Ну и еще можно сделать вывод о том, что здания храмов, построенные в определенной традиции, со временем и становятся этим самым архитектурным каноном — то есть приводятся как образец. Ну, вот, пожалуй, и всё, друзья мои :)

Купола и главы храмов

История куполов началась в доисторические времена. Из материалов раскопок, проводимых на острове Кипр, мы можем выяснить, что настоящему своду предшествовал так называемый ложный, который был изобретен гораздо раньше арки, где-то в 5 тысячелетии до нашей эры. Технологически сложные и большие купола стали строить в древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока купол стал также частью мусульманской архитектуры. В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы, синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, зеленые купола посвящены Святому Духу. Храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами.

Сразу после крещения киевлян в 988 году в Киеве была построена Десятинная церковь (989–996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем. При Ярославе Мудром построили главный храм Киева – Софийский собор. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде ( в 1045–1050 годах) и Полоцке (в 1060-е годы). Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году. Образцом для строительства соборов в русских городах стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073–1089 гг. Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения. К ним близок Успенский собор Владимира-Волынского (1160 год). Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска – собор Петра и Павла (1140–1150 гг).

Ряд храмов Великого Новгорода были возведены в первой трети XII века. В их числе – княжеский Николо-Дворищенский собор, построенный на другом берегу Волхова, напротив Софии, Георгиевский собор Юрьева монастыря, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. На протяжении XII века были построены храмы Старой Ладоги, из которых сохранились Успенская и Георгиевская церкви (1165 год), близ Новгорода — церковь Спаса на Нередице (1198 год), Собор Иоанна Предтечи. Преображенский собор в Переславле Залесском был построен в 1152 году. Постройки Владимира, Суздаля и других городов Северо-Восточной Руси отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска иной строительной техникой – после 1152 года они строились из белого камня. Строительство в Северо-Восточной Руси вел отец Юрия Долгорукого Владимир Мономах, построивший в начале XII века в Суздале первый собор по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря. При Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг.), позднее ставший главным храмом России (до постройки московского Успенского собора ), дворец с храмом Рождества Богоматери в Боголюбове (1158–1165 гг.) и церковь Покрова на Нерли (1158 год). При князе Всеволоде был построен придворный Дмитриевский собор (1191 год). При ошибочной реставрации XIX века этот храм потерял первоначальные галереи и лестничные башни.

Смотрите так же: Лечение алкоголизма в храме

В монгольский период на Руси строительство храмов продолжалось, например, были возведены: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340), Успенский собор на Городке в Звенигороде (1396–1399 гг.), Собор Рождества Богородицы в Савво-Сторожевском монастыре (1405 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422 г.), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1425–27 гг.). Самыми ранними сохранившимися постройками являются небольшие храмы: Никольский в селе Каменское и Рождества Богоматери в Городне на Волге. Заграевский датировал их началом XIV века. Перестройка Московского Кремля была сделана при Иване III (Успенский собор Московского Кремля в 1475–79 гг.; Архангельский собор Московского Кремля в 1505–1508 гг.; купол и своды Архангельского собора Московского Кремля в 1505–1508 гг.).

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными. Иногда главками называют главы, устроенные не на световых (дающих свет в храм), а на декоративных барабанах (=башенках). Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. Такие завершения мы сегодня видим на реконструкциях как домонгольских храмов Владимиро-Суздальской земли, так и на подавляющем большинстве церквей и соборов XV–XVI веков. Таким образом, шлемовидная глава (купол) – это купольное покрытие кровельным материалом непосредственно по своду башни или башенки. «Византийские» посводные купольные покрытия имели место в большинстве княжеств домонгольской Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и пр.), а шлемовидные главы преобладали в домонгольском Владимиро-Суздальском княжестве. Затем такая форма глав была воспринята в Тверском и Московском великих княжествах, а затем и в централизованном Русском государстве. Соответственно, подавляющее большинство русских храмов XIV–XVI веков обычно реконструируется со шлемовидными завершениями.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Они имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Обычно для наиболее распространённой луковичной главы соотношение диаметра барабана (башни) к диаметру широкой части (пучины) главы составляет 1 : 1,382, а к высоте главы – 1 : 1,618.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант’Андреа-ин-Виа-Фламина в 1553 г. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, возведённый Филиппо Брунеллески.

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют именно такую форму. Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке, но популярны и по сей день. Они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто такие купола украшают орнаментами или фресками. Такие купола использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей. Большинство мечетий Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола. Они передают вертикальную нагрузку на рёбра. По такой схеме построен центральный купол Софийского собора и главный купол собора Святого Петра.

Луковичные главы появились во второй половине XVI века, а в XVII веке стали на Руси массовым явлением. Таким образом напрашивается вроде бы следующий вывод: из Византии было заимствовано посводное покрытие, затем оно все больше и больше «вытягивалось» вверх и превратилось в шлемовидное. Затем в XVI веке «высотность» шлемовидных глав оказалась недостаточной, и над куполом стали надстраивать конструкции луковичной формы.

Впервые с этими положениями не согласился Б.А. Рыбаков. Он полагал, что многие миниатюры Радзивилловской летописи XV века являются копиями изображений XII–XIII веков, а на этих миниатюрах изображены луковичные главы. Следовательно луковичные главы появились уже в конце XIII веке. Эту позицию Б.А. Рыбакова поддержал и Н.Н.Воронин.

Луковичные главы могли появиться и в конце XIII века в начале в деревянном зодчестве, а в конце XVI века их могли начать использовать и при возведении каменных храмов. Н.Н. Воронин отмечал что луковичная форма глав была использована и в раннемосковских Сионах и кадилах, и в миниатюрах, и в резных иконках, начиная с XIII века: эта форма имела сакральное значение и должна была воплощаться в зодчестве. Вслед за С.В. Заграевским (2008) я считаю, что проблема времени появления луковичных глав на храмах Руси и России остается до конца нерешенной. По всей вероятности, образцом для художников миниатюр в летописях служила сама находящаяся перед их глазами архитектура, то есть луковичные главы на реальных храмах Древней Руси.

Большинство изображений храмов на иконах и миниатюрах (иконы и фрески московской, новгородской и псковской школ) изображают главы больших каменных храмов: художники равнялись не на второстепенные церкви, а на крупные соборы своего времени. Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. Но никакими другими известными нам изображениями наличие луковичных глав в домонгольское время не подтверждено. Огромное большинство купольных покрытий имеют луковичную форму, начиная со второй половины XIII века. Планы Москвы рубежа XVI и XVII веков свидетельствуют о том, что в это время главы храмов уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов. Важно обратить внимание на изображения храма из рукописи Амартола (1294 года) с луковичной главой, так он показал некий обобщенный «образ церковный». Луковичные главы в начале XIV века изображали не только художники Москвы, Твери и Новгорода. Такую главу мы видим и на иконе киевской школы. Это лишний раз подтверждает повсеместное распространение купольных покрытий луковичной формы в конце XIII – начале XIV веков. Луковичными были и все главы, возведенные в XVI веке над шатрами русских храмов. Шлемовидных глав ни в домонгольское, ни в раннее послемонгольское время не было (С.В. Заграевский, 2008). Первые изображения купольных покрытий близкой к шлемовидной формы появляются на рубеже XV и XVI веков. В это время на храмах уже были шлемовидные главы.

Мусульманские храмы часто тоже увенчаны куполами. В XIV в., в ту эпоху, когда каирский султан Хассан послал своих архитекторов в Иран учиться строительному искусству, система куполов получает широкое применение. Иранский купол имеет очень повышенный профиль. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса, устраняющую ту трудность конструкции, на которую мы указывали, говоря о византийской архитектуре, — трудность сохранять в верхней части купола перпендикулярное положение рядов кладки по отношению к внутренней поверхности свода. Другие формы являются лишь вариациями иранского свода: купол принимает то форму конуса, то ячеистую поверхность, то форму луковицы.

Конический купол – это армянский купол, выложенный из кирпича. Конический купол появляется в Армении около X в.; в XI в. его заимствуют сельджуки и переносят его в области своего расселения, от Каппадокии до Босфора. Используя те преимущества, которые дает употребление кирпича, они придают куполу ребристое очертание и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект. Ячеистый купол строился в виде ячеистого конуса. Ряды кладки здесь совершенно горизонтальны, а купол составляется из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой. Один из древнейших примеров такого купола мы находим в так называемой гробнице Зобеиды в Багдаде; мы встречаем его также в гробнице Даниила близ Суз и т. д. Луковичный купол, едва намечающийся в деревянном своде Эль-Сахра, приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда исламизм завоевывал Индию; вероятно, он связан с влиянием Индии, где мы находим его в гораздо более раннюю эпоху. Расширенная часть купола выкладывается горизонтальными рядами вперевязку. Купол, в собственном смысле слова, начинается только там, где кончается выпуклость. Хронология мусульманских куполов следующая: 1) первоначальный период – купол с сильно повышенным яйцевидным профилем, покоящийся на парусах в виде тромпов (памятники Древнего Ирана); 2) XII и XIII вв. – конические купола, гладкие и ячеистые, сельджукской архитектуры; 3) XIV в. – купола на парусах в виде тромпов (мечеть Хассана); к этой же эпохе относятся и купола с двойной оболочкой, скрепленной связями, образец которых мы видели в Султаниэ; 4) XVI в. – луковичный купол, вывезенный из Индии.

Смотрите так же: Какой сегодня праздник в храме

Грушевидные и луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа

Купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Луковицевидные купола. Основание купола Уже его середины, верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая.

Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.

Храм – 1) особое строение (или место, например, зал, пещера), предназначенное для совершения богослужений и таинств, а также других действий, связанных со служением Богу и богопочитанием; место особого Божьего присутствия, «Небо на земле». 2) В Ветхом Завете — Иерусалимский Храм.

Протоиерей Федор Бородин: Храм — это место, где душа встречается со Христом. А священник — тот, кто этой встрече служит.

Существует несколько наиболее распространенных форм храма: вытянутая, наподобие корабля, – означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви; круглая форма означает вечность Святой Церкви; восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.

Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор. При входе обычно устраивается паперть. Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезою, т.к. в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы. При этом, когда основной, центральный, алтарь с храмовой частью отделен от приделов сплошной стеной (с вратами), то в нем, как в более просторном, обычно совершаются службы летом и он называется летним храмом (приделом). А другой придел (приделы), меньший по объему и потому легче отапливаемый, называется зимним – в нем совершаются службы зимой.

Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол. Храм называется еще церковью и собором.

Церковного канона в архитектуре не существует, в отличие, скажем, от иконописи, где каноны были сформированы и, хотя в деталях не прописаны, остаются незыблемыми в своей основе и по сей день. Ни решения Вселенских Соборов, ни Поместных русских Соборов не содержат никаких конкретных указаний о том, какова должна быть архитектура храма. Даже в “Стоглаве”, сборнике правил и законов церковной жизни, не были подняты подобные вопросы, тогда как догматические основы иконописания там глубоко рассмотрены. Единственное правило, имеющееся в “Стоглаве” относительно архитектуры, касается формы крестов на главах.

Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Все это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле. ахимандрит Рафаил Карелин

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]