В самом деле, вопрос трудно назвать праздным. Вот попадешь в теплую компанию, где регент не понимает певчих, вьет из них веревки, взамен получая отвратительное пение и дурную славу на всю епархию, и невольно задумаешься над философскими вопросами бытия. В то же время классный регент способен настолько влюбить певчих в служение Богу, что невольно поражаешься тому, как судьбы некоторых музыкантов могут быть буквально отмечены свыше. Интересное, полное удивительных открытий служение Богу на клиросе на 70% зависит от таланта регента и я хотел бы сделать пару рассуждений — «а каков он, идеальный регент…»
Конечно, трудно рассчитывать на то, что в своей статье я буду объективным. Каждому от регента нужно свое, и у меня свои взгляды на регентство. Но почему бы не помечтать вместе? Вдруг наши мысли совпадут?
Почему я не головщик?
Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.
Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:
- богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
- когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
- когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
- когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).
В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.
Умение влюблять в музыку…
О да, это буквально сама суть моих мечтаний о классном регенте. За это качество я даже готов простить регенту отсутствие всех остальных качеств. Да-да, работа с хорошим регентом не должна быть скучной и за каждым произведением, выходящим из под его рук, должна чувствоваться волнующая и загадочная история.
Я понимаю, что на отдельно взятом клиросе может собраться хор циников, которые будут смотреть на регента тоскливыми скучающими глазами, мол «завязывай уже свои слюни, давай споем что надо, отсидим положенный час и по домам». Но это уже слишком запущенная ситуация, да и мы не говорим сейчас о том, каким должен быть идеальный церковный хор, речь все-таки про регентов. Потому — пока только о требованиях к регенту. А регент ДОЛЖЕН любить исполняемые произведения и гореть клиросным делом.
Все просто. Если вы сами не любите исполняемые вами произведения, вы будете не в состоянии передать это чувство вашим хористам. А исполняемое без любви произведение сродни пресс-релизу. Какое уж тут «единым сердцем», если на клиросе нет творческой магии. А ведь как же это классно, когда всем попросту интересно спеть произведение «как в последний раз» — на выдающемся творческом подъеме.
Я слышал на просторах интернета гениальную фразу от одного регента «Пой на клиросе так, как будто после службы ты умрешь и текущая служба — твой последний шанс оправдаться перед Богом». Каким будет твое пение в этом случае? Правда в том, что так надо служить всегда, и энергию на подобное служение передает хористам именно руководитель церковного хора.
Наверное, такой совет проще дать, чем выполнить. В самом деле, вот «отправила мама-матушка свою дочку в регентскую школу» и выходец из таких курсов вдруг понимает, что музыка интересна постольку-поскольку…Интереснее скорее сам дух службы, какой-то церковный цикл (или даже попросту замужество за священником), нежели красота музыкального материала. Что же..Это уже очень неплохо, потому что как минимум у такого регента есть любовь к службе, осталось лишь дать прорасти в себе цветам ревности по Богу — желанию украсить божественную службу прекрасными, мягко звучащими, обращающими сердца к Богу песнопениями.
Что я считаю важным в церковном пении
В таких условиях меня как регента заботят три главных аспекта:
- стилистика самих песнопений, которые руководитель хора свободно выбирает по своему усмотрению из огромного количества доступных сегодня нот;
- характер, манера исполнения песнопений;
- внутреннее состояние поющих, осознание ими мировоззренческого, исповедального, духовного содержания каждого музыкального элемента и каждого слова, осознание того, что сам процесс исполнения является следствием и проявлением определенно настроенного человеческого духа.
В подборе репертуара руководствуюсь тем, чтобы песнопения как можно меньше давали возможностей певчим демонстрировать свои голоса. У Блаженного Августина в «Исповеди» сказано: «Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что я тяжело согрешаю, и тогда желал бы и не слышать поющего».
О том же говорит свт. Иоанн Златоуст в одной из своих бесед: «Слуга Христов должен петь так, чтобы приятными были слова, которые он произносит, а не голос его». В одном из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина к духовным чадам нашла такие строки: «…пение профессиональное редко несет в себе живой, до Господа доходящий глас. Сердце надо иметь обращенным к Богу. Только тогда никто на пение и внимание не обратит, но все устремятся за вами к Богу».
Что касается манеры исполнения, то у нас есть 75-е правило Шестого Вселенского Собора (VII в.), которое никто не отменял. Святые отцы постановили: «Желаем, чтобы приходящие в Церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо Священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными».
Вот ключевое для нас слово – благоговейно всё надо петь в Церкви. Один человек недавно сказал: стоял на службе в одном из наших храмов, молился, вдруг сопрано как заверещит, хотелось убежать, молитва разрушилась. Надо помнить, что Церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. В храме эмоциям не место, иначе духовность заменяется душевностью. Некоторые прихожане тоже иногда грешат этим, когда во время пения «Символа веры» или «Отче наш» стараются перекричать других и даже хор.
Хороший профессионал…
Профессионализм — дело наживное и поэтому я поставил данный пункт на третье место. Поскольку в данном блоке речь идет о сугубо профессиональных вещах, наверное, есть смысл особо не растекаться мыслью по древу и дать кратко и тезисно описание тех профессиональных качеств регента, которые у него просто хочется видеть.
Идеальная читка нотных произведений с листа.
Вы даже не представляете, как нудно и неинтересно будут проходить спевки с регентом, который сам не может спеть свою партию и не слышит, правильно ли поют остальные. Читка с листа обязательна для регента. Тренируйтесь, что тут еще скажешь. Может, напишу статью о том, как это сделать. Если пока читки с листа в идеальной форме нет — готовьтесь к спевкам. Тщательно. Ну и не забывайте учиться всему, что связано с теоретико-музыкальной частью.
Музыкальный вкус и знание возможностей своих хористов.
Если у вас на клиросе 4-5 человек, а вы берете Чеснокова — вы или гений или слишком увлекающийся человек, живущий в своем мире. Брать надо произведения в расчете именно на возможности вашего состава. Причем ваш вкус должен позволять находить эти произведения (например, в интернете), отсеивая множество музыкального мусора, которого, увы, хватает. Репертуар — добрая половина успеха. И регент с хорошим вкусом умеет этот репертуар подобрать.
Как то даже стыдно упоминать необходимость наличия хорошего слуха, приятного по тембру голоса, вроде как и так очевидно, что регент должен быть музыкально грамотным человеком, способным сольфеджировать, задавать отчетливо тон, и обладать понятным дирижерским жестом. Тут просто учиться, учиться и еще раз учиться.
Стрессоустойчивость.
Да, это тоже профессиональное качество. На клиросе часто возникают нештатные ситуации. Регент, который от любой проблемы или только что отвратительно прозвучавшего произведения расклеивается, считая службу безвозвратно загубленной, должен избавляться от подобных свойств характера. Хороший регент сродни хирургу, допускающему смерть пациента на хирургическом столе. Это жизнь и не все удается хорошо и сразу. Если бы хирург в любой трудной ситуации впадал в истерику возле распластанного пациента, смертность по больнице резко бы выросла и я бы не стремился лечиться у этого врача. А вы?
О дисциплине в церкви
Для меня важен и вопрос о дисциплине в церкви, о благочинии певчих на хоре и клиросе. Певчие у нас зачастую считают, что их назначение не молиться, а исполнять певческую работу, во время которой можно вести себя довольно свободно, допуская во время чтения чтеца праздные разговоры, шутки, даже смех, ведя переписку или переговоры по сотовому телефону. В некоторых храмах во время Шестопсалмия даже выходят покурить. Моменты чтения воспринимаются как перерыв в работе.
В церковный хор должны идти не просто профессионалы, желающие попеть за определенное вознаграждение, но и дорожащие Церковью и чтущие её святость. Надеюсь, что в нашем храме Господь собрал именно таких людей на клиросе. Я их всех очень люблю и каждый день поминаю о здравии на утренних молитвах, заказываю за них службы по праздникам и когда болеют.
Все наши певчие периодически участвуют в таинстве исповеди, принимают Святое причастие. Перед началом каждой службы мы просим друг у друга прощения, благословения. На репетициях-спевках молитвенно обращаемся за помощью к нашим храмовым святым, к покровителю уральских певчих свщмч. Вячеславу Невьянскому, а также к покровителю всех певчих прп. Роману Сладкопевцу.
А чтобы у певчих была перспектива для стремления к самосовершенствованию, представление об идеале, я написала для нашего клироса заповеди, которыми могу поделиться.
Едиными усты, единым сердцем…
Под этой красивой фразой (или точнее выдержкой из молитвы) кроется в сущности простая и жестокая правда жизни. Большинство регентов НЕ СООТВЕТСТВУЮТ своему званию и попросту называются не своим именем. И вообще, выбрали не ту профессию. Вот как вы думаете, что такое «едиными усты, единым сердцем»? О, ну…меня многие тут же с легкостью надоумят…»как, мол…тебе не понятен смысл этой фразы»? Я парирую…большинству регентов не понятен смысл этой фразы. Во всяком случае, есть такое ощущение…
Исходная мысль проста, как камилавка. На клиросе должна быть такая обстановка, когда у всех буквально одно сердце на всех, певчие живут одной семьей, дыша лишь хвалой Богу. Что же…Это красивые слова, но они предполагают коллективную ответственность, окей? Если певчие отдают себя служению, было бы здорово, если бы регент взамен ну как минимум вникал в беды и трудности своего коллектива, не так ли? А иначе встает вопрос о неверной работе «единого сердца», ибо оно работает как-то удивительно однобоко — только на имидж регента/его статус/зарплату.
Если вы регент, как хорошо вы знаете трудности своих певчих в жизни? Что они любят, чем они болеют, чему радуются и от чего печалятся? Истина проста — вы должны, обязаны, как регент, интересоваться жизнью своего коллектива. Конечно, встает вопрос «а зачем регенту это нужно»?
Ответ очевиден — чтобы помогать и поддерживать своих хористов словом и делом. Вы как регент обязаны общаться с настоятелем и работать с ним на предмет материальной помощи тому или иному певчему, или на предмет нахождения идеальной ставки, поиска разных материальных стимулов. Если регент способен выбить хорошему певцу хорошую зарплату — это по определению хороший регент, ибо он не ставит певца в неловкое положение униженного просителя, а позволяет сосредоточиться на работе.
Тут хотелось бы пояснить такой момент. Работа регента в данном вопросе должна быть двухсторонней и относится и к коллективу. Например, очень уместно заранее, до возникновения проблем и пресловутых искушений, демонстрировать тому или иному певчему свою заботу, мол «ходила к настоятелю, пыталась выбить тебе премию, но пока премию на приходе никому не дают, ибо трудности такого то порядка». Этот процесс напоминает общение с ребенком, которому мама объясняет, почему она не может купить ту или иную игрушку. О да, правильный регент в моих мечтах весьма напоминает опытного психолога-воспитателя с большим авторитетом на приходе.
Далеко не всегда поддержка может и должна выражаться материально. Очень часто важно просто доброе слово, теплый жест, благодарный взгляд. Люди искусства часто на удивление идейны и готовы работать за копейки при должной моральной мотивации. Фразы, обращенные к певчему типа «мне очень радостно с тобой работать, ты очень ценный член нашего коллектива» — работают на ура. Но регенты часто весьма скупы на подобные слова.
Дорогие регенты. Вам ничего не стоит произнести похвалу. Да, не сразу и не в первый день работы такая похвала будет рождаться естественным образом. Возможно, молодой регент будет испытывать некоторую скованность, пытаясь следовать моим рекомендациям, но — путь осилит идущий. Начав сегодня, через несколько лет вы будете мастером церковной политики и специалистом по решению любых конфликтных ситуаций.
«Десять заповедей для идеальных певчих»
- По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
- Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
- Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
- В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
- Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
- Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
- Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
- Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
- Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
- Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.
С любовью ваш регент»
А вообще клирос у нас очень дружный.
Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…». Вот это стихотворение:
А должен ли регент быть верующим?
В идеале — да. Потому что без духовного наполнения, без идейной оболочки клирос может легко скатиться в банальную музыкальную «халтурку» для зашибания денег. Часто так и происходит и старые певчие становятся банальными «халтурщиками» с поиском лучшей ставки. И вроде бы, что в этом плохого? Музыкант хочет заработать денег, и не от богатой жизни.
Дело в том, что пение на клиросе — очень трудная работа. И если из нее убрать духовную составляющую, певчий сам себя лишает очень важного идейного элемента — радости от служения Богу. Да, профессиональный музыкант часто приобретает от нелегкой жизни столь же профессиональный цинизм и мне в самом деле больно и жалко брата музыканта. Но я в то же время понимаю, насколько идея о служении Богу может греть, радовать, придавать смысл жизни.
В самом деле, любая зарплата рано или поздно оказывается в канализационной системе вашего города. Но радостные прихожане, довольный пением настоятель, собственное удовлетворение процессом остается на всю жизнь. Это несколько более полная радость, нежели вкус от только что съеденного бутерброда или яблока.
Я отдаю себе отчет, сколь велико отличие имеющихся регентов от образа, нарисованного мной в мечтах. Да, трудно быть фанатом своего дела. Да, трудно стать выдающимся профессионалом. Но ведь дерзать надо. Любить свое дело так, чтобы отдавать ему лучшие часы каждого дня, любить своих хористов так, чтобы отдавать им сливки своего сердца. Фантазия? Поэзия серебряного века? Возможно.
Но мечтать нужно. Ибо способность мечтать во многом и делает нас людьми.
Певчий будет петь на небесном клиросе…