В известном с древнерусских времен славном городе Муроме расположился знаменитый женский Свято-Троицкий монастырь. И в первую очередь он известен тем, что в нем с некоторых пор хранятся мощи знаменитых муромских святых Петра и Февроньи, которые в России стали почитаться как покровители семьи и брака. И сразу совершенно логично возникает вопрос: «А где город Муром находится?» Этот город стоит на левом берегу Оки и относится к Владимирской области, граничащей с Нижегородской, в 300 км от Москвы, с населением немногим боле 100 тысяч человек.
История монастыря
Приступая к теме: «Муром: монастырь Петра и Февронии», окунемся немного в древнюю историю Руси. Этот монастырь был основан муромским купцом Цветновым Тарасием Борисовичем в 1643 году. Раньше в период XI-XIII века на этом месте располагалось старое городище с деревянным кафедральным собором святых князей Бориса и Глеба, немного позже здесь был построен из дерева Свято-Троицкий храм.
Благодаря стараниям и упорному труду купца Цветнова, получившего благословение у епископа Рязанского и Муромского, в 1643 году вместо деревянного храма на этом месте возвели Свято-Троицкий белокаменный собор, который сохранился и до сегодняшних дней.
Очередь к мощам святых покровителей семьи Петра и Февронии начнет формироваться 15 июля от метро Парк Культуры и пройдет по Пречистенской набережной и Соймоновскому проезду, говорится в сообщении пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, опубликованном в субботу.
«С 15 июля 2022 года с 8:00 до 20:00 очередь к мощам святых благоверных князей Петра и Февронии будет формироваться на Пречистенской набережной от Крымского моста. Нужно двигаться по набережной, Соймоновскому проезду, и далее — по улице Волхонка до центрального входа в Храм Христа Спасителя»
, — говорится в сообщении.
Организаторы уточнили порядок движения автобусов с паломниками из регионов, которые согласно предварительной заявке в штаб оргкомитета, будут определены на парковку на Фрунзенской набережной, проезд на автобусах к Храму Христа Спасителя будет ограничен.
Мощи святых покровителей брака — благоверных князей Петра и Февронии Муромских доставят 14 июля на неделю из Мурома в Москву для поклонения верующих. Встречу святыни возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл: богослужение начнется в 15.00, вход на него свободный. Доступ паломников в храм будет осуществляться с 15 по 21 июля с 08.00 до 20.00, в эти же дни здесь будет работать пресс-центр.
Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII-XIII веков, 8 июля и 19 сентября. Их брак является образцом христианского супружества, святые издавна почитались на Руси как покровители супружеской жизни.
Согласно древнерусской летописи, дочь бортника из рязанской деревни Феврония излечила от страшной болезни муромского князя Петра, после чего они полюбили друг друга и поженились. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и завещали похоронить их вместе. Скончались Петр и Феврония в один день и час — 8 июля по новому стилю. Мощи святых находятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
С 2008 года в России в день покровителей брака празднуется День семьи, любви и верности.
/
Суббота, 13 июля 2022 года
/ темы:
ЦерковьПарковкиСадовое кольцоДень брака и верности
|
В РПЦ опубликовали маршрут для прохода к мощам Петра и Февронии в Москве
….. © Пресс-служба патриарха Московского и вся РусиСхема прохода к мощам Петра и Февронии в Москве. 15-21 июля 2022 © Пресс-служба патриарха Московского и вся Руси Схема прохода к мощам Петра и Февронии в Москве. 15-21 июля 2022 Организаторы уточнили порядок движения автобусов с паломниками из регионов, которые согласно предварительной заявке в штаб оргкомитета, будут определены на парковку на Фрунзенской набережной, проезд на автобусах к Храму Христа Спасителя будет ограничен. …..
В Москве паломникам рассказали, откуда нужно занимать очередь к мощам Петра и Февронии
Желающие прикоснуться к мощам святых князей Петра и Февронии Муромских смогут занять очередь на Пречистенской набережной, начиная с 8:00 15 июля, говорится в сообщении пресс-службы оргкомитета цикла уличных городских мероприятий “Московские сезоны”.
Из Свято Троицкого женского монастыря Мурома 14 июля в столичный храм Христа Спасителя будут принесены мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей брака. Они пробудут в Москве до 21 июля.
…..
Далее путь следования предполагает движение по Пречистенской набережной со стороны Крымского моста — по Соймоновскому проезду — по улице Волхонка — до центрального входа в храм Христа Спасителя.
Автобусы с паломниками из регионов, согласно предварительной заявке, будут определены на парковку на Фрунзенской набережной. Проезд на автобусах к храму Христа Спасителя будет ограничен.
Доступ паломников к мощам будет осуществляться ежедневно с 15 по 20 июля с 8:00 до 20:00.
У каждого верующего есть возможность принять участие в уникальном событии — принесении всей раки с мощами святых благоверных князей из Мурома и торжественном молебне перед их честными мощами, которые возглавит патриарх Кирилл 14 июля в 15:00. Вход на молебен в храме Христа Спасителя свободный.
В РПЦ призвали православных почтить мощи Петра и Февронии в Москве
В Патриархии РПЦ сообщили, как будет организован доступ верующих к поклонению мощам святых благоверных Петра и Февронии Муромских в храме Христа Спасителя.
…..
Предполагается, что очередь будет начинаться от метро “Кропоткинская”, однако при увеличении количества паломников, она может начать формироваться от метро “Парк культуры”.
…..
РПЦ чтит память покровителей семьи и брака 8 июля. …..
Священник РПЦ поведал для чего следует приходить к мощам святых Петра и Февронии
Священник Русской православной церкви протоиерей Андрей Ткачев рассказал, что в поклониться реликвии — мощам святых Петра и Февронии Муромских — можно будет начиная с 15 июля.
В это воскресение, 14 июля, в храм Христа Спасителя доставят мощи святых Петра и Февронии, являющихся покровителями брака. Встречу мощей и праздничный молебен в 15:00 в храме Христа Спасителя возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Посетить его смогут все желающие.
Уже с понедельника, 15 июля с 8:00 в храм начнут пускать паломников, которые смогут поклониться реликвии. …..
«Подавляющее большинство проблем людей связаны именно с семьей. Соответственно, приходить и просить у Петра и Февронии будут о мире с тещами и свекровями, зятьями и невестками, деторождении, болезнях отпрысков и прочей круговерти. Будут искать, разумеется, и счастья, молить о помощи в поиске второй половинки или примирении с имеющейся»
, — поделился Андрей Ткачев
Напомним, православная церковь почитает память муромских святых Петра и Февронии, живших на рубеже XII-XIII веков, и считает их брак образцом христианского супружества.
…..
Мощи святых покровителей брака Петра и Февронии привезут в Москву
14 июля в Москву из Мурома привезут мощи святых покровителей брака Петра и Февронии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Об этом сообщает в пятницу, 12 июля, пресс-служба Московского патриархата.
Реликвии будут находиться в храме Христа Спасителя с 15 по 21 июля. Доступ к ним будет открыт с 8:00 до 20:00 мск, сообщает НСН.
Встреча мощей покровителей семьи состоится в храме 14 июля. Праздничное богослужение возглавит патриарх Кирилл. Начало в 15:00, вход будет свободный.
В Русской православной церкви (РПЦ) брак муромских князей Петра и Февронии, живших на рубеже XII-XIII веков, является образцом христианского супружества.
Муромский князь Петр и дочь бортника из рязанской деревни Феврония поженились и прожили в любви всю жизнь. Княжеская чета приняла постриг в пожилом возрасте. Супруги завещали похоронить их вместе. …..
8 июля объявлен в РПЦ днем памяти муромских покровителей семьи, уточняет сайт aif.ru.
В 2008 году Совет Федерации одобрил инициативу об учреждении 8 июля нового государственного праздника — Всероссийского дня любви, семьи и верности.
В марте частицы мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских доставили в Ульяновск. Также в город привезли икону Божией Матери “Скорбящая” с частичкой ризы Богородицы.
12 июля православные христиане отмечают день апостолов Петра и Павла, которые являются одними из самых известных проповедников учения Иисуса Христа.
Мощи святых благоверных Петра и Февронии Муромских привезут в Москву в воскресенье
…..
«С 14 по 21 июля 2022 года мощи будут пребывать в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. ….. Начало богослужения в 15:00. Вход свободный.
….. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни.
…..
Один выход станции метро «Кропоткинская» закроют из-за очереди к мощам Петра и Февронии
На время нахождения в столичном храме Христа Спасителя мощей святых Петра и Февронии власти города планируют закрыть один из выходов станции метро “Кропоткинская” в случае большого количества желающих поклониться святыне, сообщает РИА Новости.
…..
«Выход из метро “Кропоткинская” в парковую зону храма христа Спасителя будет закрыт. В собор можно попасть с улицы Волхонка через центральный вход. В случае большого количества желающих посетить храм Патриарший мост может быть перекрыт»
, — сказал представитель пресс-службы столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции.
Он уточнил, что подъемник для людей с ограниченными возможностями здоровья временно выведен из эксплуатации в связи с ремонтом. Внутрь храма можно подняться на лифте из нижнего этажа, вход в который расположен в Соймоновском проезде. Там же будет организована работа добровольцев.
Безопасность паломников обеспечат сотрудники УВД по ЦАО, Росгвардии, МЧС России и частных охранных организаций. Кроме того, возле храма будет дежурить карета скорой помощи.
…..
Мощи Петра и Февронии привезли в храм Христа Спасителя в Москве
В Москву прибыли мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей брака, их привезли для поклонения в храм Христа Спасителя, передает в воскресенье корреспондент РИАМО.
В храме Христа Спасителя начался торжественный молебен перед их честными мощами, который возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вход на молебен свободный, на данный момент уже собралось большое количество верующих из разных городов России.
…..
Священник РПЦ рассказал об истинной цели соприкосновения с мощами святых Петра и Февронии
В воскресенье, 14 июля, в Москву привезут мощи святых Петра и Февронии, которые, как известно, являются покровителями семьи и брака. Как сообщает пресс-служба патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 15 июля к православной святыне, которую разместят в храме Христа Спасителя, начнут пускать паломников, которые смогут поклониться реликвии. ….. Паломников к святыне будут допускать в течение недели с 8:00 до 20:00. Священник Русской православной церкви протоиерей Андрей Ткачев рассказал, в чем истинный смысл паломничества к мощам святых и какие молитвы нужно произносить при соприкосновении с ними, и в частности о том, с какими молитвами принято обращаться к святым Петру и Февронии. «Если мы говорим о благоверных муромских князьях, то речь, очевидно, будет идти о полном комплексе семейной проблематики. Ведь если из жизни убрать все неурядицы с родственниками, то она станет похожа на рай. ….. Будут искать, разумеется, и счастья, молить о помощи в поиске второй половинки или примирении с имеющейся», — поделился Андрей Ткачев При этом от верующих при походе к мощам Петра и Февронии не понадобится делать никаких предварительных приготовлений. Как пояснил Андрей Ткачев, в Священном Писании сказано, что тела человеческие есть храм Святого духа. Поэтому прийти к мощам святого — это то же самое, что посетить церковь. Перед людьми являет себя не весь человек, а только освященная Богом телесная оболочка. …..
В Москву привезут мощи святых Петра и Февронии
…..
С 2008 года день памяти святых Петра и Февронии отмечается в России как Всероссийский день любви, семьи и верности.
Фото: ok.ru
Для паломников к мощам святых Петра и Февронии в Москве открылась «горячая линия»
Для паломников к мощам святых Петра и Февронии в Москве открылась «горячая линия». Об этом сообщается в пресс-службе оргкомитета церкви по принесению мощей святых Петра и Февронии.
Для паломников к святыми мощами благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Москве запустили «горячую линию». По всем вопросам о пребывании святыни в Москве можно обратиться по телефонам «горячей линии»: 8-495-637-12-95, 8-495-637-12-97. Время работы телефона горячей линии: с 8:00 до 19:00.
Мощи святых князя Петра и его жены Февронии, живших на рубеже XII-XIII веков в Муроме, привезли в Москву 14 июля. Они будут пребывать в храме Христа Спасителя до 21 июля 2022 г. Очередь к мощам будет формироваться на Пречистенской набережной по стороне, примыкающей к Москве-реке.
…..
В Москве встретили мощи святых Петра и Февронии
Верующие встретили мощи святых покровителей семьи Петра и Февронии торжественным молебном в Храме Христа Спасителя в Москве. Митрополит Липецкий и Задонский Арсений возглавил торжественный молебен и «по благословению патриарха» произнес приветственное слово. «У вас есть возможность прикоснуться к этой святыне в первопрестольном граде — Москве. Мы благодарны, что в последние годы уделяется особое внимание этим князьям-чудотворцам. И мы благодарны и общественным, и государственным организациям, которые поддерживают это мероприятие. Мне хотелось бы попросить этих замечательных подвижников, чтоб по их молитвам вашей жизни, в вашей семье все было бы благополучно, чтобы ваша семейная церковь никогда бы не разрушилась»
, — сказал митрополит Арсений.
«Памятуя о важности сохранения семейных ценностей по благословению патриарха Кирилла, сюда, в Храм Христа Спасителя, перенесены на неделю мощи святых из Мурома. Поклониться этой святыне надо. Мы молимся святым об укреплении нашей семьи, о поддержке брака. Важно, чтобы мы переосмыслили свое отношение к семье, браку — ценности, которую Господь нам дает, соединяя нас друг с другом. Семья — основа общества, нашей жизни»
, — сказал журналистам глава пресс-службы патриарха Московского и вся Руси священник Александр Волков.
«Мы благодарим власти города Москвы и лично (мэра) Сергея Собянина за ту многолетнюю благотворную работу, которую мы ведем вместе: у нас большой опыт в деле организации принесения святынь»
, — добавил он. В свою очередь руководитель департамента межрегиональной политики и межнациональных связей Москвы Виталий Сучков заверил, что все организовано для поклонения мощам святых.
«Город готов, в Москве создан штаб по организации доступа к мощам, организовано медицинское обеспечение, организован общественный порядок. Работают более 300 волонтеров. Все, что нужно, чтобы люди спокойно могли прийти и поклониться мощам — все организовано»
, — сказал он. Также Сучков отметил, что организована отдельная очередь для инвалидов, многодетных и мам с маленькими детьми. …..
Для паломников к мощам святых Петра и Февронии в Москве открылась «горячая линия»
…..
Мощи Петра и Февронии привозят в столицу
Один из выходов из станции метро “Кропоткинская” к храму Христа Спасителя закроют на время нахождения в храме мощей святых Петра и Февронии. Об этом сообщает пресс-служба столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции.
Кроме того, в случае большого наплыва паломников, могут перекрыть Патриарший мост. К собору рекомендуют проходить с улицы Волхонка.
Подъемник для малоподвижных граждан выведен из эксплуатации в связи с ремонтными работами. ….. У храма будет дежурить скорая помощь.
….. Об этом сообщилапресс-служба патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
….. В этот день Русская православная церковь чтит память покровителей семьи и брака.
В Москву привезут мощи святых Петра и Февронии
….. Мощи будут находится в храме Христа Спасителя в течение недели.
…..
Уточняется, что горожане смогут совершить паломничество к мощам с 15 по 21 июля с 8:00 до …..
Сотни волонтеров помогут паломникам к мощам Петра и Февронии в центре Москвы
Столичные власти направили около 300 волонтеров для помощи верующим, желающим поклониться мощам святых Петра и Февронии в Храме Христа Спасителя.
Об этом заявил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Виталий Сучков. По его словам, город накопил солидный опыт по проведению подобных мероприятий и готов к организации паломничества для всех категорий населения, соблюдая общественный порядок.
— Далеко не каждый москвич, не каждый человек, живущий в России, может доехать до Мурома и поклониться этой замечательной святыне, — отметил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.
По его словам, Петру и Февронии возносят молитвы об укреплении семей и поддержке брака. Это особенно актуально при современных деформациях главной ячейки общества.
Мощи святых будут доступны для поклонения с 15 по 21 июля. Доступ открыт с 08:00 до 20:00. Очередь формируется на Пречистенской набережной в центре Москвы. В зависимости от числа верующих ее начало расположат возле станций метро “Кропоткинская” или “Парк культуры”.
Сайт газеты «Москва.Центр» напоминает, что за первую половину 2019 года столичная рождаемость подскочила на шесть процентов.
Священник РПЦ рассказал об истинной цели соприкосновения с мощами святых Петра и Февронии
В воскресенье 14 июля в Москву прибудут мощи святых Петра и Февронии, являющихся покровителями брака. Начиная с понедельника к православной святыне, которую разместят в храме Христа Спасителя, начнут пускать паломников, которые смогут прикоснуться к реликвии. …..
При этом от верующих при походе к мощам Петра и Февронии не понадобится делать никаких особенных приготовлений. …..
Как отметил священник, к мощам православные приходят с верой, что Господь жив и в Боге живы души всех людей. Но души святых имеют активную молитву и живую любовь. Приходя к их телам, мы приближаемся к их душам, заслуживая внимания, лобызая мощи и совершая поклонение в надежде быть услышанными.
…..
Умерли Петр и Феврония тоже вместе — 8 июля по новому стилю. …..
Фото: novorosinform.org
Открылась «горячая линия» для паломников к мощам святых Петра и Февронии
….. . ….. Фото: tsargrad.tv
Муромская обитель и ее убранство
Главным украшением собора стали золотые кованые кресты и поливные изразцы с оригинальными орнаментами, представляющие шедевры муромских умельцев XVII столетия. Этим и отличается этот храм. Стиль, в котором его создали, называется «русское узорочье».
В период с 1648 по 1652 год на одном фундаменте в южной части монастыря были сооружены надвратная шатровая церковь Казанской Божией Матери и многоярусная прорезная колокольня.
В Советское время, с 1923 года, женский монастырь по приказу властей закрыли. В 1975 году на его территорию из соседнего села Красное Меленковского р-на привезли деревянный храм святого Сергия Радонежского, представляющий собой памятник деревянного зодчества XVII века.
Открытие обители
15 мая 1991 году случилось долгожданное событие: в день памяти святых Бориса и Глеба произошло открытие женского Свято-Троицкого монастыря. А через несколько дней, 22 мая 1991 года, сюда приехала монахиня Тавифа (Голанова), которая позже стала его игуменьей. Муромский монастырь имеет несколько подворий: Крестовоздвиженкое (г. Муром), Богородицкое (с. Мишино Муромского р-на), Богородицкое (Владимирской обл., Камешковского р-на).
В 2001 году в монастыре был создан пансионат для престарелых людей и несовершеннолетних детей под названием «Надежда». Под патронатом этой святой обители также находится несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть и общество «Феникс» для инвалидов-колясочников.
Святыни монастыря
Женский монастырь с момента его основания хранил Виленский крест-мощевик, являвшийся одной из первых святынь обители. 15 мая 1996 года к круглой дате, пятилетию основания монастыря, древнюю святыню вернули из городского исторического музея.
Но главной святыней для этого женского монастыря стали мощи благоверных святых Петра и Февроньи. Из местного музея их передали 19 сентября 1992 года. Историческая справка указывает на то, что до 1921 года они находились в местном Рождественском соборе. Монастырь также хранит посох добродетельной Рипсимии (Слюняевой), которая стала последней игуменьей перед закрытием обители в 1923 году.
Возвращаясь к теме «Муром: монастырь Петра и Февронии», необходимо отметить, что в честь великих святых Петра и Февроньи на территории обители была построена часовня.
В женском монастыре действуют три храма: Сергиево-Троицкий собор, Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1648 г.), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.).
Главный — Сергиево-Троицкий собор. И он, в свою очередь, делится на три престола: центральный – в честь святой Великой Троицы, правый – в честь святых праведных жен матери Богородицы Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской, и левый – в честь святых Петра и Февроньи, где хранятся их святые мощи и Виленский крест-мощевик.
Свято-Благовещенский мужской монастырь
Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.
В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.
В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.
В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре
Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год
Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь
Строения на территории Благовещенского мужского монастыря
Колокольня Благовещенского мужского монастыря
С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре
Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре
Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря
Адрес и расписание богослужений
Многих верующих непременно тянет посетить эти святые места, и у них сразу возникает вопрос: «Петра и Февронии Муромских монастырь как работает?»
Каждый день на территории монастыря совершаются богослужения. Утренняя литургия начинается ранним утром, в 6.30, вечерняя — в 16.00. По окончании литургии читаются молебны и панихиды по усопшим
По воскресным дням литургия начинается в 7.00 утра, после этой литургии перед мощами святых Петра и Февроньи проводится водосвятный молебен с акафистом и совершается крестный ход.
Современное состояние и описание
В настоящее время церковь Петра и Февронии является полностью действующей. В ней совершаются богослужения.
Много паломников стекается сюда со всей России и не только, чтобы приложиться к раке с мощами муромских чудотворцев.
Мощи Петра и Февронии Муромских
Сама храмовая постройка находится в центре двора обители. Собор небольшой, но выглядит очень празднично. Его украшают прекрасные кованые кресты, изготовленные лучшими мастерами XVII века. Здание искусно отделано поливными изразцами с замысловатыми орнаментами. Купола возвышаются над целым рядом кокошников, добавляющих изящности церкви.
Храм построен в стиле русского узорочья, что отличает его от других церковных сооружений в городе. В исторических летописях также встречается информация, что в начале XIX века крыша храма была выложена черепицей.
Несмотря на то что церковь действующая, в ней постоянно ведутся работы по восстановлению.
Муром, Монастырь Петра и Февронии: требы, цены
Однако не у всех есть возможность посетить этот удивительный монастырь. Поэтому можно заказать требы или пожертвования по почте, телеграфу или по электронному адресу, указанному на официальном сайте, который имеет монастырь Петра и Февронии. Адрес обители: 602267, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, д. 3/А. И будьте всегда уверены в том, что ни одна просьба или молитва не останутся не услышанными.
Стоимость одного вечного поминовения — 1000 рублей. Некоторые другие требы: Сорокоуст — 10 рублей. Годовой помин — 50 рублей. Неусыпаемая Псалтырь — 50 рублей (полгода) и 300 рублей (1 год). Молебен святым Петру и Февронии Муромским, покровителям брака, — 100 рублей (на 1 год).
Если появится возможность посетить город Муром, монастырь Петра и Февронии всегда с большой радостью ждет своих посетителей. Православные люди приезжают сюда, чтобы попросить святых заступления и помощи в сотворении семьи, рождении ребенка и т. д.
Свято-Воскресенский женский монастырь (г.Муром)
Муром принадлежит к числу старейших городов России, наряду с Ростовом, Новгородом и Белоозером. Впервые о нём упоминается под 862 годом в «Повести временных лет». [1]
Духовная и культурная история Мурома вызывает уважение, на московском Стоглавом соборе прославлены муромские святые: повсеместно по всем церквам России было определено чтить память князя Петра и супруги его Февронии, благоверных князей Константина, Михаила и Федора (1547). С муромскими святыми прославляются семейные ценности и идеальные образы древнерусских жен: верной супруги святого князя Константина Ирины, мудрой Февронии, праведной Иулиании («Сказание об Иулиании Лазаревской»).
Каждый монастырь в Муроме имеет собственную историю, святыни, в каждом неповторимая атмосфера.
Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.
1. Предания
На страницы летописей информация об окраинных монастырях попадала редко, поэтому достоверно определить начало существования Воскресенского монастыря на данном этапе не представляется возможным. Историки, однако, полагают, что этот монастырь был первой женской обителью в Муроме и единственным муромским монастырем, расположенным за укрепленными стенами города: «По географическому положению, монастырь стал как бы надвратным храмом на северных и восточных воротах города на Оке. Покидая город, путник мог помолиться перед дальней дорогой, прибывший же — находил приют на монастырском постоялом дворе, а в случае надобности – и помощь в монастырской больничной палате».
Скорее всего, монастырь существовал уже в XII в.: «…Известно, что в сентябре 1198 г. в Муроме была учреждена епископская кафедра, и поставлен первый епископ Муромский и Рязанский Арсений. Это дает основание полагать, что в Муроме был не только мужской Спаса что на бору монастырь, но, по определению, имела место женская обитель, на которую возлагались определенные важные функции: распространение православия среди местного населения, жившего по законам матриархата».
Этой версии не противоречит предание, вошедшее в «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма, об обретении князем Петром Агрикова меча: «Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Во время одной из поездок, за городом, в женском монастыре Петр обратился к Богу: как спасти брата и сокрушить Змея? К нему подошел отрок: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Петр, не раздумывая, ответил: «Да! Где он?» «Следуй за мной», — позвал отрок и «показал ему во алтарной стене между керемидами скважню, в ней же меч лежаше».
Существует предположение, что монастырь возник «вскоре после 1203 г., когда Пётр стал княжить в Муроме». Эта версия опирается на предание, согласно которому святые князья Пётр и Феврония, по изгнании их боярами из Мурома, поселились в загородном княжеском дворе, на котором ещё до этих событий они основали женский монастырь. Согласно тому же преданию, в этом женском монастыре княгиня Феврония в конце своей земной жизни приняла постриг в великую схиму с именем Ефросиния.
В другой интерпретации предание связывает эти три события – обретение Петром Агрикова меча в женском монастыре за городом, поселение святых князей после изгнания боярами и постриг святой Февронии. Тогда женский монастырь за городом существовал до начала княжения святых Петра и Февронии и не был создан ими. Это также не противоречит первой версии о наличии монастыря уже в XII веке.
На роль «женского монастыря за городом», существовавшего в Муроме в XIII в. претендовала также Крестовоздвиженская церковь недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря (основан св. кн. Глебом в XI в.): «Местное предание относит начало Крестовоздвиженской церкви к глубокой древности. Церковь эта, говорит предание, построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой половине XIII столетия находился девичий монастырь и где будто бы св. Петр получил меч для поражения волшебника.Насколько достоверно это предание, совершенно не известно. Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI столетии дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно и тогда церковь уже существовала».
Известно также, что в монастыре св. Феврония вышивала золотом, это было — после молитвы — основным ее послушанием. При этом занятии она завершила свою земную жизнь, несколько раз прося супруга своего, св. Петра (схимонаха Давида), подождать пока она закончит вышивать воздух для святой Литургии, так как они дали обет Богу умереть в один день и один час. Свято-Воскресенский женский монастырь был известен своими золотошвейками по всей Руси на протяжении не одного столетия, чему остались письменные и вещественные свидетельства [2], тогда как о девичьем монастыре на месте Крестовоздвиженской церкви таких сведений нет.
2. Письменные свидетельства
Впервые в письменных источниках Свято-Воскресенский женский монастырь появляется в «Писцовой книге» 1566 г.
В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью». «На колокольнице 8 колоколов, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строение Муромца Гостинныя Сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею, а около того монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская — старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестр, а земли под монастырем и церквами 43 саж. в длину 36 саж. поперег. На монастырской земле двор попа Симеона да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. Пустое дворовое место, купленное С. Черкасовым после попа Ивана, котораго «убили литовские люди в 124 (1616) году, как приходил Лисовской». Да к тому ж монастырю по Государевой грамоте дано в руги место в Муроме сусло и квас на оброке».
Вскоре после 1637 г. в обители был построен каменный Воскресенский храм. Год построения храма с точностью не известен, так как нет письменных свидетельств. По преданию пятиглавый Воскресенский собор с трапезной и приделами святителя Николая и Архангела Михаила (то есть с тремя престолами, как это было и в деревянной церкви), открытой галереей и шатровыми крыльцами построен в 1646 г. на средства ктиторов монастыря — братьев Черкасовых.
Наружный вид собора до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной, а прежде бывшие узкие окна расширены. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде размещались различные монастырские службы (монахини занимались вышиванием). Храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества первой пол. XVII в.
Время построения расположившейся рядом теплой Введенской церкви с пределом Иверской иконы Божией Матери также неизвестно, но полагают, что она была построена также в XVII в. (по другой версии –XVIII в). К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. По описи 1678 г., в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. Так выглядел монастырь в ХVII в.
К восемнадцатому столетию Воскресенский женский монастырь, в древнее время игравший в жизни города немалую роль, вероятно, утратил свое значение, уступая свои социальные функции Свято-Троицкому новодевичьему монастырю, образованному на месте деревянной Троицкой церкви, отстроенной в камне в XVII в. (основан в 1643г.). Так, по описи 1723 г., составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано всего 26 домов, тогда как ранее приход был значительно больше.
Свято-Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. и был упразднен по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игумения Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь. Монастырские храмы стали приходскими. К храмам прилегало одно из четырех городских кладбищ. На этом кладбище находились отдельные могилы и фамильные склепы почетных Муромских горожан, чиновников, купцов, священников, известных деятелей; в частности, здесь был похоронен директор Петербургской рисовальной школы Михаил Васильевич Дьяконов, учеником которого был известный русский художник И.Е.Репин.
В 1835 г. в Воскресенском соборе был устроен новый иконостас, в который перенесли почти все древние иконы. Описания, относящиеся к XIX веку дают представление о внутреннем убранстве Воскресенского собора и Введенской церкви, о наличии здесь древних богослужебных книг и церковной утвари, старинного колокола 1674 г. Сохранились некоторые вещественные исторические источники, принадлежащие прежде Воскресенскому монастырю. [2]
3. ХХ век
В 1930-е гг. Воскресенский приход был упразднен, храмы закрыты, колокола сброшены, безвозвратно утеряны настенные росписи и чудотворные фрески, городское кладбище разрушено, местами закатано в асфальт. После закрытия храмы поочерёдно занимали студенческое общежитие, автошкола и детская спортшкола. На месте кладбища была устроена спортивная площадка, под колокольней – сауна.
В 1998 г. 26 сентября в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю.
7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
С ноября 2003 г. настоятельница монастыря игумения Елена (Богдан). Матушка переведена из Суздаля. Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей. Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии.
Со дня возрождения обители её духовно окормлял и оказывал помощь в возрождении монастырской жизни Его Высокопреосвященство архиепископ (ныне митрополит) Владимирский и Суздальский Евлогий. Благодаря его молитвам, неустанным заботам настоятельницы и нелегкому труду сестер обитель стала возрождаться.
С 16 июля 2013 года возобновлена Муромская епархия под управлением его Преосвященства Нила, епископа Муромского и Вязниковского, который так же немало заботится о нашем монастыре.
В подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Свято-Воскресенскому монастырю сотрудниками МИХМ.
История в фотографиях
Праздник семьи и любви
Затрагивая тему: «Муром, монастырь Петра и Февронии: отзывы», можно сказать, что молва о чудесах этого монастыря разнеслась не только по всей России, но и далеко за ее рубежами. Сюда каждый год съезжается огромное количество паломников. Они хорошо знают историю великих святых, прославивших город Муром. Монастырь Петра и Февронии бережно хранит ее и не устает передавать ее из уст в уста, в чем очень явно прослеживается Божье повеление.
Самое интересное, что в православном календаре сегодня можно найти удивительный праздник семьи и любви, который празднуется 8 июля. В это день отмечается память святых князей Петра и Февроньи. Эту дату официально утвердили на Совете Федерации России в 2008 году. Инициатором выступила жена тогдашнего президента РФ Медведева Светлана. Символом праздника стала ромашка.
Мощи святых
История любви князя Петра и княжны Февронии описана в «Повести о Петре и Февронии» писателя середины XVI века, Ермолая, который в монашестве был Еразмом. Пётр сел на княжеский престол в Муроме в 1203 году.
Икона Петра и Февронии
Они прожили долгую совместную жизнь, любя и уважая друг друга. На закате дней, князь с княгиней ушли в монастырь. Их единственным желанием было отойти в мир иной одновременно. И Господь выполнил просьбу своих угодников.
Пётр и Феврония, принявшие в иночестве имена Давид и Ефросиния, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Святые пожелали, чтобы их похоронили вместе. Но монашеское сообщество посчитало, что это будет перечить монашескому уставу. Несколько раз тела Петра и Февронии по отдельности отправляли в храмы. Но необъяснимым образом они вновь оказывались рядом.
Так Господь показал, что брачные узы — священны и обещания, данные супругами, не ниже монашеских.
Читайте о браке в православии:
- Какой иконой благословляют перед свадьбой
- Апостол Павел о любви и браке
- Брак с представителями другой веры у православных
Образец христианской семьи
Союз этой святой супружеской четы стал настоящим образцом христианского брака, они стали его покровителями. Люди с огромным откликом в сердце восприняли этот праздник.
Смерть святых наступила 25 июня по григорианскому календарю 1228 года (8 июля по юлианскому календарю). В конце жизни святые Петр и Февронья приняли монашество и умерли в один день. Они завещали положить их в один гроб, но братия посчитала, что это претит их правилам, и поэтому их должны были похоронить в разных могилах, но каким-то чудесным образом они оказывались в одном гробу, заготовленном ими заранее. Людьми верующими этот факт воспринялся как большое чудо. В 1547 году мощи святых были канонизированы и теперь хранятся в женском монастыре города Мурома.
Когда жили святые Петр и Феврония Муромские
Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Россия на тот момент была не единой Империей, а раздроблена на множество княжеств. Каждое княжество жило своими интересами, традициями, уставом.
Страной всё это можно было назвать условно, поскольку князья между собой часто воевали. По сути, княжества объединяло только то, что все они были славянские, и все — под крылом Русской Православной Церкви. (Иногда дополнительное единение между княжествами могло создать то, что ими правили близкие родственники (братья, отцы и дети), но чаще не создавало, и брат часто восставал на брата).
Тогда же было распространено такое явление, как местночтимые святые. Это подвижники, которых хорошо знали и почитали в отдельном княжестве, но о которых ничего не было известно соседям. Петр и Феврония были именно такими для Муромской земли. Канонизированы Церковью они были только в XVI веке — когда Россия к тому времени уже окончательно стала полноценным единым сильным царством: с единым законом, единым правителем и едиными святцами.
Кратко история святости Петра и Февронии
Истории их любви уже много веков, она уже успела обрасти сказочными очертаниями и существует уже в притчах и легендах уникального края.
Жизнь святых Петра и Февронии была описана священником Ермолаем Прегрешным, который жил во времена Иоанна Грозного.
Он пишет, что история эта случилась в те времена, когда городом Муромом правил князь Павел, у которого была прекрасная жена и брат Петр. Однажды повадился к молодой княжне прилетать дьявольский змей крылатый. Обладая магической силой, он появлялся перед ней в образе ее мужа Павла и владел ею. Бедная княжна рассказала обо всем своему мужу. Тогда князь попросил ее узнать, от чего змей смерть ждет. Оказалось, что смерть его ожидает от Петра и Агрикова меча.
Как молиться перед иконой
Святым благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии и о счастье в браке.
Молитва первая О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь
Молитва девушки ко Господу о скором замужестве О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Петр
Павел позвал к себе брата Петра и рассказал ему все свои соображения. Петр же сразу понял, что именно ему предстоит встреча с окаянным змеем. Но он не знал, где добыть меч Агриков. Однажды в церкви молодой отрок подсказал Петру местонахождение этого волшебного меча. Вооружившись заветным мечом, Петр отправился к брату в палаты и раскусил змея, который предстал перед ним именно в образе брата. Не без Божьей помощи Петр убил змея. Однако после этой встречи доблестный воин покрылся жуткими язвами, так как ядовитой жидкостью перед смертью облила его окаянная тварь.
Февронья
И никто не мог его вылечить, со всех концов приезжали к нему лучшие лекари, но все было напрасно. Если бы в деревне Ласково Рязанской земли не нашлась молодая целительница Февронья, которая взялась лечить князя, но поставила свои условия: чтобы он взял ее в жены, если она его исцелит. Сначала князь не воспринял это серьезно. И, первый раз исцелившись, не приехал за ней, но потом опять покрылся зловонными струпьями. И тогда он взял Февронью в жены.
К тому времени его старший брат Павел умер, и Петр стал править Муромом. Но бояре невзлюбили его жену-простолюдинку, не хотели их жены ей подчиняться. И решили они изгнать ее. За ней ушел из Мурома и ее благочестивый муж. Бояре долго дрались за власть, но, так и не выбрав достойного, пришли и стали слезно просить вернуться Петра и Февронью на престол.
Правила благочестивая чета справедливо и мудро, а когда супруги состарились, приняли монашеский постриг и вместе стали молиться о том, чтобы Бог послал им смерть в один день и час. Для этого они даже подготовили один большой гроб с перегородкой.
Но не послушали их священнослужители, и их тела дважды оставляли на ночь в разных церквях, а наутро находили их вместе в одном гробу. Поэтому решено было похоронить их вместе. Эта история навсегда останется в сердце тех, кто хоть раз ее услышит или прочитает, ведь многим и сейчас помогают святые чудотворцы Петр и Февронья, надо только очень сильно верить в них и в Бога.
Время забытья
При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков.
Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.
Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония – святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья – это остаток рая на нашей грешной земле.