Дивеево монастырь официальный сайт ? Московская область, святые источники


Соловки

Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая.
Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск. Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра

Святые обители России

Монастыри России всегда являлись непоколебимым оплотом православной веры на нашей земле. В России масса святых мест, куда каждый год приезжают помолиться и попросить божественной помощи сотни тысяч паломников. И каждый из монастырей имеет свою собственную, чаще всего, весьма непростую историю. Многие монашеские обители находятся в труднодоступных местах, о них говорят, что их оберегает сама природа и провидение. Сегодня мы познакомим вас с десятью российскими монастырями, в которые православные люди нашей страны круглый год едут с паломническими турами, в попытке обретения смысла жизни и вымаливания отпущения за свои грехи.

1. Свято-Юрьев мужской монастырь в Великом Новгороде

. Свято-Юрьев мужской монастырь построили в 1030 году по приказу князя Ярослава Мудрого в месте истока реки Волхов из озера Ильмень. Первоначальное строение – Соборная Церковь Святого Георгия была деревянная, а затем, в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого заложили каменный Георгиевский собор. В семидесятых годах восемнадцатого века началась секуляризации монастырских вотчин и этот монастырь, утратив большую часть владений, пришел в запустение. Его восстановление началось с приходом к власти в обители в 1822 году архимандрита Фотия Спасского, которому не только благоволил российский император Александр Первый, но и помогала богатейшая меценатка — графиня Анна Орлова-Чесменская. В это время в монастыре шли постоянные реставрационно-строительные работы, в результате которых появились: Западный корпус и Церковь Всех Святых, прекрасный Спасский собор, Восточный Орловский корпус и монашеские кельи, Северный корпус и Храмом Воздвижения Креста, Южный корпус и больничная Церковь Неопалимой Купины. Позже, уже в 1841 году, тут построили колокольню. Но не долго процветал этот русский монастырь, так как в 1921 году, государство решило экспроприировать имущество и его ценности. И если в 1924 году в Юрьеве еще работали шесть церквей, то в 1928 году оставался лишь единственный действующий Крестовоздвиженский храм. В период с 1932 по 1941 годы, тут расположили инвалидный дом имени Якова Свердлова. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря стояли немецкие, испанские воинские части, военные части прибалтийских коллаборационистов, и именно тогда, здания скита были значительно разрушены. По окончанию войны и почти до начала девяностых годов двадцатого века тут были общественные заведения: почта, техникум, техучилище, музей, магазин, художественный салон. Но с двадцать пятого декабря 1991 года, монастырский комплекс зданий передали в ведение Новгородской епархии и к 1995 году тут собралась монашеская община. В 2005 году в монастыре открыли духовное училище. Сегодня в этот монастырь едут многочисленные паломники, они спешат поклониться святыням тут хранящимся: мощам Святого Феоктиста Новгородского, а также мощам Благоверной княгини Феодосии Владимирской, помолиться перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», расположенной в братском корпусе, и иконе Великомученика Георгия Победоносца. Добраться до этой святой обители России можно на автобусе из города Великого Новгорода, ведь она расположена всего в пяти километрах от него. Из Москвы до Великого Новгорода многие паломники едут на машине, расстояние в пятьсот километров занимает у них шесть-семь часов.


2. Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области, город Кириллов

. История появления этого монастыря начинается в 1397 году, когда после чудесного видения и повеления Пресвятой Богородицы, архимандритом Симонова монастыря – Кириллом, была выкопана пещера на берегу Сиверского озера, окруженного непроходимыми лесами. А его спутник — инок Ферапонт, тоже выкопал землянку, но чуть поодаль. Две эти землянки и положили начало основанию здесь знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, территория которого к пятнадцатому веку заметно разрослась, а торговля местными монахами рыбой и солью, сделало обитель крупным, на те времена, экономическим центром. Со временем на территории скита появилось несколько монашеских обителей: Ивановская, Горицкая, Нило-Сорская, Ферапонтов монастырь. Монастырь стал настолько известен на территории Руси, что в 1528 году царь Василий Третий, со своей женой Еленой Глинской приехал помолиться о даровании им наследника. И через два году у них появился долгожданный сын — будущий царь Иван Четвертый Грозный. В знак благодарности Богу, царь Василий построил на территории монастыря Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Церковь Архангела Гавриила, правда, они не сохранили первоначальный облик до наших дней, так как часто видоизменялись и достраивались. Этот монастырь стал важным культурно-историческим, экономическим центром страны, не теряя при этом оборонительных функций: в 1670 году монастырь обрел мощные каменные стены, вследствие польско-литовской интервенции.

При императрице Екатерине Второй, часть монастырских земель вывели из церковной собственности, а в монастырской слободе образовали город Кириллов. При советской власти, в 1924 году, здесь открыли музей-заповедник, и лишь к 1997 году монастырь, наконец, вернули в ведение Русской Православной церкви, но Кирилло-Белозерский музей-заповедник все также продолжает функционировать. В состав этого музея включены бесценные ансамбли зодчества Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Церковь Ильи Пророка в селе Цыпино. Особенно ценен Успенский собор, постройки 1497 года, Церковь Введения, чья Трапезная палата была построена в 1519 году, а также Святые врата и Церковь Иоанна Лествичника, постройки шестнадцатого столетия, Церковь Преображения и Церковь Архангела Гавриила, тоже относящиеся к шестнадцатому веку и собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, постройки 1490 года. Кроме того, на территории этого музея стоит Церковь Ризоположения, постройки 1485 года, являющаяся самым старейшим деревянным сооружением России. Есть в музее-заповеднике древние иконы, находящиеся в отличном состоянии, их могут увидеть посетители, знакомящиеся с главной экспозицией музея. Есть тут уникальнейшие коллекции произведений древнерусской живописи, образчики шитья, а также памятники археологии и предметы народного искусства, кроме того, сборник самых редчайших рукописных книг.

3. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Муром

. Эта древнейшая иноческая обитель была основана на Руси Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем, который получил на княжение город Муром, но так как в то время город был занят язычниками, то свой княжеский двор основал чуть выше по течению Оки, на высоком речном берегу, сплошь поросшем лесами. Тут и устроил князь Глеб Муромский самый первый православный храм, назвав его во имя Всемилостивого Спаса, а также монашескую обитель. Бывали в этом святом месте России многие благочестивые праведники, в том числе святые благоверные князья Петр с Февронией – известные муромские чудотворцы и покровители семьи и брака, а также Святитель Василий Первый Рязанский и Муромский, который прибыл сюда, чтобы поддержать муромскую паству после разорения обители в 1238 году войсками хана Батыя. В середине шестнадцатого века по приказу царя Ивана Грозного в Муроме построили несколько храмов и главный собор Спасо-Преображенского монастыря. В 1887 году в этот русский монастырь со святого Афона привезли список с иконы Божией Матери «Скоропослушница». В период революции 1917 года его закрыли, действующим остался только приходской храм, да и то лишь до двадцатых годов, когда храм стал музеем. А в 1929 году монастырь передали в распоряжение военных и частей НКВД. Возрождение этого знаменитого древнего монастыря России началось в 1990 году, а его реконструкция завершилась в 2009 году и на свое законное место вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница».


4. Монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра в городе Сергиев Посад, Московской области

. Эту святую обитель России основал в 1337 году преподобный Сергий Радонежский. Много столетий этот крупный монастырь нашей страны был крупнейшим центром духовного просвещения, общественной жизни и русской культуры. С годами, в Лавре набралась огромная и уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Когда в начале семнадцатого века этот скит с его тремя тысячами насельников взяло в осаду тридцатитысячное польско-литовское войско, и защитники святого места показали мужественный пример борьбы за свою веру и свободу. То время ознаменовалось множественными чудесными явлениями, в том числе самого основателя монастыря – Преподобного Сергия Радонежского, других угодников Божьих, и это было подтверждением небесного покровительства для монахов Лавры, что не могло не укрепить их дух. В период с восемнадцатого по девятнадцатый века в окрестностях Сергиевой Лавры выросли небольшие обители: Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты, скит Параклит, – там подвизалось много замечательных старцев, которых со временем узнал весь мир. В 1814 году в Троице-Сергиевой лавры расположили Московскую духовную академию, здание которой пострадало при пожарах 1812 года в Москве. В Лавре нашли свое упокоение многие известные люди: писатель И.С. Аксаков, философ, писатель и дипломат К.Н. Леонтьев, религиозный философ В.В. Розанов, а также другие деятели русской культуры. В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли, разместив там Историко-художественный музей, а часть строений передали под частное жилье. Возрождаться эта русская обители начала в 1946 году. И сегодня в этот монастырь съезжаются многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам, одного из самых почитаемых в России святых — Преподобного Сергия Радонежского, а также помолиться чудотворным иконам, находящимся в Лавре — Тихвинской и Черниговской Богоматери.


5. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в городе Печоры

. Свою историю этот крупный мужской монастырь России начинает с основания его знаменитых пещер, которые открыли за восемьдесят лет до основания самого скита, что было в 1392 году. Раньше на склоне Святой горы, где теперь стоит монастырь был непроходимый лес и местный крестьянин рубивший там деревья, увидел под корнями одного из них вход в пещеру, над ним имелась надпись: «Богом зданныя пещеры». Согласно легенд, в них прятались иноки, которые бежали из Киево-Печерской лавры во время очередного набега крымских татар. А монастырь основала супружеская пара: священник Иоанн Шестник с матушкой Марией. Они обосновались в этих пустынных местах, чтобы удалиться от мира. Перед смертью Мария приняла постриг и имя Васса, когда она скончалась, муж, отпев тело, закопал гроб на входе в эти пещеры. Но придя к могиле на следующий день, увидел, что гроб оказался на поверхности. Он закопал гроб опять, но чудо повторилось снова, и он понял, что это воля Божья, тогда священник выдолбил нишу в стене пещеры и поставил в нее гроб. С того времени насельников монастыря начали хоронить именно таким образом. Чудеса около гроба инокини Вассы случаются и в наши дни.

В начале двадцатого века тут произошел случай, потрясший верующих: вандалы хотели вскрыть этот гроб, но из него вспыхнул огонь, опаливший извергов, кстати, следы того чудесного огня видны на гробе и теперь. Сам же отец Иоанн тоже принял монашеский постриг и имя Иона. К 1473 году, он достроил первую монастырскую церковь, в данное время, она является главным собором монастыря и названа в честь Успения Божией Матери. Храм освятили пятнадцатого августа 1473 года, это и есть официальная дата основания Псково-Печерского монастыря. Мощи его основателей по сей день находятся рядом со входом в древние пещеры. И к ним выстраиваются очереди жаждущих помощи паломников. Приложиться к мощам можно каждый день с десяти утра до шести вечера. А в пещерах, за годы существования монастыря, было похоронено почти десять тысяч человек, поэтому это целый подземный город, со своими галереями-улицами. Этот монастырь стал одним из немногих русских обителей, не прекращавших работы в советское время, но в период Великой Отечественной войны его постройки значительно пострадали от ударов фашисткой артиллерии. После войны началась его реконструкция, и сегодня Псково-Печерский монастырь — популярное место паломничества православных христиан со всех стран мира.

6. Богородице-Рождественский Бобренев монастырь в подмосковном городе Коломна

. Этот мужской монастырь России был построен в четырнадцатом веке, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, героем Куликовской битвы и ближайшим сподвижником князя Дмитрия Донского — Дмитрием Михайловичем Боброка-Волынцем. Князь Дмитрий Донской после победы над Мамаем в сентябре 1380 года, дал обет, что возведет святую обитель во имя Рождества Богородицы, что и было сделано уже через год, в 1381 году. На долю этого монашеского скита выпало пережить и лютое правление Ивана Грозного, и напряженный период царствования Бориса Годунова, великую Смуту, реформы Екатерины Великой, а после революции 1917 года, обитель и вовсе закрыли, устроив на ее территории склады, гаражи для сельскохозяйственной техники. И только в 1991 году Бобренев монастырь начали реставрировать, чтобы он смог осуществлять свои первичные функции. Главная святыня монастыря – чудотворная Феодоровская икона, этот старинный образ украшает серебряная риза, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Эта икона Божией Матери — покровительница невест, защитница семейного счастья, рождения детей у бездетных пар, помощница при трудных родах.


7. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в городе Ступино, Московской области

. Этот монастырь был основан в конце пятнадцатого столетия преподобным Владимиром, в пятидесяти километрах от города Серпухова на Белых Песках, что на левом берегу реки Оки. Со временем, игумена Владимира стали чтить, как местного святого. В официальных источниках монастырь, тогда еще мужской, упоминается впервые в 1498 году, когда ему были дарованы леса и земли Московским князем Иваном Третьим Великим. Власти страны были сильно заинтересованы в укреплении этого русского рубежа, поэтому уже во второй половине шестнадцатого века практически все его строения были каменные. В период Смутного времени святая русская обитель была разорена, но снова расцвела и отстроилась, а к девятнадцатому веку и вовсе стала самостоятельной. Но впереди, ее братию ждало нелегкое испытание: в 1918 году монахов, выведя за пределы монастырской ограды, расстреляли. Тут устроили общежитие рабочих и заключенных, а во время войны разместили гвардейский корпус генерала Белова, когда война закончилась, сделали склады. Реставрация монастыря началась только в конце восьмидесятых годов двадцатого века и к 1993 году здесь снова началась монашеская жизнь. В Тихвинский храм Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря тянутся тысячи страждущих, больных, нуждающихся паломников, чтобы помолиться чудотворной иконе Богородицы – «Утоли моя печали». Молитвы ей действительно помогают. А почитать икону как чудотворную стали в семнадцатом веке, когда одной умирающей больной приснился сон и ей было сказано, что если она помолится иконе, привезенной из церкви Святителя Николая, об исцелении, то излечится. И она искренне молилась, за веру свою и была чудесным образом исцелена. С тех пор чудес, случившихся после молитвы перед иконой, насчитывается очень много.


8. Высоцкий монастырь в городе Серпухове, Московской области

. Этот монастырь построил на левом берегу реки Нары, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, в 1374 году, серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, приходившийся сподвижником и двоюродным братом великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому. Первым настоятелем серпуховской обители назначили любимого ученика Сергия Радонежского — Афанасия. Монастырь имел важную стратегическую позицию, ведь город Серпухов являлся одной из оборонительных границ Московского княжества с юга и тут была не очень спокойная обстановка: часто нападали чужаки и разбойники. К началу двадцатого века монастырь стал одним из самых благоустроенных в России, а в советское время тут разместили полк латышских стрелков, после – тюрьму, когда закончилась Великая Отечественная война, отдали под частное жилье и под размещение складов. Возрождение обители в этом святом месте России началось в 1991 году.

Главная ценность Высоцкого монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», исцеляющая страждущих от пьянства и наркомании. Чудеса эта икона начала являть после того, как один сильно пьющий крестьянин увидел сон, в котором седой старец повелел ему вознести молитвы к иконе «Неупиваемая чаша» в Высоцком монастыре, но бедняк сказал, что у него нет денег на дорогу и болят ноги, чтобы добраться до этого храма. Старец постоянно являлся нему во сне, настаивая на паломничестве к иконе Богородицы. Однажды пьяницу пожалела одна благочестивая женщина, она растерла ему ноги целебной мазью, чтобы он смог отправиться в путь. Добравшись до монастыря, паломник начал расспрашивать монахов об этой чудотворной иконе, а те говорили, что такой нет в их обители. Потом крестьянин попытался описать ее, и тогда послушники поняли, что речь идет даже не об иконе, а о живописном изображении, начертанном в одном из проходов монастыря, на которое практически не обращали внимания. Крестьянин помолился Богородице об исцелении от пьянственной болезни, и она даровала ему полное выздоровление. Икону назвали чудотворной, и с того времени, к ней не зарастает народная тропа самих больных наркоманией и пьянством, а также их страдающих родственников и близких.

9. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в селе Дивеево, Нижегородской области

. Серафимо-Дивеевский женский монастырь имеет особое место среди святых российских обителей. Его основала в 1780 году, продав все свое имущество, монахиня Александра, известная миру как Агафия Семеновна Мельгунова. Ей приснилась во сне Дева Мария, которая указала место, где нужно было возвести два больших храма: один — в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а другой — в честь Успения Пресвятой Богородицы. После смерти схимонахини Александры, в 1789 году, саровскими старцами сестрам был представлен новый духовник — иеродиакон Саровского монастыря отец Серафим. Он наставлял духовных чад ходить молиться на могилу к основательнице монастыря, похороненной около стен Казанского храма, там часто происходили чудеса и чудесные исцеления, которые продолжаются поныне. В 1825 году, Серафиму Саровскому было чудесное видение Божией Матери, повелевшей основать еще одну обитель в селе Дивеево, для девушек. Тут, по благословению Божьей Матери, забил источник целебной воды, который позже назвали «Источником батюшки Серафима». Свой духовный расцвет Серафимо-Дивеевский монастырь пережил с приходом игуменьи Марии, при которой возросло число сестер обители, был возведен прекрасный Троицкий собор, величественные храмы: Александро-Невский и равноапостольной Марии Магдалины. При Богадельне также открылась церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1905 году тут начали строить новый большой собор, но помешала революция 1917 года и смена власти. В 1927 году эту святую обитель закрыли, купола нескольких церквей сбили, разрушили каменную ограду, уничтожили кладбище. И только в 1991 году Дивеевский монастырь снова заработал. На сегодняшний день тут подвизается сто сорок сестер и работают: Собор Пресвятой Троицы, Храм в честь Рождества Христова, Храм во имя Рождества Богородицы. До сих пор реставрируются прочие разрушенные храмы и восстанавливается территория обители. Троицкий собор этой обители особо почитаем паломниками, ведь там находятся мощи Преподобного Серафима Саровского, а также хранится одежда и вещи, ему некогда принадлежавшие: ряса, лапти, вериги и котелок. В монастыре имеется несколько источников, славящихся своей целительной силой. К раке с мощами Серафима Саровского, приезжают все, кто жаждет его благодатной помощи и исцеления.


10. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь в городе Темников, Мордовия

. Эту обитель основали в 1659 году на окраине города Темникова, на берегу реки Мокша, среди вековых сосновых боров и заливных лугов. Свое название обитель получила из-за расположенного рядом маленького озера Санаксар. Но через сто лет после своего основания, скит ощутил недостаток в средствах, поэтому его приписали к процветающей Саровской пустыни. И монастырь начал активно развиваться и строиться, особенно, когда его настоятелем в 1764 году стал старец Феодор Ушаков. На сегодняшний день, ансамбль Санаксарского монастыря – крупнейший и хорошо сохранившийся градостроительный памятник России, периода второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, в барочном стиле. Главными особо почитаемыми святынями этого монастыря являются мощи святых: Преподобного Феодора, праведного воина Феодора, Преподобного Александра-исповедника, а также две чудотворные иконы Божьей Матери. При монастыре можно поселиться в гостинице. Паломники, побывавшие в Санаксарах, привозят домой масло, взятое от чудотворной Казанской иконы Божией Матери, исцеляющее разных болезней, в обители вы узнаете о случаях чудесного выздоровления, даже от рака. Все излечившие обязательно возвращаются назад в обитель, чтобы принести свой благодарный дар иконе Богородицы: кольцо, цепочку и просто что-то ценное. Вы сможете увидеть, что эта икона сплошь увешена дарами. Есть тут и еще одна чудотворная икона Богородицы Феодоровская, которая тоже творит немало чудес.

Сегодня мы рассказали об интересных и прославленных святых обителях нашей России, которые невероятно популярны среди паломников, стремящихся за духовным и физическим исцелением, очищением и наставлением на путь истинной веры.

Кижи

Преображенская церковь в Кижах — полностью деревянная, увенчанная 22 главами — похожа на волшебный дворец из сказки. Впечатление усиливается, если не полениться и встать ранним утром, когда по Онежскому озеру расплывается туман. По легенде, когда возводили церковь, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор в реку и сказал: «Не было такой никогда и не будет более!» Рядом вторая церковь — Покровская, ныне действующая после большого перерыва, а между ними — шатровая колокольня, самое молодое здание ансамбля. Вопреки всеобщему убеждению, при строительстве Кижей гвозди все-таки использовались: вначале деревянными, а позднее коваными гвоздями закрепляли лемехи — деревянные пластины на куполах.

Как добраться: из Петрозаводска с мая по сентябрь можно доплыть на «метеоре» или «комете». Зимой на Кижи ходят катера на воздушных подушках и летают вертолеты. Отдельное удовольствие — отправиться на теплоходе в круиз из Санкт-Петербурга с заходом на Валаам и Кижи. Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Санкт-Петербург. Сайт музея-заповедника Кижи

Оптина пустынь

Оптина пустынь идиллически живописна: опушка соснового леса, резвая речка Жиздра, а на том берегу — поля с полотен Левитана. По преданиям, основал ее Опта, раскаявшийся предводитель шайки разбойников. В монашестве он принял имя Макарий, поэтому пустынь первое время называли Макарьевой. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого. В советские годы традиция прервалась, но в 1988 году обитель снова открылась для прихожан и паломников, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам знаменитого оптинского старца Амвросия.

Фото: Maxim Osipov, CC BY-NC-ND 2.0

Как добраться: на автобусе, машине или поезде до Козельска, откуда до монастыря — несколько километров (ходит маршрутка). Ближайшие аэропорты: Курск, Москва. Сайт и Оптиной пустыни

Православная Россия: 9 интересных мест, которые стоит посетить этим летом


Талабские острова, фото Владимира Гурболикова
В каждом уголке России есть исторические места, через которые не проложены популярные паломнические маршруты, но где находятся древнейшие святыни, уникальные памятники архитектуры и красивейшая природа. «Фома» публикует лишь 9 из таких малоизвестных и иногда труднодоступных мест, которые стоит посетить во время летнего отдыха.

Троице-Лыково, г. Москва

Троице-Лыково — место с уникальным для Москвы пейзажем. Окруженные многоэтажными кварталами мегаполиса, у берега Москвы-реки сохранились сельские домики (и это в пределах МКАД!), а выше, среди деревьев — старинный храм. Отсюда открывается удивительный вид: речной изгиб и за ним — лесной массив острова Серебряный Бор, популярного места отдыха москвичей.


Фото Андрея Бархатова

В Троице-Лыкове сошлись красота природы и многовековая история. Главным украшением села еще с петровских времен служит храм во имя Живоначальной Троицы. Он был возведен в 1690–1695 годах родственниками Петра I по материнской линии Нарышкиными и является выдающимся произведением в стиле московского, или «нарышкинского», барокко, одним из немногих сохранившихся до наших дней. Приезжие называли церковь «белым лебедем» или «невестой», одетой в кружевной наряд с золотым кокошником и любующейся на свое отражение в водах реки.

В 1812 году, а затем и в советское время усадьба Троице-Лыково, Троицкая и Успенская церкви переживали нелегкие времена. Храмы неоднократно грабили, рушили, закрывали. В наши дни храмы отреставрированы, однако богослужение в Троицком храме совершается всего лишь один раз в год — в День Святой Троицы.

Особенности путешествия:

Добраться можно от ст. метро «Щукинская» на автобу­­се № 640 до ост. «Ул. Твардовского», далее пешком 7 мин. или на автобусе № 137 до ост. «Одинцовская ул.»; от ст. метро «Строгино» на автобусе №652 до ост. «Ул. Твардовского», далее пешком 7 мин.; на автомобиле — поворот на Троице-Лыково на 63-м километре МКАД.

Село Дунилово, Ивановская область

Патриарх Алексий II, посетивший Дунилово в 1993 году, назвал село «жемчужиной России». В селе, которое в начале XIX века по населению не уступало городу Кинешме и в котором сегодня осталось не более 600 человек, располагаются десяток старинных храмов и сияют 33 креста.

Это живописное место на берегу реки Тезы, приблизительно в 40 км от города Иваново. Когда-то Дунилово было крупной торговой точкой, где соединялись дороги из Суздаля, Шуи, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, проводились крупные ярмарки. В селе находятся два женских монастыря — Благовещенский и Свято-Успенский, а наиболее древний из сохранившихся храмов в Дунилове — возведенный в 1675 году Благовещенский собор.

Особенности путешествия:

Из городов Шуя и Иваново до Дунилова можно добраться на автобусе. На автомобиле до Дунилова можно доехать по Горьковскому шоссе через Владимир, Иваново, Шую.

Палех, Ивановская область

На холме среди лесов и полей расположился всемирно известный центр народного промысла — Палех. Палехские иконописцы прославились еще в допетровские времена. Но после революции 1917 года перед мастерами возникла необходимость сохранить традицию иконописи и в то же время найти новые формы реализации своего творческого потенциала. Тогда, используя прежние иконописные стилистику и технологии, мастера начали изготавливать всем известные сегодня миниатюры с изображением сцен труда, пахарей, крестьян, женщин с серпами и т. п.

Как и раньше, в Палехе открыто множество иконописных и художественных мастерских и организаций. А увидеть многотысячную коллекцию палехских произведений можно в Государственном музее палехского искусства. Здесь хранится 1,5 тысячи икон XIV–XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI–XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии. В состав музея входят и четыре мемориальных музея, посвященных выдающимся художникам и иконописцам Палеха: Дом-музей Павла Корина, Музей-мастерская Николая Дыдыкина, Дом-музей Ивана Голикова и Музей-усадьба Николая Зиновьева.


Фото Владимира Ештокина

В традициях палехской школы выполнены и настенные росписи храмов Палеха — Крестовоздвиженской и Ильинской церквей конца XVIII века. Также недалеко от поселка, в селе Красном, находится Свято-Знаменская церковь — единственный храм в окрестностях Палеха, который не был закрыт в советские годы.

Особенности путешествия:

До Палеха можно доехать на автобусе от автовокзала г. Иваново через Шую, а также на автомобиле по Горьковскому шоссе через Владимир, Иваново, Шую.

В Палехе есть гостевые дома и кафе, поэтому задержаться в поселке можно и на несколько дней. Кроме того, в относительной близости от Палеха расположены еще два важных иконописных центра — Холуй и Мстёра, в которых тоже интересно побывать.

Село Сить-Покровское, Ярославская область

На живописном берегу реки Сить возвышается церковь Покрова Пресвятой Богородицы начала XVIII века — главная достопримечательность села Сить-Покровское. Это классический образец архитектуры Ярославской области. В настоящее время в церкви регулярно проводятся богослужения и ведутся восстановительные работы.

А в 20 км от Сить-Покровского в начале лета из года в год проходят торжества, посвященные Битве на Сити — одному из центральных событий монгольского нашествия на Русь. Битва закончилась поражением русских войск, но в то же время значительно ослабила войско врага и стала одной из причин отказа Батыя идти на Новгород. Центром торжеств становится высокий холм близ деревни Лопатино в 20 км от Сить-Покровского: здесь в память о погибших воинах установлена 12-метровая белокаменная стела и здесь, по расчетам историков, произошло ключевое событие битвы.

Особенности путешествия:

До села можно добраться разными путями. Например, от Рыбинска можно доехать на поезде до станции Шестихино, затем на автобусе до села Брейтово, затем на другом автобусе до с. Сить-Покровское. На автомобиле нужно ехать через Углич, с. Новый Некоуз, Шестихино и Брейтово.

Село находится недалеко от Рыбинского водо­хранилища, по берегу которого расположено множество баз отдыха. В 10 км от Сить-Покровского — село Прозорово, желающие могут остаться на несколько дней в гостевом домике при храме Архангела Михаила.

Пять древнейших на территории России храмов и наскальный Лик Спасителя, Карачаево-Черкесия

Горы Северного Кавказа таят в себе не только красоту природы, чистоту горных рек и уникальные богатства флоры и фауны: в раннем Средневековье здесь существовали мощные государственные образования, народы которых приняли христианство задолго до крещения Киевской Руси.

На территории Карачаево-Черкесской республики находятся пять христианских храмов, построенных в первом тысячелетии по Рождестве Христовом. Три храма, известных как Северный, Средний и Южный, сохранились в Нижнем Архызе: в Средневековье в ущелье реки Большой Зеленчук располагалось Нижне-Архызское городище. Кроме того, здесь находятся руины 11 храмов-часовен. Из трех Зеленчукских храмов только в Южном проводятся регулярные богослужения. Скорее всего, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи и был домовой церковью.

На другом берегу реки находится написанный прямо на поверхности скалы Лик Спасителя. У подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в нем проводятся регулярные службы. В полутора часах езды от Нижне-Архыз­с­кого городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На горе Шоана возвышается Шоанинский храм (построенный предположительно во 2-й половине Х — начале XI века).

На скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья стоит Сентинский храм, построенный в 965 году. Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

Особенности путешествия:

Ближайший аэропорт: Минеральные Воды. Из аэропорта нужно добраться городской маршруткой до автовокзала, далее на автобусе до станицы Зеленчукской. Ближайшие железнодорожные станции: Невинномысск, Минеральные Воды, Кисловодск, далее также можно добраться до станицы на автобусе.

Помощь паломникам оказывает благочинный приходов Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный. Связаться с ним можно по электронной почте: [email protected]

Храм-часовня святого мученика воина Виктора Дамасского, Большой Уссурийский остров

На самой границе с Китаем возвышается 32-метровая часовня, построенная в память о воинах, погибших при защите дальне­восточных рубежей России и ставшая символом неприкосновенности российских границ на Дальнем Востоке. Сюда регулярно совершаются крестные ходы, в часовне служатся молебны. В 2005 году, при проведении новой линии границы, часовня чуть не оказалась «разрублена» надвое. Однако ее удалось спасти от сноса: китайская сторона уступила России несколько десятков метров.


Фото с сайта khabrayon.ru

Кроме того, Большой Уссурийский остров — хорошее место для отдыха, кемпингов и рыбалки. На острове множество озер, и в летнюю пору люди прибывают сюда на выходные с палатками, моторными лодками и водными лыжами.

Особенности путешествия:

Остров Большой Уссурийский находится недалеко от Хабаровска. Попасть туда можно через автомобильный мост или теплоходом. Чтобы добраться до храма-часовни, нужно двигаться вглубь острова.

Талабские острова, Псковская область

Большинство туристов, паломников и тех, кто помогает возрождению Талабских островов на Псковском озере, чаще всего посещают лишь ближайший из трех островов, Талабск (советское наименование — остров им. Залита). На этом острове служил известный старец — протоиерей Николай Гурьянов. Талабск всегда был самым населенным островом. Правда, сегодня здесь постоянно проживает всего полторы сотни жителей, хотя в течение веков население островов насчитывало не менее четырех, а то и шести тысяч человек.

До дальнего острова Верхний (советское наименование — остров им. Белова) сегодня добираются немногие. А между тем у него очень интересная история! В XV веке Верхний был островом озерных пиратов из талабского племени. Именно сюда направился Досифей, ученик святого Евфросина Псковского. В таежной полосе острова он построил келью (сейчас на ее месте стоит памятный крест) и начал общение со своими опасными соседями-пиратами. Праведность Досифея изменила жителей острова: они покаялись и перестали пиратствовать. Большинство талабов стали ремесленниками, купцами и рыболовами, наиболее могучие и сильные — воинами, а несколько человек стали монахами и вместе с Досифеем основали монастырь в честь апостолов Петра и Павла.


Фото Юрия Курбатова

Храм Петра и Павла, изначально построенный преподобным Досифеем и его учениками и затем неоднократно перестраивавшийся, — главное достояние острова. Древнейшая его постройка находится под землей: в пещерном храме бывшие разбойники, стоя вокруг преподобного, принимали участие в богослужении.

Во все времена посетители Верхнего острова восхищались видом на Псковское озеро, которое также называли морем (отсюда не видно противоположного берега), с высокого берега острова. А на верхушках елей можно увидеть гнезда серых цапель.

Особенности путешествия:

Настоятель храма Петра и Павла иерей Сергий Демидов создает все условия, чтобы паломники и путешественники могли провести на Верхнем острове несколько дней: для приезжающих отведен двор с гостевыми домиками и трапезной.

Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте

Село Сура, Архангельская область

«Родина дорогая, родина святая, Сура благословенная», — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский о своей малой родине. Отец Иоанн многое сделал для своего села, где существовали лишь две обветшалые деревянные церкви: основал каменный Свято-Никольский собор и Иоанно-Богословский Сурский монастырь, а также учредил сельскую школу и различные производства. Еще при жизни отца Иоанна в село со всей страны начали стекаться паломники.

Сегодня немногие знают о родине святого, однако в июне этого года в Суре пройдут юби­лейные торжества, связанные с 25-летием ка­но­низации Иоанна Кронштадтского. В селе соберется около 250 священнослужителей из Иоанновских приходов, а также представители детских приютов, гимназий, братств, реабилитационных центров и иных православных организаций, носящих имя св. прав. Иоанна Крон­штадтского в России и 19 зарубежных странах.

Особенности путешествия:

Во время торжеств паломники смогут поселиться в палаточном городке (зарегистрироваться нужно заранее), а в другое время при Сурском Иоанновском женском монастыре для паломников работают гостевые домики. Общая протяженность маршрута Архангельск — Карпогоры — Сура по автомобильной дороге составляет 369 км. Дорожное покрытие большей частью песчано-гравийное, на пути будут три переправы.

Из Архангельска нужно проехать в п. Светлый (142 км). Переправа паромная (или понтонная) через р. Пинега (ж/д ст. Паленьга). Далее из п. Светлый в п. Ясный (101 км, односторонний режим движения с разъездными карманами). Далее из п. Ясный в с. Сура (126 км). Переправы паромные через р. Пинега (п. Ясный, п. Шуйга и п. Новолавела).

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, Кировский район Приморского края

Это старейший на Дальнем Востоке мужской монастырь. А недалеко от монастыря находится малоизвестное и экологически чистое озеро, на котором растет лотос Комарова — цветок-жемчужина Дальнего Востока, занесенный в Красную Книгу. Специально для туристов берега озера не обустроены, поэтому здесь можно наблюдать лотосы в естественной природной среде.

В монастыре хранится икона Святой Троицы, написанная на срезе ветви Мамврийского дуба и пожертвованная в монастырь со святой горы Афон. В советские годы монастырь был закрыт, а его территория стала собственностью Шмаковского военного санатория: храм Иверской Божией Матери был превращен в клуб и лечебный корпус, храм-часовня Преображения Господня, расположенный на вершине сопки, стал смотровой площадкой, домик настоятеля — административным корпусом, а келейная часть — спортивным залом.

В 1995 году обитель начала возрождаться, однако большая часть исторической территории обители возвращена не была (вернули лишь полуразрушенный храм-часовню Преображения Господня), и монастырь расположился в здании бывшего скотного двора. Сегодня в монастыре действуют 2 храма, а монастырскую братию составляют порядка 20 человек.

Особенности путешествия:

Монастырь находится недалеко от села Шмаковка по дороге на поселок городского типа Горные Ключи. В любом санатории Горных Ключей можно заказать экскурсионный тур на озеро. Из Владивостока можно добраться на электричке или поезде до станции Ружино или Шмаковка, далее на автобусе или маршрутном такси до курорта «Шмаковка» пгт Горные Ключи. Также из Владивостока или Уссурийска можно доехать до Горных Ключей на автобусе.

Дивеево

На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».

Как добраться: на автомобиле — через Муром или Рязань и Шацк; на поезде — до города Арзамас, дальше на автобусе или такси. Ближайшие аэропорты: Нижний Новгород, Москва. Сайт Серафимо-Дивеевского монастыря

Чудотворная святая земля России

Мы с женой стараемся каждый год совершать паломнические туры к святым местам России и зарубежья.
Паломнические туры по России из Волгограда отправляются из Свято-Духова мужского монастыря. В 2012 году жена без меня отправились в незабываемый паломнический тур в Свято -Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Я же пишу этот отзыв по ее восторженным воспоминаниям. Этот знаменитый монастырь называют земным уделом Божией Матери. Он расположен в Нижегородской области в селе Дивеево.

Это обычное село стало самым посещаемым местом паломников со всей России.

Причина кроется в его необычной истории.

В конце 18 века в селе построили Казанскую каменную церковь, после чего верующие православные женщины образовали общину.

Настоятельница Александра Мельгунова руководила женской общиной и была инициатором строительства храма в честь иконы Казанской Божией Матери .

Почему место постройки церкви было выбрано в этом селе?

Жители села хранят память об этом историческом событии. После потери мужа, Александра Мельгунова отправилась по святым местам. Однажды, она пришла в Саровский монастырь, где увидела во сне Божью Матерь, которая указала ей место строительства церкви.

После строительства храма, матушка Александра управляя обителью, заметила в молодом иноке Серафиме продолжателя своего дела.

Серафим Саровский вел затворнический образ жизни в Саровской пустоши, но после смерти настоятельницы создал неведомый до того времени строгий устав, по которому и продолжилась жизнь общины.

В начале 19 века Дивеево из общины превратилось в монастырь с богатым по тем временам архитектурным комплексом, в который были включены несколько зданий, в том числе храмы.

Рядом с монастырем Серафим Саровский тяжким усилиями с Божьей помощью вырыл Святую Канавку Божьей Матери, отказываясь всякий раз, когда ему предлагали помощь в этом благом деле.

В этом месте много свидетельств чудесного исцеления, поэтому все приезжающие непременно проходят вдоль Святой Канавки с прочтением, как завещал преподобный Серафим Саровский, не менее ста пятидесяти раз молитвы «Богородице, Дева, Радуйся».

В настоящее время рядом со Святой Канавкой построили дорожку с ограждением, а по бокам разбили цветники и посадили деревья.

В конце Святой Канавки находится часовня преподобного Серафима Саровского, рядом с которой монахини, по укоренившейся традиции, раздают сухарики из его освещенного котелка .

Серафим Саровский заботился о сиротах, который жили в селе и был истинным отцом для сестер монастыря.

Трагическое закрытие обители произошло в 1927 году, после чего ее сестер выслали за пределы села.

После смерти Серафима Саровского его мощи были утрачены, но в 1991 году чудесным образом вновь перевезены в село Дивеево. Теперь его мощи принято считать главной святыней монастыря села Дивеево. Мощи преподобного Серафима хранятся в раке Свято-Троицкого собора вместе со списком иконы Божией Матери «Умиление», которая всегда находилась в келье святого.

Вот снимок величественного Свято-Троицкого собора, как видим, в прекрасном отреставрированном состоянии.

К столетию прославления в лике святых Серафима Саровского в 2003 году большинство монастырских храмов и зданий в Дивеево восстановили.

Среди них Преображенский собор с золочеными куполами.

Храм Рождества Христова, Храм Рождества Богородицы, а также другие храмы и постройки женского монастыря приведены в прекрасное состояние.

Территория монастыря красиво благоустроена и озеленена, чистая и ухоженная.

На многочисленных лавочках можно присесть и отдохнуть, взирая на окружающую красоту .

Моя жена посещала монастырь 2 августа в день рождения преподобного Серафима Саровского, поэтому туда прибыла делегация иерархов Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Посетителей в этот день было особенно много.

Рядом с Преображенским собором была устроена площадка, с которой Ювеналий провел торжественное богослужение. Здесь же был совершен обряд причастия к Господу нашему Иисусу Христу, а затем желающие пошли в трапезную. Затем паломники из группы моей жены поехали организованно к святым источникам.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь включен в книгу «100 мест, исполняющих желание».

Паломники из разных мест России несколько веков приезжают в этот монастырь для духовного исцеления, единения и чуда, а также для очищения от дурного и укрепления здоровья. Чтобы все исполнилось, приезжий должен провести не менее суток в монастыре и обязательно прикоснуться к его святыням. Перед посещением монастыря нужно одеть соответствующую одежду. А во время пребывания в монастыре желательно взять посильное послушание.

Моя жена последовала всем вышеперечисленным советам, как и многие паломники, посетившие вместе с ней уникальный женский монастырь села Дивеево.

Святые источники села Дивеево.

Еще одной притягательной силой для многочисленных паломников являются святые источники монастыря и близлежащих мест села Дивеево.

По преданию, святые источники наделяют силой и способны исцелить не только телесные, но и духовные изъяны человека.

Эта холодная родниковая вода сохраняет приятный и свежий вкус надолго, поэтому жители села регулярно используют ее для домашнего консервирования и утоления жажды.

Самую долгую историю имеет святой источник, расположенный за Голубиным оврагом Дивеево.

Источник настолько обилен, что образует настоящую реку. Желающих окунуться в святой источник всегда много. Некоторые заходят в воду прямо с берега по специальным лестницам.

А многие окунаются три раза в ледяную воду в отдельных срубах деревянных домиков, выстроенных вдоль берега святого источника. Вода в них круглый год не превышает 8 градусов, поэтому не каждый отважится окунуться с головой.

По преданию, в селе три раза являлась Матерь Божия. В связи с этим явлением икона Казанской Божией Матери хранилась в часовне родника, где проходили молебны во славу святой воды. В 1939 году Казанская часовня была разрушена, но икона чудесным образом была найдена местной жительницей, а в 1943 году даже чудом обновилась.

С недавних пор эта икона хранится в Троицком Соборе.

В 90-х годах над святым Казанским источником вновь построили часовню и купальню, в которой регулярно проходят обряды крещения в освященной воде.

Недалеко от Казанского родника есть еще два источника, один из которых освещен в честь иконы Божией Матери «Умиление», а второй — в память о святом великомученике Пантелеимоне.

На реке Винчкинза есть родник Матушки Александры, обросший множеством легенд.

В начале 20 века на берегу реки Сатис открылся родник Батюшки Серафима. Об этом святом источнике также ходят различные легенды.

Так, одна из них говорит о том, что однажды солдаты увидели старца в белых одеждах, ударившего о землю посохом, после чего появилось три родника. Эти родники хотели засыпать техникой, но она сломалась по прибытию к месту назначения, а рядом появился старец, который попросил рабочих не засыпать родник. Они согласились, а вскоре и начальника, который руководил этими рабочими, уволили.

Рядом с селом Дивеево во второй половине 18 века появился еще один родник, который назвали Иверским в честь иконы Божией Матери Иверской, доставленной с село.

Во всех родниках этого населенного пункта построены купальни и колодцы, в которых во время христианских праздников освящается вода.

Но для всех посетителей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря главной святыней являются мощи святого преподобного Серафима Саровского.

Жена привезла икону святого преподобного Серафима Саровского и несколько магнитов с видами монастыря .

Земелька из Святой Канавки в деревянной коробочке.

Но главное, что привезла жена в душе — очищение и святую благодать, которая передалась всем членам нашей семьи.

Всем православным верующим рекомендую поездку в эту святую обитель.

Источник: https://otzovik.com/review_3892294.html

Места: Серафимо-Дивеевский монастырь

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Комментарии

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался за все 5 веков своей истории — даже во времена советских антицерковных гонений. Эти подземелья (а «печера» на древнерусском означает «пещера») еще в 14 веке обнаружил крестьянин Иван Дементьев. Над входом он увидел надпись «Богом зданная пещера». Кто и когда эту сделал надпись неизвестно, но говорят, в этих пещерах некогда спасались иноки Киево-Печерской обители. А подлинная история Псково-Печерского монастыря началась позже — с отца Иоанна, который вместе с женой Марией (в постриге они приняли имена Иона и Васса) выкопал пещеру в песчаном холме и устроил там Успенскую церковь. Позже обнаружилось чудесное свойство этих пещер (тела умерших в них не тлеют), и подземелья стали использовать как усыпальницы. Сегодня в Успенском соборе, давно расширенном и переделанном, хранятся главные реликвии монастыря — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление» и икона Святителя Николая.

Как добраться: на поезде или самолете до Пскова, затем на автобусе или такси до Печор. Ближайшие аэропорты: Псков, Санкт-Петербург. Сайт Псково-Печерского монастыря и города Печоры

Смотрите также: Чем богаты. 12 причин не завидовать соседям

Святая Земля и русское паломничество

Около полумиллиона паломников из России ежегодно посещают Святую Землю. Об этом в авторской программе генерального директора Телеканала «Царьград» Елены Шаройкиной «Красный угол» рассказал председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин

Вифлеем и Иерусалим, река Иордан и Иерихон – все эти названия очень близки слуху любого православного христианина. Более того, вот уже тысячелетия как эти места являются священными даже не для миллионов, но миллиардов людей во всем мире. Верующие трех традиционных авраамических религий: христианства, ислама и иудаизма почитают эту землю как Святую. И, несмотря на то, что здесь непрестанно слышны выстрелы и льется кровь (после грехопадения наших праотцов Адама и Евы и убийства Авеля его родным братом Каином люди так и не научились жить в мире), сюда ежедневно стекаются многие тысячи богомольцев.

Для русских православных людей Святая Земля является местом устремления наших душ и сердец на протяжении столетий. В места земной жизни нашего Господа и Спасителя, Пресвятой Богородицы и учеников Христа устремлялись многие святые. Именно здесь в XII столетии от Рождества Христова отошла ко Господу одна из первых русских паломниц – преподобная княгиня-инокиня Евфросиния Полоцкая. Здесь же упокоились честные мощи одной из самых великих святых XX столетия – преподобномученицы великой княгини Елисаветы.

Многие православные люди прекрасно знают подвиг этой новомученицы, родной сестры святой царственной страстотерпицы Александры Феодоровны. Овдовев после убийства ее супруга великого князя Сергея Александровича, совершенного в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, великая княгиня Елизавета Федоровна решила оставить высокий свет и посвятить себя служению людям и Церкви. Она основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где лично помогла тысячам больных и нуждающихся.

Однако сегодня куда менее известно другое служение этой святой женщины – а ведь до революционных потрясений 1917 года именно великая княгиня Елизавета Федоровна возглавила дело, начатое ее невинным убиенным супругом. Ее Императорское Высочество стала второй главой Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), учредителем и первым председателем которого в 80-х годах XIX века стал великий князь Сергей Александрович.

В 2022 году Императорскому Православному Палестинскому Обществу, не прерывавшему своей деятельности даже во времена советского лихолетья, исполнилось 135 лет. В этой связи «Царьград» подготовил целую серию материалов, посвященных славному юбилею этой научно-гуманитарной и общественной организации, одной из главных задач которой является содействие православному паломничеству на Святую Землю. Ключевой в этой серии стала авторская программа генерального директора Телеканала «Царьград» Елены Шаройкиной «Красный угол», гостем которой стал Сергей Степашин, известный государственный и общественный деятель, сегодняшний председатель ИППО, на протяжении вот уже 10 лет возглавляющий эту организацию.

Помимо многих других вопросов, касающихся деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) и других актуальных проблем России и Ближнего Востока, Сергей Вадимович отдельно затронул и тему русского паломничества на Святую Землю, чей масштаб поистине впечатляет. Так, если в конце XIX – начале XX столетий из Российской империи в земли Палестины, находящиеся в те времена под властью Османской порты (а после Первой мировой войны – под Британским мандатом), посещало около 60-70 тысяч человек, что, как подчеркнул Степашин, «по тем временам тоже много». Сегодня же это число выросло почти на порядок: до полумиллиона человек.

Так, Сергей Вадимович, человек, которого, казалось бы, сложно чем-то удивить, искренне поражен. Никакие конфликтные процессы, происходящие между Израилем и Государством Палестиной, значительная часть территорий которого находится под израильской оккупацией, не влияют на искреннее желание русских людей поклониться местам земного служения Христа:

«Вы знаете, что меня больше всего поразило? В Палестине и в Израиле происходят подчас сложные процессы, до интифады, слава Богу, дело не дошло, но постреливают… И что меня больше всего радует сегодня, это все больше и больше становится не просто туристов (есть такое понятие «религиозный туризм», но оно не очень корректное), они действительно становятся паломниками, которые знают, куда едут, знают, зачем едут…»

Разумеется, в первую очередь русских православных людей притягивает Святой город Иерусалим, сакральным центром которого является Гроб Господень, место Распятия и Воскресения Христа, а также место ежегодного чуда схождения Благодатного огня. И, конечно же, Вифлеем – место Рождества Христова. Как особо отмечает Степашин, прежде русские люди куда меньше посещали Иерихон и другие святые места, которые, как и Вифлеем, находятся непосредственно на территории Государства Палестина и под его контролем. «Сегодня наш паломник находится уже и там, и слава Богу!» — подчеркивает глава ИППО.

Но в чем же заключается непосредственная практическая деятельность Императорского Православного Палестинского Общества по содействию паломникам? Этих направлений, которые курирует паломнический , непосредственно организующий паломнические поездки, немало. Ведь очень важно не только организовать саму поездку, в таком случае она будет мало отличаться от туризма, но и рассказать людям о том, куда они едут. И чтобы провести эту православно-просветительскую деятельность так, чтобы она дошла не только до ума, но и до душ и сердец каждого паломника, привлечены лучшие палестиноведы России. В их числе – такой легендарный исследователь как Николай Николаевич Лисовой, автор изданного ИППО фундаментального двухтомника «Россия в Святой Земле», а также популярного прекрасно иллюстрированного путеводителя «Святая Земля».

Но, конечно, Императорское Православное Палестинское Общество проводит и серьезную научную работу, а потому организует поездки в Палестину не только для паломников-богомольцев, но и для серьезных ученых, многие из которых, к слову, также являются глубоко верующими людьми. «Мы открыли культурный центр в Иерихоне, у нас есть культурно-парковый центр, культурные центры в Вифлееме, русская школа Вифлееме и много других культурных проектов», — делится со зрителями и читателями «Царьграда» Сергей Степашин.

Фото: www.globallookpress.com

Но говоря о современных проектах ИППО нельзя не упомянуть и тех людей, без которых не было бы ни самого Общества, ни вообще массового паломничества русских людей на Святую Землю. В первую очередь это – архимандрит Антонин (Капустин), известный церковный деятель XIX века, крупный ученый-византинист, начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле в 1865-1894 годах, чье 200-летие со дня рождения было отмечено в уходящем году.

«Он организовал и образовал то, что мы называем «Русской Палестиной». Тогда это была Османская Империя. С турками, поверьте мне, работать очень тяжело даже сейчас. Так вот, он сумел приобрести более 80 гектаров уникальной земли в центре Иерусалима. Все подворья, больницы, археологические разработки, которые велись, Александровское подворье, Порог Судных Врат, — это всё отец Антонин (Капустин)!» — выделяет значение этого выдающегося исторического деятеля Сергей Степашин.

И, конечно, важно понимать, что усилия Русской Церкви были поддержаны Государством Российским. Так, император Александр III лично сделал очень многое для развития Русской Палестины. «Причем это все делалось за счет казны, точнее, не казны, а бюджета самой царской семьи», — подчеркивает Степашин. В том числе – великого князя Сергея Александровича и его супруги, а затем – вдовы, великой княгини Елизаветы Федоровны. «Они понимали, что Россия должна присутствовать и там. Буквально присутствовать», – отмечает сегодняшний председатель ИППО.

К сожалению, в 1964 году, буквально за неделю до своей отставки, печально известный Никита Хрущев, в ходе так называемой Апельсиновой сделки буквально за бесценок продал Израилю значительную часть русских земель и недвижимости в Палестине. И сейчас не без труда это наследие постепенно возвращается России и Русской Церкви. «Именно это, пожалуй, сегодня главная задача Императорского Православного Палестинского Общества», — подытоживает Сергей Степашин.

Действительно в течение последних лет, с тех пор как в 2007 году Сергей Вадимович возглавил Императорское Православное Палестинское Общество, его деятельность активизировалась на всех направлениях – от научно-гуманитарных и церковно-общественных до поистине геополитических. И нет сомнений: во многом именно от того, сможет ли Государство Российское возродить свои былые позиции на Святой земле, зависит ее будущее.

Троице-Сергиева лавра

В Троице-Сергиевой лавре нужно побывать хотя бы раз в жизни. Это один из крупнейших русских монастырей, сокровищница древнерусского искусства и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1337 году братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан поселились на холме Маковец у реки Кончуры и основали Троицкую пустынь. Потянулись иноки, и постепенно монастырь стал духовным центром сначала московских земель, а потом и всего российского государства: здесь решали политические вопросы, благословляли князей на походы, венчали на царство. Современная лавра — уже не та уединенная обитель, но и среди толпы прихожан ощущаешь, что место это особенное, намоленное. Яснее всего атмосфера чувствуется в белокаменном Троицком соборе: в самом древнем храме лавры можно приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского и полюбоваться пятиярусным иконостасом работы Андрея Рублёва.

Фото: Kwong Yee Cheng, CC BY-NC-SA 2.0

Как добраться: на машине, автобусе или электричке до Сергиева Посада. Лавра находится в самом центре города. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве. Сайт Троице-Сергиевой лавры и духовно-просветительского центра

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье. В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе св Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.
К Святому Серафимушке едут женщины, желающие забеременеть и иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Для написания статьи использовалась информация с сайта molitva.guru.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать: ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Редакторы сайта советуют прочитать: от чего помогает икона Неупиваемая чаша и как молиться о чуде.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.
Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы

Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Это интересно: его просят о заступлении за тех, кто попал в секту или лишился рассудка. Целитель Пантелеймон защищает девственниц, болящих детей, немощных стариков.

Хорошо читать акафисты Целителю перед проведением операций или после них. Святую воду дают пить больному после молитвы, натощак.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник — священное место.
Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.
Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Нилова пустынь

Прекрасный Селигерский край на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом — это не только исключительной красоты озера и идеальное место для отдыха на природе. На острове Столобный в 10 км от Осташкова расположилась Нило-Столобенская пустынь. В 1528 году в этих краях поселился преподобный Нил. Первую зиму он провел в пещере, затем построил келью и часовню.

После преставления преподобного на крохотный островок стали стекаться отшельники и паломники, в 1594 году открылся монастырь, а со временем пустынь превратилась в один из самых почитаемых монастырей России. В 20 веке пустынь разорили, но после распада СССР она возобновила служение. Приложиться к мощам преподобного Нила можно в Богоявленском соборе, с колокольни которого открывается умопомрачительный вид на окрестности.

Как добраться: на автомобиле, поезде или маршрутке до Осташкова, затем 22 км до монастыря (несколько раз в день ходит автобус). Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве. Сайт Нило-Столобенской пустыни

Найти дешевые билеты из России куда угодно

Не пропустите:

Уйти в монастырь. 12 отелей, чтобы скрыться от суеты мирской

15 живописных мест России — фото

История православного паломничества

Приблизительное время чтения: 5 мин.

***

Русское православное паломничество ведет свое начало с первых веков распространения христианства на Руси, то есть с IX–X веков. В 987 году святой равноапостольный великий князь Владимир привез с собой в Киев из Корсуни, места своего крещения, святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского. А первой русской паломницей, как известно из древних источников, можно считать святую равноапостольную великую княгиню Ольгу, которая в 957 году вместе с многочисленной свитой посетила столицу Византийской империи — Константинополь. Там находились многочисленные святыни Православия, и там же, в храме Святой Софии, состоялось крещение великой княгини.

***

Христианская традиция паломничества к этому времени уже имела многовековую историю. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери и святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми.

В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме, на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме, над пещерой Гроба Господня.

Территорию Палестины первый христианский император объявил Святой Землей.

***

В результате этого, к IV веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе свое древнее название — до Константина, во времена языческих императоров он назывался Элия Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу, Его Распятию и Воскресению.

***

Богомольцы IV века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов.

Местное население стало теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов, охраняемых колодцев.

***

На VII Вселенском соборе в 787 году Отцы Церкви сформулировали богословские принципы, обосновывающие духовный смысл паломничества как почитания и поклонения мощам и иконам, а также святым местам ради удостоверения подлинности, а не призрачности Боговоплощения.


***

Само слово паломник происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь.

Возникновение термина связано с особенностями христианской паломнической традиции. Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времен возникновения массового паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.

***

Главным праздником, притягивавшим в Святую Землю богомольцев, по сей день остается праздник Святой Пасхи. Любопытен тот факт, что в 1914 году на Пасху в Иерусалим приехало свыше 6 тысяч русских паломников. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим, и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима — то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

***

Кроме слова «паломничество», существуют и другие синонимы, определяющие это явление, — странничество, поклонничество, богомолье. В России в XIX — начале XX века широко употреблялось именно слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.

***

Древние русские летописи и жития святых донесли до нас и историю о первом из известных нам русских богомольных путешествий в Грецию, на Святую гору Афон. Туда ходил основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Печерский (конец Х — начало XI вв.). Вообще для Русской Православной Церкви Афон, уже начиная с X века, имел очень большое значение: в библиотеках святогорских монастырей в средние века

русские монахи получали образование и приобщались к многовековым традициям христианского иночества.

***

Исследователи истории древнерусской литературы выделяют самостоятельный жанр произведений, обобщенно названный «хождения», то есть сочинения в виде путевых записок, отчетов или воспоминаний, в которых описывались путешествия русских людей в страны православного Востока с обязательным поклонением христианским святыням. Древнерусские «хождения» пользовались большой популярностью и были чрезвычайно распространены.

Древнейшим и наиболее известным описанием паломничества в Святую Землю является «Хождение» игумена Даниила, побывавшего в Константинополе и Святой Земле в 1106–1107 годах. Это выдающееся сочинение послужило образцом для всех последующих (практически до XVIII века) произведений данного жанра паломнической литературы.

***

В России традиция паломничества за десять веков своего существования стала неотъемлемой частью духовной жизни народа.

Несмотря на монгольский, а потом османский «железный занавес» русские люди всегда находили возможность добраться до Святой Земли, Константинополя и Афона. Наивысшего расцвета русское православное паломничество в Святую Землю достигло во второй половине XIX —начале XX веков.

После революции по понятным причинам паломнические традиции прервались. Фактически до конца 80-х годов наши соотечественники были отрезаны от главных христианских святынь, не имели возможности побывать ни на Афоне, ни в Святой Земле. Ситуация начала меняться лишь с окончанием «холодной войны».


***

Сегодня происходит возрождение паломнических традиций Русской Православной Церкви. В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Отделом внешних церковных связей был создан Паломнический центр Московского Патриархата, задача которого — содействие возрождению православного паломничества и создание церковной гостиничной сети.

В 2007 году количество церковных паломнических организаций в епархиях составило 93, а в приходах и монастырях — 276.

Паломнический центр издает литературу по паломнической тематике, в частности журнал «Православный паломник», ведущий большую просветительскую работу по популяризации паломничества. А в 2007 году вышел в свет первый в истории Русской Церкви «Словарь православного паломника».

***

В последние годы число паломников, ежегодно выезжающих из России на богомолье в дальнее зарубежье, превысило 250 тысяч человек, в Россию из дальних стран прибыло не менее 100 тысяч паломников, а поклониться отечественным святыням ежегодно отправляются около 3 миллионов наших соотечественников.

Иллюстрации и фотографии:

[1] В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга».1885 г.

[2] Входящего в Иерусалим Спасителя люди встречали цветущими пальмовыми ветвями. В России на праздник Входа Господня в Иерусалим верующие приходят в храм с вербой.

[3] Преподобный Антоний Печерский. Фрагмент Свенской иконы Божией Матери

[4] Паломники ждут очереди поклониться главной святыне Храма Гроба Господня — Святой Гробнице. Фото Владимира Ештокина

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]