Цвета облачений и пояснения к ним
Главная » База знаний » Понятия и термины » Цвета облачений и пояснения к ним
by Администратор · 19.11.2019
Белый цвет | ||
Символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги | В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. | |
Красный цвет | ||
Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников | Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников. | |
Золотой цвет или желтый всех оттенков | ||
Являются цветами славы, величия и достоинства | Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей; также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память. | |
Зеленый цвет | ||
Цвет вечной жизни | Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни юродивых. | |
Голубой или синий цвет | ||
Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе | Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также на Сретение. | |
Фиолетовый цвет | ||
В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя | Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение, в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную). В субботы и воскресенья Великого поста, Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских. | |
Черный или темно-коричневый цвет | ||
Наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния | Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета. |
Цвета богослужебных облачений в православном заупокойном богослужении.
Любой внимательный человек, посещающий православный храм во время богослужения, заметит, что в разные дни года облачения священнослужителей и украшений церкви изменяются в своей цветовой гамме. Применяются облачения практически всех цветов радуги, а также белые и черные. Это разнообразие является неотъемлемой частью богослужебной символики и призвано к тому, чтобы оказать определенное воздействие на умы и чувства молящихся. В этой краткой статье мы не будем подробно говорить о символизме каждого из применяемых цветом, а сосредоточим внимание только на тех, которые усвоены православному заупокойному обряду. Ведь цвет облачения изменяется не только в зависимости от празднуемого Церковью события, но и от характера богослужения. Для совершения обрядов поминовения усопших, а также богослужений родительских суббот церковный устав предписывает использование облачений белого цвета. Именно этот цвет наиболее полно соответствует содержанию заупокойных молитв, в которых для отошедших в иной мир испрашивается упокоение со святыми праведниками, которые, согласно Откровению Апостола Иоанна Богослова, облачены в белые ризы (Отк. 7, 9). Также в Библии говорится, что ангелы, явившиеся после Воскресения Христова, были в одеждах белых (Мр. 16, 5). Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символизирует собой Божественный нетварный свет. Евангелист Марк, описывая событие Преображения Господня, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Известно, что снег при ярком блистании солнца дает радужные переливы. Радуга – это разложенный в спектре белый свет, в библейском повествовании она явилась символом Завета Бога с человечеством после Всемирного потопа. Практически все остальные цвета радуги также используются в православном богослужении, раскрывая различные аспекты Священной истории и духовной жизни. Таким образом, именно белый может считаться основным символическим цветом Церкви. Этот цвет используется не только в заупокойном богослужении. Светлые ризы священнослужители одевают при совершении всех таинств Церкви, а также на большинство Господских (посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа) праздников. На Пасху богослужение начинается также в белых одеяниях, символизирующих воссиявший из гроба Спасителя свет жизни, затем происходит переоблачение в красные ризы. Этот цвет знаменует торжество пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия, через пролитие крови Господа на Кресте. На Светлой седмице (семь дней пасхальных торжеств) отпевания совершаются по особому пасхальному чину. По сути это пасхальные песнопения, к которым добавляются отдельные заупокойные прошения. Это радостное чинопоследование, в котором нет места плачу и рыданиям, всё проникнуто пасхальным торжеством. Умереть на Пасху и быть отпетым таким чином, почитается у православных знаком особой милости Божией к человеку. Разумеется, отпевание, проводимое в эти дни, совершается тоже в красных пасхальных облачениях. Чёрный цвет в православии издревле понимался как символ небытия, смерти и даже ада. Он противоположен белому свету, дающему жизнь. Смерть для христианина не переход в небытие, не конец жизни, а начало новой жизни – светлой. Поэтому облачения при отпевании белые, как и церковное покрывало (саван). На протяжении многих веков жизни Церкви в ней не существовало чёрных богослужебных облачений. Однако повседневное облачение – рясы, подрясники духовенства (особенно монашествующих) изготовлялись из материалов черных тонов. В данном случае это цвет символизировал отречение от мира (светской жизни), покаяние и смирение. Монахи именуются в духовной литературе добровольными мертвецами, умершими для мира, переставшими для него существовать. Отсюда и чёрный цвет небытия. Исходя из этого понимания, может быть обоснована и традиция чёрного цвета в траурной одежде светского общества. Человек, одевающий в знак скорби о почившем близком костюм чёрного цвета, тем самым как бы говорит, что теперь он отрекается от жизнерадостных развлечений на время траура, как монах отрекается от мира. Тем не менее, в Русской Православной Церкви с 1730 года в обиход вошли и богослужебные облачения чёрного цвета. В тот год в Москве скончался 14-ти летний император Петр II, на его погребение духовенству было велено прейти в чёрных ризах. Приказ пришлось исполнить, и облачения пошили. В дальнейшем, чтобы они не пропадали, их стали использовать на будничных богослужениях Великого поста (до этого применялись фиолетовые одеяния). Так чёрные облачения вошли в церковный обиход. Погребение императора Петра II в чёрных одеяниях было единственным историческим прецедентом такого рода. С канонической точки зрения при совершении любых заупокойных богослужений предпочтение отдается белому цвету в облачениях. Следует иметь в виду, что отпевание или любое другое заупокойное служение может быть совершено священником в облачении цвета текущего церковного периода. Великим постом – в чёрном, от Пасхи до Вознесения – в красном, в период богородичных праздников – в голубом и т.д. Это нормальное явление, определяемое наличием конкретных облачений в алтаре храма. Любой цвет богослужебного облачения призван донести до сознания молящегося непреходящие ценности духовного мира.
Священник Сергий Матюшин, Кандидат богословия, Храм на Ваганьковском кладбище
Православная Жизнь
Что важно знать о празднике Пресвятой Троицы, рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?
– В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы – Дух Святый – в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница – это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу – ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно – спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, – никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви – то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.
– Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?
– Зеленый цвет облачений – это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.
– Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?
– Коленопреклоненные молитвы, читаемые священнослужителями на вечерне в день Пятидесятницы, прежде всего, содержат в себе особые прошения о ниспослании верующим во Христа Святого Духа, Который есть Дух премудрости, разума и страха Божия (см.: Ис. 11:2). Читаются же они на коленях по той причине, что человек, осознавая низость своего греховного падения, свою духовную беспомощность и слабость, подобно мытарю из Евангельской притчи, не смеет поднять свой взор вверх, к Небу, но в смирении коленопреклоненно обращается к Богу, дабы Он помиловал Его и ниспослал Свою спасительную освящающую благодать. Вообще, если говорить о смысле земных поклонов, стоит отметить, что они имеют весьма глубокое символическое значение. Каждый земной поклон – это некое механическое последовательное движение «вниз–вверх», и это движение – образ духовной жизни человека. Совершая грех, мы в каком-то смысле падаем, становимся «приземленными», но в то же время призываемся Церковью всякий раз после духовного падения восставать, раскаиваясь в своих собственных грехах. Особенные же коленопреклоненные молитвы мы совершаем именно в день Пятидесятницы потому, что Кто, как не Дух Святой, знает глубины человеческих сердец (см. Рим. 8:15–16)? Только Он может направить нас на единственно возможный путь спасения. От нас же требуется одно: не помешать Ему в этом деле.
Записала Наталья Горошкова