Петр и Феврония Муромские – кратко история вечной любви, биография для сообщения

Житие святых Петра и Февронии

Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» — одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария (ок. 1482 — 1563 гг.) был инок Ермолай-Еразм (1500-е — середина XVI века). Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

История Петра

Согласно преданию, в давние времена Муромом правил князь Павел. У него была прекрасная жена, которую стал тревожить крылатый змей. Это дьявол, люто ненавидевший весь род человеческий, подсылал своего верного слугу, чтобы тот опорочил княгиню. Змей, приняв обличье князя, хитростью овладел честной женщиной.

Узнав об этом, раздосадованный князь велел жене выведать у коварного змея тайну его смерти. Княжна узнала, что смерть искусителю уготована от плеча Петрова и Агрикова меча. Князь Павел рассказал об этом родному брату Петру, и тот сразу решил, что именно он сразится со слугой тьмы.

Осталось отыскать Агриков меч. Пётр случайно нашёл его в монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, где любил молиться. Взяв Агриков меч, Пётр отправился в покои княгини и одолел змея.

Слуга дьявола издох, забрызгав Петра своей ядовитой кровью. От этого молодой князь покрылся зловонными струпьями и язвами, вылечить которые не мог ни один лекарь.

Почитание святых Петра и Февронии

Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины:

…предаста вкупе святыя своя душа в руце божии месяца июня в 25 день.

Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Библиотека Русской веры Канон святым Петру и Февронии →

Читать онлайн

Коварные бояре

Вскоре князь Павел умер, его престол занял Петр. Феврония же продолжала показывать чудеса. Например, в ее руках крошки со стола после трапезы превращались в ладан.

Однако муромские бояре невзлюбили княгиню-простолюдинку, чей отец промышлял тем, что лазал по деревьям, собирая дикий мед. Им было стыдно, что женщина такого низкого звания стала женой их правителя. Они просили Петра развестись с Февронией и взять себе княгиню из знати.

Во время пира пьяные бояре стали говорить ей гадости и попросили ее уйти из города, оставив Петра. А если тот откажется, то и его прогнать из Мурома.

Тропарь, кондак и канон святым Петру и Февронии

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше,, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Скитания по Оке

Но князь решил остаться с женой. Оба уплыли из города на ладьях по реке.

Один из людей, плывших на одном с княгиней судне, соблазняемый бесом, решил согрешить с Февронией. При этом жена этого человека плыла рядом с ними.

Но княгиня поняла, что затевает этот мужчина. Она повелела ему выпить воды из Оки с правого борта и с левого. И спросила, чем отличается вода? Тот ответил, что ничем. Так и женское естество мое, сказала Феврония, ничем не отличается от естества твоей жены. Грешник устыдился и больше не посмел предаваться таким мыслям.

А на одной из стоянок на берегу их повар порубил молодые деревья, чтобы повесить котлы. Феврония благословила эти обрубки, а утром те снова стали деревьями.

Святые Петр и Феврония. Иконы

На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.


Панкратий Тавроменийский, Петр и Феврония Муромские. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — святые Константин и Елена. Вторая половина XVI в., Новгород. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Святой благоверный князь Петр Муромский. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Святая благоверная княгиня Феврония Муромская. Муром, конец XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Спас Вседержитель со святыми. В среднике в нижнем ряду в центре изображены мученики Кирик и Иулита, слева — святитель Василий Великий и благоверный князь Петр Муромский, справа — апостол Иродион и преподобный Паисий Великий. В верхнем ряду слева — благоверная княгиня Феврония, мученицы Екатерина, Параскева Пятница, справа — мученицы Евдокия, Александра и преподобная Мария Египетская. Москва, вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Покров с изображением святых Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Феодора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году


Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием. 1618 г. Муромский историко-художественный музей, Муром

Храмы в честь святых Петра и Февронии

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме (1555-1557 гг.). Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев — благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов — на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

В честь святых Петра и Февронии строится старообрядческий храм (РПсЦ) в г. Муроме Владимирской области.

Святой Константин

По преданию в XII века крестителем земли Муромской стал благоверный князь Константин, который стал строить здесь первые православные храмы. Он упомянут в «Повести о водворении христианства в Муроме» как строитель первоначальной церкви Благовещения пресвятой Богородицы.

Иконография святого Константина посвящена князю и его двум сыновьям — Михаилу и Федору, которые всегда изображены вместе в духовном и молитвенном соединении в Святой Троице Единосущной. Таким образом, прослеживается мотив сопоставления с Ней святой четы.

В Вышнем городище князь Константин возвел потом и Борисоглебский храм, который впоследствии, а точнее через пятьсот лет, превратился в обитель Святой Троицы.

День семьи, любви и верности

В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых — день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошел 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.

Скульптуры святых Петра и Февронии

В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.


Памятник святым Петру и Февронии в Муроме


Памятник святым Петру и Февронии в Ярославле


Памятник святым Петру и Февронии в Ростове-на-Дону


Памятник святым Петру и Февронии в Обнинске

Чудесная закваска

Феврония дала княжичу закваску, ему истопили баню, в которой Петр смазал все струпья этим зельем. На утро все язвы кроме одной пропали, он почувствовал себя здоровым. Но жениться расхотел.

Петр прислал девушке дары, однако та от них отказалась. Тогда Петр уехал домой в Муром. А от одной язвы расплодились по телу другие и княжич снова заболел.

Петр вернулся к Февронии и поклялся жениться. Та снова вылечила муромца, который после исцеления взял девушку в жены.

Народные традиции в день святых Петра и Февронии

Издавна к муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоемов и засыпают. Этот день также считался и днем полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.

Феврония

Пётр отправил гонцов в Рязанские земли, которые славились народными врачевателями. В деревушке Ласково один из гонцов повстречал молодую девушку по имени Феврония, которая имела славу искусной целительницы.

Девушка пообещала излечить Петра от недуга, если тот возьмёт её в жёны. Получив согласие князя, Феврония приготовила лекарство из хлебной закваски и велела Петру смазать больное тело так, чтобы остался несмазанным лишь один струп.

Болезнь сразу отступила, но князь даже не подумал сдержать слово и жениться на простолюдинке. Очень быстро тело Петра вновь покрылось язвами. Ему ничего не оставалось, как выполнить обещание и жениться на Февронии.

Святые Петр и Феврония. Искусство

Петербургский художник А. Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских.


А.В. Простев. Что Бог сочетал, человек да не разлучает. 2008 год


А.В. Простев. Петр и Феврония. Князь и крестьянка. 2008 год


А.В. Простев. Таинство венчания. 2008 год

Летом 2022 года в прокат вышел полнометражный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии». Фильм снят по мотивам Повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.

Реальные факты

Реальные исторические персонажи, впоследствии канонизированные церковью как святые Петр и Феврония, — князь Муромский Давыд Юрьевич и его супруга. О жене князя мало что известно, а сам он взошел на престол в Муроме после своего старшего брата Владимира. Давыд Юрьевич был сторонником Великого князя Всеволода Большое Гнездо и сражался на его стороне во всех значимых битвах того периода.

В 1208 году Всеволод Большое Гнездо отдал Давыду Юрьевичу город Пронск, который отобрал у предыдущего князя Олега за провинности. Однако в том же году Олег собрал братьев и выгнал Давыда Юрьевича из города.

После того как Всеволод Большое Гнездо умер, князь Давыд стал поддерживать его сыновей Юрия и Ярослава и участвовать в организованных ими походах.


Петр и Феврония с ангелом

Если верить летописям, князь Давыд постригся в монахи и умер в один день со своим младшим сыном Святославом, на Пасху 1228 года. В летописях нет свидетельств о том, что супруга князя тоже стала монахиней, как и о дне ее смерти. Однако церковное предание утверждает, что князь и княгиня умерли в один день.

Были ли у легендарных Петра и Февронии дети — неизвестно. У реально существовавшего князя Муромского Давыда Юрьевича было двое сыновей — Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]