Каких-то сто лет тому назад никому и в голову не мог прийти вопрос, как регулировать количество детей в семье. Это касалось как бедных, так и богатых. Беременная женщина воспринималась, как обычное жизненное явление. Бог дает столько детей, сколько Он считает нужным. Бесплодие одного из супругов, как правило, в этом винили женщину, считалось проклятьем, позором или наказанием Божьим.
На вопрос: «Грех ли предохраняться православным» можно ответить вопросом: «Грех ли плодить беспризорников и попрошаек?». Главное, разобраться, что об этом говорит Библия, и в чем воля Творца при создании семьи.
Планирование семьи от Бога?
Живя в православном государстве, большинство людей считают себя христианам, носят маленькие крестики и огромные кресты, а Бога не знают. Поэтому и не боятся, живя в гражданском браке, убивают не родившихся детей, оправдываясь, что это еще не человек.
Контрацепция в православии вызывает издавна споры, многие христиане даже не пытаются разобраться в этом вопросе, категорически осуждая планирование семьи.
В незапамятные времена люди жили за счет сельского хозяйства, что произвели, вырастили, то продали, и так выживали. Современная жизнь намного сложнее, и здесь уже человек не может выйти в поле и убить зверя, чтобы прокормить семью в случае потери работы. Детей тогда рожали дома, и это не стоило огромной суммы, а современным христианам приходится думать, сколько детей они в состоянии не только родить, но и воспитать.
О рождении детей:
- Какой иконе молиться, чтобы забеременеть и родить ребенка
- Обязательно ли православным семьям быть многодетными
- Об усыновении детей
Адам и Ева
В Библии нет четкого ответа на этот вопрос. Создав Адама и Еву, Творец пожелал им плодиться и размножаться. Изгнанная из рая пара не имела роскошных домов, достаточно пищи, но они были под покровительством Создателя.
Творец никогда не оставляет Своих детей без ведения, если они послушны Ему. Читая Библию, Бытие, легко проследить, что до конца жизни Адама на земле было множество народа, который жил небольшими селениями, все они были потомками Богом созданной пары. Невозможно ответить на вопрос, почему бедным людям Бог дает много детей, а те, кто богат и тщательно все просчитал, в результате остаются без наследников.
Спланировав одного ребенка, а потом, потеряв его, родители часто винят себя, что не дали родиться еще одному дитяти. Как можно судить людей, у которых первенец даун, и врачи не гарантируют рождение здорового второго?
У молодой, истинно любящей Творца, пары родился желанный ребенок, мальчик, его назвали по имени пророка Даниила, пророчествуя мудрость и любовь к Богу в жизни сына. Молодая мать, выросшая единственной дочерью в семье, и думать не могла о втором малыше, чтобы не расплескать любовь к своему Данечке.
Гром грянул не сразу, только через несколько лет пара узнала, что их сын болен страшной болезнью, которая не лечится во всем мире. Безусловно, встал вопрос о втором малыше, и снова страшный ответ — 50/50. Молитвы, посты, пребывание в храме, полное доверие Создателю, и на свет явился Давид, здоровый, крепкий сын.
Через 13 лет Даниил ушел к ангелам.
Вера в Бога, вечную жизнь и будущую встречу с сыночком в раю дала родителям силы дальше жить, а отрадой для них остался младший мальчик. Кстати, пара дальше ничего не планировала, просто у них больше не было детей. Такова была воля Божья.
В притчах 19:21 сказано, что человек может планировать много, но состоится только то, что определил Создатель.
Нигде в православных постулатах не сказано, сколько нужно иметь детей и можно ли планировать этот процесс, если при этом не нарушаются основные законы. Каждая семья сама даст ответ в день Суда, почему и по каким причинам планировалось число детей. Нельзя судить людей, не пройдя их путь.
200 дней поста, когда, как говорится в народе, и кровать пуста. Супруги воздерживаются от сексуальных отношений во время молитв, постов и больших праздников. Далее несколько дней разрешенного церковью секса могут припасть на менструальный период, дородовое, послеродовое время. Получается, что сама православная жизнь вносит свои коррективы в планирование семьи.
Читайте о супружеских отношениях:
- Об интимных отношениях православных супругов
- О супружеской близости во время поста
- О грехе рукоблудства
Иудаизм
В иудаизме нет единого мнения по поводу контрацепции, рассказал агентству РИА Новости представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин.
«Для бездетного человека, с точки зрения иудаизма, контрацепция создает большую проблему, чем для того, у кого уже есть двое детей разных полов. Для большинства раввинов именно рождение мальчика и девочки считается исполнением заповеди плодиться и размножаться», – сказал Горин.
Представитель ФЕОР заявил агентству, что в иудаизме «здоровье матери важнее, чем рождение ребенка». Если же один из супругов имеет диагноз ВИЧ, то второй супруг «не только может, он должен предохраняться».
© РИА Новости. Марина Маковецкая Мусульманка — жительница Айниского района Таджикистана с детьми
Как православие относится к сексу у супружеской пары
Некоторые особо религиозные люди утверждают, что занятие сексом позволительно только для рождения детей. Как же быть супругам, у которых не может быть потомства? Секс создан самим Богом, для того, чтобы супруги стали одним целым, и в этом нет ничего постыдного.
Супружеская пара
Лицемерно утверждать, что секс дан только для деторождения. Ответ дает Книга Мудрости — Библия через Притчи царя Соломона (Пр. 5:19) говорит, чтобы муж постоянно услаждался своей женой.
Здесь ничего не сказано о рождении малыша, только об усладе взаимных отношений. Бог сотворил брак для того, чтобы двое стали одним, помогая друг другу. Рождение детей, если таковые появляются, является важным аспектом подвига спасения.
Супруги призваны наставлять друг друга в духовной жизни, секс для мужа и жены есть:
- благословение небес;
- глубокое единение;
- любовь;
- нежность;
- забота;
- жертвенность.
Важно! В близких отношениях, как и во всем остальном, что приносит удовольствие, надо уметь ставить ограничения, чтобы не стать рабом неконтролируемых желаний, когда секс становится грехом.
Хочется напомнить, что православная церковь под понятием семьи имеет в виду супружеские пары, прошедшие Таинство Венчания и получившие Божье благословение. Никаких добрачных пробных или гражданских браков церковь не признает, все это грех прелюбодеяния.
Венчание супругов
Допустимо ли использование неабортативной контрацепции (в особых случаях)?
Я не считаю, что есть возможность говорить об этом вопросе в частности. Во-первых, не очень прилично обсуждать сами методы контрацепции (тем более, что я не знаю, что имеется ввиду под словом «и т. д.»). Во-вторых, мне не очень известны болезни, которые могут быть реальным, подчеркну, реальным препятствием для рождения детей. В-третьих, мне, отцу пятерых детей и священнику, который знает множество историй взаимоотношений моих духовных чад с медиками-гинекологами и акушерами, к сожалению, известна подавляющая преступная позиция современных российских врачей в отношении деторождения, заключающаяся не в поддержке материнства, а в противодействии ему. Поэтому я отвечу в общем.
Думаю, вы лучше меня знаете, что в принципе существует только лишь один метод контрацепции, который дает стопроцентный результат. Это отсутствие половой жизни. Любые другие способы предохранения имеют тот или иной процент вероятности возникновения беременности. И могу вам сказать с полной уверенностью, что в реальности любая беременность возникает не тогда, когда мы этого захотели или не захотели, а когда этого захотел Бог. В это только нужно поверить.
Никакая болезнь не может стать препятствием для родов. Медики бессильны что-либо в этом случае прогнозировать. Иногда беременность служит исцелению. А иногда вроде бы из-за беременности у полностью здоровой женщины возникает смертельная болезнь. Для вас с женой ваш случай особенный, потому что для вас он единичный. А для меня таких случаев сотни. И я могу утверждать с точки зрения верующего человека и с позиций обычной логики, что в реальности нет никакой доказанной связи между предохранением, беременностью и смертностью. Все в руках Божиих. И болящие исцеляются, и здоровые погибают. Поэтому «категорический запрет врачами иметь еще одного ребенка» не может быть оправданием применения контрацепции.
А иначе напрашивается другой вывод. Не с моих слов, а сами можете проверить в медицинских источниках сведения о том, что ни один метод контрацепции не является стопроцентным. Это научный факт. Так вот, если принимать эту данность и считать, что медики, запрещающие рожать вашей жене, правы, то ведя с женой половую жизнь при любой контрацепции вы подвергаете ее жизнь опасности! Или это не так? И вы в глубине души сами не доверяете этим медикам, а все же полагаетесь на Волю Божию?
Что же касается приведенных вами двух видов предохранения от беременности, то они подпадают под осуждение греха Онана, т.к. связаны с излиянием семени вне его предназначения.
Какая позиция по этому вопросу РПЦ, мне неизвестно.
Является ли контрацепция грехом
Прежде чем говорить о контрацепции, нужно разобраться в ее действии. Почему считается грехом предохраняться православным, какие законы Божьи при этом нарушаются?
Православие выступает против абортов и предохранений, во время которого уничтожается плод после периода оплодотворения. Контрацепция, основанная на уничтожении оплодотворенной яйцеклетки, относится к убийству не рожденного младенца, ибо с момента оплодотворения в маленькое существо вселяется душа.
Церковь осуждает контрацепцию, основанную на мини абортах, никакие доводы в этом случае не оправдывают грех убийства. В 12 недель зародыш выглядит, как полностью сформированный человечек.
Многие противозачаточные средства являются гормональными, при их приеме наносится вред женскому организму, который является храмом Божьим. (1Кор.3:16-17). В этом грех контрацепции с точки зрения православия.
Некоторые противозачаточные средства основаны на том, что не дают созревать женской яйцеклетке или увеличивают слизь в матке настолько, что сперматозоиды полностью лишены подвижности. При этом нет оплодотворения, нет зачатия.
Создание православной семьи не заключается только в том, чтобы нарожать кучу детей, ведь их еще надо воспитать здоровыми, полноценными христианами. Эгоистическое отношение к рождению детей, как к проблеме, мешающей наслаждаться жизнью, строить бизнес или что-то в этом роде, является явным грехом и обесцениваем брака.
Ислам
Представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев заявил информагентству РИА Новости, что для мусульман продолжение рода – это основная цель создания семьи.
«Наш Пророк сказал, что человек в день Великого суда будет отвечать за каждую потраченную копейку. Но по тем средствам, которые были направлены на благополучие семьи, он отчитываться не будет», – сказал муфтий.
Однако собеседник агентства отметил, что если женщина не может родить по состоянию здоровья, то ислам допускает использование контрацепции.
Так греховна ли контрацепция?
Понимаю, друзья, что проблемы межполовых отношений совсем не вяжутся с моим положением и саном. Ну как монах (!) может вообще рассуждать в этой области? Это смешно. Согласен, здесь широкое поле для сарказма. Будь я на вашем месте, пожалуй, тоже посмеялся бы. Но раз так получилось, что женатых священников на сайте пока нет, берусь я объяснять столь деликатные вопросы.
Предыдущая моя колонка об абортах вызвала ряд вопросов читателей и, как мне видится, непонимание. Считаю необходимым объяснить некоторые моменты, чтобы исключить по возможности эти недоразумения.
Кому-то показалось, что православная церковь огульно осуждает контрацепцию как грех, а вступать в половые отношение требует якобы исключительно ради рождения детей. Это не так. Грехом является использование тех противозачаточных средств, которые обладают абортивным действием, искусственно прерывающих на самых ранних стадиях жизнь эмбриона (например, внутриматочная спираль). Другие средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя, и греховными они не считаются (если, конечно, в семье не имеет места принципиальный отказ от рождения детей). В этом вопросе православная позиция отличается от позиции католической церкви, где противозачаточные средства запрещены вообще все.
Разный взгляд наших церквей на этот вопрос кроется в разном понимании цели брака. Церковь католическая видит главную цель брака в деторождении. Церковь православная считает, что главный смысл и цель любого брака, особенно брака христианского, заключены в любви и вечном единстве супругов. Интимные отношения — важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом и не могут являться только средством репродукции.
В православном понимании деторождение — это не цель. Деторождение — неизбежная и естественная часть брака. И те, кто намеренно отказывается от рождения детей, обесценивают свой брак и совершают несомненный грех. Сколько иметь детей и каков должен быть контроль над зачатием и о его приемлемых формах, может быть решено в строго индивидуальном порядке каждой христианской семьей. Ведь чтобы жизнь, даруемая родителями их детям, носила вполне человеческий характер, она не должна ограничиваться физическим существованием. Следует включить в нее и родительскую заботу, и образование, и достаточное материальное обеспечение. Готовясь к рождению детей, родители должны быть готовы к исполнению этих обязанностей. И только сами супруги-христиане, серьезно относящиеся к своей вере, могут принять единственно правильное решение, избегая чрезмерной заботы о материальном обеспечении и видя в детях радость и дар Божий.
P.S. Когда я шел в монастырь (было мне лет 17), то был уверен, что главной трудностью будет борьба с плотской страстью, обет безбрачия и все такое… Основные душевные силы направил именно против этой проблемы и, надо сказать, борьба оказалась не настолько тяжелой, как ожидалось. Основная трудность меня подстерегала с другой стороны, о которой изначально я и не думал. Чем дольше я нахожусь в обители, тем тяжелее осознавать факт, что никогда не увижу СВОИХ детей. С этим действительно приходится бороться на грани сил, и очень надеюсь: Бог и только Он, поможет мне пережить это испытание. По-доброму завидую, друзья, вашей возможности дать кому-то жизнь, уподобиться в этом творческом акте Богу. Дорожите этим даром и откажитесь от пути дьявола — борьбы с жизнью. Храни нас всех Господь.