Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Позиция православной церкви к учению йоги

Православная вера не подразумевает выполнение каких-либо специфических действий или движений, подобных асанам в йоге. Тем не менее существует множество людей, которые относят себя к православным, но при этом занимаются йогой.

Поскольку в России большинство людей считаются приверженцами православной церкви, необходимо задуматься о том, что думает православие о йоге. Большинство православных батюшек достаточно отрицательно отзываются о том, когда человек встает на путь практики йога. Но некоторые современные батюшки могут высказать и положительную точку зрения. Необходимо помнить, что это сугубо индивидуальная реакция каждого конкретного служителя церкви и единую правильную позицию определить практически невозможно.

Тем не менее можно выделить основные негативные моменты, по которым православие и йоги считаются несовместимыми. Среди них наиболее часто выделяются:

  • многие сторонники православия выделяют негативное влияние медитации, называя ее «околорелигиозным» аспектом в йоге;
  • необходимо иметь различие между приверженцем практики йоги как физической нагрузки и как философии, мировоззрения и религии;
  • неизученные способности практики и влияние их на разум человека;
  • различие православных канонов и заповедей с аюрведическими;
  • разница в питании и постах;
  • разница в принятии человеком Бога;
  • разница в ощущении энергии.

В йоге существует ответвление под названием кундалини-йога. В целом кундалини — это специфическая энергия, проистекающая в теле человека и являющаяся жизненно важной. При этом йога подразумевает начало и концентрацию ее около основания позвоночника, то есть область ниже сердца. Православная церковь полагает, что ощущения во время чтения молитв или просьб к Богу не должны находиться ниже зоны сердца. Если же это происходит, то необходимо отвергать такие ощущения. Таким образом, многие аспекты православия и йоги практически несовместимы.

Мнение Патриарха Кирилла такое, что йога может дополнять православие в том случае, если человек занимается ей как физической нагрузкой, но продолжает веровать как православный человек и придерживаться всех канонов этой веры.

Скрытое пламя: православный взгляд на йогу

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор. 6: 14–16)

По рождению я католик. Я любил молиться. Прогулки в лесу, игры на реке, странствия по необъятным просторам воображения. Всё это было видом молитвы для меня: тишина, покой, почти исихия, такая естественная для ребенка. Я не пребывал постоянно в этом молитвенном состоянии. Но я узнал его. Этот опыт достался мне даром, просто как действие в сердце.

Мы все – в различной степени – испытываем подобное. Этому даются какие-то именования – или вообще не даются, потому что все слова кажутся такими неподходящими для того, чтобы выразить движение сердца к Богу. Когда мы невинны сердцем, особенно в ранней юности, есть переживание двух в этом опыте. Любящего и Любимого. Кого-то Еще. Я, будучи ребенком, не мог отчетливо обозначить это Присутствие Христа – точно так же я никогда не называл родителей по имени. Я просто знал их.

***

Джозеф Магнус Фрэнгипэни

Когда я учился в средней школе – мои дедушка и бабушка отдали меня в католическую школу для мальчиков, – я хотел стать монахом-траппистом. Я регулярно посещал службы и часто читал Библию. Писание, действительно, подобно двери. Ты можешь войти через нее, и Святой Дух перенесет тебя в разные места, даже не отрывая твоих подошв от земли. Но я знал, что было и нечто большее. Что есть разница между чтением о событиях и опытом встречи с Ним.

Доктор Гарри Бузалис пишет в Священном Предании: «Мы призваны не просто “следовать” Традиции или “подражать” Традиции. Мы призваны переживать ее… как поступали святые и продолжают поступать и сейчас». Мы знаем: чего-то не хватает в мире вокруг нас. Некоего богатства, некоей глубины, о которой мы интуитивно знаем и к которой стремимся. Это, конечно, богатство Божией любви, света и благодати. Но в тот период моей жизни у меня не было слов, чтобы выразить это. Как и многие, я связывал эту неудовлетворенность, это беспокойство с другими вещами.

Профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. Так завязалась моя интрижка с медитацией

В средней школе профессор психологии познакомил нас с самогипнозом. И вскоре завязалась моя интрижка с медитацией. Я расслабился. Я отбросил осторожность ради нового опыта. Я чувствовал себя так, будто черный ход моей души постоянно открыт. Я отверг Бога, «чтобы быть сам по себе». Я испытал – очень ясно, – как внутри меня погас свет. Присутствие, Некто, Друг уважил мое решение. Было ощущение, что Он тихо ушел. Он уважает свободу воли. Он никогда не навязывает Себя. Он стучит в дверь сердца и ждет.

***

Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон

Я стал медитировать регулярно. Поначалу мне, подростку, было очень тяжело сидеть часами со старыми тибетскими монахами, совершенно неподвижно, обращая все мысли к голой стене и бронзовой статуе Будды передо мной. Я углубился в учение о реинкарнации, карме и сансаре[1]. Я тогда не знал, что тибетский буддизм происходит от шаманской религии Бон и что в него включены астрология, колдовство и другие оккультные практики.

Я хотел знать, как побороть тревогу и депрессию, как собрать рассеянные мысли. Посещая залы буддийской медитации и индуистские ашрамы, я был заинтригован «духовным фейерверком»: экстазом, трансом, чувствами и видениями. Всё это связано с различными уровнями медитации и йоги и умножается с практикой. Эти и другие опыты иногда даются сиддхи или силами, накопленными через садхану (практику медитации и йоги). Интрижка переросла в увлеченность, увлеченность стала привычкой. И я не заметил, как мой первоначальный «безвредный» интерес к йоге и медитации утвердился в привязанность. Я более десяти лет погружался в эту духовную пучину.

И все эти годы я задавал разные вопросы. Например, что знают католические священники и монахи о том, верили ли первые христиане в предсуществование душ и реинкарнацию? Они отвечали, что ничего не знают об этом. И вдобавок спрашивали: а что это вообще такое? Погружаясь всё больше в источники и понятия восточных религий, страстно желая проникнуть в бардо – промежуточное измерение между духовным и материальным мирами, – я принялся за изучение «Тибетской книги мертвых».

Я штудировал всю мистическую и эзотерическую литературу, что попадала мне в руки, всегда носил в заднем кармане томик Бхагавад-гиты и читал работы Парамахансы Йогананды. Я погрузился в чтение Ошо, Рама Дасса и Рамана Махарши, убежденный, что нет существа более божественного, чем я сам. Но моя иллюзорная самость разрушалась мною же самим. Согласно множеству книг, что я прочел, и тому, что слышал, не могло быть личных взаимоотношений с Божественным, и это создавало конфликты в моей душе. Покой и мир детства ушли. Чем глубже я погружался в медитацию и йогу, тем чаще приходили внезапные, неожиданные мысли, приносившие мне боль. Моя душа была поражена. Это был очень темный и печальный период моей жизни.

В поисках спокойствия я принял обет бодхисатвы и вступил в созерцательный и мирный буддистский монашеский орден, пытаясь как-то где-то закрепиться. После начального периода относительного мира появилась дерзость, даже безрассудство, беспокойные духовные движения. Это было что-то вроде духовного алкоголизма. Но я тогда не подозревал об этом.

***

Блудный сын питался пищей свиней в далекой стране. Но он вернулся домой, когда вспомнил вкус хлеба в доме Отца. Более десяти лет я жил в этой далекой стране и питался ее едой.

Я видел так много людей – и друзей, и незнакомцев, – искавших растворения себя. У них было ненасытное желание потерять себя, но не в жизни и свете Бога, а в темноте пустоты, отделяя себя от Любви всё Превосходящего. Это отделение – ад. Немало мужчин, женщин и детей ищут этот ад, катясь сквозь беспорядочные отношения и выпрыгивая из окон наркотиков, через что столь многие пали.

Я же изучал и практиковал кундалини-йогу и шаманизм, узнавал присутствие страха и холода.

Я приобрел репутацию гадателя по картам Таро. Я обучал йоге и был инструктором в группах по управляемым медитациям и песнопению в глубокомысленных пустынях. Мы экспериментировали с астральной проекцией – управляемым внетелесным опытом через бардо, описанным в тибетских книгах. Я повсюду носил с собой не только Бхагавад-гиту, но еще Упанишады и буддийские сутры. Все эти занятия дальше и дальше уводили меня от святой горы Христа. Капля за каплей камень точит. Я с намазанным оранжевой пастой лбом звонил в колокольчик, принося фрукты и зажигая огонь при поклонении Кришне, скитался босиком по улицам Юджина, Сиэтла, Портленда, а потом и Ришикеша, Харидвара и Дхарамсала на севере Индии.

***

Архимандрит Захария

«Отделенный от Бога – Источника жизни, – пишет архимандрит Захария в книге «Сокровенный человек сердца», – человек может уходить только в себя… Постепенно он опустошается и развращается».

В буддизме Бог, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить

Буддизм отвергает индивидуальность, душу и личность. Складывает руки в молчании против Бога. Страдание там не преображается. В буддизме есть кресты, но невозможно воскресение. Можно сказать, что буддизм находит пустой гроб и заявляет о его пустоте как о естественном состоянии вещей, даже о цели бытия. В буддизме всё: небеса, ад, Бог, индивидуум, душа, личность – это иллюзия, которую надо преодолеть, отбросить, разрушить. Вот цель. Полное уничтожение. В высказывании IX века сущность буддизма выражается так: «Если увидишь Будду – убей его».

Буддизм не претендует – и не способен – на исцеление души и тела. Душа и тело должны быть преодолены и отброшены. В Православной Церкви, наоборот, душа и тело получают исцеление. Буддизм учит, что ничто не имеет внутренней ценности. Церковь учит, что всё сотворенное Богом имеет внутреннюю ценность. Включая и человеческое тело. Мы сложные существа. Действия наших тела, ума и души согласованы. И эти согласованные действия напрямую зависят он нашего общения с Богом и духовной сферой.

Для православных христиан всё – даже страдания – является тайной дверью, проходя которой мы встречаем Христа и через это обнимаем друг друга.

***

Однажды осенью я приехал в Ришикеш в Индии. Этот город назван в честь языческого бога Вишну – «бога чувств». Ришикеш – это «мировая столица йоги». Общепризнанно, что это место, откуда происходит йога. 40 дней я изучал и практиковал так называемый «тайный путь» интегральной йоги в предгорьях Гималаев. Она включала в себя не только гимнастику, как в Америке, – каждое занятие начиналось и кончалось молитвой к «богу рычащего шторма» Шиве.

Йога исторически укоренена в индуизме

В то время я преподавал английский тибетским беженцам и работал на Правительство Тибета в изгнании как редактор. Йога исторически укоренена в индуизме. Интересно, что, разговаривая с ринпоче[2] в монастыре Далай-ламы в Дхарамсале, я спросил, кто или что есть эти индуистские боги по буддийской космологии. Его ответ был пугающим: «Они сотворенные сущности, обладающие эго… Это духи, удерживаемые в воздухе».

Что такое йога? Что такое энергия кундалини?

Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини и возведение ее к Шиве

Пробуждение энергии кундалини

Буквальное значение слова «йога» – «узы, связь». Это значит связывание своей воли со змеем кундалини[3] и возведение ее к Шиве, познав вашу «истинную» сущность. Все направления йоги взаимосвязаны, как ветви дерева. Дерева с корнями, снисходящими в те же области духовного мира. Это отражено в древних книгах Бхагавад-гиты и Йога-сутрах Патанджали. Я узнал, что конечная цель йоги – разбудить энергию кундалини, свитую в основании позвоночника в виде змея, и это приведет в состояние, позволяющее познать Тат Твам Аси[4].

Конечно, йога может инициировать необычные состояния души и тела. Но того же самого можно добиться при помощи психотропных препаратов и безвкусных, незаметных ядов. Через йогу мало-помалу приобщаются к шакти, к которой йоги обращаются как к «божественной матери», «темной богине», связанной с другими основными индуистскими божествами. Эта энергия не от Духа Святого, и это не просто аэробика или гимнастика. Ко всей этой системе прилагаются бхаяны и киртаны – языческие эквиваленты православных христианских акафистов, а к индуистским богам – также мантры, являющиеся «сакральными» формулами, как телефонные карты или телефонные номера различных языческих гуру и богов.

Как йога связана с индуизмом?

Честно говоря, индуизм не является единой религией. Это термин, которым британцы назвали различные культы, философские школы и шаманские религии Индии. Если вы спросите индуса, верит ли он в Бога, он, возможно, скажет, что вы сам – бог. Но спросите другого, и он укажет вам на скалу, или статую, или пламя огня. Это индуистская полярность: или ты сам бог, или всё вокруг – бог.

Йога выполняет функцию миссионерского рычага индуизма за пределами Индии

Йога находится под зонтиком индуизма и по многим причинам – верхушка этого зонтика. Она выполняет функцию миссионерского рычага индуизма и эпохи Нью Эйдж за пределами Индии. Индуизм как матрешка: открываешь одну философию – и в ней оказывается десять тысяч других.

А неоткрытые таят в себе риски. Можно плавать легко и беззаботно в неведомых водах. Но, не зная о приливах и особенностях этого района, можно попасть в беду. Тебя может унести подводное течение. Ты можешь пораниться о невидимые скалы, или подхватить неизвестную инфекцию, или отравиться.

Так случается и в духовной жизни.

Когда мы ныряем в океане, нас может привлечь яркая, пестрая или интересная рыба, но самые пестрые и экзотичные – самые ядовитые и смертельно опасные.

Впервые приехав в Индию, я, сняв обувь и носки, шел по разлитой воде, кокосам, разбросанным конфетам и мерцающим огням храма Калкаджи. Это один из самых известных храмов, посвященных Кали – «богине смерти». Я не знал, что оказался посреди толпы, справляющей самый важный ее праздник. Храм был в хаосе, и напряжение достигло темного апогея.

У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки

Тысячи мужчин, женщин и детей собрались в том храме Ришикеша, чтобы поклониться этому демону. У женщины рядом со мной закатились глаза, руки двигались вперед-назад, язык свесился изо рта, ноги дергались вверх и вниз, как у марионетки. Это была явная демонская одержимость.

Однажды я прикладывался к Ситкинской иконе Божией Матери и испытал неописуемое тепло, слезы смирения и любви, ясность ума и мир. Как будто я прошел мимо окна, полного теплого, благоуханного солнечного света. В храме Калкаджи я испытал противоположное.

Кали часто изображают как страшную многорукую богиню с синей кожей, стоящей поверх человеческих голов, с кровавым языком, свешивающимся изо рта. На ней одето ожерелье из человеческих голов и пояс из рук.

Позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл

Я пил кофе с людьми, активно участвовавшими в движении йоги, индуизма и Нью Эйдж в Америке, которые для посвящения в культ этой богини ели мясо трупов с непальских кладбищ. Не так давно популярная британская газета «Гардиан» писала о том, что в честь демона Кали в жертву был принесен ребенок. Всё это типично для индуизма. И это всё связано с йогой, потому что позы йоги не нейтральны. Все классические асаны имеют духовный смысл. Например, как пишет один журналист, «Приветствие солнца» – а это, наверное, наиболее известная последовательность асан, или поз, хатха-йоги, особенно популярной и распространенной в Америке, – это в действительности индуистский ритуал.

«“Приветствие солнца” никогда не являлось традицией хатха-йоги, – пишет Субхас Рамперсауд Тивари, профессор философии йоги и медитации Американского индуистского университета в Орландо (штат Флорида). – Это полноценный круг ритуального почитания солнца, благодарность за источник энергии».

Думать о йоге, что это просто физкультурное движение, равносильно тому, что «говорить, будто крещение – это просто упражнение под водой», – пишет Свами Парам, представитель ашрама Академии классической индуистской йоги и дхарма-йоги в Манахавкин (штат Нью-Джерси).

Это богиня Кали стремится объединить практикующих через шакти с Шивой посредством йоги. В ее храме, недалеко от Нью-Дели, я видел отвратительный говорящий сам за себя идол: камень со странными бисерными глазами и клювом, покрытый желтоватой противной и комковатой съедобной субстанцией.

В индуизме идолы «будятся». Их одевают. Их кормят. Им поют. И потом их кладут спать. Я принимал участие в этих церемониях сотни раз.

Издание «Йога Джорнал» имеет более 5 миллионов подписчиков и является самым продаваемым журналом йоги в мире. Показательно, что написал «Йога Джорнал», когда, доказывая превосходство йоги как психотерапии, говорит о философии индуизма, скрытой за практиками йоги:

«В перспективе йоги все человеческие существа “рождены божественными”, и каждый человек в своей сердцевине имеет душу (атман), которая вечно обитает в неизменной, бесконечной, всё пронизывающей реальности (брахман). В классической формулировке этого воззрения Патанджали… мы уже есть то, к чему стремимся. Мы – божество в скрытой форме. Мы уже, по сути, совершенны, и наш потенциал готов в любой момент проснуться для этой истины, с пробужденным сознанием и просветленной природой»[5].

Учителя и ученики йоги обычно приветствуют друг друга санскритским словом «намасте», что значит: «Я почитаю божественное в тебе». Это утверждение пантеизма и предательство истинного Бога, явленного в Библии. «Приветствие солнца», или «сурья намаскара», происходит от почитания индуистского солярного божества Сурья.

В церковной агиографии и иконографии мы почитаем святых – реальных людей, живших праведно перед Богом, приобщившихся и продолжающих приобщаться к Его свету и любви – и просим их заступления. Идолы же, – как пишет отец Михаил Помазанский, – это «образы ложных богов, и поклонение им есть поклонение демонам или воображаемым существам, не имеющим бытия; и таким образом, по существу, это поклонение безжизненным объектам».

Я видел свами в Америке – тех, которые передают эту демоническую энергию кундалини, просто посмотрев человеку в глаза. И если он открыт для этого, его тело может трястись и вибрировать, как железная заводная игрушка.

И когда для меня пришло время принять эту проклятую энергию через Шактипат[6], невероятный страх сковал меня, словно ледяная, наэлектризованная вода, и я поднял свой щит и меч: я начал произносить Иисусову молитву. Слава Богу! Это жуткое присутствие было отражено именем Иисуса. Мы должны помнить, что, как пишет апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

С этой молитвой, как со щитом и мечом, я выплыл обратно ко Христу. Я вышел из страны далекой. Я сделал шаг к Дому Отца моего.

Йога и Православие

Йога – это психосоматическая практика, взаимодействие между разумом, телом и духом (духами). Мы должны помнить, что слово «йога» значит «иго» – деревянное перекрестие, возлагаемое на шею животных и присоединенное к плугу. Помните, что апостол Павел предупреждает нас: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»

Йога не относится к Писанию и не является частью Священного Предания нашей Церкви. Всё, что нам нужно, обретается через Православную Церковь. Так чего мы хотим от йоги?

Важно знать, что в йоге так же, как и во многих мистических школах, практикующим могут являться странные огни, но скорее всего они от демонов или тварные огни в сознании, ведь «сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11: 14). Многие сталкивались и следовали за «духовными фейерверками» так называемого «нового» века. Конечно, это не тот Нетварный Свет, который видели Моисей и ученики на горе Фавор. Это не Божественный Свет, который защищал святителя Григория Паламу в XIV веке от западных схоластиков. Прямое знание Бога возможно, как и непосредственный опыт Его познания, но знание и опыт зла также безусловно доступны. У нас есть свободная воля, чтобы выбирать, кого и что мы ищем. Это, конечно, требует рассудительности и испытания, где изложение испытанного перед опытным духовником – необходимое условие. Вне сомнения, необходимо сердечное участие в Таинствах Церкви. Нам лучше смотреть на таинства в наших сердцах, чем развлекаться воображением ума.

Популярные формы гимнастической йоги опасны и могут нанести вред практикующему

Также нужно несколько слов сказать о том утверждении, что популярные формы гимнастической йоги не несут вреда и опасности практикующему. Те, кто придерживается такого мнения, или недостаточно осведомлены, или специально игнорируют множество предостережений, встречающихся в руководствах по восточной йоге, говорящих о хатха-йоге для практикующих. Уведомлен ли инструктор об этих предостережениях и может ли гарантировать, что ученик не получит вреда?

В своей книге «Семь школ йоги» Эрнест Вуд предваряет описание хатха-йоги такими словами: «Я должен обратиться к некоторым практикующим хатха-йогу со строгим предупреждением. Многие люди получили неизлечимые болезни и даже сошли с ума, потому что делали упражнения йоги без приведения души и тела в надлежащее состояние. Книги по йоге полны таких предупреждений… Например, Геранда Самхита объявляет, что если некто начнет упражняться в жаркую, холодную или дождливую погоду, то это приведет к болезни; также если нет умеренности в пище и желудок более чем наполовину наполнен тяжелой пищей… “Хатха-йога прадипика” говорит, что устанавливать контроль за дыханием нужно постепенно, “как приручают львов, слонов и тигров”, в противном случае “экспериментатор будет убит”; а при любых ошибках возникают кашель, астма, головные боли, боли в глазах и ушах и многие другие болезни». Вуд заключает свои предупреждения о позах и дыхании словами: «Я должен ясно сказать, что я не рекомендую эти упражнения, так как считаю, что хатха-йога очень опасна».

Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе

Если православный христианин хочет поупражняться физически, то можно плавать, бегать, ходить или делать гимнастические упражнения, можно заняться аэробикой, фитнессом. Это безопасные альтернативы йоге. Также мы можем совершать земные поклоны перед Богом. Церковь не хочет сделать нас нездоровыми или несчастными. Мы должны доверять предписаниям Матери-Церкви и следовать им в той степени, как можем и как дает благодать Божия. Нельзя пытаться улучшить жизнь тела в ущерб душе.

Также не должно доверять собственному мнению. Должно быть руководство.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3: 5).

Как православные христиане, мы знаем, что действия нашего тела, такие как поклоны, земные поклоны и крестное знамение, имеют влияние на состояние нашей души перед Истинным Богом. Зачем нам пытаться копировать телесные действия, которые в течение многих веков были напрямую связаны со служением демонам? Такие действия имеют серьезные последствия для души и тела, принадлежащих Христу.

«Будем мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16).

Отличие православия и восточных религий

Если йога и православие, по мнению патриарха Кирилла, совместимы в некотором роде. То совместимы ли йога и восточные религии?

Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо углубиться в понимание термина «восточные религии», ведь их существует множество. Если по взгляду православной церкви наш дух и человеческие потребности и желания должны усмиряться путем подавления своей плотской похоти, уничтожения в себе греховности. То в традиции Востока главенствует не только душа, но и тело.

Приверженцы восточных религиозных направлений полагают, что крепкое и здоровое тело — доказательство веры. В связи с этим душа и тело взаимосвязаны друг с другом.

Поскольку йога позволяет развивать свои физические способности, а именно, гибкость, выносливость, физическую силу, то можно сказать, что она позволяет улучшить тело человека. Поэтому такая работа над собой приносит пользу человеку, который верен восточной религии.

Противоречивые цели

В чем заключается суть йоги? Это полное сосредоточение на собственных мыслях, чувствах, погружение в себя, в свой мир подсознания. Во многих восточных практиках, в буддизме и дзен-буддизме основной целью является достижение состояния нирваны. Достаточно посмотреть на статуи Будды в Таиланде, например. Практически везде мы видим Будду погруженным в состояние транса, то он медитирует, то возлегает на подушках.

Что касается христианства, то возвращение человека к самому себе происходит исключительно через принятие Бога, через жизнь во Христе. Цель достигается не путем погружения в себя. Святой Павел писал, что, для того чтобы быть известным Господу, необходимо быть им любимым. Любовь же, в свою очередь, подразумевает общение, отношения, но никак не самопогруженность. В случае же с йогой мы видим тот самый эгоизм, который несовместим с основой христианского учения. То есть и цели, и пути их достижения совершенно разные. В восточных религиях это «познай себя», а в христианской – «познай Бога для того, чтобы познать себя». Разница очень существенная.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные люди занимаются йогой долгие годы и не находят в этом чего-либо предосудительного. Хотя встречаются и ситуации, когда человек, будучи православным, занимается данной практикой, в последующем больше и больше начинает углубляться в буддизм, в последствии у него может появиться желание вступить в буддистскую веру.

Нельзя сказать, что церковь крайне отрицательно относится к аюрведическим практикам. Однако, некоторые моменты все таки невозможны для православного.

В йоге большое значение уделяется человеческой энергии, при этом чакры располагаются вдоль линии позвоночника, начинаясь от самого его основания. Также и энергия кундалини протекает от его начала. В православии все человеческие благостные чувства должны располагаться в области сердца. Таким образом, в данном понимании практики можно сказать, что они несовместимы как философия.

Также большое значение в практике уделяется понятию собственной сексуальности, раскрытию либидо и сексуальной энергии женщинами и мужчинами. Православие крайне категорично относится к данным понятиям, считая их греховными.

Основным неприятным моментом по христианской вере, является медитация. Она позволяет человеку расслабиться и усмиряет разум, но по одной из версий, она видится как самообожествление. Поскольку во время медитации человек отстраняется от обыденной реальности, приближая себя к Богу и к Вселенной.

Еще одним нюансом является отношение человека к молитвам. Верующий человек обязательно должен молиться, обращаясь к Богу. При этом во время медитации йоги обращаются в основном к самому себе, к собственной душе.

Также негативно христианская вера отзывается о йоге потому, что во время практики человек приводит себя в неопределенное состояние сознания, тем самым утверждая в себе демонов.

Что это было?

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Разные ли православие и йога в действительности

В понимании физического тела и упражнений, практика полезна для здоровья и имеет множество положительных сторон. Несмотря на это, христианская вера несколько негативно относится к многим аспектам практики. На это имеются свои причины.

Православие полагает, что в целом они совместимы, но с учетом некоторых особенностей. Данные направления могут быть совместимы человеком, но он должен понимать, что необходимо осторожно относиться ко многим моментам, а именно, медитации, выполнению асан и в целом йоге как философии.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.


Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл, давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Установки йоги

Для того, чтобы правильно использовать мантры, не навредив отношению человека к собственной религии, следует понимать цель этих двух направлений.

К основным установкам практики относятся:

  • яма;
  • нияма.

Основная их цель — препятствование вытеканию энергии, а также способность не навредить. Главной заповедью в православии является заповедь «не убий». Одним из пересекающихся моментов они сопоставимы с практикой йоги, поскольку она также полагает, что необходимо нести лишь свет и благостное состояние себе и окружающему миру.

Самадахи

Самадахи в практике называется высшее состояние духа человека. Йоги обычно стремятся достичь этого состояния, но для этого требуется прикладывать очень большие усилия.

Практика подразумевает полный и постоянный контроль над своим разумом и чувствами. Если человек учится этому и способен концентрироваться на чем-то одном, то его сознание сможет перенаправляться на другую концентрацию объекта.

Очень тонкая грань находится между разумом и чувствами, поэтому данный факт должен тщательно контролироваться человеком.

Исихазм

В православной вере существует понятие «исихазм», которое подразумевает безмолвие и покой. Своеобразная молитва, работа над собой, чтобы взойти к Господу.

Многократное повторение особенной молитвы к Господу, при этом мысли должны быть полностью освобождены от каких-либо мирских привязанностей или дум. Таким образом, во время этой молитвы, человек находит в себе силы и становится на путь к Богу, очищает свой ум.

Этот путь выбирают немногие и не все люди способны пройти верно по такому пути. Однако, тех, кто смог достичь такого состояния спокойствия и блаженства, причисляют к лику святых.

Очень многое в этой молитве сродни медитативной практике, однако, их направленность очень сильно отличается.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.


Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.

Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.
Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Что делать христианину

В современном мире практически нет человека, который не знает о йоге. Многие люди, приверженцы разных религий, в том числе и православной, занимаются йогой и не находят в ней чего-либо греховного или не совпадающего с законами церкви. Однако, для того, чтобы правильно работать с мантрами верующему человеку, необходимо знать многие моменты.

Если православный человек желает практиковать йогу, ему следует сопоставить аспекты веры и практики и выделить для себя наиболее совместимые и возможные.

Что касается приема пищи, то в большинстве своем, православному человеку доступно множество различных блюд, но только не во время поста. Йоги же редко едят или практически не употребляют в пищу мясо. Таким образом, здесь можно обнаружить золотую середину.

Человеку, занимающемуся практикой, необходимо понимать и принимать то, что он православный, но практикует по собственному желанию для своего здоровья и не наносит этим никому вред.

Вредная для христиан поза


Йога как часть духовной традиции – это уже высший уровень познания себя. Фото Reuters

Миссионеры Курганской епархии РПЦ распространяют листовки с предупреждениями, что «йога опасна для христиан, поскольку это не занятия спортом, а часть религии индуизма». «Многие спрашивают – почему бы не заниматься йогой просто как гимнастикой, не погружаясь в ее оккультные и мистические глубины? Само слово yoga происходит от санскритского yuj, что означает «сопрягать, связывать». А «религия» – от латинского religare: «связывать, соединять». В обоих случаях имеется в виду, что человек устанавливает связь с Богом – или с какими-то иными силами, невидимыми, но способными взаимодействовать с людьми. Таким образом, говорить, что йога внерелигиозна, просто нелогично: йога и религия – практически синонимы», – пишут церковные полемисты.

«Существует большая разница между традиционной йогой и современной йогой как системой тренингов», – говорит Денис Заенчковский. Он практикует йогу почти 30 лет. Традиционные практики легли в основу современной гимнастики с восточным колоритом, столь популярной среди людей разных возрастов, желающих заняться доступным и полезным видом спорта. Заенчковский подчеркивает, что в Россию практика занятий йогой в группах пришла отнюдь не из Индии, а с Запада, причем «в уже измененном и адаптированном под социум виде». В этом легко убедиться, изучив систему современных стилей йоги и структуры подготовки преподавателей, говорит эксперт. «Между традиционным йогом из пещеры Гималаев и современным инструктором асан – пропасть, как по менталитету, так и образу жизни», – убеждает он.

По словам эксперта, история йоги в СССР и современной России связана в первую очередь с системами здорового образа жизни и профилактикой болезней. Он напомнил о научно-экспериментальном процессе, когда йог Свами Дхирендра Брахмачари участвовал в подготовке советских космонавтов к нагрузкам. Это также способствовало активному культурному обмену между Индией и СССР в 1960-х годах. Первое поколение советских йогов вообще никак не связывало свои занятия с религией, а подходило к этому процессу рационально, более того, специально отгораживаясь от разного рода религий.

«В качестве проповеди и распространения религиозных взглядов формат общераспространенных сейчас йога-тренингов мало подходит по целому ряду причин. Сознание большинства людей далеко от традиционной религиозности, тем более находится в другом культурно-языковом коде. Поэтому применительно к нашим соотечественникам можно говорить только про такие элементы системы йоги, как очищение и оздоровление тела», – поясняет Заенчковский.

Но в чем принципиальное различие между йогой и другими разновидностями спортивных и гимнастических упражнений типа фитнеса? В отличие от фитнеса в йога-тренингах есть система, связывающая образ жизни: тип психоэмоциональной деятельности и состояния тела и психики. В отличие от фитнеса йога рассматривает деятельность тела на всех уровнях, что способствует ее популярности и отличает от спортивной и оздоровительной гимнастики. «В этом контексте йога-тренинги используют в большей степени современный научный подход, с опорой на элементы аюрведы – индийской науки о здоровье. Системы очищения тела и процедур, скажем, аюрведической терапии связаны с эффектом от определенных положений тела и некоторыми дыхательными упражнениями, но этим особенности и ограничиваются. А вот без традиционных посвящений, инициаций и осознанного принятия йоги как мировоззрения и учения, принятых в традициях буддизма и индуизма, где йога является способом познания, говорить про тренинги в студиях как «рассаднике сект» или распространении восточных религий некорректно, – уточняет Заенчковский. – Залы посещает аудитория, плотно задействованная в социуме, ведущая светский образ жизни, люди воспринимают это не как религию или вероисповедание, а всего лишь как упражнения». Совместима ли такая, общедоступная, йога с религией? Проблем здесь нет – если их специально не создавать.

Церковникам кажется, что если оделся как индиец – уже не вполне русский человек. Фото с сайта www.slavyoga.ru

«Мне вообще чужда культура современной йоги с ее тусовками, сообществами, рекламой и бизнесом, – делится Заенчковский. – Этим приходится заниматься как работой. Она может отличаться от работы преподавателя физкультуры, но лишь с той разницей, что я могу выбирать аудиторию, с которой мне заниматься». При этом эксперт оговаривается, что сам воспринимает йогу в первую очередь как индуист, адепт шиваитской религии. Однако церковных миссионеров может только «разочаровать»: традиционной йогой заниматься намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Это занятие требует времени и дисциплины, которых у занятых своими повседневными делами людей просто нет. Заниматься при этом «сектостроительством» – дело трудоемкое и малоприбыльное. Алгоритмы религии обращаются к массовой культуре, а йога, даже продвигаемая на Западе, ею так и не стала.
При этом Заенчковский как практикующий тренер уверяет, что обращать в свою веру никого не собирается. Вот его аргумент: «С первых слов «Шива-самхиты» (один из священных текстов йоги) становится понятно, что это все ориентировано на опыт, а не на слепую веру или внушения, используемые сектами для привлечения последователей».

Христианство исключает поклонение другим божествам и следование другим учениям. «Это нормально, – соглашается Заенчковский, – но если для индуиста поклонение Иисусу проблемы не составляет, то для христиан почитание божеств других религий недопустимо. Эту разницу в учениях нужно понимать. Поэтому эзотерические части йоги, которые я практикую лично, я не передаю и не обсуждаю с другими, или с представителями других мировоззрений. «Йог должен хранить свою садхану (религиозно-ритуальную практику) в тайне, иначе она потеряет свою силу» («Хатха йога Прадипика», еще один трактат по йоге)».

Впрочем, «гуру» из спортивного зала, наверное, все же для храмовых миссионеров не авторитет. В таком случае борцам с чуждыми влияниями можно напомнить рассуждения патриарха Кирилла. В самом начале своего патриаршества он отвечал на вопрос молодежи о допустимости для верующих увлечения йогой. «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения, – сказал глава РПЦ. – Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Однако он с настороженностью относится к медитации. «Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение», – добавил патриарх.

Гибкость тела в принципе полезна. Однако при этом должен быть твердый духовный стержень, чтобы не утратить традиционные ценности. Так, что ли, получается?

Йога в православии

Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.

Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.

Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.


Должен ли христианин заниматься йогой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]