Намаз – второй столп Ислама
Намаз – один из основ религии Ислам. С его помощью осуществляется связь между человеком и Всевышним. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!». Чтение намаза пять раз в день помогает человеку каждый раз укреплять свою веру, очищать душу от совершенных грехов и ограждать себя от будущих прегрешений. В другом хадисе сказано: “Первое, о чем человек будет спрошен в день Суда – это о вовремя совершенном намазе”.
Перед каждой молитвой истинный мусульманин совершает омовение и предстает перед своим Создателем. В утреннем намазе он возвеличивает Аллаха, бесконечно утверждая Его исключительное право на поклонение. Верующий обращается к Создателю за помощью и просит у Него прямого пути. В качестве доказательства покорности и верности человек опускается до земли в поклоне перед Всевышним.
На чьи дуа Аллах может не ответить?
«Человек, находящийся в долгом путешествии, с всклокоченными волосами и весь покрытый пылью, станет поднимать руки к небу, взывая «О, Господь! О, Господь!». Но его еда – харам, питье – харам, и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принято его дуа?»
Читайте также: Очень реалистичные сны
(Муслим, закят: 19; Тирмизи, тафсир: 3)
Человек плохими поступками снижает силу своего дуа, поэтому очень важно совершать как можно больше хороших дел, чтобы они закрывали собой плохие и тогда Ваше дуа будет сильнее и поднимется очень высоко. Иными словами, сила Вашего дуа напрямую зависит от Вас самих, от Вашего положения перед Аллахом. От Вашей искренности и веры в то, что Вы делаете.
Земной поклон и выпрямление
— Затем он произносит слова такбира и падает ниц в земном поклоне. И первое, что касается земли – это колени, затем руки [Приводится у Абу Дауд], затем лоб и нос. При этом он ставит ладони на землю на уровне ушей или плеч.
Он обращает пальцы рук в сторону Киблы, приподнимает части рук от кистей до локтей от земли, отдаляет предплечья (от локтя до плеч) от своих боков [Приводится у аль-Бухари],
а также отдаляет живот от ляжек и говорит: “Субхьана раббияль-А’ля” трижды. В этом положении следует стараться делать ду’а как можно больше. [Приводится у Муслим]
— Затем он, произнося слова такбира, поднимает голову (но при этом не поднимает рук) и садится в форме аль-ифтираш, то есть стелет левую ногу и ставит правую [Приводится у Муслим]. При этом пальцы правой ноги направлены в сторону Киблы.
Руки же следует положить на ляжки ног в раскрытом виде ладонями вниз и направить пальцы в сторону Киблы.
И при этом он говорит: “Аллахумма-гъфир ли, уа-рхьам-ни, уа-джбур-ни, уа-хди-ни, уа-рзукъ-ни” (О, Аллах, прости меня, и помилуй меня, и возмести мне, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию) [Приводится у ат-Тирмизи].
Если же он ограничиться словами “Аллахумма-гъфир ли”, то этого будет достаточно.
— Затем он, произнося слова такбира, делает второй земной поклон, который подобен первому.
— Затем, по мнению некоторых ученых, является желательным посидеть немного в джальсат аль-истираха (сидение для отдыха).
Так как в хадисе Малика бин аль-Хьууейриса в описании молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится, что он “поднялся на ноги, только после того, как выпрямился сидя” [Приводится у аль-Бухари].
Однако, следует заметить, что, по мнению большинства представителей мазхабов, данный вид сидения не является желательным элементом, кроме как по нужде ввиду преклонного возраста, болезни и т.д.
— Затем он, произнося слова такбира, поднимается для совершения второго рака›ата, опираясь при этом на руки. [Приводится у аль-Бухари]
— Затем он совершает второй рака’ат подобно тому, как он совершил первый. Однако при этом он не следует произносить ни слов “А’узубиЛлахи мина-ш-шайт1ани р-раджим”, ни слов ду’а аль-истифтах.
Ду’а аль-истифтах и чтение суры аль-Фатиха
— Затем он опускает взгляд и смотрит на место земного поклона, а затем говорит: “Субхана-ка, Аллахумма, уа би-хамди-ка, уа табарака исму-ка уа та’аля джадду-ка уа ля иляха гъейру-ка”
(слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя). [Приводится у Муслим]
— Затем он произносит про себя: “А’узубиЛлахи мина-ш-шайт1ани р-раджим”, “БисмиЛлахи Р-Рахьмани Р-Рахьим”
(“я прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями”, “с именем Аллаха, Милостивого Милосердного”). [Приводится у Муслим]
— Затем он читает суру аль-Фатиха [Приводится у аль-Бухари], а потом говорит “Аамин”, что означает “О, Аллах, ответь”.
— Затем после этого он читает какую-либо суру или какие-либо аяты из Корана в первых двух рака’атах каждой молитвы. И это следует делать вслух в утренней молитве, а также в первых двух рака’атах вечерней и ночной молитвы.
Время намаза
Каждую молитву необходимо совершать в строго определённое время, не раньше и не позже. Но если, опоздав ко времени совершения намаза, его можно восполнить перед следующей молитвой, то прочтённый раньше положенного времени намаз не будет засчитан свыше. Также запрещается совершение молитвы в три периода суток – во время рассвета, пока солнце не поднимется и не примет жёлтый цвет, во время, когда солнце находится в зените, а также во время вечерней зари. Сколько намазов в день нужно совершать?
- Время фаджр начинается с рассвета и длится до восхода солнца. Оно соотносится с началом весны, со временем, когда природа просыпается после зимней спячки, напоминает о чистоте помыслов и намерений в течении всего дня.
- Время зухр приходится на полдень. Это время ассоциируется с серединой лета, когда человек должен осознать всю полноту благости от совершённых на тот момент богоугодных дел и попросить прощения (молитвой) за вольно или невольно совершённые неблаговидные поступки.
- Время аср приходится на вторую половину дня, соотносимую с наступлением старости, и считается лучшим временем для завершения назначенных на этот день занятий и составлению планов на новый день.
- Время магриб (после заката солнца) символизирует наступление темноты, в которой душа верующего чересчур уязвима, призывая его таким образом к подавлению беспечности и проявлению внимательности в делах и помыслах.
- Время иша (наступление ночи) считается лучшим временем для очищающей молитвы, смывающей накопленные за весь день нежелательные поступки и вольные или невольные грехи мусульманина, а также молитва, прочитанная в это время даст защиту Всевышнего и его благодать на грядущий день.
Рекомендуем к прочтению → Схема совершения намаза: из чего состоит ежедневная молитва
Обязательные условия для совершения молитвы
Обязательными условиями для совершения намаза являются:
- Исповедание молящимся Ислама – молитва прочитанная иноверцем, будет услышана Аллахом, но не принята, ибо не по вере прочтено, но по желанию;
- Совершеннолетие согласно канонам Шариата (наступает по достижении периода полового созревания), а также душевная полноценность молящегося;
- Молитва должна читаться в строго определённое время;
- Обязательно наличие тахаррат (ритуального омовения), чистой одежды и чистого помещения для чтения молитвы;
- Соблюдение аурат (сокрытия необходимых частей тела);
- Направление лица молящегося должно быть строго на Каабу;
- Чистое намерение прочитать намаз что это такое? Это выраженное перед чтением первого ракаата намерение. Формы совершения молитв
Рекомендуем к прочтению → Совершение намаза для путников — правила и обычаи
Все намазы подразделяются на обязательные (фарз), необязательные (сунна), необходимые (ваджиб) и дополнительные (нафль). Фард ярко представлен пятью ежедневными молитвами, которые должен читать каждый мусульманин. Сунна, что значит намаз необязательный – читаются по желанию мусульманина, однако рекомендуется читать их при каждом из пяти обязательных намазов. Ваджиб считается необходимым к исполнению, однако по значимости ваджиб уступает фард. Нафль намазы читаются вне основных пяти ежедневных молитв, но нафль-намаз это в исламе лучший способ для получения большего саваб (благодати).
Ат-ташаххуд
После того, как он закончил совершение двух первых рака›атов, он садится для первого ташаххуда в форме аль-ифтираш. При этом он кладет руки на ляжки, не сжимая левую руку в кулак.
А что касается правой руки, то он прижимает мизинец и безымянный пальцы к ладони, соединяет средний палец вместе с большим в виде кольца и указывает указательным пальцем.
При этом взгляд следует держать именно на указательном пальце.
Сидя, в таком положении он говорит: “Ат-тахийату ли-Лляхи, уа-с-саля-уату уа-т-тайибату, ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, уа рахьмату-Ллахи уа баракату-ху, ас-саляму ‘аляй-на уа ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-сали-хьина. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху уа ашхаду анна Мухам-мадан ‘абду-ху уа расулю-ху”
(Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова. Мир тебе, о, Пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник). [Приводится у аль-Бухари]
— Затем, произнося слова такбира, он поднимается в случае, если молитва превышает два рака’ата.
И в оставшихся рака’атах не следует читать чего-либо из Корана, помимо суры аль-Фатиха.
— И в последнем сидении ат-ташаххуд он садится, по мнению группы ученых, в форме “ат-тауаррук” [Приводится у Абу Дауд].
Суть ат-тауаррук заключается в следующем: подложить левую ногу под себя так, чтоб она выглядывала с правой стороны, опереться на левую ляжку и оставить правую ногу подобно тому, как она стояла в сидении аль-ифтираш.
Затем он говорит то, что говорил в первом сидении ат-ташаххуд, однако при этом добавляет следующее: “Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин, кама салляйта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инна-ка Хьамидун, Маджидун. Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инна-ка Хьамидун, Маджидун”
(О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты — Достойный похвалы, Славный!) [Приводится у аль-Бухари].
— Затем является желательным сказать: “Аллахумма, инни а’узу би-ка мин ‘азаби-ль-къабри, уа мин ‘азаби джаханна-ма, уа мин фитнати-ль-махьйа уа-ль-мамати уа мин шарри фитнати-ль-масихьи-д-даджжали”
(О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Антихриста) [Передал аль-Бухари].
— Можно также сказать: “Аллахумма, инни зъалямту нафси зъульман касиран, уа ля йагъфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гъфир ли магъфиратан мин ‘индикя уа-рхьам-ни, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-Рахиму” (О, Аллах, поистине, я несправедливо отнесся к самому себя много раз (то есть, грешил), а никто, кроме Тебя не прощает грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение и помилуй меня, поистине, Ты — Прощающий, Милосердный!). [Передал аль-Бухари].
Как одеться для выполнения Намаза
Одежда для совершения намаза должна скрывать необходимые части тела, а также, не должна открывать эти части тела во время совершения молитвы. Также одежда не должна быть прозрачной, дабы сквозь неё нельзя было определить даже цвет кожи. Для мужчин во время намаза рекомендуется одевать специальную одежду, называемую камис, но это не обязательно. Подойдёт одежда скромная, не окрашенная в яркие цвета, не нарушающая аурат (не открывающая срамные части тела в момент движений, предусмотренных в намазе).
Женщинам при совершении намаза надлежит одеваться скромно, оставив открытой лишь овал лица (при этом подбородок должен быть прикрыт), а также кисти рук. Отдельные мазхабы (например, ханафитский) допускают оголение стоп, но это нежелательно. Одежда женщины также не должна просвечивать, а также быть такой длины, чтобы во время совершения молитвы не открылась ни одна из закрытых частей тела. В таком случае намаз будет считаться непринятым.
Поясной поклон и выпрямление
Затем он произносит слова такбира, склоняется в поясном поклоне и кладет ладони на колени, при этом раскрыв пальцы рук, тем самым обхватывая колени. Его голова и спина выпрямлена.
Затем он говорит: “Субхьана раббия ль-’Азым” (“слава моему Великому Господу”) трижды. [Приводится у ат-Тирмизи]
— Затем он, выпрямляясь, говорит (имам и мунфарид): “Сами’а Ллаху лиман хьамидаху” (“да услышит Аллах того, кто Его восхвалил”) [Приводится у ат-Тирмизи].
А затем следует сказать (всем: имаму, ма1муму и мунфариду): “Рабба-на, уа ля-ка-ль-хьамду миль1а-с-самауати, уа миль1а-ль-арды, уа ма байна-хума, уа миль1а ма ши1та мин шаййин ба’ду”
(Господь наш, хвала Тебе, и пусть она наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и то, что ещё Ты пожелаешь). [Приводится у ат-Тирмизи]