На высоком живописном берегу р. Яузы вблизи одной из Поклонных гор располагается Андроников монастырь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса). Монастырь относится к главным святыням столицы и считается одной из древнейших построек города. По некоторым данным, это сооружение на 50-60 лет древнее Кремля. Уже в прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем. Над территорией этого величественного сооружения, словно гость из прошлого, веками вдохновляя жителей своими изящными архитектурными формам, возвышается Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Собор называют самым древним московским храмом.
Где находится Спасский собор Андроникова монастыря
Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.
Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.
Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.
В 1354 году митрополит Алексий приступает к строительству Спасо-Андрониковой обители
Шторм утих. Судно благополучно пристало к русскому берегу и уже в Москве митрополит обратился к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой отдать ему ученика Андроника для создания монастыря с церковью Спаса Нерукотворного.
Произошли эти события в 1354 году. Преподобный Андроник стал настоятелем монастыря, а в 1360 году была построена деревянная Спасская церковь.
Нерукотворный образ Спасителя. Митрополит Алексий молился о спасении во время шторма перед этой иконой и дал слово, что по возвращении на родину, построит храм в Москве
С течением лет деревянные стены церкви обветшали, и в 1420 году, при митрополите Фотии, принято решение построить каменный храм.
Так, в конце 1420-х годов был возведен, уникальный по своей архитектуре Спасский собор.
В 1425 году Андрей Рублев со своей иконописной артелью отправился в Москву расписывать новый елокаменный храм Спасо-Андроникова монастыря.
прп. Андрей Рублев. Именно он расписал новый белокаменный храм Спасо- Андроникова монастыря
Это была последняя работа великого мастера. В 1430 году иконописец скончался и был погребен в стенах Андрониковой обители.
Как доехать
Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.
Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.
Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.
Станция метро | Расстояние | Как добраться | Время в пути |
Площадь Ильича | 890 м | Пешком | 10 мин |
Римская | 1 км | Пешком | 12 мин |
Марксистская | 1,4 км | Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» | 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин. |
История
Спасский собор в дереве был построен по возвращению митрополита Алексея из путешествия в Константинополь. Корабль митрополита попал в шторм. Среди смятения и паники, священник сохранил крепость духа, усердно молился и дал обет Спасителю построить храм. Он обещал посвятить будущее молитвенное сооружение тому святому празднику, в сутки которого путники благополучно достигнут берега.
Митрополит слово свое не нарушил: воздвиг собор Нерукотворного образа Спасителя в честь праздника прибытия. В алтаре разместили привезенную им из странствия икону, являющую Нерукотворный лик Спасителя на плате.
Точной даты строительства каменного собора история не сохранила.
Исследователи древнего зодчества хронологические рамки постройки определяют 20-ми годами 15 века. В нескольких редакциях «Сказания о Мамаевом побоище» упоминается о возведении Спасского мемориального храма в память воинов Куликовской битвы, похороненных на территории обители.
Спасский собор Андроникова монастыря, согласно другим церковным источникам, возводился в белом камне при третьем настоятеле обители — преподобном Александре.
Спасский собор Андроникова монастыря до реставрации
Соборные стены расписывали знаменитые живописцы, послушники обители, Андрей Рублев и Даниил Черный. За их ревностное стремление к посту и молитве Создатель наградил их небывалым талантом чувственного изображения божественного света простыми, вещественными красками.
Собор перестраивался не раз. Первое обновление произошло уже в середине 15 века: к западной части храма пристроили притвор, увенчанный двумя главами. Со временем этот конструктивный элемент убрали.
В конце 17 столетия пристроили шатровую колокольню, в конце 18 века ее разобрали. Собор заново перекрыли, расширили окна и двери. В начале 1813 года пострадавший от пожара в ходе наполеоновского вторжения храм отремонтировали, сделав новое купольное завершение.
Удивительный факт: в объятом пожаром здании сгорело все, кроме ковчега с мощами первых настоятелей монастыря, причисленных к лику святых.
Серьезной трансформации подверглось святое сооружение в конце 40-х годов 19 века. Конструкцию храма по архитекторскому проекту П.А. Герасимова модернизировали, установив восьмигранный шатровый купол с луковичной главкой.
Шатер закрыл декоративный каскад верхней части храма, и лишил его архитектурной оригинальности. К основному объему пристроили два придела с южной и северной стороны, оборудовали паперть под железной крышей с декоративным входом.
От модных тенденций 19 столетия собор освободился в середине 20 века. Реконструкция вернула строению его старинный, изначальный облик. На территории обители открыли Музей древнерусской живописи, а с 1989 года в стенах древнего молитвенного здания возобновились богослужения.
Музей древнерусской культуры
В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.
Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.
Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.
При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.
Архитектурные особенности храма
Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.
Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.
Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.
С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.
В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.
Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.
Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.
Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.
Внутреннее убранство
4 основных столба разделяют внутреннее пространство собора на 3 вытянутых помещения (нефа). Цилиндрический свод, поддерживаемый столбами, в пересечении осевых линий образует под куполом крест. Стены храма оформлены вертикальными плоскими и узкими выступами, которые визуально увеличивают высоту молитвенного помещения.
В храме отсутствуют княжеские хоры, скрадывающие пространство. 8 окон барабана, оконные проемы основного объема и световые прорези центральных закомар создают три регистра источников дневного света, что способствует равномерности освещения и привносит в интерьер ощущение прозрачности и рациональной организованности.
Храмовую стенопись кисти прославленных живописцев Андрея Рублева и Даниила Черного в 18 веке почти целиком счистили, и больше собор фресками не украшали. Сохранились небольшие фрагменты от расписных полотен легендарных живописцев. В обрамлении окна церковного алтаря проглядывается цветочный орнамент на сочном синем фоне, заключенный в соединяющиеся между собой круги одинакового размера.
В 90-х годах 20 века, во время реставрации здания, сконструировали систему отопления и освещения, преобразили интерьер храма: заново оформили возвышение алтаря и престол. В ходе ремонтных работ было обнаружено около десятка белокаменных блоков, украшенных резным декором.
Есть предположение, что из рельефных, декоративных камней в изначальном храме была сложена алтарная преграда. Сейчас образцы древнего каменного декора служат экспонатами монастырского музея древнего искусства.
Соборный иконостас претерпевал изменения в течение всего периода существования храма. В конце 18 века иконы располагались в 4 яруса, конструкция обладала пышным, дорогим декором.
Иконостас до реставрации
В начале следующего столетия алтарная перегородка в классическом стиле отличалась изысканной строгостью, композиционным доминированием центрального фрагмента. В середине 19 века ее сменил роскошный золоченый иконостас с фигурным резным декором.
Современный деревянный иконостас наделен лаконичностью и простотой. Стены собора украшают иконы нового написания. Их немного. На одной из стен расположено уникальное изображение третьего игумена монастыря преподобного Александра, при котором возводился каменный Спасский храм. Икону с его образом больше нигде не увидишь.
Архитектурный ансамбль собора
В 1947 году Спасо-Андроникова обитель получила статус заповедника, и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:
- Белокаменный Собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря, одно из древнейших сооружений города (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах). Является образцом древнерусского зодчества.
- Трапезные палаты, возведенные на территории в царствование Ивана III (1504—1506).
- Каменные стены и башни, построенные в XVII – XVIII столетиях.
- Двухэтажное строение Настоятельских покоев(1690).
- Трехъярусная Церковь, освещенная во имя Архангела Михаила. Изначально была построена двухъярусная трапезная, на первом ярусе располагались хозяйственные службы. Позже, в 90-х годах XVII века по инициативе царицы Евдокии возле трапезной палаты началось строительство церкви. Постройка выполнена в стиле барокко, но зодчим удалось выдержать сочетание стиля с трапезной, объединив две постройки одним карнизом. Однако из-за опалы и ссылки царицы работы приостановили, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм отреставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
- Здание братского корпуса (1763). Изначально он предназначался для размещения монахов. Сейчас здесь находится депозитарий музея.
- Здание духовного училища (1810—1814). Здесь проводились занятия для служителей церквей, одновременно проходили обучение около 100 учеников. Сейчас используется для музейных отделов.
По мнению специалистов, ни одно храмовое сооружение, не обладает столь совершенными пропорциями. Размеры монастыря оказали влияние на другие храмовые постройки, вся композиция смотрится очень гармонично.
Святыни храма
Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.
Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.
В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.
Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.
Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.
Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.
Повседневная жизнь храма
Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.
Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.
При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.
Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.
Большая роль отводится паломничеству. Организуются путешествия по сакральным для православной веры местам с целью молитвы и поклонения. Церковный приход проводит работу по переизданию древних книг, выпуску периодической христианской литературы, формированию монастырской библиотеки. Открыт официальный сайт.
Школа пения и мастерская иконописи
Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.
По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.
В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.
Режим работы и расписание богослужений
Спасский собор Андроникова монастыря открыт с 11 ч утра до 18 ч вечера ежедневно. В 14:00 храм закрывается на 45 мин. В храме проводятся праздничные и воскресные богослужения. Время службы особо указывается в расписании на официальном сайте обители.
Будничные богослужения священники Спасского собора проводят в часовне Проща, расположенной рядом с монастырем, по улице Сергия Радонежского, в строении 25. Часовня открыта для прихожан и паломников с 8 ч утра до 19 ч вечера. Регулярные богослужения проводятся в 8:00, 9:00, 17:30.
Интересные факты
- С начала открытия храм наполняли иконами местные жители и щедро приносили в дары священные образы.
- В военное время в храме была открыта снайперская школа для тренировок красноармейцев и большинство икон стали мишенями.
- Крест с храма был сорван танком.
- Храм привлекателен для молодёжи. Каждое воскресение на причастие приходит более 150 детей.
- Одна из прихожан сохранила Икону Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Девушка, увидев выброшенные большевиками иконы, на свой страх и риск взяла самую большую и отнесла домой. Ей оказалась Икона Святителя Николая. Прихожанка хранила её 50 лет и после возобновления деятельности храма вернула обратно.
- Для прихожан один раз в месяц проводит сеансы киноклуб по показу церковных и христианских фильмов.
Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря
Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.
Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.
Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.
В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.
Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.
В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.
Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.
Оформление статьи: Владимир Великий