О святости и святых в Православной Церкви.


Что такое святость

Современные богословские энциклопедии именуют ее «одним из фундаментальных понятий христианского учения», хотя Евангелие говорит о святости Бога, Его Сына Иисуса, наконец – Духа, Третьего Лица Св. Троицы. Но – не людей. Зато об этом много говорят ученики Христовы – уже по рождении Церкви.

Определение

Содержание понятия не одинаково у иудеев и христиан.

«Святой» или «праведный»?

Славянское «святость», греческое «αγιότητα» («агиотита») или «ιερότητα» («иеротита») – все это почти дословный перевод еврейского слова «кадош», которое применяется только к Богу, Божественному, или тому, что посвящено Ему (например, жертвам, храму, богослужебным сосудам). «Кадош» означает выделенность из человеческого мира, отделенность от него.

Уже по этой причине этим словом иудей никогда не обозначил бы человека, хотя Сам Бог не раз говорит о святости как задаче верующих:

«Будьте святы, потому что Я Свят»

(Лев.1:44).

Но все же для особенно приблизившегося к Богу человека существовало понятие «праведник». Способом достижения совершенства было исполнение Закона (а он содержит более 600 заповедей, от нравственных до таких, которые касаются богослужения образа жизни, пищи, одежды, жилища).

Поэтому иудейский праведник – тот, кто знает, блюдет то, что заповедал прор. Моисей. Так что иудеи не смущались именовать «праведным» св. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, но их крайне шокировали нарушения субботы Христом, а особенно – слова, действия св. Павла, «фарисея, сына фарисея», открыто говорившего, что все (и многие запреты, налагаемые на верующего Законом!) почитает «тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» (Флп.3:8). Святость, прямое Богообщение считалась недостижимой целью, делом, может быть, очень отдаленного будущего, когда придет Мессия.

Понятие святости в христианстве

Иной была позиция христиан, опытно знавших: то, чего ожидали иудеи, свершилось, Мессия, Истинный Бог и Человек, явился миру. Когда домостроительство человеческого спасения завершилось, по Воскресении, Вознесении Христовом, Сошествием Святого Духа, в проповедях Апостолов появляется дерзновенное:

  • «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел…» ( так именовал христиан ап. Петр);
  • «чада Божии» (св. Иоанн Богослов);
  • «возлюбленные Божии, признанные святые», «святые во Христе Иисусе» (ап. Павел).

В отличие от нынешней практики называть «святым» только скончавшегося, уже предстоящего Богу христианина, Апостолы именуют так верующих, еще пребывающих среди мира. Почему?

Потому, что святость есть причастность человека Самому Богу, его внутреннее изменение, которое дает Божия благодать.

Ссылки

  • [rus-icons.narod.ru/part17/part172/saint.html Классификация святых]
Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Святые и святыни

Святость человека – не «кадош» как отделенность от мира – напротив, христианин деятельно живет среди него, преображает окружающую жизнь благодаря действующему через него Богу. Почему такое возможно? Да потому, что Сам Бог стал человеком, разрушив Свою отделенность от мира людей. Доверивший себя Ему получает возможность обожиться – то есть стать «чадом Божиим».

Впрочем, наряду с этим, новым пониманием святости, христиане сохранили также элементы ветхозаветного понимания – как у иудеев, «святыми» называют:

  • Бога;
  • храм, богослужебные предметы;
  • иные места особого Божия присутствия, есть понятие «святые места»;
  • Церковь, как созданную Богом, имеющую благодать Духа.

Дорога к Небу

Именно о святости-совершенстве говорит Сам Иисус Христос как о задаче человека, заповедуя ему любить каждого, «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44). Возможна же такая духовная высота, конечно, при Божией помощи. Поэтому соединение с Ним – одновременно задача и… путь к ее достижению.

Прп. Силуан Афонский так говорит об этом: «Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, исполнены света и похожи на Господа, а идущие против Бога исполнены мрака и похожи на врага».

Из житий святых известны примеры подобных, «похожих на Господа» людей. Так, прп. Паисий Великий слезно умолял Христа помиловать его отрекшегося от веры ученика. Наконец, Сам Господь явился ему со словами:

«Паисий, за кого ты молишься; ведь он отрекся от Меня?». Но преподобный продолжал умолять. Тогда Христос сказал: «О Паисий! Ты Мне уподобился в любви!»

По каким признакам причисляют к лику святых?

С течением времени Церковь стала понимать, как святых, особенно угодивших Богу христиан, а также совершать им соборную молитву, благословлять верующих обращаться к этим угодникам Божиим за поддержкой. Таков смысл церковного прославления человека, как святого.

Основаниями для него сейчас являются:

  • праведная христианская жизнь, прижизненные чудотворения;
  • посмертные чудеса, должным образом засвидетельствованные;
  • народное почитание на основании совершающихся знамений.

Кроме этого, проявлениями святости могут быть;

  • большие заслуги перед Церковью;
  • мученическая кончина за веру;
  • нетление мощей.

Мощи прп. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре Тихвинской епархии Русской православной церкви, расположенный в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, на берегу Рощинского озера.

Некоторые перечисленные основания могут отсутствовать при канонизации того или иного святого, например:

  • может быть мало известно о его мирской жизни, или «суд человеческий» о ней, скорее, отрицательный (примеры – прав. Симеон Верхотурский, ко времени явления мощей которого никто не помнил даже его имени; прав. отрок Артемий Веркольский, убитый молнией, что считалось признаком небогоугодности человека – так, что его даже не предали христианскому погребению);
  • очень часто мощи святого не найдены, или уничтожены, либо подверглись истлению, находятся «в костях».

Интересный факт

Само по себе нетление мощей вообще не является основанием для канонизации, если отсутствуют другие критерии, особенно – свидетельства о чудесах. Более того, например, по традиции св. горы Афон как раз нетление останков скончавшегося инока – основание считать, что он прожил небогоугодную жизнь, за него необходимо молиться.

Таким образом, при каждой канонизации вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств жизни подвижника, его почитания. Но обязательным условием для прославления как святого являются посмертные чудеса по молитвам к нему.

Прав. Иоанн Кронштадтский с супругой. Фрагмент фотографии К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга)

Нет также формально установленного срока по кончине подвижника, после которого может рассматриваться вопрос о его прославлении. Могут пройти десятилетия, даже столетия (например, блж. Ксения Петербургская прославлена примерно через 300 лет по кончине, прав. Иоанн Кронштадтский чуть менее, чем через 100).

А некоторые угодники Божии прославляются Церковью гораздо раньше: например, прп. Паисий Святогорец умер в 1994 г., а прославлен как святой уже 13 января 2015 г. (с 5 мая того же года его имя в Святцах Русской Церкви).

Примечания

  1. Это «именование иногда употребляется в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением „стяжавший евангельские блаженства“, „живущий по заповедям евангельских блаженств“» — цит. стат. Блаженный // Православная энциклопедия.
  2. [www.pravenc.ru/text/149361.html Блаженный // Православная энциклопедия.]
  3. В богослужебных текстах иногда встречается именование страстотерпец
    по отношению именно к мученикам за веру.

Чины святости в православии

Первые почитаемые угодники Божии появились уже в I в. от Рождества Христова. Прославление новых святых продолжается даже до наших дней.

Лики святости: список с описанием

В православии их насчитывают чаще всего 9 – подобно тому, как традиционно считается, что Ангельских ликов, или чинов, такое же количество. Ведь святые – как бы земные Ангелы. Есть также эпитеты, которые прилагаются к тому или иному святому в силу особенностей его подвига.

  1. Апостолы – это ближайшие ученики Христовы, первоверховными среди которых считаются свв. Петр и Павел.
  2. К этому чину примыкает чин равноапостольных святых – тех, кто, подобно первым проповедникам Христа, также потрудился ради распространения веры. Например, так канонизированы св. Ольга, князь Владимир – на Руси, византийский император Константин Великий.
  3. Преподобные – монашествующие угодники Божии. Кроме чина, к имени такого святого иногда добавляют обозначение его подвига: «столпник», «затворник», «послушливый», другие.
  4. Пророки. Таковых Святцы насчитывают 19 – 18 ветхозаветных, возвещавших пришествие Христа, одного – новозаветного, св. Иоанна Крестителя.
  5. Бессеребренники – те, кто нес подвиг безмездного служения людям. Часто это врачи, целители. Например, «бессребрениками» именуют свв. Косму и Дамиана.
  6. Благоверные – это прославленные подвигом веры правители. Таковых особенно много среди русских святых. Как благоверные (одновременно – страстотерпцы) прославлены первые русские святые, князья Борис и Глеб.
  7. Мученики – те, кто принял страдания за Христа. Среди этих угодников Божиих церковь выделяет великомучеников, пострадавших сугубо. Кроме того, принявшие страдания в новейшее время именуются новомучениками. А страдальцы, которых Господь удостоил мирной кончины после всех мучений, называются исповедниками. Если мученик, исповедник носил священный, иноческий сан, его именуют священномучеником, преодобномучеником, или священноисповедником, преподобноисповедником.
  8. Праведные – несшие христианский подвиг миряне, включая мирских иереев. Например, как «праведный» прославлен св. Иоанн Кронштадтский. К тому же лику принадлежат Богоотцы, родители Пресвятой Богородицы, свв. Иоаким и Анна.
  9. Блаженные – святые самого трудного подвига, принявшие на себя мнимое безумие, юродство (слово происходит от славянского «урод», означавшего буквально «дурак»). Блаженными также иногда именуют тех святых, которые не принимали такого подвига, но за которыми по традиции закрепилось это именование. Например, это западные отцы свв. Иероним Стридонтский, Августин. Традиция такого их именования сложилась на Западе еще о раскола церквей (1054 г.).

Юродивые

– так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству современников, древнерусские юродивые ходили нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. Родиной русского юродства стал Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.). Ряд московских юродивых начинается со св. Максима (15 в.), а наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). В 16 в. юродство стало формой пророческого (в древнееврейском смысле) служения, соединенного с крайней аскезой и посмеянием миру. В эту эпоху, когда церковная иерархия оказалась практически лишенной своего права печалования (ходатайства) за неправедно осужденных, подвиг юродивых приобрел социальный и даже политический смысл: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Именно юродивый, которого невозможно лишить голоса, выступает теперь как единственный поборник Христовой правды. С конца 16 в. власть начинает все более подозрительно относиться к юродивым. В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18–19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в.

Нимб – символ святости на иконе

Это сияние вокруг головы святого, которое пишется на иконе. Оно означает дарованную ему Благодать Бога. Традиция изображать нимб имеет ветхозаветное происхождение: согласно Библии, от лика прор. Моисея, с которым говорил Бог, исходило такое сияние, что он должен был прикрывать его платом (Исх. 34:29).

«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» Исх.34:29

Как достичь святости

Многие новоначальные, прочитав описание чрезвычайных подвигов святых, думают, что их повторение – истинный путь к святости.

Опытные духовники, однако, предостерегают от подобной ревности, указывая, что сорокадневные посты с полным воздержанием от пищи, ночные бдения на столпе, иные подобные подвиги – не путь к святости, а… уже ее проявления.

Сама же дорога, которой шли угодники Божии, авторами житий обычно не описывается. Некоторым образом завесу над тайной приоткрывают публикации о святых, почти современных нам. Пример тому – любимый многими пастырь, прав. Иоанн Кронштадтский:

  • его каноническое житие описывает чудотворения великого отца, его ревность о богослужении, вдохновенные проповеди;
  • наряду с ним существует его же духовный дневник; более или менее полные его издания осуществляются в последние годы; это каждодневное обличение святым самого себя в падениях, холодности к ближним – причем это не ложное смирение, он пишет, как говорится, с фактами в руках;
  • наконец, существуют исследования жизни святого, согласно которым ему, приходилось немало терпеть от сослужителей собора (молодой, горящий верой батюшка, например, совершал бесплатные требы для бедных), от жены (он принял решение жить с ней как брат с сестрой, а не как супруги), ее родственников, которых он, согласно брачному контракту должен был содержать на свое жалованье (а он отдавал его бедным!). Именно такова обычная реакция мира на святость.

Понятно, что при таких условиях легко (и даже, говоря человечески, извинительно!) сорваться на эмоции, сказать резкое слово…

Признание своей греховности – начало святости?

Но святой тем отличается от «обычного человека», что смиряется, а не ропщет. Да, не сразу. Да, через падения. Их, собственно, описывает св. Иоанн. Путь смирения – сложен, исполнен скорбей, которых иногда, кажется, выше меры. Но пройдя их, человек исповедует свою немощь, признает себя грешником, а не «великим подвижником». Именно так можно дать место Божией благодати.

Св. Иоанн Лествичник писал:

«Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь».

Очень просто, даже, говорят, радостно. А еще безмерно сложно.

Что такое нечистота и скверна в православии

Православие признает принятую еще во времена прор. Моисея так называемую «ритуальную нечистоту», делающую невозможным, например, принятие Таинств. Например, христианка не будет приступать к ним во время «месячного очищения».

Но все же настоящая скверна – куда серьезнее внешней нечистоты. Это «духовная грязь»: помыслы, греховные дела, общее состояние души, отдаляющее ее от Бога. Именно на нее направлена духовная борьба верующего, сопряженная с падениями, после которых необходимо встать, двигаться дальше – даже если кажешься безнадежным самому себе. А уж свят человек или нет – по итогам жизни решать Господу, сказавшему:

«В чем застану, в том и сужу».

Наталья Сазонова

Отрывок, характеризующий Лик святости

– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат. – Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей. Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру. Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому. – Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю. Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную. – Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже. – Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты. Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи. Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее. – Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила. Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого. – Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что… – Так это не правда, что он женат! – Нет, это правда. – Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово? Пьер дал ей честное слово. – Он здесь еще? – спросила она быстро. – Да, я его сейчас видел. Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее. Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб. В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]