«К гробу шли всю ночь». Священника Дмитрия Смирнова похоронили за алтарём в родном храме


Людей, отдавших свою жизнь служению Богу, в православии хоронят особым образом. Чин погребения, совершаемый над ними, отличен от чина, который проводится над обычными прихожанами Церкви. Мало того, обрядовые действия зависят от статуса усопшего: для послушников творится последование мертвенное одно, а для священнослужителей – другое.

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

Погребальный перезвон

При погребении священнослужителей звучит особый погребальный колокольный звон, меняющийся в зависимости от того, какой этап похоронного обряда сейчас происходит. Например, пока траурная процессия идёт к могиле, звучит одиночный перезвон колоколов. Когда покойного отпевают и читается Евангелие, число ударов колокола соответствует номеру того отрывка из псалма, который сейчас читается. Когда тело вносят в церковь и когда его опускают в могилу, звонарь должен совершать трезвон – трехтактный сильный звон нескольких колоколов одновременно.

Крестный ход и колокольный перезвон

Тело мирянина принято выносить близким людям, но не родственникам. А вот тело иерея несут обязательно священники в белых одеяниях. Перед гробом священнослужителя несут Священное писание, хоругви и крест, что делает похоронную процессию похожей на крестный ход.

Колокольный перезвон совершается на похоронах и мирян, и священников. Но если при погребении мирян звучит сначала перебор малых колоколов, а потом вступает большой колокол, а каждый круг такого перебора завершается одновременным ударом во все колокола, что символизирует конец земной жизни человека, то похороны иерея сопровождаются иным колокольным перезвоном. При чтении Евангелия во время отпевания в колокол ударяют столько раз, сколько раз прочитано Евангелие. При внесении гроба в храм, а также после разрешительной молитвы и погребения звучит трезвон.

Завершение чтений и песен

На завершающей этапе церемонии священнослужителями поются стихиры – гимнографические песнопения, которые приурочены к определенному церковному событию или празднику. Тексты стихир на стиховне делятся на восемь частей, которые называются гласы, а каждый глас состоит из псалмов. Чтение каждого отрывка из гласа обязано предваряться чтением конкретного стиха. На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. Наконец, читается разрешительная молитва. По окончании её чтения свиток с её текстом сворачивается и вкладывается в руку покойного.

Траурное шествие

Когда покойника, имеющего церковный сан, переносят в собор (приход) и к месту захоронения, впереди колоны несётся крест, знамена и Священное Писание. Звон погребального колокола слышен при кортеже, так как он символизирует крестное шествие. В Каждой церкви, с приближением похоронного шествия, начинают звенеть в колокола.

Останавливается всё движение возле храма для проведения поминальной литии и чтения «Помощник и покровитель» (вступительные стихи канона). В храме возле гроба с каждой стороны ставятся подсвечники со свечами. Только священнослужители могут нести тело умершего священника.

Проводы покойного

Когда тело священника несут в церковь или уже из церкви к кладбищу, перед его гробом кто-то должен нести Священное Писание, крест и хоругви. Данное шествие считается крестным ходом, поэтому оно должно сопровождаться заупокойным колокольным звоном. Любой храм, мимо которого следует похоронная процессия, должен звонить в свои колокола. При этом процессия должна остановиться перед этим храмом и произвести заупокойную литию. При транспортировке покойного звучит лития, а также стихи канона «Помощник и покровитель». Когда гроб находится в храме, по четыре стороны от него должны стоят четыре подсвечника. Важно, что тело или гроб с телом мертвого священнослужителя должны нести только другие священнослужители.

Завершающие чтения молитв

В конце чина погребения священника читаются стихиры – гимнографические песнопения, произносимые по особым случаям. Все стихиры разделены на 8 частей или гласов. В каждом из гласов по три отрывка из соответствующих псалмов. Так, перед произнесением первого читается Псалом 141:8:

«Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему».

По окончанию молений читается разрешительная молитва со свитка, который затем сворачивается и вкладывается в руку усопшего.

Обрядовый порядок

Погребение священника начинается в доме также, как и мирян, литиею; но на литии в этом случае отпуста не положено: она соединяется с последованием погребения.

По Благословен Бог наш,

поется
трисвятое
и читаются затем начинательные молитвы.

По возгласе на Отче наш,

поются тропари литии
Со духи праведных скончавшихся…
И бывает заупокойная ектения, после которой священники берут умершего и несут в храм.

В храме поются тотчас непорочны

на 3 статьи, а за ними тропарь
Покой Спасе,
как и на погребении мирян. Тропари же
непорочны
не поются, но после покойного тропаря тотчас читаются стихиры
степенны,
а потом –
Апостолы
и
Евангелия.
Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву: следующия Евангелия

и молитвы читают другие священники по порядку
(Пособ. к изуч. Богосл. прав. церкв. Николъск. 749 стр.).

Отпевание священнослужителя

Перед похоронами священника положены пять чтений из Апостола, за которыми поочерёдно следуют пять чтений из Евангелия. Особые молитвы об упокоении следуют за первым, вторым и третьим чтением Евангелий. После четвертого чтения Евангелия поются тропари на «Блаженны». Вслед за пятым чтением Евангелия идёт 50-й псалом: «Помилуй мя Боже…»

После шестой песни канона, вслед за кондаком: «Со святыми упокой…», читаются 24 икоса, каждый их которых оканчивается пением: «Аллилуйя». Когда славословие оканчивается, поются по три стихиры на каждый из восьми гласов: «Кая житейская сладость…». Затем читается молитва разрешительная, и свитый текст её влагается в руку усопшего.

Омовение и облачение

Омывают умершего мирянина обычно родственники или специально приглашенные лица. Подготовить тело священника к встрече с Господом поручается только священнослужителям. Втроем они отирают тело умершего влажными губками, совершая крестообразные движения.

Как и мирянина, священника одевают в исключительно новые одежды – рубаха, штаны, сапоги. Но затем мирскую одежду закрывают облачением священнослужителя, соответствующим церковному статусу почившего. Если священнику при жизни было по какой-то причине запрещено служить, облачать его в богослужебные одеяния можно лишь при разрешении архиерея.

В руки умершего священника вкладывают крест, символизирующий спасение живых и мертвых, а также Евангелие в знак того, что человек возвещал людям о жизни Господа и наступлении Царства Божия.

Покрытие лика воздухом

Лик отдавшего себя служению Господу на похоронах «покрывают воздухом». Так символически называют литургический плат, накладываемый на лицо умершего священнослужителя или укрой, особый отрез ткани, используемый для тех же целей при погребении монахов. Существует два объяснения такому обычаю:

  • По легенде, чело Иисуса Христа при погребении было накрыто сударем. Это подобие носового платка, которым в те времена пользовались рабочие для оттирания пота.
  • После смерти отдавший себя служению Всевышнему продолжает тянуться к Богу. Его лик потому не следует обращать к людям.
  • Вопрос и ответ

    Где хоронят умерших священнослужителей?
    На участке, отведённом рядом с церковью, в клир которой входил покойный. Если такой возможности нет, погребение проводят на территории обычного городского или сельского кладбища.

    Есть ли в Минске церкви с участками, где похоронены духовные лица?

    Да, такие могилы можно найти, например, на Военном кладбище по ул. Козлова.

    Могут ли хоронить священника по мирской традиции?

    Так бывает только в том случае, если покойный был отстранён от дел церкви. Однако, с разрешения архиерея, даже при подобных обстоятельствах допускается погребение, предусмотренное для духовенства.

    Чтение литургических писаний

    Поэтапный порядок чтения литургических текстов (канона, молитв)

    1. На этапе омовения.
    2. После того, как усопший облачён в рясу.
    3. До наступления похоронного шествия.

    Погребение всегда сопровождается особенным колокольным перезвоном, который изменяется на различных процессах похоронного ритуала. Когда колонна с телом передвигается к кладбищу (гробнице), доносится целостный колокольный перезвон. В начале панихиды читаются фрагменты из Евангелия, набата бьют соблюдая номер читаемого фрагмента тропаря. При занесении покойного в собор зачитывается молебен.

    На заключительном этапе обряда священнослужители исполняют определённые песни — стихиры. Песнопения предназначены для конкретных событий и праздников. Стихиры включают восьми эпизодов, каждый из которых называют голосами. Голоса разделены на части из псалма. Каждой части голоса предшествует конкретный эпизод: перед первой частью голоса всегда стоит Псалом 141: 8: «Выведи душу мою из тюрьмы, исповедуй имя Твое». На похоронах зачитываются по три куплета из каждой части. В конце, по окончанию зачитывается разрешительная молитва. После прочтения в руку умершего вкладывается свернутый свиток с текстом.

    Литургический плат

    Во времена земной жизни Иисуса Христа традиция погребения включала покрытие лица умершего особым платком. Такой обычай доныне сохраняется при похоронах священства. Лицо покойного прикрывают воздухом — вышитым платом, возлагаемым на Священные Дары во время богослужения. Так обозначается особая причастность священнослужителя к совершению Святых Тайн Тела и Крови Христовых. С этим вышитым платом покойного и отпевают, и хоронят.

    Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

    Организация похорон

    Лицо закрывают воздухом

    Традиция погребения христианина с закрытым лицом началась еще с захоронения Иисуса Христа, лицо которого было закрыто сударем. Сударь – платок для отирания пота с лица. Эта традиция как подражание дошла до наших дней с той лишь разницей, что у священников лик покрывают воздухом (литургический плат) в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих, а у послушников, в знак добровольного ухода из мира, лицо покрывается особым укроем (Св. К. Никольский. Учебный устав богослужения. Том III, с.154.). Эти традиции указаны в Большом требнике Петра Могилы. Есть и другое объяснение того, почему священников хоронят с закрытым лицом: оно обращено в эти минуты к Всевышнему, и поэтому скрыто от людей.

    Когда читаются литургические тексты

    Чтения молитв, канона и пение происходит в следующем порядке:

    • при омовении;
    • сразу после облачения;
    • перед началом похоронной процессии;
    • при вынесении гроба из храма.

    Для усопшего православного мирянина поется «Господи помилуй», «Трисвятое» и читается канон «Последование по исходу души от тела». При погребении православного священника предусмотрен иной канон.

    Подготовка тела к погребению

    В настоящее время священнослужителей готовят к упокоению следующим образом. Сперва их тела омывают и одевают. Делают это специфическим образом: сперва с помощью влажной губки три священнослужителя трут покойного крестообразными движениями, а затем его тело закутывают в полотно. После этого тело священнослужителя должно быть обмазано елеем с помощью губки и облачено в его богослужебное одеяние. Покойного укладывают в гроб, его лицо покрывают специальным платком (т.н. «воздухом»), в его правую руку вкладывается крест, а в левую — Евангелие.

    Сама по себе традиция покрытия лица при похоронах ведет свою историю еще со времен самого Христа: его лицо было закрыто сударем – специальным платком, которым вытирали пот с лица. Существует версия, согласно которой лица священнослужителей при погребении закрывают, потому что их взор в этот момент должен быть обращен к Господу, а не к миру, однако это, скорее всего, является более поздней рационализацией давнего подражательного обычая. И обычай этот, слегка видоизменившись, дошел до современности: разница в том, что сегодня лица священников укрывают литургическим платом (потому что они были совершителями Тайн Божиих), а на лица послушников кладут особый укрой – все эти детали были изложены уже в Требнике Петра Могилы.

    Как известно большинству верующих православных, при похоронах мирян поются святые гимны, в частности «Господи помилуй», «Трисвятое», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». Когда хоронят православного священника, читаются немного другие литургические тексты и в ином порядке. В том числе их читается и попросту больше. В частности, молитвы и каноны поются при омовении тела священнослужителя, затем – после того, как его облачают в его богослужебное одеяние, затем – перед началом похоронной процессии, а затем еще раз – когда гроб выносится из храма.

    Омовение покойного


    Омовение умершего

    Омывать стоит сразу после смерти, но только в светлое время суток

    Омовение покойника происходит сразу же после смерти, пока его тело не остыло. Однако не стоит забывать, что усопшего омывать можно только в дневное время.

    Омовение рассматривается как обряд очищения, а не приведение в порядок гигиены умершего.

    Покойному необходимо предстать перед Господом в чистом и непорочном виде.

    В наше время омовение предоставляют специальным людям, занимающимся этим, которые могут приехать на дом при необходимости.

    По прихоти родственников можно отказаться от проведения подобных услуг у них дома, и специалисты могут отвезти тело покойного в морг.

    Омовением может заняться любой взрослый человек, кроме беременных женщин

    Чаще всего умерших, вне зависимости от пола, омывают обмывальщицы (старые девы или вдовы), которые не должны состоять в родстве с покойным.

    Если отсутствует желание или возможность пригласить обмывальщиц, омовением может заняться любой взрослый человек.

    Женщинам во время месячных или беременности ни при каких условиях нельзя омывать умершего, так как отступление от данного запрещения может привести к болезни ожидаемого ребёнка.

    В случае смерти ребёнка, он попадает в рай, по христианскому учению, и по нему не стоит скорбеть.

    Матери ни при каких условиях нельзя омывать тело своего покойного ребёнка.

    Ведь она в любом случает будет оплакивать его, что неприемлемо, так как это будет считаться за неверие в бессмертие души.

    Омывают умершего чистой водой, затем протирают полотенцем

    Так как же омывают тело? Сначала с умершего снимают всю одежду, после чего тёплой водой омывают тело. Омовение начинают с лица крестообразными движениями трижды омывают тело, губкой или мягкой тряпкой.

    Следом тело обмывают чистой водой и полотенцем вытирают насухо. Потом омывают голову, после чего покойного расчесывают.

    Вещи, оставшиеся после омовения, умершего сжигают

    При омовении читают Трисвятое и «Господи, помилуй». По традиции вещи, находившееся на человека в минуту смерти и все предметы, использовавшиеся при омовении, необходимо сжечь.

    Пепел и золу, оставшиеся после сожжения вещей, закапывают. Омовение-богоугодное дело, и оно благоприятствует прощению грехов.

    «К гробу шли всю ночь». Священника Дмитрия Смирнова похоронили за алтарём в родном храме

    Здесь похоронили отца Дмитрия. Прямо за алтарём его родного храма.

    Фото: Роман ГОЛОВАНОВ

    Храм Христа Спасителя не закрывал двери всю ночь с четверга на пятницу. Здесь стоял гроб с телом почившего священника Дмитрия Смирнова. Он ушел в эту среду в возрасте 69 лет. После коронавируса у отца Дмитрия обострились хронические болячки. Батюшка последние месяцы жизни не мог ходить и передвигался на инвалидной коляске.

    У гроба Дмитрия Смирнова

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    В гробу тело отца Дмитрия одето в белое облачение. Такая христианская традиция. Смерть не горе, а праздник. Потому что умерший встретится со Спасителем. Его ждёт Царствие Небесное и вечная жизнь.

    Лицо батюшки Дмитрия укрыто белым платом. Ещё одна наша православная традиция на похоронах священников и монахов. Откуда это пошло? Когда Христос лежал во гробе, его тело было не только обвито плащаницей, но на лице лежал сударь. Это платок для утирание пота. По другой версии считается, что священник предстоит в эти минуты Богу, и его лицо обращено к Господу, потому и закрыто оно от людей.

    Похороны священника Дмитрия Смирнова

    Фото: Роман ГОЛОВАНОВ

    Всю ночь над отцом Дмитрием читали Псалтирь и Евангелие. А люди всё шли и шли. И в два, и в три, и в четыре часа. Бесконечная очередь ко гробу священника. Она не заканчивалась до самого утра пятницы.

    Люди идут отдать последний поклон священнику.

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    Храм полон народа.

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    А уже ранним утром здесь собралась целая толпа. Многие взяли отгулы на работе за свой счёт и приехали в ХХС на отпевание отца Дмитрия.

    — Он говорил эти резкие слова, иногда грубые, от боли своего сердца, от любви, — утирая слёзы сказал после чина прощания епископ Пантелеимон (Шатов). — Повезло Папе Франческо, что отец Дмитрий скончался до того, как услышал, что тот сказал об однополых браках. А то Папе не поздоровилось бы.

    Похоронили батюшку Дмитрия Смирнова. Царствия Небесного! Вечная память.

    Фото: Роман ГОЛОВАНОВ

    Епископ вспомнил, что отец Дмитрий не боялся никого со своей богатырской силой.

    — Он однажды спас мою жизнь. Я ждал электричку, ко мне пристал пьяный, а отец Дмитрий защитил меня, — поделился владыка Пантелеимон. — У него было христианство не лайт, а подлинное. Я его побаивался при жизни. От него можно было в любую секунду ждать чего угодно. Теперь он, как спящий лев, лежит в гробу. И хочется попросить у него… Если он найдёт дерзновение перед Богом, а дерзновения у него всегда хватало, попросил, чтобы мы были верны этой правде и ничего не боялись.

    Отпевание в храме

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    Из храма Христа Спасителя гроб с телом отца Дмитрия повезли в храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это родной храм для отца Дмитрия. Тут он был настоятелем.

    Гроб вынесли из автобуса под звон колоколов. Потом пронесли крестным ходом вокруг храма. И опять бесконечная очередь из людей на прощания — паства отца Дмитрия. Тут же в толпе скромно стоят актёр Иван Охлобыстин и журналист Аркадий Мамонтов.

    В храме на прощании

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    — Я ходила к отцу Дмитрию ещё мусульманкой, — рассказывает мне одна из женщин. — Батюшка мне говорит: «Ты мне зубы не заговаривай. Когда креститься будешь?» Я ахнула и отвечаю: «С вами — хоть завтра». И покрестилась у него. У батюшки была сила подталкивать людей к Богу.

    Пришедшие проститься с батюшкой

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    Похоронили отца Дмитрия на территории храма. Прямо за алтарём. Это тоже древняя традиция — хоронить священников у их родных храмов. Ну, если место позволяет. Чтобы он всегда оставался со своим приходом. До самого воскресения.

    На ступенях храма.

    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    Теперь к отцу Дмитрию можно прийти в любое время. Поделиться горем. Поплакать о проблемах. Приходите к нему, как к живому. Ведь смерти, как говорил отец Дмитрий, нет.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]