Слободской С. Закон Божий. О храме. Благословение священника. О святых иконах. Как изображается Бог на святых иконах. Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах. О святых ангелах. О святых людях. О


Символика икон

Ска­чать в фор­ма­те Microsoft Word

В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии жесты, цве­та, пред­ме­ты в сим­во­ли­че­ском зна­че­нии не носят без­услов­ный характер. Как и Свя­щен­ное Писа­ние, ико­на име­ет несколь­ко мето­дов тол­ко­ва­ния: бук­валь­ный, алле­го­ри­че­ский, нрав­ствен­ный, духовный.

Про­стран­ствоПро­стран­ство в иконе отоб­ра­жа­ет­ся при помо­щи обрат­ной (зри­тель­ная пози­ция пере­но­сит­ся как бы внутрь про­ис­хо­дя­ще­го), сфе­ри­че­ской и пря­мой перспективы.
Вре­мяДля части икон харак­тер­на еди­но­вре­мен­ность изоб­ра­же­ния: все собы­тия про­ис­хо­дят сра­зу, чем под­чёр­ки­ва­ет­ся их общее духов­ное единство. Часто ико­на пока­зы­ва­ет собы­тия несколь­ких дней или даже целой жиз­ни свя­то­го, после­до­ва­тель­но изоб­ра­жая собы­тия на самой иконе или в клеймах.
Ком­по­зи­цияВне­вре­мен­но­му и вне­про­стран­ствен­но­му вос­при­я­тию ико­ны спо­соб­ству­ет и её ком­по­зи­ция, отли­ча­ю­ща­я­ся пол­ней­шей завер­шен­но­стью и отре­шен­но­стью от все­го внеш­не­го и свое­об­раз­ной мело­дич­но­стью. Замкну­тая ком­по­зи­ция и рит­мич­ность при­да­ют иконе отре­шен­ный от зем­ной жиз­ни харак­тер, про­ти­во­по­лож­ный гру­бо­му натурализму.
ФонЗоло­той фон ико­ны пред­став­ля­ет сия­ние сла­вы Бога, как погру­жен­ность мира в дей­ствен­ную силу Боже­ствен­ных энергий.
СветСвет – одно из имён Бога. В мире гор­нем нет теней. Ико­на явля­ет свя­тых, освя­щен­ных боже­ствен­ной бла­го­да­тью, а не чув­ствен­ным светом. Луч с небес­ных сфер – сим­вол боже­ствен­ной благодати. Три луча – ука­зы­ва­ют на то, что в любом боже­ствен­ном дей­ствии сле­ду­ет видеть уча­стие всех боже­ствен­ных Лиц.
Сим­во­ли­ка цветаВ каж­дой иконе сим­во­ли­че­ское реше­ние цве­та быва­ет раз­ным и под­чер­ки­ва­ет­ся дру­ги­ми изоб­ра­зи­тель­ны­ми сред­ства­ми. Поэто­му для того, что­бы понять, что сим­во­ли­зи­ру­ет тот или иной цвет, надо ори­ен­ти­ро­вать­ся не толь­ко на общую тен­ден­цию, но и на смыс­ло­вой и ком­по­зи­ци­он­ный кон­текст каж­дой кон­крет­ной иконы.
Сим­во­лы святостиСия­ние в фор­ме кру­га вокруг голо­вы — нимб. Нимб – отоб­ра­же­ние сия­ния нетвар­но­го Боже­ствен­но­го све­та, кото­рый пре­об­ра­жа­ет чело­ве­ка, соеди­ня­ю­ще­го­ся с Богом. Крест в ним­бе Спа­си­те­ля (кре­ща­тый нимб) – ука­за­ние на Его Крест­ную жерт­ву. Ино­гда на ико­нах Тро­и­цы кре­ща­ты­ми ним­ба­ми наде­ля­ют­ся все три Анге­ла, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие Три Лица Пре­свя­той Троицы. Квад­рат­ный нимб – в запад­ной тра­ди­ции у дона­то­ров (кти­то­ров). Ман­дор­ла – мин­да­ле­вид­ное сия­ние, сре­ди кото­ро­го изоб­ра­жа­ют Хри­ста и Бого­ма­терь, когда хотят пред­ста­вить их во славе.
Сим­во­ли­ка жестовРука, при­жа­тая к гру­ди – сер­деч­ное сопе­ре­жи­ва­ние, сокрушение. Рука, под­ня­тая вверх – при­зыв к покаянию. Рука, про­тя­ну­тая впе­ред с рас­кры­той ладо­нью – знак пови­но­ве­ния и покорности. Две руки, под­ня­тые вверх – уси­лен­ная молитва. Руки, под­ня­тые впе­ред – моле­ние о помо­щи, жест просьбы. Руки, при­жа­ты к щекам – знак печа­ли, скорби.
Сим­во­ли­ка предметовДуб – на ико­нах Тро­и­цы сим­во­ли­зи­ру­ет дре­во жиз­ни, бук­валь­но – мам­врий­ский дуб. Дом – сим­вол домо­стро­и­тель­ства, руко­твор­но­го мира, церк­ви, рай­ские обители. Гора – сим­вол духов­но-нрав­ствен­но­го восхождения. Золо­той венец – сим­вол духов­ной победы. Крас­ный крест – сим­вол муче­ни­че­ства, цар­ско­го достоинства. Цве­ток ане­мо­на – знак скор­би Бого­ро­ди­цы (обыч­но на ико­нах «Рас­пя­тие» и «Сня­тие с Креста»). Юно­ша с тру­бой – ветер (на ико­нах Страш­но­го суда). Копье в руках свя­то­го – побе­да над тем­ны­ми силами. Ука­зу­ю­щий перст (дес­ни­ца) нис­хо­дя­щая с неба – Боже­ствен­ный промысл. Лест­ни­ца – духов­ное воз­вы­ше­ние и стрем­ле­ние к Богу. Пеще­ра часто явля­ет­ся алле­го­ри­ей преисподней. Лоза – Хри­стос и Его Цер­ковь. Гроз­дья вино­гра­да – сим­во­лы церк­ви и евхаристии. Посох у анге­ла – сим­вол небес­но­го посланничества. Жезл в руках анге­ла – это сим­вол вла­сти и достоинства. Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла или Миха­и­ла мож­но уви­деть на ико­нах с гло­бу­сом (часто свет­лым и про­зрач­ным, как стек­лян­ный шар или сфе­ра) или зер­ка­лом, обо­зна­ча­ю­щи­ми небес­ную сфе­ру, сим­во­ли­зи­ру­ю­щую миро­зда­ние или щит. Тру­бы в руках анге­лов – сим­во­лы зву­ка и вет­ра. Во вре­мя Страш­но­го суда анге­лы, в том чис­ле и архан­гел Миха­ил, тру­бят в трубы. Ино­гда анге­лы изоб­ра­жа­ют­ся с ору­ди­я­ми Стра­стей Хри­ста. Чаще все­го крест, копье, чашу и трость с губ­кой дер­жат архан­ге­лы Миха­ил и Гавриил. Раз­вер­ну­тые свит­ки в руках анге­лов содер­жат сло­ва при­вет­ствия, хва­леб­ные гим­ны, поуче­ния для вхо­дя­щих в храм.
Обра­зы из Свя­щен­но­го ПисанияЗоло­той крест, якорь и серд­це – вера, надеж­да и любовь. Кни­га – Еван­ге­лие, Кни­га Жиз­ни, дух премудрости. Золо­той под­свеч­ник – Свя­той Дух (семь све­чей – семь даров Св. Духа). Рог – сим­вол крепости. Гро­мо­вые стре­лы – дух гне­ва Божия. Голу­би­ца, дер­жа­щая во рту ветвь – сим­вол мира и мило­сти Божией.
Сим­во­лы местонахожденияУка­зы­вая, так же как и пей­заж, на то, что про­ис­хо­дя­щее в иконе дей­ствие исто­ри­че­ски свя­за­но с опре­де­лен­ным местом, архи­тек­ту­ра всю пол­но­ту это­го дей­ствия нико­гда в себе не вме­ща­ет. Она лишь слу­жит для него фоном, ибо по само­му смыс­лу ико­ны дей­ствие не замы­ка­ет­ся, не огра­ни­чи­ва­ет­ся местом, так же, как явлен­ное во вре­ме­ни, оно не огра­ни­чи­ва­ет­ся вре­ме­нем. Поэто­му собы­тие перед хра­мом или зда­ни­ем, где сня­та перед­няя сте­на, озна­ча­ет, что оно про­ис­хо­дит внут­ри хра­ма или зда­ния. Собы­тие перед пеще­рой – может зна­чить в пеще­ре. Два-три дере­ва может сим­во­ли­зи­ро­вать лес. Если мы срав­ним то, как пере­да­ет­ся в иконе чело­ве­че­ская фигу­ра и как пере­да­ет­ся зда­ние, то уви­дим меж­ду ними боль­шую раз­ни­цу: чело­ве­че­ская фигу­ра, за ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, все­гда пра­виль­но постро­е­на, в ней все на сво­ем месте; то же и в одеж­де. Архи­тек­ту­ра же, как по сво­им фор­мам, так и по их рас­пре­де­ле­нию под­черк­ну­то ало­гич­на. Две­ри и окна часто про­би­ты не на месте, раз­мер их не соот­вет­ству­ет их назна­че­нию и т. д. Смысл это­го явле­ния в том, что архи­тек­ту­ра – един­ствен­ный эле­мент в иконе, при помо­щи кото­ро­го мож­но ясно пока­зать, что про­ис­хо­дя­щее перед наши­ми гла­за­ми дей­ствие — вне зако­нов зем­ной логи­ки, вне зако­нов зем­но­го бытия.
Пра­вая и левая сторонаМожет ука­зы­вать на пра­вед­ность и гре­хов­ность. Напри­мер, сле­ва от Хри­ста – девы нера­зум­ные, спра­ва – разум­ные. Или люди на ико­нах Страш­но­го Суда.
Сим­вол прис­но­дев­ства БогородицыТри звез­ды на мафо­рии Бого­ро­ди­цы – сим­вол Её дев­ства до, во вре­мя и после Рож­де­ства Христова.
Склад­ки на одеждеНе слу­чай­ны и бес­по­ря­доч­ны, а под­чи­ня­ют­ся общей гар­мо­нии обра­за свя­то­го, их рит­мич­ность под­чёр­ки­ва­ет и движение. Харак­тер рас­по­ло­же­ния скла­док на одеж­дах свя­тых сви­де­тель­ству­ет о вре­ме­ни напи­са­ния ико­ны. В VIII–XIV веках склад­ки рисо­ва­лись частые и мел­кие. Они гово­рят о силь­ных духов­ных пере­жи­ва­ни­ях, об отсут­ствии духов­но­го спо­кой­ствия. В XV–XVI веках склад­ки рису­ют пря­мы­ми, длин­ны­ми, ред­ки­ми. Через них как бы про­би­ва­ет­ся вся упру­гость духов­ной энер­гии. Они пере­да­ют пол­но­ту упо­ря­до­чен­ных духов­ных сил.
Поло­же­ние фигур на иконеСвя­тые повер­ну­ты к нам пря­мо или на три четверти. Ико­на – сред­ство для молит­вен­но­го обще­ния, молясь, мы встре­ча­ем­ся со свя­ты­ми лицом к лицу. Про­филь озна­ча­ет отсут­ствие непо­сред­ствен­но­го обще­ния и исполь­зу­ет­ся лишь в ком­по­зи­ци­ях, обыч­но у несвя­тых лиц – волх­вов, пастухов.
Живот­ныеПели­кан – сим­вол веч­ной жиз­ни, вос­кре­се­ния, чадолюбия. Сим­во­лы Еван­ге­ли­стов чаще: Мат­фей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл.
Сим­во­ли­ка цер­ков­ных ТаинствСосуд с водой – Таин­ство Крещения. Ала­васт­ро­вый сосуд (сосуд с длин­ным гор­лыш­ком) – Таин­ство Миропомазания. Чаша и дис­кос – Таин­ство Причащения. Сосуд с еле­ем – Таин­ство Елео­освя­ще­ния (собо­ро­ва­ния).
Сим­во­ли­ка небес­ных телИзоб­ра­же­ния све­тил под­чёр­ки­ва­ют, что они явля­ют­ся лишь частью тво­ре­ния; небес­ные тела участ­ву­ют во «все­лен­ском бого­слу­же­нии» и под­чи­ня­ют­ся воле Творца. В сцене Рас­пя­тия почти все­гда при­сут­ству­ют два дис­ка. Это зна­ки солн­ца и луны.
Дви­же­ниеФизи­че­ское дви­же­ние на иконе под­чи­не­но обще­му смыс­лу ком­по­зи­ции и част­но­му смыс­лу дан­но­го пер­со­на­жа. Зато осо­бы­ми сред­ства­ми пере­да­ет­ся дви­же­ние духа – позой фигу­ры, рук, склад­ка­ми одеж­ды, цве­том и глав­ное – гла­за­ми. Там сосре­до­то­че­на вся сила нрав­ствен­но­го подви­га, вся сила духа и его власть над телом.
Оде­я­нияОде­я­ния поз­во­ля­ют под­черк­нуть ста­тус того, кто изоб­ра­жен на иконе. Шуба или пур­пур­ная ман­тия явля­ют­ся атри­бу­том свя­тых кня­зей, плащ – вои­нов, а белый гима­тий сим­во­ли­зи­ру­ет мученичество. Анге­лы на ико­нах обла­че­ны в рос­кош­ные одеж­ды визан­тий­ских при­двор­ных (что сим­во­ли­зи­ру­ет их служ­бу Царю Небес­но­му). Бесы, напро­тив, пишут­ся голы­ми, так как «обна­же­ны от вся­ко­го бла­га» (этот сим­вол сле­ду­ет вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, посколь­ку обна­жён­ны­ми изоб­ра­жа­ют­ся и пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева в Эде­ме, но в этом слу­чае это озна­ча­ет невин­ность и чисто­ту помыс­лов до грехопадения).
Сим­во­лы, поз­во­ля­ю­щие пер­со­ни­фи­ци­ро­вать цен­траль­ный образ иконыПре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го при­ня­то писать дер­жа­щим на ладо­ни осно­ван­ный им мона­стырь, пра­вед­ный Ной дер­жит в руке ков­чег, про­рок Мои­сей – скри­жа­ли Заве­та, цели­тель и вели­ко­му­че­ник Пан­те­лей­мон тра­ди­ци­он­но изоб­ра­жа­ет­ся с коро­боч­кой лекарств, прп. Андрей Руб­лев – с ико­ной Свя­той Тро­и­цы, а прп. Сера­фим Саров­ский – со свит­ком изре­че­ний и молитв.

См. так­же:

  • Сим­во­ли­ка ико­ны диа­кон Андрей
  • Ико­но­по­чи­та­ние и ико­но­пись в бого­слу­жеб­ной жиз­ни Церк­ви Настоль­ная кни­га священнослужителя
  • Фото­вик­то­ри­на “Сим­во­ли­ка иконы”
  • Тест: Хри­сти­ан­ская символика

Цвет и его символика в иконописи

В своих публикациях я хочу продолжить вас знакомить с иконой. Сегодня я хочу остановиться на цвете и его символике в иконописи. Многие, наверное, задавали себе вопрос — почему некоторые иконы такие тёмные? Почему у своего святого вместо красного плаща нельзя написать, например, розовый или сиреневый, ведь это мой любимый цвет и я хочу видеть его на своей иконе.Так вот, чрезмерная красивость явно вредит иконе, отвлекая внутренний взгляд от раскрывающейся Тайны. Красота иконы заключается в чрезвычайно строгом иерархическом равновесии цвета, отдельных форм, света, линий. Это особый язык, элементы которого коренятся в Софии (Премудрости) и выражают ее точно так же, как слова выражают мысль.

Символика цвета в иконе так же, как и композиция и пластика, отражают Божественную премудрость. У каждого цвета свое место, свое значение. Цвета в иконе никогда не смешивались. Спектральный анализ показал, что цвета в древней иконе накладывались один на другой. Происходило свечение нижнего слоя из-под верхнего. До сих пор посещая музеи, мы можем наблюдать этот прием, например, на одеждах святых — вроде бы цвет зеленый, а из-под него виден желтый. То есть синий, наложеный на желтый давал зеленый цвет одежд. Тем самым иконописец получал возможность получать необходимое количество цветовых оттенков для наиболее полного раскрытия образов. Так достигалось гармоничное переложение цвета нашего «тварного Мира» на икону. У живописцев для получения цвета краски смешиваются друг с другом, это по нашему «по-мирски», а наложение красок друг на друга дает им определенный «неземной» оттенок. Сейчас продолжая традиции, настоящие иконописцы пишут именно так — лессировками, то есть накладывая один цвет на другой, добиваясь нужного оттенка. Для того чтобы добиться более неземного эффекта, показать, что святой изображен в другом горнем мире, на цветные драппировки одежд наносятся пробела (высветления объёмных мест) другого цвета.

Итак, приступим.

Основной цвет в иконе золотой, его мы чаще всего видим на иконе, так как именно он символизирует цвет царствия Божия, Божие присутсвие, свет вечности и благодати. Золотом часто покрывают фон иконы, как бы говоря о неземном свете горнего мира. После золота наиболее часто встречаютс охристые или охристо-жёлтые фоны — эти цвета на фонах несут тот же смысл, а связано их появление с тем, что раньше те, у кого не было средств приобрести золочёную икону просто просили написать более «бюджетный вариант». Ведь иконы были в каждом доме обязательно, а по бедности некоторые люди могли позволить себе лишь самое простое написание. Золотом или же охрой делаются нимбы над головами святых, также показывая нам неземное свечение.

Золото мы также видим на одеждах Богородицы и Спасителя, крыльях Ангелов, подножий, тронов, евангелий, распятий. Так же иногда мы видим на одеждах святых, евангелиях, крыльях ангелов золотые лучи — штрихи они называются ассистом. Они изображают нетварный Свет, присутствие самого Божества в сиянии Божественных лучей.

Следующий цвет — белый. Белый цвет — символ Божественного света, свечения. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники — люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей (например, на икроне «Успения Богородицы», где Христос сам с принял душу матери в виде спеленутого младенца и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души. Близкое значение несёт и серебряный цвет который является символом чистоты плоти и евангельского красноречия — «Слова Господне — слова чистые, серебро, очищеное от земли в горниле, семь раз переплавленое» (Пс.:11:7)

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет символизирует стремление к Богу, символ неба. Одежды Спасителя — синий гиматий, символ его Божественности. Также синий символизирует тайну, мудрость и откровение. Это также цвет апостольских одеяний. Голубой цвет считается цветом Богородицы, так как символизирует небесную чистоту. Голубым также как золотом и охрой делались фоны икон, неся тот же смысл небесного света и чистоты. Но голубой пигмент был дороже, чем пигмент охры, так как его было сложнее достать. До сих пор лазуриты и голубые минеральные пигменты не дешевы в цене. Фоны росписей во многих храмах, посвященных Богородице, выполнены синими и голубыми цветами. Синий цвет в соединении с пурпурным даёт вишнёвый которым также пишутся одежды Богоматери. Соединение синего и вишнёвого цветов символизируют соединение земного и небесного. Одежды Божией матери принято писать как голубыми (например, как в иконах «Покрова» или «Неувядаемый цвет»), так и бордовым цветом. Оба варианта вполне соответствуют иконописному канону.

Красный — один из самых заметных и часто встречающихся цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, огня, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Первые крашеные яички всегда окрашивались в красный цвет, о чём мы можем прочитать в притче о мироносице Марии Магдалине. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображаются на иконах мученики, тёмно-красный хитон Спасителя — символ его человеческой природы. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны — как знак торжества вечной жизни. Красный цвет, несущий в себе природу огня имеет также и еще одно значение — угрозы, крови, огня, поэтому его также используют и в иконах с изображением страшного суда, рассказывающих нам о муках и страданиях ада.

Пурпурный цвет (бордовый, багряный) был очень важен в Византийской культуре и постепенно перешёл в русскую иконопись. Это цвет Бога на небе, императора правителя на земле. Только император мог надевать одежду пурпурных оттенков, восседать на пурпурном троне, подписывать указы пурпурными чернилами. Отсюда в русской иконописи появилась традиция писать одежды, обувь у святых царей и князей этим цветом. Киноварь была самым дорогим цветом, так как этот ртутный минерал было трудно добыть. Поэтому соответствовала своему назначению. Киноварь имеет оттенок от рыжего до ярко алого. В настоящее время ее заменяют кадмием красным, но преданные своему делу иконописцы по-прежнему применяют киноварь для передачи неповторимых красных оттенков. В старину кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью, так они и изображаются на иконах как самая дорогая и значимая вещь. Также это цвет используется для одежд Богоматери царицы небесной.

Зеленый цвет — цвет Святого Духа природный, живой. На праздник святой Троицы и Духов день Храмы облачают в зеленый цвет, украшают свежей зеленью, священники надевают зелёные облачения. Это цвет травы и листьев, цветения, вечного обновления. Зеленым цветом писали «позём» — землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества. Зелёным пишется виноградная лоза как символ, древо жизни. Означает символ вечной жизни, победу жизни над смертью, дарованной нам Спасителем.

Коричневый цвет напоминает о бренности человеческой природы — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Коричневым или охрой пишутся горки, земля. Также он означает смирение, бедность, отречение от мира. Им также пишутся одежды святых пустынников, странников, затворников.

Чёрный цвет очень редок в иконе. Присутствует лишь при изображении Ада, пещеры, могилы. Он обозначает отсутствие Божественного света. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Нужно отметить,что есть такие цвета, которые принципиально не используются в иконе, например, серый. Его получают из смешения черного цвета с белым, на языке символов добра и зла,что порождает двусмысленность, неясность и пустоту недопустимые понятия в иконописи. Однако не стоит думать, что икона — это детская раскраска, разукрасил кого чем нужно и все. Кроме цвета в иконах присутвует достаточно других символов, а в сонме они все образуют икону, через которую мы обращаемся к первообразу.

В иконе нет строгих рамок для каждого цвета, но говоря о русской иконописи, стоит отметить, что в ней существуют свои каноны, в рамки которых должна укладываться цветовая гамма. Каноны не ограничивают пространства иконописца, а наоборот помогают ему совершенствоваться. Чистота и ясность красочного слоя иконы всегда свидетельствовали о чистоте духовного состояния иконописца. И наоборот, серые, ахроматические, неясные оттенки ликов, одежд Святых и фонов говорят о художественной и духовной незрелости иконописца. Икона — не слепое выкрашивание одежд и ликов какими угодно цветами, но цветами, наделенными живой силой мысли и образа. Раскрывая икону, наделяя каждую форму определенным цветом, древний художник вводил в икону софийное содержание, то есть краски мудрости.

Влияние цвета на человеческую душу огромно. Правильно гармонирующие цвета порождают мир, покой и любовь. Неясные, резкие, дисгармоничные — разрушение, тревогу, печаль. Очень важно с самого начала развития художественных навыков иконописца привить чувство цветовой гармонии, которое заложено в самой окружающей нас Богосотворенной природе. Здесь стоит отметить, что общая цветовая гамма иконы также зависит и от места географического проживания иконописца. В северных районах мы реже встречаем яркие, а чаще холодные и спокойные тона, а в средней полосе наиболее насыщеные яркие оттенки. Прекрасное Это не только то, что радует глаз, но и то, что питает наш ум и просветляет душу!

Канон христианской иконы

Каноничность можно назвать основным признаком или особенностью иконы. Поскольку этот образ должен был использоваться в церковной практике и осуществлять связь человека с Богом, то всё в нем должно было быть подчинено единым «правилам», т.е. канону. Этот канон определялся в первую очередь богословским содержательным компонентом, а уже потом эстетикой. Композиция изображения, фигуры иконы, цвет, аксессуары и т.д. обуславливались догматикой, что делало их понятными для всех верующих.

Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.

В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений. Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».

Распространялся иконографический канон на следующие элементы:

Сюжет и композиция изображения на иконе

Сюжетно икона соответствовала Писанию, выбор содержательного элемента оставался за церковью. Для воплощения того или иного заказа у иконописца имелись образцы, прорези и так называемые «Толковые подлинники», в которых все изображение уже было представлено и задано. Именно по этим сюжетно-композиционным «стандартам» верующие и узнавали икону и могли различать их по существу.

Интересно, что на Руси уже с 12 века византийский канон начинает претерпевать национальную «модернизацию», когда устойчивые типы иконографии «видоизменяются» или даже появляются новые собственные, обусловленные местными традициями. Так возник канон Богородичного Покрова, например, или иконы с образами святых определенной местности.

Фигура на иконе

Канонически изображение фигуры тоже строго «регламентировалось». Так, основная (или семантически главная) фигура должна была быть расположена фронтально, т.е. лицом к верующему. Она давалась неподвижно и крупно. Такая фигура была «центром» иконы. Менее значимые фигуры в данном сюжете представлялись в профиль, их характеризовало движение, сложная поза и т.д. Если на иконе присутствовал человек, то он изображался вытянутой фигурой с акцентом на голове. Если это было лицо человека, то в нем выделялась верхняя часть лица с акцентом глаз, лба. Таким способом подчеркивалось преобладание духовного над чувственным. В контраст — рот человека рисовался бесплотным, нос тонким, подбородок маленьким. В изображениях святых рядом с лицом писалось их имя.

Теория христианской иконы

Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.

Образы имели свою иерархию:

  • Бог – это первообраз
  • Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
  • Человек – третий вид

Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.

Сам Бог-Отец у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.

Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]