Приход антихриста: пророчества, знамения, последствия

В христианском учении, как и в большинстве других религий, существуют не только положительные образы, но и отрицательные. О ключевом воплощении зла повествуется в писаниях, рассказывая, кто такой антихрист. Существует несколько версий о его миссии, времени прихода, внешнем виде и последствиях пришествия.

В широком смысле

На вопрос о том, кто такой антихрист, можно дать два ответа. Это связано с тем, что существует два представления о нем, общее и частное.

В общем смысле – это тот, кто:

  • отвергает существование Иисуса Христа;
  • не исповедует его, пришедшего во плоти;
  • отвергает Отца с Сыном.

Так повествует об антихристе Иоанн Богослов, евангелист, в одном из своих посланий. При этом он прибавляет, что таких появилось множество и будет их еще много. Но это только предшественники прихода антихриста, понимаемого в строгом смысле этого слова. Иоанн Богослов также пишет о нем, называя его последний и великим. Именно о нем чаще всего и идет речь, когда говорят о пришествии на землю антихриста.

В строгом понимании

Рассматриваемое слово по-гречески пишется как ό αντί-χριςτος. Его значение – это враг, противник Христа, который обманом выдает себя за него. Предлог αντί, будучи присоединенным к другому слову, как правило, обозначает «против». Но есть у него и второе значение – «вместо». Пророчества о приходе антихриста в Священном Писании свидетельствуют о том, что он понимается и в качестве его противника, врага, и в качестве лжехриста, то есть его замены.

Апостол Павел говорит о нем, как о человеке греха, превозносящемся выше всего, называющемся Богом, выдающем себя за него, который сядет в храме Божием. Он противится Всевышнему и Иисусу.

В Евангелии от Иоанна Христос сказал иудеям, что он пришел к ним во имя Отца своего, но они не принимают его, а если придет другой во имя свое, то будет ими принят. Под этим подразумевается приход антихриста. Указание на это есть также и в Евангелии от Матфея, когда Иисус пророчествует о кончине мира.

Кто же это такой?

В греческом языке слово «анти» может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к Антихристу оба значения правомочны, так как Антихрист будет и противником Христа, всячески истребляющим христианство, и тем, кто попытается занять его место. В широком значении персонаж Антихриста следует понимать как всякого, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1Ин. 2:22).

Апостол Павел называет Антихриста «человеком греха и сыном погибели» (2Фесс. 2:3). Причем его пришествие по действию сатаны будет со всякою «силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фесс. 2:9). Имя Антихриста неизвестно, но известно его число – 666, точнее числовой эквивалент его имени. Мы не знаем, что означают эти три шестерки, хотя было достаточно спекуляций на эту тему не только среди сектантов, касающихся «расшифровки» этих шестерок (например, у адвентистов), но и в околоправославной среде, где с завидной регулярностью появляются буклеты и листовки с очередными «откровениями» о них. Люди упорно стремятся расшифровать это число. К сожалению, этому сопутствуют неадекватные акции, ажиотаж в обществе, призывы к «уходу из мира» (по аналогии с пензенскими закопанцами), отказ от идентификационных номеров, сотовых телефонов, компьютеров, решительной борьбе с масонами (знать бы еще, где их искать!) и проч.

В Новом Завете об Антихристе говорится следующее:

1. Придет он во имя свое: «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2Фесс. 2:4), «…придет во имя свое» (Ин. 5:43), то есть будет бороться против всех религий, поскольку характерной чертой его будет богохульство (Откр. 13:5,6).

2. Будет выдавать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс.2:4).

3. У него будут лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» (Мф. 24:24).

4. У сатаны религиозная власть будет сочетаться с властью политической – своеобразная сатанократия: она будет «…над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7).

5. Его власть будет продолжаться 3,5 года (Откр. 13:5) – или 42 месяца, а точнее 1260 дней (Откр. 12:6). Этот срок равняется продолжительности общественного служения Христа на земле.

6. Все, кто не примет его власти, будут истребляться: «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15).

7. Церковь вынуждена будет «скрываться в пустыне» (Откр. 12:1-6). Но «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), и Евхаристия не прекратится до Второго Пришествия (1Кор. 11:26).

8. Отдельных святых этой сатанинской власти будет попущено победить: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:7).

Сокрушит же силы зла окончательно и бесповоротно Сам Иисус Христос; Он поразит Антихриста «…духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» (2Фесс. 2:8). После всех этих событий начнется Суд Христов.

Процитируем некоторых известных святых отцов, как древних, так и XIX века, об Антихристе, чтобы дать патристическое толкование этому явлению.

Другие названия

В Священном Писании даются и прочие наименования антихриста. Речь идет о:

  • нечестивом;
  • опустошителе;
  • человеке греха;
  • человеке беззакония;
  • сыне погибели;
  • беззаконнике;
  • малом роге ужасного зверя;
  • звере багряном;
  • звере, выходящем из моря.

Так, о малом роге, который вырос среди десяти других у ужасного, сильного зверя, подразумевая приход антихриста, говорит пророк Даниил.

В Апокалипсисе сказано о звере с десятью рогами и семью головами, выходящем из моря, одновременно похожем на медведя, льва и барса. Там же описывается и зверь багряный, восьмой из семи. Он выходит из бездны.

Число имени

Все указанные выше названия являются либо нарицательными, либо описательными. Как нарицательным является и антихрист. В писании его собственное имя не открывается, оно неизвестно. Ириней Лионский объясняет это тем, что оно не достойно того, чтобы быть освященным от Святого Духа.

В Апокалипсисе указывается лишь число 666, относящееся к имени зверя, то есть антихриста. Поэтому его называют звериным числом. Язык Апокалипсиса – греческий, а в нем, как и в славянском, каждая из букв алфавита обозначает число. Поэтому Богословы полагают, что имя зверя состоит из цифр, которые в сумме дадут число 666.

Число антихриста

Во многих религиозных учениях и кинематографе объяснение того, кто такой антихрист по Библии, сопровождается особым номерным знаком или числом зверя. Считается, что 666 – это нумерологическое шифрование имени ставленника Сатаны. Оно часто употребляется в сатанинской атрибутике, также как и перевернутый крест. Во все времена в облике или имени предполагаемого антихриста люди пытались вычислить это число, руководствуясь различными методиками исчисления и предположениями. Официальная церковь отрицает нумерологию и ее влияние на приход лжепророка и спасителя.

Антихрист – это человек

О том, что это человек, определенное лицо, говорит Священное Писание. Устами святых отцов и учителей древняя Вселенская церковь всегда проповедовала учение, согласно которому это единоличный человек. И даже еретики не отвергали это учение, не сомневались в его истинности. Впоследствии оно получило признание и в Восточной православной церкви, и в Римско-латинской.

Что касается точки зрения протестантов, а также русских раскольников, то они рассматривают антихриста как лицо коллективное, означающее множество лиц. Или же под ним подразумевают дух зла, который находит проявление в этих лицах и в людях вообще.

Это учение провозгласил Мартин Лютер. В наше время часть протестантских ученых не придерживается его. Ортодоксальная церковь считает его ложным, еретическим. Так же, как и учение Бретшнейдера, протестантского рационалиста, о том, что антихрист – это олицетворение зла.

Кто спасется от антихриста?

И только Русская православная церковь сможет устоять и не подчиниться. Потому что не были мы никогда, слава Богу, под турками. Воевали с ними и, очень часто, успешно. Наша историческая память такова, что нечего им подчиняться, а нужно сопротивляться. Византийскую церковь уважаем, но ее вселенской власти не признаем. Уверены, что глава Православной церкви — это Иисус Христос, и никто иной более. Земля у нас совсем другая, на краю света, никогда под зверем не была. Территориально не подчинялись и не подчинимся.

«И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей». Жена вполне может спастись в пустыне на северном краю света.

Потому что Иисус Христос сказал, что одну церковь сохранит «от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр.3:10). И почему бы это не быть Русской Православной церкви?

Вот с какой теперь стати, позвольте спросить, утверждается, что антихрист будет иметь мировую власть? Если сказано, что, как минимум, одна церковь, слава Богу, будет избавлена от него? И «врата ада ее не одолеют»? (Матф.16:18) Если это Русская Православная церковь, то представьте, какая это огромная территория.

Утверждается это на основание того, что в Откровении упоминается «вся земля». Которая «дивилась, следя за зверем, и поклонились дракону», давшему власть зверю».

От кого он произойдет?

По мнению богословов, по природе он будет таким же человеком, как и все люди. И родится он так же, как и все они. Священное Писание, как и Церковное Предание, не содержат сведений о том, что антихристом будет воплотившийся дьявол. Так же, как и о том, что его происхождение будет связано со смешением злого духа и женщины.

Ответы на вопросы о том, от кого произойдет антихрист, и где он родится, не являются однозначными. Распространенным является мнение о том, что он будет выходцем из иудеев, из колена Данова. Есть предположение о том, что он будет из языческой среды. Есть мнение и о том, что он произойдет из извращенного христианства.

С древних времен существовало представление о том, что он родится от незаконной связи. Одни считают местом его рождения Вавилон, другие Рим.

Деятельность

Святое писание и отцы церкви представляют Антихриста лидером восстания, который станет царём внезапно, после некоего «возмущения». По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, этот человек будет «всемирным царём».

«Предложит Антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут Антихриста, нарекут его своим владыкой», – писал святитель.

Главное, что Антихрист сделает за отпущенное ему короткое время правления – наложит на каждого человека, от мала до велика, некое «начертание», без принятия которого никто не сможет ни продавать, ни покупать. «Число имени зверя», указанное в начертании, равняется шестисот шестидесяти шести. В Ветхом Завете именно столько талантов золота приходило каждый год к царю Соломону. Т.е. данное число содержит намёк на богатство и налогообложение.

Начав с «образа святости», через некоторое время мировой правитель устроит последнее гонение на христиан. Однако это время, названное Великой скорбью, продлится недолго.

Легенда о Нероне

Во времена древних христиан сложилась легенда об императоре Нероне, как об антихристе. Она имела две версии. По одной из них, его не убили, а он отправился к парфянам, где и живет скрытно. Некогда он явится под видом антипода Христа. И тогда римляне будут им жестоко наказаны. Другая версия гласит о том, что Нерон действительно погиб, но в будущем он воскреснет, а воскресший император и будет ожидающимся зверем.

Когда ожидается его приход? Антихрист появится непосредственно перед следующим пришествием Христа. Оно грядет перед концом мира. Об этом говорится в таких источниках, как:

  1. Книга пророка Даниила.
  2. Апокалипсис.
  3. Евангелия.
  4. Второе Послание апостола Павла к Фессалоникийцам.

Но поскольку дата пришествия Христа и кончины мира неизвестны, неизвестным является также и то, когда придет антихрист.

Молитва против антихриста

Для спасения человеческой души перед своим вторым пришествием Христос, оставил определенные руководства к действию:

  1. Участвовать в церковных таинствах, впуская Христа в свою жизнь и душу.
  2. Жить в соответствии с данными Господом заповедями.
  3. Соблюдать умеренность и аскетизм в жизни, в том числе и поститься.
  4. Ежедневно произносить молитвы во спасение своей души.

Молитва от антихриста была написана Оптинскими старцами, являющимися представителями духовного руководства. Существует две самые распространенные ее вариации:

  1. Преподобный Анатолий Потапов записал ее так: «молитва1».
  2. Преподобный Нектарий предложил несколько иной вариант: «молитва2».

Библейские предсказания

Однако в Библии все-таки указывается на события, которые должны указывать на приход антихриста. Он будет готовиться в продолжение длительного периода. Апостол Павел описывал это подготовление как «тайну беззакония уже действующую».

Под этим он, вероятно, подразумевал действия сатаны, который до времени сеял зло тайным образом, а при антихристе начнет открыто и ожесточенно бороться на земле против Христа и Царства Божия. Об этом сказано также и в Апокалипсисе.

В Евангелии от Матфея есть притча о пшенице и плевелах, которая учит о том, что добро и зло растут и развиваются совместно, и это будет продолжаться до конца мира. Рост плевел, как и зла, и является признаком прихода антихриста.

Какие же это признаки?

Первый признак – повсеместное распространение Евангелия: «Проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Второй признак – появление лжехристов: «Многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» (Мф. 24:5). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11). Третий признак – глубокое падение нравственности: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Четвертый признак – разрушительные войны: «Также услышите о войнах и военных слухах ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:6,7). Пятый признак – природные катаклизмы: «Будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7). «Море восшумит и возмутится» (Лк. 21:25). Но, как было сказано выше, перед Пришествием Господа для суда над народами прежде должен будет прийти Антихрист, которого дьявол выдвигает как свое особое орудие зла.

Предтечи

В частности, подготовителями этого события являются его предшественники или предтечи. К ним относятся люди, которые нечестивы и враждебны Богу. Те, которых называют антихристами в широком смысле этого слова. Иоанн Богослов говорит о том, что дух зверя уже есть в мире. Это дух противостояния Всевышнему и воплотившемуся Сыну его.

Некоторые из этих антихристов видятся прообразами последнего. Таким в Ветхом Завете был Антиох IV или Антиох Епифан. Этот сирийский царь жестоко гнал иудеев и их веру, стремясь к их полному искоренению.

Другие прообразы видят в Валааме и Голиафе, бывших противниками Моисея и Давида. Двух последних рассматривали как прообразы Христа. Прообразы антихриста видят также и в царях Тирском и Вавилонском. Все они являются отдаленными подготовителями пришествия зверя.

Знак антихриста

В писаниях Иоанна Богослова говорится о некой «печати антихриста», как символе отречения от истинного Бога и следовании за Сатаной. Ее нанесение на руку и чело означает об осознанном или неверном выборе человеком пути против Христа. Некоторые считают таким знаком так называемый крест антихриста. Он представляет собой перевернутый на 180 крест, означающий издевку и насмешку над религией.

Некоторые представители религиозных течений считают, что антихрист уже родился из-за повсеместного распространения штрих-кодов и кредитных карт, электронных паспортов, получивших популярность во всем мире. Оценивают такие изображения как знаки лжепророка, которые имеет большая часть людей на планете. То есть считается, что предписанное «клеймение» уже произошло.

В последние времена

Более явные знамения пришествия антихриста проявятся во времена его непосредственного приближения. Тогда особенно усилится рост зла. Об этом, в частности, говорится:

  1. В речи Иисуса, посвященной разрушению Иерусалима и кончине мира.
  2. В посланиях апостола Павла, адресованных Тимофею.
  3. У Иоанна Богослова в Апокалипсисе.

В этих источниках есть предсказания, о том, что в последние времена особенно распространятся и умножатся всевозможные пороки, неверие и нечестие. Вера будет оскудевать, а любовь охладевать. Религиозно-нравственный упадок повлечет за собой неизбежный упадок установившегося семейного строя, а за ним и общества, и государства.

В связи с упадком нравственности и религии, с расстройством в общественных отношениях будут умножаться и людские бедствия. Отчасти это явится следствием усиления порочности, а отчасти – Божьим наказанием за это.

Из этой самой бездны зла и бедствий и восстанет антихрист. Поэтому Иоанн Богослов и видел его в виде зверя – то выходящего из бездны, то из моря. Святой Ириней говорит, что он возглавит все нечестие и коварство, сосредоточив в себе всю богоотступническую силу.

Предсказания об антихристе

Определенные пророчества об антихристе можно встретить в различных трудах святцев и служителей церкви, их высказываниях, записанных другими людьми. Самые популярные и цитируемые в христианстве можно встретить в:

  1. Повествовании евангелиста Иоанна Богослова «Апокалипсис».
  2. Посланиях апостола Павла, адресованных Тимофею.
  3. Речи самого Иисуса Христа о кончине мира и разрушении Иерусалима.
  4. Повествованиях святителя Игнатия Брянчанинова.
  5. Произведениях раннехристианского автора Ипполита Римского.

Как будет выглядеть антихрист?

Больше всего легенд и мифов о пришествии антихриста строится на внешнем виде беззаконника. Мнения здесь разнятся:

  1. Одни люди убеждены, что это будет лжепророк, то есть человек. Он родится у женщины без мужского семени, как и Иисус. Однако женщина эта будет блудницей и колыбелью земных пророков. Такое утверждение ближе всего к общепризнанному понимаю того, кто такой антихрист. Это будет вполне обычный человек внешне, стремящийся занять место Христа и вводящий верующих в заблуждение своим умиротворенным и «святым» внешним видом, напоминающим Иисуса.
  2. У Иоанна Богослова встречается другое описание врага верующих. В произведении «Апокалипсис» автор описывает образ страшного зверя с семью головами и десятью рогами. Туловище у чудовища напоминает барса, ноги – медведя, а пасть – льва. Безбожник будет наделен недюжей драконьей силой от самого Сатаны.
  3. В мусульманстве тоже есть образ антихриста. Там он предстает как большой краснокожий широкотелый человек с кудрявыми волосами и особой буквой на лбу.

Зачем придет антихрист?

В христианской религии точно сформулировано предположение о том, с какой целью состоится приход антихриста на Землю:

  1. Адам и Ева, искушенные Сатаной, были изгнаны из рая на Землю. Ослушавшись создателя и вкусив запретный плод, они предали Люциферу возможность управлять ими и Землей, которая была создана богом для людей.
  2. Во время первого пришествия Христа, спаситель научил людей тому, как выйти из под гнета Дьявола. Для этого нужно оставить грех, тогда Сатана не сможет повелевать человеком. На своем примере он показал, что безгрешный находится под покровительством Бога, и искупил грехи земных людей, испив чашу страдания на кресте. То есть Люцифер потерял власть над землей и людьми, которая перешла к Церкви христовой.
  3. Чтобы вернуть утраченную власть, Сатана попытается искусить церковь и верующих, ожидающих второго пришествия Христа. По этой версии становится понятно, кто такой лжепророк антихрист и почему он будет внешне обычным человеком. Творя «чудеса», безбожник воссядет в церкви на трон Божий и введет всех верующих в заблуждение, тем самым восстанавливая властные права Сатаны, который снова будет повелевать землей и людьми.

Когда придет антихрист?

Многие религиозные философы и деятели стараются рассчитать, когда придет антихрист на землю, подтверждая свои предположения строками из Священного Писания. В нем же указано, что «Пути Господа неисповедимы… тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан». Единственным фактом остается то, что приход антихриста станет началом конца света и второго пришествия Христа. Из писания пророка Даниила известно, сколько лет будет править антихрист – 7 лет, после которых можно ожидать спасителя. По другим данным этот срок – 42 мес.

Как появится антихрист?

Основной идеей того, кто такой лжепророк антихрист, является намеренное введение людей в заблуждение лжецерковными деяниями. Многими признаны и так называемые предвестники, или события, предшествующие появлению лжепророка. Признаки прихода антихриста:

  1. Разрушение мечети Омара, находящейся в Иерусалиме на Храмовой горе.
  2. В год пришествия на православную Пасху не снизойдет Благодатный божественный огонь.
  3. Перед воцарением безбожника в мир придут пророки Илия и Енох.
  4. Иудейский народ восстановит свою страну.
  5. Наступят мировые войны и голод. Христиане будут подвергаться гонениям и мукам.
  6. Будет проведена тотальная опись и «клеймение» человечества на лбу и правой руке особым знаком, чтобы нельзя было осуществлять крестное знамение.
  7. Участятся природные катаклизмы.

Что будет после антихриста?

В религиозных учениях антихрист – это не только проклятие христианству, но и закономерный этап развития человечества и истории Земли, который является лишь одним из неизбежных этапов следующих событий:

  1. Следом за безбожником на землю вновь придет мессия для спасения душ верующих, то есть произойдет ожидаемое многими второе пришествие Христа.
  2. Следующим этапом станет наступление Страшного суда или Судного дня. В эсхатологии – это последний день человечества, в котором Бог будет судить людей, разделяя на грешников и праведников. Первые получат наказание, а вторые – заслуженное награждение.
  3. Страшный суд станет последним событием мира, приводящим его к кончине.

Два свидетеля

Люди будут принимать за зверя разных лиц, но, когда он действительно появится, то истинно верующие узнают его при помощи признаков, указанных в писании. Об этом сказано у Ефрема Сирина. А также появятся еще два его свидетеля. Они будут посланы Богом и станут пророчествовать в продолжение 1260-ти дней. А после этого они будут убиты антихристом. Об этом говорит и Апокалипсис.

Это Енох и Илия. Первый из них – это персонаж из Ветхого Завета, который был седьмым патриархом, начиная с Адама. Он был потомком Сифа и прадедом Ноя. Жил Енох за четыре тысячи лет до н. э. В возрасте 365 лет Творец взял его на небо живым.

Второй – пророк Илия, живший в Израильском царстве в 9 в. до н. э. О нем также говорится в Библии, что он живым был взят на небеса. Согласно Книге Царств, вдруг появилась огненная колесница и огненные кони, и Илья в вихре понесся на небо.

Согласно мнению православных богословов, Енох и Илия находятся не на небе, а в некотором сокровенном месте, где и ожидают Апокалипсиса. Их приход ожидается перед вторым пришествием Иисуса. Они и будут свидетелями появления антихриста, и будут убиты зверем, вышедшим из бездны.

Публикации

На эту тему:

  • Ненаучно о пандемии
  • Стихи Татьяны Феофановой: о церковной службе, о семье, о любви
  • Притча о гневе
  • Можно ли христианину пить алкоголь?
  • ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)
  • ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)
  • ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

Ключевые слова: Христианская жизнь

Господь наш Исус Христос пролил Свою бесценную кровь за избавление рода человеческого от тления и смерти, чтобы вознести падшего человека на первое блаженство. Он принес на землю Свое учение, в котором заключено всё, что нужно для спасения человеческой души. Если бы печать антихриста была более опасна, чем сам антихрист, то, мы веруем, Сам Господь сказал бы об этом в святом Евангелии. Но там об этом не сказано. Сказано же так: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:4-5). В последние времена в мире явится множество обольстителей: лжепророков и лжехристов. Принимая их, род человеческий с лёгкостью сможет принять и последнего антихриста.

Все апостолы и святые отцы, говоря о последних временах, заостряют внимание на последнем испытании для верующих в Спасителя: пришествии противника Христа – антихриста. «Кто же есть сей, убо ли сатана? Никако же: но человек некий, всякое егово приемляй действо» (святой Иоанн Златоуст). «Родитбося воистину от жены скверны сосуд ему (диаволу), не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный, яко тать» (святой Ефрем Сирин, Слово 105).

Апостол Павел предупреждает: «Да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести во церкви Божией, аки богу, показующу себе, яко бог есть» (2 Сол. 2:3-4). Блаженный Феофилакт Болгарский разъясняет: «Некоторые соблазнители говорили, что пришествие Господа приблизилось и, что опаснее всего, выдумывали какие-то слова, будто бы сказанные Павлом, и послания, будто бы им написанные. Но это замыслил диавол, чтобы поколебать верующих. А так как верующие великим утешением считали надежду на воскресение, потому что ожидали, что они получат награду за добродетель, а гонителей своих увидят достойно наказанными, то диавол подпустил своих слуг учить, что настает уже пришествие Христово и суд, чтобы показать, что в будущем нет ни воздаяния, ни суда, ни наказания, чтобы таким образом уничтожить надежды святых и сделать более дерзкими врагов Евангелия; даже обвиняли во лжи и Самого Христа, сказавшего, что имеют быть некоторые признаки Его пришествия: если же этих признаков не было, а воскресение, как они лгали, было, то явно Христос оказывался лжецом. Поэтому-то Павел пишет это послание и говорит о пришествии Господа, не открывая самого времени, но указывая на признак этого времени – на антихриста».

Приведенные слова апостола вселяют в нас уверенность: мы не должны прельщаться какими-либо средствами контроля, электронными документами, картами и т.п., пока не наступит отступление и не откроется человек беззакония, то есть антихрист. «Отступлением он (апостол) называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: яко же прельстити, как сказано, аще возможно, и избранных (Мф. 24:24). Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и приготовит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет» (святитель Иоанн Златоуст «Толкование на второе послание к Солуняном»).

Святые отцы Церкви описали те события (знамения), которые будут предварять появление антихриста, а потом второй приход на землю Господа нашего Исуса Христа. Рассмотрим их по порядку, опираясь на книгу святителя Арсения Уральского «Об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих»:

  1. Разрушение римского царства и опустение самого города Рима.
  2. Восстанут лжехристы и лжепророки. По подобию св. Иоанна Крестителя появится некий предотеча антихриста, который волшебством и обманом будет делать всё для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога.
  3. Перед воцарением антихриста для утверждения верных Господь пошлет не землю святых пророков Илию и Еноха. «В те дни великая будет нужда от многой скорби, причиненной змием, от страха и землетрясения, и от шума морского, от голода и жажды, и угрызения зверей. И все принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому Богу, не будут иметь никакой части в царстве Христовом, но вместе с змием будут ввержены в геенну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у кого сердце несомненно предано Богу, потому что бесстрашно отринет он все предложения змия, пренебрегая и истязаниями и мечтаниями его. Но прежде нежели будет сие, Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию Фезвитянина и Еноха, чтобы они возвестили роду человеческому богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: «Это лесть, о человеки! Никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его» (преподобный Ефрем Сирин «Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово»).

«О, пречудная Благодать Божия! Ибо она предлагает для раны равносильное врачество. Антихрист по действию диавола своими ложными знамениями и чудесами будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей; также и Бог вооружит этих святых Своих силою истинных знамений и чудес, чтобы они светом и истиною отвергли мрак и ложь и обратили обольщенных на путь правды словом вразумления или наказанием: бездождием, огнем, изменениями стихий и подобным, а самого обольстителя обличили, не претерпев от него зла до окончания своей проповеди» (святой Андрей Кесарийский). Пока эти пророки не придут, антихрист не воцарится.

  1. Обращение части евреев к вере во Христа. Другая часть уверует и поклонится антихристу, которого они ожидают как Мессию. Илия Фезвитянин будет убеждать иудеев уверовать во Христа, чтобы, когда Христос придет второй раз, не все они совершенно погибли. «Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: «устроит вся», т. е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: «обратит …сердце сына ко отцу», но: «отца к сыну». Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, т. е. апостолов, сердца отцов, т. е. расположение народа иудейского» (святитель Иоанн Златоуст «Беседы на евангелие от Матфея»).
  2. Енох и Илия будут творить чудеса и знамения казни Божией. «Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Апок. 11: 4-6).
  3. Антихрист будет называться и казаться богом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Он (антихрист) не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, – не в иеросалимском только, но и повсюду в церквах. Выдавая, – говорит, – себя за Бога. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но – что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения. Видите, что антихрист царем будет, и не только царем, но и богом прозовется, и великие знамения сотворит» (Беседа 3 на 2 послание к Солуняном).

«Попущением святого Бога получит он власть обольщать мир; потому что исполнилось нечестие мира, и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустил, чтобы мир был искушен духом льсти, потому что так восхотели человеки отступить от Бога и возлюбить лукавого… Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: «Великий царь явился во славе, идите и видите его…» (преподобный Ефрем Сирин «Слово на пришествие Господне…»).

  1. Престол антихриста будет в Иеросалиме. В этом городе антихрист утвердит свое царство и царский престол наподобие царя Давыда, сыном которого по плоти был Христос, истинный Бог наш. Этим он будет стараться показать, что он есть Христос, исполняющий пророчество: «Восставлю скинию Давыдову падшую и возгражду падшая ея» (Ам. 9:11), которое иудеи, заблуждаясь, относят к его пришествию (святой Андрей Кесарийский «Толкование на Апокалипсис»). И святой Ефрем Сирин пишет: «Поганые жиды сильно начнут почитать его и радоваться царству его, потому что антихрист будет воздавать честь и месту, и церкви их» (слово 105).
  2. Илия и Енох будут убиты антихристом и потом воскреснут (Апок. 11:3). «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Апок.11:7-8). «Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои, и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке» (Апок. 11:11-12).
  3. Мерзость запустения, стоящая на святом месте. «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15-16). «Он (антихрист) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13:14-15). Святой Андрей Кесарийский толкует: «Предотеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему».
  4. Наложение печати антихриста после его воцарения. «Всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Апок. 13:16). «Предотеча и оруженосец антихриста […] попытается всем наложить начертание гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщенных дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни». Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок. 13:18). «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге» (святой Андрей Кесарийский «Толкование на Апокалипсис»).

Это наложение печати будет происходить не насильно, вопреки желанию человека, но добровольно, согласно толкованию на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского: «Если кто покорится звероподобному антихристу и будет участвовать в беззаконной жизни, изображающей его, и словом или делом провозгласит его богом (ибо сие может означать начертание, делаемое на челе и руке), тот будет участвовать с ним и в питии чаши наказаний». Святой Ипполит Римский в «Слове об антихристе» пишет: «И вси тесноты ради пищныя к нему приидут и поклонятся ему. И даст им знамение на руце десней и на челе». Этот же святой пишет: «Та печать, которая будет гласить: Отрекаюсь от Творца неба и земли, отрекаюсь от крещения, отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую».

Святой Иоанн Златоуст так говорит о сознательном выборе человеком антихриста: «Для чего, ты скажешь, Бог попустил быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от этого пришествия антихриста, если оно будет служить к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но слушай, что говорит апостол: антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы сей антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их» («Об антихристе»).

Поучительно вспомнить житие святых преподобных отец Феофана и Феодора Начертанных — это святые исповедники, палестинские монахи родом из Иеросалима, известные церковные гимнографы, ученики Михаила Синкелла. Братья вместе со своим учителем прибыли в Константинополь в 813 г., где за свою верность иконопочитанию подвергались преследованиям в царствование императоров-иконоборцев Льва V (813-820) и Феофила (821-842). Их неоднократно высылали из столицы, истязали и бросали в тюрьмы. Братья успешно защищали святые иконы в споре с императором Феофилом, за что по его повелению получили по 20 ударов палками. На их лбах против их воли каленым железом были выжжены оскорбительные «ямбы» (стихи) собственного сочинения императора. Не похоже ли это на печать антихриста? Но на эти действия братья отвечали императору: «Пиши, пиши, царь, что тебе угодно; это будет прочитано перед праведным и страшным Судиею». И Святая Церковь прославила их в сонме святых исповедников, они не осквернились от того, что на них, против их воли, нанесли эти еретические надписи. Так и в наше время – если кому и будут наложены какие-либо «ямбы» (еретические надписи или печать) против его воли, то они нисколько не повредят ему, ибо сам человек не принимал этого и не будет осужден, согласно житию святых исповедников.

Отдельно следует упомянуть о ложных пророчествах относительно карточек и паспортов. Еще в XIX веке распространялось предсказание, якобы принадлежавшее Зиновию Мниху, жившему в XVI веке, ученику преподобного Максима Грека. В этих сочинениях, ранее XIX века не известных, содержится указание на то, что «что антихрист будет давать карточки, на которых будет писати имя свое тайно 666. И с оными карточками аможе пойдут, без беды минуют» (цит. по: Епископ Арсений Уральский «Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих» — М. Панагия; Языки славянской культуры, 2005. С. 130). Комментируя сии слова «Зиновия Мниха», наш великий начетчик и святитель Арсений Уральский пишет, что книга Зиновия Мниха действительно существует, но Зиновий Мних писал больше против протестантов-лютеран, против их ересей. Он писал прежде всего о том, что эти еретики не поклоняются святым иконам. «Об антихристе же и о печати его ничего не писал, и нигде не упомянул, и сие ложно написано только в выписках, и сему верить не подобает» (там же. С. 130). Также очевидно, что слово «карточки» – вообще не церковнославянское слово, а более позднее современное русское. Таких слов нигде в литературе XVI-XVII веков на Руси не встречается. Справедливо святитель Арсений писал, что такому писанию верить нельзя.

Подобным образом нельзя доверяться «пророчествам» современных старцев, идущим вразрез со святоотеческим учением по этому вопросу. Уместно в связи с этим всегда помнить слова святителя Григория Паламы: «А то, что мы православно веруем в Бога, т.е. прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? – Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными Отцами нашими. Как неложно веровать Богу проявляется не только в противлении плотским страстям и лукавым тенетам, но и – в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и соувлекающим в неблагородные услаждения; так и православно веровать в единого истинного Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и – в противлении нечестивым людям, тайком похищающим и соувлекающим в свою погибель» (Омилия VIII. «О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания»).

Итак, согласно святоотеческому учению, наложение антихристовой печати, о которой повествует Апокалипсис, будет происходит после чувственного воцарения на всей земли оного. До этого времени совершенно необоснованно бояться присвоения государством каких-либо номеров своим гражданам. Хотя такие настроения были и столетия назад. Например, в XVIII веке против номеров выступали бегуны-странники (небрачные старообрядцы-беспоповцы, выделившиеся из филипповского согласия). Они бежали в леса, так как считали антихристом русского царя и его правительство. Бегуны прервали связь с гражданским обществом: они не записывались ни в какие ревизские списки, не платили податей государству, не имели недвижимого имущества, паспортов, постоянного места проживания.

Заблуждаются те, кто говорит о существовании некоей «предпечати» антихриста (будь то ИНН, биометрический паспорт и т.п.), об опасности присвоения номеров и те, кто считает возможным, что христиане получат печать незаметно и против своей воли. Те, кто так учит, выражают еретическую мысль и подпадают под 19-е правило VI Вселенского собора, которое предписывает толковать Священное Писание «не инако, разве как изложили светила и Учители Церкви в своих писаниях». А также осуждаются постановлением VII Вселенского собора, гласящим: «Прибавляющих что-либо к (учению) кафолической церкви, или убавляющих от него, мы предаем анафеме» (Деяние Седьмое).

  1. Антихрист воздвигнет великое гонение и скорби, каких не было от сотворения мира. «Антихрист придет на погибель человече­скую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в заме­шательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями» (святитель Иоанн Златоуст «Беседы на послание к Солуняном»).

«Тогда (антихрист) яко ангелом бесом заповесть творити повеления его со многим страхом и трепетом. Тогда послет в горы и в вертепы, и в пропасти земныя бесовския полки, во еже взыскати и изобрести скрывшияся от очию его, и тех привести на поклонение ему. И покаряющихся ему убо знаменает печатию своею. Нехотящих же того послушати томленьми и неисчетными муками лютыми и козньми изнурит, яже быша ниже, ниже слухом человеческим слышаны быша, ниже око виде человеческое» (святой Ипполит папа Римский).

Но и в самые лютые гонения Господь не оставит и сохранит уповающих на Него. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Мнози убо святии (верные Господу Исусу Христу) елико тогда обрящутся … и побегнут со тщанием великим в пустыню … и дастся им помощь от Бога, и наставит их в места нарочита, и спасутся крыющеся в вертепех и в пропастех».

  1. Антихрист будет царствовать три с половиной года, после чего его безбожному царству придет конец и придет во славе Господь Бог наш Исус Христос судить праведных и грешных. «Даниил (пророк) относительно конца последнего царства, т. е. десяти последних царей, между которыми разделится царство их и на которых придет сын погибели, говорит, что у зверя вырастут десять рогов и в средине их вырастет другой маленький рог, и что три рога из первых будут истреблены с его лица. Он говорит: «и вот глаза у этого рога, как глаза человеческие, и уста говорящие всякие вещи, и его вид больше прочих. Я видел, и этот рог поднял войну против святых и успевал против них, доколе не пришел Ветхий денми и дал суд святым Бога Вышнего, и настало время, и святые получили царство» (Дан. 7:8, 20-22, 23-25). Потом в изъяснении видений сказано ему: четвертый здесь будет четвертое царство на земле, которое превзойдет прочие царства, и пожрет всю землю и поперет ее и сокрушит. И десять рогов его — десять царей восстанут, и после них восстанет другой, который превзойдет злыми делами всех до него бывших и смирит трех царей; и будет говорить слова против Вышнего Бога и истреблять святых Вышнего Бога и задумает изменить времена и закон; и все дано будет в его руки до времени времен и половины времени, т. е. на три года и шесть месяцев, в продолжение которых он будет царствовать на земле» (священномученик Ириней Лионский).

«И приидет Господь с небеси таким же образом, как святые апостолы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11), то есть придет совершенный Бог и совершенный человек, со славою и силою, и убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст Своих (2 Сол. 2:8). Итак, никто не должен ожидать Господа от земли, но да ожидает всякий с небеси, как Сам Он подтвердил» (преподобный Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»).

«Поэтому будь осторожен, человек. Знаешь признаки антихристовы; не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Имеешь ли чадо по плоти, наставь его; и если родил кого оглашением, предостереги и сего, чтобы ложного не принял он за истинное. Тайна бо уже деется беззакония (2 Сол. 2:7). Устрашают меня брани народныя; устрашают меня церковные расколы; устрашает меня взаимная ненависть братии. О, если бы, хотя и сказано это, но дал Бог, чтобы не исполнилось сие над нами! По крайней мере будем осторожны. И сего довольно об антихристе» (святой Кирилл Иеросалимский «Огласительное слово о втором пришествии Христове»).

Сие подготовил диакон Василий Андроников.

Приход зверя

Придя в мир, он будет губить людей обольщением и насилием. Сыном погибели он назван потому, что будет уничтожать других и сам погибнет. Он будет сеять зло и искоренять добро. Антихрист превознесется выше самого Бога и отменит служение ему. Он станет богохульствовать, отвергая все религии и христианство в частности.

Он расположит к себе людей лестью, чудесами и обманом. А на кого эти средства не подействуют, того он будет принуждать к поклонению себе гонениями и лишениями. Невозможно будет ничего ни купить, ни продать, если на руку или на чело человеку не наложено имя зверя или его число. А те, кто упорствует, будут убиты.

Попрано и уничтожено будет все человеческое, все Божьи установления, нарушено устройство человеческого общежития, попран брак и семья. Зверь будет издеваться над Божескими и человеческими законами. Судя по некоторым указанным признакам, некоторые проповедники считают, что пришествие антихриста уже началось.

Царствование зверя, губительное и безбожное будет длиться три с половиной года. После этого Иисус убьет его, истребив явлением своего пришествия. В Апокалипсисе сказано, что зверь будет схвачен вместе с лжепророком его, и оба они живыми будут брошены в огненное озеро, горящее серою. Там они будут мучиться во веки веков.

Как это понимать?

Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.

А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.

Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.

Антихрист и его последователиГермания, 1367

Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.

Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.

Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.

Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».

В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви (Священный Синод – орган управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими соборами, представляет собой собрание девяти архиереев, заседающих постоянно, и еще пяти, участвующих на временной основе. Председатель Священного Синода – Патриарх Московский и всея Руси. — Прим. ред.) принял специальное заявление по поводу штрих-кодов, которые государство как раз в то время стало активно внедрять в торговле, статистике, учете движения товаров и т. д. В этом заявлении сквозит серьезная тревога: ведь каждый штрих-код, изображающий числа в виде линий разной толщины, «заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры «6»».

«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».


Битва с дьяволомФранция, средневековая гравюра

Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».

Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]