Приход храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» пос. Плодовый


Что значит смертный грех

Список смертных грехов – это наиболее тяжкие грехи, которые отдаляют человека от Господа. Они порабощают волю человека, лишают его благодати, любви к Богу и, если грешник не покаялся, приводят душу к погибели. Смертные грехи можно сравнить с камнем на шее, который не даёт человеку подняться к Богу и тянет его к земле, мешает выпрямиться в полный рост. Травма, нанесённая душе смертным грехом, становится серьёзным препятствием для восстановления общения человека с Богом.

Что вообще считается грехом? Согласно “Догматическому богословию” протоиерея Олега Давыденкова, грех – это действие, слово, помышление, сердечное расположение, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона. Грех наносит вред душе человека, представляют собой нарушение Божьих Заповедей и отступление от праведной жизни, от Бога. Грех не является сотворённой Богом особой природой, силой. Это следствие искажения задуманного Творцом существования человеческой природы.

Особо тяжкие грехи в христианстве называются смертными, потому что их следствием является духовная смерть души. Она умирает для Бога и Вечной Жизни. Также определение «смертные» отсылает нас к ветхозаветному закону, по которому наиболее тяжкие грехи считались преступлениями и карались смертной казнью.


Запретный плод и змей-искуситель — символ грехопадения

Грехи против ближнего и Бога — это тоже грехи против себя


Как избавиться от грехов. 4 этапа борьбы с грехами

В некотором смысле любой грех — это грех против себя. То есть, мы прекрасно осознаём, что осознаём под ним плохой поступок, который вредит только нам. Но, если разобраться, всякий грех пагубно сказывается на участи того, кто его совершает.

Есть грехи против Бога — это, согласно Библии, нарушение первых четырёх Заповедей. Есть грехи против ближнего — поступки, которые способны навредить другому:

  • ложь;
  • доставленная душевная или физическая боль;
  • искушение.

Не будем продолжать список. И так ясен принцип. А кто же ближний? Вспомним притчу о добром самаритянине: ближний — это тот, с кем ты в данный момент пересёкся. Библия даже не говорит, что это обязательно человек.

Не уж-то среди православных христиан найдётся кто-то, считающий, что вред животному — это не проявление плохого отношения к ближнему?


Добрый самарянин из притчи помог человеку, с которым не был связан ни кровно, ни религиозно, ни национально. Это показывает, что ближним следует считать абсолютно любого, кто оказался рядом. Стало быть, грех против ближнего — это вред, причинённый кому угодно, а не только родным и друзьям. Фото: proza.ru

Одного иудея попросили за минуту объяснить суть его веры, на что тот ответил: «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы относились к тебе».

Эта формула подходит и для христианства: Бог, люди, животные, природа, весь мир — всё это требует исключительно добрых дел, а не просто хождения по храму.

Если мы предпочитаем другой путь, это всегда грех. И он всегда будет обращён против самого человека. Тот, кого обидели, на том свете забудет о своих страданиях. А его обидчику ещё предстоит за них поплатиться.


7 добродетелей и 7 грехов

С грехом нужно бороться, и это постоянный процесс, а вопрос единичной победы, о чём напоминает апостол Павел:

«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху».

(Рим. 7:14)

Время всё корректирует

– Зачем же издают книжки в помощь кающимся?

– Для того, чтобы их продавать. И это было во все времена – наряду с духовной литературой продается всякое. И это надо понимать. В церковных лавках иногда продается то, что потом оттуда изымается и сжигается.

И такое происходит как раз из-за того, что люди приходят в Церковь и сразу начинают действовать без должного руководства духовного. Просят дать благословение писать книгу – мол, и писатель я, и верую. А благословение можно получить, изощрившись и представив часть книги, а потом дописать некую часть – могут быть разные варианты.

И благословение на книгу есть, а вот какого она будет характера?! Но время всё корректирует: есть авторы, которые станут святыми, подвижниками и окажут свое колоссальнейшее влияние на Церковь и народ Божий. А есть книги, которые умрут вместе с автором и, может быть, даже будут ему поводом для стыда и горения на Божием Суде.

Первая исповедь

Когда человек только начинает свое знакомство с Богом и церковью, он не знает, как исповедоваться. Первая исповедь имеет второе название — генеральная. Новоначальный вспоминает и исповедует все свои грехи, начиная с семилетнего возраста. До семи лет дети считаются безгрешными, таинство покаяния им не требуется.

«Иду на исповедь впервые, какие грехи перечислять?» — вопрос, часто задаваемый новичком, идущим к Богу. В помощь кающемуся — книги-подсказки, речь о которых выше. Существуют брошюры, касающиеся и детской исповеди. Подобные подсказки будут полезными человеку, готовящемуся к генеральной исповеди. Припомнить грехи, совершенные в семилетнем возрасте, достаточно сложно.

Значит, договорились? Покупаете брошюрки, пишете исповедь на бумаге (дабы ничего не забыть), приходите к священнику и выкладываете все как на духу. Что такое исповедь, как правильно называть свои грехи батюшке, вы теперь знаете.

Кстати, о времени исповеди. В приходах очень большой поток людей, а времени у священника катастрофически мало. Редко где встречаются батюшки, готовые выслушивать новоначального более часа. Первая исповедь — очень длинная, поэтому при наличии соответственной возможности отправляйтесь в ближайший монастырь. Монахи уделяют гораздо больше времени исповедникам, чем может себе позволить обычный батюшка.

А что делать при отсутствии подобной возможности? Выберите церковь, в которой хотите исповедоваться, и заранее сходите к батюшке, объяснив свою ситуацию. Возможен вариант, при котором священник назначит отдельный день для первой исповеди или укажет часы, когда лучше подойти к нему.

Какой грех самый страшный

Невозможность прощения связана лишь с такой степенью повреждённости души грехом, когда она уже неспособна воспринимать Божественную благодать и быть рядом с Богом. В Православии есть 2 греха, которые считаются однозначно смертными: самоубийство и хула на Духа Святого. Это и есть самые страшные грехи в христианстве.

Самоубийство лишает человека возможности покаяться. Это можно сделать лишь в земной жизни, за гробом же мы не в состоянии что-либо изменить в себе. Смягчающим обстоятельством может быть психическая болезнь или повреждение ума самоубийцы. В таком случае его близким можно надеяться на милость Господа.

Хула на Святого Духа – это умышленное и упорное противление человека истине, это осознанная ненависть к Богу. Под этим страшным грехом понимаются не только кощунственные и богохульные речи, но и соответствующий образ мышления, жизни, упрямое нежелание увидеть проявления Бытия Бога.

Христос говорил:

Такой человек сам не желает быть с Богом, поэтому Господь оставляет его. Все же остальные грехи могут быть прощены, если грешник искренне оплакивает свои грехи.

Святитель Феофан Затворник говорил:

Приведём также цитату святителя Григория Нисского:

Раз­ли­чие грехов по базо­вым опре­де­ле­ниям: пер­во­род­ный, родо­вой, личный

Слово «грех», как экви­ва­лент гре­че­ского слова «ἁμαρτία», озна­чает, в бук­валь­ной интер­пре­та­ции, «непо­па­да­ние в цель», «промах». В этом отно­ше­нии объём поня­тия «грех» вклю­чает два прин­ци­пи­ально раз­лич­ных зна­че­ния.

В первом случае тер­ми­ном «грех» обни­ма­ется поня­тие помысла, мысли, жела­ния или поступка, совер­ша­е­мого чело­ве­ком (или злым духом) вопреки Боже­ствен­ному воле­изъ­яв­ле­нию. В этом отно­ше­нии рус­ское «грех» высту­пает ана­ло­гом гре­че­ского: «ἀνομία» — «без­за­ко­ние», «неспра­вед­ли­вость».

Во втором вари­анте грехом име­ну­ется не кон­крет­ное (про­ти­во­за­кон­ное) дей­ствие, а послед­ствия без­за­ко­ния, нега­тивно отоб­ра­жа­ю­щи­еся на при­роде и лич­но­сти чело­века. Под эту кате­го­рию «греха» под­па­дают пер­во­род­ный и родо­вой грех.

Пер­во­род­ным грехом назы­ва­ется порча чело­ве­че­ской сущ­но­сти, пере­да­ва­е­мая потом­кам Адама и Евы наслед­ствен­ным путём, и выра­жа­ю­ща­яся в том, что все люди (исклю­че­ние состав­ляет лишь один Чело­век — Гос­подь Иисус Хри­стос, зача­тый и рож­дён­ный особым, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом) рож­да­ются с повре­жде­нием по душе и по телу, удо­бо­пре­клон­ными ко злу.

Пер­во­род­ный грех не делает чело­века лично винов­ным перед Богом. Он лишь спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию в нём гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния воли. В свою оче­редь гре­хов­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые под вли­я­нием пер­во­род­ного греха, навле­кают на чело­века Боже­ствен­ный гнев, делают его лично ответ­ствен­ным перед Твор­цом.

Родо­вой грех, как и пер­во­род­ный, пере­да­ется наслед­ствен­ным путем, от роди­те­лей к детям, от пред­ков к потом­кам. Как и пер­во­род­ный грех, по форме он пред­став­ляет собой порчу, своего рода нрав­ствен­ную болезнь.

Раз­ница в том, что пер­во­род­ный грех ска­зы­ва­ется на чело­ве­че­ском есте­стве и каса­ется каж­дого чело­века (за исклю­че­нием Христа). Родо­вой же грех отра­жа­ется не на сущ­но­сти (при­роде, есте­стве чело­века, кото­рое, напом­ним, у всех людей одно), а на инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стях пред­ста­ви­те­лей той или иной потом­ствен­ной линии. Можно ска­зать, что фактор родо­вого греха как бы накла­ды­ва­ется на фактор пер­во­род­ного, усу­губ­ляя его (под­черк­нем, что формы и сте­пени про­яв­ле­ния этого греха могут быть раз­лич­ными; поло­жим, не обя­за­тельно сын или внук пья­ницы будет иметь острую склон­ность к спирт­ному; биб­лей­ская исто­рия предо­став­ляет нам немало при­ме­ров того, сколь рельефно могут раз­ли­чаться между собой дети одних и тех же роди­те­лей).

Ответы на любые вопросы

Это не юридический документ. Это листик с покаянием вашей души, вашей совести. Нужно понимать, это небольшая памятка нужна для исповедника, чтобы в момент волнения не забыть рассказать обо всем, что тяготит.

В записке стоит написать ошибки, которые вы совершили, по вашему мнению, начиная с сознательного возраста (примерно лет с 6). Если вы однажды уже в чем-то попросили прощения, и больше не совершали этого деяния, то возвращаться и снова каяться в нем не надо. Достаточно одного раза. Если вы раз за разом вспоминаете один и тот же грех, то у вас слабая вера, что в свою очередь так же считается проступком. Поэтому один раз исповедуйтесь и больше не возвращайтесь к этой теме.

Пример записки:

Не соблюдала пост, хотела заработать больше денег, совершила аборт, мало уделяла времени молитвам и редко посещала храм, не покрестила ребенка, впадала в уныние, ленилась, сетовала на свое положение, завидовала и злилась, гадала.

Грехи против Бога и церкви

Что входит в данную подгруппу? Какие грехи перечислять на исповеди, относящиеся к ней? Наберитесь терпения, обо всем расскажем по порядку.

Грехи против Бога — это преступление трех первых заповедей. Сюда относятся маловерие, сомнение в истинности Священного Писания и Предания, малая ревность в познании христианского учения, увлечение ересью и суевериями, недоверие к Богу, ропот и неблагодарность по отношению к Творцу. Отсутствие духовной жизни — еще один грех против Спасителя. Человек совсем не молится, не посещает храм и не приступает к Таинствам исповеди и причастия или подходит к Чаше без должного приготовления и благоговения.

Отсутствие страха Господня, непослушание Его воле, игнорирование памяти смертной и трезвление в молитве — эти грехи относятся к данной подгруппе.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред

Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

Что необходимо сделать перед тем, как прийти на исповедь?

Исповедь состоит из трех частей: покаяние сразу после совершения греха, воспоминание о деянии в течение дня, мольба Богу о прощении и Таинство исповеди. Миряне приходят на беседу со священником, но это не будет исповедью, даже если вы рассказали о содеянных нарушениях. Беседа перед Крещением не означает исповедь. (см. три главных правила Прощенного воскресенья)

Во время подготовки к исповеди не нужно соблюдать особого поста и произносить молитвы

До покаяния уделите внимание особым молитвам, сядьте вечером перед свечой и вспомните все свои деяния, за которые вам стыдно или вы чувствуете свою вину. Помните одного покаяния недостаточно, просите прощения у тех, кому вы причинили боль и несчастье

Обидели равнодушием или назойливостью. Не бойтесь, что не можете быстро сформулировать все нарушения закона Божия. Напишите план рассказа и постарайтесь максимально искренне признаться во всех внутренних переживаниях и бесовских мыслях, соблазнах и дурных помыслах. Если нарушение, совершенное вами, — страшное, за неделю до исповеди очиститесь с помощью поста.

Если вы забыли какой-то грех не по злому умыслу — не переживайте, он все равно будет прощен. Но Господь не простит вам их, если вы специально утаили от священнослужителя то, в чем вы свою вину чувствуете, но сказать не посмели. Перечислить все, описанные в писании, — бесполезно

Важно рассказать, кого вы обидели, какую вину взяли на себя и что вы чувствуете – исповедь требует конкретики

Священнослужители отмечают, что подробно описывать половые грехи не стоит – достаточно сказать, что согрешил прелюбодеянием.

Еще одно важное правило – не оправдывайте себя. Совершив ошибку, вина лежит на вас

Если вы не видите и чувствуете своей вины, это не значит, что вы святой. Обратитесь к Господу с просьбой указать на нарушения.

Как исповедоваться?

Как правильно называть свои грехи на исповеди — вопрос, часто возникающий у неофитов. Человек стесняется перечислять собственные грехи или не знает, как это делается.

Ложный стыд — от лукавого. Тот мечтает завладеть человеческой душой, поэтому навевает мысли о том, что рассказать о некоторых грехах — постыдно. Отбросьте ложные сомнения! Утаивание греха недопустимо.

Как быть тем, у кого чувство стыда превалирует над всеми остальными? Существуют два варианта исповеди. Согласно первому, человек перечисляет свои грехи в устной форме, по второму — пишет на бумаге. Особо стеснительные исповедники записывают исповедь, а потом отдают священнику или зачитывают самостоятельно, стоя перед аналоем.

Для желающих исповедоваться в устной форме — подсказка: бумажка поможет не забыть тот или иной грех. Самые смелые подходят к исповеди без всяких записей, ориентируясь на собственную память. Оказавшись возле аналоя, начинают теряться. Не от забывчивости, а от страха перед священником. Бояться или стесняться не надо, смело рассказывайте о своих проступках — тяжких и не очень. Как называть грехи на исповеди? Все просто: произносим «согрешил/согрешила», а дальше следует перечисление грехов. Словом, делом, помышлением, осуждением, завистью и так далее. Какие грехи на исповеди нужно перечислить — рассказано выше.

Такой же принцип работает во время записи грехов на бумаге. Люди иногда пишут самые настоящие сочинения в стиле: «Я пошла к соседке чайку попить. А соседка обругала мою дочь, а я ответила. Не надо было бы, но она сама виновата». Это не исповедь, а самооправдание. Человек, идущий на покаяние, должен твердо осознавать свои проступки и говорить о них, а не рассказывать батюшке о зловредной соседке.

Список грехов для исповеди

Все прегрешения подразделяются на несколько основных категорий, которые мы и рассмотрим подробнее дальше.

Грехи против Господа

  • быть атеистом;
  • сомневаться в силе Создателя, не выражать благодарность ему;
  • не носить нательный крест, не защищать веру;
  • клясться Божьим именем всуе (не при молитвах или религиозных беседах);
  • посещать различные секты, заниматься гаданием, магией, изучать лжеучения;
  • заниматься азартными играми;
  • думать про самоубийство, сквернословить;
  • не ходить в церковь, не читать ежедневно молитв;
  • не соблюдать посты, не изучать церковные труды;
  • осуждать священников, думать про мирское при совершении богослужений;
  • тратить время на пустые действия: смотреть телевизор, бесцельно сидеть в интернете;
  • когда случаются трудные ситуации, надеяться только на себя, не молясь Господу;
  • скрывать свои прегрешения при исповеди.

Грехи против близких

  • быть агрессивным, гневаться;
  • вести себя высокомерно, горделиво, тщеславно;
  • говорить неправду, насмехаться;
  • проявлять жадность или, напротив, расточительность;
  • не приучать детей к вере;
  • не возвращать долги, не оплачивать чужой труд, отказываться помочь тем, кто просит и нуждается;
  • не оказывать помощь родителям, вести себя с ними неуважительно;
  • воровать, завидовать, осуждать;
  • конфликтовать;
  • убивать словами (клеветать, доводить до болезней, самоубийства);
  • делать аборты или мотивировать к ним.

Грехи против себя самого

  • сквернословить;
  • любоваться собой, жить в праздности, сплетничать;
  • мечтать о богатстве, наживе;
  • выставлять напоказ свои хорошие поступки;
  • завидовать, лгать, употреблять алкоголь, наркотики, переедать;
  • заниматься блудом, прелюбодеянием, рукоблудием, кровосмешением.

Грехи для исповеди для женщин

Следует помнить, что исповедь – это тайна, которая не разглашается священнослужителями. Церковь не имеет права вторгаться в супружеские отношения, рассказывать про измены и совершать нечто подобное. Но для большего морального спокойствия желательно, чтобы у вас был постоянный духовник, которому вы сможете полностью открывать душу.

А дальше приводится сокращённая версия перечня грехов для женщин:

редкие молитвы, отказ от посещения храма; мысли в основном про мирское, чем про духовное; безбрачные половые связи; делать аборты самой или мотивировать к ним; проявлять нечистоту в мыслях, желаниях; смотреть порнографические видео или читать аналогичную литературу; сплетничать, врать, завидовать, лениться, обижаться; слишком сильно обнажать своё тело, чтобы привлекать внимание окружающих; бояться постареть, морщин, думать про самоубийство; злоупотреблять сладостями, спиртным и наркотическими веществами; отказывать в помощи; гадать, ворожить, практиковать чёрную магию.

Грехи для исповеди для мужчин

Иногда спорят о надобности предварительной подготовки списка грехов. Якобы, он может навредить таинству, сведёт всё к банальному произнесению прегрешений.

Но ведь важнее всего – это чтобы человек был абсолютно искренним, осознавал свои грехи, раскаивался в них и не хотел совершать их в будущем

Список же лучше подготовить, если вы боитесь упустить что-то важное, так как на исповеди можно переволноваться, плюс всегда присутствует определённое стеснение

Ниже приводит краткий вариант такого перечня неблаговидных действий для представителей сильного пола:

  • совершать святотатство, разговаривать в церкви о мирском;
  • сомневаться в жизни после смерти;
  • кощунствовать, издеваться над убогими людьми;
  • вести себя жестоко, тщеславно, лениться, гордиться, жадничать;
  • не выполнять свой гражданский долг перед родиной (служба в армии);
  • избегать той деятельности, которая не нравится, не исполнять надлежащим образом свои обязанности;
  • оскорблять других, ненавидеть, драться;
  • клеветать, рассказывать про чужие слабости;
  • соблазнять на греховные деяния (занятия блудом, алкоголизм, наркомания, страсть к азартным играм);
  • не помогать родителям и окружающим;
  • воровать, бесцельно коллекционировать предметы;
  • хвастаться, спорить, унижать других людей;
  • вести себя нагло, хамить, презирать кого-либо, фамильярничать, малодушничать.

Более подробный список грехов ищите в церковной брошюре, а если всё равно будут возникать сложности – обратитесь за помощью к батюшке.

А в завершение предлагается видео по теме:

Существуют ли женские грехи?

Как выглядит список грехов для исповеди для женщин? И существует ли таковой в принципе? К «женским» грехам относятся аборты, хотя при участии супруга в этом деле грех ложится на обоих. Под участием супруга подразумевается настаивание с его стороны на совершении аборта.

Какой перечень грехов на исповеди для женщин может быть? Про аборты сказано выше. Еще к этому списку относят вхождение в храм, будучи «нечистой», лобзание (целование) икон в таком состоянии, прикосновение к святыне (поставить свечку). Исповедь и причастие в нечистом виде также под запретом.

Нечистая женщина — находящаяся в состоянии месячного очищения. По поводу того, можно ли прикладываться к иконам в таком состоянии и приступать к таинствам, ходят споры. Молодые священники разрешают, пожилые сильно ругаются. Кого слушать?

Согласно постановлению Архиерейского совещания от 2015 года, женщине запрещено приступать к таинству причастия, будучи в состоянии нечистоты, без особого повода. Особая ситуация — угроза смерти без покаяния и причащения.

Вот о каких грехах женщинам на исповеди необходимо рассказывать, если они имели место. Ах да, еще один момент! Макияж, маникюр и окрашивание волос считаются греховными деяниями, в которых необходимо каяться.

«Жизнь – штука полосатая»

Охлаждение в вере может наступить и после формального отношения к ней, и после «горения». Была у меня такая прихожанка. Пришла в храм, вся буквально сияет. Я так и звал ее: ваше сиятельство. Говорил ей: «Смотри, ты сейчас так радуешься. Это замечательно. Но радость твоя нынешняя – дар Божий. Его нужно сохранить. Это совсем не так просто». Примерно год она радовалась. А потом появился в ее жизни какой-то молодой человек, и она ушла из Церкви. Так бывает, к сожалению. Дай Бог, чтобы она нашла свой путь к Богу.

А бывает, человек вроде бы преодолел и охлаждение после такого «горения», вроде бы у него наладилось всё, и вот он уже опять чувствует какой-то застой в духовной жизни. Жизнь – штука полосатая. А духовную жизнь можно сравнить с подъемом на ступенчатую пирамиду. Ты карабкаешься, карабкаешься, вышел на ровное место, вроде никаких изменений. Но ты всё-таки двигаешься, подходишь к другому склону. И вот ты опять начинаешь карабкаться.

Так и должно быть. Главное – не опускать руки, не унывать, не мириться с грехом, с тем, с чем мириться нельзя, и не нужно из себя что-то выдавливать натужно. Чувствуешь, что у тебя нет – проси. Господь – податель всех благ. Чувствуешь, что не можешь каяться, молись: «Господи, научи каяться, даруй мне возможность искренне переживать за совершаемые грехи, и дай силы бороться с ними». Нам всё время надо видеть свои грехи и не ужасаться, а благодарить Бога, когда Он нам их открывает.

Десять заповедей

«Какие грехи перечислять на исповеди?» — таким вопросом задаются те, кто начинает свой путь к Господу. Спаситель дал людям десять заповедей, и нарушая их, человек грешит.

Для тех, кто не знает о заповедях, публикуем все десять для ознакомления:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Еще немного об исповеди

Что необходимо знать каждому новичку, собирающемуся приступить к таинству исповеди? Существует несколько моментов, которые стоит обговорить отдельно.

Во-первых, время. В некоторых храмах исповедь начинается до службы (в воскресение), речь идет о церкви, где служит один батюшка. Необходимо учитывать этот момент, собираясь исповедаться. Как узнать о расписании того или иного храма? Позвонить или прийти лично и уточнить интересующий вопрос.

Второй момент — вечерняя исповедь. Поверьте, самый лучший вариант для того, чтобы больше рассказать священнику и, как следствие, покаяться, — вечер субботы. Как правило, ближе к окончанию Богослужения или после него священники выходят на исповедь. Вечером больше времени и возможности уделить необходимое внимание каждому кающемуся, нежели в воскресение, когда добрая часть исповедников собралась причащаться.

Священники бывают разными. Кто-то добрый, поддерживает и успокаивает во время исповеди, а иные строгие и действуют так, чтобы отрезвить человека. Услышав то, чего совсем не хочется, подождите разочаровываться и уходить из церкви навсегда. Лучше задумайтесь над словами священника, покопайтесь в себе. Порой самые обидные слова и поучения оказываются наиболее правильным толчком к исправлению собственной жизни.

И последнее: приступая к таинству покаяния, говорите тихо. Порой исповедники так искренне и громко каются в грехах, что слышит не только очередь, стоящая позади, но и большая часть храма. Поэтому, когда батюшка просит говорить потише, обижаться не стоит.

Список грехов для подготовки к исповеди в Православии для женщин и мужчин

Часто ли приступаешь к святым таинствам Покаяния и Причащения? С достойным ли приготовлением пользуешься этими спасительными средствами? Полагаешь ли начало исправления жизни после принятия этих таинств?

5. Не увлекался ли сочинениями, враждебными слову Божию и учению Церкви?

6. Молишься ли за всех православных христиан, как живых, так и умерших?

7. Принимаешь ли сердечное участие в молитвах Церкви?

8. Не согрешил ли мыслию, словом или делом против 8-й заповеди церковной, запрещающей удерживать, утаивать или похищать что-либо принадлежащее церкви?

9. Не посещал ли нескромных увеселительных обществ, которые пробуждают нецеломудренные мысли и чувства? Особенно же не был ли в этих увеселительных местах накануне воскресных и праздничных дней, каковые должно освящать молитвою и делами благотворения?

Вопросы по плану наших обязанностей к Богу,

ближним и самим себе

1.
По отношению к Богу.
Считаешь ли ты своим священным долгом приобретать верное, отчетливое познание о Боге и о прочих истинах и предметах святой веры?

Любишь ли ты Бога более всего, всем сердцем и всей душой?

Не нарушал ли ты часто любовь и благоговение помыслами неверия или маловерия, холодностью или рассеянностью при богослужении, в храме или дома, стоя на молитве, опущением ежедневных молитв утром и вечером и даже совершенным небрежением о них?

Не прогневлял ли ты Бога невниманием к урокам, подаваемым жизнью, путями Промысла Божия?

Не огорчал ли ты Господа малодушным ропотом на якобы неправедные суды Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния, или глумлением над предметами святой веры, над святыми угодниками Божиими, священными обрядами и церковными постановлениями?

2.
По отношению к ближним.
Любишь ли ты ближних своих, по заповеди Христовой, как самого себя?

Уважаешь ли ты в них достоинство людей, во всех подобных тебе, имеющих одни с тобой нравственные силы и права на одно и то же Царствие загробной жизни?

Ценишь ли ты в них высокое звание христиан, запечатленных даром Духа Святаго, искупленных кровию Христа, призываемых подобно тебе к наследию вечного блаженства?

Не смотрел ли ты на ближних, как на орудие к удовлетворению страстей, как на средство к достижению постыдных целей?

Не оскорблял ли ты их неосновательным подозрением или недоверием, презрением, клеветой, ненавистью, осуждением, злопамятством, мстительностью, злорадством при их скорбях и печалях?

Не присвоил ли ты чужой собственности хищением или обманом, лихоимством или другим нечестным образом?

Не нанес ли ты вреда имуществу, чести, доброму имени и даже здоровью ближних?

3.
По отношению к самому себе.

Дорожишь ли ты своим человеческим и христианским достоинством?

Хранишь ли чистоту своей души и тела?

Удерживаешься ли от всего, что противно трезвости и целомудрию?

Избегаешь ли грехов невоздержания, неумеренности в пище и питии, так воспламеняющих нечестивые страсти в душе и беспорядочные движения в теле?

Верен ли ты обетам, данным Богу?

Не говорил ли ты ложных, скверных и соблазнительных слов?

Не употреблял ли своих очей, рук, ног и всего тела во вред себе и на пагубу другим?

Достойно ли вел себя в звании, в котором поставлен ты Промыслом Божиим?

Богатство, честь и другие дары и преимущества употреблял ли ты с пользой и достойно славы Божией?

Живешь ли ты благодатной христианской жизнью или находишься в состоянии греха, нечувствия, нераскаянности и духовной мертвости, хотя, может быть, и исповедуешься часто?

Желаешь ли искренне спасения души, т.е. осознаешь ли ты тяжесть греха, которым оскорбляется величие Божие, прогневляется любовь и милосердие Отца Небеснаго, попирается Святая Кровь Сына Божия, бесчестится благодать Всесвятаго Духа?

Чувствуешь ли ты всю опасность греховной жизни, которая лишает нас славы чад Божиих, изгоняет из светлого Царства Божия, делает душу предметом отвращения святых Ангелов, забавой злых и нечистых духов?

Трепещет ли твое сердце при одной мысли об утрате вечной жизни, о лишении царства Божия на всю вечность? Содрогается ли все существо твое при помышлении о нескончаемой вечности мучений, ожидающих грешника по смерти?

Нижеследующий список не должен рассматриваться как «инструкция», а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Грехи тяжкие, могущие лишить надежды на спасение 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания. 2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. 3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение. 4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему. 5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло. 6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. 7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя. Грехи хулы на Духа Святого Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Далее, как помощь во время подготовки к исповеди, предложен перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершенные, начиная с 7-ми летнего возраста

Грехи против Господа Бога Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего. Как правило, происходят от недостатка любви, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему и его спасению (перечень грехов, из которого вы выбираете вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста): — Согрешил неимением любви к ближнему, которые проявляются: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, непостоянством в отношении к ближним, подозрительностью нрава. Подозрительность — тяжелый грех, указывающий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить всех других выше себя, и рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух. — Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению –«самодельный крест», а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает. — Согрешил нерадением о спасении ближнего. К этому греху относятся хладность и забывчивость в молитвах за ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни. — Согрешил непочитанием родителей. Не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Непочитание родителей — нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. 5, 16. Но это не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Мф.10,37. — Согрешил непочитанием старших. — Согрешил невоспитанием детей в Православной вере. По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей — это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное — своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души. — Согрешил тем, что не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях. — Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами. Сюда относятся грехи членовредительства. Членовредительство — это вольное или невольное нанесение себе или другим увечий и рукоприкладства, в том числе действия, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Аборты — это смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь — зародыша или плода, ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для Суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью — церковный наказ во искупление сего смертного греха. — Согрешил жестокостью к животным. Человек творит грех, если жестоко бьёт и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни. — Согрешил страстной привязанностью к животным. Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными, о которых надо заботиться и жалеть их, и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих же животных. — Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием т.е. мстительностью, злорадством. — Согрешил гневом, вспыльчивостью. — Согрешил проклинанием (проклятием). Проклятие — грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его — как, например, ребенок от родителей. Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» жертвой, ибо сам её призвал. — Согрешил непримиримостью, злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним. — Согрешил нанесением оскорблений, поношением, злословием. — Согрешил раздражительностью, прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю. — Согрешил пристрастностью. Пристрастность — это предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми. — Согрешил клеветой, сплетнями. — Согрешил завистью. — Согрешил ложью в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством. — Согрешил осуждением. Осуждение — чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение, как правило, носящее осудительный характер. При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» Мф.7,1 — 2. В осуждении сплетаются несколько грехов. Грех гордости (несмирения), грех нелюбви к ближнему и, наконец, похищение Божественного права суда. Ибо только Творец имеет право судить Свое творение. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»Иак.4,12. — Согрешил лицеприятием, человекоугодием, лестью. Человекоугодие — корыстное желание угодить кому-либо с целью получения каких-либо благ или привилегий, это преклонение или страх перед «сильными мира сего». — Согрешил соблазняющим окружающих поведением, в том числе желанием страстно нравиться. Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит»Мф.18,6-7. — Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством. — Согрешил страстным любопытством, подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны. Грехи против себя. Как правило связаны со страстями чревоугодия, сребролюбия и блуда. (перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

— Согрешил небрежением Божьими дарами: жизнью, талантами, временем. Пустой мечтательностью, бессмысленным времяпрепровождением, пустословием, праздностью. — Согрешил пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию, спорту, чтению неполезной для души литературы и другим зрелищам и занятиям. — Согрешил небрежением о своем здоровье или чрезмерной попечительностью о своем здоровье. — Согрешил сластолюбием, ленью, расслаблением тела и чувств, многоспанием, негою, люблением телесного покоя, тунеядством. Тунеядство — это «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3,10. Сластолюбие—любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях. — Согрешил неисполнением своих повседневных обязанностей, нехранением совести относительно вещей – это нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, не повредить что-либо. Сюда же относится небрежное отношение к своим обязанностям по принципу «Как-нибудь, да обойдется», «Тяп-ляп», «На скорую руку» и т.п.. — Согрешил сребролюбием, любостяжательностъю, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству, корыстолюбием. Сребролюбие—это страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство. Корыстолюбие — по церковно-славянски – мшелоимство. — Согрешил злоприобретением, лихоимством, хищением, воровством, выманиванием, попрошайничеством. Злоприобретение — приобретение денег, материальных благ или имущества нечестными, недостойными христианина средствами, например хитростью. Лихоимство — взятки, вымогательство и т.п. Хищение — кража государственного имущества. Воровство – присвоение себе не принадлежащего чего-бы то ни было (имущества, денег, вещей, похвалы, имени и т.д.) Святотатство – присвоение себе взятого в Церкви. — Согрешил блудом. Блуд — плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»Еф.5,5. — Согрешил прелюбодеянием. Прелюбодеяние — плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве и при этом имеют связи с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака. — Согрешил противоестественными блудными отношениями, к таким относятся: кровосмешение — близкородственные связи, а также мужеложство, скотоложство и пр. — Согрешил рукоблудием. Рукоблудие — в любых видах удовлетворение плотского разжения. — Согрешил блудными разжжениями и всяческим сладострастием: чтением развратных книг рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ. — Согрешил ночными осквернениями. Ночное осквернение может быть вольным, т.е. следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, многоспания, услаждения блудными помыслами и т. д. Также — следствием осуждения ближнего, таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди. И может быть невольным физиологическим явлением без явных греховных причин. Таковое не является грехом. Но в любом случае и это не следует скрывать на исповеди. Если же случится — омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения по молитвослову. — Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, нехранением постов и праздников. Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников, воскресных дней и накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов. — Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; плясаниями и телодвижениями, вызывающими сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение, соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры. — Согрешил душевной нечистотой: блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств. — Согрешил курением, пьянством и употреблением препаратов и средств, вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих. Это — услаждение действием наркотиков, начиная от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.. Употребление наркотических средств — смертный грех, ибо относится к греху самоубийства. Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться, как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие. — Согрешил чревоугодием, тайноядением, чревобесием, гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Чревоугодие — страсть насыщения пищей и питием, когда это становится жизненным кумиром. Тайноядение — употребление пищи тайком из жадности, стыда или нежелания делиться. Чревобесие — страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Гортанобесие — страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями. — Согрешил употреблением в пищу крови животных. Неупотребление в пищу крови — одно из древнейших установлений церковного устава См.: Быт.9,4; Исх.34,15; Деян.15,20. Кровь — носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

Важность искренности на исповеди

Священнослужитель в процессе исповеди берёт на себя также роль психолога, он способен распознать степень искренности человека в его раскаянии. Ведь могут быть и такие виды исповедей, которые оскорбляют таинство и Бога.

Если, к примеру, индивид в механической форме просто вспоминает свои грехи, исповедуется сразу нескольким духовникам, стремится утаить правду – с помощью подобных действий нельзя достичь покаяния.

При этом большого значения уделяют поведению, тону речи, с которыми человек исповедуется. Это (плюс наличие мук совести) помогает батюшке увериться в искренности кающегося.

Также в некоторых случаях для человека имеет значение личность священнослужителя. Но это не должно стать поводом для осуждения либо комментирования действий священнослужителей. Если вам по каким-то причинам неприятен ваш духовный отец вы всегда можете поменять его, обратившись в другой храм.

Некоторые грехи и дурные действия доставляют человеку столько моральных страданий, что он даже не осмеливается озвучить их вслух. В таких случаях допускается вариант составления списка грехов и отпускания их священнослужителем даже без чтения и просмотра.

В завершение статьи рекомендуем вам просмотреть интересный тематический видео-материал:

Marissa

Полезные советы

  • Свободная воля каждого человека – ходить ли ему на исповедь или нет и как часто выполнять данное таинство. Нельзя навязывать свою волю другому, силой заставляя его идти в храм на исповедь, когда он сам не хочет этого делать.
  • Перед исповедованием стоит заранее составить список совершённых грехов, при этом быть максимально откровенным, ничего не утаивая и не договаривая.
  • В идеале нужно найти своего личного духовного наставника, к которому вы и будете постоянно ходить исповедоваться, а также сможете беседовать с ним на духовные темы, задавать волнующие вас вопросы.
  • В храме следует заблаговременно выяснить дни, когда проходят исповеди, ведь они обычно проводятся не ежедневно.
  • В нужный день придите в церковь в надлежащем внешнем виде: мужчины должны надеть футболку или рубашку, обязательно с рукавами, а также брюки или джинсы (но не короткие шорты). Женщины покрывают голову платком, не наносят косметику и надевают юбку, минимальной длины до колена.

Невежество устраняется знакомством со Христом

– Как же быть людям, которые начинают ходить в церковь в зрелом возрасте и видят там множество разной литературы?

– Они тоже дети. Это младенцы веры, неофиты – люди, неумягченные сердцем. Причем человек может 30 лет проходить в храм и остаться неофитом. Тут нет стандарта. Бог к каждому находит свой подход, лишь бы человек открывал свое сердце. А для этого нужна работа.

И исповедь, причастие – это в первую очередь исследование Писания. Молитва очень помогает, и надо навыкать в молитве – ходить на богослужения, слушать богослужебные тексты, псалмы, стихи, песни.

– Но ведь часто бывает, что человек чуть ли не впервые приходит в храм сразу с желанием исповедоваться и спрашивает, как это сделать.

– Есть люди, которые приходят лечиться в аптеку, а есть те, которые идут лечиться к врачу. И если вы пришли лечиться в церковную лавку – это ваши проблемы и ваша незрелость. Такой подход к решению проблемы – ненаучный и невзвешенный.

А научный подход – обратиться к врачу. И если у меня будут сомнения во враче, то я пойду к главврачу и профессору. Потрачу на это средства и время, самое драгоценное время – утро воскресенья.

Если хочешь живого общения…

– Когда человек видит книги с рекомендациями по подготовке к исповеди, как ему реагировать?

Протоиерей Григорий Крыжановский

– Человеку надо видеть ближнего и Бога, а потом – книги. Нужно идти к священнику и читать Новый Завет. Пусть он смирится и послушает рекомендации священника.

Человек, который хочет идти к Богу, должен задуматься над тем, что Богу нужно, для чего Бог создал человека, что Бог от него хочет. Ответы на эти вопросы есть в Священном Писании. Постигая Божественное Откровение через Священное Писание, человек понимает, что в нем не так, и что он не так делает. И об этом он сожалеет, и в этом он кается.

А простое перечисление грехов никому не нужно. Даже исповедь с листочка не является хорошим тоном – это плохой стиль. Человек может составить список грехов, подготавливаясь к исповеди.

Грехи, вопиющие к Небу об отмщении

Какие грехи перечисляют во время исповеди? Все имеющиеся, а перечисленные в этом разделе, требуют особого покаяния:

  • Убийство — один из самых страшных грехов. Сюда же относятся аборты, ниже поговорим об этом.
  • Содомский грех. Модное ныне веяние однополой любви называется содомским грехом. А знаете, откуда пошло название? От истребленного города Содома. Господь сжег его за грехи, в том числе и за грех однополой любви.
  • Обида, нанесенная сироте, вдове, убогому и беззащитному человеку.
  • Удержание заработанного у сотрудника.
  • Отнятие у бедняка последнего куска хлеба или последнего гроша.
  • Огорчения и обиды, нанесенные родителям, побои.

Основные грехи: семь видов

Перечислить все их невозможно, здесь мы собрали основные и самые «популярные» нарушения.

Чревообъядение

Если для вас на первом месте стоит не духовная, а плотская пища, несоблюдение существующих постов и склонение к объедению.

Сребролюбие

Он наблюдается у тех, кто любуется своим имуществом. Мечтает об обогащении и не помогает бедным и нуждающимся. К данному виду грехов относится воровство и грабеж для обогащения.

Гнев

Его испытывают абсолютно все на протяжении каждого дня. Разница только степень проявления раздражительности. Ярость, крик, ссоры и споры свидетельствуют о нем. Убийство и разжигание вражды священники относят к гневу.

Уныние

Лень и отказ от церковных обрядов и правил – тяжелый грех. Если вы отказались от молитвы, перестали ходить в церковь и не соблюдаете установленных Божьих правил, стоит покаяться в унынии. Лень проявляется в сонливости и нежелании работать, в постоянных празднествах и ожесточениях, приводящих к отчаянию.

Тщеславие

Этим болеет каждый второй россиянин, желающий получить славу и известность. Излишняя внимательность к внешнему облику, погоня за знаменитостью и лукавство. Путем к достижению славы служат лицемерие и обман, зависть и притворство.

Гордость

Отказ от простой мирской жизни, презрение окружающих и высокие требования к ним. Неверие и следование плотским утехам, уход от любви к Богу, смирения и покаяния.

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь — это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки

Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список — помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет «учтено». Бог — не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Чем мы согрешаем перед Господом?

ГОРДОСТЬЮ. НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ. СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО. НЕПОКОРСТВОМ. САМООПРАВДАНИЕМ. ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА. САМОДОВОЛЬСТВОМ. САМОЛЮБИЕМ. САМОНАДЕЯННОСТЬЮ. НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ. СВОЕНРАВИЕМ. САМОХВАЛЬСТВОМ. САМОУГОДИЕМ. САМОЧИНИЕМ. НАГЛОСТЬЮ. ОСКОРБЛЕНИЕМ. ВЛАСТОЛЮБИЕМ. СЛАВОЛЮБИЕМ. ВОЗНОШЕНИЕМ. ВЫСОКОМЕРИЕМ. ВЫСОКОСЕРДИЕМ. ВЫСОКОУМИЕМ. НЕПОСЛУШАНИЕМ. ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ. ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА. БОГОХУЛЬСТВОМ. КОЩУНСТВОМ. НЕЧЕСТИЕМ. НЕПРАВОВЕРИЕМ. ЗАБЛУЖДЕНИЕМ. СУЕВЕРИЕМ. НЕПРАВДОЙ. ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ. НЕПОСТОЯНСТВОМ. ПРЕЛЕСТЬЮ. ЕРЕСЬЮ. ЧАРОДЕЙСТВОМ. ВОЛШЕБСТВОМ. ГАДАНИЕМ. НЕВЕРИЕМ. ЛЮБОНАЧАЛИЕМ КОМАНДОВАНИЕМ. ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ. НАДМЕННОСТЬЮ. ТЩЕСЛАВИЕМ. КИЧЕНИЕМ. ЗАВИСТЬЮ. ЗЛОРАДСТВОМ. ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ. НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ. ПОРУГАНИЕМ. ПОРИЦАНИЕМ. УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ. НЕЧУВСТВИЕМ. НЕУВАЖЕНИЕМ. ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ. ЧВАНСТВОМ. ПОДСМАТРИВАНИЕМ. ПОДСЛУШИВАНИЕМ. НАУШНИЧЕСТВОМ. УКОРЕНИЕМ. ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ. ЖЕСТОКОСТЬЮ. НЕНАВИСТЬЮ. ДУШЕГУБСТВОМ. ЛЖЕСЛОВИЕМ.

ГОРТАННОБЕСИЕМ. ЧРЕВОБЕСИЕМ. ЛЕНОСТЬЮ. НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА. НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ. ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ. ПЬЯНСТВОМ. СКВЕРНОСЛОВИЕМ. БЛУДОМ. СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ. ПУСТОСЛОВИЕМ. НАПЫЩЕННОСТЬЮ. РАСПУЩЕННОСТЬЮ. РАСТЛЕНИЕМ. СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ. РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ. РАЗВРАТОМ. РАСПУТСТВОМ. РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ. СОВЕТОМ НА ГРЕХ. НАСИЛИЕМ. МУЖЕЛОЖСТВОМ. СКОТОЛОЖСТВОМ. ОТВЕРЖЕНИЕМ. НЕВЕЖЕСТВОМ. НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ. НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ. НЕВИДЕНИЕМ. ХВАСТОВСТВОМ. ПРИТВОРСТВОМ. ТАЙНОЯДЕНИЕМ. НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ. МНОГОЯДЕНИЕМ. ЧРЕВОУГОДИЕМ. ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ. КРОВОПРОЛИТИЕМ. КОВАРСТВОМ. КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ. КЛЕВЕТОЙ. ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ. ЛИЦЕМЕРИЕМ. ЛОВЕРИЕМ . МАЛОДУШИЕМ. РАВНОДУШИЕМ. УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ. ОЖЕСТОЧЕНИЕМ. ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА. СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ. СОМНЕНИЕМ. СТРАХОМ. ОТЧАЯНИЕМ. ХУЛОЙ. УБИЙСТВОМ ЛЕСТЬЮ. УНЫНИЕМ. РОПОТОМ. ПЕЧАЛЬЮ. БЕСПОКОЙСТВОМ. БОЯЗНЬЮ. МАЛОВЕРИЕМ . МАЛОДУШИЕМ. РАВНОДУШИЕМ. УТАЕНИЕМ. ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА. СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ. СОМНЕНИЕМ. СТРАХОМ. ОТЧАЯНИЕМ. ХУЛОЙ. УБИЙСТВОМ

ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ. МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ. КРОВОСМЕШЕНИЕМ. СКОПОТВОРСТВОМ. РАБОЛЕПСТВОМ. НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ. УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО. БЕССЕРДЕЧИЕМ. РВЕНИЕМ. ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО. ВЕЩЕЛЮБИЕМ. ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ. ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО. ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ. БОЖБОЙ. СКУПОСТЬЮ. ЖАДНОСТЬЮ. ТОРГАШНИЧЕСТВОМ. МЗДОИМСТВОМ. ЛИХОИМСТВОМ. СВЯТОТАТСТВОМ. ВОРОВСТВОМ. ВЗЯТНИЧЕСТВОМ. КОРЫСТОЛЮБИЕМ. РАЗБОЕМ. ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ, ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ. ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ. ГНЕВОМ. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ. БУЕСЛОВИЕМ. НЕГОДОВАНИЕМ. НЕРАЗУМИЕМ. НЕРАССУЖДЕНИЕМ. НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ. НЕТЕРПЕНИЕМ. СВАРЛИВОСТЬЮ. ОСУЖДЕНИЕМ. ПЕРЕСУДАМИ. ПОПЕРЕЧЕНИЕМ. СПОРАМИ. ЛЮБОПРЕНИЕМ. ПОНОШЕНИЕМ. СРАМОСЛОВИЕМ. ССОРАМИ. РАЗДОРОЛЮБИЕМ. ДЕРЗОСТЬЮ. БРАНЧЛИВОСТЬЮ. ЗЛОРЕЧИЕМ. ЗЛОСЛОВИЕМ. ЯРОСТЬЮ. НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ. НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ. ОБМАНОМ. ПЛЕНЕНИЕМ. ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ. ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ. ДВОЕДУШИЕМ. ЗЛОПАМЯТСТВОМ. ЗЛОБОЙ. ЗЛОХИТРОСТЬЮ. ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ. НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ. ВРАЖДОЙ. ВРАЖДОЛЮБИЕМ. ПОБОЯМИ. ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ. ПРОКЛЯТИЕМ. ОКЛЕВЕТАНИЕМ. ПАМЯТОЗЛОБИЕМ. НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ. БЕСЧУСТВИЕМ. УЯЗВЛЕНИЕМ. ДОСАЖДЕНИЕМ.

Грехи против самого себя

Как выглядит список грехов? Какие грехи перечислять на исповеди? Выше отмечено, что список у каждого человека свой. Однако существуют книги-подсказки, которые помогут вспомнить давно позабытые грехи. Если же человек впервые приступает к исповеди, то брошюрки помогут подготовиться к таинству, направят неофита на путь истинный.

Какие грехи на исповеди нужно перечислять? Когда речь идет о самом себе, грехи выглядят следующим образом:

  • Уныние и отчаяние, свидетельствующие о недоверии Богу. Особенно допущение мыслей о самоубийстве противны Спасителю. В этом необходимо каяться.
  • Телесные излишества. Залежаться утром в кровати? Съесть лишнее лакомство? Покурить или напиться? Все перечисленное относится к телесным излишествам, с которыми необходимо бороться.
  • Недобросовестность, расточительство, праздность, привязанность к вещам — данные грехи едва ли нуждаются в объяснениях.

Перечень грехов на исповедь Батюшке

Каждый день обычного или по-церковному, мирского человека, проходит во грехах. Мы даже порой не замечаем этих проступков или не придаем им значения. Да, мы не совершаем страшные и ужасные вещи, но мы держим обиды, ленимся, завидуем, много смотрим телевизор или обсуждаем и осуждаем соседскую девочку – все это грехи.

В современном мире, когда человека окружает столько соблазнов, льется потоком разнообразная, противоречивая информация, трудно контролировать себя, свой разум. Человек, мысли которого отягощены по поводу переживаний за собственные ошибки, страдает, иногда даже заболевает. Но православный христианин знает, что можно покаяться в своих грехах, и тогда душе станет легче, укрепится дух и оздоровится тело, и жизнь снова заиграет яркими красками.

Исповедь – таинство, при котором кающийся рассказывает свои грехи священнослужителю и избавляется от них. Для подготовки к исповеди и причастию следует составить записку с грехами, в которых человек хочет покаяться. Обычно это небольшой листик с перечислением греховных деяний и мыслей. Почему именно листик со списком? Потому что во время исповеди человек может переволноваться, растеряться (особенно, если исповедь первая в жизни человека) и не рассказать о чем-то. А потом, находясь дома в спокойной обстановке, вспомнить об этом и снова мучиться.

Полный перечень грехов против самого себя не составить, в целом, это поступки, уводящие от Бога

Грех против себя — это действо, которое уводит от Господа. Такие вещи называют соблазнами, искушениями и т.д. Они отвлекают наше внимание, забирают энергию и время. Вместо того, чтобы заняться чем-то полезным, мы впустую тратим свою жизнь.

Полный список грехов против себя не составить. Всегда появится мелочь, которая в него не войдёт. Главное — понять общий принцип.

Невозможно составить полный список грехов, такие вещи надо не знать, а чувствовать

Вот перечень грехов, которые направлены против себя:

Многословие, празднословие, сплетни, злословие, позёрство и т.д. Слово — это дар Божий. Это прекрасный инструмент, чтобы передавать важные мысли, добрые эмоции, полезные знания.

Попытка рисоваться перед другими за счёт осуждения других, намерение казаться «крутым» — всё это пустая болтовня, которая направляет часы нашей жизни в мусорку, а в человеке взращивает гордость.

Грех самолюбования (чванство, тщеславие, важничание, гордость, заносчивость, грубость). Если человек ставит в центр Вселенной свой образ, а не Божий, нас поглощает материальный мир. Но этот мир полон иллюзий.

Человек мнит себя тем, чем не является, вся его жизнь — ложь и пустота. Она вроде как была, а с другой стороны её и не было. Праведник же не придумывает себе заслуг, а творит их естественно, потому что не может иначе.


Один из грехов против себя — самолюбование, которое отвлекает человека от добрых дел и Бога. Фото: artchive.ru

Классический символ этого греха — миф о Нарциссе, который влюбился в своё отражение. Хотя в этом мифе такое состояние было наказанием для юноши, а не его выбором («Нарцисс у ручья» картина Караваджо).

Ложная праведность. Это имитация духовной жизни. Церкви полны такими показушными верующими, которые любят осуждать других за неподобающий внешний вид, альтернативные взгляды на веру и вообще за всё, что угодно.

Эти судьи нарушают заповедь «Не суди, да не судимы будете», а вместо подлинной духовности предпочитают её имитировать.

Показушность. Добрые дела не от сердца сложно назвать добрыми.

Любой праведный поступок — это жертва.

А в чём жертва, скажем, миллиардера, который дал 30 рублей нищей старухе? Он сделал это лишь для того, чтобы возомнить себя праведником. Но истинный праведник творит добрые дела с усердием даже тогда, когда о них никто не узнает. В противном случае у человека нет смирения.

Вредные привычки (включая чревоугодие). Когда мы губим свой организм, мы лишаем себя возможности творить добрые дела. К тому же мы отказывается от дара Божьего — жизни. В придачу любой подобный порок — это медленное самоубийство, в чём тоже нет ничего хорошего.

Ложь. Ложь ещё со времён древнего Египта называют страшным грехом. Она уводит людей от истины, а истина — это Бог и Его мир. Иллюзия приводит к неверным суждениями и ошибочным поступкам. Окружая себя ложью, человек должен согласовывать с нею свою жизнь. Он становится рабом того, что придумал.

Жадность. Излишняя привязанность к материальным ценностям мешает человеку направить их на помощь другим. Так он лишает мир блага. Но не надо путать жадность с привязанностью вообще. Если у человека есть любимый бабушкин шкаф, который жалко выбросить или отдать кому-то, то это уже сентиментальность, а не жадность.

Эбенезер Скрудж — герой классической повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Он очень хорошо иллюстрирует, как жадность разрушает человека и как отказ от неё способен вернуть всё в благоприятное русло (кадр из анимационного фильма «Рождественская история», 2009). Фото: livelib.ru

Зависть. Зависть способна побудить человека на любой зло. Сама же она свидетельствует о наличие у человека гордости: «Не согласен с тем, что у него есть то, чего нет у меня».

Лень (сюда же относится старательно поддерживаемое уныние). Отказ делать что-либо мешает человеку нести в мир добро, а потом приводит к глубокому разочарованию в себе.

Самоубийство. Этот грех православие осуждает не только за сам факт отказа от жизни, но ещё и за то, что человек не может его искупить. Впрочем, самоубийство не надо путать с благородной жертвой. Это разные вещи.


Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад

Список можно продолжать и продолжать. Он никогда не закончится. Любые негативные качества человека, допустим, трусость, — всё это грехи против себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]