Кто такие серафимы и херувимы в православии и в чем их отличие?

Херуви́мы

— 1) ангель­ский чин (сте­пень ангель­ской иерар­хии), при­над­ле­жа­щий к триаде высших ангель­ских чинов (в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре нередко пере­чис­ля­ется после чина сера­фи­мов, но иногда, в перечне ангель­ских сте­пе­ней, ста­вится не на второй, а на первой пози­ции); 2) ангелы, пред­ста­ви­тели этого чина.

Согласно тол­ко­ва­нию «Дио­ни­сия Аре­о­па­гита», назва­ние «херу­вимы» «озна­чает их силу – знать и созер­цать Бога, спо­соб­ность при­ни­мать высший свет и созер­цать Боже­ствен­ное бла­го­ле­пие при самом первом его про­яв­ле­нии, мудрое их искус­ство – пре­по­да­вать и сооб­щать обильно другим даро­ван­ную им самим муд­рость». Между тем известны и другие тол­ко­ва­ния этого име­но­ва­ния. Есть пред­по­ло­же­ние, что еврей­ское слово «керу­бим» в форме мно­же­ствен­ного числа может быть свя­зано с аккад­ским гла­го­лом в зна­че­нии «бла­го­слов­лять, хва­лить, молиться».

Значение слова

Происхождение слова «херувим» точно не определено. Этимологи предлагают ряд теорий:

  1. От семитского «пахать». Слово описывает вола, возделывающего почву. Применительно к Ангелам оно характеризует очень сильное существо.
  2. От арабского «внушать страх».
  3. От еврейского «херуб»— «быть близким». Это возможное указание на то, что Херувимы — наиболее близкие к Создателю ангелы.
  4. От семитского и индоевропейского «брать», что связано с хищными птицами — грифами, считавшимися защитниками золотых гор.
  5. От еврейского «знать», «понимать». Эти ангельские силы обладают очень богатыми познаниями о Божьей личности, Его замыслах и творениях.
  6. От арамейского «вырезать», «изображать». Это может означать, что любое земное изображение Херувимов является лишь плодом человеческой фантазии, но не связано с их реальным обликом.
  7. От аккадского «карабу» — «благословлять», «молиться». Это возможный намёк на их молитвенное посредничество между человеком и Владыкой всех миров.

В переводе с еврейского Херувим — пламенеющий, горящий, огненный. Пламенная любвь, которую имеют к своему Творцу эти небесные силы — считается общепринятой версией происхождения имени.

Большинство этих теорий содержат лишь частичную правду о втором ангельском чине. Гораздо больше мы узнаём о них из сообщений Священного Писания.

Ангелы самые близкие к людям существа — помогают людям встать на путь истинный

Ангелы самые близкие к людям существа. Они помогают человеку встать на путь праведный и истинный. Они охраняют всех православных христиан, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы это просим.

Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога. В православии празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил принимал участие почти во всех ветхозаветных событиях.


Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога

На иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола. В левой руке у него зеленая финиковая ветвь, а в другой — копье с белой хоругвью, на котором начертан червленый крест.

Итак, Херувимы и Серафимы — это самые близкие к Господу Ангелы. Именно они те самые создания, которые несут людям святость и мудрость от Бога. Именно поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах или песнопениях.

Только лишь несколько выдержек из православной литературы показывает нам, что же это были за существа. Как мы видим, эти образы очень интересны и, тем не менее, очень загадочны.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Как они выглядят на самом деле

Фото изображений

Истинный облик Ангелов любого чина не знает никто из людей. Все их изображения, представленные в Священном Писании и на картинах, созданы для того, чтобы описать их понятным нам языком. У Херувимов нет настоящих крыльев, как у птиц. Они не гибриды людей и животных, но носители высшей формы жизни, недоступной нашему воображению.

В исламе

Четыре сторонника (ангела) небесного престола в исламском искусстве
Херувимы (аль-Карубийин

)[30] в исламе обычно отождествляются либо с классом ангелов, обитающих на шестом небе, либо с ангелами вокруг Престола Бога. К последним относятся канонические четыре исламских архангела Гавриил, Михаил, Азраил и Рафаил, а также еще четыре, называемые Носители престола, всего восемь херувимов. в Коран, они также отождествляются с
Мукаррабун
в Ан-Ниса стих 172, а также упоминаются во всей исламской литературе, такой как Литература мираджа[31] и Кисас Аль-Анбия.[32] Херувимы вокруг престола непрерывно прославляют Бога
тасбих
: «Слава Аллах!»[33] Они описаны настолько яркими, насколько ни один из низших ангелов не может их представить.[34]

Что известно о них из Библии

Из Библии мы знаем, что Херувимы находятся в присутствии Божьем. Они носители Его священного престола. Похоже, что они являются его личным почётным кортежем. В отличие от полиции, охраняющей президента или других высокопоставленных лиц, Ангелы не защищают Бога от внешних угроз. Всемогущему Творцу не нужна ничья защита.

Но Херувимы служат не просто как украшение Божьего окружения, вроде прекрасных цветов в изящных вазах. Они исполнители Его воли.

Библейские упоминания

Рассмотрим несколько библейских упоминаний этих ангельских существ:

  1. Бытие 3:22 — Бог поставил Херувима охранять Эдемский сад, после того как Адам и Ева были из него изгнаны.
  2. Исход 25:18–20 — херувимы были сделаны из золота и помещены на крышке ковчега Завета, стоящего в Святом Святых скинии, а позднее — храма.
  3. Исход 37:7–9 — их изображения сделал мастер Веселиил. Крылья этих существ были направлены вверх, а лица — друг к другу.
  4. По распоряжению Соломона в Святая Святых стояли статуи Херувимов высотой примерно в 5 метров. Они были сделаны из дерева и покрыты злотом. В храме были и другие изображения этих ангельских существ.
  5. В Послании Евреям 9:5 сказано, что Херувимы на крышке ковчега осеняли Святое Святых Божьей славой.
  6. В 4 книге Царств царь Езекия молится Создателю, восседающему на Херувимах.
  7. В Откровении 4:6-9 упомянуты 4 живых существа, похожих по описанию на Херувимов из книги Иезекииля. У каждого из них было множество глаз спереди и сзади. Это явное указание на то, что от Херувимов невозможно скрыть что-либо во Вселенной.

Из Книги пророка Иезекииля

В первой главе Книги Иезекииля содержится одна из самых фантастических картин во всей Библии. Некоторые даже пришли к выводу, что пророк видел летающую тарелку инопланетян и самих пришельцев. На самом деле эта удивительная картина описывает надмирную деятельность и личные качества херувимов через чисто физические явления, понятные нам.

Видение Пророка Иезекииля. Маттеус Мериан (1593—1650)

Перед тем как показать видение, Бог поднял на реке Хорив бурю. Сам воздух вместе со всей природой задрожал. Далее взору пророка предстали Херувимы. Кого именно он видел, Иезекииль узнал позже:

«Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы».

(Иез.10:20)

Херувимы

Фото: Flickr.com

В Небесной Иерархии херувимы занимают второе место сразу после серафимов. В Книге Бытия говорится, что одному из них выпала честь охранять вход в Эдемский сад, держа в руках огненный меч. Принято считать, что херувимы — средство передвижения для Господа. В библейском писании есть поговорка: «сидеть на херувимах», когда говорится о Всевышнем.

У них две пары крыльев: одна пара поднимается вверх, где крылья соприкасаются, а вторая пара опускается вниз, где крылья закрывают тело.

Словесное описание

Херувимы в видении Иезекииля предстали в виде 4 необычных существ, напоминающих и животных, и человека.

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,

а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека;

и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;

а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).

И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;

и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего».

(Иез.1:4-9)

При этом они имели крылья, по виду напоминающие горящие угли. Между Херувимами ходил огонь, из которого исходила молния. Сами Ангелы передвигались со скоростью света.

Кроме этого, Иезекииль увидел колесницу Бога. Четыре её колеса одновременно двигались в разные стороны.

Средневековое изображение по «Видению пророка Иезекииля»

Каков смысл этого видения? Херувимы появляются в Писании крайне редко. Это происходит в ключевые моменты Божественной истории. Иезекииль видел видение, после того как Израиль, подобно Адаму, нарушил свои обязанности по завету с Творцом.

Богу пришлось ограничить излияние благословений для Своего любимого народа. Во дни Навуходоносора человек в лице потомков Авраама был вновь изгнан из рая — Обетованной земли.

После возвращения евреев из Вавилонского пленения земля Израиля уже не была прежней. Она утратила изобилие и плодородие, чем ранее славилась на весь мир. Бог лишил Свой народ и прежних близких отношений. В храме уже не было Ковчега Завета и Шехины (облака Божественной славы).

Подобие лиц их

Иезекииль так описывает лица поразивших его существ:

«Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».

(Иез.1:10)

Правая половина лика каждого Херувима сочетала в себе черты человека и льва. Левая — тельца и орла.

Еврейское слово «демут» означает вовсе не тождество, а лишь отдалённую похожесть. По этой причине невозможно сказать, насколько похожими на упомянутых животных были лица Херувимов. Скорее, пророк видел силуэты животных.

Фрагмент фрески в Метеорах, Греция. 16 век

Число 4, которое упоминается здесь несколько раз, является символическим. Оно указывает на пространственную полноту, законченность, наполненность и исчерпанность. Возможно, это отсылка к их сверхъестественным способностям, не ограниченным нашими законами.

Лица этих существ также используются символическим способом. Херувимы обозревают одновременно все четыре стороны света. Они обладают особой глубиной познания, близкого к Божьему всеведению.

Каждое из лиц может указывать на личные качества небесных служителей Бога:

  1. Лицо льва — мужество, бесстрашие, могущество.
  2. Бык — сила, кротость.
  3. Орёл — дальновидность, проницательность, мудрость.
  4. Человек — богоподобие, любовь, справедливость.

Прямые ноги этих созданий, не имеющие гнущихся частей, говорят о том, что они обладают совершенной духовной стойкостью и мощью. Эти Ангелы несут невообразимую тяжесть — славу Владыки Вселенной. Но, в отличие от сатаны, великое преимущество не делает Херувимов высокомерными.

Сколько у них крыльев

В видении Иезекииля Херувимы имели по 4 крыла. Их крылья постоянно двигались, что, возможно, говорит о том, что эти создания постоянно заняты каким-либо служением, не чувствуя никакой усталости.

Крыльями эти существа закрывали свои тела. По мнению блаженного Иеронима, это говорит об их скромности и нежелании отвлекать внимание от Бога. Библеист Лопухин же считает, что это указание на невозможность постичь существо небесных созданий ограниченным человеческим разумом.

Ростовое изображение Архангела Селафиила. В верхней части изображение Херувима. Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово. Конец XIX – начало XX века. Иконописная школа или художественный центр: Олонецкая губерния. Дерево, левкас, масло. Размеры иконы: высота 216 см, ширина 69 см. Национальный парк ‘Кенозерский’

В Откровении Иоанна Богослова приводится иное количество крыльев приближённых Бога: 6. Конечно, у Херувимов нет буквальных крыльев, как у птиц. Это указание на их высокую скорость передвижения и, возможно, ту расторопность, с которой они выполняют Божьи поручения.

«Четверичное число крыльев у херувимов своим несоответствием обычному числу крыльев у земных существ, имеющих их, указывало на особую возвышенность сферы их обитания. Неожиданным такое количество крыльев являлось и по сравнению с образом прежнего представления херувимов и серафимов: херувимы скинии и храма имели по 2 крыла, а серафимы Исаии по 6.

По общепринятому объяснению у херувимов нет другой пары крыльев, так как они имеют единственным назначением осенение Ковчега, а не передвижение Славы Божией, как у Иезекииля; с другой стороны херувимы пророка Иезекииля, находясь под престолом Божиим в качестве носителей его, не имели нужды в 3-ей паре крыльев для закрывания лиц; в Апокалипсисе херувимы, находясь не под престолом Божиим, а кругом его, имеют уже по 6 крыльев».

Библеист Лопухин

Способности ангелов

Воинство Небесного царства состоит из ангелов. Сила им даруется Богом и только он определяет круг возможностей каждого из них и всех вместе. Ангелы наделены общими для всех иерархий, способностями:

  • оставаться невидимыми человеку;
  • проявляться при необходимости в физическом теле, показываться людям;
  • они все имеют крылья и летают;
  • являются людям через видения;
  • имеют способность предсказывать будущее;
  • воздействуют на материальный мир и появляются в человеческом образе.

Некоторые из видов ангелов способны испепелять не только небольшие предметы, но даже целые города. Пример такого владения огнем – наказание за грехопадение Содома и Гоморы.

Иконы

На иконах Херувимы представлены зрителю примерно такими же, как Серафимы. Это создания с шестью крыльями и человеческой головой. По традиции Серафимы изображаются с крыльями алого цвета, а у Херувимов отливают синевой.

Тихвинская икона Божией Матери. XIX в. Материал: Литье, эмаль, медь. Размеры иконы: высота 6,5 см, ширина 5 см. Старообрядческая меднолитная пластика КП 4476/018 ©Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Однако не все иконописцы следовали этому правилу. На некоторых древних образах изображены Серафимы, в то время как в подписи сказано, что это Херувимы. Встречается и обратная ошибка. Чаще всего Херувимы изображаются рядом с иными святыми.

Другие изображения

На стенах Владимирского собора в Киеве Виктор Васнецов изобразил Херувимов в «разобранном виде». Каждое лицо Ангела предстаёт как отдельное существо.

На фасаде с южной стороны столичного храма, построенного в честь Зосимы и Савватия Соловецких, изображён Святой Херувим.

Удивительно красивой росписью с Серафимами и Херувимами можно полюбоваться, если посетить церковь Троицы Живоначальной в Шатурском районе (Московская область).

Существует множество других изображений небесных сыновей Бога в православных сооружениях.

Херувим и Макарий Великий. Икона

Этимология

Существует несколько версий происхождения слова «керув».

  1. Cлово керув
    связано с аккадским карибу (курибу, производное существительное от глагола карабу — `молиться`, `благословлять`); то есть херувим — это посредник, возносящий человеческие молитвы к Богу. Причастие «kâribu» — «благословляющий», по утверждению ассириологов, часто встречается в клинописных текстах, как обозначение быкообразных крылатых колоссов, которые ставились у порталов ассирийских царских дворцов, в качестве могучих стражей государства и счастья, изображая бога «Адар». Тем не менее, эти четвероногие колоссы представляют только слабую аналогию херувимов.
  2. Название «херувим» возводят к арамейскому выражения ки рабия
    (ки — `как`, `подобный`, рабия — младенец`[1]). Возможно, эта интерпретация послужила источником популярного в эпоху Возрождения изображения херувимов.
  3. Некоторые (как, например, Эйхгорн) скомбинировали это слово с греческим γρυψ (γρυφ — гриф), представление ο кοтοром дошло до греков через колонии в областях Понта, Таврического Херсонеса и т. д.; грифы изображались в виде крылатых существ, с львиным туловищем, орлиной головой и пылающими глазами; по греческому мифу они охраняли золото аримаспов, живших на Рифейских горах.
  4. Библейские критики производили это слово от арамейского корня כרב — «пахать», из чего ими делался вывод о том, что херувим имел вид быка.[2] Но эта этимология была отвергнута.[3]

Иерархия: Девять ангельских чинов

На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита, епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.

К первой сфере относятся:

  1. Серафимы.
  2. Херувимы.
  3. Престолы.

Во вторую сферу входят:

  1. Господства.
  2. Силы.
  3. Власти.

Третья сфера состоит из:

  1. Начала.
  2. Архангелы.
  3. Ангелы.

Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие

Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.

Феофан Грек. Серафим (1378) Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.

Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.

Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах, ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.

Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей, побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.

Рекомендации

  1. «херувим». Полный словарь Рэндома Хауса Вебстера
    .
  2. ^ абcdежграммчас
    «херувим».
    Еврейская энциклопедия
    . 2002–2011 [1906].
  3. ^ аб
    Косиор, Войцех. «Ангел в еврейской Библии со статистической и герменевтической точки зрения. Некоторые замечания по теории интерполяции».
    Польский журнал библейских исследований
    .
    12
    (1 (23)): 56–57. Получено 1 декабря 2013.
  4. ^ абcdеж
    Вуд, Алиса (2008).
    О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов
    . С. 2–4. ISBN 978-3-11-020528-2 .
  5. ^ абcdе
    Вуд, Алиса (2008).
    О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов
    . п. 1. ISBN 978-3-11-020528-2 .
  6. Йозеф Фрейхер фон Хаммер-Пургшталл Розенёль. Erstes und zweytes Fläschchen: Sagen und Kunden des Morgenlandes aus arabischen, persischen und türkischen Quellen gesammelt
    Совет директоров — Книги по запросу 9783861994862 стр. 12
  7. Ян Ричард Неттон Трансцендентный Аллах: исследования структуры и семиотики исламской философии, теологии и космологии
    Psychology Press, 1994 ISBN 9780700702879 п. 205
  8. ^ абc
    Райт, Г. Эрнест,
    Библейская археология
    (Филадельфия, Westminster Press, 1957)
  9. Пропп, Уильям Х. (2006). Якорная Библия
    . 2А, Исход 19–40. Нью-Йорк: Doubleday. Исход 15:18, стр. 386, г.
    Примечания
    . ISBN 0-385-24693-5 . какие ссылки Велльхаузен, Юлиус (1885).
    Пролегомены к истории Израиля
    . Эдинбург, Шотландия: черный. п. 304.
  10. Бикс, Роберт С. П. (2010). «γρυπος». Этимологический словарь греческого языка
    .
    1
    . Лейден и Бостон: Брилл. п. 289. ISBN 978-90-04-17420-7 . С археологической точки зрения, происхождение из Малой Азии (и Ближнего Востока: Элам) весьма вероятно.
  11. 1-я Царств 4: 4, 2-я Царств 6: 2, 2-я Царств 22:11
  12. 1 Паралипоменон 13: 6
  13. 2 Царств 22:11
  14. Псалом 18:10
  15. Де Во, Роланд (тр. Джон МакХью), Древний Израиль: его жизнь и учреждения
    (Нью-Йорк, Макгроу-Хилл, 1961 г.)
  16. ^ аб
    Вуд, Алиса (2008).
    О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов
    . Beihefte Zur Zeitschrift fur die Alttestamentliche Wissenschaft, Книга 385. Вальтер де Грюйтер. С. 3–4. ISBN 978-3110205282 .
  17. Бытие 3:24 (Версия короля Якова) на сайте Bible Gateway.com
  18. Вуд, Алиса. О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов
    . С. 84–85.
  19. «3-я Царств 6: 23–6: 35 KJV — И в оракуле он создал двоих». Библейский портал. Получено 2012-12-30.
  20. Эйхлер, Раанан. «Значение הַכְּרֻבׅים יֹשֵׁם». Zeitschrift Für Die Alttestamentliche Wissenschaft
    126 (2014): 358-371.
  21. Вуд, Алиса. О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов
    . п. 94.
  22. Вуд, Алиса. О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов
    . п. 137.
  23. Вавилонский Талмуд (Сукка
    5b)
  24. Йома 54а: «Херувимов нарисовал, как написано».
  25. Путеводитель для недоумевших
    III: 45
  26. Берахот 49b
  27. «Небесная иерархия Дионисия Ареопагита», Глава VII
  28. «Оксфордские словари: херувим». Oxford University Press. 2013.
  29. Пирс, Гленн (2001). Тонкие тела: представление ангелов в Византии
    . Беркли: Пресса Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22405-6 .
  30. Муджан Момен Этюды в честь покойного Хасана М. Балюзи
    Калимат Пресс 1988 ISBN 978-0-933-77072-0 стр. 83
  31. Колби, Фредерик S (2008). Повествование о ночном путешествии Мухаммеда: прослеживание развития беседы о вознесении Ибн Аббаса
    . Государственный университет Нью-Йорка Press. п. 33. ISBN 978-0-7914-7518-8 .
  32. Heribert Busse. Islamische Erzählungen von Propheten und Gottesmännern: Qia al-anbiyā oder ʻArāʼis al-maālis
    . Отто Харрасовиц Верлаг, 2006 г. ISBN 9783447052665 п. 34 (немецкий)
  33. https://www.britannica.com/topic/cherub
  34. Джейн Даммен МакОлифф Энциклопедия Корана, том 1, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия, стр.32
  • Янив, Браха, «Херувимы на подставках ковчега Торы», Отдел еврейского искусства, Университет Бар-Илан, опубликовано в Ассаф: Исследования по истории искусств
    , Vol. 4, 1999.
  • Р. Гильбоа, «Херувимы: исследование загадки», Biblische Notizen
    , 82, 1996, 59–75.

В каком ангельском чине состоял Люцифер до падения?

В 28 главе книги Иезекииля содержится строгое обличение, направленное против царя финикийского города Тир:

«…сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.

От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.

От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».

(Иез.28:12-17)

Некоторые толкователи видят здесь метафорическое описание самого дьявола. Вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что в соседних главах Тир упоминается как вполне реальный город, подвергшийся Божьему осуждению из-за своего нечестия.

В других главах Книги Иезекииля пророк направляет грозную весть против аммонитян, египтян, жителей Ливии, Лидии, Эфиопии и других стран. Тем не менее вряд ли пророк мог назвать главу нееврейского государства помазанным Херувимом. Скорее, он сравнивал царя Тира с реальным Ангелом, потерявшим своё совершенство.

Речь, конечно же, идёт о сатане, первом возгордившемся творении Бога, когда-то очень мудром и величественном. Высокомерие дьявола настолько велико, что он возомнил себя равным самому Богу своими мыслительными способностями.

Был ли сатана Ангелом, поставленным Богом для заботы о саде Эдемском? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Дело в том, что под садом Эдемским в Библии нередко подразумевается процветающая область.

Интересное наблюдение

Если дьявол был тем Ангелом, что охранял Эдем после грехопадения людей, то, возможно, на его место новый Херувим был поставлен неслучайно. Так Бог мог показать, что по-прежнему доверяет своим преданным небесным сыновьям.

В иудаизме

В раввинской литературе два херувимы

описываются как человеческие фигуры с крыльями, одна — мальчик, а другая — девочка, размещенные на противоположных концах Сиденье милосердия во внутреннем святилище Божьего дома.[23] Фигуры, нарисованные на стенах Иродианская реконструкция Храма были названы «херувимами» в Вавилонский Талмуд.[24]

Многие формы Иудаизм включать веру в существование ангелов, в том числе херувимов в Еврейская ангельская иерархия. Существование ангелов общепринято в традиционных традициях. раввинский иудаизм. Однако в иудаизме существует широкий спектр верований относительно того, что такое ангелы на самом деле и как буквально следует толковать связанные с ними библейские отрывки.

В Каббала издавна существовала сильная вера в херувимов, херувимов и других ангелов, которые, как считалось, играли мистические роли. В Зоар

, весьма значительная коллекция книг по еврейскому мистицизму, утверждает, что херувимами руководил один из их числа по имени Керубиэль.[2]

На другом конце философского спектра находится Маймонид, у которого была неоаристотелевская интерпретация Библии. Маймонид пишет, что мудрый человек видит, что то, что Библия и Талмуд называют «ангелами», на самом деле является намеком на различные законы природы; это принципы, по которым действует физическая вселенная.

Ведь все силы ангелы! Как слепы, как пагубно слепы наивные ?! Если бы вы сказали кому-то, кто называет себя мудрецом Израиля, что Божество посылает ангела, который входит в утробу женщины и там формирует зародыш, он подумает, что это чудо, и примет это как знак величия и силы Божества. несмотря на то, что он считает ангела огненным телом размером в треть всего мира. Все это, думает он, возможно для Бога. Но если вы скажете ему, что Бог вложил в сперму способность формировать и разграничивать эти органы, и что это

ангел, или что все формы созданы Активным интеллектом; что здесь ангел, «наместник мира», постоянно упоминаемый мудрецами, тогда он отпрянет.
Путеводитель для недоумевших
II: 4

Ибо он [наивный человек] не понимает, что истинное величие и сила заключаются в создании сил, действующих в вещи, хотя они не могут быть восприняты чувствами … Таким образом, мудрецы открывают осознающим, что способность к воображению также называется ангелом; и ум называется херувим

. Как прекрасно это покажется искушенному уму и как тревожит примитивных людей ».
Путеводитель для недоумевших
II: 6.

Маймонид говорит, что фигуры херувимов были помещены в святилище только для того, чтобы сохранить среди людей веру в ангелов, причем их было два, чтобы люди не могли поверить в то, что они были образом Бога.[25]

Херувимы обсуждаются в мидраш литература. Два херувима помещены Бог у входа в рай (Быт. III. 24) были созданы ангелы на третий день, и поэтому они не имели определенной формы; появляясь как мужчины или женщины, или как духи или ангельские существа (Бытие Раба, XXI, конец). Херувимы были первыми объектами, созданными во вселенной (Tanna debe Eliyahu R., I. начало). Характерно следующее предложение Мидраша: «Когда человек спит, тело сообщает нешаме (душе), что оно делало в течение дня; затем нешама сообщает об этом нефеш (духу), нефеш ангелу, ангел — херувиму, а херувим — серафиму, который затем приводит его к Богу »(Левит Рабба, xxii; Еккл. Рабба, x. 20).

В ранней еврейской традиции существовало представление о том, что херувимы имеют юношеские человеческие черты, из-за этимологизации имени Аббаху (3 век). До этого в некоторых ранних мидраше херувимов херувимы считались бестелесными. В первом веке нашей эры Иосиф Флавий утверждал: «Никто не может сказать или даже предположить, каков был облик этих херувимов» (Древности

:8:73).[5]

В мидраше говорится, что, когда фараон преследовал Израиль у Красного моря, Бог снял херувима с колес Своего престола и полетел туда, потому что Бог осматривает небесные миры, сидя на херувиме. Херувим, однако, «нечто нематериальное», и его несет Бог, а не наоборот (Midr. Teh. XVIII. 15; Canticles Rabbah I. 9).

В отрывках Талмуд которые описывают небеса и их обитателей, серафимов, офаннимов и живые существа упоминаются, но не херувимы (ag. 12b); и древняя литургия также упоминает только эти три класса.

в Талмуд, Хосе Галилейский держит[26] что когда Биркат Хамазон (благодать после еды) произносится по крайней мере десятью тысячами сидящих за одной трапезой, это особое благословение: «Благословен Ха-Шем, наш Бог, Бог Израиля, кто живет между херувимами «добавляется к регулярная литургия.

Молитвословия

«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа». На русском языке:

(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

Как понять слова из «Песни Богородице»: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»

Этими словами православные выражают Деве Марии великое почтение как той, кто своей славой и честью превышает наивысших ангельских существ.

Если Серафимы взирают на пламя Божьей Любви, то Мария носила его в себе, когда внутри неё рос Сын Божий. Херувимы же постигают свет Божественного знания. Но Мария родила этот свет — Иисуса Христа.

Молитва «Достойно есть» с переводом

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами.

Архангелы – имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней.

Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние – столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу.

Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Архангела Михаила называют также Архистратигом — то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.

Молитва

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Перевод: Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

Херувимская песнь: смысл текста

Песнь исполняется в храме во время Великого входа, император Юстин II включил ее в чин Литургиив 573 году.

Вот её смысл: все, кто находится в церкви, должны стать подобными Ангелам-Херувимам, прославляя Господа и ставя личные интересы на второе место.

Образ Херувимов в литературе и искусстве

Херувимы упоминаются в произведении Лермонтова «Демон». В Интернет-комиксе Эндрю Хасси Homestuck. Здесь они представлены как разумная инопланетная форма жизни, похожая на смесь ящерицы и человека.

Небесная сфера — очень популярная тема в изобразительном искусстве. Вот некоторые примеры изображения Херувимов:

  1. Колёса из огня и Херувим на фресках в греческих Метеорах (16 век).
  2. «Видение Иезекииля» Рафаэля Санти (1518). Бог восседает на спине орла.
  3. Миниатюры с иллюстрациями на темы Ветхого Завета.
  4. Фреска Томмазо Мазаччо (флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, 1426 год). Херувим изображён в виде Ангела, вооружённого мечом.
  5. Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле (1509 год). Небесное создание также изображено с мечом.

Флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, Фреска Томмазо Мазаччо 1426 год. «Изгнание из рая»

Кинофраза: «Паки, Херувимы» — что значит этот винегрет?

Такие слова говорит Якин — персонаж одного из любимых советских фильмов («Иван Васильевич меняет профессию»). Встретив настоящего Ивана Грозного, он начал лихорадочно вспоминать старославянские слова. И в итоге выдал такой словесный винегрет:

«Паки, паки. Иже херувимы. Ваше величество, смилуйтесь!»

Перевод: слово «паки» значит «снова», «ещё. «Иже» — «и», «который».

Очевидно, что слова Якина не имели никакого смысла.

Серафимы

Фото: Flickr.com

Серафимы — это ангелы, которые ближе к Богу, чем кто-либо другой.

Впервые они упоминаются в Ветхом Завете. Переводя слово «серафим» на иврит, мы получаем — «пламенеющий», что говорит нам об их горячей любви к Творцу.

У них три пары крыльев: одна пара нужна для полета, другая — для лица, а третья — для ног.

Имея любовь к Богу, серафимы зажигают огонь этой любви в сердцах окружающих, предварительно очищая душу божественным огнем, наполняя ее силой и силой, вдохновляя на проповедь.

***

Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?

С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.

Виктор Глебов

Ковчег Завета, украшенный фигурами херувимов

Существует реконструкция Ковчега Завета, датированная XIX столетием. На его крышке можно увидеть двух изготовленных из золота херувимов. Они стоят с раскрытыми крыльями, словно прикрывая реликвию. Капорет (верхняя часть Ковчега) и ангелы представляют собой одно целое. Предполагается, что, стоя на крышке реликвии, они одновременно охраняют ее и служат напоминанием о престоле непостижимого Бога. Господь сказал Моисею, что он явится ему между двумя крылатыми существами над Ковчегом и даст законы, которые он должен будет передать людям Израиля. Таким образом, становится понятно, что херувим – это ангел, сопровождающий Бога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]