Простить и отпустить. Обижать и обижаться, что из этого больший грех?


Когда хватаются за молоток

Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.

Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.


chiaralily

Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток…

Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?

На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.

Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.

Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.

Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу…

Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».

Статус и афоризмы о прощении

  1. Человек без прощения — все равно, что гитарист без пальцев или певец без языка.
  2. Прощение — это искусство. Что не каждый может сделать.
  3. Иногда первый шаг к прощению — это осознание того, что другой человек — полный идиот.
  4. Прощение — это игла, которая умеет зашивать нанесенные обиды.
  5. Когда вы прощаете, вы исцеляетесь. А когда вы отпускаете, вы растёте.
  6. Прощайте других так же быстро, как вы ожидаете, что Бог простит вас.
  7. Когда вы решаете простить тех, кто причинил вам боль, вы лишаете их силы.
  8. Прощение лечит раны, забвение стирает шрамы.
  9. Прости себя за свои промахи и ошибки и сделай шаг вперед.
  10. Человек — существо обреченное на прощение. Прощение есть величие, которого он иногда не может вынести.
  11. Просто отпусти, а потом прости, так лучше жить. Обида подобна раку и может быть смертельной для тебя. Прости и забудь!
  12. Если кто-то заставляет тебя страдать, знай, что лучшая месть — это прощение.
  13. Прощение не всегда означает возвращение к тому, что было.
  14. Гнев — тяжелое бремя. Ношение его утомляет. Прощение позволяет избавиться от него.
  15. Простить — значит разорвать спираль зла непобедимым оружием любви.
  16. Мосты строятся, когда мы просим прощения.
  17. Лучше слишком много простить, чем слишком осудить.
  18. Когда вы отказываете кому-то в извинениях, то вспомните об этом, когда будете просить прощения.
  19. То, что ты не можешь забыть… Бог не может вспомнить!
  20. Прощение себя, вера в себя и выбор любить себя — это лучшие подарки, которые можно получить.
  21. Гнев причиняет вред телу, так что простите и будете здоровы.
  22. Ты никогда никому не простишь больше, чем Бог уже простил тебя.
  23. Я всегда могу простить, если понимаю.
  24. Господь не прощает оправданий, Он прощает грех.
  25. Прощение — это то, что мы должны найти внутри себя.

От уголька до пожара

Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.


ThoroughlyReviewed

Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.

Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»

В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех.

Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «…Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.

Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.


Elīna Baltiņa

Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.

Цитаты из Библии про прощение

  1. Будьте сострадательны друг к другу и прощайте друг друга, как Бог простил вас через Христа. (Ефесянам 4 глава 32 стих, современный перевод)
  2. Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте, и будете прощены. (Евангелие от Луки 6 глава, 37 стих)
  3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему. (Евангелие от Луки 17 глава, 3 и 4 стихи)
  4. Если вы прощаете тех, кто согрешил против вас, то и ваш небесный Отец простит вас. А если вы не прощаете тех, кто согрешил против вас, то и ваш Отец не простит вам ваши грехи (Евангелие от Матфея 6 глава, 14, 15 стихи, современный перевод)
  5. Будьте снисходительны друг ко другу и прощайте друг другу все ваши обиды. Прощайте так, как Господь вас простил. (Колоссянам 3 глава 13 стих, «Новый русский перевод»)

Право на обиду?

Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.

В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:

Как легко обидеть человека: Взял и бросил слово, злее перца… А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть потерянное сердце.

На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления.

Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.

Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».

Цитаты о прощении, которые показывают почему важно прощать

  1. Когда вы обижаетесь на другого, вы связаны с этим человеком или его состоянием эмоциональной связью, которая прочнее стали. Прощение — единственный способ разорвать эту связь и освободиться. (Кэтрин Пондер)
  2. Гнев порождает еще больший гнев, а прощение и любовь ведут к еще большему прощению и любви. (Джина Махавира) (Рекомендуем прочитать красивые цитаты и высказывания о любви).
  3. Прощать — это высшая, самая прекрасная форма любви. Взамен вы получите невыразимый покой и счастье. (Роберт Мюллер)
  4. Мы не прощаем людей, потому что они этого заслуживают. Мы прощаем их, потому что это нужно им и нам самим. (Бри Диспейн)
  5. Прощение — это единственный дар, который вы не даете другим. Скорее, это подарок, который вы делаете себе, чтобы наконец-то стать свободным. (Шеннон Олдер)
  6. Никогда человеческая душа не кажется такой сильной, как тогда, когда она отказывается от мести. (Эдвин Хаббелл Чапин)
  7. Прощение — это признак того, что человек, который причинил вам зло, значит для вас больше, чем то зло, которое он причинил. (Бен Гринхал)
  8. Они нанесли первую рану, но вы наносите остальные; вот что делает непрощение. Они начали, но вы продолжаете. Простите и отпустите их, иначе оно сожрет тебя заживо. Вы думаете, что они заставили вас чувствовать себя так, но когда вы не простите, вы сами причиняете боль себе. (Брайант МакГилл)
  9. Прощение — это выбор. И риск. Прощая, мы рискуем снова пострадать. Но другого пути нет, если мы хотим жить полноценно. (Эбби Глайнс)
  10. Прося прощения, человек обретает свободу. Поэтому слово «извините» следует использовать чаще. Это слово и «Я люблю тебя» — слова, которых никогда не бывает слишком много. (Карен Кингсбери)

***

Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

Пословицы и поговорки о прощении

  1. Кто все понимает, тот все прощает. (Польская пословица)
  2. Будьте терпеливы к врагам и прощайте друзей. (Афганские пословицы) (Рекомендую прочитать цитаты про терпение и выдержку).
  3. Прощать нераскаявшихся — все равно, что рисовать картины на воде. (Японские пословицы)
  4. Три раза прости, а в четвертый прихворости. (Русские пословицы)
  5. Прощение приносит большее удовлетворение, чем месть. (Арабские пословицы)
  6. Там, где пролилась кровь, не может вырасти дерево прощения. (Бразильские пословицы)
  7. Прощай, да не стращай. (Русская пословица)
  8. Если вы простите лису за то, что она украла ваших цыплят, она заберет ваших овец. (Грузинские пословицы)
  9. Кто прощает, тот побеждает. (Африканская пословица)
  10. Женщины и дураки никогда не прощают. (Китайская пословица)
  11. Прощение — это столп справедливости. (Украинская пословица)
  12. То, что прощается, обычно хорошо запоминается. (Английская пословица)
  13. Самая благородная месть — это простить. (Мусульманские пословицы)
  14. Вино прощают, а бутылку вешают. (Французские пословицы)
  15. Ирландцы прощают своих великих людей, когда тех благополучно хоронят. (Ирландские пословицы)
  16. Те, кто сделал вам очень плохой поступок, никогда не простят вас. (Чешская пословица)
  17. Добрая речь и прощение — это лучше милостыни, за которой следует обида. (Исламская пословица)
  18. Вы прощаете всё тому, кто не прощает себя. (Китайская пословица)
  19. Была вина, да прощена. (Русская пословица)
  20. Если обидишь, попроси прощения; если обидели, прости. (Эфиопские пословицы)
  21. Христианин прощает, дурак не забывает. (Итальянская пословица)
  22. Бог прощает грешников, иначе его небеса были бы переполнены. (Немецкая пословица)
  23. В прощеный день зять у тещи гостит. (Русская пословица)
  24. Если бы не было проступка, не было бы и прощения. (Египетские пословицы)
  25. За обильное приношение и грехам прощение. (Русская)

Заключительные слова про цитаты о прощении обид

Отсутствие прощения проявляется во многих формах. Неожиданные расставания, семейные травмы или предательство любого рода могут легко вызвать обиду, укоренившуюся в наших сердцах. Отпустить прошлые обиды и начать исцеляться может быть очень трудной задачей, но решение простить в конечном итоге приведет к более счастливой и полноценной жизни.

Важно понимать, что решение простить не означает, что вы отвергаете или оправдываете боль, которую кто-то причинил вам. Но прощение создаст в вашем разуме и сердце место для настоящей радости. Потому что вам дан еще один шанс начать все заново. Нет любви без прощения, и нет прощения без любви.

А если вы не знаете, с чего начать, эти цитаты про прощение великих и известных людей, обязательно подскажут вам нужное направление, в котором нужно двигаться. Прошу вас в комментариях поделиться своим мнением об этих цитатах и мыслях про прощение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]