Когда хватаются за молоток
Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.
Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.
chiaralily
Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток…
Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?
На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.
Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.
Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.
Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу…
Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».
Статус и афоризмы о прощении
- Человек без прощения — все равно, что гитарист без пальцев или певец без языка.
- Прощение — это искусство. Что не каждый может сделать.
- Иногда первый шаг к прощению — это осознание того, что другой человек — полный идиот.
- Прощение — это игла, которая умеет зашивать нанесенные обиды.
- Когда вы прощаете, вы исцеляетесь. А когда вы отпускаете, вы растёте.
- Прощайте других так же быстро, как вы ожидаете, что Бог простит вас.
- Когда вы решаете простить тех, кто причинил вам боль, вы лишаете их силы.
- Прощение лечит раны, забвение стирает шрамы.
- Прости себя за свои промахи и ошибки и сделай шаг вперед.
- Человек — существо обреченное на прощение. Прощение есть величие, которого он иногда не может вынести.
- Просто отпусти, а потом прости, так лучше жить. Обида подобна раку и может быть смертельной для тебя. Прости и забудь!
- Если кто-то заставляет тебя страдать, знай, что лучшая месть — это прощение.
- Прощение не всегда означает возвращение к тому, что было.
- Гнев — тяжелое бремя. Ношение его утомляет. Прощение позволяет избавиться от него.
- Простить — значит разорвать спираль зла непобедимым оружием любви.
- Мосты строятся, когда мы просим прощения.
- Лучше слишком много простить, чем слишком осудить.
- Когда вы отказываете кому-то в извинениях, то вспомните об этом, когда будете просить прощения.
- То, что ты не можешь забыть… Бог не может вспомнить!
- Прощение себя, вера в себя и выбор любить себя — это лучшие подарки, которые можно получить.
- Гнев причиняет вред телу, так что простите и будете здоровы.
- Ты никогда никому не простишь больше, чем Бог уже простил тебя.
- Я всегда могу простить, если понимаю.
- Господь не прощает оправданий, Он прощает грех.
- Прощение — это то, что мы должны найти внутри себя.
От уголька до пожара
Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.
ThoroughlyReviewed
Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.
Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»
В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех.
Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «…Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.
Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.
Elīna Baltiņa
Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.
Цитаты из Библии про прощение
- Будьте сострадательны друг к другу и прощайте друг друга, как Бог простил вас через Христа. (Ефесянам 4 глава 32 стих, современный перевод)
- Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены, прощайте, и будете прощены. (Евангелие от Луки 6 глава, 37 стих)
- Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему. (Евангелие от Луки 17 глава, 3 и 4 стихи)
- Если вы прощаете тех, кто согрешил против вас, то и ваш небесный Отец простит вас. А если вы не прощаете тех, кто согрешил против вас, то и ваш Отец не простит вам ваши грехи (Евангелие от Матфея 6 глава, 14, 15 стихи, современный перевод)
- Будьте снисходительны друг ко другу и прощайте друг другу все ваши обиды. Прощайте так, как Господь вас простил. (Колоссянам 3 глава 13 стих, «Новый русский перевод»)
Право на обиду?
Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.
В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:
Как легко обидеть человека: Взял и бросил слово, злее перца… А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть потерянное сердце.
На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления.
Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.
Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».
Цитаты о прощении, которые показывают почему важно прощать
- Когда вы обижаетесь на другого, вы связаны с этим человеком или его состоянием эмоциональной связью, которая прочнее стали. Прощение — единственный способ разорвать эту связь и освободиться. (Кэтрин Пондер)
- Гнев порождает еще больший гнев, а прощение и любовь ведут к еще большему прощению и любви. (Джина Махавира) (Рекомендуем прочитать красивые цитаты и высказывания о любви).
- Прощать — это высшая, самая прекрасная форма любви. Взамен вы получите невыразимый покой и счастье. (Роберт Мюллер)
- Мы не прощаем людей, потому что они этого заслуживают. Мы прощаем их, потому что это нужно им и нам самим. (Бри Диспейн)
- Прощение — это единственный дар, который вы не даете другим. Скорее, это подарок, который вы делаете себе, чтобы наконец-то стать свободным. (Шеннон Олдер)
- Никогда человеческая душа не кажется такой сильной, как тогда, когда она отказывается от мести. (Эдвин Хаббелл Чапин)
- Прощение — это признак того, что человек, который причинил вам зло, значит для вас больше, чем то зло, которое он причинил. (Бен Гринхал)
- Они нанесли первую рану, но вы наносите остальные; вот что делает непрощение. Они начали, но вы продолжаете. Простите и отпустите их, иначе оно сожрет тебя заживо. Вы думаете, что они заставили вас чувствовать себя так, но когда вы не простите, вы сами причиняете боль себе. (Брайант МакГилл)
- Прощение — это выбор. И риск. Прощая, мы рискуем снова пострадать. Но другого пути нет, если мы хотим жить полноценно. (Эбби Глайнс)
- Прося прощения, человек обретает свободу. Поэтому слово «извините» следует использовать чаще. Это слово и «Я люблю тебя» — слова, которых никогда не бывает слишком много. (Карен Кингсбери)
***
Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.
Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.
Пословицы и поговорки о прощении
- Кто все понимает, тот все прощает. (Польская пословица)
- Будьте терпеливы к врагам и прощайте друзей. (Афганские пословицы) (Рекомендую прочитать цитаты про терпение и выдержку).
- Прощать нераскаявшихся — все равно, что рисовать картины на воде. (Японские пословицы)
- Три раза прости, а в четвертый прихворости. (Русские пословицы)
- Прощение приносит большее удовлетворение, чем месть. (Арабские пословицы)
- Там, где пролилась кровь, не может вырасти дерево прощения. (Бразильские пословицы)
- Прощай, да не стращай. (Русская пословица)
- Если вы простите лису за то, что она украла ваших цыплят, она заберет ваших овец. (Грузинские пословицы)
- Кто прощает, тот побеждает. (Африканская пословица)
- Женщины и дураки никогда не прощают. (Китайская пословица)
- Прощение — это столп справедливости. (Украинская пословица)
- То, что прощается, обычно хорошо запоминается. (Английская пословица)
- Самая благородная месть — это простить. (Мусульманские пословицы)
- Вино прощают, а бутылку вешают. (Французские пословицы)
- Ирландцы прощают своих великих людей, когда тех благополучно хоронят. (Ирландские пословицы)
- Те, кто сделал вам очень плохой поступок, никогда не простят вас. (Чешская пословица)
- Добрая речь и прощение — это лучше милостыни, за которой следует обида. (Исламская пословица)
- Вы прощаете всё тому, кто не прощает себя. (Китайская пословица)
- Была вина, да прощена. (Русская пословица)
- Если обидишь, попроси прощения; если обидели, прости. (Эфиопские пословицы)
- Христианин прощает, дурак не забывает. (Итальянская пословица)
- Бог прощает грешников, иначе его небеса были бы переполнены. (Немецкая пословица)
- В прощеный день зять у тещи гостит. (Русская пословица)
- Если бы не было проступка, не было бы и прощения. (Египетские пословицы)
- За обильное приношение и грехам прощение. (Русская)
Заключительные слова про цитаты о прощении обид
Отсутствие прощения проявляется во многих формах. Неожиданные расставания, семейные травмы или предательство любого рода могут легко вызвать обиду, укоренившуюся в наших сердцах. Отпустить прошлые обиды и начать исцеляться может быть очень трудной задачей, но решение простить в конечном итоге приведет к более счастливой и полноценной жизни.
Важно понимать, что решение простить не означает, что вы отвергаете или оправдываете боль, которую кто-то причинил вам. Но прощение создаст в вашем разуме и сердце место для настоящей радости. Потому что вам дан еще один шанс начать все заново. Нет любви без прощения, и нет прощения без любви.
А если вы не знаете, с чего начать, эти цитаты про прощение великих и известных людей, обязательно подскажут вам нужное направление, в котором нужно двигаться. Прошу вас в комментариях поделиться своим мнением об этих цитатах и мыслях про прощение.