Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»?


История иконы

Кто ее написал?

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» и создана была тоже соборно — ее написала группа иконописцев мастерской Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Произошло это в 2000 году в преддверии прославления сонма новомучеников и исповедников на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Не случайно за этот труд взялись именно иконописцы Свято-Тихоновского института. Сама идея соборно прославить всех пострадавших за веру в годы советских гонений принадлежала ректору этого учебного заведения протоиерею Владимиру Воробьеву, лично знавшему многих исповедников веры Христовой: Сергея Иосифовича Фуделя, игумена Иоанна (Селецкого), иеромонаха Павла (Троицкого), протоиерея Всеволода Шпиллера… Отцу Владимиру и декану факультета церковных художеств ПСТГУ Александру Салтыкову принадлежал замысел иконы, трудились же над ней иконописцы-преподаватели этого факультета Татьяна Азарова-Кауц, Татьяна Андросова, Мария Глебова, Наталия Муравьева при участии студентов университета.


Протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Александр Салтыков

К тому времени Церковь уже успела прославить несколько самых крупных фигур из числа новомучеников и исповедников: в 1989 году — Святейшего Патриарха Тихона; в 1992-м — митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), а также митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и великую княгиню Елизавету Федоровну; в 1994 году — протоиерея Иоанна Кочурова; в 1997-м — митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского)… Но в Свято-Тихоновском институте с начала 1990-х собирался архив писем и документов с данными о жизни и смерти тысяч других, менее известных подвижников. А в епархиях набирала оборот деятельность комиссий по сбору сведений о местночтимых новомучениках.

Отпраздновать 2000-летие Рождества Христова соборным прославлением всех новомучеников Русской Церкви, и известных, и неизвестных — так звучала идея, с которой отец Владимир Воробьев обратился к руководителю Синодальной комиссии по канонизации святых митрополиту Ювеналию. Тот идею поддержал, и в августе 2000 года на Юбилейном Соборе, в котором приняли участие 144 архиерея, были канонизированы все известные святые новейшей российской истории и «доныне миру не явленные, но ведомые Богу». В общий список вошли более 1200 новомучеников и исповедников, как те, кого успели канонизировать ранее или почитали как святых только в отдельных местностях, так и более 800 новых имен. В результате сонм русских святых, прославленных за всю историю Русской Церкви, расширился по меньшей мере втрое.


Прославление иконы «Собор новомучениов и исповедников Российских» на юбилейном Соборе 2000 г.

Именно на этом Юбилейном Соборе были прославлены, в частности, святые царственные страстотерпцы: император Николай II, его супруга Александра Федоровна и пятеро их детей — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

По какому образцу писали икону?

У иконы, написанной к Собору, была предшественница — икона, написанная двадцатью годами раньше архимандритом Русской Православной Церкви Заграницей Киприаном (Пыжовым). Зарубежная Церковь прославила Собор новомучеников и исповедников еще в ноябре 1981 года, правда, отдельно назвав имена только царя Николая II и членов его семейства. В службе, составленной в честь новомучеников, были упомянуты еще некоторые лица: Патриарх Тихон, священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица Елизавета Федоровна и ряд других.

А больше всего узнаваемых лиц было на иконе: например, здесь присутствовали царские слуги, расстрелянные вместе с семьей Николая II в Екатеринбурге:

Царская семья была изображена на иконе архимандрита Киприана в самом центре, она как бы собирает вокруг себя всех пострадавших от безбожной власти. Участники Собора РПЦЗ не решились заявить, что в сонме новомучеников и исповедников XX века государь занимает центральное место, но все же назвали это место «особым». И на иконе Николай II и его семейство явно выделяются из множества лиц, прославленных в тот ноябрьский день: они стоят на фоне Храма Христа Спасителя, прямо под благословляющим с небес архангелом и расположенным еще выше престолом, над которым склонились Патриарх Тихон и местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Крутицкий Петр (Полянский).

Как писать образы монахов?

Сейчас при изображении иеромонахов, игуменов, архимандритов чаще всего пишут их в полном богослужебном облачении, подчеркивая сан. В древней традиции наоборот: монах – неважно, в сане он или нет, – всегда изображался в монашеских одеждах. Он прежде всего – монах. Так писали, как уже было указано ранее, даже некоторых епископов, не говоря уже об иеродиаконах и иеромонахах. Хотя есть отдельные примеры-исключения, когда священников-монахов изображали в богослужебном облачении, как преподобных Феодора Студита, Маркиана. Однако традиционной норме больше соответствует изображение пресвитеров-монахов в монашеских одеждах.


Собор святых Московской Духовной Академии

В отношении изображения святых монахов возникает еще такой вопрос: сейчас монашество разделено на степени (иночествующие, мантийные монахи (малая схима), великосхимники) – как это отображать при письме? Причем среди преподобномучеников XX века есть даже послушники. Как это учитывать при написании иконы? Есть разные подходы. Один подход: изображать святого именно в тех одеждах, которые он носил при земной своей жизни. Например, мы знаем, что святой был пострижен в малую схиму, значит в мантии его и пишут. А если он был великосхимник – пишут схиму. Если инок – изображается на иконе в рясе. Если послушник – это еще вопрос для изысканий: как он был облачен? Может быть, он носил только подрясник? Но возможен и другой подход: невзирая на то, как был облачен святой, пишут его в полном монашеском облачении – раз он уже был причислен к чину монашествующих. Такой подход тоже возможен. К нему чаще и обращались древние иконописцы. Но сейчас, наверное, это будет не всегда уместно, так как историческое знание о святых сегодня вполне развито и кого-то такое несоответствие может смутить. А раз так, то лучше избегать подобного рода поводов и писать, согласно известным данным. Все-таки иконописцу надо учитывать реалии восприятия: образ должен соединять с первообразом. Не вызывать неприятия, а помогать установить контакт, способствовать молитвенному общению со святым.

Например, при написании образа преподобномученицы Елисаветы учитывается то, что Марфо-Мариинская обитель была особой, настоятельница и сестры носили преимущественно белое облачение, хотя художественно белое облачение редко когда получается изобразить красиво. Поэтому, как правило, вводится какой-то дополнительный цвет, оттенок, чтобы изображение получилось более убедительным.


Священномученик Иоасаф с житием, Дубна

Кто изображен на иконе?

Икона, написанная для Собора Русской Православной Церкви 2000 года, отличается от своей предшественницы прежде всего наличием клейм, то есть отдельных сюжетов, показывающих подвиги отдельных святых. А с точки зрения композиции она во многом напоминает икону 1981 года.

Как и на американской иконе, в центре Собора новомучеников и исповедников — семья царственных страстотерпцев: российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын, цесаревич Алексей. Расстрелянные в подвале дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, они оказались в первой волне пострадавших за Христа, и постигшая их участь знаменовала собой судьбу многих тысяч других новомучеников и исповедников Русской Церкви. Члены царской семьи облачены в византийские императорские платья — далматики. Это напоминание как о преемстве христианской веры, так и об особом положении в Церкви православного монарха, который, согласно византийскому праву, приближался по своему статусу к священнослужителям: мог, в отличие от обычных мирян, входить в алтарь, благословлять народ, утверждать решения созванных им же церковных Соборов и т. д. По словам отца Александра Салтыкова, члены царской семьи «олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу».

Вокруг царской семьи собраны миряне, священники и монахи, пострадавшие в годы преследования христиан безбожной властью.

Преподобномученицы Елизавета Федоровна (2) и Варвара Яковлева (3), сброшенные большевиками в заброшенную шахту под Алапаевском на следующую ночь после убийства царской семьи, с 17 на 18 июля 1918 года. Елизавета Федоровна — супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова и родная сестра императрицы Александры. После его убийства террористом отдала себя целиком на служение больным и обездоленным людям, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой трудилась и Варвара Яковлева.

Архимандрит Сергий (Сребрянский), духовник Марфо-Мариинской обители, был известен как молитвенник и человек святой жизни. После закрытия обители прошел серию тюрем и ссылок.

Протоиерей Сергий Мечёв, продолжатель дела своего отца протоиерея Алексия Мечёва, возглавлявший «монастырь в миру» — общину храма святителя Николая в Клённиках. Замечательный духовник и молитвенник, в 1931 году отец Сергий был «отлучен от православной жизни и запрещен в священнослужении» Синодом за отказ поминать за богослужением безбожную власть. Много лет провел в ссылках, где сохранял контакт с духовными чадами. Расстрелян в ярославской тюрьме 6 января 1942 года.

Архимандрит Сергий (Шеин), секретарь Поместного Собора 1917–1918 годов, впоследствии играл ключевую роль в Обществе объединенных петроградских приходов, задачей которого было бороться против закрытия храмов. Расстрелян 13 августа 1922 года за сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей.

Протоиерей Философ Орнатский, настоятель собора Казанской иконы Божией Матери в Петрограде, много содействовал духовной миссии на фронте во время Первой мировой войны, после революции организовал защиту Александро-Невской лавры от посягательств толпы. Расстрелян с сыновьями в октябре 1918 года во время «красного террора».

Протоиерей Иоанн Кочуров, клирик Екатерининского собора в Царском Селе под Петербургом и первый священнослужитель, пострадавший после большевистского переворота. Прежде служил в Северо-Американской епархии, которую в ту пору возглавлял митрополит Тихон (Беллавин), будущий Патриарх. 30 октября 1917 года во время обстрела Царского Села возглавил крестный ход, участники которого молились о прекращении междоусобной брани. Был убит радикально настроенной толпой из солдат, матросов и рабочих.

Над царской семьей расположен Патриарший престол, на котором лежит Евангелие, раскрытое на словах: Не бойтесь убивающих тело, душú же не могущих убить (Мф 10:28). Крест за престолом символизирует мученический подвиг во имя Христа. Следователи, как правило, вынуждали новомучеников и исповедников не отрекаться от Христа или уходить из Церкви, а называть имена других церковных людей, которым в таком случае тоже угрожали бы арест и смерть. Поэтому отказ от доносительства Церковь приравнивает к исполнению заповеди Христовой: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).

Рядом с престолом — два Первоиерарха Русской Церкви начального периода гонений: Патриарх Тихон (Беллавин) (11), первый за два с лишним века российский Патриарх, избранный на Поместном Соборе Русской Церкви в октябре 1917 года, и митрополит Крутицкий Петр (Полянский) (12), исполнявший обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола с момента смерти святителя Тихона (7 апреля 1925 года) и до собственного расстрела в Верхнеуральском изоляторе в октябре 1937 года. Святители Тихон и Петр пользовались огромным авторитетом и уважением в Церкви, и, хотя советские власти сделали все, чтобы изолировать их в тюрьмах и лагерях (например, митрополит Петр после ареста в декабре 1925 года на свободу уже не вышел), их бескомпромиссная верность Христу и Церкви была известна всем и продолжала вдохновлять церковный народ даже после их смерти.

Вокруг святителей Тихона и Петра собран сонм епископов-исповедников и священномучеников. Их расположение выше царской семьи напоминает, что Церковь собирается именно вокруг епископов, чье служение связывает мир земной с миром небесным. Епископам должна подчиняться и мирская власть, которая только через них и становится законной.

Рядом со святителем Тихоном изображен митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — первый кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, названный Патриархом Тихоном, один из самых авторитетных епископов Русской Церкви. В 1926 году епископы, остававшиеся на свободе, тайным голосованием высказались за избрание святителя Кирилла новым Патриархом, но состояться этому было не суждено: власти раскрыли переписку архиереев и мигом завели уголовные дела. Был негласным лидером группы церковных деятелей, критически относившихся к политике сотрудничества с большевистским государством, которую проводил с июля 1927 года фактический глава Русской Православной Церкви в те годы, митрополит Сергий (Страгородский). Провел много лет в ссылках, расстрелян в Чимкенте в ноябре 1937 года.

Здесь же епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), священноисповедник, в 1930-е годы — активный деятель «катакомбной Церкви» (создававшейся в качестве альтернативы «советской», возглавлявшейся митрополитом Нижегородским Сергием). Взял на себя управление Владимирской епархией, когда возглавлявший ее епископ Дамиан перешел на сторону обновленцев. Прошел множество ссылок (Соловки, Туруханский край, Беломорско-Балтийские лагеря). Составил несколько служб и чинопоследований, в том числе службу всем святым, в земле Российской просиявшим.

Архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский), верный сподвижник Патриарха Тихона. В 1922 году, еще находясь на Астраханской кафедре, был арестован по обвинению в том, что помогал распространять воззвание митрополита Агафангела, временно управлявшего Церковью после ареста святителя Тихона, с призывом хранить чистоту Церкви и сопротивляться обновленцам. Отличался личной скромностью и непритязательностью. Был оклеветан одним из священников, 20 декабря 1937 года арестован и несколько дней спустя казнен.

Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) — еще один верный сподвижник Патриарха Тихона, входивший в число кандидатов на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Находился в умеренной оппозиции к политике митрополита Сергия (Страгородского). Несколько лет провел в тюрьмах и ссылках. Скончался в 1928 году.

Епископ Тобольский Гермоген (Долганëв), один из самых консервативных архиереев Русской Церкви начала века, непримиримый борец с революционными настроениями. Резко критиковал попытку ввести в Церкви чин диаконисс, обличал Григория Распутина. После революции небоязненно обличал действия большевиков. Арестован после того, как в Тобольске, где содержалась царская семья, прошел большой крестный ход. В июне 1918 года утоплен в реке Туре.

Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), талантливый миссионер, помогал святителю Николаю (Касаткину) распространять православную веру среди японцев. Был известен как молитвенник и нестяжатель, резко критиковал коммунистические идеи и называл себя «открытым врагом» большевистской власти. После прихода советской власти в Пермь запретил богослужения во всех храмах города. 17 июня 1918 года был арестован, сам вырыл себе могилу и был живым закопан в нее.

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), старейший и авторитетнейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора 1917–1918 годов. 14 лет занимал московскую кафедру, где активно занимался просвещением и миссионерской деятельностью. Стал одной из первых жертв революционно настроенных масс, расстрелян в Киево-Печерской лавре 25 января (7 февраля) 1918 года. Перед смертью благословил убийц. Участники проходившего в тот период Поместного Собора приурочили ко дню кончины митрополита Владимира день памяти всех новомучеников, пострадавших от большевиков.

Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), ближайший помощник Патриарха Тихона, один из самых деятельных сторонников восстановления патриаршества и активный борец с обновленчеством?Обновленцы – сложившаяся в начале 1920-х годов группа священников и епископов, которые проявляли демонстративную лояльность советской власти и пытались перехватить власть в Церкви в свои руки, «низложив» Патриарха Тихона. Свое название получили за то, что активно насаживали реформы, в частности, замену церковнославянского языка на русский и введение женатого епископата. Был настоятелем Сретенского монастыря после того, как его вернули обновленцы. В 1923 году сослан в Соловецкий лагерь, где завоевал всеобщую любовь арестантов, а однажды, рискуя жизнью, спас от гибели в море одного из охранников. Умер в 1929 году от тифа по пути в новую ссылку.

Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) был избран на столичную кафедру жителями Петрограда, очень любившими владыку за простоту и доброту. После появления ленинского декрета об отделении Церкви от государства первым из иерархов обратился в Совет народных комиссаров с призывом не идти против собственного народа. Противостоял обновленческому расколу, за что сел на скамью подсудимых и был расстрелян 13 августа 1922 года.

Митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов), выходец из дворянского сословия, военный, ставший священником по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. В советское время боролся и с обновленчеством, и с наиболее непримиримыми оппонентами митрополита Сергия (Страгородского). Расстрелян на Бутовском полигоне в декабре 1937 года, когда ему был уже 81 год.

В самом верхнем ряду изображен Господь Иисус Христос в окружении предстоящих Ему в молитве Богородицы, Иоанна Предтечи и русских святых.

В центральной части иконы мы видим символический образ Храма Христа Спасителя, кафедрального собора Москвы, который разделил судьбу с новомучениками — живыми храмами Духа Святого: сначала был захвачен обновленцами, а в декабре 1931 года взорван. Одновременно это образ соборности, единения во Христе, которое связывает всех чад Русской Церкви, пострадавших от гонений в XX веке.

Что за сюжеты изображены по краям иконы?

По краям иконы размещены так называемые клейма (или жития) — иконографические фрагменты, изображающие наиболее известные и показательные сцены расправ, свидетельствующие о подвиге исповедников и новомучеников особенно полно и убедительно. Справа по вертикали размещены изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева — массовые сцены.

Солдаты в форме болотисто-землистого цвета — палачи, олицетворяющие силы зла, которые стоят за ними. Фигуры солдат преднамеренно мало проработаны графически: этим подчеркивается, что они — слепые орудия бесов, воюющих против Церкви.

Страдание святых новомучеников на Соловках

С начала 1920-х годов Соловецкие острова были превращены в лагерь особого назначения, куда ссылали в том числе «религиозников». В конце 1920-х Соловки оказались местом наиболее плотной концентрации православных епископов. Клеймо изображает два острова Соловецкого архипелага — Большой Соловецкий и Анзер. В центре — монастырь со Спасо-Преображенским собором, который и стал местом заключения. На первом плане — сцена расстрела. Имена мучеников не указаны, так иконописцы показали массовый характер казней.

Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших жизнь на Соловках, был воронежский архиепископ Петр (Зверев). Он изображен почивающим в земле под храмом на острове Анзер. Несколько выше — знаменитая береза в виде креста.

В Соловецком лагере находились также архиепископ Евгений (Зернов), архиепископ Иларион (Троицкий) и множество других священномучеников.

Заключение в зимовье Хэ и убиение священномученика Петра (Полянского)

На клейме изображены страдания и кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего престола.

Митрополит Петр подвергся жестокому преследованию со стороны властей почти сразу после того, как принял обязанности Местоблюстителя. Много лет провел в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет находился в заключении за Полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.

Осуждение на смерть священномученика Вениамина и иных с ним пострадавших

Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), а вместе с ним большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти.

На высокой кафедре изображен судья, оглашающий приговор. На свитке в его руке — только имена обвиняемых: таким образом судья невольно свидетельствует об исповедническом подвиге святых. Святитель Вениамин изображен с благословляющим жестом. За стеной за спинами осужденных изображены печально знаменитая петроградская тюрьма «Кресты», купол Исаакиевского собора и море.

Убийства священномучеников Андроника и Гермогена

На клейме изображен мученический подвиг Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена (Долганёва), епископа Тобольского и Сибирского. Первый, называвший себя открытым врагом советской власти, был живым зарыт в землю; второго утопили в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник был деятельным миссионером (трудился в Японии, Сибири), глубоким мыслителем и аскетом, святитель Гермоген — блестяще образованным церковным деятелем и подвижником. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник — 20 июня 1918 года.

Разорение Троице-Сергиевой лавры и осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского

Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, ставшее одним из главных событий широкой антицерковной кампании по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей.

На колокольне отсутствуют колокола, что символизирует разорение монастыря.

Убийство преподобномученицы Елизаветы Федоровны и бывших с нею в Алапаевске

В ночь на 5 (18) июля 1918 года великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его управделами Федором Ремезом, князьями Иоанном Константиновичем, Игорем Константиновичем и Константином Константиновичем Романовыми, а также с сыном великого князя Павла Александровича Владимиром Палеем, которого Елизавета Федоровна воспитала как родного сына, скинули в пустующую шахту под Алапаевском, после чего забросали сверху гранатами.

Святые мученицы изображены в светлых, почти белых одеждах, сложившими руки на груди в знак полного смирения и покорности воле Божией.

Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре

Святитель Тихон был фигурантом уголовного дела (его обвиняли в сопротивлении изъятию церковных ценностей) и находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года. Местом заключения Патриарха был Донской монастырь, где ныне почивают его мощи.

На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить. Духовенство и народ молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ.

Убийство святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича, царевен и слуг их в Екатеринбурге

Расстрел царской семьи и верных им слуг произошел в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 3 (16) на 4 (17) июля 1918 года. В течение предыдущих 17 месяцев царственные страстотерпцы находились в заключении — сначала в Царском Селе, потом в Тобольске и, наконец, в Екатеринбурге. Все эти месяцы они вели себя как настоящие христиане: трудились, заботились друг о друге и никогда не жаловались на часто грубое обращение.

Незадолго до гибели великая княжна Ольга Николаевна написала в одном из писем: ««Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

Массовый расстрел на полигоне Бутово

Бутовский полигон — один из самых страшных памятников сталинских репрессий. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы, были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие священнослужители. Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Всего за год с небольшим, когда расстрелы документировались, — с августа 1937 года по октябрь 1938-го — на полигоне был уничтожен 20 761 человек, из них около 1000 людей Церкви — монахов, священников, епископов и др. Более 300 из них уже прославлено в лике святых новомучеников.

На клейме они изображены в виде двух групп, в одну из которых солдаты стреляют, а другую ведут на казнь. Также на изображении видны два рва с телами убитых мучеников в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Эти яркие цвета, контрастирующие с темно-зеленой униформой убийц, обозначают праведность страдальцев, их переход в вечную жизнь.

Расстрел крестного хода в Астрахани

Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918–1919 годов. На данном фрагменте иконы изображен один из самых массовых крестных ходов против осквернения храмов, который возглавляет архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный 23 июня 1919 года. В процессию стреляет группа солдат.

Казнь и обретение тела священномученика Владимира, митрополита Киевского

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Святитель Владимир хорошо понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в период пребывания на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской лавре, выведен за стены и расстрелян 25 января 1918 года. За несколько минут до смерти святитель помолился и благословил убийц.

Арест священника в храме во время богослужения

Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной литургии, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения.

На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны.

В левой части клейма изображена неизвестная женщина с детьми — это также обобщенный образ, символизирующий исповеднический женский подвиг периода гонений. Безвестные монахини, жены и сестры священников, простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. А остававшиеся на свободе незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения, в самые беспросветные годы не оставляли храм и богослужение. «Белые платочки» — так с любовью называл их Патриарх Тихон.

Закрытие Саровской обители и похищение мощей преподобного Серафима

Саровская Успенская пустынь принадлежит к наиболее чтимым православным народом святым местам Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима.

На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.

Убийство священномученика Кирилла, митрополита Казанского

На последнем клейме иконы изображен расстрел самого авторитетного иерарха Русской Церкви после Патриарха Тихона и митрополита Крутицкого Петра — святителя Кирилла (Смирнова). Несколько лет вокруг него объединялись епископы, несогласные с политикой лояльности государству, которую проводил и. о. заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Вместе с тем, пребывая в оппозиции этой политике, святитель Кирилл никогда не уклонялся в раскол и не призывал своих сторонников бойкотировать богослужения епископов-«сергиан».

Митрополит Кирилл был убит в Чимкенте (южный район Казахстана) 7 (20) ноября 1937 года. Его руки молитвенно простерты, а литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей.

Подготовил И. Цуканов

|

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]