Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской


Бутовский полигон – Русская Голгофа

24 февраля РИА «Новости» провело пресс-конференцию «К 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей».

В конференции приняли участие: настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Кирилл Каледа; профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидат исторических наук священник Александр Мазырин; научный сотрудник ПСТГУ кандидат философских наук священник Сергий Иванов; заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе; член-корреспондент РАН, научный руководитель Государственного архива РФ доктор исторических наук, профессор С.В. Мироненко; директор Мемориального научно-просветительского историк И.В. Гарькавый.

Участники пресс-конференции рассказали о подвиге, совершенном верными чадами Церкви, когда 1922 году большевики по видом помощи голодающим предприняли попытку ограбить Церковь, спровоцировать противостояние ее иерархии и народа, ставя перед собой цель полного уничтожения Церкви как духовного пространства.

В своем вступительном слове В.В. Кипшидзе подчеркнул: «Мы вспоминаем не столько то, сколько ценностей у Церкви изъяли, а то, к чему приводит гражданское разделение и неуемная ненависть к собратьям».

С.В. Мироненко сообщил, что в государственных архивах хранится большое число документов, касающихся взаимоотношений власти и Церкви, в том числе и документы 8-го Ликвидационного отдела Наркомюста, названного так, потому что перед ним была поставлена ликвидация Церкви. Эти документы свидетельствуют о целенаправленном гонении на Церковь со стороны большевистской власти и репрессиях против духовенства. Многие из этих документов нашли своих исследователей, однако имеется большой объем документов, которые необходимо исследовать.

Священник Александр Мазырин рассказал, что главной задачей власти была не помощь голодающим, а борьба с Церковью. Этот тезис убедительно доказал священник Сергий Иванов, много лет занимающийся изучением документов по истории гонений, связанных с процессами изъятия церковных ценностей. Приводя конкретные документально подтвержденные цифры, отец Сергий показал, что ни одной копейки, полученной государством в результате этих процессов, не было истрачено на помощь голодающим.

И.В. Гарькавый в своем выступлении процитировал слова В.И. Ленина из его письма членам Политбюро, написанного во время этой антицерковной кампании: «Чем большее число представителей реакционного духовенства… удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Протоиерей Кирилл Каледа рассказал собравшимся о мероприятиях, которые по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла намечено провести в наступившем году в память об этой странице истории Русской Церкви.

Патриархия.ru

На войне как на войне

Русская Церковь вступила на свой крестный путь мощной и полнокровной: в 1914 году в России было 1025 монастырей, 78488 церквей, часовен и молитвенных домов, 51105 священников, 15035 диаконов и 46489 церковнослужителей, 130 архиереев. 70% населения империи — 120 миллионов человек — считались православными.

Но в 1917 году большевики, взяв власть, тут же повели с Церковью войну на уничтожение. Уже 2 ноября «Декларация прав народов России» изгоняла Церковь из всех сфер гражданской и общественной жизни. А 11 декабря у нее конфисковали все учебные заведения, в одночасье лишив ее возможности готовить образованных священников и заниматься религиозно-нравственным воспитанием. 17–18 декабря были приняты декреты по брачному законодательству, по которым юридическую силу получал лишь гражданский брак, 16 января 1918 года был ликвидирован институт военных священников, 22 января опубликован декрет «О свободе совести», по которому религиозные общества лишались права владеть собственностью и прав юридического лица, 19 апреля была создана специальная «ликвидационная» комиссия при Народном комиссариате юстиции, а 10 июля первая советская конституция лишила духовенство и монашество избирательных прав. Многих прав лишались и дети духовенства (в частности, им запрещалось поступление в высшие учебные заведения). Ответственность за приходскую жизнь возлагалась на группу мирян из 20 человек («двадцатки»), чем подрывалась власть настоятеля.

В 1918–1920 годах в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей.


|

Далекие или близкие?

Но в сознании ранней Церкви мученики вовсе не были «жертвами» кровавых репрессий со стороны безбожных гонителей: они были победителями и рождали не жалость и сострадание, а восхищение мужеством и верностью Христу.

Но так ли мы смотрим сегодня на наших новомучеников? Нам почему-то с ними как-то неловко: умом понимаем, что они заслуживают великой чести — а на практике толком не знаем, что делать с их памятью. Неудобные они какие-то. Неформатные.

А может, мы просто не можем разорвать связи с той самой «системой мироустройства», которой наши новомученики противостояли до крови — и победили ее? И их вызов слишком резок для нашего политкорректного слуха?

Чтобы мы — не формально, а всем сердцем — осознали их святость, нужно время и реальное понимание, что они молитвенно участвуют в нашей жизни. Слава Богу, святые — и особенно мученики, претерпевшие такие скорби, — умеют любить нас несравненно больше, чем мы умеем любить и чтить их. И связь — живая и сильная — у них с нами есть.

Первые жертвы

Первым российским новомучеником стал в1917 году протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками после отступления отряда генерала Краснова из Царского Села только за то, что во время крестного хода попытался обратиться к народу со словами мира и утешения. А 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 года революционные солдаты убили в Киеве митрополита Владимира, первым из архиереев принявшего мученическую кончину при советской власти.

В гражданскую войну ЧК были уничтожены тысячи клириков и мирян. Началась травля Церкви в печати. В 1922 году состоялся первый публичный процесс над духовенством — начались расстрелы «по приговору суда». Только в 1923 году погибли 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь и послушниц.

Атеистическая литература хлынула потоком: за 15 лет после революции было издано 1700 названий антирелигиозной литературы общим тиражом 40 миллионов экземпляров.

В 1928 году Церковь была объявлена «кулацко-нэпманской агентурой», которая «мобилизует реакционные и малосознательные элементы в целях контрнаступления на мероприятия Советской власти». Намерение властей физически уничтожить носителей религиозного сознания стало очевидным. «Служители культа» вновь в массовом порядке стали подвергаться арестам, заключению, ссылкам, а иногда и расстрелу. За 1929–1933 годы было репрессировано около 40000 священно- и церковнослужителей. Как правило, сажали их «за антисоветскую агитацию» и «как социально чуждый элемент».

Не мытьем так катаньем

К началу 1935 года число зарегистрированных церковнослужителей Русской Церкви не превышало 20000 человек. Многие перешли на нелегальное положение.

И все-таки в 1937 году во время переписи населения из 98 миллионов 400 тысяч человек старше 16 лет, проживавших в Советской России, православными себя назвали 41,6 млн. человек — 42,3 % взрослого населения страны. И началась новая волна репрессий. Только в 1937 году было расстреляно 60 епископов. В массовом порядке арестовывали и рядовое духовенство. Произвол в гонениях был возведен на общегосударственный уровень.

По данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии, к 1941 году было репрессировано за веру 350 тысяч человек, из них 140 тысяч священнослужителей. К 1941 году в Русской Церкви было 5665 официально зарегистрированных священнослужителей, причем больше половины из них проживали на территориях, присоединенных к СССР в1939–1940 годы. Религиозная жизнь в стране внешне почти прекратилась. Но, несмотря на самые страшные в истории христианства гонения, полностью уничтожить Церковь так и не удалось. И после Великой Отечественной войны гонения на нее возобновились.

При приходе действует молодежный дискуссионный клуб. Встречи проходят по пятницам в 18.00 один или два раза в месяц. На них мы обсуждаем вопросы, интересующие молодых людей, книги, фильмы, общаемся, знакомимся. Информация по тел. 962267290.

Русский язык

Каждый язык – дверь в новый мир. Мы помогаем детям полюбить родной язык, усвоить нормы литературного языка и русского речевого этикета, овладеть навыками чтения и письма. Красивая речь и грамотное письмо — это достижимая цель для детей-билингвов. Мы учим наизусть стихи русских поэтов, вместе читаем книги и получаем от этого удовольствие.

Авторский курс «Мировая культура и география детям»

Авторский курс составлен так, чтобы у детей складывалось гармоничное и верное представление о пространственных характеристиках и культурных ценностях мира, который их окружает. Знания о том, как устроен этот мир, дают ребенку возможность быстрее и правильнее найти свое место в нем.

Курс делится на 2 раздела: «древние цивилизации» и «современные государства».

Каждая изученная тема курса закрепляется путем создания учениками поделок, связанных с культурой и жизнью того или иного народа.

Изобразительное искусство

В основе курса — академический подход к преподаванию таких дисциплин, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция». На уроках дети знакомятся с русской классической художественной традицией, познают разнообразные техники и учатся правильно использовать различные материалы: акварель, гуашь, карандаши, пастель, акрил, уголь.

Спортивные бальные танцы

Умение владеть собственным телом – основа благополучного взросления. Спортивные бальные танцы дают мальчикам и девочкам не только возможность красиво и пластично двигаться, но и ощущать причастность к настоящему искусству. Чувство ритма, понимание музыки, грация движений и уверенность в своем теле — далеко не полный перечень плодов, которые приносят занятия в студии спортивного бального танца.

Литературно-просветительский проект «Читальный зал»

Литературно-просветительский проект «Читальный зал» задуман и разработан Центром детского развития специально для того, чтобы научить детей читать вдумчиво. По форме — это уроки чтения, проводимые на постоянной основе, а по сути — время и пространство, полностью посвященное книге. На этих занятиях все начинается с совместного чтения педагога и учеников вслух. А потом — свободное творческое обсуждение-обдумывание прочитанного, ролевое проигрывание отрывков из книги, которое дает возможность вжиться в образы героев. Далее следуют специально подготовленные педагогом игры, а также творческие и научные эксперименты, подобранные так, чтобы сохранить атмосферу прочитанного и продлить для детей очарование книги

Летние интенсивные курсы и мастер-классы под руководством специалистов разных профессий

Мы выбираем интересных ярких людей, профессионалов, мастеров своего дела и приглашаем в наш Центр для проведения мастер-классов с детьми. Это позволяет сделать программу обучения более насыщенной и разнообразной.

Для мастер-классов, имеющих наибольший успех у русскоязычной аудитории, мы разрабатываем специальную программу и создаем интенсивный курс, который проводим в период школьных каникул, а также формируем серию мастер-классов, обеспечивая их систематическое проведение в течение всего года. Это позволяет обучающимся овладевать заинтересовавшим их навыком параллельно с основным обучением.

Этот вид занятий пользуется постоянной популярностью. Вот их далеко не полный список:

  • кулинарные мастер-классы с кондитером,
  • мастер-классы по созданию букетов с профессиональным флористом,
  • мастер-классы «Физика в экспериментах»,
  • мастер-классы с фотографом,
  • серия мастер-классов «Снимаем интервью»,
  • серия мастер-классов «Рисуем пластилином»,
  • интенсивный курс «Читаем по-русски»,
  • летний интенсивный курс «Рисуем на природе».

Театральная студия

Театральная студия Центра детского развития работает с ноября 2016 года. За это время состоялось шесть театральных постановок, собравших от 50 до 200 зрителей.

Наши театральные музыкальные постановки предусматривают возможность привлечения на сцену талантливых детей, занимающихся различными видами искусства и спорта из разных городов Португалии.

Детей-актеров и детей-зрителей привозят не только из Порту и его пригородов, но и из других городов севера и центра Португалии: из Браги, Гимараиша, Авейру, Санта Мария де Фейра, Визео, Коимбры, Виана де Каштелу. Эти города находятся на расстоянии от 50 до 100 км от Порту.

За время существования театральной студии мы представили следующие постановки:

— кукольный театр «Теремок»;

— спектакль «Буратино», сопровождаемый танцевальными и вокальными номерами, подготовленными под руководством хореографа и вокалистов, являющихся преподавателями нашего Центра;

— музыкальный концерт, посвященный Дню славянской письменности. (вокальные и инструментальные номера, исполняемые детьми, являлись частью общего сценария о возникновении словянской азбуки);

— литературно-пластическая постановка «Царь Салтан», организованная совместно с Комитетом по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга;

— театральная музыкальная постановка «Рождественский вечер у елки». В основе сюжета постановки – история о девочке, которая в праздничный вечер принимает гостей, развлекающих ее рождественскими музыкальными номерами. Кульминация праздника – детская пантомима, иллюстрирующая декламацию стихотворения С. Черного «Рождественское»;

— театральная музыкальная постановка «Елка для Золушки» — одно из последних и самых массовых представлений, собравшее более 200 зрителей в зале и воспитанников 4-х русскоязычных школ на сцене.

«Мы покажем последнего попа по телевизору!»

В 1945 году зазвонили колокола во вновь открытой Троице-Сергиевой лавре, а в 1964 году в городе Великий Устюг из 40 дореволюционных церквей не осталось ни одной действующей. «Церковников» теперь сажали и ссылали за «тунеядство», «антиобщественный паразитический образ жизни» и «нетрудовые доходы». Впрочем, была статья и за «нарушение законов об отделении церкви от государства», да и «антисоветскую агитацию и пропаганду» никто не отменял.

За 1961–1964 годы было осуждено по религиозным мотивам и приговорено к различным срокам заключения и ссылки 1234 человека. В 1971 году на всю огромную страну, занимавшую шестую часть суши, на регистрации состояло 6234 священника и 618 диаконов, число приходов сократилось с 13008 в 1960-м до 7338 в 1970-м. Закрылись 32 православных монастыря, а монашествующих на всю страну осталось 1200 человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]