Страничка паломника. Рассказы о святых местах.


Чудеса Дивеева

Серафимо-Дивеевский монас­тырь стал четвертым «земным уделом» Пресвятой Богородицы наряду с Иберией, святой горой Афон и Киево-Печерской лаврой. И, конечно, прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы не могли в своих паломничес­ких поездках обойти вниманием это святое место.

В поездку отправились поздно вечером и ранним утром ступили на Нижегородскую землю. Паломников привезли сначала к чудотворному источнику преподобного Серафима Саровского. По преданию источник открыл сам святой старец. Сейчас здесь установлена бревенчатая часовня с купальнями, которыми королевцы и воспользовались: несмотря на ранний час, многие не только набрали воды, но и искупались в святом источнике. Забегая вперед, скажем, что посетили наши паломники и остальные три дивеевских святых источника — самый древний, Казанской иконы Божией Матери, источник Целителя Пантелеимона и преподобной Александры, основательницы монастыря, заслуживающей отдельного рассказа.

Было время, когда у богатой помещицы Агафьи Мельгуновой был любимый муж и маленькая дочь. Но муж умер молодым, и Агафья в 1760 году уехала вмес­те с дочерью в Киевский монас­тырь, где приняла монашество под именем Александры. В Киеве ей во сне явилась Пресвятая Богородица и велела отправляться на север России, чтобы основать монашескую обитель. В селе Дивееве Нижегородской губернии Владычица вновь явилась ей и указала, что обитель будет здесь. В 1767 году на этом месте она на свои средства начала строительство каменного храма Казанской иконы Божией Матери, продлившееся десять лет. Вскоре после приезда в Дивеево скончалась десятилетняя дочь подвижницы, после чего мать Александра продала имение, а капитал пожертвовала на благотворительность. Вокруг праведницы стала складываться община, начали строить кельи. Общину опекал Саровский монастырь. Будучи при смерти, в 1789 году мать Александра поручила опеку над обителью тридцатилетнему иеродиакону Серафиму — будущему великому русскому святому Серафиму Саровскому, опекавшему обитель до смерти. В 1825 году отцу Серафиму, отошедшему было от дел Казанской обители, явилась Богоматерь, назвав поименно восемь сестер, с коими ему надлежало уйти на восток Дивеева, обнести это место канавой и валом и построить там кельи, ветряную мельницу, а затем церковь Рождества Её и Сына Её единородного. Устав для обители Матерь Божия дала батюшке Сама.

Зимой 1826 года состоялась закладка мельницы, в 1829 году вокруг нее сестры начали рыть канавку, о которой святой Серафим Саровский говорил, что это — «стопочки Божией Матери, здесь обошла обитель Царица Небесная, взяв её Себе в удел». По Канавке по праздникам проходит крестный ход, и, конечно, её с благоговением посетили королевские паломники. Но началось знакомство с Серафимо-Дивеевским монастырем с обзорной экскурсии по территории. Оставшееся время называлось «свободным», хотя было занято до предела: стольким святыням нужно было поклониться! Одна из главных — мощи Серафима Саровского.

Святой старец скончался в 1833 году при молитве перед иконой Божией Матери «Умиление» (ныне одной из самых почитаемых чудотворных святынь Дивеева). Мощи отца Серафима, причисленного к лику святых в 1903 году, кощунственно вскрыли и увезли из Сарова в 1921 году красноармейцы. Дальнейшая их судьба оставалась неизвестной, но спустя 70 лет их обнаружили в запасниках Музея истории религии и атеизма в здании Казанского собора Петербурга. Мощи были возвращены в Дивеево, где и почивают в Троицком соборе. Здесь же можно увидеть и личные вещи старца.

Для того, чтобы приложиться к раке всенароднопочитаемого святого, нужно было отстоять многочасовую очередь, однако наших паломников это не устрашило. Кроме того, королевцы посетили самую древнюю Казанскую церковь, построенную преподобной Александрой в 1767?1779 годах, поклонились мощам Блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии. Пелагия была из купеческой семьи, а Параскева и Мария были крестьянскими дочерьми, но их сроднила святая Дивеевская земля и тяжкий подвиг юродства.

Осмотрели паломники и храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы, пристроенные к Казанскому храму. Они были построены на средства верного ученика батюшки Серафима, помещика Михаила Мантурова пожертвовавшего все свои средства обители и похороненного в Рождественской церкви. Кстати, его младшая сестра Елена Васильевна, по преданию отдавшая, по благословению святого Серафима, жизнь за брата, причислена к лику святых. К раке с мощами святой Елены можно приложиться в Дивеево, как и к мощам первоначальницы обители матушки — Александры, а также преподобной Марфы Дивеевской, отроковице, поступившей в обитель в 13?летнем возрасте и избранной, по видению святого Серафима, на особое служение.

Осмотрели королевцы также Преображенский собор, строительство которого завершилось в 1916 году (но освятить его удалось лишь в 1998-м). Из монас­тыря уезжали переполненные впечатлениями и в надежде на новые значимые встречи.

Светлана Попова

Святая Канавка — ограда до небес

В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.


Каждый день по Канавке проходит Сама Царица Небесная, избравшая Дивеево в Свой четвёртый земной Удел. © / Из архива монастыря

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.


Рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Фото: Из архива монастыря

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.


Одна из святынь обители — чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото: Из архива монастыря

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».


Казанский храм, который будет вознесён на небо. Фото: Из архива монастыря

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.


В возрождённом монастыре Канавку обустроили именно так, как наказывал старец Серафим. Фото: Из архива монастыря

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту… А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».


Работы по восстановлению и обустройству Святой Канавки. Фото: Из архива монастыря

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер­гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».


Крестный ход на Святой Канавке. Фото: Из архива монастыря

*Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

Чудо в Дивееве

В конце августа мне довелось побывать в Четвертом уделе Божией Матери — благословенном Дивеево. После сравнительно тихих Санаксар — Серафимо-Дивеевский монастырь сразу удивил меня своим многолюдством. В храм во время воскресной литургии было сложно пробиться, а очередь к мощам Батюшки Серафима протянулась чуть ли не до колокольни…

«Дивеево станет Лаврой», — пророчествовал Святой Серафим. И вот на наших глазах сбывается это пророчество. И потому когда я увидел возле монастыря испуганных коз, не знающих, куда им деваться от многолюдья паломников, я почему-то уже не расстроился по поводу утраченной былой сокровенности этого места. «Деревней» совсем недавно называла Дивеево великая старица — блаженная Мария Самарская, не раз приезжавшая в этот монастырь. Сейчас о «деревне» напоминают разве что перепуганные козы… Монастырь в год столетнего юбилея канонизации Батюшки Серафима украсился, обновился. Приобрел почти столичный лоск, как это и подобает мировому центру Православия. И все же сохранило себя и то прежнее, сокровенное Дивеево. Правда, по большей части оно переместилось в разбросанные по этой святой земле скиты. Там по-прежнему тихо, молитвенно, сокровенно. Знакомая еще по Самаре, а в последние годы жительница Дивеево Марта (в крещении Марфа) Балабанова рассказала мне о том, что незадолго до моего приезда где-то в монастырском скиту возле Арзамаса было явление Божией Матери. Чудо сподобились увидеть несколько детей. Я попросил Марфу как можно подробнее узнать о происшедшем. По роду своей работы — Марфа трудится в монастыре шофером и возит паломников по святым местам — она знает многих насельниц монастыря и жителей Дивеево. И ей удалось почти до деталей восстановить картину происшедшего. Вот что она рассказала:

— Случилось это в скиту Дивеевского монастыря, что в селе Пушкарка Арзамасского района. Там находится Красный дом (так его все называют). Раньше в монастырском скиту в Красном доме была церковь Иоанна Богослова. Насельницы скита этот храм сейчас восстанавливают. Пока же в Красном доме размещаются овощехранилище, склад и кельи. Я часто отвожу туда по просьбе монастыря различные продукты и хорошо знаю людей, которые в скиту подвизаются. Случилось это вечером 17 августа, накануне праздника суворовских новомучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии (их расстреляли большевики в с. Пузо, ныне Суворово, возле Дивеево). Взрослые люди во главе со скитоначальницей рясофорной послушницей Екатериной читали вслух житие этих святых мучениц. И вдруг в помещение вбежали четверо детей — 7-летняя Елена Карцева, 9-летняя Маша Прокопенко и Геля с Надей. Вбегают возбужденные, начинают взахлеб, перебивая друг друга, рассказывать о случившемся чуде… Сначала расскажу об очевидцах происшедшего. Елена приехала в Дивеево из Кривого Рога вместе с мамой. Летом жили в скиту, а сейчас они в Дивеево. Девочка мне подробно изложила все увиденное. Маша родом из Астрахани, живет и сейчас в Красном доме, в скиту. Надя тоже живет в Пушкарке, но родители запретили ей рассказывать о чуде. Геля (Ангелина), четвертая свидетельница происшедшего, живет в Нижнем Новгороде. В скит приезжала летом и потом уехала домой. Встретиться с ней мне не удалось. Все дети, ставшие очевидцами чуда, из верующих семей, воспитанные в религиозных традициях. С Еленой и Машей я разговаривала по отдельности. Их рассказы во многом совпадают, но есть и существенные отличия. Так, Елене было дано увидеть Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и Батюшку Серафима. Тогда как Маша видела только «Бога, сидящего на белом кресле». Но и та, и другая в один голос рассказывают, что они видели икону Царя Николая, которую несли Ангелы. Меня не смутила эта разница в их рассказах. Хотя 9-летняя Маша стала меня уверять, будто ее подруга, 7-летняя Елена, специально приукрашивает то, что увидела, но я все же уверена, что Елена (как и Маша) ничуть не преувеличивает, просто ей было дано увидеть больше. Быть может, потому, что она на два года младше своей подруги (Фатимские явления в Португалии в 1917 году тоже были восприняты по-разному всеми детьми, хотя в главном их рассказы совпадали — авт

.). Вот что рассказали в тот вечер взрослым скитские дети. Девочки в этот ясный летний вечер играли возле Красного Дома. Как вдруг небеса открылись и из прогала хлынул на них яркий желтый свет… Сначала все дети на небе увидели Господа Иисуса Христа, сидящего на троне, — в руках у Него была трость, которая очень ярко светилась. Лицо Его сверкало. Потом некоторые дети увидели Пресвятую Богородицу — Она по-доброму, ласково на них смотрела. Глаз ее от яркого света почти не было видно, а только хорошо различимы были Ее уста. Сияние было настолько сильным, что детям приходилось закрывать руками глаза. Потом они увидели Батюшку Серафима, который очень строго («грубо», как сказала Лена) на них смотрел. Его суровый взгляд очень контрастировал с ласковым, милующим взором Царицы Небесной. Потом дети увидели, как два Ангела пронесли над Красным домом икону Царя— Мученика Николая II. Дети побежали в ту сторону, куда Ангелы несли святую Икону и добежали до леса. Ангелы понесли Икону дальше, а дети в лес идти не решились. Вернулись домой и все рассказали взрослым. Видение длилось, по их мнению, около получаса. Я спросила у матери Екатерины, что может означать это чудо. Она ответила так: «Наверное, что-то страшное должно произойти. Не к хорошему это, а к каким-то скорбям». Не знаю, права ли она. А мне вот думается, что чудо это призвано укрепить нас в вере. Вот ведь у нас сколько заступников: и Пресвятая Богородица, и Батюшка Серафим, и Царь Николай… Мать Екатерина часто болеет, может, это явление и для нее было, чтобы она исцелилась. — А почему же Преподобный Серафим так строго смотрел на детей? — спрашиваю я. — Откуда мне знать… Может быть, что-то мы не так делаем, — ответила Марфа. Конечно же, не случайно в этом явлении дети увидели и Батюшку Серафима, и икону Царя-Мученика Николая. Эти святые не просто связаны между собой (Царь Николай принимал участие в канонизации Преподобного Серафима, а Саровский старец пророчествовал: «Царя, меня прославившего, прославлю»). Быть может, эти два близкие к нам по времени великие святые имеют от Бога особую благодать ходатайствовать за Россию. Вот и в это лето два величайших праздника: освящение Храма-на-Крови на месте гибели Царской Семьи в Екатеринбурге и столетие прославления Преподобного Серафима Саровского -стали главными событиями церковной жизни. Нужно молиться этим святым, нужно просить Божию Матерь помиловать нашу страну и отвести от нас надвигающиеся беды. Этим летом мне довелось побывать и в Екатеринбурге, на месте убиения Царской Семьи. За те несколько часов, что я провел в монастыре Царственных Страстотерпцев, что на Ганиной Яме, мне довелось быть свидетелем необычного события. В монастырь привезли для освящения новонаписанную икону, на которой батюшка Серафим и Царь Николай вместе молятся за Россию. На иконе также изображены Царевич Алексей и Царица Александра. На этом святом образе без труда узнаются храмы прославленной Дивеевской обители. На иконе надпись: «Царя, который меня прославит, я прославлю». Икона эта предназначалась для Дивеевского монастыря. На память об этом событии всем присутствовавшим раздали уменьшенные копии этой только что освященной иконы. И вот спустя месяц в небе над Дивеевским скитом два великих угодника Божия вместе явились в сверкании разверзшихся небес… Дивеевская земля была и остается местом, где происходят чудеса Божии. И в эту нескончаемую летопись дивных чудес считаю своим долгом вписать и это удивительное событие.

На снимках:

Красный дом в с. Пушкарка; Лена Прокопенко, очевидец чуда. Рядом с ней — рясофорная послушница Екатерина — старшая скита; Икона с Батюшкой Серафимом и Царем-Мучеником Николаем.
Антон Жоголев 26.09.2003

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

«Во, во, радость моя! Четыре столба — четверо мощей! Радость-то нам какая, батюшка! Четыре столба — ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во радость-то нам какая! Радость какая!», — говорил в 1829 году Преподобный Батюшка Серафим Михаилу Васильевичу Мантурову о Дивеевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы: И действительно, радость велия посетила Дивеевских сестер и всех почитателей Дивеевской обители, когда 13/26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских, а 9/22 декабря 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Сам Преподобный Серафим говорил о будущем их прославлении и о том, что нетленные их мощи будут открыто почивать в церкви Рождества Богородицы.

Преподобная Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) является первоначальницей Дивеевской общины — «Дивного Дивеева», обители, которая является четвертым Уделом Царицы Небесной. Преподобный Серафим называл ее «святой и великой женой». Дивно было ее смирение, дивны ее подвиги, дивно житие.

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Мелюкова), 19-летняя схимница, осталась в монастыре 13-ти лет по благословению преподобного Серафима, исполненная удивительного послушания, ей преподобный Серафим поверял многие тайны.

Преподобная Елена (в миру Елена Васильевна Мантурова) — сестра Михаила Васильевича Мантурова — благодетеля Девеевской общины. Подвижница, умерла по послушанию за брата в 27 лет.

На могилках преподобных, при молитвенном обращении к ним, не раз совершались чудеса и исцеления. Сестры по завету преподобного Серафима ежедневно утром и вечером ходили к ним на могилки с молитвой: у могилки Матушки Александры: «Госпожа наша и мать, прости меня у благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена и помяни меня у престола Божия!», у могилки схимонахини Марфы: «Госпожа и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном», у могилки мон. Елены: «Госпожа и мати наша Елено, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном».

И вот — прославление.

Народу приехало! Больше, чем на летний праздник Преподобного Батюшки Серафима, что 1 августа! А обычно летом в этот день съезжается тьма народа, кажется больше уже и невозможно! Но вот на прославление Преподобных Александры, Марфы и Елены собралось такое множество паломников, что сестры диву дались.

После обретения мощей, состоявшегося 26 сентября, под праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, мощи находились в церкви Рождества Богородицы, где служились постоянно панихиды. В три дня перед прославлением было совершено в разных храмах шесть(!) заупокойных Литургий. Даже в Казанской церкви у Казанского источника служили. Само прославление состоялось 22 декабря за поздней Божественной Литургией в Троицком соборе. Во время прославления мощи стояли открытыми.

Сестры рассказывают, как все было красиво, торжественно, такая благодать была! Многие сестры по послушанию сутками не спали — и замечали, что совершенно не чувствуют усталости, спать и не хотелось!

Целый день все прикладывались к мощам. Затем мощи были перенесены духовенством в Преображенский собор. Там также мощи были открыты для поклонения. А в воскресенье вечером, 24 декабря сестры перенесли мощи в церковь Рождества Богородицы. Исполнилось предсказание Преподобного, что сами сестры мощи понесут.

И теперь мощи почивают в церкви Рождества Богородицы и ежедневно открыты для поклонения.

А 6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить преподобных жен Дивеевских к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]