Разница между староверами и православными христианами


Богослужебная реформа Патриарха Никона 1650-1660-х годов вызвала в Русской Православной Церкви раскол, вследствие которого от основной массы верующих отделились несогласные с новыми правилами богослужебной жизни духовенство и миряне. Старообрядцев стали считать раскольниками, их преследовали, часто жестоко. В ХХ веке позиция РПЦ по отношению к старообрядцам смягчилась, однако к молитвенному единению верующих это не привело. Старообрядцы продолжают считать истинным свое учение о вере, относя РПЦ к инославным.

Сравнение

В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды.

трехперстное крестное знамение

В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима.

Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии

сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (И
и
сус Христос).

Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви.

Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет.

В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные.

В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии.

Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы.

В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына.

В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу.

Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки.

В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома.

Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника.

Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия — особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Старообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине XVII в. во время реформы Православной церкви, которую проводил патриарх Никон с 1653 года.

Старообрядцами (сам термин появился в XIX в.) называют приверженцев старой веры, противников этих реформ. В Церкви в это время возник раскол. Движение старообрядцев возглавил протопоп Аввакум.

Собор 1666-1667 годов проклял староверие как «хулу на Господа» и последовательно проводил унификацию обрядов, книг и икон по греческому образцу. Приняв через Византию в X веке христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви и ее богослужение и уставные тексты. За шесть с половиной веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста в ходе реформ были приняты новопечатные греческие книги. Начались жестокие гонения старообрядцев. Приверженцы старообрядчества основывали свои скиты в глухих местах на Севере, Урале и в Заволжье. Само старообрядчество со временем разбилось на различные формации — согласия и толки.

Кто такие старообрядцы?

Христианство пришло на Русь в 10 веке из Византии. И уставные церковные тексты, и богослужения полностью переняли у Константинополя, переведя на язык того времени. Кроме обрядов и книг, сюда пришла и константинопольская иконописная школа.

Но за 6 веков на русских землях возникло много обрядовых нововведений, да и некоторые церковные книги стали толковать по-иному. А когда в Российскую империю привезли новые переводы греческих христианских книг, их приняли за основу новых церковных текстов. Также российские церковные соборы унифицировали (а, говоря по-простому, собрали и систематизировали) все существующие в стране книги, обряды и иконы.

Но нововведения приняли не все — часть православных решила проводить богослужения так, как и раньше. Их и назвали старообрядцами.

Откуда они появились?

Они появились в Российской империи в середине 17 века вследствие реформы православной церкви, которую провел патриарх Никон. Точный год проведения этой реформы — 1653.

Староверами оказались православные, не принявшие реформу и решившие проводить религиозные обряды по старым канонам. Таким образом, в церкви произошел раскол, разделивший православных на «консерваторов» (старообрядцев) и новаторов (приверженцев реформы, к числу которых причислялась практически вся знать, большинство батюшек).

Протестное движение возглавил Аввакум, протопоп (глава благочиннического округа, то есть прихода — это то же, что сейчас протоиерей).

Естественно, официальная церковь не приняла консерваторов, и довольно жестко: собор 1666 года признал староверие «хулой на Бога» и проклял всех приверженцев этой религии. Их стали давить налогами, пороть и даже убивать. Староверы стали прятаться в глухих местах Заволжья, Урала и Севера, основывая скиты.

Кстати: сам этот термин («старообрядчество») стал употребляться только с начала 19 века.

Наши дни

В 1929 году РПЦ прекратила проклинать староверов и отменила запрет на это ответвление религии.

Сегодня православное духовенство ставит старообрядцев выше иноверцев. Существует церковная комиссия по диалогу между этими конфессиями. Инициатором создания комиссии выступила РПЦ.

Кстати: старообрядческие церкви существуют не только в России, но и в Украине, Беларуси и Прибалтике.

В чем различия?

Старообрядцы крестятся двумя перстами (двоеперстие) и двукратно поют «Аллилуйя!», православные крестятся тремя перстами и три раза поют «Аллилуйя!». До реформы Никона совершали земной поклон, после — поясной.

Во время богослужения старообрядцы проходят крестным ходом вокруг алтаря по солнцу (посолонь), а православные — против (навстречу солнцу).

До раскола имя Христа писалось Исус, а после — Иисус.

Отныне церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу, ранее это делали и по различным славянским переводам. Неисправленные подлежали уничтожению.

В богослужениях после реформы заменялись отдельные слова.

Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции.

Наряду с восьмиконечным крестом православные стали признавать и четырехконечный.

Различаются и четки: в православных обычно 33 бусины — по количеству земных лет Христа, а старообрядческие представляют собой лестовку — кожаную ленту со 109 «ступенями», разделенными на неравные группы.

По-разному проводится и обряд крещения. У православных допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. Старообрядцы признают только полное троекратное погружение в воду.

После реформы в православных церквях стали использовать многоголосное пение и новую систему нотной записи. Старообрядцы сохранили крюковое монодическое пение.

Во время службы у старообрядцев принято складывать руки крестом на груди.

Церковная служба

Олонецкий старообрядец

В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).

После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.

Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».

Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».


Староверы

Как современная Церковь относится к старообрядчеству?

Сегодня существует комиссия по диалогу между Московской Патриархией и Русской православной старообрядческой Церковью. Инициатором выступила Русская Православная церковь.

«Отношение к старообрядцам у Русской Православной Церкви особое. Мы никогда не ставим старообрядцев в один ряд с инославными», — говорил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Иларион (Алфеев) в интервью порталу «Русская вера».

Запрет и проклятие на использование старых обрядов были отменены в 1929 году синодом.

«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод 23 апреля 1929 года признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».

Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году подтвердил решения синода.

В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?

Подытожим

  • В 17 веке российская православная церковь приняла много нововведений, касающихся обрядов, вида креста, икон. Людей, не принявших этих новшеств, стали называть старообрядцами.
  • У староверов и нововеров имеются различия в написании имени Христа (Исус и Иисус соответственно), способе крещения (двумя и тремя перстами), глубине обрядового поклона и так далее.
  • Староверы признают только 8-конечный крест, православные — шестиконечный и восьмиконечный.

А не получается ли, что православные старообрядцы отличаются от современной РПЦ больше, чем католическая церковь? Узнать об основных 12 различиях классической православной веры и католицизма можно из этого видео:
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Старообрядчество возникло в середине 17 века в ответ на предпринятую в 1653 – 56 годах патриархом Никоном унификацию богослужения и церковных текстов. Приняв через Византию христианство, Русь восприняла от Константинопольской Церкви богослужение и уставные тексты. За 6,5 веков возникло немало разночтений в текстах и различий обрядового характера. За основу для нового славянского текста были приняты новопечатные греческие книги. Затем приводились варианты и параллели по рукописям. Что касается обряда, изменения реально затронули лишь некоторые незначительные элементы: двоеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, вместо «Исус» стали писать «Иисус», хождение совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Можно согласиться, что эти шаги были сделаны без достаточной подготовки и необходимой гибкости, порой даже резко. Однако надо решительно сказать, что в этих церковных мероприятиях не было ничего еретического, чтобы возвести на Церковь страшное обвинение в потере благодати. Невозможно уклониться от принципиальных вопросов: считал ли протопоп Аввакум и его последователи, что проведенные изменения лишили людей возможности спасаться в Церкви. Если он так считал, то, значит, страдал обрядоверием — серьезной духовной болезнью, которая ослепила и погубила иудейских вождей во времена Спасителя. Если так не думал, то зачем вызвал в Церкви раскол, которые святые отцы всегда считали тяжелым грехом. В истории Византийской Церкви были очень трудные периоды. Иногда патриарший престол занимали еретики (монофелит Сергий, иконоборец Анастасий и др.). При поддержке некоторых императоров это продолжалось порой многие годы, но борцы за православие не мыслили вызывать раскол. Имея глубоко церковное сознание, они хорошо знали, что это всегда оборачивается трагедией. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрывать единство и полноту Церкви не меньшее зло, чем создавать ересь.

Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых – плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?

В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческий храм, ни в православном. Когда она тяжело заболела (рак печени) и перед смертью пожелала исповедаться и причаститься, сестра ее Марина буквально на руках внесла ее в старообрядческий храм. Там посмотрели списки. В них Ирина не значилась. Исповедовать и причащать категорически отказались. Сестры вернулись домой. Возможности вести в православный храм уже не было. Марина поехала одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (несколько лет я знаком с этим священником). Он был занят, но оставил свои дела и поехал. Только по дороге Марина решилась сказать священнику, что везет его к сестре, которая крещена в старообрядчестве. Он без всяких колебаний продолжил путь, исповедал и причастил умирающую Ирину.

Церковный раскол произошел больше трех веков назад, однако разницу между староверием и православным христианством понимают немногие. Кто-то считает староверов язычникам, другие приравнивают их к сектантам. Давайте разбираться, чем отличаются староверы от православных на самом деле.

Староверие или старообрядчество сами приверженцы называют истинным православием, поэтому терминология здесь весьма спорная. Все дело в том, что раскол церкви, устроенный патриархом Никоном разделил всех верующих на две части. Одни последовали новым правилам и были признаны церковью как православные христиане, а вторые – отказались следовать, и остались приверженцами старой веры. Старообрядцы до сих пор называют православных нововерцами или никонинанами.

Во время церковного раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), в то время как три перста — символ Святой Троицы. Это первое отличие староверов – они крестятся двумя пальцами.

Старообрядчество делится на три направления: поповцы, беспоповцы и единоверцы. Существует несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков, поэтому назвать эту веру однородной невозможно. С этой точки зрения, православие считается более определенным. Вселенской практики придерживается большинство церквей.

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Православные христиане удвоили звук «И» в попытке приблизить звучание к греческому произношению имени. Староверы придерживаются старой традиции. Серьезные изменения были внесены и в Символ Веры. К примеру, убрали союз «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». В новом варианте написано: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко сопротивлялись переписыванию догматов, из-за чего возникали многочисленные конфликты с православными.

По решению патриарха Никона установился всеобщий обычай совершать крестный ход противосолонь, по греческому образцу. Староверы не приняли нововведения и совершают крестные ходы посолонь, то есть по солнцу.

В старообрядческих церквях запрещено посещать службу в галстуках или с закатанными рукавами. Во время церковного раскола с закатанными рукавами ходили только палачи, а многие из староверов были повешены. В память о погибших запрет существует и поныне. Православные христиане подобных правил не придерживаются.

Отличаются староверы и в вопросе креста. В православии равноправными признаются шести- и четырех конечные кресты с надписью I.Н.Ц.I. на табличке. Старообрядцы используют только восьмиконечный крест с надписью «Царь Славы» на табличке. Кроме того на нательных крестах староверов не изображается Господь.

Строгая система старообрядческих правил коснулась и системы поклонов на службе. Так, запрещена замена земных поклонов на поясные. В 1653 году Никон ввел запрет на земные поклоны, и православная церковь отказалась от этого обычая. К тому же, во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Разница прослеживается и во внешнем виде чёток. В православных чётках может использоваться разное число бусин, но чаще всего встречаются чётки с 33 бусинами – именно столько лет прожил Христос на земле. В старообрядчестве активно применяется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» (элементами), разделёнными на неравные группы.

У староверов отличаются и правила проведения таинств. Так, крещение допускается только троекратным погружением. Православные христиане осуществляют таинство путем обливания и частичного погружения.

Выводы:

  1. Христиане разделились на староверов и православных в 1653 году.
  2. Староверы используют двуперстное крестное знамение, православные – трехперстное.
  3. Старообрядчество – неоднородная вера. Православные церкви придерживаются единой Вселенской практики.
  4. 4. Староверы не принимают изменения в догматах и написания имени «Исус» со сдвоенным первым звуком.
  5. Православные совершают крестный ход противосолонь, староверы – посолонь.
  6. В старообрядческих церквях запрещено посещать службу в галстуках или с закатанными рукавами.
  7. В православии используются шести- и четырех конечные кресты с надписью I.Н.Ц.I. на табличке. Старообрядцы используют только восьмиконечный крест с надписью «Царь Славы».
  8. На нательных старообрядческих крестах нет изображения Христа.
  9. Во время службы староверы складывают руки крестом на груди и бьют земные поклоны. У православных христиан разрешены только поясные поклоны.
  10. Православные чётки состоят из 33 бусин, старообрядческие – из 109 «бобочек».
  11. Крещение староверов происходит путем троекратного погружения. В православии достаточно частичного погружения и обливания.

Два и три перста

Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения. До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека. Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения. Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.

Cтарообрядческий нательный крест

Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным. Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I. Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.

Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Основные отличия православных и староверов

Православными верующими являются христиане, полностью признающие учения, пропагандируемые христианской Церковью. Старообрядцами принято считать верующих, отошедших от учения христианской церкви, ярых противников новшеств.

Десятки отличительных моментов христиан и старообрядцев нашли эксперты просторов истории. Это отражается в бытовых моментах, внешнем образе, в прочтении и понимании Священного писания, в ходе богослужения либо других разных церемониях.

Но у представителей старого верования есть разногласия, внутренние некоторые отличия, что привело к созданию различных течений. Им пришлось скрываться и прятаться в самых недоступных местах и лесных трущобах.

Справка: лишь в 1971 г. отменили преследования всех староверов.

Восьмиконечный крест

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное положение.


Крест на новообрядческом храме


Крест на старообрядческом храме

Разберемся с терминологией

Разграничение таких понятий, как «православная церковь» и «старообрядчество», в действительности довольно условное. Старообрядцы уверены, что только их вера является истинно православной, а РПЦ относят к никонианам или нововерцам.

Даже в древней литературе старообрядцев в прошлые века не было термина «старообрядческий». Они чаще звались «древнеправославными христианами» или «староверами». Также часто употреблялись слова «правоверие» и, особенно, «истинное православие».

В избранных документах встречается словосочетание «истинно православная церковь». Лишь к концу уходящего столетия понятие «старообрядчество» достигло масштабного распространения. Но представители разных течений упорно продолжали отрицать принадлежность к православию друг друга.

Внутри старообрядческого храма. Свечи и паникадила

Оказавшись внутри старообрядческого храма, нужно осмотреться. В старообрядческих храмах во время Богослужения практически не используется электрический свет (за исключением клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.


Паникадило с электрическими свечами


Паникадило для восковых свечей, Рогожское

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

Внутри старообрядческого храма. Иконы

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».


Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в новообрядческих или униатских церквях, тут не допускаются. Определенным образом о принадлежности храма могут сказать сами иконные изображения.


Новообрядческие иконы


Православные (старообрядческие) иконы

Если в храме есть иконы известных новообрядческих святых — царя Николая II, Матроны, Серафима Саровского, то храм однозначно нестарообрядческий. Если же таких икон нет, то следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме «вёдер», то этот храм явно не старообрядческий. Такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской церкви иноки и святители носили совсем иные головные уборы.

Внутри старообрядческого храма. Подручники

В старообрядческих храмах также можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.


Подручники для земных поклонов. Рогожское

Вопреки расхожему мнению, якобы в старообрядческих храмах никогда не бывает стульев или сидений (как у католиков или униатов), на самом деле подобные сиденья имеются во многих (но не всех) старообрядческих безпоповских храмах прибалтийских стран.


Cтарообрядческий безпоповский храм

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]