6 февраля 1918 года правительство большевиков приняло декрет о введении в стране григорианского календаря
За многовековую историю России календарь и система летоисчисления в ней менялись не раз. Но лишь однажды страна, переживавшая свою самую масштабную и жестокую трансформацию, превратившаяся из Российской империи в Советскую Россию, проснулась, потеряв тринадцать дней из жизни. Произошло это в ночь на 14 февраля 1918 года — первый из дней, который советским гражданам предстояло прожить по новому, григорианскому календарю. Решение о его введении на территории РСФСР было принято на заседании Совнаркома 6 февраля (24 января по старому стилю) 1918 года, через четыре дня после того, как церковь, продолжавшая жить по юлианскому календарю, так же декретом была отделена от государства.
Характеристика
В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.
Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.
Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.
Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.
Несостоявшиеся реформы
К началу XIX века жизнь по «старому стилю» стала доставлять заметные неудобства многим подданным Российской империи, прежде всего тем, кто по долгу службы или по личным мотивам вынужден был регулярно взаимодействовать с западноевропейскими партнерами. В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о переходе на григорианский календарь, но это предложение получило отрицательную оценку у тогдашнего министра народного просвещения князя Карла Ливена. Его поддержал император Николай I, и проект был отвергнут. Через три десятка лет, в 1864 году, немецкий астроном Иоганн Медлер, служивший тогда профессором Дерптского университета в Прибалтике, предложил российскому правительству провести календарную реформу, не меняя самого летоисчисления, но скорректировав календарь на основе сделанной им исключительно точной оценки года. Профессор Медлер предложил сменить цикл из трех обычных и одного високосного года на цикл из 128 лет, в котором на 97 обычных годов приходился 31 високосный. Проект был отклонен как светскими, так и церковными властями, причем дважды: второй раз календарь Медлера в 1899 году предложила ввести организованная по инициативе Дмитрия Менделеева комиссия при Русском астрономическом обществе, но эта инициатива тоже потерпела неудачу.
Министр народного просвещения Российской империи, генерал от инфантерии, светлейший князь Карл Ливен
Источник: liveinternet.ru
Тем не менее неудобства в пользовании календарем, который не совпадал с общеевропейским, накапливались, и правительству России приходилось принимать локальные меры для их преодоления. В частности, еще до Первой мировой войны григорианский календарь использовался при астрономических и метеорологических наблюдениях, был принят в военном и коммерческом флоте, им в разных ситуациях пользовались министерства иностранных дел, финансов, путей сообщения и внутренних дел. Особенно неудобно было историкам: разница между календарями накапливалась постепенно, и переводить даты приходилось с особой осторожностью (см. Таблицу 2). Но для большинства населения России разночтение между юлианским и григорианским календарем оставалось незаметным. Жизнь в российской глубинке по-прежнему была в значительной степени ориентирована на церковный распорядок года, которому действовавший в стране календарь полностью соответствовал. Для того чтобы разорвать эту связь и заставить российских подданных перестать рассчитывать год по православному календарю, потребовалась Октябрьская революция с ее стремлением весь прежний мир «разрушить до основанья».
История
Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э.. Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь. Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).
Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года. Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н. календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений. В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.
Отказ и возвращение на юлианский календарь поместных Церквей
- Константинопольская Православная Церковь:
- отказ с 10 марта 1924 года (патриаршей и синодальной грамотой) [1]
- отказ в 1926 году
- отказ в 1948 году
- отказ 2 октября 1923 года
- возвращение 8 ноября 1923 года ввиду несостоятельности Константинопольского Конгресса и неприятия «нового стиля» большинством верующих
- отказ в 1928 году
- возвращение через несколько месяцев ввиду отвержения реформы народом и большинством священников
- отказ в 1924 году
- отказ 19 декабря 1968 года (согласно объявлению от 18 июля того года), «в экуменических целях» [2]
- отказ в марте 1923 года
- отказ 12 апреля 1924 года, при позволении отдельным приходам сохранять юлианский календарь
- возвращение 15 июня 2014 года (согласно синодальному постановлению от 18 марта того года) «в связи с тем, что большинство приходов Польской Церкви (96%) празднует праздники по старому стилю (юлианскому), и по просьбам верующих» [3]. При этом на тех приходах, где была такая необходимость, новый стиль мог быть сохранён.
- отказ в 1970-х годах [4], при позволении отдельным епархиям [5] и приходам сохранять юлианский календарь
Переход постепенный или мгновенный
Впервые вопрос о переходе с юлианского на григорианский календарь был вынесен на заседание Совнаркома 16 (29 по н. ст.) ноября 1917 года — всего через три недели после Октябрьской революции. Вопрос решено было отложить до тех пор, пока не будут предложены реальные проекты такого перехода, который со всей очевидностью требовал заметных усилий. Второй раз к теме нового календаря Совнарком вернулся через два месяца, 23 января (5 февраля по н. ст.) 1918 года, когда ему были представлены два предложения, как ввести в Советской России григорианский календарь. Один из них, разработанный Наркоматом народного просвещения, предполагал постепенный, в течение 13 лет переход, при котором каждый новый год разница между календарями сокращалась бы на одни сутки. Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами.
Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год
Источник: it.rbth.com
Председатель Совнаркома Владимир Ленин горячо поддержал именно такой «срочный» вариант. С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции. С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства (декрет об этом вступил в силу как раз в этот день), и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков. На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1918 года документ был опубликован и вступил в силу.
В современном церковном использовании
Ныне юлианский календарь используется:
- Повсеместно в Иерусалимской, Грузинской и Сербской Православных Церквах.
- Подавляюще в Русской (за исключенем отдельных приходов в Западной Европе) и Польской Православных Церквах.
- В зависимости от приходского уклада в Чехословацкой и Американской Церквах, где также используется и новоюлианский.
- В ряде юрисдикций, монастырей и приходов Константинопольской (включая Святую гору Афон, Украинскую Православную Церковь Америки, монастырь святой Ирины Хрисоваланту в Астории и его дочерние учреджения, и т.д.) и Румынской (включая Бессарабскую митрополию) Церквей.
- Во всех поместных Церквах кроме Финляндской для вычисления Пасхалии.
Какой из календарей точнее
Споры, какой из календарей — григорианский или юлианский, точнее, не утихают по сию пору. С одной стороны, год григорианского календаря ближе к так называемому тропическому году — промежутку, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. По современным данным, тропический год составляет 365,2422 суток. С другой стороны, ученые при астрономических расчетах и в настоящее время пользуются юлианским календарем.
Целью календарной реформы Григория XIII не было приблизить длительность календарного года к величине тропического года. В его времена такого понятия как тропический год еще не существовало. Целью реформы было соблюсти решения древних христианских соборов о сроках празднования Пасхи. Однако поставленной задачи полностью не решил.
Широко распространенное мнение, что григорианский календарь «правильнее» и «продвинутее» юлианского календаря — всего лишь пропагандистский штамп. Григорианский календарь, по мнению ряда ученых, астрономически не обоснован и является искажением юлианского календаря.
Введение
Под календарем принято называть определенную систему отсчета длительных периодов времени с их делением на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово «календарь» происходит от латинских слов «caleo» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Первый напоминает, что в Древнем Риме начало каждого месяца объявлялось отдельно, второй — что в первый день месяца было принято платить проценты по долгам.
Мы убеждены, что время течет, наблюдая за движением, развитием материальных тел вокруг нас. Оказалось, что временные интервалы можно измерить, сравнивая их с периодически повторяющимися явлениями. В окружающем нас мире существует несколько таких периодических явлений. Это, прежде всего, смена дня и ночи, давшая людям естественную единицу времени — день, затем смена фаз луны, происходящая в течение так называемого синодического месяца (от греч. синодос »- сближение; это означало ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, когда при этом иногда Луна находит Солнце на небе — происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующей единицы измерения счет — тропический год (от греческого «тропос» — поворот: тропический год — период времени, после которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув максимального значения, снова уменьшается).
Трудности, возникающие при разработке календаря, связаны с тем, что продолжительность дня, синодический месяц и тропический год несоизмеримы друг с другом. Поэтому неудивительно, что в некоторых местах люди считали время в единицах, близких к продолжительности синодического месяца, принимая определенное (например, двенадцать) количество месяцев в году и не принимая во внимание смену времени года. Так появились лунные календари. Другие измеряли время в те же месяцы, но пытались сопоставить продолжительность года со сменой времен года (лунно-солнечный календарь). Наконец, третья взяла за основу для подсчета дней смену сезонов и вообще не учитывала смену фаз Луны (солнечный календарь).