Православные или нет
Основное и официальное вероисповедание этой национальности на данный момент — это христианство, но оно здесь имеет определенные отличия, от русской церкви. Разница ощутима и в сравнении с католиками, и с другими направлениями этой церкви. Почему так произошло и в чем кроется специфика их религии — можно рассматривать только внутри политических и исторических событий, которые в этой стране происходили просто с пугающей скоростью и интенсивно влияли на население.
На христианство по исповеданию приходится на более, чем 94% населения. А это около 2.950.000 тысяч человек.
Вероисповедания остальной части населения, то здесь можно выделить — ислам, католичество, иудаизм, езидизм и некоторые другие религии. В этом данная кавказская республика похожа на своих грузинских соседей.
Христианство
Христианство здесь имеет свои отличительные черты. Поэтому, если выражать особенности и отличия их исповедания, то они заключаются в следующем:
- В лице Иисуса Христа признается верховенство одной всемогущей силы, которая имеет единственную ипостась и природу.
- Григорианская Апостольская церковь в Армении указывает на то, что божественная сила и мощь Иисуса Христа поглотила его природу человека. Отдельные мнения представителей церкви о том, что Иисус Христос имеет плоть — игнорируются. Таким образом, тело христово наделяется качествами эфира, нетленности и безстрастности.
- В Кавказской республике используется во время богослужения просфора, замешенная на пресном тесте, в отличие от православной, в которой используется закваска.
- Осеняя себя крестным знамением, армяне это делают также правой рукой. Но принимают другое движение — рука сначала идет налево, а потом направо. Аналогичное движение выполняют и католики. А вот у христиан принято осенять себя, выполняя перенос руки сначала направо, потом налево.
- Рассматривая иерархию данной церкви, стоит отметить, что здесь принято 5 высших духовных санов из которых наивысшим является звание католикоса. А если сравнивать с православием, то здесь присутствует всего лишь 3 церковные степени.
- Если оценивать степень ограничений, которые накладываются во время поста, то несмотря на 70 дневный период воздержания от излишеств перед светлым праздником Пасхи, в четыредесятницу армянам разрешается вкушать яйца и сыр. Но это касается исключительно воскресных дней.
Несмотря на то, что все армянские церкви руководятся Католикосом, в названии этого религиозного чина нет никаких перекликаний с католицизмом. Глава Апостольской церкви является высшим соборным предстоятелем, религиозная власть которого распространяется не только на жителей государства, но также и на те этнические группы, которые находятся в разных государствах мира. Ведь армяне являются одной из наиболее разделенных национальностей мира.
Яндекс картинки
Но отличаются армянские христиане не только от православных, грузинских, но также и от других церквей, которые исповедуют данную религию. Можно выделить следующие особенности:
- Богослужения ведутся на грабаре, который относится к древнеармянскому наречию.
- Службу сопровождает органная музыка.
- Стены храмов и церквей имеют отличительные от украшения от христиан и католиков.
- Армянская вера разрешает не возносить молитвы перед иконами. Вероятно поэтому, в церквях их практически нет или они представлены в небольшом количестве.
А вот из общего можно выделить такой момент, как время проведения службы. В преобладающем большинстве случаев христианские праздники у армян совпадают с католическими по датам. Происходит это из-за того, что обе церкви используют григорианский календарь.
А вот если оценивать, как возникло христианство, то очень важно рассмотреть историю этого государства. Ведь если считать, сколько тысячелетий существует этот народ, в разные периоды происходило принятие то одной религии, то другой. Но сейчас, в преобладающем большинстве случаев, армяне верят в Иисуса Христа. А как и когда этот древний народ принял данную веру и сколько веков она существует на территории этого государства, рассмотрим кратко, но максимально детально.
Вот какие вехи можно выделить в христианстве в Армении:
- Возникла данная вера на территории древнего государства Армении, начиная приблизительно со II века н.э.
- Государственной она стала в 301 году нашей эры.
- Она является апостольской по своему названию по причине того, что 2 из апостолов Иисуса Христа — Фаддей и Варфоломей — после смерти и воскрешения своего учителя, пришли на территорию древней Армении для того, чтобы распространить христианскую веру и начали там проповедовать. Так и были сформированы первые христианские общины.
- Но, несмотря на то, что эта религия достаточно быстро укоренилась в Армении, первые шаги были достаточно сложны. Так, апостол Варфоломей был распят за проповедь, а Фаддей продолжал еще некоторое время распространять эту веру на территории древней Армении.
Но в древности, до принятия христианства, этот народ, как и преобладающее большинство других этносов, были язычниками. Благодаря развитой культуре, включая письмо, боги и способы поклонения им достаточно хорошо задокументированы на территории этого государства. Летописи составляли не только армяне, но также находятся исторические свидетельства греческих и римских авторов. Чаще всего историки и этнографы проводят определенные параллели между пантеоном армянских и греческих богов. Но после того, как у армян укоренилось Христова вера, языческая религия была практически полностью вытеснена.
Если оценивать дату основания этой Церкви, то ею полагают 303 год. Это дата постройки Эчмиадзинского собора, в котором стал прибывать верховной патриарх и католикос. Также собор стал религиозным центром, а несколько позже и местом паломничества для всех армян христиан.
Яндекс картинки
Как произошло вытеснение языческой религии на христианскую веру этого народа, становится более понятно, если учесть, что как и любое другое структурное изменение — это не произошло без определенных гонений и кровопролитий. Так, Григорий Просветитель просидел в яме на протяжении 14 лет, так как отказался поклоняться языческим богам.
Но и после того, как христианство стало официальной религией на территории данной страны, не все двигалось гладко с точки зрения вероисповедания. Персы и арабы усиливали гонения на христиан. Такая обстановка наблюдалась вплоть до конца IV, начала V веков. За этот период были уничтожены десятки тысяч последователей христианства, которые погибли мученической смертью. Но нельзя сказать, что головы христиан клались на жертвенник абсолютно без сопротивления. Так в 451 году произошла Аравайская битва, которая является ярким примером того, как христиане отстаивали свое право на вероисповедание. И, хотя этот народ проиграл в противостоянии с персами в этом военном сражение, так как противоборствующие стороны имели неравные силы, все же христианство сумело выжить. И уже к 484 году, после 30 лет активного противостояния, был подписан Нварсакский мир — по данному договору этот этнос получили право на свободное вероисповедание и христианство у них стало превалирующее религией.
Если проводить параллели между христианской православной, армянской и католической церквями, то каждая из них отличается своими специфическими моментами. И несмотря на то, что существует много общего между православными и христианами в этой стране, все же на апостольскую церковь Армении оказал существенное влияние католицизм. Поэтому армянская церковь и православие имеет много общего.
Историческая справка
Религия Армении считается довольно древней. Ее основоположниками считают Фаддея и Варфоломея. Это святые апостолы, которые известны как первые просветители Армении. Святой Фаддей продолжал свою миссию на протяжении восьми лет, то есть с 35 по 43 годы. А миссия Святого Варфоломея длилась целых шестнадцать лет (с 44 по 60 годы).
Согласно Священному Преданию Армянской церкви, после вознесения Христа, один его ученик прибыл в страну с христианской проповедью. Этим учеником был Фаддей. Множество людей он обратил в новую веру, среди них была даже дочь царя Армении Санатрука, которую звали Сандухт. В результате апостол вместе с обращенными людьми и Сандухт мученически погибли в Шаваршане.
Через некоторое время, совершив проповедь на территории Персии, в Армению прибыл Варфоломей, который был апостолом. Он обратил в свою веру многих царских вельмож и среди них была сестра царя по имени Вогуи. После этого по царскому приказу новообращенным людям пришлось принять мученическую смерть в Аребаносе, располагавшемся между двух озер Ван и Урмия .
Тому, что в первом веке начало активно распространяться христианство, способствовал ряд внешних и внутренних фактов. Например, эта религия начала широко распространяться в соседствующих странах, таких как Грузия и т. п. Торговые, политические и культурные связи с другими городами и близлежащими государствами создали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.
Так Армения стала первым государством, которое приняло христианскую религию в качестве государственной еще задолго до Византии и Грузии. Это случилось в 301 году, когда правил царь Трдат III. В этом помощь оказал и Григорий I Просветитель, а также его деятельность. Григорий I Просветитель стал первым патриархом в Армении, после чего получил звание католикоса. Произошло это в 302 году. Немного позже он был причислен к лику святых, и церковь стали называть его именем — Армяно-Григорианской.
К 303 году недалеко от Еревана был построен собор, который называется Эчмиадзин. Он стал особым местом для этого народа и остается по сей день религиозным центром страны. В нем находится Верховный патриарх и католикос всего армянского народа.
Видео расскажет вам о храмах Армении.
Почему армяне крестятся слева направо
Анализируя, какая церковь у армян, важно не только осознать саму веру, но и ее особенности. Так, армянское христианство имеет еще одну отличительную особенность, всравнение с православными. Так, вознося молитву в церкви, этот народ крестится слева направо и произносит такие слова — «Во имя Отца и Сына и Духа Святого». Во время слова Дух, рука должна находиться у левого плеча, как бы связывая воедино сердце верующего и Духовное начало веры. И в этом много общего с христианами, хотя последние когда молятся, правой рукой, также соединяют три пальца вместе, сначала подносят его к правому, а потом к левому плечу. Важно отметить те различия которые сформировались у этих ветвей христианства. В православной молитве проговаривают «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». С последним словом рука оказывается у левого плеча, что также объединяет этот символ верующих вместе с сердцем.
Поэтому, хотя и существуют отличия между русской и армянской манерой креститься – одни делают это справа, другие слева — принцип остается аналогичным.
Осеняя себя крестным знамением справа, православные так же как и армяне, совмещают это со словом Дух.
Какая вера
Оценивая, какая церковь и вера в этом государстве, стоит выделить, что на протяжении уже многих веков этот народ исповедует христианство. Оно прошло определенную трансформацию и становление, но можно однозначно утверждать, что данная национальность является последовательным приверженцем Иисуса Христа, Единого Бога и Святого Духа.
А вот название у религии, распространенной на этой территории, несколько необычное — Армянская Апостольская Церковь — или сокращенно ААЦ. Слово апостольская берет свое начало от 2 апостолов Иисуса Христа, которые пришли на территории древней Армении со своими проповедями и стремлением нести христианство в свет. Это были Святые Фаддей и Варфоломей. На эту территорию они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга. Судьба Варфоломея была достаточно трагичной, так как его распяли за христианские проповеди и осуществили это вместе с казнью еще 2.000 христиан.
Яндекс картинки
Трагической судьбы не избежал и Святой Фаддей, которого за его вероисповедание жестоко замучили, пригвоздил к кресту стрелами. На сегодняшний день мощи Святого Фаддея помещены в Эчмиадзинский собор, где в определенные даты совершают литургии.
Так армянская церковь и православие сформировали много общего.
Если оценивать процентное соотношение религий, которые сегодня исповедуют граждане Армении, то цифры будут выглядеть следующим образом:
- Преобладающее большинство верующих относит себя к Апостольской Церкви. Это вероисповедание поддерживает более 94% населения. Что составляет почти 3.000.000 человек в самой РА, а также еще и люди, относящиеся и к многочисленным конфессиям, которые расселены по всему миру. Вторым названием данного религиозного течения является Армянская Христианская Церковь или Православная Церковь.
- К протестантскому движению христианства относят не более 1% численности населения.
- Также с точки зрения исповедания той или иной религии на территории этого государства присутствуют мусульмане, католики, иудаисты, атеисты, езиды, православные и бахаисты.
- Наиболее обширной группой, с точки зрения веры, непосредственно после христианства, является язычество. К ним себя относят более 1,2% численность жителей страны.
Великий просветитель армянского народа
Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений. По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен. Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.
В Кесарии — главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.
Армяне монофизиты
Учитывая, что православная церковь этого народа прошла в своей истории много веков, она отличается от ряда ответвлений этой религии. Почему так произошло, можно ответить, взглянув на ход исторических событий. Но стоит отметить, что данный народ сумел сохранить исконно армянскую веру, которой является христианство со всеми своими религиозными особенностями и устоявшимися традициями.
Яндекс картинки
Одним из наиболее нестандартных и редко встречаемых является Монофизитство или так называемое Евтихианство.
Это течение является также христианской верой, но имеет ряд своих догм, которые упорно продвигает и от которых не собирается отказываться. Даже несмотря на то, что в соответствии с Халкидонским собором, Евтихианство было признано ересью. Но ради справедливости стоит отметить, что в 449 году в городе Эфесе произошел Эффесский Вселенский собор. На нем выступил архимандрит Евтихий, который максимально детально донес свои принципы исповедания христианской веры. А так как священники, собравшиеся на соборе, не нашли никакой ереси в его словах и умозаключениях, то игумена оправдали. Но все же в умах истинно верующих и тех, кто не слишком разбирается в канонах церкви, а тем более исторических фактах, Евстихианство и до сих пор относится к ереси.
Если же говорить о численности монофизитов на территории современной Армении, то они не составляют и 0,5% от общей численности проживающих здесь граждан. В этом ключевая разница между ААЦ и ее ответвлениями.
Если упоминать об истории этого течения, то возникло оно в период между 378 и 454 годом. Ее основоположником стал архимандрит Евтихий, по мнению которого:
- Единство природы Спасителя указывает на его божественность. Но человеческая сущность и природа Иисуса Христа не отрицается.
- Но учитывая природное разделение Богочеловека, в Христе признавались одновременно 2 лица где боролись субъектные христологии.
Некоторые армяне, которые называют и причисляют себя к монофизитам, приняли на сегодняшний день ту ветвь христианства, которая превалирует на этой территории. Поэтому история армянской церкви неразрывно связана с монофизитством.
Есть ли армяне мусульмане
Учитывая, что религия представлена не только христианством, а также различными его течениями, следует выделить и Ислам, как одно из-за вероисповеданий этого народа, хотя и совсем немногочисленное. Мусульман в республике представлено не более, чем 0,25%. И ради исторической, социальной и культурной правды стоит сказать, что верят в пророка Мухаммеда преимущественно курды, азербайджанцы, а также персы, которые проживают на территории этого государства.
Яндекс картинки
Сколько раз армяне меняли религию за историю
Отвечая на вопрос, почему эта нация меняла свою религию и когда они приняли христианство, стоит назвать следующие ключевые исторические моменты:
- Первоначально, до возникновения этой веры, армяне поклоняются языческим богам. Это их основное вероисповедание, в чем они не отличаются от других древних народов.
- Но постепенно, с распространением веры в Иисуса Христа этот народ постепенно переходит в христианство. Они более не поклоняются тема богам и идолам, которые находились в их пантеоне на предыдущем периоде развития. Сначала численность христиан была небольшой. Но после принятия этой религии в качестве государственной, внутри страны устанавливается определенное единодушие с точки зрения вероисповедания.
В дальнейшем не происходило резких колебаний с точки зрения исповедуемой религии. Исключительно определенные типы делений на некоторые течения христианства. Но все же, единый центр веры находится в ААЦ, которая называется еще Григорианской. А отвечая на вопрос, сколько раз меняли армяне вероисповедание — стоит отметить за ними право называться одной из наиболее устойчивых национальностей с точки зрения устойчивости своих религиозных взглядов. Ведь меняли они только язычество на веру в Христа. А затем не раз отстаивали свое право на возможность ходить в христианскую церковь, центр которой располагается в Эчмиадзине.
В чем разница между православием и армянским христианством?
С 16 по 18 марта 2010 года по приглашению Предстоятеля Армянской Апостольской церкви Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гергина II проходит официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Армению.
Армянская церковь – одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений. На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е. Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл о.
Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?
Священник Олег Давыденков |
Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.
– Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?
– Монофизитство – это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.
Православная Церковь
исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую.
Несторианство
учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. М
онофизиты
же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.
Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).
IV Вселенский Собор в Халкидоне |
Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха, но это изменение стилистики, не затрагивающие сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.
– Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?
– Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:
1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.
2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).
3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).
Армянская церкви в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.
В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.
Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.
– Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
– Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство». В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые не приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их сторона интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросом интереса не обнаруживает.
– Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
– Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.
С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов
Отпадения от Православия
Отпадение церкви от православия произошло по ряду политических причинах. Ключевые из них заключается в следующем:
- Сами армяне, а точнее духовные отцы этого народа, имели достаточно высокий уровень самолюбия и желания участвовать во вселенской церкви. Но это им не удавалось в той мере, о которой они чаяли.
- Так, в 451 году состоялся Халкидонский Вселенский собор. Здесь то и провозгласили ересь архимандрита Евстафия (Евстахия). Такое разногласие между двумя ответвлениями церкви возникла по причине того, что монофизиты считали что человеческая капля в Иисусе Христе, переданная ему от его матери, растворилась в божественной сути. Но это абсолютно не согласовывалось с представлениями о Сыне Божьем со стороны православной церкви.
- Данный собор проходил без участия армянских епископов, что вызвало их крайнюю степень неудовольствия. Также здесь не присутствовали представители и других закавказских церквей. Этот факт был обусловлен рядом исторических и политических процессов, которые происходили в это время в регионе. Ведь Персия достаточно активно атаковала данную территорию, пытаясь не только поработить народ Закавказья, но также стремясь искоренить здесь христианскую веру.
- В тот момент, когда армянские служители церкви узнали о решении, которое было вынесено на Халкидонском соборе, они отказались принимать его решение. Подобное заявление со стороны собратьев по вере они восприняли не как иначе, чем возрождение несторианства. Но это также не соответствовало полной действительности. А возникшие недоразумения сформировались потому, что информацию им передали монофизиты, которые приходили на территорию этого государства и, фактически, специально распространяли ложный слух.
- Впоследствии же, а когда постановление халкидонского собора была привезена на территорию Армении, возникла второе недоразумение. Связано оно было с незнанием детально греческого языка. И вольный перевод одного лишь слова, которое армяне трактовали как «лицо» вместо «естество», привело к неправильным выводам.
- Впоследствии, в 491 году в Вагаршапате состоялся Поместный собор, на котором присутствовали представители из Армении, Албании и Грузии. Единым решением было опровержение постановления Халкидонского собора. Что и вызвало определенные распри и трения между двумя ветвями церкви. И длились они на протяжении нескольких столетий. Это и послужило фактом отпадения ААЦ от Православия. Но христианство в Армении развивалось и укоренялось достаточно быстро и интенсивно.
Мусульманское иго
Если кратко описывать следующий период, который пришлось пережить этой церкви, то он затянулся на достаточно длительный промежуток времени. Так на протяжении нескольких столетий этому народу пришлось отвоевывать свое право исповедовать христианство, ведь у армян возникли территориальные, религиозные и политические споры со своими непосредственными соседями — персами и турками. А ислам, который исповедовали они, входил в коренные противоречия. Что и приводило к многочисленным военным конфликтам.
Когда говорят — назовите конкретные исторические даты, можно выделить следующие моменты:
- VII век — Армения была захвачена Арабским халифатом. Продлилось господство мусульман здесь на протяжении почти 3 столетий.
- К XI веку большая часть территории этой страны переходит под власть османов.
- Впоследствии Армения стала принадлежать в Грузии. А от грузин перешла к монголам. Под властью этого народа, который также исповедует христианство, этот кавказский этнос пробыли недолго. Грузины быстро потеряли господство над территорией.
- К XIV веку это территория подверглась сокрушительным ударам орд Тамерлана.
- А последующие 2 столетия армяне были вынуждены вести ожесточенную борьбу сначала с племенами из Туркмении. А потом стала разрываться на театре военных действий между Османской Империей и Персией. В результате чего Армения отошла Турции. Это мусульманское иго продлилось вплоть до начала русско-персидских войн 1813, а затем и 1829 годов. В этот период к Российской империи отошла восточная часть Армении. Остальная территория осталась под властью Османов.
- Этот факт послужил возникновению такого страшного периода в истории этого народа, как геноцид армян со стороны Турции. И, хотя последними он не признается, по мнению историков за несколько десятилетий, вплоть до 1921 года, турками было истреблено от 500.000 до 1,5 миллиона армян. Часть населения была казнена, тогда как другая — подвергнута тяжким испытаниям. Их выселяли, осуществляли гонение, морили голодом. И это было не только трагической ношей для самого народа, но также настоящим испытанием для сохранности веры и церкви.
Яндекс картинки
Армянская церковь сегодня
Но, стоит обратить внимание, что армянская вера пережила все трудные времена, сколько не посылала бы судьба испытаний этому народу с древней историей. Ведь и сегодня они поклоняются и возносят молитвы Богу, Иисусу Христу и Святому Духу. Но молятся армяне по-своему, не обращаясь к иконам, что является для их канонов нормой.
Если же говорить о том, в каком состоянии на сегодняшний день находится ААЦ, православие и католицизм в этой стране, стоит выделить следующие ключевые моменты. Духовным и религиозным центром Армянской Церкви является святой Эчмиадзин. Этот монастырь находится всего лишь в нескольких десятках километров от столицы Армении — Еревана. Главой является патриарх, который отличается по наделенным правам от Верховного служителя католической или христианской церквей.
Но стоит отметить и тот факт, что против верховных служителей и священников в прессе достаточно часто появляются компрометирующие публикации, изобличающие их в сребролюбии, наживе, а также кумовстве.
И то, какая церковь у армян сегодня – они обязаны тем историческим событиям, которые сложились на их территорию и выпали на их долю.
Глава армянской церкви
Возглавляет Армянскую Апостольскую Церковь — верховный патриарх или так называемый католикос. Этот титул присваивается пожизненно на выборной основе. Это слово не имеет ничего общего с католицизмом и не является аналогией титула патриарха. А название его происходит от древнеармянской основы, в сути которой заложена высшая духовная степень человека, занимающего определенный высший иерархический чин в Армянской Церкви.
Яндекс картинки
Истинные православные любят своего каталикоса и безраздельно верят в него. Ведь он находится на высшей ступени церковной иерархии, что дает ему право внутри церкви осуществлять ряд манипуляций, направленных на поддержание и укрепление армянской христианской церкви.
Важно отметить, что учитывая факт, что армяне являются одной из наиболее расселенных по всему миру наций, именно Эчмиадзинский монастырь является тем центром, который всегда принимает и объединяет своих верующих.
Яндекс картинки
А армянская апостольская власть католикоса расширяется на те церковные саны, которые осуществляют управление епархиями в других государствах.
Особенности Армянской апостольской церкви
Несмотря на то что Армянская религия относится к христианству, она имеет свои отличия от православия и католицизма. Все церкви принято подразделять на два типа: монофизитская и диофизитская. Религия Армении больше относится к первому типу. Согласно учениям диофизитов в Христе признается два начала, а именно:
- человеческое;
- божественное.
В отличие от них монофизиты признают в нем лишь одно начало — божественное. Армянская церковь придерживается особых правил, касаемых семи таинств.
В соответствии с этим младенца при крещении трижды опрыскивают и трижды погружают воду. Миропомазание имеет тесную связь с крещением. Во время причастия используют только вино в чистом виде, не разбавляя его, а хлеб берется бездрожжевой, который обмакивают в вине. Соборуют лишь духовных лиц сразу же после смерти.
Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты у них соблюдаются также строго, однако праздников у них гораздо меньше. Основная молитва у них носит название Айр Мер, то есть Отче Наш, но читают ее на древнеармянском языке.
Глава Армянской церкви называется католикос. Его избирают на эчмиадзинском синоде. На него собираются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий. Это звание утверждается при помощи особой грамоты Государем Императором. Католикос проживает в Эчмиадзине. Согласно традиции в этом месте должен побывать каждый армянин хотя бы один раз в жизни.
Только католикос может назначать епископов и архиепископов церкви. Те люди, которые относятся к светскому духовенству, могут вступать в брак лишь один раз. Повторное вступление в брак не допускается. Схожими родственными чертами обладают церкви в Египте, Эфиопии и Сирии.
Духовный и административный центр религии — собор Эчмиадзин. Этот собор является священным местом для всех верующих людей этого государства. Также в нем находится духовная академия и семинария. Неподалеку имеется еще два монастыря, которые были построены примерно в седьмом веке и являются культурным и духовным наследием. Это монастырь Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ.
По географическим данным Армянская апостольская церковь получила распространение практически по всему миру. Однако ее вероучения и установки едины. Ввиду влияния экономических и политических факторов время от времени религия была вынуждена покидать государство, начиная с 9 века, и была вынуждена искать убежище за рубежом.
Из-за таких условий в апостольской Церкви были образованы Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), находящийся в настоящий период в Антилии (Ливан).
Все эти архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в подчинении Эчмиадзина, однако пользуются внутренней административной автономией.
Армянская Апостольская Церковь — отличие от православной
Если проводить аналогии и отличия между Апостольской церковью и православием, то можно выделить такие определяющие моменты, как:
- Независимость Апостольской церкви от католиков и православных христиан.
- Также ключевым образом отличаются и догмы, исповедуемые тремя ответвлениями христианства.
- Если говорить непосредственно о представлении Бога и Иисуса Христа, как его сына, то здесь кроется существенное отличие в восприятии. Так, католики и православные сходятся во мнении, что Христос объединяет в себя человеческое и божественное начала. Так формируется единая божья сущность, которая и является идеалом и объектом поклонения для всех верующих. Но этому противопоставляют свою точку зрения приверженцы Апостольской церкви, а также монофизиты, которые по-иному воспринимают Христа. Несторианцы говорят сразу о 2 сущностях, которые существуют параллельно. Тогда, как монофизиты утверждают, что человеческое начало настолько слабое в Христе, что полностью и неразделимо растворилось в его божественной сути.
- Дополнительно можно указывать в виде различий восприятия веры – разное убранство в церквях, разные типы богослужения и некоторые отличающиеся моменты в проводимых обрядах.
Но, это в конечном итоге больше объединяет саму христианскую церковь, чем разъединяет ее. Ведь именно в многообразии можно найти то единство и зерно истины, которые так долго искали разные народы.
Где находится центр Армянской Апостольской церкви
Далеко не все знают о том факте, что центр Апостольской Церкви находится в Эчмиадзине, который является монастырем. Центр его локации — это город Вагаршапат, располагающийся в Армавирской области.
Яндекс картинки
Интересна и необычна история Эчмиадзинского монастыря. Ведь его дата основания – это 303 год нашей эры, когда на территорию этой страны пришло христианство. Впоследствии собор вместе с прилегающим монастырем несколько раз испытывал волны подъема и упадка, что только способствовало укреплению веры.
Официальная религия Армении
Как уже было отмечено в стране проживает около трех миллионов человек и большая часть из них, а именно 94%, исповедует христианство. Эти люди относятся к Армянской апостольской церкви. Это одна из древнейших христианских общин. Считается, что Армения является первым христианским государством в мире. Вера людей в Царя Небесного и его сына Христа сделала эту религию государственной.
Согласно же конституции страны люди вправе выбирать любую религию вероисповедания либо не придерживаться никакой веры. То есть конституция гарантирует свободу вероисповедания. Поэтому на территории страны также можно встретить людей, которые принадлежат другим верам. В стране можно встретить людей, исповедующих:
- ислам;
- православие;
- католицизм и некоторые другие менее распространенные религии.
Армянская католическая церковь
Католическая церковь этого государства была основана в период 1439 года, когда собралась Веницианская уния.
Обусловлено это было гибелью Византии, когда католические миссионеры стали выдвигаться на сопредельные территории для продвижения веры.
Яндекс картинки
Венецианская Армения
Этот период не дает однозначного ответа, какая церковь у армян превалировала на разных территориях страны. Так, учитывая достаточно тесные контакты в периодXVII века, между Грецией, Венецией и некоторыми частями Италии и Армении, на одном из островков Венецианской бухты сформировался центр армянской культуры. этому процессу способствовал монах Манук ди Пьетро. Именно ему принадлежит идея и ряд действия, направленных на организацию здесь армянской общины. Именно выходцами из Кавказской страны здесь были построены церкви, монастыри и библиотека, которые сегодня приобрели статус музея.
Яндекс картинки
Другие религии
Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками». Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана. Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.
Проживающие в Армении немногочисленные общины курдов, азербайджанцев и персов исповедуют ислам. В самом Ереване в 1766 была построена знаменитая Голубая мечеть.
Где живут армянокатолики
Учитывая тот факт, что сам армянский народ является одним из наиболее расселенных по земному шару, стоит выделить те страны, в которых на данный момент присутствует наибольшее количество армянокатоликов. Наибольшее их количество присутствует в:
- Грузии.
- Ливане.
- Сирии.
- Ираке.
Яндекс картинки
Религиозные меньшинства Армении
Несмотря на то, какая вера, стоит отметить их терпимость с точки зрения того, во что верят и что любят люди, живущие на территории этой страны. Ведь григорианская апостольская церковь не является единственной. Хотя за ней и закреплено право государственной религии и не только внутри данного государства, но и на отдельных епархиях, располагающихся в других странах. Здесь также представлены следующие религии.
Буддизм
Ранее на территории Армении существовали буддистские храмы. Было это еще в XIII веке, когда эта территория оказалась под ханом Хулагом. Но память о них не сохранилась, так как они были разрушены.
Что же касается сегодняшнего состояния буддистов на территории Армении, то их насчитывается не более 0,5% от общего количества граждан страны.
Яндекс картинки
Езидизм
Существование данной веры на территории РП обусловлено в первую очередь тем, что езиды представляют собой отдельный этнос со своими сложившимися традициями и культурой. На сегодняшний день существует в езидизме шарфанизм. Это направление к которому относятся 69% населения, исповедующих эту веру и 31% этнических курдов. Общая численность езидистов составляет не менее 1% от общего населения страны.
Яндекс картинки
Иудаизм
На сегодняшний день на территории республики Армении насчитывается не более 3.000 иудеев. Наибольшая часть их населяет столицу Ереван.
Яндекс картинки
Ислам
Если указывать на исламскую религию, то ее приверженцами на территории Армении являются выходцы из Азербайджана, Курдистана, а также стран Персидского залива. Общиня сформированы локально, в зависимости от того, сколько курдов, персов или азербайджанцев населяет то или иное городское или сельское образование.
Так, на сегодняшний день, на территории республики Армении мусульмане-курды составляют единую общину, численность которой не превосходит нескольких тысяч человек. Максимальное их число располагается в провинции Котайк, находящейся в Северной оконечности Ереванской области.
Согласно последней переписи населения, сама столица Ереван вмещает в себя около 1 тысячи мусульман, которые являются беженцами или выходцами из стран Ближнего Востока.
Молокане
А вот молокане являются одним из направлений христианства, которые по большей части связаны со старообрядческими традициями. Эта религиозная группа сформировалась на территории этой страны после того, как в 1805 году был издан указ императора Александра I, по результатам которого на молокан были осуществлены гонения. В поисках счастья и свободы вероисповедания они оказались на территории современной республики Армении, сформировав отдельные локальные группы в небольшом количестве.
Яндекс картинки
Язычество
Говоря о язычестве, то как ни удивителен бы был этот факт, на 2011 год согласно последней переписи населения, на территории Армении проживает около 5434 последователей этого религиозного культа. Из них всего лишь 734 человека относятся к национальности армян. Тогда как остальные последователи язычества представлены другими этносами и нациями.
Яндекс картинки
Первое христианское государство в мире
За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.
Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол. Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.