Житие и икона святой Эмилии, почитание ее в православии и тексты молитв


Биография святой Эмилии

На заре христианства, в 4 столетии, в землях, принадлежавших Римской империи, жила женщина, родившая десятерых детей, пять из которых после смерти были причислены церковью к лику святых. Звали ее Эмилией Кесарийской. Родилась святая предположительно в 305 году в городе Неокесарии.

Родителям девушки принадлежало много земель в Малой Азии. Отец и мать праведницы были приверженцами христианского учения, за что и поплатились жизнью. Оставшись сиротой, девушка хотела стать монахиней. Однако у Господа были на нее другие планы. Многие мужчины Неокесарии были сражены красотой Эмилии. Кое-кто даже собирался выкрасть девушку из дома и насильно жениться на ней. Сиротке пришлось согласиться на брак с учителем риторики, адвокатом Василием.

Жених девушки был сыном, внуком благочестивых христиан, стойко защищавших веру в Христа даже во время гонений. Эмилия вышла замуж, когда Римской империей стал править Константин Великий. При новом императоре гонения на христиан прекратились. Эмилия была мужу верной женой и единомышленницей, разделявшей его религиозные взгляды. Женщина рожала детей, воспитывала их в духе христианства, с детства приучала каждого своего ребенка к соблюдению заповедей Божьих.

Христиане помнят Эмилию, прежде всего, как мать Василия Великого, благочестивого пастыря Кесарии Каппадокийской, боровшегося за чистоту веры с арианами. Церковь причислила к лику святых этого сына святейшей женщины, а еще двух других ее детей — Григория, епископа Нисского, и Петра, епископа Севастийского. Канонизированы и две дочери Эмилии — преподобная Макрина и праведница Феозва. Остальные ее дети создали семьи и жили, прославляя Господа.

Эмилия с Василием вели странную для тех времен жизнь. Они владели огромными земельными участками в Каппадокии, Понте и Малой Армении. Однако никогда не бывали в театрах, на скачках, наоборот, презирали праздную жизнь своих богатых современников. Все члены благочестивой семьи молились Спасителю и жили, согласно его учению. Следуя заповедям Божьим, супруги занимались благотворительностью, давали приют нищим, кормили голодных.

После смерти мужа праведница с дочерью Макриной и верными слугами перебралась в свое родовое поместье в Понте, расположенное вблизи реки Ирис. В этом месте женщины основали женский монастырь. Эмилия с дочерью жили как монахини, молились Богу, носили скромную одежду, ели вместе с остальными обитателями монастыря. Прожив 73 года, Эмилия умерла. Похоронили праведницу в 375 году в фамильном склепе возле церкви, построенной в честь 40 мучеников.

Наречение имени

Житие святого дионисия и значение в православии, икона и тексты молитв
Наречение имени еще со времени наречения Адамом имен животных в раю считалось определенным таинством, которое даровало власть тому, кто нарекает, над тем, кого нарекают; имя также раскрывало сущность нарекаемого. Так Сам Господь называет первого человека Адамом, что значит, муж, человек. После грехопадения Адам называет свою жену Евой — жизнью.

По рождении первого сына, Ева говорит: «приобрела я человека от Господа» и нарекает его Каином, то есть созданным (слово Каин в древнееврейском и арамейском языках означает — создавать, ковать).

С этого дня обычно за женой остается право именовать свое родившееся чадо, потому что именно она взростила его в себе и, претерпев родовые муки, произвела на свет. То есть именно мать имеет более всего прав на свое дитя, а также именно она чувствует и знает сущность его, ибо почти год она жила с ним одной жизнью.

Хотя, как видно из Писания и Жития святых, бывали случаи, когда новорожденного называет отец, и даже когда Сам Господь указывает родителям, как назвать младенца.

Наречение сына: Захария и Елизавета

У святых праведных Захария и Елизаветы долгое время не было детей. В один день, когда Захария, как священник был во Святая Святых, ему явился ангел Божий и сказал, что скоро жена его зачнет и у них родится сын, которого они нарекут Иоанн, «и буде радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются». Но Захария не поверил ангелу Божию, и за то был наказан немотой до срока разрешения его жены.

Когда пришло время Елизавете родить, и она родила сына, её спросили, как она назовет своё дитя. И она, точно почувствовав своим материнским сердцем Волю Божию, сказала: Иоанн:

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога (Лука 1).

Почитание святой Эмилии в православии

Женщину, подарившую миру пятерых христиан, канонизированных в лике святых, помнят и чтят в православной церкви. День памяти праведной Эмилии ежегодно отмечают 14 января. Святитель Григорий Назианский изумлялся этой женщиной, сумевшей воспитать столько достойных христиан. Православные верующие почитают святую, молятся перед ее святейшей иконой и просят о прощении грехов и заступничестве.

ЖИТИЕ

Еми­лия Кесарийская (Каппадокийская) ро­ди­лась в Ке­са­рии меж­ду 305 и 315 го­да­ми в бо­га­той се­мье, ко­то­рой при­над­ле­жа­ли об­шир­ные вла­де­ния в Ма­лой Азии.

В юно­сти Еми­лия от­ли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но, бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щей, го­то­ви­ла се­бя к без­бра­чию. Од­на­ко она ра­но оси­ро­те­ла, отец ее при­нял му­че­ни­че­скую смерть при им­пе­ра­то­ре Ли­ки­нии. В то вре­мя весь­ма ча­сто оди­но­ких де­виц по­хи­ща­ли для на­силь­ствен­но­го за­му­же­ства. Опа­са­ясь это­го, Еми­лия вы­шла за­муж за адво­ка­та Ва­си­лия, впо­след­ствии став­ше­го иере­ем. Ва­си­лий был из­ве­стен как об­ра­зо­ван­ный и бла­го­че­сти­вый че­ло­век.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов пи­шет, что их су­пру­же­ство со­сто­я­ло не столь­ко в плот­ском со­ю­зе, сколь­ко в обо­юд­ном стрем­ле­нии к доб­ро­де­те­ли. Они за­бо­ти­лись о ни­щих, при­ни­ма­ли стран­ни­ков, зна­чи­тель­ную часть сво­е­го иму­ще­ства тра­ти­ли на бла­го­тво­ри­тель­ность. Гос­подь бла­го­сло­вил Еми­лию мно­го­чад­ством, у нее бы­ло 10 де­тей.

Ее по­чи­та­ют как мать, взрас­тив­шую пя­те­рых свя­тых – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­ско­па Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го, Пет­ра, епи­ско­па Се­ва­стий­ско­го, пре­по­доб­ную Мак­ри­ну Млад­шую и бла­жен­ную Фе­о­се­вию.

Сын Еми­лии Нав­кра­тий в 22 го­да оста­вил свет­скую ка­рье­ру, уда­лил­ся в пу­сты­ню и 5 лет жил в уеди­не­нии, по­сле че­го спо­до­бил­ся бла­жен­ной кон­чи­ны. Дру­гой сын, Ни­ки­фор, умер в ран­нем воз­расте. Име­на осталь­ных де­тей Еми­лии неиз­вест­ны. Пред­по­ла­га­ют, что неко­то­рые из них впо­след­ствии при­ня­ли мо­на­ше­ство.

По­сле смер­ти от­ца стар­шая дочь Мак­ри­на по­мо­га­ла Еми­лии ве­сти до­маш­нее хо­зяй­ство; ко­гда де­ти вы­рос­ли, она убе­ди­ла мать об­ра­тить­ся к мо­на­ше­ско­му об­ра­зу жиз­ни. Вме­сте они уда­ли­лись в от­да­лен­ное име­ние на бе­ре­гу ре­ки Ирис, в совре­мен­ной Тур­ции, и ос­но­ва­ли там оби­тель. Неко­то­рые и из от­пу­щен­ных ими ра­бынь за­хо­те­ли вме­сте с ни­ми от­речь­ся от ми­ра и пой­ти в мо­на­стырь, и всё у них бы­ло об­щее: од­на ке­ллия, один стол, од­ни одеж­ды; всё нуж­ное для жиз­ни у них бы­ло по­ров­ну; они слу­жи­ли Гос­по­ду еди­но­душ­но, в сми­ре­нии, кро­то­сти и люб­ви, и не бы­ло у них ни гне­ва, ни за­ви­сти, ни нена­ви­сти, ни пре­зре­ния, ни­че­го та­ко­го, что не бы­ло бы угод­но Бо­гу. Од­но по­сто­ян­ное бы­ло у них де­ло – бо­го­мыс­лие и мо­лит­ва, а по­пе­че­ние и тру­ды для нужд те­ла они счи­та­ли неваж­ны­ми по­де­лья­ми, а не са­мым де­лом.

До­жив до пре­клон­ных лет, Еми­лия при­бли­зи­лась к кон­чине. Узнав, что она на­хо­дит­ся на смерт­ном од­ре, к ней в оби­тель при­шел ее млад­ший сын Петр и вме­сте со свя­той Мак­ри­ной стал уха­жи­вать за ма­те­рью во вре­мя ее бо­лез­ни. При са­мом же раз­лу­че­нии с те­лом у по­сте­ли уми­ра­ю­щей с обе­их сто­рон си­де­ли Мак­ри­на и Петр и на­зы­ва­ли по име­нам осталь­ных бра­тьев и се­стер, а она всем, как со­кро­ви­ще, остав­ля­ла свое ма­те­рин­ское бла­го­сло­ве­ние. По­том, по­ло­жив од­ну ру­ку на Мак­ри­ну, а дру­гую на Пет­ра, она ска­за­ла, об­ра­тив­шись к Гос­по­ду:

– Те­бе, Гос­по­ди, от­даю на­ча­ток и де­ся­ти­ну от пло­дов мо­е­го чре­ва: на­ча­ток – эта пер­во­рож­ден­ная дочь, де­ся­ти­на – этот по­след­ний сын! Ты в Вет­хом За­ве­те по­ве­лел при­но­сить Те­бе на­ча­ток и де­ся­ти­ну пло­дов: пусть Те­бе бу­дут они бла­го­при­ят­ной жерт­вой и пусть сни­зой­дет на них Твоя свя­ты­ня!

С эти­ми сло­ва­ми она скон­ча­лась. Ей бы­ло то­гда 73 го­да.

← Мученик Василий Анкирский, Кесарийский Святитель Афанасий (Вольховский), Полтавский, чудотворец, епископ →

Иконография

Иконописцы увековечили образ Эмилии, изобразив ее на церковных иконах. Праведница при жизни снискала любовь и уважение соотечественников. Эту женщину почитали как мать пятерых христиан, посвятивших свою жизнь служению Господу Богу. После смерти ее канонизировали и стали рисовать на иконах.

Эмилию изображают в одиночку или в окружении ее пятерых благочестивых детей. Праведницу рисуют в хитоне с синим мафорием на голове. Взрослых сыновей и дочерей этой святой женщины изображают в монашеской или епископской одежде. Праведница в одной руке держит свиток с Христовыми заповедями, а другой — благословляет христиан. На некоторых иконах изображают святую с крестом в руке.

Святейший образ праведницы и ее сына Василия Великого можно увидеть в храме Трех Святителей, находящемся при гимназии греко-латинского кабинета Щичалина. Икона святой есть в Голенищеве, в церкви Живоначальной Троицы.

Профессия и бизнес

Эмилия обладает прекрасными способностями логического анализа, имеет развитую интуицию. Поэтому идеальными для нее могут стать профессии работника милиции, налоговой службы, таможни. Из нее получается замечательный медработник или дипломат. Она ответственный специалист, владеет приемами ораторского искусства. Врожденное чувство прекрасного, личностный творческий подход к делу позволяют ей также проявить себя в роли дизайнера, модельера, стилиста.

Женщина с этим именем может быть успешна в бизнесе, удача зачастую на ее стороне. Но больших денег заработать не получается из-за чрезмерной щедрости.

Подходящие профессии

Благодаря качествам своего характера может стать успешным:

  • полицейским;
  • сотрудником налоговой;
  • юристом;
  • дизайнером;
  • стилистом;
  • музыкантом.

Текст молитвы

Святейшую женщину, подарившую миру пятерых детей-христиан, канонизированных в лике святых, современные родители молят о помощи в воспитании своих сыновей и дочерей. К праведнице обращаются матери, у которых серьезные проблемы с детьми. Эмилия помогает каждой женщине воспитать ребенка в соответствии с заповедями Божьими.

Верующие просят праведницу помолиться Господу Богу за спасение их души. Христиане обращаются к святой с молитвами, когда в семье беда или кто-то из родных болеет. Женщины, носящие имя Эмилия, считают праведницу своей покровительницей.

Молитва первая

Угодница Божия Емилия, поминай в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.

Характеристика имени по буквам

Э – ораторские задатки, умение убеждать, способность быстро и легко достигать поставленной цели. Обладатель имени с этой буквой любознателен, имеет эстетический вкус. Это яркий, обаятельный человек. Наделен хитростью, изворотливостью. Умеет страстно любить. Ищет партнера, способного поддерживать его стремления. В браке сохраняет верность спутнику жизни. Буква «Э» в начале имени наделяет его носителя утонченностью, общительностью, умением видеть людей насквозь.

М – внутренняя сила, умение решать сложные задачи, любознательность и стремление все попробовать на своем опыте. Носитель имени с этой буквой любит планировать будущее. Это отзывчивый, заботливый человек. Умеет учитывать чужие интересы. В любви готов жертвовать собой.

И – богатая фантазия, проницательность, живой ум, практичность, внимательности к деталям. Носитель имени с этой буквой стремится к гармонии с собой и окружающим миром. Обладает хорошим чувством юмора, наделен чувствительностью, добротой и мягкостью. Это честный и прямолинейный человек. В любви романтичен, долго ищет свой идеал. Повтор буквы в имени свидетельствует об одаренности человека, внутренней потребности в духовности.

Л – эстетический взгляд на вещи, творческие способности. Такой человек интересен в общении, умеет располагать к себе, уступать и подстраиваться под других людей. Обожает сюрпризы и нестандартные ситуации. Умеет любить, хранит верность избраннику. Желает делиться знаниями, эмоциями и ощущениями со второй половинкой. Сильно привязан к родным людям.

Зарождение семьи

С чего начинается чадородие? Прежде всего с зарождения семьи — союза между мужчиной и женщиной.

Создание семьи: Адам и Ева

Первая семья появилась в раю.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:27—28).

Сотворение первой женщины

Первая женщина была создана после сотворения мужчины, чтобы стать помощницей соответственной ему. Она была создана из ребра, и являлась плотью от плоти мужа, Адама. Сам Адам, увидев женщину, нарекает её женою. Муж и жена прилепляются друг ко другу и становятся одною плотью:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа . Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2).

Муж и жена не стыдятся друг друга, если в основе их отношений лежит — целомудрие.

После грехопадения природа человека меняется, появляется субординация в семье. Теперь муж — глава четы, господин для своей супруги. В основе спасения мужа отныне лежит труд — возделывать землю и заботиться о своей семье. Жене же средством спасения и очищения души полагается иной труд — скорбь плоти во время беременности и родов.

Жене сказал : умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16).

Услышав такие слова Господа, Адам понимает, что с сего момента в женщине сокрыта великая сила, приходящая к ней через боль и труд — даровать жизнь другому человеку, потому называет её именем Ева, что значит, жизнь.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3:20).

После рождения своего первенца сама Ева осознает, что её дитя — это дар Божий:

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила… и сказала: приобрела я человека от Господа (Быт. 4:1).

Адам и Ева прожили вместе в покаянии и трудах более девятисот лет и родили сынов и дочерей. И от них пошел весь род человеческий.

Начало семьи: Первая брачная ночь. Товия и Сарра

От отношения супругов друг ко другу зависит весь семейный строй. К супружеству, освященному целомудрием, благоволит Господь.

Ветхозаветная героиня Сарра семь раз выходила замуж, но каждый раз в первую брачную ночь, прежде нежели супругам познать друг друга, демон забирал душу её нового мужа. Сама же Сарра сокрушалась о злом роке в своей судьбе и отчаялась создать добрый союз.

Видя её чистое сердце, Господь устрояет её путь. Товия, сын Товита, наученный Ангелом Божиим, решается взять замуж Сарру. Товия уповает на помощь Божию и Его милость и, оставшись с молодой женою наедине, он вместе с ней обращается к Богу с молитвой:

Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою- жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь (Товит, гл. 8)

Сарра становится верной женой Товии, и демон оставляет её. Некоторые богословы считают, что демон, убивающий её супругов, был демон похоти, ибо Сарра была прекрасна собой. Совместная же молитва Товии и Сарры в первую брачную ночь помогла им одолеть демона и стать настоящей семьей, где жена не является лишь объектом вожделения мужа, но его помощницей и соработницей на пути к Господу. И Сам Господь благословляет их союз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]