СОВРЕМЕННЫЕ И ДРЕВНИЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВЕЛИКОЙ ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ!


СОВРЕМЕННЫЕ И ДРЕВНИЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВЕЛИКОЙ ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ!

Анна Георгиевна,почитательница св.блаж.Матроны,рассказывает:»Умерла моя сестра Наталья,я ее похоронила,а на 40-ой день увидела сестру во сне,и она мне сказала:»Вот ты меня всегда ругала,что я много трачу времени,без конца записываю умерших,записываю знакомых и незнакомых.А когда я проходила мытарства,я прошла их как стрела.Отовсюду неслись вопли:»Господи,помилуй Наталию,она нас поминала!»

В жизни насельника Псково-Печерской Лавры схиигум.Саввы(Остапенко) (+1984) в его молодости такой случай : он читал Псалтирь по усопшим и как-то раз заснул.И видит во сне,что смотрит в окно,там много людей разного возраста,радуются,руками машут,приветствуют.Тут он понял,что это умершие,которые благодарят его за чтение Псалтири по усопшим.

Св.ап.Павел «..Исполняйтесь Духом,назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Эф. 5,19-20)

МАРКЕЛ — пресвитер скитский из Лавры Келий Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не безпокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу: по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 3), также: не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене (Пс. 50, 13); не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене (Пс. 70, 9). С другой стороны, проклинаем демонов: да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его (Пс. 67, 2); равным образом: расточи языки, хотящыя бранем (Пс. 67, 31), или: видех нечестиваго, превозносящася и высящася, яко кедры ливанския, и мимо идох, и се не бе, и взысках, и не обретеся место его (Пс. 36, 35-36); — еще: мечь их да внидет в сердца их (Пс. 36, 15) — или также: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет (Пс. 7, 16-17).

Преподобный Арсений Великий Один инок спросил преподобного,что ему делать,когда он,читая псалмы,не понимает их значения.Святой ответил,что следует продолжать чтение,потому что «бесы понимают и бегут».

Преподобный Ефрем Сирин: Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. Псалом — радость боголюбцев: он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами. Псалом делает светлыми праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца источает слезы. Псалом — дело Ангелов, Небесное жительство, духовное кадило. Псалом — просвещение душ, освящение тел. Псалом — привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, приличное убранство женщинам. Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями и душу делают более мужественною к вожделению Небесных благ.

Святитель Иоанн Златоуст: Кто поет псалмы, тот, хотя [бы] был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и, хотя обременен был безчисленными пороками и одержим унынием — услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу. Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, — (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих… Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные помыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь.

Святитель Василий Великий: Книга псалмов … есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может по

История составления и поэзия Псалтири

Псалтирион, по-гречески, — струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения, получившие отсюда название псалмов, а сборник их стал называться Псалтирью. В одну книгу псалмы были объединены в V веке до Рождества Христова. Эта книга в ее еврейском оригинале представляет собой собрание гимнов религиозно-лирического содержания и настроения, которые исполнялись при богослужении в древнем Иерусалимском храме в эпоху государственной самостоятельности Иудейского царства. Поэтому они получили необыкновенно широкое распространение как в дохристианскую эпоху, так и особенно во время раннего христианства. Псалтирь была переведена на славянский язык с греческого в первоначальный период развития письменности на Руси святыми Кириллом и Мефодием — ведь без ее текста невозможно было совершать ни одной церковной службы. Поскольку еще в раннехристианскую эпоху Псалтирь удовлетворяла различным потребностям, существовали редакции этой книги, зависящие от ее практического назначения. Так возникли основные типы псалтирных текстов: Псалтирь следованная (или «с восследованием»), применявшаяся при церковном служении, и Псалтирь толковая (с толкованиями текста, составленными Афанасием Александрийским, Феодоритом Киррским и другими раннехристианскими авторами). В первой половине XVI в. в Москве был сделан новый перевод с греческого языка толковой Псалтири Максимом Греком (Триволисом). Тексты 150 псалмов, составляющих Псалтирь, были переведены с еврейского языка на греческий вместе с другими частями Септуагинты (перевод книг Ветхого Завета семьюдесятью толковниками). К ним был прибавлен дополнительно 151-й псалом, раскрывающий жизнь Давида, царя и поэта, именем которого надписана значительная часть псалмов. Несмотря на то, что они известны под именем Давидовых, нет указаний на то, что все они принадлежат царю и пророку. Святитель Афанасий Великий считает, что в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Давидом были избраны четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им. Поэтому, как видно из надписаний, встречаются псалмы этих четырех начальников. Таким образом, когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; это значит, что они и воспевают псалом. Когда сказано: псалом Асафов или Идифумов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом или Идифумом. Если говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, это значит, что другими изрекается о Давиде. В Псалтири из 150 псалмов часть относится к Спасителю — Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология — учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит — Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в прообразовательном смысле. Первые говорят о грядущем Мессии — Господе Иисусе Христе. Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь.

Уже в раннехристианскую эпоху греческий перевод Псалтири лег в основу христианской литургии и гимнологии. В составе так называемых «вседневных» служб (полунощницы, утрени, часов, вечерни и повечерия) используется около 50 отдельных псалмов. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов — кафизм (кафисм), от греч. «кафизо» — «сижу», каждая из которых делится на три «Славы», или статии.

Заказать чтение Неусыпаемой псалтири в Иерусалиме

Псалмы насыщены подлинным поэтическим чувством, сохраненным и в их славянском переводе. Они служили источником вдохновения для всех без исключения русских авторов вплоть до XVIII в. — от митрополита Илариона и авторов «Повести временных лет» до Ломоносова и Державина, да и в XIX — XX вв. отзвуки поэзии псалмов слышатся в стихах и Пушкина, и Лермонтова, и Языкова, и Федора Глинки, и Бунина. Сущность поэтического строя псалмов — смысловой и синтаксический параллелизм (прямой или обратный) каждого составляющего их стиха. Эта поэтическая структура легла в основу всей древневосточной поэзии, а затем стала ведущей и в византийской гимнологии, и в славяно-русской оригинальной поэзии. Псалтирь служила не только богослужебной книгой, но и главным учебником. По ней до XIX в. включительно учили читать и писать, что хорошо известно и что лишний раз доказывают недавно найденные грамоты на бересте: одна из них принадлежит новгородскому мальчику Онфиму, учившемуся в XIII в. и выписавшему на бересту текст службы «великого повечерия». Все это неизменно поддерживало популярность Псалтири в средневековом обществе, и поэтому количество древних рукописей Псалтири значительно больше, чем всех остальных текстов, и уступает только спискам Евангелия.

Вопрос 11. Грешники связывают праведника

Пс. 118:61 Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых.

Ужя значит узы. Узы грешников cвязали меня, – и закона Твоего я не забыл

Афанасий великий спрашивает:

Какие же это были ужя? Не лукавые ли помыслы, которыми намеревались низринуть меня с предстояния по Богу?

А вот как объясняет Феодорит:

Козни или демонов, или людей, Пророк назвал ужами, поводом к сему образу речи взяв затягиваемый узел. Так сказал и Исаия: горе привлачающим грехи свои, яко ужем долгим (Ис.5:18). Когда сии ужя, говорит Пророк, крепко были на мне затянуты, не оставлял я памятования о Божием законе. Потом объясняет и причину памятования.

Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (В полночь я вставал прославлять Тебя за праведные суды Твои).

потому что не днем только, но и ночью, даже в самую полночь, когда наипаче великое наслаждение приносит людям сон, не преставал я песнословить Тебя, и восхвалять правдивыя Твои определения. Так и божественный Апостол, вместе с Силою, когда, после биения и бичевания, ноги их забиты были в кладе, с молитвою срастворяли песнопение, и пожали плод добраго бдения; потому что сподобились Божиих щедрот (Деян.16:24).

Вопрос 2. Молитва унывающего нищего

Пс. 101:2 Воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое

Воньже – в который. Здесь соединены в одно слово предлог в, местоимение оный или он и частица же.

Вот начало этого псалма : Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя.

У этого псалма есть заглавие (или «надписание»): Молитва нищего, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое.

Св. Феодорит Кирский считает, что нищий – это каждый из нас:

всякий человек, который борется с бедствием и испрашивает себе Божией помощи; потому что нищим Пророк называет имеющаго нужду в Божием о нем промышлении.

Св. Афанасий Великий: нищий – это все пророки Божие, которые печалятся о гибельной судьбе народа. Пророк «приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен».

В псалме есть пророчество о том, что язычники будут призваны в Церковь Христову и о спасении человечества благодаря пришествию Христа:

И убоятся народы имени Господня и все цари земные – славы Твоей, ибо построит Господь Сион и явится во славе Своей. Он призрел на молитву смиренных и не пренебрёг молением их. ибо склонился Он с высоты святой Своей, Господь с небес на землю призрел, чтобы услышать стенания узников, освободить сыновей умерщвлённых, возвестить на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе, и цари – для служения Господу.

Вопрос 5. Человек предполагает, а Бог…

Пс.32:10 Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей…

Советы языков это планы народов.

Св. Афанасий Великий приводит пример, как Бог отметает мысли:

Ибо безуспешными соделал злоумышления всех иудеев, воскреснув в третий день.

Феодорит Кирский считает, что этот стих относится одновременно к победе евреев над ассирийцами в древности и к успешной проповеди Евангелия апостолами, несмотря на попытки язычников им помешать.

Вопрос 9. Клевета врагов

Пс. 70:11 Бог оставил есть его, пожените и имите его яко несть избавляя.

В псалме эти слова говорят враги: Ибо сказали враги мои мне, и подстерегающие душу мою решили вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и cхватите его, ибо нет избавителя».

Св. Афанасий поясняет, что это неправда и клевета– такого быть не может, чтобы Бог не оставил:

Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою. Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его?

Вопрос 6. Изучение заповедей

Пс. 118:15 В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя.

Глумиться – значит рассуждать о заповедех, изучать их.

Это самый длинный псалом в книге – в нем 176 стихов.

Афанасий Великий:

В этом псалме пророк описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Просто рассуждать о заповедях недостаточно. Св. Афанасий великий комментирует:

Не ограничусь только словесным изучением, но постараюсь уразуметь, как исполнить их, потому что не слышатели оправданий Божиих, но творцы их — праведны пред Богом. Ибо в таком случае человек никогда не забудет их.

Вопрос 7. Отмена праздников

Пс. 73:8 Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники.

Южики это родственники.

Тема этого псалма – бедствия еврейского народа после того, как ассирийцы захватили Иерусалим и разрушили храм. Все очень плохо: везде враги, Бог оставил свой народ, земля опустошена, пророков больше нет. Язычники, разрушившие страну, решили вместе со своими близкими союзниками перестать соблюдать праздники Божии.

Сказала в сердце своём родня их вместе: «Придите, и прекратим все праздники Божии на земле».

Феодорит Кирский:

В великом между собою согласии устремившись на нас, имели они одну цель — разорить данный Тобою закон. Ибо под словом: праздники Пророк разумел житие согласное с законом. Отважились же на это, говорит он, не усматривая чудес, бывших при наших предках, и не будучи обличаемы пророчественною благодатию.

Вопрос 8. Солнце творение Создателя

Пс. 18:5 И Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь

Тещи – значит бежать.

Речь идет о солнце, которое как жених, выходит из брачного чертога и радостно пробегает свой путь по небу.

Этот псалом о славе Божией начинается так: Небеса проповедуют славу Божию, о творении рук Его возвещает небо.

Апостол Павел писал об этой проповеди природы, сотворенной Богом, в послании к римлянам (1:20):

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы.

Вопрос 1. Рога и копыта

Пс. 68:31 И угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти

Телец юн – это жертвенное животное с рогами и копытами.

Смысл: Богу угоднее молитва и благодарение, чем жертвоприношения.

Псалом 68 – это обращение Давида к Богу за помощью в условиях несправедливых гонений.

Св. Афанасий Великий предлагает понимать этот псалом как молитву, которую произносит Христос от лица всего человечества и в которой описаны Его смерть и бедствия иудеев после этого.

К пророческим стихам о Христе в этом псалме относятся:

Ст. 5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. – о преследовании Христа фарисеми и иудейскими начальниками.

Ст.10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; — об изгнании Христом торгующих из храма: Ин. 2:13-17.

Ст.22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. – Христу на кресте поднесли желчь и уксус: Мф. 27:34, 48.

Кроме того, пишет Афанасий, Давид изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заканчивается псалом :

Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти. Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи. Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]