Как справиться с блудной страстью: отвечают святые отцы


Советы от Святых отцов


Фото: Flickr.com
К счастью, многие пытаются бороться с блудными помыслами. Для того, чтобы помочь им, стоит обратиться к великому богатству православной Церкви – к духовному опыту Святых. Многие из них на собственном опыте испытали влияние блудных помыслов, но справились с ними, не загрязнив ни душу, ни тело грехом.

Преподобный Ефрем Сирин


Фото: Svoskres.ru
Ефрем Сирин советует при появлении похотливых мыслей вспомнить о Страшном Суде и участи грешников – вечной муке. Если же дать греху хотя бы один раз победить, появится привычка грешить. Хотя и поспешишь раскаяться в этом грехе, но совесть все равно будет мучить. Внешне это не будет проявляться, человек будет весел и спокоен, но душа уже не будет чиста, она всегда будет помнить о содеянном.

Поэтому преподобный советует быть строгим изначально ко всякому блудному желанию и не давать ему ни единого шанса. Помнить о душевных муках и всегда иметь в себе Бога — вот способ не дать победить в себе греху.

Преподобный Иоанн Кассиан


Фото: Azbyka.ru
Иоанн Кассиан говорил, что блудная страсть восстает в душе и в теле, то есть она двояка, наступает со всех сторон. Поэтому и бороться с ней надо двояко. И этим обоюдоострым оружием станет пост и молитва. Кроме этого, следует постоянно читать Святое Евангелие, заниматься физическим трудом и занимать себя работой. Но особо – смириться, не давать гордыне никакой возможности завладеть душой.

Игнатий Брянчанинов


Фото: Azbyka.ru
Владыка Игнатий Брянчанинов разъяснял природу греха блуда в том, что он имеет свойство соединять два тела в одно, хотя это и против Законов Божиих. И если сразу после этого греха раскаяться в нем, оставить блуд навечно, то он прощается сразу после исповеди. Но беда в том, что очищение тела и души от связи и заражения единением, идет очень долго и мучительно. Оба тела долго помнят то, что произошло между ними, пусть и не в мыслях, но на более тонком уровне. Поэтому в блудном грехе нужно не только раскаяться, но и длительное время выводить из себя память о нем, путем молитвы, поста и даже страдания.

Иоанн Лествичник


Фото: Elitsy.ru
Святой Иоанн Лествичник очень образно описал способы борьбы с блудом:

  • кто старается только воздерживаться от блуда, тот подобен человеку, старающемуся выплыть против течения, двигая только одной рукой;
  • кто трудом телесным, обливаясь потом, борется с блудом, тот уподобляется человеку, связавшему своего врага слабой веревкой;
  • кто борется с блудом с помощью воздержания и постоянного бдения за своими помыслами, тот подобен человеку, заковавшему врага в цепи;
  • кто вооружится смиренномудрием, кротостью и жаждой спасения, тот уподобится человеку, убившему врага и похоронившему его в песке.

Таким образом, борьба с блудными помыслами должна вестись не столько телесными методами, но, прежде всего, духовными.

Нил Синайский


Фото: Stsl.ru
Совершенно в духе нынешнего времени есть еще один совет — от Нила Синайского: колонна стоит на основании, так и блуд имеет под собой основание – пресыщение.

Именно пресыщение в современном мире и вызывает у людей желание испытать еще больше удовольствий, ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать.

Избавиться от пресыщения, обратить внимание на тех, кто беднее, слабее, кто нуждается в помощи – вот способ побороть в себе блудные помыслы. Делать добро и делиться, видеть страдания ближнего и облегчить их – вот способ забыть о грехе.

Василий Великий


Фото: Azbyka.ru
Один из основоположников нашей Церкви, богослов и писатель, обращается к женщинам с тем, чтобы они были осторожны в желании нравиться окружающим:

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе желание и внимание мужчин, даже не вступив с ними в телесную связь, уже предается блуду в своем сердце.

Как это важно для сегодняшних девушек, которые стали стремиться не столько одеться, сколько раздеться, чтобы вызывать у окружающих вожделение. А ведь за это им придется дать ответ на Страшном Суде, при чем не только за свой грех, но и за грех тех, у кого они вызвали желание прелюбодействовать и подтолкнули к греху. Не правда ли, это страшно?

Как справляться с блудными и плотскими похотями, если не замужем?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Как справляться с блудными и плотскими похотями, если не замужем?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! По учению святых отцов, грех начинается с так называемого «прилога». Прилог — это что-то, что дает повод ко греху (действию или греховной мысли). Поводов ко греху в мире масса, вопрос в том, ловитесь ли лично Вы на это или отражаете их от себя. Вернейшее средство отразить прилог — это молиться Богу о помощи, о том, чтобы Вас не зацепило и не повлекло к тем мыслям и поступкам, которые будут грехом или которые точно и явно ко греху приведут. И второе — не поддаваться мыслям и знать, как с них переключиться на что-то — другие мысли или активные действия (тут помогает физический труд).

Сама по себе такая жизнь тела не греховна, но, если она происходит в браке, когда муж и жена любят друг друга и соединяются в единое целое. Тогда это — источник радости и пространство для того, чтобы становиться ближе и в первую очередь ближе внутренне. Физическое во многом — это выражение внутреннего. И в браке, скажу я Вам, об этой стороне жизни не следует много думать — она не для мыслей, а чтобы ее проживать.

Когда человек не в браке, с такими мыслями справляться сложнее, потому что эти желания исходят и от собственного тела, они естественные. Что могу посоветовать?

Во-первых, твердо для самой себя понимать, что эти желания можно реализовать только в браке. Это убережет Вас от поступков, о которых придется после сожалеть. Далее — свести к минимуму все раздражители на эту тему — кино, картинки, разговоры, песни и так далее, чтобы Ваши мысли не вращались вокруг этой тему.

Когда приходит мысль — молитесь Богу, чтобы остановить ее до тех времен, когда вступите в брак. Прямо вот не давайте разыгрываться фантазии. Это может быть очень трудная борьба, но с божьей помощью возможная. А в отношениях — соблюдайте какую-то меру, дистанцию. И, если у Вас есть жених, с которым Вы идете ко браку, то предлагаю Вам с ним честно обсудить эту тему, (ведь он же будет мужем, самым близким Вашим человеком, так что с кем и говорить, как не с ним) и общаться так, чтобы не развивались эти желания — храните до брака дистанцию. Так вы и друг друга не будете мучить, и будет ясно, что дело не в холодности, а в разумном и христианском выборе. А если жениха пока нет — нужно жить, радоваться, заниматься спортом и иметь физическую активность, которая соответствует Вашему возрасту, и стараться, с помощью Божией, отложить эти стремления до времени, когда вступите в брак. А пока молиться Господу, Матери Божией и святым о том, чтобы брачный союз у Вас сложился самым лучшим образом и в самое благоприятное для этого время.

Храни Вас Бог!

|

Молитва от блудных помыслов

Вот Вам такой совет. Воздержаться надо от тяжелой мясной пищи, а как Вы хотели? Если Вы себя пресыщаете белковой пищей, питаетесь мясом, алкоголем запиваете, тогда понятно, что тянет куда-то. А когда будете себя ограничивать и есть легкую пищу, телевизор не будете смотреть, рекламу притягательную, где все очень вызывающее, очень красивые виды показывают. Все потихонечку пробуждается, капелька по капельке, а в итоге целый ручеек, потом этот ручеек в речку, и начинаются проблемы. Так что, для этого особый образ жизни нужно вести – вот такой рецепт. Других рецептов нет! Все равно будут мысли, все равно будет тяга, потому что так устроен человек, ничего не поделаешь.

Вопросы священнику

Кому и как молиться для избавления от блудных мыслей?
У женщин спасительницей во всех случаях является Богородица. Молится ей можно дома, но лучше сначала посетить храм, послушать утреннюю молебен и покаяться. Затем дома продолжить ежедневное чтение утреннего правила. Служители церкви говорят, что как только заметили появившийся в голове блудный или хульный помысел, отсекайте его Иисусовой молитвой.

Семейным людям сохранить лад в семье и верность своей половинке, поможет молитва Адриану и Наталье. Николай Чудотворец помогает сохранить любовь между супругами, найти свою суженную, оставаться чистым в помыслах и деяниях.

Всегда следует помнить, что любые нечистые помыслы, в том числе и блудные, идут от нечистого. Через них дьявол подчиняет себе людей. Молитва уберет негативную энергию, насланную слугами Люцифера, очистит душу и голову.

История возникновения греховных мыслей и соблазнов

Всем христианам известна история борьбы добра и зла, точнее войны ангелов под предводительством архангела Михаила с Дьяволом, желающим захватить власть над Богом. Битва небесных сил давно завершилась, Люцифера прогнали на землю. Но он не сдался и вместе со своими слугами продолжает искушать и соблазнять людей, с целью втянуть их в греховную жизнь и подчинить себе. Дьявол пытается свести на нет жертву Христа во имя людей, очищение их от грехов. И тогда мрак сможет поглотить мир.

Верующего человека нелегко сразу, в один миг, заставить грешить. Но Люцифер хитер и терпелив. Для него время не имеет значения. Он сначала соблазняет людей мыслями о наслаждении деньгами, чревоугодием, праздной жизнью, блудом. Затем постепенно помыслы переходят в деяния. Увидев красивую легкодоступную женщину, мужчина воспринимает это как свершение его желаний. Дама считает, что провести время в занятии любовью полезно для здоровья и это просто небольшое развлечение, не имеющее последствий.

Обычно блудные помыслы возникают на фоне других грехов. Например, чревоугодие. Набил полный живот, появилась слабость во всем теле, лень и желание вздремнуть. О работе и молитвах мыслей нет, только продолжить «наслаждаться жизнью». В пустой от мыслей голове появляются помыслы любовных утех и наслаждений. Женщина не о ком не заботиться, в душе Бога нет. Пустоту заполняют желания блаженства любовных утех.

  • ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ
  • КАК БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
  • ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
  • САМОЛЮБИЕ
  • УГОЖДЕНИЕ СТРАСТИ И ПОКОЙ ВО ВСЕМ (ПОСЛАБЛЕНИЕ)
  • ОСУЖДЕНИЕ
  • СМЕХОТВОРСТВО, СМЕХ БЕЗВРЕМЕННЫЙ
  • О блудной брани

    Один мудрый муж предложил мне страшный вопрос: «Какой грех, — сказал он, — после человекоубийства и отречения от Христа, есть тягчайший из всех?» И когда я отвечал: «Впасть в ересь», тогда он возразил: «Как же соборная церковь принимает еретиков и удостаивает их причащения Св. Таин, когда они искренно анафематствуют свою ересь, а соблудившего, хотя он и исповедал сей грех, и перестал делать его, принимая, отлучает на целые годы от Пречистых Таин, как повелевают апостольские правила?» Я поражен был недоумением; а недоумение это осталось недоумением и без разрешения. [15, 47]

    Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела; бесы же, по утверждению некоторых, ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакую страсть не любят так, как оскверняющую тело. [15, 35]

    Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу и не надейся на него, пока не предстанешь Христу. [15, 17]

    Змий сладострастия многообразен; не вкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали; а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем, часто случается и совсем противное этому. [15, 67]

    Сию мою, а, можно сказать, и не мою враждебную, но и любимую плоть Павел назвал смертью. Кто мя избавит

    , — говорит он, —
    от тела смерти сея
    (Рим. 7:24)? А Григорий Богослов называет ее страстной, рабской и ночной. Я хотел бы знать, почему сии святые мужи дают ей такие названия? Если плоть, как выше сказано, есть смерть, то победивший ее, конечно, никогда не умрет. Но кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти — осквернения плоти своей? [15, 31]

    Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба. [15, 18]

    Бесчеловечный наш враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив, и что Он скорое прощение подает сей страсти, как естественной. Но если станем наблюдать за коварством бесов, то найдем, что, по совершении греха, они представляют нам Бога праведным и неумолимым Судьею. Первое они говорят, чтобы вовлечь нас в грех, а второе — чтобы погрузить нас в отчаяние. [15, 33]

    Рассмотрим, не каждый ли из мысленных наших врагов, при ополчении их на нас, назначается исполнять свойственное ему поручение, как это бывает и в чувственном сражении; и это достойно удивления. Я наблюдал за искушаемыми, и видел падения одни других лютейшие: имеяй уши слышати, да слышит

    (Мф. 11:15)! [15, 28]

    Приметил я, что иногда блудодейственный волк усиливает болезни недугующих, и в самих болезнях производит движения и истечения. Ужасно было видеть, что плоть, среди лютых страданий, буйствует и неистовствует. И обратился я, и увидел лежащих на одре, которые в самом страдании утешаемы были действием Божественной благодати или чувством умиления; и сим утешением отражали болезненные ощущения, и в таком были расположении духа, что никогда не хотели избавиться от недуга. И еще обратился, и увидел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторою епитимиею, избавились от страсти душевной; и я прославил Бога, брение брением исцелившего. [26, 21]

    ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТИ

    Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят, ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено, но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство. Часто, помрачив ум, сего владыку, он побуждает и заставляет нас и пред людьми делать то, что одни только сумасшедшие делают. Когда же, спустя несколько времени, ум истрезвится, тогда мы стыдимся не только видевших наши бесчинные действия, но и самих себя, за непристойные наши поступки, разговоры и движения, и ужасаемся о прежнем нашем ослеплении; почему некоторые, рассуждая о сем, нередко отставали от этого зла. [15, 82]

    С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних. [15, 20]

    Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей. [9, 8]

    См. ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ, [14: 5, 17]

    Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены и умерли двоякою смертью. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся. [14, 18]

    Кто служит своему чреву и между тем хочет победить духа блуда, тот подобен угашающему пожар маслом. [14, 20]

    По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: «Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями. [14, 27]

    В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение, подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле, и смотрит на мертвые тела, как на бездушные камни. Страждущий сие делается как бы безумным и исступленным, будучи упоен всегдашним страстным желанием словесных и бессловесных существ, так что если бы не прекращались дни сей мучительной брани, то не могла бы спастись никакая душа, одеянная в сие брение, растворенное кровью и мокротами. Да и может ли быть иначе? Ибо все существующее по природе своей ненасытно желает сродного себе: кровь — крови, червь — червя и брение — брения; а потому и плоть сия желает плоти, хотя понудители естества и желатели Царства Небесного и покушаются прельщать сию прелестницу различными ухищрениями. Блаженны не испытавшие вышеописанной брани. Итак, будем молиться, да избавит Он нас навсегда от такого искушения. Поползнувшиеся и падшие в сей ров далече отстоят от восходящих и нисходящих по оной лествице Ангелов; и к такому восхождению, после падения, потребны для них многие поты со строжайшим пощением. [15, 27]

    Услышим и о другом коварстве наших врагов. Как снеди, вредные для тела, по некотором времени, или день спустя, производят в нас болезнь, так весьма часто действуют и причины, оскверняющие душу. Видел я наслаждающихся и не вдруг боримых; видел, что некоторые едят и пребывают с женщинами, и в то время не имеют никакого худого помышления; но когда они обольстились самонадеянностью и возмечтали, что имеют мир и утверждение, то внезапно подвергались погибели в своей келии; а какая это погибель, телесная и душевная, которой человек может подвергаться один, знает тот, кто находился в сем искушении, а кто не был искушен, тому и знать не надобно. [15, 56]

    Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями. [26, 103]

    КАК БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ

    Кто хочет бороться со своею плотью и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить. [15, 25]

    Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества. [15, 24]

    Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем. [4, 85]

    Видал я, что ненависть расторгала долговременные узы блудной любви, а потом памятозлобие чудным образом не попускало им вновь соединиться. Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия. [9, 7]

    Если бывает разжжение плоти, то должно укрощать ее воздержанием, во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет (чего, впрочем, не надеюсь дождаться прежде смерти) тогда можно скрывать пред другими свое воздержание. [14, 10]

    Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем, то утесняй чрево свое, ибо угождая ему и расширяя его, ты отвергаешься своих обетов. Но внимай и услышишь говорящего: пространен и широк путь чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие идут по нему, но узки врата, тесен путь воздержания, вводящий в жизнь чистоты, и немногие входят им

    (Мф. 7:14). [14, 29]

    Богопротивный Евагрий воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей, но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных, как во многих своих мнениях, так и в следующем. Он говорит: «Когда душа наша желает различных снедей, тогда должно изнурять ее хлебом и водою». Предписывать это то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы. Итак, скажем в опровержение сего правила: если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому против хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности, и чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Вникнем, и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движения похоти. [14, 12]

    Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одною рукою. Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы. [15, 40]

    Возлегши на постель, мы наиболее должны бодрствовать и трезвиться, потому что тогда ум наш один без тела борется с бесами, и если он бывает сластолюбив или исполнен сладострастных мечтаний, то охотно делается предателем. [15, 52]

    Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний, ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих. [15, 55]

    Сей бес тщательнее всех других наблюдает времена, какие удобнее для уловления нас; и когда видит, что мы не можем помолиться против него телесно, тогда сей нечистый в особенности старается нападать на нас. [15, 79]

    Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения, например: распростертие рук, биение в грудь, умиленное взирание на небо, глубокие воздыхания и частое преклонение колен. Но как часто случается, что они в присутствии других людей не могут сего делать, то бесы и стараются тогда на них нападать; а так как они еще не в силах противиться им мужеством ума и невидимою силою молитвы, то, может быть, по нужде и уступают борющим их. В таком случае, если можно, скорее отойди от людей, скройся на малое время в тайное место и там воззри на небо, если можешь, душевным оком, а если нет, то хоть телесным; простри крестовидно руки, и держи их неподвижно, чтобы и сим образом посрамить и победить мысленного Амалика. Возопий к Могущему спасти, и возопий не красноречивыми словами, но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: помилуй мя, яко немощен есмь

    (Пс. 6:3). Тогда опытом познаешь силу Всевышнего, и невидимою помощью, невидимо, обратишь в бегство невидимых (врагов). Кто обучился таким образом с ними бороться, тот вскоре начнет и одною душою отгонять сих врагов; ибо Господь дает делателям сие второе дарование в награду за первые подвиги. И справедливо! [15, 80]

    Как земному царю мерзок, кто, предстоя ему, отвращает от него лицо и со врагами владыки своего беседует, так и Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и приемлющий нечистые помыслы. [28, 54]

    Пса сего, приходящего к тебе, отгоняй оружием молитвы, и сколько бы он ни продолжал бесстыдствовать, не уступай ему. [28, 55]

    Остерегайся без разбора молиться о женском поле, чтоб с десной стороны не быть окрадену. [28, 57]

    Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе. [28, 58]

    Чего глаза не видели, того и гортань, по одному слуху, не сильно желает вкушать, так и чистые телом получают от своего неведения большое облегчение в духовной брани. [26, 217]

    ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ

    Будучи в искушении, я ощутил, что сей волк хочет обольстить меня, производя в душе моей бессловесную радость, слезы и утешение; и по младенчеству своему я думал, что я получил плод благодати, а не тщету и прелесть. [15, 42]

    Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы. [15, 46]

    Просвещеннейшие и рассудительнейшие из отцов приметили еще иной помысел, который утонченнее всех вышепоказанных. Его называют набегом мысли; и он проходит в душе столь быстро, что без времени, без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть. В плотской брани между духами злобы ни одного нет быстрее и неприметнее сего. Он одним тонким воспоминанием, без сочетания, без продолжения времени, неизъяснимым, а в некоторых даже неведомым образом, вдруг является своим присутствием в душе. Кто плачем успел постигнуть такую тонкость помысла, тот может нас научить: каким образом, одним оком, и простым взглядом, и осязанием руки, и слышанием песни, без всякой мысли и помысла душа может любодействовать страстно. [15, 74]

    Между страстными бывает один страстнее другого; и некоторые самые скверны свои исповедают со сладострастием и услаждением. Нечистые и постыдные помышления обыкновенно рождаются в сердце от беса блуда, сего сердцеобольстителя; но их исцеляет воздержание и вменение их ни во что. [15, 85]

    Отвращайся от сего супостата, когда он, по сделании тобою вышеописанных поступков, возбраняет тебе молиться, упражняться в благочестивых делах и пребывать в бдении; и поминай Того, Который сказал: зане творит ми труды душа сия, мучимая порочными навыками, сотворю отмщение ея от врагов ея

    (Лук. 18:5). [15, 83]

    Каким образом и способом связать мне плоть свою, сего друга моего, и судить ее по примеру прочих страстей? Не знаю. Прежде, нежели успею связать ее, она уже разрешается; прежде, нежели стану судить ее, примиряюсь с нею; и прежде, нежели начну мучить, преклоняюсь к ней жалостью. Как мне возненавидеть ту, которую я по естеству привык любить? Как освобожусь от той, с которой я связан навеки? Как умертвить ту, которая должна воскреснуть со мною? Как сделать нетленною ту, которая получила тленное естество? Какие благословные доказательства представлю той, которая может противоположить мне столько естественных возражений? Если свяжу ее постом, то, осудив ближнего, снова предаюсь ей; если, перестав осуждать других, побеждаю ее, то, вознесшись сердцем, опять бываю ею низлагаем. Она и друг мой, она и враг мой, она помощница моя, она же и соперница моя: моя заступница и предательница. Когда я угождаю ей, она вооружается против меня. Изнуряю ли ее, изнемогает. Успокаиваю ли ее, бесчинствует. Обременяю ли, не терпит. Если я опечалю ее, то сам крайне буду бедствовать. Если поражу ее, то не с кем будет приобретать добродетели. И отвращаюсь от нее, и объемлю ее. Какое это во мне таинство? Каким образом составилось во мне это соединение противоположностей? Как я сам себе и враг и друг? Скажи мне, супруга моя — естество мое; ибо я не хочу никого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается; скажи мне, как могу я пребывать не уязвляем тобою? Как могу избежать естественной беды, когда я обещался Христу вести с тобою всегдашнюю брань? Как могу я победить твое мучительство, когда я добровольно решился быть твоим понудителем? Она же, отвечая душе своей, говорит: «Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь, но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего — самолюбие. Внешние разжжения происходят от угождения мне и от чрезмерного во всем покоя, а внутренние — от прежде бывшего покоя и от сладострастных дел. Зачавши, я рождаю падения; они же, родившись, сами рождают смерть отчаянием. Если явственно познаешь глубокую мою и твою немощь; то тем свяжешь мои руки. Если гортань умучишь воздержанием; то свяжешь мои ноги, чтобы они не шли вперед. Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову. [15, 86]

    САМОЛЮБИЕ

    См. выше [15, 86]

    УГОЖДЕНИЕ СТРАСТИ И ПОКОЙ ВО ВСЕМ (ПОСЛАБЛЕНИЕ)

    Как сражающийся со львом, если отвратит от него взор свой, тотчас погибает, так и борющийся с плотию своею, если ее упокоит. [26, 226]

    Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. [14, 6]

    См. выше [15, 86].

    ОСУЖДЕНИЕ

    При осуждении других и возношении весь подвиг против плоти бывает тщетен. [15, 86]

    См. ГОРДОСТЬ. [10, 9]; [23, 51]; [10: 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16].
    Хула
    См. ГОРДОСТЬ. [23: 39, 42, 44, 45, 48]; [23, 34].

    СМЕХОТВОРСТВО, СМЕХ БЕЗВРЕМЕННЫЙ

    См. ТЩЕСЛАВИЕ. [7, 14]

    Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех. [7, 8]

    Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения, и повелевай смеху: иди, и идет

    ; и плачу сладкому:
    прииди, и приходит
    ; и телу, сему рабу и мучителю нашему:
    сотвори сие, и сотворит
    (Мф. 8:9). [7, 39]

    Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом. Отыми грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам, ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь. У Адама прежде преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда грех упразднится; ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Исайи 35:10). [7, 45]

    См. ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ. [12: 4, 5].

    Оглавление

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]