«Помилуй меня, Боже»: когда и как читать псалом 50

Пророк Давид из пророческого чина.Ок. 1654 г. 89 × 68 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Что «даёт» псалом 50 человеку, который его регулярно читает? Что значат фразы: «по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» и «избави мя от кровей»; что такое иссоп, которым молящийся просит окропить его? Всё духовно важное, любопытное и странное, содержащееся в тексте псалма, протоиерей Георгий Городенцев растолковал построчно и доходчиво.

Кто и когда написал псалом 50

Сей псалом написал пророк и псалмопевец Давид в дни, когда он уже утвердился на престоле Израильского царства. В это время те скорби, которые он имел ранее от царя Саула, отошли в прошлое. И Давид теперь уже сам царь, по-видимому, расслабился в своей духовной жизни. Поэтому, когда он однажды, взойдя на кровлю своего иерусалимского дворца, увидел купающуюся обнаженную женщину, то вместо того, чтобы отвести взгляд и изгнать из сердца блудный помысл, он отправил к ней гонца. И даже узнав, что она замужем за его же военачальником Урией, он все равно не оставил своего блудного замысла, который перерос в прелюбодеяние с Вирсавией (так звали эту женщину).

Давид и Вирсавия. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.

От этого она зачала ребенка, и Давид, чтобы скрыть свой грех, вызвал в Иерусалим Урию. Который до этого, как военачальник, сражался на границах царства с иноплеменниками. Однако тот, как настоящий воин, не захотел во время войны иметь отношения с женой.

А Давиду не удалось так скрыть свое прелюбодеяние. К которому он присовокупил еще более тяжкий грех, приказав поставить вернувшегося на войну Урию в самом опасном месте, а затем отступить, оставив его одного против целой армии врагов. И так Урия героически погиб на поле боя, а столь праведный ранее Давид присовокупил к тяжкому греху прелюбодейства еще более тяжкий грех убийства!

За это его обличил, посланный Богом, пророк Нафан. Сначала приточно, рассказав о том, что в одном городе жили два человека: богатый и бедный. Первый имел множество стад овец и прочих домашних животных, а второй – лишь одну маленькую овечку, которую очень любил, и она была ему как дочь. Но когда к богачу пришел странник, то на обед он приказал заколоть не овцу из своего стада, а овечку бедняка.

Пророк Нафан обличает Давида. Парижская Псалтырь

И когда возмущённый этой несправедливостью царь воскликнул, что этот богач достоин смерти, Нафан сказал ему:

«Ты – тот человек».

И произнес перед ним страшное пророчество от Господа:

«Вот что говорит Господь, Бог Израиля: «Я помазал тебя царем над Израилем и избавил тебя от руки Саула. Я отдал тебе дом твоего господина и жен твоего господина отдал в твои объятия. Я отдал тебе дом Израиля и Иуды. И если бы всего этого было слишком мало, Я дал бы тебе еще больше. Почему ты пренебрег словом Господа, сделав зло в Его глазах? Ты поразил хетта Урию мечом и взял его жену себе в жены. Ты убил его мечом аммонитян. Поэтому меч никогда не отступит от твоего дома, так как ты пренебрег Мной и взял себе в жены жену хетта Урии»

(2 Цар.12: 7-10).

О том, когда читать и чем помогает псалом 50

Если душа плачет, ее обуревает полное смятение, тяжесть, грехи давят, то стоит начать читать псалом 50. Священный текст не такой большой: он состоит из 12 предложений, в каждом из которых есть своя догмата, смысл необходимо понимать с первых строк, проникнуться им и искренне верить в написанные слова. После читки проходит тревога, в голову перестают лезть нехорошие мысли, становится легко и хорошо. Такое покаяние перед Богом необходимо, чтобы полностью очиститься.

Неважно, какой именно грех давит вашу душу – в любом случае, псалом 50 может «вылечить» и «исцелить». Верующие должны знать, что если сам Господь Бог простит им все грехи, то в сердце поселится надежда на лучшее. Что за грех должен быть на душе, чтобы прибегнуть верующему к данной молитве? Это может быть как незначительный поступок, за которое сильно болит сердце, так и ужасное деяние. Например, от вранья до гордыни, от грубостей до воровства.

  • Читать Иисусову Молитву;
  • Текст молитвы Псалом 90;
  • Молитва Отче Наш — https://bogolub.info/otche-nash-molitva/.

Для каждого человека грех измеряется по-разному. Самое главное, чтобы каждый понимал для себя, что нагрешил и пора покаяться перед Господом, пока не поздно. Так же, псалом 50 обычно читается в церкви. Стоять желательно недалеко от алтаря, не подходя ни к каким иконам. Только потом можно отдельно подойти к тем образам, которым хочется поставить свечки. Обязательно креститесь и искренне читайте псалом 50.

Основная мысль чтения псалма 50 состоит в том, чтобы молиться перед Всевышним и искупать свой самый страшный грех. Это лучшая молитва о том, чтобы просить прощение перед господом, нравственность «реабилитироваться», понять истину и никогда не грешить.

К сожалению, сегодня люди относятся к вере не так трепетно как раньше, а значит – после каждого поминовения грешат еще больше. Вот почему необходимо читать псалом 50, чтобы хотя бы таким образом быть чистым перед Господом Богом, молить о том, чтобы Высшие Силы не только простили грешных людей, но и направили на истинный путь.

Почему называется покаянным

И в ответ на сие обличение и грозное пророчество святой царь Давид явил столь свойственное ему благочестие. Ведь вспомним из Священного Писания и Священного Предания, как поступали с такими обличителями нечестивые цари?! В лучшем случае грозивших им пророков они подвергали тяжким телесным наказаниям и сажали в темницы, а в худшем – казнили их.

Но не так поступил благочестивый царь Давид. Смиренно принял он это страшное пророчество. После него он в слезах, пепле и вретище раскаялся пред Богом. Плодом такого умиленного стихотворного раскаяния и был 50 псалом, именно тогда составленный псалмопевцем Давидом.

За это Бог умалил его наказание. Так он избежал того, что сам же невольно преднарёк себе, т.е. смерти. Но полностью это наказание его не избежало. Так умер его первый сын от Вирсавии, затем началась вражда между другими его сыновьями, причем один убил другого. Когда же Давид простил убийцу, то этот составил заговор против него и временно сверг его с престола. Впрочем, и этого мятежного сына вскорости постигла насильственная смерть.

Смерть Авессалома (немецкая миниатюра, 14 век)

Из этого мы, православные христиане можем научиться тому, что при искреннем покаянии пред Богом за наши даже тяжкие грехи, они нам прощаются и наказания за них в загробной жизни не будет. Как и у псалмопевца Давида, который ведь в свое время (в Воскресение Христово) вместе с другими ветхозаветными праведниками вошел в Царство Небесное.

Но наказание за эти тяжкие грехи на земле и после нашего покаяния полностью не отменяется, но лишь умаляется. Как это было и у царя Давида в его земной жизни

.

Еще один назидательный вывод мы можем сделать, наблюдая во всей этой библейской истории действие Промысла Божия, который всякому добру вспомоществует, а зло, бываемое чрез уклонение от добра, пресекает или направляет к благим последствиям. Господь не пресек грех Давида, например, поразив его болезнью или еще как. Но Он направил это грехопадение к благим последствиям уже хотя бы потому, что покаявшимся царем был составлен этот покаянный псалом в помощь всем кающимся. Да и премудрый Соломон родился Давиду от Вирсавии (ср.Мф.1: 6).

Лука Джордано. Суд царя Соломона, 17 в.

Основная тема

Искренне покаяние тяжко согрешившего, но осознавшего свой грех и раскаявшегося в нем, человека – это и есть основная тема данного псалма. Так Давид в свое некоторое оправдание ссылается на нашу общую, перешедшую от прародителей греховность, т.е. на первородный грех. Хотя и понимает, что на суде Божием ему оправдаться невозможно. Но основное свое упование и надежду согрешивший царь видит в милости Божией. Единственно чрез которую он и надеется получить прощение.

Особенности

Основная духовная особенность 50 псалма в том, что, будучи покаянным, он являет собой ту добродетель, которая в православной аскетике называется плачем. Это плачь об утерянной из-за греха благодати и возникшей из-за сего стены между грешным человеком и Богом…

Интересный факт

Поэтому духовно этот псалом навевает печаль, в отличие от подавляющего большинства псалмов, которые, наоборот, помогают победить печаль и уныние. Святые отцы и советуют читать Псалтирь при именно нападении сих последних страстей.

Только та печаль, которая таится в 50 псалме, коренным образом отличится от той, которая является страстью и с коей нам следует бороться. Ибо последняя есть печаль о мире, а первая — печаль о Боге. А как говорит апостол Павел:

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»

(2 Кор.7: 10).

Соответственно это духовное отличие 50 псалма от остальных внешне выглядит так, что, если использовать музыкальные понятия, он как бы звучит «в миноре», когда остальные псалмы – «в мажоре».

НАЗАД (На предыдущую страницу)

ПРЕДЫДУЩАЯ МОЛИТВА

СЛЕДУЮЩАЯ МОЛИТВА

Псалом 50-й, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедрота

– щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.
Наипаче
– особенно, более всего (
паче
– более).
Яко

здесь:
ибо, потому что.
Выну
– всегда, во всякое время, непрестанно.
Внегда судити Ти
– когда Ты судишь (
внегда
– когда).
Се бо
– вот, воистину (
се
вот;
бо
– ибо, потому что; в сочетании).
Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси
– неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне.
Иссоп
– трава, употреблявшаяся в качестве кропила.
Даси
– дай.
Кости смиренныя
– сокрушенные, разбитые (как это мы говорим о болезни или сильной усталости).
Созижди
– создай, сделай.
Утроба

здесь:
самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.
Устне
– губы, рот (двойственное число от
устна
– губа);
уста
– рот.
Аще бы
– если бы.
Убо

здесь:
воистину.
Всесожжение
, или
всесожигаемая
– жертва, при которой животное все без остатка сжигалось на жертвеннике.
Сион –
гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.

Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе – в том, что убил благочестивого Урию Хеттеянина, чтобы завладеть его женой Вирсавией (2 Цар. 11-12). Псалом выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании и указывает всем людям спасительный путь покаяния; потому-то он и читается часто в Церкви во время богослужения. Всем нам, виновным в тех или иных грехах, следует произносить его возможно чаще, вникая в каждое слово.

+ Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии милости могут очистить тяжкое беззаконие.

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) – но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.

Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (

в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид – царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; перед Божьей правдой обличается наше лукавство – наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.

Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.

Се бо истину возлюбил еси…

(обратите внимание на слово
еси
– оно указывает на 2-е лицо: вот,
Ты
возлюбил истину). Ты, господи, Сам есть Истина (
Я есмь путь и истина и жизнь
– Ин. 14, 6), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты Любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.

Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

– неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и через учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано
безвестная и тайная премудрости
Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.

Здесь – надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну. Святой Афанасий Великий видит в этом образе прикровенное изображение очищения в Таинствах Кровью Христовой – которая одна может очистить совершенно и соделать белее снега.

Слуху моему даси радость и веселие…

Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!

Возрадуются кости смиренныя.

Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя – тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).

Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти

– истреби из книги моей жизни.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты!

«Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстью, но и не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога».

Преподобный Симеон Новый Богослов

(Добротолюбие, т. 5)

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни – и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия;
Святым Духом всяка душа живится
по песнопению Церкви – мы молим, чтобы Он, Жизни Податель, не был отнят от нас.

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа.

«Умилосердись, Господь мой, над бедственным состоянием моим, в которое я ниспал, лишившись благодати Твоей, и снова водвори во мне благодать Твою. Духом Владычним

(Пс. 50, 14), духом силы Твоей укрепи меня, чтоб я мог противостать искушениям, наносимым от диавола, и искушениям, возникающим из падшего естества моего».

Преподобный Паисий Величковский

(Истолкование молитвы «Господи, помилуй». – «Добротолюбие», т. 5)

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого – я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, — говорит Господу Давид, избранник его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней:
да святится имя Твое
в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, — самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего…

Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей – более точный перевод слов псалма). Слова
Боже спасения моего
равнозначны словам
Боже Спасителю мой
– обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.

Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать и прославлять милости Твои.

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Жертва, которую возлюбил Ты,- это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод).
Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим,
— говорит Господь через пророка Исаию (66, 2).
Ср.
слова другого псалма:
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет
(Пс. 33, 19).

«Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет (своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно

».

Святитель Игнатий Брянчанинов

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да сожиждутся стены Иерусалимския.

Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, — это и будет нашим «всесожжением».

СЛЕДУЮЩАЯ МОЛИТВА

ПРЕДЫДУЩАЯ МОЛИТВА

НАЗАД (На предыдущую страницу)

Псалом 50 в православном и католическом богослужении

В православном богослужении – это самый часто употребляемый псалом. Он читается:

  • перед рядом канонов;
  • в чинопоследовании исповеди;
  • на утрени;
  • это один из трех псалмов третьего часа;
  • в качестве тайной молитвы читается священнослужителями на литургии перед Великим входом

Два стиха этого псалма также произносятся священником на Евхаристическом каноне.

В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1–4) читаются или поются:

  • во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы;
  • часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой;
  • поётся между первым и вторым библейским чтением;
  • отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды
  • в Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу

Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.

Построчное толкование 50-го псалма

Надписание 50-го псалма:

«В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве»

Смысл этого надписания понятен из вышесказанного. Обличенный пророков Нафаном в свои грехе, Давид и написал сей покаянный псалом.

1 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

Любой грешник, в том числе и царь Давид, не имеет в себе никакого оправдания. Но ему остается только надеяться на милость и щедроты Божии.

2 «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя».

Ибо только Бог может омыть наши беззакония и очистить наши грехи чрез наше покаяние.

3 «Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.

4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти».

Давид осознает свой грех и знает, что виноват в нем только он сам. Поэтому он не собирается оправдываться и судиться с Богом, как это делают многие нераскаянные грешники, не зная, что на таком суде их всегда победит Господь!

5 «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя».

Давид был рожден не от блуда, а от целомудренных родителей, состоящих в законном браке. Поэтому то беззаконие и грех, в котором он рожден, есть первородный грех, переданный от прародителей всем людям.

6 «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси».

Но несмотря на исконную греховность человека, в нем осталась любовь к истине. А Давид, как псалмопевец, тем более удостоился знать многие тайны Божии.

7 «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся».

Иссоп – это некое растение (какое именно – сейчас неизвестно), употребляемое в ветхозаветном богослужении. Обычно пучками сего растения, обмакнутыми в кровь жертвенных животных, в обряде освящения кропили или помазывали людей, а также священные предметы. Этого же в переносном смысле и просит Давид, прося Господа очистить его от греха и убелить этим более снега.

8 «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя».

Здесь речь идет о духовном слухе, т.е. чувстве освобождения от греха, которое дается всякому искренне покаявшемуся грешнику.

9 «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти».

Повторение предыдущих прошений. Повторять полезное всегда само по себе полезно.

10 «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Наши страсти гнездятся в сердце. Поэтому Давид просит Господа очистить его сердце от этих страстей, ибо это может сделать только Он. И этим человек может оправдать пред Богом, т.е. стяжать в себе «дух прав».

11 «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

Отвержение человека за грехи от лица Божия лишает такового отверженного благодати Духа Святого. Почему Давид и просит Господа не отнимать у него сию благодать. Учитывая, что он при этом написал сей благодатный псалом, можно понять, что Господь на лишил Его Своей благодати.

12 «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя».

Благодать Божия, пребывающая в человеке, — это залог его спасения. Она-то и делает его владыкой над страстями. Почему Давид и называет Святой Дух «Духом Владычным».

13 «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся».

Как псалмопевцу и царю, т.е. пастырю множества людей, сия благодать Святого Духа необходима Давиду не только для личного спасения, но и для приведения ко спасению и других, даже беззаконных и нечестивых.

14 «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей».

В буквальном смысле Давид просит Господа простить ему самый тяжкий его грех – беззаконное убийство (пролитие крови) Урии. В переносном смысле мы, христиане, все согрешаем пред Кровью Христовой, когда, причастившись свв.Таин, опять идем грешить. Поэтому, читая сей псалом, просим избавить нас от этого и наказания за это.

15 «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Приносящий покаяние Давид ощущает прощение Божие. Поэтому Его Самого и просит вложить в уста псалмопевца достойную хвалу.

16 «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши». 17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Давид понимает, что жертвы тельцов и козлив сами по себе не могут быть приятными Богу. Но, как говорит по этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов, есть только две жертвы, угодные Ему: крестная Жертва Сына Божия и сокрушенное и смиренное сердце кающегося человека.

18 «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. 19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

В буквальном смысле это означало действительное архитектурное и фортификационное созидание Иерусалима, который именно Давидом и отстраивался. А также будущее строительство Иерусалимского храма, где Богу приносилась ветхозаветная жертва.

Иерусалимский храм

В переносном смысле речь идет о будущем пребывании христианина в духовном Иерусалиме. И его вышеупомянутой жертве в виде духа сокрушенного и смиренного.

Псалом 50 — текст на русском, как правильно читать

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 50

Псалом 50 считается одним из самых часто употребляемых священных текстов из Псалтыри. Это своеобразная утренняя молитва, относящаяся к канонам к Богородице, К Ангелу-Хранителю, к Причащению. Смысл псалома 50 – сокрушение, покаяние о том, что когда-то был совершен грех. Это молитва о помиловании, о том, чтобы Господь Бог простил за все, что было сделано правильно и неправильно.

Как правильно читать

Читать надобно, как и любой псалом, не спеша, размеренно, внимая умом и сердцем читаемому. Особенностью 50-го псалма является то, что чтущий его должен при этом стараться испытывать сугубое покаянное чувство. Мы все грешники, только надобно эти свои грехи видеть и помнить. Тогда при данном чтении и будет раскаяние в них да покаяние!

О силе молитвы

При чтении 50-го псалма отгоняются бесы и на время утихают страсти. Но и, конечно, он весьма располагает нас грешных к покаянию, что само по себе очень ценно!

В каких случаях его читают

Когда он читается за богослужением, это было указано выше. Кроме этого, он есть в утренних молитвах на каждый день. Если же одолевают грехи, то можно его читать и гораздо чаще, чем один раз в день утром. Например, можно читать сорок раз.

Зачем читают 40 раз подряд

Потому что сорок считается в аскетике священным числом. Именно столько дней Господь, научая нас христианской аскезе, постился в пустыне. После чего это число, означающее полноту аскетического подвига, и вошло в наш молитвенный обиход.

В чем помогает чтение 50-го псалма

В аскетической брани с плотью, миром и диаволом, а также содействует нашему покаянию.

Примеры обращения и помощи

Любой приносящий истинное покаяние христианин приносит его так, как это написано в 50 псалме. Так и преподобная Мария Египетская, хотя была и неграмотная, но покаялась и спаслась, несомненно принеся в благоприятную жертву Богу свой «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно». Ну, а затем она, просвещенная Святым Духом в пустыне, знала Священное Писание наизусть и цитировала его, как заметил это старец Зосима. Очевидно, чтотак она знала и 50-й псалом, молясь с его помощью.

Святая преподобная Мария Египетская

Это же самое можно сказать и о всех православных подвижниках. Которые не только приносили покаяние по канонам 50-го псалма, но знали его наизусть и с помощью его молились.

Молитвенный опыт мирян, изменивший их жизнь

Таковыми были все святые, особенно те, кто от великих грехов перешел к еще более величайшей святости. Это не только преподобная Мария Египетская, но и покаявшиеся древние гонители христиан, сами затем ставшие христианами и мучениками. А первый из них Савл, ставший потом апостолом Павлом. Это и разбойники да блудницы, ставшие затем преподобными. И конечно же в их молитвенном обиходе на первом месте всегда стоял 50-й покаянный псалом!

Протоиерей Георгий Городенцев

Молитва

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззакониих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирeнныя.
Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица твоего и Духа твоего Святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасения твоего и духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путeм твоим, и нечестивии к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на алтарь твой телцы».

Современный перевод на русский (синодальный)

Меню

Псалом 50 на Викитеке

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Молитва

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега. Слуху моему доставишь радость и веселие: возрадуются кости смиренные.

Отврати лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисть. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего, и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) кровей, Боже, Боже спасения моего! Возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом 50 на русском:

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]