Влахернская церковь, Кузьминки. Расписание богослужений


Город Москва несомненно является одной из старейших столиц нашего мира. Его архитектура складывалась на протяжении почти целого тысячелетия.

Среди построек города можно встретить и современные постройки из стекла и бетона, и памятники древней архитектуры. Жемчужиной столицы допустимо назвать Кремль, бывший когда-то крепостью, ныне окруженный храмами и музеями всех эпох.

Но если зацикливаться только на шедеврах минувших лет, то запросто пропускается сомн современных храмов и просто красивых зданий.


Храм равноапостольному князю Владимиру в Кузьминках, полностью выполненный из дерева

Одним из таких храмов стала Владимирская церковь, что расположилась в самом центре Кузьминок.

Проект строения подготавливался на протяжении целого года и подразумевал под собой полноценное каменное сооружение. Однако, по причине законодательных проволочек церковь выполнили из дерева.

Уже позже хотели все-таки облачить храм в камень, но прихожане и жители окружающих домов воспротивились. Деревянная церковь получилась на диво хороша.

Сейчас в ней регулярно проводятся службы и не только для курсантов, расположенного вблизи училища, но и для всех желающих.

История церкви

Первое упоминание о церкви датируется 1716 г. Это был деревянные храм, принадлежащий семье Строгановых. Он был построен для хранения церковной реликвии – Влахернской иконы. Именно в честь этой иконы впоследствии храм и стали называть Влахернская церковь. В 1732 г. церковь была уничтожена огнем. Вновь отстроенная церковь так же была возведена из бревен.

В 1732 г. церковь сгорает второй раз. Ее снова восстанавливают в дереве, но служит она прихожанам только до 1758 г., сгорая в этом году третий раз. В это время поместье принадлежало семье Голицыных. Они решили воссоздать разрушенное строение из камня. Было спроектировано здание в стиле раннего классицизма. Строительство завершилось в 1774 г., но вскоре зданию потребовался ремонт. Длился он до 1787 г. В результате ремонта у церкви была пристроена каменная колокольня.

Во время вторжения наполеоновских войск на территорию России храм был разорен. В 1813 г. ее восстанавливают в 4-й раз.

Влахернская церковь в Кузьминках (расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма) была закрыта с приходом советской власти в 1928 г. В здание было помещено общежитие. Влахернская икона была передана в Успенский храм. После закрытия Успенского храма в 1940 г святыня оказалась в Третьяковской галерее. Там она находится и сейчас.


Влахернская церковь, Кузьминки имела единственную в роде Влахернскую икону.

После 1929 г. церковь перестала считаться религиозным памятником. Ее перестроили и в разные годы в ней размещалось общежитие и дом отдыха. Новая жизнь храма началась в 1992 г. Его передали православной церкви и начали реставрацию. Восстановление здания заняло 2 года. Еще год потребовался для восстановления ее убранства и функций. В 1995 г. церковь освятили и открыли для верующих.

Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах

Церковь св. князя Владимира в Старых Садах

Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.

Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.

Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».

Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.

Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.

А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.

Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.

И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года. Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.

А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.

Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.

В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».

Вот на Ивановской горе старинный, И стариной своей красив, Образчик теремов, весь в окнах узких, длинныйДипломатический
Архив. Для нашей юности дворянской В нем основался быт гражданской: Рассадник на Руси до нынешних годов Вождей, сановников, певцов.
Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.

В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.

И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».

Однако соседство с крупнейшей московской библиотекой не могло не сказаться на судьбе Владимирской церкви и обойти ее стороной в советские годы. В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположились фондовое хранилище Исторической библиотеки с устроенными наскоро стеллажами – там они и сгорели в пожаре в 1980 году. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, – даже воздвигли крест на колокольню. Только в 1991 году в храме возобновились богослужения, и к нему был приписан Ивановский монастырь. Теперь там есть воскресная школа, православная гимназия, и действует созданное благотворительное братство во имя св. князя Владимира.

Где находится церковь

Влахернская церковь в Кузьминках (распорядок богослужений позволяет посетить ее в любой день) находится в районе Выхино-Жулебино. Название улицы, на которой расположен храм, повторяет наименование поселка – Кузьминская. Полный адрес нахождения Влахернской церкви: г. Москва, район Выхино-Жулебино, Кузьминская улица, д. 7, стр. 1. До указанного адреса можно доехать на метро. Нужная станция – Кузьминки.

Для самостоятельного посещения Влахернской церкви потребуется проделать следующий путь:

  1. Приехать к станции метро «Рязановский проспект».
  2. Подойти к автобусной остановке.
  3. Сесть на автобус №29 или маршрутное такси № 429, следующих в сторону Кузьминского парка.
  4. Выйти на конечной остановке «Кузьминский парк».
  5. Пройти до здания церкви.

Храм находится на перекрестке Кузьминской ул. и ул. Старые Кузьминки. С остановки его сразу видно и пройти мимо нельзя. До церкви можно добраться на машине. Нужно с Рязанского пр. по развязке повернуть в сторону парка «12 лучей» и двигаться по ул. Академика Скрябина. После пересечения перекрестка с ул. Чугунные Ворота выехать на ул. Кузьминская и ехать прямо до здания церкви. Около церкви расположена автостоянка.

Расписание богослужений

Расписание литургий можно узнать на сайте Влахернской церкви или в самом храме в Кузьминках.

Согласно распорядку службы идут:

  • В будние дни и субботу утром в 8-00 и вечером в 17-00.
  • В воскресенье утренняя молитва начинается в 7-00, вечерняя так же в 17-00.
  • В православные праздники проводят дополнительные служения в 9-30.

Во время празднеств вечерняя молитва заменяется на ночное бдение.

Настоятель церкви

Настоятель церкви Марк Кравченко стал настоящим духовным попечителем для многих курсантов и прихожан. Отец Марк после окончания московской духовной академии был рукоположен в диакона, а в 2011 году утвержден настоятелем храма святого Владимира в Кузьминках.

Важно! 28 июля — престольный праздник Владимирского храма в честь почитания памяти равноапостольного князя Владимира Великого.

За верность православной вере и самоотверженный труд на ниве служения Богу в честь Светлого Воскресения Господнего Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил отца Марка Кравченко наперсным крестом.

Настоятель является постоянным представителем священства на всех мероприятиях Казацкого корпуса, он ведет просветительные беседы и лекции по теме православия, являясь войсковым священником, что дает ему право нести казацкое служение по всему Федеральному округу.


Богослужение в храма святого князя Владимира

Со временем училище было переименовано в Президентское кадетское училище и было приписано к войскам национальной гвардии Российской Федерации.

Владимирский храм стал уникальным местом, здесь принимают присягу как взрослые казаки, так и выпускники кадетского Казацкого корпуса.

По мнению самих кадетов, именно по воле и милости покровителя училища князя Владимира, земным опекуном училища стал человек с большим сердцем Виктор Золотов, занимающий пост директора Федеральной службы нацгвардии Российской Федерации.

Особенности архитектуры

Первоначально каменная церковь в Кузьминках была спланирована в стиле раннего классицизма.

Этому направлению архитектуры свойственно:

  • строгое соблюдение геометрических пропорций;
  • простота конструкции, сочетающаяся с великолепием и благородством;
  • использование при планировании и постройке крупных форм;
  • обособленность колон от стены;
  • предпочтение ровных стен барельефам.

Основание храма было четырехугольное. На нем возвели основное здание церкви восьмиугольной формы. Современное здание церкви с первого взгляда можно отнести к зрелому классицизму. Во времена постройки храма в России было популярным возводить церкви округлой формы, так называемые церкви – ротанги. Углы основного здания были скруглены, на крыше сооружена главка. С четырех сторон к главному зданию пристроили портики и были прорублены входы.

Современное состояние

Влахернская церковь в Кузьминках (распорядок богослужений легко запомнить) в убранстве не уступает храмам столицы. Внешний вид храма при реставрации был сохранен. Здание церкви состоит из центральной круглой части и примыкающей к ней колокольни. Было восстановлено внешнее и внутреннее убранство храма. При ее реставрации использовались элитные материалы.

Сейчас церковь занимает центральное место в Кузьминках. Ее белые стены, окруженные парком, привлекают взгляд прохожего в любое время года. Летом строение церкви выглядит впечатляюще на фоне зеленой листвы.

В помещении храма светло. Этому способствует множество окон и светлый мрамор отделки помещения. Из мрамора сделан не только пол, но и иконостасы с алтарем. Центральный придел украшает колоннада и аттик. В росписи стен и купола внутренних помещений храма преобладают белый и голубой цвета. Присутствует также бежевый оттенок и позолота.

В храме расположено 3 алтаря. Центральный алтарь посвящен главной святыни церкви, правый – князю А. Невского, а левый придел посвящен преподобному Сергию Радонежского.

На территории храма была восстановлена ризница – кладовая. Ее архитектура оттеняет и встает в противовес легкости храма. Построена башенка была в стиле ампир. Ее толстые стены без окон, наклоненные к центру делают небольшую постройку монументальной. Здание церкви же, напротив, смотрится изящно и легко.

Князь Владимир

Великий князь Владимир является исключительной и судьбоносной личностью в российской истории. Именно ему была дарована Господом возможность преподнести своему народу дар православной веры. А самому князю выпала миссия воспринять Иисуса всем своим существом. Он стал носителем христианства, открыв народу радость Божьей благодати.

Звание равноапостольного Владимир получил за свои деяния, которые стали приравнивать к делам святых апостолов. Эти деятели просвещали другие народы, даруя им христианство.

При поминании в храме Владимира называют равноапостольным. Креститель прославился масштабным действом, свершившимся в многоводном Днепре. Также этого князя называют Красное Солнышко, ведь от этого правителя исходило добро и милосердие, которые обеспечило Крещение. Это единственная личность в Древней Руси, которая кардинальным образом оказывала влияние на ход истории своей страны.

Воскресная школа

Воскресная школа при Влахернской церкви была открыта сразу после начала реставрации храма. Записаться на занятия можно в любое время года. В слушатели берут детей от 4 лет и взрослых. В зависимости от возраста посетителей распределяют по группам.

Познакомится с группами можно в таблице:

Ступень группыНазвание группыПодгруппаВозраст слушателей
1Дошкольная1 и 21 группа – от 4 до 5 лет;
2 группа – от 5 до 7 лет
2Начальная37 – 11 лет
3Основная411 – 13 лет
4Старшая513 – 16 лет

Взрослое отделение принимает к себе всех людей зрелого возраста. В воскресной школе Влахернской церкви детей знакомят с православием в игровой форме. Каждый урок посвящен ближайшему празднику или части святого писания. По окончанию занятия детей угощают чаем с традиционными православными угощениями. Если на уроке разбирали Пасху, то к чаю будет подан кулич. После урока о Прощеном воскресенье – блины.

Для более взрослых слушателей уроки проходят с большим изучением святого писания и обсуждением спорных моментов и возникших вопросов.

При церкви было организовано молодежное объединение «Влахерны». Оно занимается организацией досуга молодых людей. Часто объединение организует для прихожан и интересующихся людей чаепития с прочтением и обсуждением Святого Евангелия, пешие и велосипедные прогулки на природу с пикниками.

Доброй традицией молодежного объединения «Влахерны» стало проведение экскурсий по интересным местам г. Москвы и окрестностей, а также подготовка и проведение паломнических поездок к святыням.

Святыни

Главная святыня церкви – Влахернская икона Божьей Матери, сейчас находится в Третьяковской галерее. Влахернская икона единственная в своем роде. По преданию она написана евангелистом Лукой в технике воскомастика. В процессе приготовления воска для иконы, выполненной в этой технике, в воск кроме красителя добавляются мощи святых.

Чевствуют Влахернскую Божью Матерь 3 раза в год:

  • 2 июля;
  • 7 июля;
  • В 5 субботу Великого поста (суббота Акафиста).

В самой церкви хранятся 2 другие святыни: мощи Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

Престольные праздники

Влахернская церковь в Кузьминках (распорядок богослужений может немного измениться в религиозные праздники) отмечает свой главный праздник 2 июля. Посвящен он Влахернской иконе. Праздник Влахернской иконы отмечают не только церковными службами, но и светскими мероприятиями. В этот день можно совершить экскурсию по имению Голицыных, побывать на концерте в усадьбе и даже почувствовать себя аристократом на балу.

Церковная часть празднеств начинается в 17:00 предыдущего дня. По завершению ночного бдения и утренней литургии вокруг церкви проходит крестный ход, завершающийся молебнем перед Влахернской иконой. Второй престольный праздник отмечается 15 июля – Положение Честной Ризы Пресвятой Богородице. Празднество начинается ночной литургией. После завершения молебна проводится крестный ход.

Кадетский корпус

Московский казачий кадетский корпус имени Шолохова ранее был просто школой-интернатом. Именно на базе этого учебного заведения в 2015 году и возникло училище. На сегодняшний день здесь обучаются почти 400 кадетов. Работают классы с пятого по одиннадцатый. В училище пятидневка. Наполненность классов составляет 15-25 человек.

Воспитанники кадетского корпуса изучают общеобразовательные предметы. Также они получают знания из истории казачества, этики и эстетики, основ службы в войсках, занимаются строевой подготовкой. Действует конноспортивная секция.

Кадетов учат:

  • стрелять и биться врукопашную;
  • танцевать и играть на музыкальных инструментах;
  • петь и плясать, для чего создан специальный ансамбль.

Приписные храмы

Кроме центрального храма, у Влахернской церкви есть 2 приписных храма. Это храм святой блаженной Ксении Петербургской и храм Великомученика Георгия Победоносца. Храм святой блаженной Ксении Петербургской находится севернее Влахернской церкви на Кузьминском погосте по адресу: г. Москва, ул. Академика Скрябина, д. 17к5. Престольный праздник церкви отмечается 6 февраля, в день памяти святой Ксении Петербургской.

Храм Великомученика Георгия Победоносца был открыт при госпитале для ветеранов войн №2. Найти его можно по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 168с1. Престольный праздник – 6 мая, день памяти Георгия Победоносца.

Влахернская церковь является не только историческим памятником. При ее строительстве применили несколько архитектурных стилей, создав уникальный объект русского зодчества в Кузьминках. Посетить храм можно не только согласно расписанию богослужений, но и в любое дневное время. Величие и спокойствие храма и окружающей местности благотворно влияет на людей.

Для желающих поступить в училище

Если родители подростков, желающих стать кадетами, служат в рядах Национальной гвардии, то у их детей есть льготы на поступление. Для подростков, которых интересует вопрос поступления в это учебное заведение, проводятся дни открытых дверей. В ходе таких мероприятий представители подрастающего поколения могут послушать обращение главнокомандующего, осмотреть здание кадетского корпуса.

Для поступления в это училище необходимо успешно сдать математику, русский язык и физическую подготовку. Также проводится диагностика, которую выполняют квалифицированные психологи.

Во время сдачи экзаменов духовником училища зачитывается текст специальной молитвы в стенах деревянной церкви князя Владимира. К духовнику могут присоединиться в молитве об успешной сдаче экзаменов и родители подростков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]