Аудио-версия статьи
- О платках и шляпах… свящ. Константин Пархоменко
***
Покрове́ние головы́ – религиозно мотивированная практика покрытия головы головным убором, берущая начало в Ветхом Завете, имевшая (и имеющая) множество региональных и локальных отличий на протяжении всей истории христианства.
Откуда пошел обычай?
Во времена апостола Павла ходить с непокрытой головой могли молодые незамужние девушки. Волосы носили длинные, стричь их было позором, они были символом добродетели. Стригли и брили их блудницы. Замужних женщин с распущенными волосами считали распутницами, вступив в брак, они не могли появляться на людях с непокрытой головой. Только супруг мог смотреть на волосы.
Апостол Павел в разделе священного текста «Послание жителям города Коринфа» (стих 1-16, глава 11), с одной стороны, отразил нравы своего времени, а с точки зрения христианства, объяснил, зачем женщины при входе в храм должны покрывать голову.
Апостол хотел, чтобы люди, стоя перед крестом в храме, вспоминая жертву Бога, вели себя соответствующе. На экклесии мужчина молящийся, пророчествующий должен являть собой образ Христа, быть с непокрытой головой. Женщина являть собой образ Церкви, покрывать во время молитвы голову, демонстрировать покорность Слову Божию, одновременно покрывать свои грехи.
Покрытие головы — культурное проявление?
Вопросы о покрытии головы женщины — точно не теологический вопрос. Это не вопрос о том, кто есть Бог, и не об основных постулатах христианства! Это может быть какой-то доктринальный вопрос, но точно не теологический!
Возможно, что вы читали где-то мои заявления о том, что покрытие головы женщины во время молитвы надо толковать как культурное проявление. Я до сих пор придерживаюсь этой точки зрения. Вы спрашиваете, как мы можем быть в этом уверены, и что это не обязательная заповедь для исполнения? Мой ответ заключается в том, что мы не можем быть абсолютно уверены в этом. Возможно, что это спорный вопрос, хотя я почти уверен, что прав. Я бы сказал, что если это НАСТОЛЬКО важно, то Бог сделал бы это как-то яснее и нагляднее. Я думаю, что вам, скорее всего, надо просто расслабиться насчет этого. Идея того, что чье-то спасение зависит от этой вещи, действительно неразумна. Сама идея того, что наше спасение зависит от того, что мы носим, говорит мне, что человек, размышляющий таким образом, совсем запутался в понимании Бога.
Мнение церкви
Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.
Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.
В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.
Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.
В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.
Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.
Зеленый – в Троицу
Зеленый цвет ассоциируется с праздником Троицы и Духова дня. В эти дни храмы украшаются молодыми березками и травой, стоит терпкий запах зелени. Верующие приносят для освящения березовые ветви, священники облачены в зеленые ризы.
Троица или Пятидесятница – день рождения современной Церкви. В Ветхом Завете это был земледельческий праздник, Богу возносили благодарения за собранный первый урожай. После Воскресения Христова праздник Троицы приобрел иной смысл. В этот день было сошествие Духа Божьего на Апостолов. И ученики Христовы заговорили на разных языках, а люди, бывшие свидетелями этого чуда, дивились происходящему. Некоторые обвиняли Апостолов в чрезмерном употреблении вина, отсюда и странности речи. Но свидетели встали на их защиту, рассказав о произошедшем. Евангелие должно быть проповедано по всему миру, на всех языках – вот и совершилось пророчество.
Апостол Павел произнес в тот день проповедь, после которой более 3 тысяч человек приняли крещение. Так родилась Новозаветная церковь.
Зеленый цвет получается в результате смешения голубого и желтого. Господь пришел на землю, чтобы открыть человечеству дорогу в Царство Небесное. С помощью Причастия человек соединяется со Христом, возносясь на небо (в переносном смысле).
Вот почему православные христианки повязывают зеленый платок в указанные праздники.
Платок в церковь PTK180012
1 200 ₽
Платок в церковь из нежного шифона пудрово-мятного цвета, по краю окантован кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK180018
1 100 ₽
Платок для храма выполнен из нежного шифона пудрово-мятного цвета, по краю окантован атласной косой бейкой в цвет основной ткани.
Шарф-снуд в храм SND180022
1 300 ₽
Шарф-снуд в храм из шифона пудрово-мятного цвета, по краю обшит нежным кружевом.
Платок для храма PTK190034
1 800 ₽
Платок для храма выполнен из кружевного полотна насыщенного зеленого цвета. По краю окантован кружевом в цвет основной ткани.
Платок для храма PTK190053
800 ₽
Платок для храма из разреженного шифона пудрово-мятного цвета. По краю окантован атласной косой бейкой, по лицевой части отделан гипюровым кружевом.
Рекомендации по выбору головного убора
Цветовая гамма является обязательным атрибутом православной символики, отражает духовную суть богослужения. Облачения священников по цвету строго соответствуют церковным канонам. У истинно верующих прихожанок есть праздничные платки разных оттенков. Существуют правила, когда их надевать.
Цвет головного убора (шарфа, платка) | Обряды, службы | Церковные праздники |
Белый — символ радости | Венчание | Богоявление |
Крещение | Сретение Господне | |
Обряд погребения | Вознесение Господне | |
Красный — символ крови Христа | О мучениках | Пасха (40 праздничных дней) |
Темно-бордовый | – | На Страстной неделе (Великий четверг) |
Оттенки желтого и оранжевого — символ торжества и достоинства | В воскресные, но не праздничные дни | На богослужении в честь Иисуса Христа, апостолов, пророков, равноапостольных, святителей |
Зеленый — символ животворения | – | Вербное Воскресенье, Троица, дни памяти преподобных, Понедельник Святого духа |
Синий и голубой — непорочность | Дни, когда почитают икону Пресвятой Богородицы | Успение, Покров, Благовещение |
Фиолетовый — страдания Христа | Воскресные службы, проходящие в дни Великого поста и Крестопоклонной недели | Воздвижение |
Черный, темный синий и коричневый | Великий пост и Страстная седмица — будни, дни траура | Литургия Преждеосвященных Даров |
Можно покрывать голову платками в цветочек. Такой покров самый распространенный. Церковь не требует в точности соблюдать требования, перечисленные в таблице, можно придерживаться простых правил:
- не входить в храм в платочке с непонятной символикой;
- в дни поста, траура покрывать голову платками темных оттенков;
- не приходить на отпевание в платочках яркого цвета.
Выбор цвета и рисунка платочка — личное дело верующей, отражение ее истинной любви к Господу, ее христианского смирения.
Как правильно повязать платок
Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:
- снуд — головной убор в форме капюшона, прикрывающий голову и плечи, из шелка шифона;
- палантин — большой шарф, которым покрывают голову и плечи.
Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.
Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.
Может ли традиция устареть
Например, почему богослужение проводится именно так, а не иначе. Или — почему используются при нем именно эти атрибуты, а не какие-нибудь другие. Поэтому первый и самый правильный ответ, почему нельзя без платка, – потому что такова традиция православной церкви. И те, кто принимает эту веру, должен следовать ее догмам и традициям непререкаемо и не ставить их под сомнение.
Мнение об устаревшей традиции началось с того момента, когда некоторые священнослужители в процессе усиленной секуляризации церкви и попытках привлечь как можно больше прихожан, об этом заговорили.
Некоторые думают, что раз никто не носит сейчас платки, то девушкам и женщинам можно приходить и с непокрытой головой. Мотивируется это тем, что лучше посещать храм без платка, чем и вовсе туда не ходить.
В некоторых монастырях при входе посетительницам выдают разнокалиберные головные уборы, среди которых может попасться и кружевной шарф и снуд.
Иногда для прохода на территорию храма или обители достаточно накинуть на голову капюшон.
Насколько это соответствует православным традициям, разобраться трудно. Правила церковного богослужения обязывают женщину входить в храм с покрытой головой. Что именно она надевает на волосы уже как бы и неважно, главное, чтобы они были закрыты.
Секуляризация религии в попытках привлечь прихожан привела к тому, что соблюдать пост считается дозволенным в смягченной форме, главное – посещение церкви.
Так же обстоит дело и со строгими правилами некоторых больших праздников, при которых церковь разрешила выполнять действия условные. Хотя есть предопределения, которым еще совсем недавно было принято следовать.
Непонятно негодование тех, кто адресуется к устарелости платков, покрывая при этом голову в церкви различными заменителями. Кто-то использует шейный палантин, а кто-то – кружевной шарф, через который полностью просвечивают волосы.