Что такое алтарь в церкви и почему туда нельзя женщинам?

Что такое алтарь в церкви?

Его название значит на латыни «возвышенный жертвенник». Это же – пожалуй, древнейшее определение места:

  • Ветхозаветные тексты понимают под ним особое возвышение для принесения жертв Истинному Богу;
  • на христианском Западе словом «алтарь» во времена Древней Церкви обозначалось собственно место совершения Евхаристии, то есть то, что в русской традиции именуется престолом;
  • славянские же богослужебные тексты именуют так вообще всю часть церкви, где совершается Таинство Евхаристии.

Жертвоприношение Каина и Авеля

История

Многие столетия люди, пытаясь вернуть утраченное по грехопадении первых людей Адама и Евы Царство Небесное, строили храмы, а в них жертвенники, как они думали, богам, в реальности же – низшим духовным сущностям, падшим ангелам. Хотя порыв человека был в основах своих благороден, греховное повреждение его духовного зрения вело к тому, что над многими сбывались слова Апостола:

«Не понимаю, что делаю: потому что не тоделаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»

(Рим.7:15).

Служение Истинному, Живому Богу совершал только один народ – евреи.

У древних иудеев

Впервые «Святое Святых», место реального присутствия Божия, появилось в Скинии – походном храме, устроенном пророком Моисеем сразу после того, как евреи покинули Египет. В этой особым образом устроенной палатке имелось место, скрытое от людей завесой. Здесь пребывал Ковчег Завета, а в нем – каменные скрижали с Заповедями, процветший жезл первосвященника Аарона, знаменовавший его Божественное избрание, наконец, сосуд с небесной пищей, манной, которой иудеи 40 лет питались среди пустыни. На этом месте. Господь таинственно открывал Свою волю Моисею.

Позже Ковчег оказался в Первом Иерусалимском храме, также за завесой. Было Святое Святых также в храме втором, построенном после Вавилонского плена иудеев.

К тому времени Ковчег был уже утрачен, но со Своим избранным народом по-прежнему был Бог – а значит, было Святое Святых – пусть теперь это был пустой зал площадью 10х10 м. Раз в году заходил сюда первосвященник с жертвенной кровью, молитвой за грехи народа.

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения

Храмы первых веков Церкви

В минуту смерти Господа завеса, скрывавшая святилище, разодралась надвое, открывая священное место. То было явное знамение того, что разрушена преграда между Творцом и человеком. А потому первые христианские храмы не имели ни завес, ни иных преград, которые бы отделили место совершения таинства от остального пространства церкви.

Но прошло несколько столетий. Горячая вера стала ослабевать, а по прекращении трехсотлетних гонений к Церкви потянулись люди, не имевшие духовного опыта первых христиан. По преданию, свт. Василий Великий, архиерей города Кесарии области Каппадокии, однажды увидел, как сослуживший ему диакон засмотрелся на присутствующую за богослужением женщину – тут же Дух Святой отошел от служащих. Говорят, именно свт. Василий впервые ввел завесу, отделившую самое священное место храма.

А спустя много столетий священник Павел Флоренский скажет:

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто».

Схема алтаря

Схема устройства православного алтаря

Внешний вид Жертвенника во Втором Храме [↑]

1. Основание («есод»

). С запада и севера подножие жертвенника было опоясано брусом. Ширина этого бруса — один локоть (полметра), и еще на один локоть он выдавался к востоку и югу.

2. Два отверстия для стока крови, оставшейся после окропления.

3. Красная линия, опоясывающая жертвенник посередине и делившая его на две части. Кровью одних жертв окроплялась верхняя часть, других — нижняя.

4. Декоративная облицовка шириной в один локоть, находившаяся выше красной разграничительной линии.

5. Карниз вокруг жертвенника («совев»

). Он выдавался на один локоть, и коэны передвигались по нему к углам жертвенника, чтобы совершать окропление жертвенной кровью.

6. Главный пандус («кэвеш»

).

7. Вспомогательный пандус, отходящий от главного направо. Вел к карнизу, на котором стояли коэны, разбрызгивая жертвенную кровь.

8. Вспомогательный пандус, ведущий к основанию. По нему коэны спускались к основанию жертвенника, чтобы слить оставшуюся после окропления кровь в сточные отверстия.

9. Люк на верху главного пандуса для чистки жертвенника изнутри.

10. Окно в левой стене главного пандуса, куда коэны складывали жертвенных птиц, признанных негодными. Затем этих птиц выносили и сжигали.

11. Четыре угловых выступа. Эти выступы были полыми и открытыми сверху. Коэны брызгали на них кровью жертв.

12. Проход для коэнов («карков»

). Коэны ходили по опоясывающей дорожке шириной в один локоть, имевшей небольшое углубление.

13, 14, 15 — поленницы.

16. Основная куча пепла.

17. Два сточных отверстия для жертвенных возлияний — одно для вина (использовалось ежедневно), другое для воды (использовалось в «праздник возлияния воды» в Суккот).

Устройство алтаря

С этой, самой главной части, начинается строительство любого храма. Архитекторы говорят, что форма, декор, даже – радиус алтаря и главного купола у древних церквей чаще всего совпадают. Это не случайно: ведь храм – единый ансамбль, Небо на земле, а сердце его – так, где престол.

Где находится?

Подходя к храму, можно заметить один или несколько полукруглых выступов. Они называются апсидами, а делаются для алтаря. По ним можно увидеть, сколько престолов имеет храм – например, трехпрестольный обычно включает три апсиды – центральную, большего размера, и две меньшие по бокам. Внутри церкви место расположения алтаря также легко определить по иконостасу – нескольким рядам святых образов. Они скрывают священное место. Внутрь ведут так называемые «царские врата» а еще двое других – северные и южные, именуемые диаконскими.

Почему на востоке?

Как правило, храмы ориентированы таким образом, чтобы первые лучи восходящего солнца падали на престол. Традицию обычно связывают с тем, что на востоке, согласно Книге Бытия (Быт.2:8) находится Рай:

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, ипоместил там человека, которого создал».

Однако, традиция сложилась не сразу, не везде:

  • так, Римский собор св. Петра, построенный на месте базилики IV в., обращен на запад; Папа Римский, Бенедикт XVI, в книге «Богословие литургии» именно этим объясняет католическую традицию, когда священник во время мессы молится «versuspopulum» («лицом к народу»), то есть на восток, а не к престолу; сама же ориентация собора обычно объясняется спецификой рельефа местности, и, видимо, тем, что традиция молиться на восток сложилась с первых веков, а вот правило такой же ориентации алтаря появилось позже;
  • «нарушения» принятого сейчас обычая имеются также на территории России, там, где сохранились храмы первых веков по Крещении Руси; например, церкви Пскова, а также его ближайших окрестностей вплоть до XIV в. были развернуты не к востоку, а по направлению к сакральному сердцу города – Кремлю, где возвышается Троицкий собор, основанный еще княгиней Ольгой; многие из этих церквей сохранились до наших дней, являются действующими, хотя их расположение не совпадает с традиционным.

Действующая церковь свт. Николая под Псковом. Её алтарь ориентирован не на восток. Фото автора статьи, июль 2011 г. 9.30 утра, по теням видно, где солнце.

Как выглядит священный алтарь: описание

Особенность этой части храма – то, что он на некотором возвышении по отношению к нефу (где собираются молящиеся), притвору (западной части церкви).

Что там находится

Сейчас здесь обычно:

  • престол – обязательная принадлежность храма с первых веков Церкви;
  • жертвенник;
  • кафедра епископа, которая помещается на так называемом Горнем месте – напротив престола у самой восточной стен;
  • ризница.
Престол

Это часть алтаря, известная еще со времен Древней Церкви. Первоначально таинство Евхаристии совершалось непосредственно на каменной гробнице мученика, которая служила престолом. Именно отсюда пошел обычай позднейших храмов иметь в престоле частицу мощей святых. Он окончательно утвердился с VIII в.

Престол и сень над престолом Успенского собора Московского Кремля

Мощи вложены также в находящийся на престоле особый плат, по-гречески именуемый «антиминс» (слово буквально означает «вместо престола»). На таком плате литургия может быть совершена даже вне храма.

Есть свидетельства, что во времени гонений советских лет заключенные священники не раз служили литургию буквально на мощах – на груди умирающего от голода, непосильного труда мученика. Вот рассказ свидетеля подобных богослужений, архимандрита Тавриона:

«Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры – хлеб. Господь на Тайной вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина – вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»

Ныне престол может быть изготовлен из дерева, либо камня. Деревянный престол покрывается облачением из парчи. Каменный облачения из ткани может не иметь: для него часто делаются облачения из дорогого металла, с украшением драгоценными камнями.

Престол

Такое облачение имел престол храма Святой Софии Константинополя. А его верхняя доска была изготовлена из чистого золота с вкраплением драгоценных камней.

Поверх облачения престола полагаются:

  • антиминс;
  • Евангелие;
  • крест.

Кроме того, на престоле находятся Дарохранительница, лампада.

Жертвенник

Сейчас так именуют северную часть алтарного пространства, а также собственно столик, на котором находятся священные сосуды для совершения главного Таинства. Здесь до начала литургии (во время чтения Часов) священник совершает Проскомидию, приготовляя жертвенный хлеб к Евхаристии.

Такое расположение жертвенника – позднее, утвердившееся как повсеместный обычай не ранее VI-VIII вв.

Интересный факт

Современному литургисту,
Р. Тафту, знатоку византийского богослужения, удалось установить, что в храме св. Софии Константинопольской, самом знаменитом соборе христианского мира, богослужебные сосуды находились не только за пределами самого храма, где было специальное помещение, называемое скевофилакией. Когда приходило время Таинства, из алтаря направлялась процессия духовенства.
Взяв сосуды, священники, диаконы столь же торжественно возвращались. При этом верующие просили их молитв о себе, на что священники отвечали: «Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем!». Именно так первоначально возник обычай, именуемый ныне Великим Входом. Впоследствии он получил богословское толкование, символизируя шествие Христа на Голгофу.

Кафедра

Точное название этой части – «ἡ ἄνω καθέδρα», или «верхняя кафедра». По-славянски ее также именуют Горним местом. Здесь находится особое кресло, обычно обильно украшенное. Это – место Господа, восседающего среди Своих учеников. Если храм приходской – на Горнем месте всегда горит лампада, означающая невидимое присутствие Иисуса Христа. В кафедральном соборе его во время службы занимает епископ.

Довольно часто Горнее место расположено довольно высоко. Изначально, когда алтарь имел низкую преграду, с Горнего места, возвышающегося над пространством храма, архиерею было удобнее произносить проповеди. Впоследствии символика ступеней, ведущих вверх, была переосмыслена: теперь это больше символ престола Божия. Когда архиерей восходит на кафедру, его возглас «Мир всем» явственно напоминает последнее благословение Христа ученикам пред Его Вознесением.

Близ Горнего места расположены также скамьи для священнослужителей, где они восседают в некоторые моменты богослужения.

Горнее место в алтаре

Ризница

Это южная часть, по-другому называемая диаконником. Здесь хранятся облачения священников, других служителей, а также богослужебные книги, другие предметы.

По крайней мере до XVIв. на Руси ризницу именовали также «кутейником», от названия традиционного блюда, подаваемого на поминках. Ведь по древнерусской традиции именно сюда прихожане приносили свечи, записки о упокоении сродников. Несли также продукты, которые ныне принято оставлять на панихидном столике.

Интересный факт

Лишь с 1551 г. Стоглавый Собор воспретил вносить в алтарь что-либо, кроме хлебов, вина используемых за богослужением. Однако очень долго сохранялась традиция хоронить здесь благотворителей, знатных прихожан.

Так, в ризнице Архангельского собора Кремля Москвы находится могила Ивана IV, а также его сыновей Ивана и Феодора.

Возвышение перед алтарем

Во-первых, это так называемая солея она тянется на всю ширину иконостаса. Первоначально она была нужна для того, чтобы службу лучше видели и слышали все прихожане, даже стоящие далеко. Центр солеи – полукруглый выступ точно пред царскими вратами, называется амвоном. С него обычно читается писание, говорятся проповеди.

Интересный факт

Исторически амвон не всегда имел малую высоту – в больших соборах он мог возвышаться даже до нескольких метров, а выглядеть как небольшая башенка. Например, над высоким амвоном храма св. Софии Константинопольской была сень с 8 столбиками, а вверх вела высокая лестница. На его возведение, по воспоминаниям современников, ушел годовой бюджет одной из Византийских провинций – Египта.

Подобные амвоны, конечно, не были выступами на солее: их размещали по центру храма. С них пелись антифоны, читались проповеди. На амвоне же происходило венчание на царство.

Как выглядел жертвенник? [↑]

В Торе дается подробное описание жертвенника, стоявшего во дворе Мишкана, по образцу которого были построены жертвенники в Первом и Втором Храмах: «И сделай жертвенник из дерева “шиттим”

: пять локтей длина и пять локтей ширина, четырехугольным будет жертвенник, и три локтя его высота. И сделай рога его на четырех его углах; из него (самого) будут его рога; и покрой его медью». И сделай его котелки для (удаления) пепла с него, и его лопатки, и его кропильные чаши, и его вилки, и его жаровни; все его принадлежности сделай из меди. И сделай к нему решетку сетчатую (из) меди… И помести ее под опоясанием жертвенника снизу, и будет (доходить) решетка до половины жертвенника. Полым, дощатым сделай его… (
Шмот, 27:1-8
).

Раши дает комментарий к этому отрывку. Слова «три локтя его высота» нужно понимать как высоту от края опоясания до верха, а общая высота жертвенника — 10 локтей. Решетка — подобие облачения, дырчатое, как сеть. Опоясание («карков»

) — кольцевая выемка шириной в один локоть на стенке (жертвенника) для украшения. Было также еще одно опоясание — углубление, идущее по периметру крыши, от одного рога до другого, по которому ходили священнослужители. Его ширина — один локоть. Верхняя граница решетки делила жертвенник на две половины. Это было нужно, чтобы отличить между «верхней кровью» и «нижней кровью» (верхнюю часть жертвенника — рога — кропили кровью очистительной жертвы, а нижнюю — кровью мирной жертвы, жертвы всесожжения и повинной жертвы). И подобное этому, опоясание красной нитью посередине сделали для жертвенника в Храме.

Жаровни (лотки) — это особое вместилище, чтобы брать угли и переносить их на жертвенник для воскурения благовоний, находившийся внутри Храма.

Коэны поднимались наверх по пологим мосткам, которые назывались кэвеш

. Из уважения к жертвеннику по ступеням подниматься было нельзя, как сказал Вс-вышний Моше: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем» (
Шмот,20:23
).

Жертвенники в Первом и Втором Храмах отличались от жертвенника Мишкана, прежде всего, своими размерами. При одинаковой высоте площадь их основания была гораздо больше. Так, внешний жертвенник, сооруженный во Втором Храме Маккавеями, был размером 32 на 32 локтя (подробное описание этого жертвенника см. на сайтев Мишне, в трактате Мидот

).

Чем отличается католический от православного

Прежде всего – тем, что под алтарем понимается не пространство, а только стол для совершения Евхаристии. Он не отделен иконостасом, верующие видят все моменты богослужения.

Еще одно отличие – то, что Дарохранительница находится, как правило, в специальном шкафчике, на стене за алтарем или поблизости. Узнать его можно по особому рисунку или орнаменту. Иногда его оформляют как звезду. Входящий в храм католик, прежде всего, преклоняет одно колено, совершая крестное знамение с поклоном Святым Дарам.

Алтарь церкви Мадлен в Париже

Символика

Алтарь символизирует собой Царствие Небесное, место пребывания Бога. Также он напоминает о Сионской Горнице, где Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю. Этой Вечери мы приобщаемся на каждой Божественной Литургии, так как в Горнем мире не существует времени. Православные христиане веруют, что алтарь – место пребывания особой Божественной благодати. В алтаре храма всегда находится ангел, данный ему при освящении. Если храм окажется разрушен, ангел останется на своем месте до самого Второго Пришествия и кончины видимого мира.

Почему женщинам нельзя заходить?

С ветхозаветных имен известен запрет на внесение во Святое Святых иной крови, кроме жертвенной. Так как суть христианской литургии – Жертва Тела и Крови Сына Божия, этот запрет продолжает действовать. Согласно 44 Правилу Лаодикийского Собора (360 г.) женщинам возбранен вход в алтарь «по причинам непроизвольного месячного течения». Однако иногда нахождение здесь ради помощи за богослужением возможно. Обычно по особому благословению допускаются:

  • пожилые монахини – особенно часто это бывает в монастырях;
  • во время гонений советских лет прихожанки в возрасте также иногда помогали священникам приходских церквей.

Есть такое понятие: «свеча в алтарь» — в чем смысл?

Это пожертвование храму, которое по мере возможности делается прихожанином. Необходимы свечи, горящие на престоле, стоящие на жертвеннике. Кроме того, священники стоят со свечами во время Всенощного бдения, когда читается Евангелие. Такие свечи или приобретаются храмом, или жертвуются усердными прихожанами.

Престол Божий и Голгофа, место сослужения Ангелов земным священнослужителям – таково сердце любого православного храма, пусть даже самого скромного.

Наталья Сазонова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]