Храмы моего города. Храм Трооицы Живоначальной в Хорошеве.

Мiръ

Россия Москва Троицкий храм в Хорошеве (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.77609700000000003683453542180359363555908203125,»lon»:37.4568009999999986803231877274811267852783203125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%B2_%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0432 \u0425\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0432 \u0425\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1598 \u043f\u043e \u043f\u043e\u0432\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e \u0411\u043e\u0440\u0438\u0441\u0430 \u0413\u043e\u0434\u0443\u043d\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0435\u0433\u043e \u0432\u043e\u0442\u0447\u0438\u043d\u0435, \u0441\u0435\u043b\u0435 \u0425\u043e\u0440\u043e\u0448\u0451\u0432\u0435, \u043f\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0446\u0443 \u041c\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0414\u043e\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0424\u0451\u0434\u043e\u0440\u043e\u043c \u041a\u043e\u043d\u0451\u043c. \u0422\u0440\u0430\u043f\u0435\u0437\u043d\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0438 \u043a\u043e\u043b\u043e\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u044f \u2014 XIX \u0432\u0435\u043a\u0430.»,»title»:»\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0432 \u0425\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.77609700000000003683453542180359363555908203125,»lon»:37.4568009999999986803231877274811267852783203125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.776097; 37.456801

Россия, Москва, Карамышевская набережная, 15с1

Москва

Россия

Телефон:

+7 499 197-30-29, +7 916 158-40-62; факс: +7 499 199-96-05

Храм Тро́ицы Живонача́льной в Хорошёве в Москве

— православный храм Московской епархии. Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём. Трапезная часть и колокольня — XIX века.

История[править]

Первоначально местность за речкой Ходыней, по дороге из Москвы в Звенигород (Звенигородский тракт), именовалась «Ходынский луг», на рубеже XV-XVI веков новое название «Беседы» вытесняет прежнее из документов. Наконец, в 1572 году в документах впервые упоминается дворцовое село Хорошево. Предположительно в 1594 году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову, и тот принялся за новое обустройство усадьбы.

Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца предположительно началось между 1596 и 1597 годами.

В 1598 году храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата.

В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.

Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В 1745 году была пристроена отдельно стоящая колокольня.

Во время Отечественной войны 1812 года оккупированное французами село вместе с храмом было разграблено. Впрочем, церковная жизнь в храме «пособием приходских людей и доброхотных дателей» возобновилась довольно скоро. 27 января 1813 года освятили восстановленный Никольский придел, а 7 июня того же года был освящен главный престол.

В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс.

До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.

В 1922 году из храмы были изъяты церковные ценности.

В 1925 году храм трижды обворовывали.

5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.

В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса

В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.

B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.

В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.

В 1989 году был возвращен Церкви. На Пасху, 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.

B 1993 году из храма были похищены собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон.

С 1994 года клириками храма являлись сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в священном сане.

5 июля 1998 года храм был освящен патриархом Алексием II.

Летом 2002 года восстановлен уникальный декор — керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.

Архитектура

Современный архитектурный ансамбль церкви Троицы Живоначальной складывался на протяжении нескольких веков. В этом процессе выделяются следующие этапы:

  1. Конец XVI века — возведение основной части храма, состоящей из трёх частей, которые были объединены общим гульбищем (террасой). Основной объём постройки украшает шлемовидными купол, стоящий на барабане, основой которого являются пять рядов кокошников. Эта же композиция повторяется и в боковых приделах. Таким образом, церковь в Хорошёво имеет три главы. Здание сложено из красного кирпича. Его стены, сегодня выкрашенные в белый цвет, первоначально оставались красными, а цоколь и декоративные детали выделялись своей белизной.
  2. XVII век — гульбище преобразуется в паперть с небольшими окнами.
  3. Конец XVIII века — строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной под руководством архитектора Андрияна Афанасьева в стиле русского классицизма. Она имеет небольшой размер, строгие и лаконичные линии, и венчается шлемовидным куполом, стоящем на небольшом барабане.
  4. Середина XIX века — строительство трапезной части, объединившей колокольню и основную часть. Трапезная представляет собой двустолпную залу с трёхскатной крышей. Декор её внешних стен визуально объединяет постройки XVI и XVIII веков. Вход в храм после возведения средней части происходил через колокольню, к которой пристроили два крыльца. На сегодняшний день колокольня имеет один вход.
  5. Начало XXI века — строительство административно-хозяйственного здания с примыкающим к нему крестильным помещением. Здание выполнено в стиле гражданской архитектуры допетровских времён.

Святыни[править]

  • Храмовый образ Живоначальной Троицы, который восходит к «рублевской» иконографии.

Киот с частицей Мамврийского дуба с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора.

  • «Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.
  • По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.
  • Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе.
  • Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века.
  • Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства
  • Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре.
  • Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей.
  • Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом.
  • Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах.
  • Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы.

Икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе (хранится в алтаре)

  • На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые».
  • В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского.
  • Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских.
  • У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет».
  • Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция.

Расписание богослужений

Служители церкви ведут не только богослужения, но и активную просветительскую деятельность. Служба в храме идет ежедневно в будние дни с 8.30 до 10.30 и в праздничные дни в 17.00. Божественная литургия проводится в 6.40 в воскресенье.

О праздничных богослужениях можно узнать на сайте храма. Его престольными праздниками принято считать День Святой Троицы, который празднуется на 50 день после Пасхи. Кроме того, к его праздникам относится день пророка Ильи — 2 августа, Николая Чудотворца, отмечаемого 22 мая и 19 декабря.

Посещение церкви имеет свои особенности. В ее стенах запрещена фото- и видеосъемка. Мужчины и женщины должны прийти скромно одетыми. Плечи и ноги должны быть закрытыми, косметикой разрешается пользоваться в минимальных количествах, либо она должна полностью отсутствовать.

При храме имеется Воскресная школа, где обучаются дети местных жителей. В учебном заведении преподается хоровое пение, Закон Божий. Также здесь открыт кружок рукоделия и церковнославянского языка.

Как добраться[править]

Адрес:

123423 г. Москва, Карамышевская набережная, 15

Телефон:

+7 499 197-30-29, +7 916 158-40-62; факс: +7 499 199-96-05

Проезд:

  • ст. метро «Полежаевская», авт. 48, 155, тролл. 20, 21, 35, 65, 86 до остановки ул. Живописная,
  • переход на противоположную сторону шоссе по ПОДЗЕМНОМУ ПЕРЕХОДУ(!).
  • ст. метро «Щукинская», трамв. 28, 30 до конечной остановки.
  • ст. метро «Октябрьское поле», ст. метро «Сокол», тролл. 59 до конечной остановки

Реконструкция

Изначально в план благоустройства было включено 56,3 га площади Карамышевской набережной. Сегодня площадь расширилась до 58,08 га. В проект включен участок рядом с жилищным комплексом «Утесов», около которого будет укреплен берег, организовано озеленение территории. Также в план внесен ремонт двух причалов для запуска маршрутов речных трамваев и остановки пассажирских судов. Помимо этого планируется построить детские площадки, обустроить пляжи, пешеходные, велосипедные и беговые дорожки.

Возле знаковой достопримечательности набережной — Карамышевского моста — будет размещен 200-метровый велопешеходный тоннель, а также вертолетная площадка для больницы № 67.

В рамках проекта обустройства идет строительство станции метро «Карамышевская» на Большой кольцевой линии.

Спуск к реке по Карамышевской набережной, ©

Рестораны и кафе

Вдоль всей протяженности набережной можно найти кафе и рестораны на любой вкус.

  • Семейный ресторан «Азербайджан» на улице Демьяна Бедного, 4 предлагает меню, основанное на древних тюркских рецептах с богатыми вкусами аутентичных ингредиентов, например, шафрана — самого дорогого в мире специй.
  • Лаунж-бар «2 tuza» на набережной в доме № 34 приглашает гостей посетить уютный лофт с vip-комнатой, залом для спортивных трансляций, удобными мягкими пуфами и даже специальной зоной для посетителей с четвероногими друзьями. Летом работает веранда.
  • Любители органической еды оценят расположенную по соседству с лаунж-баром кофейню «Organic». В меню включены блюда из эко-продуктов в необычном исполнении. Особой популярностью пользуются, например, экзотические хрустящие овощи.

Проезжая часть на набережной, © mazgayob

  • Чуть выше, слева от Нового Карамышевского моста, на улице Народного Ополчения, 3 находится ресторан «Grill and Garden». В распоряжении гостей заведения круглогодичный уличный дворик. Всегда в меню рыба и мясо, приготовленные на живом огне.
  • Пиццерия «Пуаро» на Карамышевской набережной, 58 предлагает блюда итальянской, французской, русской кухни. Еду можно заказать с собой. Для гостей заведения бесплатная парковка, барная стойка, летняя веранда, а также возможность проведения закрытых корпоративных мероприятий.
  • Выше Троицкого храма, на проспекте Маршала Жукова, 59 еще одна популярная пиццерия — «Папа Джонс». В меню представлены пицца, блюда европейской и американской кухни. По городу действует бесплатная доставка. Кроме того, заведение регулярно проводит промо акции.

Спуск к реке, © Симонов

История Карамышевской набережной

Свое имя набережная получила в честь располагавшейся здесь с середины XVIII в. деревни Карамышево. Поселок, принадлежал дворянскому роду Карамышевых. Предок семьи — татарин Карамыш — приехал в Москву из Золотой Орды еще в XV в. В числе первых его потомков, которые получили дворянский титул, нижегородский боярин Семен Карамышев, князь Михаил Карамыш-Курбский, а также Александр Васильевич Карамышев.

Фамилия «Карамышев» имеет тюркское происхождение и значит «защитивший».

К 30-м годам прошлого века деревня практически слилась с соседней деревней Мневники. На этой территории был организован колхоз «Всходы». Одновременно с этим началось строительство Карамышевского гидроузла канала Москва — Волга, который, предполагалось, должен был повысить уровень воды в Москве-реке около Карамышево и Щукино. Среди комплекса сооружений, планировалась возведение бетонной плотины. В эксплуатацию гидроузел был введен в 1937 г., а в конце 40-х Карамышево стало частью Москвы и превратилось в район массовой застройки жилых домов.

Необустроенные дорожки, © Симонов

В середине XX в. на нижнем ярусе набережной ближе к проспекту Маршала Жукова планировалось создание геопарка — ландшафтного парка с экспозицией минералов, а на крутом берегу Москвы-реки предполагалось строительство Государственного музея геологии. И какое-то время в стенах недействующего в то время Храма Живоначальной Троицы располагалась небольшая экспозиция завезенных цветных камней. Крупноглыбовые экспонаты и сейчас находятся на территории Храма. Однако парковая зона не обустроена, заросла лесом, а спуск к воде осуществляется по вытоптанным тропинкам. На этой территории предусмотрено облагораживание дорожек, строительство пляжей и зон отдыха, но пока дальше плана реконструкции дело не дошло.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]