Храмы моего города. Спасо-Андроников монастырь.

Спасо-Андроников монастырь (Россия, г. Москва, Андроньевская площадь, д. 10 )

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

  • Режим работы: Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15) Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
  • В среду экспозиция и выставки закрыты
  • Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00
  • Телефон:
  • Экскурсионное бюро: +7-495-678-14-67, +7 (495) 678–98–03
  • Сайт Музея Андрея Рублева

С официального сайта музея /www.rublev-museum.ru/abby/abby-history.aspx/: «Ранняя история монастыря связана с именами Московского митрополита свт. Алексия, препп. Сергия Радонежского, Андроника и художника-иконописца Андрея Рублева. Согласно житийным текстам, монастырь был заложен по инициативе свт. Алексия после возвращения из Константинополя (Царьграда) в середине XIV века. С собой он привозит икону «Спас Нерукотворный». В игумены по просьбе свт. Алексия был поставлен ученик преп. Сергия Радонежского, Андроник. Найдя «место угодно», митрополит передает монастырю вместе с иконой необходимые средства и воздвигает собор во имя Спаса Нерукотворного, собственно – Перенесение его Образа в Константинополь (праздн. 29 авг. по нов. стилю).

История Спасо-Андроникова монастыря

Средневековье

Агиографические источники связывают строительство монастыря с событиями 1354 года. Епископ Владимирский Алексий направлялся в Константинополь, чтобы принять сан митрополита Киевского и всея Руси. По пути он попал в сильнейший шторм. Святитель поклялся перед господом, что при удачном завершении путешествия в бухте Золотой Рог (возле Стамбула) построит в Москве собор. Благополучное прибытие в порт совпало с праздником в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (Спас Нерукотворный).

Вскоре в семи верстах от Кремля, в месте пересечения двух стратегически важных направлений – оживленного Владимирского тракта и дороги в Золотую Орду (Коломну, Рязань), начали строить монастырь. Ему суждено было стать дозорным пунктом.

Монахи не раз вовремя предупреждали москвичей о приближении врага. Но себя обитель защитить не могла, в 1368 и 1371 годах ее разграбили литовские войска, в 1451 и1571 годах – золотоордынцы, а в 1611 году – польские интервенты.

Освящение главного здания – деревянного Спасского собора – состоялось 16 августа 1357 года. Церемонию проводили с особо почитаемой христианской святыней – иконой Спаса Нерукотворного Образа. Ради нее митрополит Алексий в 1356 году снова посетил Константинополь.

Игуменом новой обители назначили монаха Андрони́ка – ученика преподобного Сергия Радонежского. При нем принял монашеский постриг Андрей Рублев. В 1425-1427 годах он вместе с другим выдающимся монахом-иконописцем Даниилом Черным расписывал стены нового Спасского собора из белого камня. Храм функционирует до сих пор. Он был воздвигнут на основе деревянного предшественника, который, в свою очередь, вырос на месте сгоревшей в 1368 году первой постройки.

В 1380 году обитель посетил Дмитрий Донской, возвращаясь после победного завершения Куликовской битвы. По преданию, здесь были упокоены павшие защитники Москвы. Традиция хоронить выдающихся соотечественников на территории монастыря сохранилась до начала XX века.

В 1395 году, после смерти Андроника Московского, игуменом стал его соратник Савва. Монастырь отстраивался и разрастался. Знаменитые изографы продолжили работать над фресками до 1428 года, пока оба не умерли во время эпидемии чумы. Игумены Андроник и Савва, иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены на территории обители. Они почитаются Русской православной церковью в лике святых как преподобные.

В 1439 году Андроников монастырь получил статус архимандрии (настоятелям присваивался один из высших духовных санов в православии), и его влияние на разные сферы общественной жизни усилилось. Территория обители постепенно превращалась в масштабный, хорошо укрепленный архитектурный комплекс. К концу XVII века были возведены стены, Святые ворота с надвратной церковью, трапезная, настоятельский и братские корпуса. Евдокия Лопухина в 1691 году дала толчок строительству храма над трапезной, устройству новых церквей и приделов, фамильной усыпальницы.

В XIV-XVII веках обитель – центр переписки книг. Здесь хранились многие сочинения преподобного Максима Грека (по мнению академика Дмитрия Лихачева, «первого интеллигента на Руси»). С 1475 года в прилегающей монастырской слободке начали изготавливать кирпич для строительства Кремля. Также у монастыря были приписные крестьяне (к 1700 году – 210 дворов). Кроме того, обитель служила местом заточения священнослужителей (новгородского епископа Серапиона, протопопа Аввакума).

XVIII-XX века

Начиная с 1701 года доходы монастыря постепенно снижались – сказывалась реформаторская деятельность Петра I. Тем не менее в конце века это была одна из самых богатых обителей Москвы. В ее владении находились земли под селением (5,6 га), сенокосные угодья (4 га) и неудобия (4,5 га).

Часть средств уходила на приюты, исправительные дома, госпитали. В 1748 году от очередного московского пожара сильно пострадали архив и библиотека. К концу XVIII века со стен Спасского собора исчезла роспись. В 1763-1779 годах здание реставрировали (фрески не восстанавливали) и достраивали (появилась крытая паперть).

В 1803 подворье украсила церковь с 72-метровой копией колокольни Киево-Печерской Лавры (построена на средства купца С. П. Васильева). Выше в Москве была только колокольня Ивана Великого. Автор проектов – известный московский архитектор Родион Казаков – ученик Матвея Казакова (главный архитектор Москвы второй половины XVIII- начала XIX века).

В 1812 году огонь уничтожил часть имущества и спровоцировал отдельные разрушения: упали глава и барабан главного собора, сгорел иконостас. До этого солдаты армии Наполеона разграбили обитель. Самые ценные предметы удалось сохранить – монахи их вывезли и спрятали заранее. В некрополе Спасо-Андроникова монастыря упокоились многие известные и неизвестные герои Отечественной войны 1812 года.

В 1846-1850 годах значительно изменился внешний вид собора. В соответствии с проектом архитектора Герасимова возвели два придела, изменили вид папертей, накрыли четырехскатной крышей кокошники и закомары, установили восьмигранный барабан под шатровой конструкцией. Последняя выразительная постройка этого времени – церковь в честь святого мученика Евграфа с усыпальницей семьи купцов Молчановых (1874 год).

В 1918 году обитель закрыли по распоряжению советских властей. К этому времени (на конец 1917 года) в нем жили 17 монахов и послушник. Территория поступила в распоряжение ВЧК. Здесь устроили один из первых концентрационных лагерей для политических противников.

В 1922-1928 годах монастырь заняла колония для беспризорников, потом – рабочие . В старинных зданиях (включая храмы) оборудовали 200 жилых комнат. В 30-40-х годах здесь находились учреждения наркомата обороны.

За годы советской власти архитектурный комплекс подвергся значительным разрушениям. К 1927 году уничтожили некрополь (на его месте сделали футбольную площадку), к 1932 году разобрали колокольню, часть стен и башен. Святые ворота и церковь Рождества Богоматери тоже исчезли. Спасский собор был открыт до 1924 года.

Впервые вопрос о возрождении памятника подняли исследователи московской архитектуры П. Н. Максимов и Б. А. Огнев в конце 30-х годов. Они установили, что Спасский собор – уникальная постройка XV века. В 1947 году, согласно постановлению Совета министров СССР, в Андрониковом монастыре начали создавать архитектурный музей-заповедник имени Андрея Рублева. Его открыли для посещения в 1960 году, который, по инициативе ЮНЕСКО, посвятили 600-летию со дня рождения величайшего из древнерусских живописцев.

В 1959-1960 годах Спасскому собору вернули оригинальный вид, с главою и кокошниками. С 1989 года он действует как приходской храм. В 1996 году под родной кров вернулась икона первых настоятелей.

XXI век

В 1998 году приход Спасского собора восстановил права на территорию бывшего некрополя. В 2000-2015 годах на этом месте построен одноглавый храм во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Автор проекта архитектор А. В. Климочкин придал современному зданию черты раннемосковского зодчества (XIV – начало XV века).

В 2022 году Русская православная церковь заявила о правах на здания Андроникова монастыря и обратилась к Росимуществу с просьбой передать их РПЦ для использования.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль монастыря

Входящих в монастырские ворота встречают два главных собора – Спасский и Архангела Михаила. Неповторимый архитектурный облик монастыря – это также трапезная, настоятельские покои, братские покои, усыпальница Лопухиных, духовное училище, мощные каменные стены с башнями. Некоторые из строений заслуживают особого внимания.

Спасский собор – главное здание на территории комплекса. Это настоящий пришелец из прошлого, самый древний каменный храм Москвы. После неоднократных разрушений, перестроек и реконструкций, он в 1960 году стал таким, каким его создали в 1410-1427 годах.

Это четырехстолпный одноглавый собор из белого камня с разделенным на три части фасадом. Внизу – высокий подклет. Здание является оригинальной динамичной, устремленной вверх конструкцией со ступенчатыми объемами. Русские зодчие разработали такой тип построек в домонгольское время, а в моду он вошел в XIV-XV веках.

Многочисленные декоративные арки-закомары и узкие окна стрельчатой формы, оригинальный медальон на фасаде роднят здание с изысканными образцами европейской готики. Белый камень в качестве строительного материала и формы перспективных порталов – традиции зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

От богатой росписи на стенах остались отдельные фрагменты. Можно рассмотреть растительный и зооморфный орнаменты. Небольшие участки росписи по бокам окон – элементы фресок Даниила Черного и Андрея Рублева.

Нарядный трехъярусный храм Михаила Архангела – самое высокое здание на территории комплекса. Выразительный образец московского барокко создали в 1694-1739 годах на средства царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Один из престолов освящен во имя Святого Алексия. Так звали царевича, в честь которого возвели храм.

Сейчас в здании находится Музей древнерусского искусства. Его коллекция состоит из шедевров живописи (XII-XVIII века), скульптуры, декоративно-прикладного творчества, иконописи, старопечатных и рукописных книг. Посетители могут полюбоваться работами Андрея Рублева. Знаменский придел является самой большой усыпальницей боярского рода Лопухиных.

Часть музейной экспозиции размещена в примыкающей к храму трапезной палате. Кирпичное двухъярусное здание возвели в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофании – духовнике Ивана III. Великий князь построил загородную резиденцию на противоположном берегу Яузы, напротив обители. Трапезная стала связующим звеном между внутренним пространством монастыря и внешним миром. Иван III мог в любое время приходить к своему духовнику, оставаясь незамеченным.

Фасад трапезной лишен особых изысков – кубическая форма, высокая четырехскатная крыша, минимум декора. Самая выразительная деталь – расписные керамические изразцы, обрамляющие верхнюю часть стен. Организация внутреннего пространства совпадает со структурой Грановитой палаты в Кремле. Внизу находились хозяйственные службы. Второй этаж выполнял функцию парадного зала.

Святыни обители

В стенах Спасо-Андрониковой обители находяться чудотворные святыни православия:

  • образ Спаса Нерукотворного,
  • 6 мощей,
  • два параллельных захоронения,
  • икона преподобных Андроника и Саввы Московского.

Основной и главной святыней обители считают Образ Спаса Нерукотворного. Именно перед ней Алексий дал обет о построении храма. Некоторое время она считалась утраченной и только в 1999 году ее нашли в Историческом музее Новодевичьего монастыря. Сейчас список этого образа поместили в Спасский собор.

Также во время поисковых работ была обнаружена икона преподобных Саввы и Андроника. Ее торжественно передали в Спасский собор, где она заняла почетное место. Еще одной находкой стало 6 мощей, которые были обнаружены в древнем алтаре собора. Были найдены и два параллельных захоронения, которые разносились благоуханиями.

Как добраться до Спасо-Андроникова монастыря

Добраться до Спасо-Андроникова монастыря возможно одним из трех наиболее удобных способов: на метро (от станций «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»), наземном общественном транспорте (автобусе или трамвае) или автомобиле.

На метро

Ближайшими к Спасо-Андроникову монастырю являются следующие станции московского метрополитена: «Площадь Ильича» (Калининская линия, 750 м.), «Римская» (Люблинско-Дмитровская линия, 790 м.), «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия, 1.3 км.).

От станции метро «Площадь Ильича»

Добравшись до станции метро «Площадь Ильича», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №1. Выйдя в город из метро, следуйте по Гжельскому переулку, плавно перетекающему в Андроньевский проезд, ~750 м., после чего увидите архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря.

МоскваЯндекс.Карты

От станции метро «Римская»

Добравшись до станции метро «Римская», подниметесь в город, воспользовавшись выходом №2. Выйдя в город из метро, следуйте по улице Сергия Радонежского ~800 м., затем, дойдя до подземного пешеходного перехода, пересеките проезжую часть и двигайтесь прямо ~300 м., после чего Вы увидите стены Спасо-Андроникова монастыря.

МоскваЯндекс.Карты

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]