Кийский крест в Крапивниках.  Какие мощи были вложены в крест


Кийский Крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия в Крапивниках Крест был изготовлен по заказу Патриарха Никона «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Размеры Креста составляют 310 на 192 сантиметров. Освящение Креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на Кресте, в нижней его части, была сделана соответствующая надпись на позолоченной табличке.

В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 камней — святынь с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

Дни празднования:

  • пятничные дни всего года, кроме пятницы Светлой седмицы, — воспоминание Крестных Страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная, и следующая за ним седмица («неделей» в богослужебной практике называется воскресный день, а неделя в современном понимании называется «седмица»)
    ;
  • 14 августа (1 августа по старому стилю) — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;
  • 27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

У ПОДНОЖИЯ

Высоко-Петровский монастырь для меня, пожалуй, самое родное место в Москве. Уже не один десяток лет езжу на Рождественские чтения – и здесь, в Отделе религиозного образования и катехизации, радушно встречают, выдают аккредитацию, затем здесь же проходят некоторые секции и круглые столы. В общем, на Петровке я как дома, и часто заезжал сюда просто так, не только на Чтениях. Выйдешь на станции метро «Тверская», прогуляешься по Страстному бульвару, посидишь на скамеечке, любуясь будто всплывающими в воздух из-за крепостных монастырских стен куполами таких русских церквей – Боголюбской иконы Божией Матери, Святителя Петра Московского, Преподобного Сергия Радонежского… В одном из них обязательно служба. То, что чуть дальше – за углом крепостной стены, – есть ещё один храм Преподобного Сергия, я знал, но почему-то ни разу туда не заходил. Может, отпугивало его второе именование – «в Крапивниках»? Или скорее такая была полнота, что куда уж больше святости? Но, как оказалось, именно там для меня, северянина и беломорчанина, и было наироднейшее место. Потому что в маленьком этом храме хранится самый большой в Восточной и Западной Церквях реликварий, который три столетия освящал побережье Белого моря и весь Русский Север.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм окружён с трёх сторон старинными зданиями, стены которого украшены каким-то восточным, магометанским орнаментом. Словно Константинополь, осаждаемый турками. Вхожу под церковные своды. Сразу у входа встречает высоченный Крест, который поначалу принял за Голгофский. Нет, он самый и есть – Кийский, с острова, что в Белом море.


«Сразу у входа встречает высоченный Крест – Кийский, с острова, что в Белом море»

Как повествуется, в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон, будущий Патриарх Московский, плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасён и прибит волнами к острову пред Онежским устьем. Вступив на гранитную твердь, он спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Но поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой», то и названия даже не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий».

В память о спасении Никон водрузил на острове Крест и спустя время попросил царя Алексея Михайловича пожаловать ему грамоту, которая бы дозволила «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Так появился на Белом море Крестный монастырь. В благодарность за разрешение открыть его Никон решил соорудить и подарить царю и всей царственной семье кипарисовый крест, который «украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней». Формально это был подарок царю, но великая святыня в Москве не осталась – вскорости Никон перевёз её в Онежский Крестный монастырь, на Кий-остров. Там, на Белом море, она и пребывала до 1930 года.

Прикладываюсь к подножию Креста. Пытаюсь разобрать церковнославянскую вязь на металлической табличке, составленную Никоном: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя… от честнаго древа кипариса… Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день». На Кресте множество металлических иконок святых, чьи мощи сюда вложены. Крещусь…


Икона «Кийский крест с предстоящими», написанная в 1667 г. Богданом Салтановым. Слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон. Справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична

В ожидании приезда настоятеля обхожу весь храм. Молящиеся стоят напротив двух старинных икон – Феодоровской Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, с частицей его мощей. Преподобный благословляет двуперстием – видно, образ старообрядческого письма. Появляется настоятель. Люди выстраиваются в очередь, чтобы решить свои вопросы. Затем протоиерей Александр Абрамов идёт в придел, откуда раздаётся стук молотка – ведутся работы над новым иконостасом. Освободившись, приглашает в трапезную, под которую приходу выделены помещения в одном из «магометанских» зданий.

Рассмотреть детали:

Кийский крест в храме Сергия Радонежского в Крапивниках

Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу»

Надпись на подножии Креста

Камень Гроба Господня. Иконы и мощи святых, в т. ч. великомученика Георгия Победоносца, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, пророка Даниила, равноапостольного Константина, апостолов Матфея и Андрея

Камень от пещеры, где родился Христос. Мощи и иконы святых, в т. ч. преподобного Андрея Критского и Григория Нисского

Храм в Крапивниках

– Необычно, что Крест у вас водружён прямо напротив входа, – задаю первый же пришедший в голову вопрос.

– Вы же видели, храм небольшой, и поставили там, где свод выше. Крест-то немалый. Сделан он по заказу Никона в Святой Земле «в меру креста Христова», то есть с соблюдением размеров того Распятия, на котором казнили Спасителя: 3 метра 10 сантиметров в высоту и 1 метр 92 сантиметра в ширину. И по форме это копия Спасителева тау-креста, в форме буквы Т.

– А это здание, где мы находимся, какое-то исламское на вид…

– Здесь было подворье Константинопольского Патриархата, ему одно время храм и принадлежал.

– А почему сейчас именно здесь Кийский крест находится?

– Можно сказать, что это случайность, хотя и промыслительная. Но давайте лучше с самого начала расскажу.

Нашу церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, москвичи называли по-разному: «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе». В принципе, это одно и то же. Предположительно, построили церковь в 1591 году, сохранился «Петров чертёж» 1597 года, на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. То есть храм уже существовал при Никоне, и вполне возможно, что он здесь молился, поскольку жил неподалёку. До конца XIX века это была обычная приходская церковь, ставшая со временем приписной. Когда её решили передать Сербскому подворью, то народ выступил против, потому что это был единственный в Москве приходской храм, главный престол которого освящён во имя Преподобного Сергия. Остальные-то были монастырскими. Просьбам вняли и храм оставили приписанным к Григорие-Богословской церкви. Его подновили, иконостас позолотили, но службы по-прежнему справлялись только по большим праздникам. И спустя десять лет, в 1883-м, повелением императора Александра III храм всё же передали подворью, только уже Константинопольского Патриархата.


Храм в Крапивниках, старое фото

Вот тогда, к 1892 году, и возвели эти здания, которые вы назвали «исламскими». Архитектор Сергей Родионов декорировал стены мусульманским орнаментом, но в оформлении также видны и русские мотивы. Колонны, полосатая кладка из цветных кирпичей – это всё византийское. Как понимаю, идея была такая: мусульмане захватили Византию, но здесь, в Москве, Константинополь продолжает быть.


Дом в «византийско-магометанском» стиле

– В 1880 году Достоевский написал: «Константинополь должен быть наш», – прерываю рассказ о. Александра.

– Да, в ту пору, при императоре Александре III, стоял вопрос об освобождении Царьграда и православных на Балканах. Возможно, открытие подворья с этим как-то связано. Предполагалось, что по результатам Первой мировой войны русские войдут в Константинополь, но революция всё перевернула, гонения на православных начались в самой России. В конце 20-х – начале 30-х по Москве прокатилась волна массового закрытия церквей, при этом Крапивенский переулок она миновала. Наверное, случилось это из-за извечного нашего низкопоклонничества перед иностранцами, на подворье-то греки жили. Возможно, была замешана и политика – большевики в ту пору сотрудничали с Турцией.

Надо сказать, в конце правления нашего Патриарха Тихона константинопольцы дружили здесь со всеми на свете – и с обновленцами, и с «тихоновцами». Вообще, подворье пользовалось репутацией такой недоброй, «краснопузой», и народа сюда ходило мало. Поэтому, когда в 34-м году умер последний настоятель подворья, архимандрит Василий (Димопуло), новых священников сюда не назначали. Оставались младшие по сану. Мы установили, что последний священник, крымский грек по происхождению, был в январе 38-го года арестован, отсюда увезён и расстрелян – по обвинению в шпионаже в пользу английской разведки. Священников-греков здесь не осталось, и храм закрыли. Причём закрыли очень капитально – из него всё вывезли, вообще ничего не осталось. А храм был один из самых богатых в Москве, судя по описи тех ценностей, которые вывозились ещё во время изъятия в 20-е годы.

– И как власти храм использовали? Сильно перестроили?

– Хотели устроить какой-то краеведческий музей, Дом пионеров. Но «по просьбам трудящихся» сделали пункт по заточке коньков и цех, который изготавливал эти самые коньки и лыжные крепления. Дело в том, что рядом с довоенного времени и вплоть до начала 90-х годов находился популярный среди москвичей каток «Динамо». Читали у Юрия Нагибина автобиографическую повесть «Тьма в конце туннеля»? Там он пишет о своём довоенном детстве и катке: «Каким-то чудом его серебряное блюдо уместилось в густотище застроенного-перезастроенного центра Москвы. Здесь дом лезет на дом, не найдёшь свободного пятачка: между помойкой и гаражом встроен крольчатник, рядом чистильщик сапог развесил макароны шнурков и насмердил сладкой гуталиновой вонью, вгнездился в какую-то нишу кепочник, а на него напирает электросварщик, обладатель слепящей искры, сараи, подстанции, всевозможные мастерские теснят друг дружку, толкаясь локтями, и вдруг город расступается и с голландской щедростью дарит своим гражданам чистое пространство льда».

Так что здесь десятки лет были веселье и музыка – катались парами и под фокстрот «У самовара я и моя Маша», и под песни Аллы Пугачёвой. Ну а потом наступил август 91-го…

Из-под спуда

– В августе сюда, в храм Преподобного Сергия, Крест и привезли? Как странно совпало – тогда же был путч ГКЧП, после которого советская власть закончилась.

– Для меня удивительней то, что привезли именно сюда. Как уже говорил, здесь неподалёку, на Петровке, был дом, который принадлежал Никону в бытность его митрополитом Новгородским. И наш храм из всех московских храмов самый ближний к нему.

– Может, кто-то знал об этом?

– Вряд ли. Произошло следующее. В ту пору министром культуры РСФСР был Юрий Соломин, хорошо известный нам по фильму «Адъютант его превосходительства». И Юрий Мефодьевич распорядился, чтобы часть находящихся в запасниках икон и святынь была передана в храмы, подвергшиеся наибольшему разрушению. Ну а церковь Преподобного Сергия как раз входила в эту категорию – в ней же завод располагался, колокольня была разрушена, стены обезображены. И как раз храм возвращали Церкви. 30 августа его освятил Святейший Патриарх Алексий II. Первым настоятелем стал протоиерей Иоанн Экономцев, впоследствии игумен и архимандрит, известный вам по Рождественским чтениям – он их вёл многие годы. В числе клира был и известный многим протоиерей Глеб Каледа. Позже клир перешёл в Высоко-Петровский монастырь, когда верующим вернули тамошнюю церковь Преподобного Сергия Радонежского. А восстановление нашего храма продолжалось – освятили ещё один придел, во имя преподобного Серафима Саровского, восстановили колокольню, причём по фотографиям, соблюли размеры с точностью до сантиметра. Но жизнь храма началась именно в августе 91-го, когда сюда из музейных запасников привезли три святыни – иконы Феодоровской Божией Матери, Преподобного Сергия Радонежского и Кийский крест.

– А в чьих запасниках Крест хранился?

– В запасниках Исторического музея, что на Красной площади. Туда он попал с Соловков. Вообще, до революции Крест покидал Кий-остров лишь во время Крымской войны, когда его эвакуировали в Соловецкий монастырь, спасая от англичан. В начале 20-х годов, после закрытия Онежского Крестного монастыря, его снова вывезли на Соловки, но уже с другой целью – поместить в экспозицию антирелигиозного музея. О Кийском кресте писали тогда памфлеты, разного рода иронические сообщения, называли «универмагом несуществующих вещей», имея в виду мощи, в нём находящиеся, и так далее.

В 30-е годы, после упразднения СЛОНа, архипелаг попал в распоряжение ВМФ. Там расположили военно-морскую базу, школу юнг. Антирелигиозный музей морякам был ни к чему, и святыни подлежали уничтожению. Пётр Дмитриевич Барановский, великий наш реставратор, который спасал Казанский собор на Красной площади и многие другие памятники, срочно выехал на Соловки. Человек он был невиданной смелости, писал в прокуратору Союза ССР на военно-морской флот, требовал спасти иконы, облачения, утварь. В результате его усилий Кийский крест и был перевезён в Москву, в запасники музея.

Второй раз Крест подвергся опасности в конце 80-х – начале 90-х годов. Как мы полагаем, он был подготовлен к тому, чтобы его списать и даже вывезти за пределы страны. С чьей-то точки зрения, предмет был весьма «ценный», он ведь обит серебряной басмой, там было листовое золото и так далее. К счастью, хранителем другого музея, имени Андрея Рублёва, работал нынешний священник Храма Христа Спасителя отец Георгий Мартынов, который о Кийском кресте знал всё, писал о нём научные статьи. И вот он организовал целую кампанию, актуализировал тему Кийского креста в такой степени, что на неё обратил внимание министр культуры Соломин. Отсюда и его решение передать святыни из фондов в восстанавливаемые храмы.

Надо сказать, что у музейных работников, в особенности у фондохранителей, есть то, что можно назвать «болезнью хранителя». Это как собака на сене. Они исходят из предпосылки, что все, кто пришёл к ним в фонды, намереваются что-нибудь украсть. Я знаю много таких. Как правило, это очень хорошие люди, но они искренне считают, что их задача – как можно меньше что-то показывать и как можно больше спрятать в темноте своих фондов. И вот когда отец Георгий, ставший к тому времени уже священником, пришёл Кийский крест забирать, то, как он мне рассказывал, фондохранитель плюнул ему в лицо. Эмоции были на пределе.

Утраченные мощи

Во второй половине 19 в. настоятели Онежского монастыря в своих донесениях сообщали о том, что часть мощей была утрачена. Так, например. В 1876 г. архимандрит Нектарий указывает на отсутствие мощей великомученика Прокопия и пророка Даниила.

Он предполагает, что, скорее всего, они были утеряны при перенесении святого креста по неудобному пути из монастыря при нашествии неприятеля. Тогда в 1854 г. англичане вплотную подошли к Соловецкому монастырю, в связи с чем реликвия и была вывезена из обители.

Вне утрат

– Между тем дело было сделано, и теперь каждый москвич и гость столицы может поклониться в нашем храме великой святыне, – продолжает рассказ отец Александр. – Кийский крест – это ведь самый значительный реликварий из существующих как в Восточной, так и в Западной Церквях. В него вложены частицы всех мощей, что хранились в Патриаршем дворце, в Теремной палате – в общем, находились в распоряжении русского Патриарха.

Примечательно, что частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах. Они залиты воскомастикой – это смесь воска с разными благовониями, аналогичная той, что используют при освящении престолов. Наверное, вы видели на фотографиях – в виде раскалённой массы её льют на углы престола. И вот в такую расплавленную воскомастику частицы положили, она их обволокла, а затем их просто вставили в выемки в Кресте, укрепив рядом иконки, по которым понятно, чьи это мощи. Известно, что Никон заказал иконки придворному художнику царя Алексея Михайловича и главному мастеру Оружейной палаты Богдану Салтанову, чьё настоящее имя Аствацатур, то есть «Богом данный». Это был армянин, родом из Персии. Но видно, что не только он занимался образками для Креста – они выполнены разными мастерами и в разных иконографических традициях. Например, мученик Христофор изображён в более ранней, средневековой, традиции – с головой собаки.


Частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах

– По-моему, на Кресте иконок меньше, чем триста.

– Часть мощей была вложена без образков. Кроме того, при большевиках Крест получил утраты золота, который покрывал обратную сторону – и там, возможно, тоже находились частицы мощей.

– А в целом много утрачено?

– В Кресте осталось сто частиц святых мощей, а пропало около двухсот. Утрачено и то, что находилось в перекрестии. Туда были вмонтированы свойственные семнадцатому веку святыни – молоко Божьей Матери, кожа апостола Павла и так далее.

– Обычно такие реликвии имелись у католиков. При Никоне, наверное, европейское влияние было значительным?

– Несомненно, в ту пору западные веяния какие-то были, но что касается частиц мощей – это то, что пришло в Русскую Церковь из Византии, со Святой Земли с самых первых времён её существования, то есть задолго до семнадцатого века.

Надо отметить, что Крест терпел утраты не только в советское время. Во время Крымской войны его пришлось эвакуировать с Кий-острова на Соловки. После войны, как писали в Архангельских епархиальных ведомостях, комиссия обследовала Соловецкий монастырь и описывала урон, нанесённый бомбардировкой с английских кораблей. И при осмотре иконостаса главного храма, в который был вставлен Крест, нашла в нём утраты. Может, что-то выпало при сотрясении обстреливаемого здания, может, это при перевозке произошло – подробности не сообщались.

– Лишившись двух третей заложенных в него частиц мощей, Кийский крест перестал быть самым крупным реликварием?

– Он и сейчас, по идее, самый большой у нас. А тогда просто ничего и рядом не стояло. И дело тут не только в количестве частиц мощей. У нас сейчас очень редко бывают бессистемные такие ящички с реликвиями. Всё, что есть у настоятеля или архиерея, обычно собирается в отдельные раки. Причём то, что как бы случайно оказалось под рукой. А здесь был замысел, своя иконографическая программа, которую мы до сих пор не можем понять. Не просто собранные вместе мощи, а настоящий реликварий.

– Вы говорите об очерёдности расположения частиц?

– Да, об их порядке. Расположение частиц не идёт по алфавитному порядку, не идёт по чинам тех или иных видов святости, то есть не сгруппированы отдельно преподобные, святители и так далее. Но там, несомненно, есть какой-то замысел. Многие исследователи работают над тем, чтобы его установить.

Святыни Кийского креста

Звезды восьмиконечные

• I Камень Гроба Господня • III Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней • VI Камень от пещеры, где родился Христос • VIII Камень Гроба Пресвятой Богородицы • IX Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча • XIV Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода • XV Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу» • XVI Камень, часть жезла Моисеева, «им же пресече Чермное море» • II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII Камни не надписаны

Иконы и мощи святых

  1. Великомученик Георгий Победоносец
  2. Мученик Христофор
  3. Мученик Трифон Апамейский, Никейский
  4. Великомученик Прокопий Кесарийский (Палестинский)
  5. Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
  6. Великомученик Никита Готфский, Константинопольский
  7. Великомученик Меркурий Кесарийский (Каппадокийский)
  8. Великомученик и целитель Пантелеимон
  9. Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский
  10. Пророк Даниил
  11. Равноапостольный царь Константин
  12. Апостол и евангелист Матфей, именуемый Левием
  13. Апостол Андрей Первозванный
  14. Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
  15. Апостол Павел
  16. Икона утрачена
  17. Великомученик Иаков Персянин
  18. Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский
  19. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
  20. Священномученик Еферий, епископ Херсонесский
  21. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский
  22. Преподобный Алексий, человек Божий
  23. Святитель Московский Петр, митрополит Киевский
  24. Священномученик Феоген (Фиоген), епископ Парийский
  25. Святитель Нектарий, патриарх Константинопольский
  26. Священномученик Климент, епископ Анкирский
  27. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский
  28. Святитель Григорий, епископ Нисский
  29. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
  30. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
  31. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
  32. Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский
  33. Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
  34. Апостол от 70-ти Варнава (Иосия), епископ Медиоланский
  35. Апостол Фома Дидим (Близнец)
  36. Апостол от 70-ти и евангелист Марк
  37. Праведный Иаков, брат Господень по плоти
  38. Апостол от 70-ти и евангелист Лука
  39. Апостол от 70-ти Тимофей, епископ Ефесский
  40. Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Критский
  41. Апостол Иаков Зеведеев
  42. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
  43. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
  44. Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский
  45. Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
  46. Святитель Епифаний, епископ Кипрский
  47. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский
  48. Священномученик Ермолай, пресвитер Никомидийский
  49. Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский)
  50. Святитель Андрей, архиепископ Критский
  51. Священномученик Афиноген, епископ Пидахфойский (Севастийский)
  52. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси
  53. Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
  54. Святитель Гурий, архиепископ Казанский
  55. Великомученик Феодор Тирон
  56. Мученик Евстратий Севастийский, военачальник
  57. Икона утрачена
  58. Мученик Каллиник Кесарийский (Вифинский)
  59. Мученик Кирик Тарсийский
  60. Мученик Каллистрат Византийский
  61. Мученик Мамант Кесарийский (Каппадокийский)
  62. Мученик и бессребреник Косма Римский
  63. Священномученик Авив, диакон Едесский
  64. Священномученик Евпл, архидиакон Катанский (Сицилийский)
  65. Мученик Лукиан Диррахийский
  66. Мученик Неофит Никейский
  67. Мученик и бессребреник Дамиан Римский
  68. Мученик Авксентий Севастийский, Аравийский
  69. Великомученица Варвара Илиопольская
  70. Преподобный Антоний Великий, Египетский
  71. Преподобный Евфимий Великий
  72. Великомученица Евфимия Всехвальная, Халкидонская
  73. Преподобный Иоанн Дамаскин
  74. Преподобный Ефрем Сирин, Едесский
  75. Преподобномученик и исповедник Стефан Новый
  76. Преподобный Григорий Декаполит
  77. Преподобный Пимен Великий
  78. Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский
  79. Мученик и бессребреник Кир Александрийский
  80. Преподобный Георгий Хозевит
  81. Преподобный Михаил Малеин
  82. Преподобный Никита, исповедник Константинопольский
  83. Мученик и бессребреник Косма Аравийский, Киликийский
  84. Преподобный Сергий Радонежский
  85. Святитель Иона, архиепископ Новгородский
  86. Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский
  87. Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
  88. Преподобный Савва Сторожевский, игумен Звенигородский
  89. Преподобный Евфимий Суздальский
  90. Благоверный князь Александр Невский
  91. Благоверный князь Роман Угличский
  92. Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
  93. Мученица Ирина Аквилейская
  94. Преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
  95. Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский
  96. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский
  97. Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская
  98. Преподобномученица Евдокия (Ия) Римская, Персидская
  99. Преподобномученица Феодосия дева, Константинопольская
  100. Икона утрачена
  101. Икона утрачена
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]