Донской монастырь в Москве: где находится и как доехать?

История нашей страны часто бывает жестока и беспощадна к памятникам истории, особенно если они имеют сакральное, духовное значение. Много храмов было разрушено, не один монастырь сравнялся с землей, и узнать о них мы можем разве что из воспоминаний очевидцев. Но есть обители, которым повезло больше и которые история практически в целости и сохранности сохранила для потомков. Среди таких счастливчиков – Донской монастырь, который хоть и пережил много невзгод, но все-таки выстоял нерушимым, и сегодня гостеприимно открывает свои врата для туристов и прихожан.

Чем знаменит Донской монастырь

За свою более чем 400-летнюю историю он повидал нашествия врагов, нападки безбожников, разорение, закрытие – наконец, возродился за последние десятилетия.

Вид с колокольни на монастырь (1865?

Святыни

Это, конечно, чудотворный образ, которому обитель обязана самим своим основанием, другие чтимые иконы, а также мощи угодников Божиих.

Донская икона

Это честной образ Богородицы, которым, возможно, благословил блгв. Димитрия Донского прп. Сергий Радонежский, когда тот отправлялся на Куликовскую битву. После битвы образ пребывал в Успенском соборе княжеской «отчины», Коломны. С него около 1393 г. сделал список известный иконописец, Феофан Грек. С этого времени установилась традиция молиться перед иконой о спасении столицы при нахождении врагов.

Изображение иконы Божией Матери Донская, находившейся до революции в Московском Донском монастыре. Не позже 1893 года

Так было в 1591 г. Когда орды Крымского хана Казы-Гирая подошли к столице, икона явила новое знамение: после того, как сам царь Феодор Иоаннович провел ночь на молитве перед образом, татары внезапно отступили. Тогда же была основана иноческая обитель, которая началась с походной церкви прп. Сергия Радонежского, где пребывала чудотворная икона (поэтому москвичи иногда называли Донской монастырем Богородицы, «что в обозе»).

Впоследствии, уже при царе Борисе Годунове, была создана еще одна копия чудотворного образа, специально для Донского (она находилась в иконостасе Большого собора), тогда как икона письма Феофана Грека пребывала в Успенском соборе Кремля. Ежегодно, 1 сентября, когда совершалась память Донской иконы, Кремлевскую привозили в обитель – так встречались две святыни. Традиция сохранилась даже до наших дней, но место пребывания Феофановой Донской – теперь не Кремль, а Третьяковская галерея, откуда ее доставляют на престольный праздник Донского.

1 сентября, в день престольного праздника обители, в Большом соборе Донского монастыря можно поклониться святыне, куда её накануне доставляют из Третьяковки.

Историческое место Москвы, где находится, как добраться

Донской монастырь находится в Москве по адресу: Донская площадь, 1- 3.

В воскресение монастырь открыт с 6 до 20, в остальные дни часы его работы: с 7:30 до 19 часов. Богослужения проходят ежедневно. Но если вам нужно узнать расписание определённых служб или, например, как и когда можно совершить соборование, то такие вопросы лучше предварительно уточнить на сайте или по телефону монастыря.

И конечно, здесь есть свои правила: женщинам не нужно приходить в короткой юбке, шортах или в брюках. Головной платок при входе в храм обязателен. Нельзя пить, курить, в общем, соблюдайте элементарные правила вежливого поведения, принятые в религиозных местах.

Посетить Донское кладбище можно ежедневно. Время его работы меняется в зависимости от сезона: летом — с 9 до 19 часов, зимой — с 9 до 17 часов.

Добраться до монастыря удобнее всего на метро. Ближайшие к нему станции: Шаболовская или Ленинский проспект. Потом надо будет немного пройти пешком. Конечно, доехать до Донского монастыря можно и на автомобиле, и на автобусах № 111, 196, М1, на троллейбусах под номерами 4, 7, М4 ехать до Улицы Стасовой. Если вам удобнее, садитесь в трамвай № 14 или 39, он довезёт вас до Университета дружбы народов. Потом немного прогуляетесь — и вы у ворот монастыря.

Заканчивая свой фотоочерк, хочу пригласить и вас на интересную и познавательную экскурсию в Донской монастырь, столько всего повидавший и переживший на своём веку. А чтобы лучше сориентироваться во всех храмах и постройках Донского монастыря в Москве, предлагаю воспользоваться схемой расположения объектов на территории обители.


Ну а тем, кто любит более наглядные картинки, удобнее будет объемная карта территории обители.

На карте ниже Вы также сможете определить точное местонахождение Донского монастыря в Москве и всех его многочисленных храмов (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Координаты Донского монастыря в Москве (вход): 55.71428, 37.59994.

Моя поездка состоялась 10 января 2022 года. Рядом находится еще один восхитительный по красоте и величию Даниловский монастырь, а также недалеко расположено Даниловское кладбище, где похоронено много знаменитых людей, и куда до сих пор приходят люди на могилки матушки Матронушки и старца Аристоклия.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря. Есть более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», который находится чуть дальше от метро, но здесь очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, а какие монастыри вы посещали и какие из них произвели самое большое впечатление.

Некрополь

За годы возрождения обители его удалось благоустроить. Сейчас кладбище с могилами известных людей России открыто для посещения.

Кто похоронен в Донском монастыре в Москве?

Н.М.Карамзин писал, что к нему «почти все приближаются… с умилением и слезами: ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества». И не только. Сама императрица Екатерина II в 1792 г. составила завещание, согласно которому, если кончина застигнет ее в Москве, похоронить ее необходимо при Донском. Скончалась царица все-таки в городе на Неве, так что не удостоилась быть погребенной здесь. Сейчас некрополь – это могилы:

  • более 100 представителей рода князей Голицыных;
  • грузинских аристократов (также около 100);
  • 90 ветеранов Отечественной войны 1812 г.;
  • родственники А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого;
  • здесь же – место последнего пристанища многих известных ученых: историка В.О. Ключевского, создателя российской авиации Н.И.Жуковского, многих других.

Есть здесь также сравнительно новые могилы исторических деятелей: в 2000-е сюда перенесен прах писателя Н.С. Шмелева, генералов А.И. Деникина, В.О. Каппеля, философа И.А. Ильина.

Наконец, встречаются захоронения личностей одиозных, например, здесь упокоилась помещица XVIII в. Дарья Салтыкова («Салтычиха»), истязавшая своих крепостных.

Некрополь обители – не только кладбища, но также некоторые погребения внутри храмов. Так, в Малом соборе есть могила архиепископа Московского Амвросия, убитого во время «Чумного бунта» 1771 г. разъяренными москвичами. Владыка попытался ограничить доступ людей к чудотворной Боголюбской иконе Богородицы, за что его истязали, а затем убили. Сделавшие злое дело были преданы анафеме, затем казнены. А владыка упокоился там, где погиб.

Что «похоронено» в Донском?

Это также вполне правомерный вопрос. В советские годы закрытую тогда обитель считали еще «архитектурным кладбищем» столицы, сюда свозили остатки уничтоженных исторических памятников, надгробий разоряемых кладбищ, ибо именно здесь разместился (с 1934 г.) Музей архитектуры. Ныне на восточной стене обители можно увидеть закрепленные горельефы Храма Христа Спасителя, на северной – фрагменты декора Сухаревой башни, а также Успенской церкви с улицы Покровка. Посетителей встречает также целая «аллея» из надгробий уничтоженных кладбищ Москвы. Сама же «аллея», вдоль которой – памятники, кресты, ведет к Малому собору.

Квадрига с Триумфальной Арки в Донском монастыре

Донское кладбище

Святое место упокоения для святых и не только

Сейчас существует два Донских кладбища: Старое и Новое.

Первое было основано еще в далеком 1591 году при монастыре. В девятнадцатом веке за этим местом закрепилось литературное название «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы». Постепенно места на нем стало недостаточно, и в начале 20 столетия была выделена земля для нового погоста

Вход на территорию старого кладбища расположен между Большим и Малым соборами.

На Старом Донском кладбище в Москве погребены родственники А.С. Пушкина: брат и сестра поэта, его дядя и две тёти, также бабушка и дедушка.

Встречаются надгробья других известных русских писателей. Например, Грибоедовых.

На обширной территории Донского некрополя расположен и Мемориал белым воинам. Есть здесь могилы Деникина, Солженицына.

Очень сильное впечатление лично на меня произвели надгробия в виде дерева с обрубленными ветвями. Неприятное, могу вам сказать, зрелище: как человек без рук, без ног. Назывались они «Гора Голгофа» и ставились на могилу последнего представителя рода. Наверное, это должно было означать, что на этот родовом Древе новые веточки уже никогда больше не появятся. Впечатляющее зрелище!

На кладбище Донской обители похоронены многие историки, учёные, писатели и другие знаменитые люди своего времени. Вот надгробье над могилой отца русской авиации Н.Е. Жуковского.

Но есть здесь могилы людей, знаменитые не только благими делами. Так, например, одна из легенд Донского кладбища — могила Салтычихи (звали ее Дарья Николаевна Салтыкова). Это садистка-помещица, лично мучавшая, пытавшая до смерти своих крепостных. И ведь прожила эта, как бы так сказать? убийца — 71 год! 33 из них, по сути, в тюрьме.

Сначала её держали в специальной подземной камере Ивановского женского монастыря, куда даже не проникал дневной свет. Зажигать свечу разрешалось только на время еды. Там она провела 11 лет! Потом наказание чуть ослабили, и её перевели в другую камеру с маленьким окошком и решёткой. На неё за этой решёткой, как на хищного зверя, приходили смотреть люди. Это же надо иметь столько здоровья, чтобы всё это выдержать!

На её могиле находится около 140 крестиков, как принято считать, по числу её жертв. И надпись: убийца! Вот такая страшная «память». И о таких надо помнить и знать, чтобы не допустить повторения этого, пережитого людьми ужаса.

Сюда несут цветы…

Наверное, одна из самых знаменитых и главных могил Донского некрополя — захоронение старца Даниила. До 2006 года он был старейшим насельником обители. На могиле архимандрита Даниила, которого так любили и уважали прихожане, всегда лежат живые цветы.

Братские могилы — страшная вещь. Одно время из Лефортово, из подвалов Лубянки привозили, чтобы свалить в монастырскую землю, тысячи трупов расстрелянных. Вот и лежат они: И. Бабель, маршалы Тухачевский, Блюхер и множество других известных и неизвестных людей. Это захоронение называется Могилой невостребованных прахов.

По иронии судьбы могила Блохина — коменданта НКВД, лично расстрелявшего более 10000 человек, — тоже расположена на территории Донского некрополя.

Есть тут и братская могила воинов, погибших в годы Отечественной войны и после неё от полученных на поле боя ран.

А ещё на Донском кладбище похоронена знаменитая в прошлом певица Майя Кристалинская,

несравненная актриса второго плана Фаина Раневская и ещё много других: список захоронений знаменитостей можно продолжать долго. Да, кстати, поклонникам Ф. Раневской. Если хотите быстро найти её могилу, не надо даже сверяться со схемой Донского кладбища, ищите белую скамеечку. Она будет ориентиром.

Возможно, для кого-то кладбище, могилы знаменитостей — не особо приятное место для прогулок. Но некрополь Донского монастыря — это особое место, где как по учебнику, по именам и надписям на надгробиях можно изучать непростую историю нашей огромной России. И, наверное, такие экскурсии заставляют задуматься о жизненных ценностях, о том, что для каждого человека должно быть действительно важно.

А для того, чтобы лучше понять где и чьи могилы расположены, предлагаю ознакомиться со списком лиц, которые захоронены на территории Донского некрополя, и местоположением их на кладбище.

История

Начавшись с походной церкви прп. Сергия, где разместилась любимая москвичами чудотворная икона, история монастыря на этом… как бы остановилась на некое время.

Московский дворик. Вид на Донской монастырь. 1922-1930 гг.

Скромная обитель

Конечно, царь Феодор Иоаннович очень скоро позаботился возвести на месте чуда каменный храм. Сейчас его именуют «малым» собором, посвященной Донской иконе. Действительно небольшой, он скорее походил на приходскую церковь, чем на главный храм монастыря. К тому же дальше благоустройство новой обители не пошло – просто потому, что грянуло «Смутное время» начала XVII в., когда стало не просто не до монастырей – даже не до страны, едва не утратившей саму государственность, потерявшей правящую династию. Донской собор не раз грабили «лихие люди», то поляки, то казаки.

Донской монастырь. Храм Архангела Михаила

Частично удалось восстановить монастырь только по окончании Смуты, при царе Михаиле Феодоровиче. Да и то он, некогда возникший на месте великого чуда, был столь беден, что его приписали Андреевскому монастырю (с 1650 г.).

Новое строительство

Оно началось с рубежа XVII-XVIII вв., когда русские цари как бы вспоминают о столь значимой, но полузабытой обители:

  • с 1684 г. строится еще один собор Донской иконы;

Ныне монастырь – единственный в России имеющий два соборных храма одинакового посвящения, главной святыне. Впрочем, ведь Донских икон тоже две, причем чудотворными почитаются обе.

  • строятся капитальные каменные стены, башни; ныне многие говорят о некотором их сходстве с Новодевичьим монастырем, возведенным тогда же.

Наконец, по указу императрицы Елизаветы Петровны, с 1745 г. обитель становится ставропигиальной (так как патриаршество с 1721 г. было отменено, тогда это означало прямое подчинение Св. Синоду).

«Аристократический»

Так начинают именовать Донской с конца XVIII в. После памятной чумы 1771 г. Екатерина II издает указ, запрещающий погребения при храмах, повелевающий вынести кладбища за городскую черту. Находившийся на тогдашней окраине, к тому же связанный с важными историческими событиями, Донской, имеющий собственный некрополь, рассматривается многими, как место погребения. С ростом кладбища возрастает благосостояние обители, куда делают вклады многие известные люди.

Даже когда в 1812 г. монастырь серьезно пострадал от французов, нашлись богатые жертвователи, за небольшое время восстановившие его. Первым среди них был атаман М.Платов, герой Отечественной войны.

К середине XIX в. монастырь становится духовным, образовательным центром. Здесь работают:

  • духовное училище;
  • иконописная школа.

Последний построенный перед революцией здешний храм появился с 1914 г. Его посвятили прп. Серафиму Саровскому и блгв. кн. Анне Кашинской. Действующей церковь оставалась немногие годы: с 1927 г. здесь открыли крематорий…

Донской монастырь. Иконостас храма Серафима Саровского. 1927 год — храм переделывают под крематорий

Советское безвременье

Формальное решение о закрытии «аристократического» монастыря было принято с 1918 г., но реально оно не выполнялось иноками. Именно поэтому здесь, в юридически «несуществующей» обители в 1925 г. прошли похороны Патриарха Тихона при огромном стечении народа, духовенства. Фактически Донской был закрыт только со следующего, 1926 г.

Малый собор Донского монастыря. 1932 год. Фотограф James Abbe (США)

При этом древнейший, Малый Собор, оставался действующим с 1946 по 1960 гг., но уже как приходской храм. Его удалось отстоять даже во время гонений времен Н.С.Хрущева, более того, с 1946 г. Патриарх совершал здесь чин Мироварения (освященное миро употребляется при Миропомазании после Крещения).

Возвращение

Хотя вопрос о возвращении монастыря Церкви ставился по крайней мере с 1982 г., вернули его только с 1990-х – разрушающимся, с искаженным обликом (достаточно сказать, что на территории монастыря музей разместил танки времен войны). Масштабную реставрацию удалось начать только с 2014 г.

Чин мироварения сегодня

Сейчас Донской – большой комплекс, включающий 12 церквей. Среди них есть существовавшие до революции, а также совсем новые.

Большой и Малый соборы

Древнейший, Малый, не раз перестраивался, расширялся. Лишь реставрация, проведенная музейными работниками 1950-х вернула храму первоначальный облик. Большой собор – своего рода архитектурная доминанта, одновременно – духовное сердце обители. Его возведение завершено в 1698 г. Новое освящение после возвращения Церкви состоялось 18 августа 1991 г.

Донской монастырь

Храмы и другие постройки

Кроме того, на территории монастыря действуют:

  • надвратная церковь Тихвинской иконы Богородицы, встречающая входящих паломников;
  • построенные в XVIII в. храмы правв. Захарии и Елисаветы, а также Александра Свирского;
  • к XIX в. – нач. XX вв. относятся церкви Архангела Михаила, прп. Иоанна Лествичника, свт. Иоанна Златоуста, прп. Серафима Саровского и блгв. Анны Кашинской;
  • наконец, вновь возведены за 2000-е церкви свт. Тихона, вмч. Георгия Победоносца, блгв. Александра Невского.

Кроме того, идет реставрация здания бывшего Духовного училища (с 2014 г.), а также настоятельского дома.

Исторические вехи

Битва за Москву!

Основал Донскую обитель сын Ивана Грозного — царь Фёдор Иванович — в 1591 году. В этот год татарский хан со своими многочисленными войсками подошёл почти вплотную к Москве, намереваясь захватить город. По приказу царя, с Донской иконой в руках москвичи, вознося к Богородице просьбы о помощи, обошли крестным ходом защищавшие столицу крепостные стены. А потом икону временно поставили в небольшую походную церковь, в то время подмосковного, Гуляй-города.

На следующий день русские войска чудесным образом одержали сокрушительную победу над врагом, заставив его бежать с поля боя. При этом потери с русской стороны были, неожиданно для всех, очень немногочисленны. В честь такого знаменательного события, выражая большую признательность Богородице за помощь, царь Фёдор основал на месте полковой церкви, в которой хранилась икона во время боя, одноглавый собор Донской Божией Матери.

Он и стал исторической основой, впоследствии возникшего здесь Донского монастыря. Сейчас этот миниатюрный храм называется Малым или Старым собором.

Если честно, то по нынешним меркам не похож он внешне на собор, а больше напоминает приходскую церковь. Но это, ни в коем случае, не умаляет его значимости.

Время больших перемен

В России наступило Смутное время, и польские захватчики разорили обитель. Очень долго она стояла всеми забытая. Позже ситуация изменилась к лучшему: неожиданно оказалось, что Свято-Донской монастырь в Москве стоит на пути «царского богомолья». По этой дороге совершались крестные ходы с участием царских особ.

И в конце 17 века на деньги царевны Екатерины Алексеевны из династии Романовых был возведён и освящён в честь Донской иконы другой величественный и восхитительный храм, более вместительный и крупный по своим размерам. Его называют сейчас Большим собором.

Также, примерно в эти же годы, построили ограждающую монастырские земли стену, в состав которой входило 12 башен.

Эти нововведения стали началом больших перемен в истории обители. Появилась большая надвратная Тихвинская церковь. Чуть позднее над ней возвели колокольню, позже – архимандритские покои.

На фотографии ниже видна макушка колоколенки над храмом св. Тихона, она находится за небольшой церковью Иоанна Златоуста, которая на фото получилась на переднем плане.

На территории Донской обители появилось здание духовной семинарии. В 1780 году Большой собор был расписан прекрасными фресками.

Ужасы Чумного бунта

В 1771 году монастырь стал центром ужасающего события. Это был, так называемый, Чумной бунт. В тот год в Москву опять пришла страшная чума. По городу прошёл слух, что якобы в соседнем городе много людей исцелилось от болезни с помощью чудотворной иконы.

Такая икона в столице находилась у Варварских ворот Китай-города. Длинные очереди выстроились возле неё, чтобы приложиться к Образу. Причём среди людей в очереди были и те, кто надеялся уберечься от болезни, и те, кто уже болел, но хотел исцелиться.

Увидев это и желая оградить здоровых людей от заражения, архиепископ Амвросий приказал унести икону. Люди не поняли, почему он это сделал и решили убить его. Архиепископ успел укрыться в Донском монастыре, но люди, сами обезумевшие от ужаса перед смертельной болезнью, и там нашли его и, практически, растерзали голыми руками.

Монастырь продолжал развиваться ускоренными темпами, и в 19 веке здесь открылись новые учреждения: духовное училище и иконописная палата, в которой обучали искусству живописи и выполняли работы, если были заказы.

Монастырь-музей в 20 веке

Но в 1917 году в России произошла революция, и через год мужской Донской монастырь официально закрыли. Ещё некоторое время Богослужения продолжались.

Позже на территории уже закрытого монастыря существовали Антирелигиозный музей, также, чуть позже, Академия архитектуры. Донской обители повезло, если так можно сказать. Монастырь был объявлен музеем, и поэтому получилось избежать его разрушения.

В 1927 году храм преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского на территории православной обители был переделан в крематорий. Здесь в 1934-1950-х годах сжигали останки расстрелянных жертв сталинских репрессий.

В 1946 году вновь стали проходить Богослужения в Малом соборе во имя Донской иконы Божией Матери.

Интересный факт. В 1982 году генеральный секретарь КПСС Л.И. Брежнев подписал указ о передачи Донского монастыря Московской Патриархии для того, чтобы здесь разместить резиденцию русского Патриарха. Однако, приказ выполнить не успели, и после смерти генсека Патриарх переехал в Даниловский монастырь, расположенный неподалеку.

В 1991 году Донской монастырь был передан верующим. Несмотря на то, что монахов было совсем немного, уже 18 августа 1991 года был освящен Большой собор, и здесь начались регулярные богослужения.

А 18 ноября 1991 года на территории обители в Малом храме произошёл пожар. Кто его поджог, так и осталось невыясненным, но факт тот, что после этого помещению потребовался ремонт. Но именно это событие помогло открыть святыню, которая теперь привлекает в монастырь многочисленных паломников.

Настоятель и братия

Сейчас братию возглавляет митрополит Каширский Феогност. Владыка – кандидат богословия, имеет церковные награды. До февраля 2022 г. он был наместником Троице-Сергиевой лавры, а монастырем управляет с 8 декабря 2022 г.

Наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност

Братия несет большое социальное служение: здесь действуют

  • социальный центр свт. Тихона;
  • воскресная школа, молодежный клуб, библейский кружок;
  • издательство;
  • паломническая служба.

Архитектура

Старейшим храмом в Донского монастыря является Малый собор, построенный в честь Донской иконы Божией Матери. Это изящный красивый одноглавый храм времени Бориса Годунова. Бесстолпный, перекрытый изящной трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершается шлемовидной главой на стройном барабане.


Первоначально храм был украшен фресками, среди которых было изображение Бориса Годунова. Позже были переустроены купол и колокольня, приделы и трапезная.


Уникальной архитектурой отличается Большой собор Донского монастыря. Построен он был почти на сто лет позже Малого на пожертвования от знати и царского двора в честь новой победы над Крымским ханством. Это 5-главый, 4-лепестковый в плане храм, по периметру которого устроена обширная галерея. Возвышается над всем ансамблем обители. Постановка глав по сторонам света, поэтажное деление фасада характеризуют новый архитектурный стиль — Нарышкинское барокко. Внутри собор украшен фресками итальянского художника Антона Клаудо по идее Василия Баженова.


Сохранился монументальный резной иконостас с иконами «фряжского письма».


Стены и колонны украшены росписью и золочением.


Первоначально здесь находилась Донская икона Божьей Матери работы предположительно Феофана Грека. Затем она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Сейчас находится в Третьяковской галерее.

Над Северными воротами находится Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери начала 18 века, построенная на средства царицы Прасковьи Федоровны и её дочери, царевны Екатерины Иоанновны.


Над западными воротами — надвратная трёхъярусная колокольня с часами, построенная в 1730–1753 годах.


Эти храмы относятся к переходному периоду от нарышкинского барокко к архитектуре петровской эпохи. В них используются заимствованные из Европы декоративные мотивы. Стены Донского монастыря построены в виде практически правильного квадрата.


По периметру расположено двенадцать двухэтажных башен с белокаменным завершением. Угловые башни круглые, на стенах — квадратные.


В середине 18 века завершено строительство колокольни под руководством архитекторов Д. Трезини, Д.В. Ухтомского и А.П. Евлашева. Недалеко от Северных ворот — Церковь Иоанна Златоуста, храм-усыпальница Первушиных, построенная в 1888–1891 годах по проекту А.Г. Венсана архитекторами В.Д. Шером, В.П. Гавриловым и М.П. Ивановым. Снаружи, при северных воротах, находится часовня конца 19 века.


В южной части Донского монастыря построена Больничная церковь Архангела Михаила — фамильная усыпальница Голицыных. Сооруженная в начале 18 века она была перестроена в начале 19 века. Её парадный портик с лепными украшениями перекликается с надгробиями некрополя. Здесь располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры с работами Ф.Г. Гордеева и И.П. Мартоса, С.С. Пименова и других мастеров. У её стен нашли пристанище также и члены семьи Нарышкиных. С востока от Большого собора находится Церковь Александра Свирского. К северо-востоку от неё расположена Церковь Иоанна Лествичника — храм-усыпальница семьи Терещенко.


На месте бывших братских огородов в 1997 году построена Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В 2000 году сооружена Церковь Георгия Победоносца. В центральной части восточной стены находятся шесть горельефов и скульптуры взорванного Храма Христа Спасителя, выполненные в 1847–1849 годах скульпторами П.А. Клодтом и А.В. Логановским, Н.А. Рамозановым и А.И. Теребеньевым.


Горельефы посвящены теме защиты России от неприятеля, а также изображают сцены библейской истории.


Здесь находятся и части Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке.

После октябрьской революции 1917 года

Век 20 принес немало испытаний на долю общины. Революция в октябре 1917 года способствовала тому, что Донской монастырь в Москве был официально закрыт. Однако службы в храмах здесь продолжались еще какое-то время. Далее здесь располагаются разные советские учреждения, а позже – детская трудовая колония. Известно, что люди, захватившие власть в стране в то время, не только не жаловали священнослужителей, но и устраивали жестокие гонения на верующих. В 20–х годах в стенах монастыря проходят антирелигиозные выставки. Немного позднее здесь был даже открыт так называемый Антирелигиозный музей искусств. В мае 1922 года сюда был привезен патриарх Тихон в качестве узника. Здесь же он провел большую часть времени своего заключения. Несмотря на постоянные аресты и психологическое давление со стороны советской власти, Тихон управлял Церковью в этот сложный для нее период. Он много успел сделать для единения русского народа. Патриарх резко осуждал изъятие церковных ценностей государством, призывал верующих встать на защиту поруганной и «угнетаемой ныне святой матери нашей». В декабре 1924 года на Тихона, жившего в келье Донского монастыря, было совершено покушение. Сюда проникли два злоумышленника с целью убийства Святейшего. Дверь им открыл келейник Яков Полозов. Он и был убит злоумышленниками. В 1925 году Тихон заболел и скончался в марте на Благовещенье. Погребение святителя состоялось в Малом соборе. Забегая вперед, стоит отметить, что в 1989 году Тихон был причислен к лику святых. В 1964 году в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева был превращен Донской монастырь. В Москве основное звено его располагалось на Воздвиженке. В 1946 году в Малом соборе возобновились богослужения. В 1991 году обитель была передана Московскому Патриархату. В это же время случился поджог злоумышленником Малого собора. Во время проведения ремонтных работ в ходе раскопок были обнаружены мощи святого Тихона. Они были положены в золоченую раку и перемещены в Большой собор, где и хранятся по сей день.

Основание монастыря

В 1591 году армия крымского правителя — могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.

Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.

Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия.

Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.

Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская

Трагедия во времена Чумного бунта

В 1771 году здесь произошло одно из самых широко известных того времени мрачных событий. Речь идет об убийстве в стенах монастыря архиепископа Амвросия. Это было страшное время — Чумной бунт в стране. Свирепствовала чудовищная эпидемия, уносящая тысячи жизней. Бытует мнение, что чума была занесена в Москву из причерноморских стран во время русско-турецкой войны. Болезнь быстро развивалась, охватывая все новые территории и дома столицы. Смертность повышалась с каждым днем. Люди были в панике. Гробов не хватало. На улицах Москвы можно было видеть и больных, и здоровых, и мертвых. Причем трупы нередко просто выбрасывали из домов. Они лежали прямо на улице. В таких условиях чума быстро завоевывала все новые территории. Медики часто ничем не могли помочь заболевшим. Люди искали спасения в вере в Господа. Народ ежедневно собирался у Варварских ворот в Китай-городе возле чудотворной Иконы Боголюбской Богоматери. И больные, и здоровые целовали святыню, способствуя распространению эпидемии. Архиепископ Амвросий, сознавая это, запретил молебны, а саму икону велел убрать. Беснующаяся толпа на следующее утро после этого пошла громить Чудов монастырь в Кремле. А вскоре восставшие добралась и до Донского монастыря, в стенах которого укрылся Амвросий.


Восставшие убили архиепископа, а потом начали уничтожать дома знати и карантинные заставы. Через три дня народный бунт был подавлен. По приказу Екатерины II убийцы Амвросия были казнены через повешение на Красной площади. Эпидемия чумы унесла почти 57 000 жизней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]