Николо-Богоявленский морской собор (Санкт-Петербург)

Мiръ

Россия Санкт-Петербург Николо-Богоявленский морской собор (Санкт-Петербург) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:59.92297700000000304498826153576374053955078125,»lon»:30.29991400000000112413545139133930206298828125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)\» title=\»\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\»\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440»’ \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440, \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e \u043e\u043a\u043e\u0440\u043c\u043b\u044f\u0432\u0448\u0438\u0439 \u043c\u043e\u0440\u044f\u043a\u043e\u0432 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0444\u043b\u043e\u0442\u0430.»,»title»:»\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)»,»link»:»»,»lat»:59.92297700000000304498826153576374053955078125,»lon»:30.29991400000000112413545139133930206298828125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

59.922634; 30.300139

Россия, Санкт-Петербург, Никольская площадь

Санкт-Петербург

Россия

Телефон:

+7 812 714 70 85,, +7 812 714 08 62

E-mail:

Николо-Богоявленский морской собор

— первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота. Особенную ценность собору придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.

История[править]

Часовня, полотняная и деревянная церкви

Жизнь Санкт-Петербурга в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.

В 1733 году вместо часовни была построена полотняная церковь во имя того же святителя.

В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь. Приход церкви был значительным: 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей. К западу от церкви располагалось морское кладбище. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.

Строительство каменного храма

Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского…» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.

Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.

Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу.

К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров.

Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Санкт-Петербурге.

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи.

20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. Тогда же императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. С этого времени победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе.

С тех пор храм изменялся лишь незначительно. В 1845 году были заменены врата главного предела нижнего храма, в связи с тем, что прежние сделались ветхими и резьба уже с трудом на них держалась. Новые врата были сделаны по тому же рисунку, но несколько меньше прежних.

В 1862 году деревянные лестницы, ведущие в верхний храм были заменены на каменные.

В 1870 году при соборе было основано Общество вспомоществования приходским бедным.

После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым.

14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника в память героев русско-японской войны.

В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах.

Годы гонений

Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских.

Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих.

В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Никто из членов причта на это время не был арестован и осужден.

Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. На собрании прихожан собора 23 июля 1922 года было принято решение о формировании Петроградской автокефалии. Был заслушан доклад настоятеля протоиерея Александра Беляева об истории Высшего Церковного Управления и Петроградского Епархиального Управления. В конце доклада настоятель указал, что на основании декрета о свободе совести и других постановлений, каждая приходская община имеет право на самостоятельное существование, и никакая другая организация не может распоряжаться ей без ее воли. Это мнение было изложено в резолюции.

Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.

В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н.Н. Русанов.

Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости.

В январе 1924 года храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий. Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. 23 ноября состоялось торжество «обновления храма».

Продолжалось изъятие ценностей принадлежавших Никольскому собору. Кроме того, участились попытки воровства из храма. Против этого предпринимались меры с дополнительными дежурствами, однако, полностью избежать краж не удавалось. В то же время повсеместно закрывались православные храмы и собору не раз приходилось принимать оставшиеся от них иконы и святыни.

9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей.

К началу 1940-х годов волна гонений стала немного спадать, но подавляющее большинство храмов уже было закрыто. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в самом Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них пять служили в Николо-Богоявленском соборе.

Середина и вторая половина XX века

В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным. Почти весь период Великой Отечественной войны вплоть до момента восшествия на патриарший престол, здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский).

По его инициативе уже с 23 июня начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Община Никольского собора в первые месяцы войны внесла 355 тысяч рублей, а к началу 1942 — еще 60 тысяч. Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Православной Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше.

В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.

С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил храм и город от разрушения.

За время войны собор был серьезно поврежден обстрелами и бомбардировками. Окончательно храм был восстановлен к 1953 году. В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло.

С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведцева Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1%.

В 1970-1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно выросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

Архитектура и внутреннее убранство

За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол-столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.

Руководил строительством собора архитектор С.И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных.

Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы — Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.

Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.

Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части — находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) — святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.

Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.

В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами — в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.

Архитектурные особенности

Стиль является уникальным образцом монументального барокко. Его еще называют елизаветинским барокко из-за правившей в то время Елизаветы Петровны.

Большая часть архитектурных произведений, возведенных в этом стиле, имеют характерный уровень масштабности строений, а также вычурность внутреннего и внешнего оформления.

Царские врата Святителя Николая Чудотворца и Богоявления

Важно знать: в 1975 году настоятелем был назначен Протоиерей Борис Глебов, ставший впоследствии настоятелем Исаакиевского.

Само здание имеет классическую для этого стиля крестообразную планировку, а также пятиглавую компоновку главных декоративных элементов верхнего яруса. Лицевая часть здания выполнена в двухцветном ярко-декоративном образе, присущим для архитектурного стиля русского барокко.

Самым основным элементом являются пять куполов, которые расположены над крышами определенных частей здания. Рядом с основным зданием находится большая четырёхъярусная колокольня, имеющая высокий остроконечный шпиль.

Неподалеку от церкви расположена четырехъярусная колокольня, образующая единый архитектурный ансамбль

Первоначально данное сооружение обозначалось везде в качестве «морской полковой церкви». Именно это определило то, что он вошел в историю, как основной символический храм, который объединяет моряков России.

Через определенное время рядом был также возведен мемориальный обелиск. Он был построен в честь всех погибших моряков в морских сражениях.

Также к концу XX века в храме было решено поставить памятные знаки и иконы экипажу, погибшему в советской подлодке «Комсомолец», а также всем тем служителям, кто в свое время не вернулся домой из моря. Ежегодно в августе проводится поминальная служба. Она посвящается тем морякам, которые погибли на подлодке «Курск».

Примите к сведению: Никольский собор хоть и является старейшим, однако он не является единственным, возведенным для моряков.

Современное состояние[править]

Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.

По субботам и воскресным дням регулярно проводятся занятия по изучению Священной Истории Ветхого и Нового Заветов для детей и взрослых в верхнем храме собора.

Во время занятий с взрослыми обращается внимание на внутреннюю жизнь Церкви и Санкт-Петербургской епархии, а также проводится разъяснительная работа о причинении вреда душе и сердцу человеческому экстрасенсами и другими современными магическими явлениями противными духу христианства. Специальные темы посвящаются не православным конфессиям (католичеству, лютеранству, протестантству) и сектам (иеговистам, мормонам и др.), а также иудаизму и исламу.

В школе-интернате № 37 Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе.

В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая № 17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, I-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском .

Как добраться до Николо-Богоявленского собора

Санкт-Петербург связан с другими городами России и с соседними странами множеством автомобильных и железных дорог. Нетрудно попасть в «северную столицу» и по воздуху. Перечислять номера рейсов и поездов было бы бессмысленно — их слишком много.

Отыскать Николо-Богоявленский собор, находясь в Петербурге, довольно просто. Следует доехать на метро до станции «Садовая» (сравнительно недалеко находятся также «Спасская» и «Сенная площадь»), подняться наверх и проследовать по одноименной улице до Крюкова канала (двигаться нужно в сторону увеличения номеров на зданиях). Затем необходимо повернуть направо и воспользоваться Красногвардейским пешеходным мостиком, который выводит почти к самой колокольне — именно там расположен вход.

© Сергей Махинин

Кроме того, посещение Николо-Богоявленского собора входит в некоторые из обзорных экскурсий по городу.

Святыни[править]

  • Чудотворный образ Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца с частицей мощей (Греция, XVII век)
  • «Тихвинская» икона Божией Матери
  • Частица Животворящего Креста Господня
  • Икона Божией Матери «Троеручица»
  • Казанская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Икона Божией Матери «Владимирская»
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Собор икон Божией Матери
  • Икона Архистратига Божия Михаила с мечом
  • Частица ковчега свт. Николая Чудотворца
  • Рака свт. Феодосия Черниговского
  • Икона Сретения Господня
  • Икона Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
  • Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона вмц. Екатерины
  • Икона вмч. Георгия Победоносца
  • Икона вмч. Пантелеимона
  • Икона сщмч. Вениамина Петроградского
  • Икона блж. Ксении Петербургской
  • Икона прав. Иоанна Кронштадтского
  • Икона прав. Симеона Богоприимца
  • Икона прп. Геннадия Костромского
  • Мощевик:

В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии.

Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского, свт. Афанасия Александрийского, ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского.

Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.

Третий ряд мощей: мч. Калиопия, мч. Евлампия, мч. Андроника, вмч. Анастасия персянина, вмч. Трифона, мч. Нестора, сщмч. Христофора, мч. Севастиана.

Нижний ряд мощей: прп. Петра Афонского, мч. Хрисанфа, мч. Иоанна Бессребренника, мч. Фотинии(Светланы) Самарийской, вмч. Пантелеимона, мч. Параскевы Пятницы, вмч. Мины, мч. Измарагда(Смарагда), прп. Феодора Начертанного.

Подробнее на сайте собора

Деятельность прихода

Собор имеет воскресную школу не только для детей, но и для взрослых. Также есть Молодежный союз для людей, которые интересуются изучением православия.

Воскресная школа для взрослых

Собрания проходят еженедельно в пятницу в 5 ч вечера. На собраниях служители церкви поднимают вопросы изучения христианской церкви и традиций богослужений, а также вопросы истории общецерковной церкви. На занятиях могут присутствовать абсолютно все желающие.

Воскресная школа для детей

Еще с 20 в. в соборе находится воскресная школа для детей. Основная цель обучения — помочь детям стать достойными христианами. Уроки проходят каждое воскресенье с 13:00 по 14:00.

Школу посещают дети с 7 до 14 лет. Также есть специальный класс для детей помладше. Преподают в школе священнослужители храма.

К церковным праздникам ученики готовят постановки или спектакли. В школе есть дополнительные занятия по:

  • бисероплетению;
  • рисованию;
  • изучению английского языка.

Дети участвуют в паломнических поездках. Во время поездок детям рассказывают историю святых мест Санкт-Петербурга. Набор в школу совершается с 1 сентября, директором, школы протоиереем Богданом.

Детский хор

На занятиях дети учат богослужебные песнопения, после этого они поют их на богослужениях. Для учащихся 1 раз в 2 месяца проводится Литургия, на которых детей обучают. Мальчики, которые получили благословение настоятеля, могут быть помощниками на богослужениях.

Свято-Никольский Молодежный союз

Начал действовать с 2010 г. по благословению протоирея Богдана. Люди, которое хотят изучать Вероисповедание и участвовать в деятельности храма, присоединяются к этому клубу. В большинстве случаев, участники этого клуба прихожане Никольского собора.

Молодежный союз имеет цели:

  • Возможность общения. Чтобы молодые люди не чувствовали себя одинокими, клуб помогает найти друзей и общий язык между молодыми людьми.
  • Духовное образование. Для участников союза проводятся лекции по Христианскому вероучению. На лекциях рассматривают такие стороны церкви, как: изучение православия, познание Священного писания.
  • Деятельность просвещения. Целью является ознакомить неверующих с православием или помочь сомневающимся.
  • Благотворительность. Активная помощь нуждающимся людям. Посещение и помощь для немощных, престарелых и одиноких людей, детей в детских домах.

Встречи клуба проходят каждый месяц.

Престольные праздники[править]

  • Богоявление (Крещение Господне)
    — 19 января
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель
    — 22 мая, 19 декабря
  • Храм Рождества Иоанна Крестителя
    — 7 июля
  • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
    — 11 сентября
  • Димитрий Ростовский, святитель
    — 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября

Время гонений

Все вещи и сбережения храма были преданы в казну. Некоторые святыни выкупали состоятельные прихожане храма и возвращали обратно в собор.

Собор был центром сопротивленческих движений. Чтобы бороться с движением сопротивления, власть проводила репрессии среди священнослужителей. После отправки некоторых представителей духовенства Никольского собора в дальние края России, в собор были отправлены священнослужители из рядов обновленцев.

В результате из церкви изъяли:

  • Библия с серебряным покрытием и серебряные оклады.
  • Некоторые иконы.
  • Комплект посуды из серебра.

Сам храм не отапливали, что приводило к осыпанию штукатурки и к его медленному разрушению. Только в 1924 г. в собор назначили настоятеля не из обновленческого движения, но изъятие святынь и репрессии священнослужителей продолжались. Начались кражи святынь из храма. Поэтому были назначены дежурные. В 1934 г. с храма сняли 13 колоколов.

К 1940 г. волна гонений начала спадать. Никольский собор – это один из немногих храмов в Санкт-Петербурге, который пережил годы гонений.

Паломнику[править]

С 13:00-14:00 и с 15:00-16:00 священник имеет возможность проводить катехизические и миссионерские беседы с прихожанами, а также готовящимися принять таинство святого Крещения и Венчания

Паломники и туристы, посещающие собор во внебогослужебное время, имеют возможность прослушать экскурсию с квалифицированным рассказом об истории, святынях и богослужении Николо-Богоявленского морского собора по предварительной договеренности.

В течение всего дня в храме находится дежурный священник.

Расписание богослужений:

Ежедневно служатся две Литургии в 7:00 и 10:00.

Исповедь перед Литургией в 6:45 и 9:45.

Вечерние богослужения в 18:00.

Акафисты в 18:00: по воскресеньям — Иисусу Сладчайшему и Божией Матери попеременно; по средам — свт. Николаю Чудотворцу; по четвергам (кроме дней предпразднеств и попразднеств) — свт. Феодосию Черниговскому и свт. Димитрию Ростовскому попеременно.

По понедельникам и пятницам в 08:00 — Освящение воды.

В храме совершаются Таинства Крещения, Венчания и Елеосвящения (Соборование).

Более подробную информацию см. на официальном сайте храма

Иконостас и внутренняя отделка

В интерьере Николо-Богоявленского собора «галантный век» отразился не столь явно, как в его внешнем облике. Многое здесь напоминает о традиционном убранстве православных храмов. Чтобы заметить тенденции, модные во времена Елизаветы и Екатерины II, следует внимательно всмотреться в иконы. Авторами их были братья Колокольниковы, Федот и Мина. Оба они входили в число лучших художников тех лет.

© Официальный сайт Николо-Богородского морского собора

«Неопалимая купина» нарисована явно не без влияния европейской живописи XVIII века. То же самое можно сказать и про многие другие иконы, например, про «Сретение Господне».

© Официальный сайт Николо-Богородского морского собора

Примечателен также подбор образов святых для расположенного на втором этаже собора Богоявленского храма. Среди них легко заметить небесных покровителей правившей династии — Петра, Елизаветы и Екатерины.

Примечательной деталью интерьера являются резные иконостасы. Их первоначальным автором был И. Ф. Канаев, однако в начале XIX века потребовалось выполнить реставрацию, поскольку дерево сильно обветшало. Мастера старались во всем следовать исходному образцу, но полной копией оригинала теперешний иконостас назвать, к сожалению, нельзя.

Времена Хрущева

С 1958 г. началась волна «хрущевских гонений», в результате которых из епархиального духовенства были сосланы самые неуступчивые священнослужители. Из Никольского собора также было несколько изгнанных священнослужителей. В эти годы жизнь собора изменилась.

Ряд изменений:

  • Сокращено количество акафистов.
  • Литургии по воскресеньям совершаются не соборно.
  • Время для проповеди сокращено.
  • Богослужения должны проходить без лишней праздности, но традиции должны были соблюдаться.

Только с 1988 г. число прихожан в соборе начало расти, а храм получил допустимость на осуществление религиозной и благотворительной деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]