Храмовая Россия: подмосковный Никольский храм святителя Николая Чудотворца

В житии борца с язычеством Николая Чудотворца описаны многочисленные чудеса, сотворенные им с божественной помощью во время земного пути. И после преставления святой приходил на подмогу страждущим христианам в трудную минуту.

С древних времен епископ Мирликийский почитался на Руси. Божий Угодник покровительствует морякам, путешественникам и первопроходцам. На помощь Святителя уповали и земледельцы. По всей земле русской возводились храмы в честь святого Николая. И в старинном селе Кляпово появился Никольский храм.

История храма

Церковь во имя Николая Чудотворца находится в поселке Никольском, расположенном в 4 км севернее городка Кубинка Одинцовского района Московской области. Первоначально, как свидетельствуют летописи XIV века, деревня называлась Кляпово. Затем после постройки храма село стали именовать Никольским-Кляпово. В казенных записях, датируемых 1852 годом, населенный пункт именуется просто Никольским.

Первое упоминание о Николиной церкви встречается в духовном послании князя Ивана Красного, завещавшим в 1385 году московские владения супруге Александре. В 1586 году царь Федор Иоаннович передает Кляпово во владение Троице-Сергиеву монастырю. Иноки описывают приходскую церковь как четырехстенный деревянный сруб.

В книгах обители записано, что храм обеспечен святыми образами, свечами и лампадами, богослужебными книгами. В звоннице подвешены разноголосые колокола. На территории церкви проживали священник Карп, дьякон и пономарь. Здесь же находился странноприимный дом для нищих.

Историческая судьба

В 1764 году Екатерина II проводит в Российской империи секуляризационную реформу. Часть монастырских владений перешло под государственное управление. Никольское стало светским селом. В 1805 году на месте деревянного храма возводится каменное здание. В ведомости казенного имущества от 1852 года упоминается кирпичная церковь святого Николы.

В 1933 году по распоряжению большевистских руководителей с колокольни снимают колокола. Через три года закрывают и сам храм. Часть церковной утвари и драгоценные иконы конфискуются. Оставшееся имущество разворовывается. Во время войны помещение используется кавалерийскими частями как конюшня. Затем здесь устраивается зерновое хранилище.

До 90-х годов прошлого века здание пустовало. Без дверей, с выбитыми окнами, заброшенная церковь постепенно разрушалась. На стенах осыпалась штукатурка, а пол из мраморных плит местные жители растащили на хозяйственные нужды.

Современное положение

В 1999 году начинается восстановление храма. У истоков возрождения стоял протоиерей Георгий (Студенов) и уроженец Никольского М. В. Ванин. Первые богослужения проводились в окружении строительных лесов. Отец Георгий обратился к Святейшему Патриарху с просьбой об изменении статуса церкви. По распоряжению Алексия II бывшая приходская церковь причисляется к московской епархии как патриаршее подворье.

28 декабря 2003 года — знаменательная дата в жизни Никольской церкви. В этот день после Божественной литургии, которую отслужил епископ Сергиево-Посадский Феогност, состоялось архиерейское освящение отремонтированного храма. На церемонии присутствовал Патриарх Алексий II, передавший церкви икону Казанской Божией Матери с дарственной надписью на киоте.

С 10 января 2013 года настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского служит отец Кирилл (Ошаров).


Никольское, расположившееся в верховьях небольшой речки Сетуньки, в нескольких километрах к северу от Кубинки, относится к числу древнейших подмосковных сёл и прежде называлось Кляпово

.

В духовной грамоте отца Дмитрия Донского, великого князя Московского Ивана Красного, оно упомянуто впервые в 1358 году как Кляповское, предназначенное в пожизненное владение его жене Александре в качестве дворцовой вотчины Звенигородского уезда.


Село было очень крупным хозяйственным комплексом, к которому «тянули» многочисленные деревни, и являлось центром отдельной волости. В числе княжеских владений Кляпово оставалось на протяжении 14-16-го веков, вплоть до 1584 года, когда после смерти Царя Ивана IV его сын Феодор передает село властям Троице-Сергиева монастыря.

Название Кляпово было трансформировано в Никольское по имени выстроенной здесь церкви Николая Чудотворца. Причем первая церковь здесь появилась очень давно. В 1624 г. находились «при церкви во дворе поп Яков, да в селе 12 дворов крестьянских, людей 14 человек, 8 дворов бобыльских, пашни паханые 4 четверти, перелога 6 четвертей в поле, сена 10 копен»

.


Далее о существовании в селе Кляпове Николаевской церкви известно по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа за 1628 – 1740 гг. Там в статье под десятиною Троицких вотчин за 1628 г. написана «церковь Николая Чудотворца в селе Кляпове…»

.

Впрочем, и в наше время Никольское является центром крупного сельского поселения Одинцовского района Московской области. Из древних деревень, когда-то входивших в это обширное владение, к настоящему времени сохранилась только Часовня, в советское время из-за своего «церковного» названия переименованная в Чапаевку. Остальные поселки и деревни, входящие в сельское поселение Никольское, имеют более молодую до- и послереволюционную историю.


Несомненным «фирменным» знаком этих мест, пожалуй, не только российского, но и мирового масштаба, является знаменитый аэродром (известный как аэродром в Кубинке) и базирующиеся на нем пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи». Проживают пилоты и их семьи в так называемых Старом и Новом Городках сельского поселения Никольское. Если от Никольского и храма Николаю Чудотворцу ехать по направлению к Можайскому шоссе, то Ваше внимание обязательно привлечет памятник истребителю МИГ-21 с водруженным на гранитный постамент реальным самолетом (модификация МИГ-21 ФЛ). Здесь стоит отметить, что выбор истребителя не случаен – именно советский многоцелевой истребитель МИГ-21 признан самым распространенным в мире сверхзвуковым боевым самолетом.

Несомненным украшением и духовным центром села с давних пор является Никольская церковь, полное современное наименование которой – «Храм Святителя Николая Мирликийского, Патриаршее Подворье в селе Никольское»

.


В 1805 г. «тщанием московского 1-й гильдии купца Тимофея Петрова и иждивением оной церкви прихожан» построен ныне существующий каменный храм Святителя Николая с приделом преподобного Сергия Радонежского».

Каменный храм был выстроен в классическом стиле и был теплым. В подвале находилась печка. Натапливали так, что пол в храме был «как парное молоко».

В 1871 г. приходским попечительством устроен при церкви каменный приют для бедных из числа прихожан. В богадельне призревались безродные старики, ночевали нищие. Содержались они исключительно на добровольные пожертвования местных жителей – у церковных ворот стояла икона с копилкой.


В 1875 г. попечительством над зданием приюта надстроен 2-й, деревянный, этаж для размещения сельского училища. В 1886 г. тем же попечительством устроен деревянный дом для церковно-приходской школы. В 1895 г. открыта церковно-приходская школа. В 1909 г. в ней обучались 44 человека. Заведующим школой был священник Т. Смирнов, попечительницей была княгиня О.А. Щербатова.

В 1910 году в Никольском храме служил отец Тимофей Смирнов, псаломщиком был Александр Архангельский. Одним из последних настоятелей Никольского храма был протоиерей Александр Михайлович Цицеров.


В семье Цицеровых (семья настоятеля храма) случайно сохранились два замечательных документа. Это справки о сборе средств в селе Никольском и в селе Троицком на благотворительные нужды в 1910 году. Крестьяне из своих не таких уж больших доходов жертвовали на построение церквей и школ для переселенцев в Сибирь и на воинское благотворительное общество Белого Креста.

Александр Цицеров происходил из крестьян, был учителем, окончил семинарию. Отец Александр купил дом рядом с церковью, в хозяйстве были лошадь, корова, он сам пахал. Его супруга Софья Александровна Риттер (1892-1983), дочь московского фотографа, пекла просфоры, доила корову. В семье было семеро детей.


После закрытия в советское время в храме какое-то время сохранялись росписи зеленоватого тона. На куполе был виден Спас. Пол был выложен мраморной плиткой — после закрытия храма многие ее выковыривали для хозяйских нужд. Огражден был храм красивой каменной оградой, укрепленной на каменных столбах. После войны столбы эти использовались под строительство.

Долгое время на территории храма – на кладбище валялись надгробия, одно из которых, по воспоминаниям, было датировано 1642 годом.


На колокольне висели восемь колоколов. Каждый имел имя: «Большой» — 316 пудов, «Родительский» — 110 пудов, «Пожарный» — 40 пудов и ещё пять поменьше. На Святой неделе все желающие по старинной традиции забирались на колокольню звонить в колокола. Когда случался пожар – били в Пожарный колокол, а потом в Большой. Били в колокола, где бы не загорелось в округе. Ехали отовсюду на помощь. В специальном сарае держали наготове в хомуте дежурную лошадь, там же был насос. Крыши соломенные горели часто.

В 1933 году в село приехала специальная команда из трёх мужиков, рязанских или владимирских, поднаторевших в снятии колоколов. С удивительной легкостью трехпудовой гирей они отбили проушины у Большого колокола, сбросили его и разбили. То же сделали и с Родительским, и с Пожарным. Оробевший народ молчал — посадят. Просили только оставить Пожарный, оставили самый маленький.

Здание Никольской богадельни разобрали в 1936 году. Тогда же закрыли храм, а настоятеля храма, протоиерея Александра Цицерова вскоре перевели в поселок Голицыно, затем в 1937 году арестовали и сослали в лагеря, где он и погиб впоследствии».


Потом прибыли специалисты по смыву золота. Оставшиеся иконы и иконостас сожгли прямо в алтаре, из золы добывали золото. Привезли специальные ванны, нанимали молодёжь – выдавали рукавицы, просили и детей помочь – за конфеты. Смывали золото с различных предметов царской водкой (смесь соляной и азотной кислот).

Новым настоятелем в апреле 1937 г., после возвращения из заключения в исправительно-трудовых лагерях (в 1935 г.) и служения в храме на Таганке в Москве, в Никольском храме стал архимандрит Иоасаф (в миру Иван Васильевич Боев, 1879-1937).

История его также трагична. В 1912 г. в Берлюковской пустыни (ныне в Ногинском районе Московской области) он принял монашеский постриг. В 1914 г. рукоположен во иеродиакона, в 1921 г. — во иеромонаха, служил в Никольском единоверческом монастыре в Москве. В том же году мобилизован в ополчение, как специалист по пчеловодству, работал на пасеке.

В 1927 г. он был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации и за привлечение в церковь детей, после чего был сослан в Тобольский край. После окончания срока ссылки переехал в Уфу, где служил на приходе и налаживал приходскую жизнь.

В 1930 г. арестован по обвинению в том, что он «возглавлял контрреволюционную организацию церковников», на 3 года сослан в лагеря. После освобождения и переезда в Никольское, 27 ноября 1937 г. он был снова арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Отец Иоасаф категорически отказался признать себя виновными в возводимых на него ложных обвинениях, но 5 декабря он был приговорен к расстрелу, и 10 декабря того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

После закрытия храма детей крестили дома. После войны, когда опять стали открываться церкви, возили детей крестить в Шарапово, в Перхушково. Крестили и у себя в Никольском, на дому.


Недалеко от Никольского находился Святой колодец. До закрытия церкви на Крещение Крестным ходом ходили туда святить воду. Колодец представлял из себя сруб, обшитый досками синего цвета, поставленный над ключом. Находился он внутри часовни. Вокруг много икон, горели лампадки. Присматривал старик. Окрестные жители приносили сюда больных детей и купали их в ключевой воде, а одёжку их оставляли в часовне. Многие помнят, что внутри лежало множество чепчиков, «распашонки плавали».

До 90-х годов прошлого века здание пустовало. Без дверей, с выбитыми окнами, заброшенная церковь постепенно разрушалась. В 1999 году началось восстановление храма и 28 декабря 2003 года состоялось архиерейское освящение отремонтированного храма.

Архитектура и убранство сооружения

Храм Николая Чудотворца в Никольском построен на средства московского купца Т. Петрова. Для отделки и украшения помещения использовались пожертвования прихожан. На купол был нанесен лик Спаса. В подклете здания установили печь, которая прогревала пол зимой. Рядом с церковью возвели двухэтажный дом, где разместилась богадельня и приходская школа. Церковный двор окружала кованая ограда на массивных каменных столбах.

Внешний вид

Здание, построенное в начале XIX века, соответствует правилам классического стиля. Одноэтажное здание покрывает шатровая крыша, увенчанная одной главкой на барабане. Над притвором возвышается четырехъярусная колокольня. Главный алтарь освящен во имя Божьего угодника Николая Мирликийского.

В 1904 году помещение расширили по плану зодчего Н. Н. Благовещенского. Размеры трапезной увеличились. Слева и справа достроены приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и библейского пророка Илии. Внутренние стены каждого придела покрыты росписями на сюжеты из жизни святых праведников.

На двух верхних этажах звонницы были подвешены восемь колоколов разного размера и веса. Каждый колокол носил свое имя. По древнему обычаю на светлой седмице любой прихожанин мог подняться на колокольню и на время стать звонарем.

Самые крупные колокола Никольской церкви:

  • «Большой» — 5176,08 кг;
  • «Родительский» — 1801,8 кг;
  • «Пожарный» — 655,2 кг.

Святыни храма

В каждой русской церкви сохраняются и оберегаются реликвии, которым поклоняются православные прихожане и паломники. Церковь Божьего Угодника в Никольском не исключение. На церковном дворе находятся два памятника. Поминальный крест установлен на месте перезахоронения останков, обнаруженных во время реставрации храма. Летом 2013 года установлена и освящена гранитная плита с именами духовных наставников, служивших в церкви.

Почитаемые святыни в храме святителя Николая:

  1. Икона Мирликийского епископа, обретенная в XVI веке.
  2. Образ Божьей Матери «Андрониковская».
  3. «Смоленская» икона Девы Марии с Младенцем.
  4. Местночтимая икона священномученика Александра (Цицерова).

Образ Николая Угодника украшают кольца, крестики и бусы. Это дары прихожан, которые получили помощь от Святителя. Иконы Божьей Матери сохранялись в церкви до момента закрытия в эпоху большевистских гонений. Благочестивым сельчанам удалось уберечь реликвии от поругания. С возрождением православных традиций божественные лики вернулись в храм.

Последним настоятелем перед закрытием церкви коммунистами был отец Александр (Цицеров). Постановлением Священного Синода от 16 июля 2005 года священник причислен к лику исповедников и новомученников российских. 9 сентября 2012 года, в день памяти святого, икона отца Александра, на которой закреплен его наперсный крест, была установлена в храме.

Николая Чудотворца в селе Никольское, храм

22 мая 2022 г.

1999.04 Храм свт.Николая в селе Никольское. Фото Андрея Агафонова

Храм святителя Николая Чудотворца расположен в селе Никольское поселения Вороновское Троицкого округа.

Объект культурного наследия федерального значения.

Описание:

  • Бесстолповый, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII века,
  • Архитектуру храма отличает изумительное совершенство пропорций (без колокольни) при простоте и скромности украшений.
  • Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII века. В нижнем ярусе колокольни — крестовый свод. Белокаменная винтовая лестница на второй ярус расположена в толще западной стены трапезной, вход в нее осуществляется снаружи.
  • Сохранились в храме голосники – вмурованные в своде горшки для улучшения акустики – и древний тип оконных рам с методом их крепления. Сохранился в храме и тябловый иконостас XVII века.
  • К четверику (основному объёму) примыкает трапезная.
  • Здание имеет традиционную трехчастную схему с симметричной относительно продольной оси композицией.
  • Храм в виде двусветного четверика с изначальной четырехскатной кровлей завершен глухим восьмигранным барабаном с луковичной главой. Полуциркульная апсида и прямоугольная трапезная равны по ширине четверику. Трехъярусная колокольня состоит из двух квадратных в плане ярусов и восьмерика звона. Достаточно сдержанное убранство фасадов угловыми лопатками, поребриком и одним ярусом полукруглых коокшников характерны для второй половины XVII в. Декор колокольни выполнен в традициях провинциального барокко. Внутренние перекрытия сводчатые.
  • Четверик перекрыт сомкнутым сводом, апсида — конхой, трапезная полулотковым сводом.
  • Одной из наиболее чтимых святынь храма была ростовая икона мучеников Косьмы и Дамиана, а в трапезной был устроен в их честь придел, в котором служили зимой.
  • Храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры.

Из истории:

  • Храм построен в 1692 году владельцем села стольником Феодором Ивановичем Потемкиным, погибшем в Азовском походе Петра I.
  • В 1937 году был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся и умер в 1938 году.
  • Храм был закрыт советскими властями в 1937 году, только лишь изредка в нем совершались отпевания.
  • Большой колокол на колокольне был разломлен на куски.
  • Кирпично-кованная ограда была сломана и использована, вместе с остатками разрушенного храма в с. Чириково, при строительстве моста через реку Пахру.
  • Однако полному разорению в те годы храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялся интерьер, иконы и церковная утварь.
  • Позднее храм был разорен, часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и другие церкви Подмосковья. Какое-то время храм использовался как зернохранилище.
  • Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е годы. Здание пострадало, купола провалились, но стены не были разрушены.
  • Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 года, когда состоялось первое собрание прихожан.
  • Летом 1996 года настоятелем храма был назначен священник Алексий Бубнов.
  • Первая служба в храме состоялась 8 июня 1998 года.

Некрополь — семейная усыпальница рода Потёмкиных в храме (разорено в ХХ веке).

В «Русском провинциальном некрополе» 1914 года указаны следующие захоронения:

  • Потемкин Александр Сергеевич, генерал-майор, † 1769
  • Потемкин Димитрий Федорович, статский советник, † 1748
  • Потемкин Евграф Сергеевич, лейб-гвардии Семеновского полка прапорщик, † 1755
  • Потемкин Сергей Дмитриевич, генерал-майор, † 1772
  • Потемкин Михаил Сергеевич, генерал-поручик, генерал-кригс-коммиссар, действительный камергер † 1791
  • Потёмкин Павел, генерал-аншеф, действительный камергер, граф , † 1796
  • Потемкина Елисзавета Сергеевна, девица, † 1768

1987.07 Храм свт.Николая в селе Никольское. Фото Андрея Агафонова

Как проходят богослужения

Для любого человека в просторном храме найдется уютный уголок, где появляется ощущение неба на земле. Красота и великолепие Никольской церкви призывает прихожан к покаянию. Очищение от грехов делает душу прекрасной, какой Бог создал ее при сотворении мира.

В Никольском храме богослужения проходят не ежедневно, а по расписанию, составленному на текущий месяц:

  1. В будние дни литургия начинается в 9 часов утра. Вечерняя служба — в 17 часов.
  2. По воскресеньям с 8:00 проходит Божественная литургия и молебен, а в 13:00 совершается обряд крещения. Огласительная беседа перед обрядом проводится накануне в полдень.

Церковь участвует в общественной жизни прихода. В воскресной школе детей старше 5-ти лет обучают основам православия, музыке и рисованию. Занятия, которые проходят по субботам с 15:30, проводят священники храма. Воспитанники учебного заведения выступают на сельских праздниках.

Православным военно-патриотическим клубом организуются паломнические поездки в подшефные воинские части, где юноши призывного возраста знакомятся с армейской жизнью. Особенно запоминаются посещения Кантемировской танковой дивизии. Почетное наименование часть получила за освобождение поселка, которым при Петре I владел Дмитрий Кантемир.

Схема Никольского кладбища

Телефоны

+7.

В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных проводятся службы:

  • соборование;
  • исповедь;
  • причастие на дому или в больнице.

С содействием Ritual.ru при подготовке православных похорон можно подать записки об упокоении, заказать службы и требы:

  • отпевание на дому, в храме, а также заочное;
  • панихиду;
  • сорокоуст.

Комплект для погребения в православной традиции:

Покрывало (саван), венчик на голову, нательный крест, крест в руку, лист с текстом разрешительной молитвы, крест надгробный восьмиконечный.

Средняя сумма пожертвования на отпевание в храме

Согласно обычаю, при отпевании делают добровольное посильное пожертвование. В среднем оно составляет 2 – 5 тыс. руб.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Как добраться до церкви

Кубинка — ближайший к деревне Никольское транспортный узел. Через городское поселение проходят железнодорожная и автотранспортная магистрали. На юге населенный пункт огибают Можайское и Минское шоссе. Смоленское направление Московской железной дороги разделяет город на северную и южную части.

Адрес храма: Московская область, село Никольское, Кубинский проезд. Здание расположено между домами № 53 и № 63.

На собственном автомобиле нужно проехать по Можайскому шоссе от МКАД до Кубинки 45 км. В городе после дорожного указателя на пансионат «Солнечная поляна» поворачивают направо. По Никольскому проезду путешественник выезжает из Кубинки и через полтора километра, минуя дачные поселки, попадает на Заводскую улицу в поселке Старый городок. Главная дорога в две полосы переходит в Кубинский проезд села Никольское. С левой стороны проезжей части перед мостом через реку Сетунька располагается храм святителя Николая.

В Кубинку ходят электрички со столичных вокзалов. На Белорусском вокзале можно купить билеты на электропоезда, которые или проезжают через Кубинку, или делают здесь конечную остановку. Стоимость поездки 154 рубля.

Из Москвы в Кубинку можно добраться общественным автотранспортом.

  1. От станции метрополитена «Парк Победы» с 7:30 ежечасно ходит маршрутное такси №457.
  2. Отсюда также отправляется по расписанию рейсовый автобус до Можайска с остановкой в Кубинке. Билет стоит 190 рублей. Дорога занимает 40 минут.
  3. От метро «Тушинская» в Кубинку едут за 165 рублей на автобусе, следующим до автостанции «Верея». На маршруте придется провести 1 час 25 минут.

В село Никольское из поселка Кубинка следуют автобус № 28 и маршрутное такси № 83. Остановка находится на железнодорожном вокзале. Время поездки 9–12 минут. В Никольском транспорт останавливается напротив храма.

Усадьба НИКОЛЬСКОЕ-АРХАНГЕЛЬСКОЕ, Московская область, Балашихинский район

Желтый пруд в княжеские времена называли также Роскошным. На нем находились барские купальни. Не сказать чтобы пруд велик. Около 500 метров в длину и не более 100 в ширину. Но место очень красивое. А если представить, что когда-то на лодке от салтыковской усадьбы можно было добраться до Измайлова, где находилась загородная резиденция русских царей в XVII-XVIII веках? Между прочим, так оно и было – добирались. В обе стороны. Князья Долгоруковы пользовались особой милостью царя-подростка Петра II. Все шло к тому, что князья породнятся с царским родом. Сбыться амбициозным планам помешала нелепая и скоротечная смерть государя.

Князь Юрий Алексеевич Долгоруков, тоже взялся за благоустройство своих земель и, используя реку Серебрянку, насадил на ней серию плотин, запруд, шлюзов, образовавших по ее течению цепочку красивейших прудов. Это был своеобразный водный путь по территории поместья. В результате такого переустройства в центре богатых земельных лесных угодий с преобладанием стройной корабельной сосны, дуба, ели, клена, березы была заложена система паркового комплексного хозяйства высокого художественного уровня.

По разным источникам, прудов было от 11-ти до 13-ти. Один другого лучше и краше. Их ступенчатый каскад допускал упрощенную конструкцию плотин-шлюзов. В болотистой пустоши были прорыты осушительные каналы, устроены плотины, на которых поставлены мельницы и заводишки, ткацкие фабрички и другие предприятия.

Прежде чем перейти к описанию прудов и истории их сооружения, следует отметить, что старый Салтыковский парк с его прудами начал создаваться с 1651 года при князе Юрии Алексеевиче Долгоруковом и продолжал развиваться до 1799 — 1800 годов. Пруды создавались также не сразу, а постепенно.

Особый интерес представляют, конечно же, Церковные пруды, что возле церкви «Николо-Архангел» (так церковь величают в «Отказной книге» XVIII века). Церковь стояла как бы на полуострове, а три пруда, когда-то окружавшие храм, были полноводными и соединялись протокой-каналом с прудом Крестьянским, что на юго-востоке от церкви. Раньше эти пруды служили резервным водохранилищем для всего каскада прудов Салтыковки.

В настоящее время сохранился только один пруд в западной части церковной территории, он сильно зарос и заболочен. С северной стороны пруд спущен, но сохранились остатки плотины. Со стороны железной дороги под мостом течет ручей с севера на юго-восток, который соединяется с речкой Серебрянкой.

Крестьянский пруд примыкал ранее к деревне Никольское и был отделен от Серебряного пруда плотиной (высота подъема воды составляла 2 метра). Плотина на плывуне была укреплена сваями и обсажена деревьями. По ней проходит Носовихинское шоссе. Дорога, проходившая по другой плотине к деревням Руднево и Кожухово, была обсажена липами и дубами. В настоящее время здесь обширное болото. Сохранились остатки дамб, которые за свою историю никогда не размывались.

Серебряный пруд был обсажен серебристыми тополями, отчего и получил свое название. При солнце вода в нем серебрится рябью. Берега здесь искусственные, вынутый грунт пошел на отсыпку островов. Когда-то пруд украшал арочный мост, соединявший лесную дорогу с селом Никольское. А на его юго-западной стороне росла сосновая роща.

В лощине между дамбой Серебряного пруда и Желтым прудом располагался пруд Княжий. В 1812 году французские провиантские отряды рыскали по Подмосковью в поисках съестных припасов. Пруд спустили, видимо, предполагая, что там много рыбы. С тех пор он не восстанавливался. По сохранившемуся руслу Княжьего пруда течет речка Серебрянка из Серебряного пруда в Желтый.

Желтый, или парковый Роскошный (самый красивый), пруд сохранился хорошо, хотя на своем веку он несколько раз уходил в половодье через размытую плотину (за 40 лет шесть раз). В силу этого восточный и часть южного берега пруда источены оврагами, которые тянутся до Тарелочкина пруда. При князьях Долгоруковых во второй половине XVII века на берегу Желтого пруда стояло сельцо Никольское с деревянной церквушкой, которая сгорела от молнии. При ней было кладбище, о котором напоминают остатки надгробных плит в земле. Дно Желтого пруда было покрыто желтым песком, отчего пруд получил свое название. Берега прудов были укреплены дубовыми бревнами и выложены камнем. Плотина между Желтым и Княжим прудами была укреплена клетевой, кирпичной кладкой и имела арочный мост.

Пруд Степана Степановича, который получил свое название от имени арендатора-огородника, был ранее запасным водоемом для рыбного хозяйства. Он соединялся с Желтым прудом каналом. Раньше здесь были ягодные поля, проходившие также и по берегу Желтого пруда, где сейчас новый парк, между плотиной и рестораном «Русь». В настоящее время пруд спущен.

Стерляжий пруд — в нем разводили стерлядь для княжеского стола — был продолжением Желтого пруда. Здесь начинался 2-й отводной канал, направляющий верхние воды Желтого пруда в Стерляжий. (Подобную систему можно наблюдать в Горенках). На гребнях плотин кое-где сохранились вековые деревья — 200-летняя ива у омута (старого) Тарелочкина пруда стояла там до 1963 года. На малом берегу пруда был княжеский пчельник. Здесь сохранились остатки насыпного вала — «Городища». Старожилы считают его остатками древнего поселения. У самой плотины ранее лежали каменные плиты надгробий древнего погоста.

Тарелочкин пруд, или Красный, так назван по имени мельника Тарелочкина, который имел здесь мельницу. На берегу пруда стояло здание винокуренного завода и шинок, а позднее выстроена мельница. Пруд расположен в юго-восточной части Салтыковки, длина его 325 метров, ширина 25 метров (это его современные размеры). Дно пруда имеет наклон к востоку, в сторону плотины. Раньше в пруду водились окунь, щука, вьюн, голец, уклейка, пескарь. На левом берегу пруда были тоже обнаружены следы древних поселений.

Золотой пруд получил название от дна, выложенного камнем золотистого цвета. Когда-то его венчала арка на колоннах, украшенная керамикой. Здесь располагались купальни князей Долгоруковых и Салтыковых, а по берегам размещались беседки, окруженные золотистыми кленами. В пруду водились золотые караси.

Кучинский пруд в основном образован на ключах. Ранее Кучинский пруд питал водой пруд Золотой. Сейчас это русло перерезано железной дорогой.

На этом кончается каскад салтыковских прудов, расположенных по руслу речки Серебрянки и ключевой системы Кучинского и Золотого прудов. Однако картина будет неполной, если не упомянуть еще о двух прудах.

Вишняковский пруд образован плотиной на речке Горенке (между усадьбами Горенки и Чижово), он пересекает Разинское шоссе на северной окраине Салтыковки. Этот пруд существует тоже почти 300 лет и является одним из каскада прудов усадьбы Долгоруковых — Горенки. В свое время на его берегу была суконная фабрика Вишняковых и мельница при плотине. В 20-30-х годах здесь располагалась турбинная электростанция, снабжающая электроэнергией всю округу. [«Балашиха в очерках и зарисовках» — М.: Современные тетради, 2003].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]