Преподобномученик Евфимий (Любовичев). 1875-19.07.1931


Схимонах Евфимий

Схимонаха Евфимия я узнала в первый же свой приезд в Оптину пустынь… Когда мы с приятельницей, кажется, фотографировались у ёлочек по пути к источнику, батюшка шёл нам навстречу, остановился и прочёл короткий стишок-экспромт: что-то вроде, мол, идёшь и неизвестно, под какой ёлочкой прячется бес.

В другой приезд подруга попросила у отца Евфимия благословения для поступления в аспирантуру Литературного института, и батюшка очень заинтересовался этим (мы тогда и не знали, что он очень любит литературу и сам пишет стихи) и стал беседовать с ней. В то лето подруга поступила в аспирантуру, но это было не обычное стечение обстоятельств, и её поступление не назвать иначе как чудом.


Через два года и я подошла к батюшке попросить его молитв перед полётом на форум молодых писателей. И он не только участливо отнёсся, но и, позвав меня к скиту к определённому времени, вынес мне в подарок очень красивое издание книги своих собственных стихов. В тот раз мы достаточно долго по монастырским меркам болтали с батюшкой у скита — о литературе и необходимости духовности в ней. А его книга и была благословением. Тогда вся поездка на форум писателей для меня прошла так, как будто я летела на крыльях, а по итогам форума мне дали большую стипендию за стихи.

Сын ещё одной подруги сказал батюшке, что отправляется служить на севере. Отец Евфимий ответил, что там же холодно и достал из кармана ему в подарок вязаные шерстяные носки.

Позже другая моя подруга просила молитв и совета у отца Евфимия. Много лет не решалась ситуация с её замужеством: ей никак не делали предложение. Батюшка, хотя уже был поздний вечер, беседовал с ней больше часа. В скором времени спутник подруги повёз её в Дивеево и там сделал ей предложение, и они обвенчались.

Каждый раз, приезжая в Оптину, рядом с батюшкой Евфимием мы видели толпы людей, просивших его молитв и совета, и каждому он уделял время, помогал решать вопросы и, конечно, подсказывал, как молиться, раздавая выдержки из Евангелия и Псалтири и другие подарочки…

*** Отец Евфимий скоропостижно умер 29 ноября, а мы купили билеты на самолёт до Москвы недели за две до этого и прилетали 2 декабря, чтобы посетить и Оптину пустынь на праздник Введения во храм Богородицы, но о болезни батюшки тогда и не знали. И тут было понятно, что на похороны мы не попадаем, так как третий день смерти будет до нашего приезда. Я говорю, как наивный ребёнок: «Перенесли бы похороны хотя бы на четвёртый день, и тогда мы бы, может, успели». Уже в аэропорту мы узнали, что батюшку Евфимия привезут в Оптину только 2 декабря, а похоронят там 3-го, на 5 день. То есть случилось чудо, как будто он нас подождал. И мы смогли проводить его в Царствие Небесное, присутствуя на отпевании и похоронах.

…В том разговоре у скита я спросила отца Евфимия: «А давно Вы стали таким верующим, давно воцерковились?» А он ответил: «Я ещё младенец…»

40 дней батюшке будет на праздник Рождества, когда в мир родился Богомладенец…

Упокой, Господи, со святыми Твоими схимонаха Евфимия и сотвори ему вечную память!

Кто не бывал в Оптиной Пустыни, обязательно побывайте!


Владимирский собор. Оптина Пустынь.

Записки паломника.

Ранним мартовским утром, мы паломники Североморской епархии вошли в святые Врата обители Введенского ставропигиального мужского монастыря. Здесь спасались, и спасали тысячи и тысячи других душ, 14 великих старцев, преподобных отцов Оптинских, 12 из которых мощами находятся в монастыре, а двое преподобных, безвестно захоронены в местах их последних мученических подвигов, во времена советских гонений. Это преп. Никон — исповедник и преподобномученик Исаакий. Е.Н. Поселянин пишет об Оптиной: «В трех верстах от Козельска, на правом, лесном берегу не широкой, но глубокой и сплавной реки Жиздры, на полугоре, от которой начинается густой сосновый бор и расположена Оптина Пустынь».


Звонница убиенных иноков.

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Предположительно строили ее сами подвижники по призванию свыше, покаянными слезами, трудом и молитвой.

Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I пустынь была упразднена, но через 2 года по прошению вновь открыта. Это был период оскудения, который продолжался и во времена царствования Екатерины II. К концу 18 века была восстановлена общежительная жизнь митрополитом Московским Платоном.


Источник Сергия Радонежского у реки Жиздры

Духовное же возрождение Оптиной началось лишь 30 лет спустя, когда было принято решение епископом Калужским Филаретом об устройстве скита. Обитель вновь оживает, возрождаясь в даровании благодатного старчества.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Старчество укреплялось благодаря деятельности преп. Макария, продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих великих преемниках. Братство Обители, имело широкое освящающее влияние на свой народ.

И до сегодняшнего дня, дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущается всеми посетителями обители. Эта атмосфера сосредоточенности и тишины охватила и нас паломников.


Клыково. Монастырь Спаса Нерукотворного. Храм Преображения Господня

Перед революцией в Оптиной было около 300 монахов. В то время, в Россию, началось проникновение западно-европейской культуры, и становилось все больше людей, не понимающих нашего истинного православия, сохраненного Церковью. Октябрьский переворот 1917 года показал падение человеческой души, оторванной от Бога. Монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы и погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена и поругана.

Промыслом Божиим, в год тысячелетия Крещения Руси 1987г., Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас в Оптиной около 180 монахов.


Оптина. Источник преп. Пафнутия Боровского

Монастырь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. В плане, монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Казанской и Владимирской икон Божьей Матери и преп. Марии Египетской. Самым первым после разорения был восстановлен Введенский собор. В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцов и Старцев Оптинских. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.


Оптина. Монах Евфимий в окружении паломников

С началом восстановления монастыря, в рощу вновь возвратились птицы, покинувшие ее в годы разорения. На Пасху 1993 года в Оптиной Пустыни были убиты три её насельника: иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Иноки Ферапонт и Трофим звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость. Они были убиты первыми. Иеромонах Василий шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, был настигнут убийцей.


Пафнутиев Боровский монастырь

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху. Это летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

Над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Оптинские монахи официально ещё не прославлены, но среди христиан почитаются святыми. Их любят, молятся им — и получают помощь.


Тихонова Пустынь. Музей истории монастыря

За 5 дней проведенных в Оптиной, наши паломники посещали богослужения: Божественные литургии, молебны, панихиды в часовне, акафисты особо чтимым святым и иконам. Окунались в монастырском целебном источнике прп. Пафнутия Боровского. И, конечно же, потрудились на уборках в храмах и часовне.

А наиболее настойчивым, удалось пройти на встречу наместника монастыря архимандрита Венедикта с паломниками Оптиной.

Побывали в Шамордино, посетили Клыково, Тихонову пустынь. В Пафнутиев-Боровс ком монастыре, основанном в 14 веке, останавливались с ночлегом и посещением ранней Литургии.


Часовня Воскресения Христова (убиенных иноков Оптинских)

Поездка насыщенная, богатая впечатлениями, с ощущением благодатной радости святого места, навсегда останется в памяти и незримой молитвенной связи с преподобными старцами. В Оптиной, мы встречали монаха беседующего с людьми, это схимонах Евфимий, ему уже далеко за 70 лет, и пишет он духовные стихи. Они очень просты и искренни. Несколько таких стихотворений, дал мне после исповеди иеромонах Антоний, и сказал: — «поделись с другими». Одним из них, делюсь с вами:

Сегодня БОГ явился утром рано… Он жалобы и просьбы принимал…

И людям из кувшина без обмана желаемое в сердце наливал.

Но не у всех открыто было сердце, и место есть для чуда не у всех.

То завистью, враждой закрыта дверца, то жадность не дает налить успех… А у кого- то до краев разлита, печаль и безысходность, вот беда.

и БОГ жалел, что сердце так укрыто, любви хотел налить, да вот куда?

и БОГ грустил, что люди не умеют, сердца и души чистить от обид.

Они с годами в сердце каменеют и сердце превращается в гранит. и БОГ ходил, смотрел и улыбался, когда в сердцах любовь Он к ближнему встречал.

Когда Он видел жертвенность, единство, Он брал кувшин и от души им счастье бережно вливал…

А люди постепенно расплескали подаренную БОГОМ благодать

И всех вокруг в утрате обвиняли, забыв в себе самих вину искать. Ведь если б мы могли прощать и верить, любить благодарить и отпускать,

то БОГ бы мог не каплей счастье мерить – кувшин чудесный мог бы весь отдать!

Сегодня БОГ явился на рассвете. Огромный ящик с просьбами у ног…

А рядом лишь один без просьб конвертик: «Благодарю за все Тебя, мой БОГ…»

Возвратились мы из семидневного паломничества, перед самым началом Великого поста, в свои приходские храмы, чтобы с церковной молитвой, в прощении и покаянии, начать дело спасения своей души, в благодатное время поста, назначенное нам Церковью.


У Врат святой Обители Оптиной

Анисимова Е.А.

Просмотров (5328)

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)

Детские молитвы

Когда Вите исполнилось 6, папу забрали на фронт – шел 1941 год. Каждый вечер все дети в семье молились на коленях перед иконами, просили Господа о защите отца и других русских воинов. В Андреевке в те годы имелось 68 дворов, и почти все жители этих дворов были людьми верующими, в красных углах держали иконы, каждый день молились и освящали иконы к праздникам святых. В пятистенном доме Богомоловых имелось три красных угла с иконами и лампадами. Бабушка по праздникам и по необходимости помазывала внуков маслом из лампадок. Отец Евфимий вспоминал позднее, что икон не было в шести избах, и хозяева пяти из них не вернулись домой с войны.

Оптина Пустынь, история основания

В старые времена пустынью называлось место обитания небольшой мужской монашеской общины. По преданию (письменных свидетельств не найдено) в конце XIV века основал пустынь разбойник по имени Опта. Он раскаялся в своих недобрых делах, принял монашеский постриг под именем Макария и стал первым настоятелем этого небольшого монастыря. В течение долгого времени монастырь влачил жалкое существование, пережил Смутное время после смерти царя Бориса Годунова, разорение во время польско-литовского нашествия, но всё-таки выстоял. В 1724 году в монастыре числилось всего 12 монахов, и Макарьевскую Оптину Пустынь упразднили. Однако, уже в 1726 году она была восстановлена, ей возвратили всё монастырское имущество, но очень долго число монахов было ничтожно: в 1770 году было 3 монаха, в 1772 году — два монаха, оба в очень преклонных годах. Судьба Оптиной Пустыни резко изменилась в 1796 году, когда её посетил митрополит Московский и Калужский Платон. Он был очарован местоположением старинной обители. На берегу реки Жиздры, рядом с сосновым бором, это место как-будто специально было создано для отшельнической жизни, для духовных исканий. Монастырь стал отстраиваться, появились соборы и церкви, часовни, больница, трёхъярусная колокольня с пристроенными монашескими кельями. Построили скит для пустынников, которые добровольно обрекли себя на жизнь в одиночестве в размышлениях о вере, о предназначении человека. Постепенно Оптина Пустынь превратилась в островок духовности, куда приезжали тысячи людей, чтобы набраться мудрости, получить совет, помощь (говорят, что старцы Оптиной Пустыни обладают исцеляющей силой).

И Небо новое и Новая земля

Схимонах Евфимий. На фото еще монах Елисей
29 ноября 2022 года схимонах Евфимий отошел ко Господу. Оптинский скитоначальник, игумен Тихон (Борисов), посвятил отцу Евфимию свои стихи: Сгорела ярко жизненная искра. Все людям отдано до мелкого зерна. И ангел поднимает душу быстро Сквозь ставни зимние открытого окна. Туда, где чуда полный виноградник, Где старцы Оптиной, гуляющие в нем, И молчаливый созерцанья праздник, И Агнца Трапеза исполнена огнем. Раздай с высот всем нам по кисти – Своей любви и молодости глаз. Ты древо был, мы – высохшие листья, Но ждет Садовник у Себя и нас. Мы верим – в памяти вернешься, Как парус белый, как любимый свет, И, улыбнувшись, обернешься С пригоршнями таинственных конфет. Трепещет солнцем вытертая схима, Другим кивают Елисейские поля. Тебя ждут вместе с херувимом – И Небо новое и Новая земля…

Ольга Рожнёва

Не хочешь учиться – иди работать в колхоз

В те годы дети рано начинали работать в колхозе. Витя с начальной школы пас летом стадо колхозных овец и коз. После 4 класса ему пришлось работать пастухом почти до конца октября, и когда вернулся в школу, оказалось, что первая четверть уже закончилась, и он сильно отстал от одноклассников. Как-то вечером, после семейного ужина, к Богомоловым пришла классная руководительница, стала жаловаться, что мальчик хоть и способный, но догонять класс ему трудно, нужно заниматься дополнительно, стараться. Папа выслушал спокойно, а потом спросил сына: – Сынок, а хочешь ли ты учиться? Вот, сидишь ты в углу под иконами, уже почти взрослый… Решай сам! Если не хочешь учиться – иди работать в колхоз. Пойдешь на ферму возить корм и дрова… Витя встал, посмотрел на спокойное лицо отца и ответил: – Ладно, папа, благослови. Мама, до этого молчавшая, всполошилась и, взволнованно крестясь на иконы, запричитала: – Ой, да что же это вы так неразумно решаете! Классная руководительница, не ожидавшая такого поворота событий, тоже встревожилась, стала возражать, что мальчик еще маленький, ему нужно ходить в школу. Витя же встал в позу и ответил: – Мне в январе 13 лет будет – какой же я маленький?! Так Витя начал свою трудовую деятельность с 12 лет. А папа знал, что для учебы нужно желание, и, видимо, был уверен, что это желание к сыну придет, просто немного позднее. Забегая вперед, скажем, что так и вышло.

Без Бога – ни до порога

Родился будущий схимник, а тогда просто Витя Богомолов, в 1935-м году в деревне Андреевке Ордынского района Пермской области. В те времена деревня, основанная в 1782-м году, еще жила полной жизнью – это сейчас в ней осталось совсем немного жителей. Семья Богомоловых была многодетная: 8 человек детей. Мама работала на колхозной ферме скотницей: доила коров, пасла, чистила навоз. Работы было много, а с детишками помогала управляться бабушка, дети звали ее «старая мама». Старая мама с утра молилась, причем до глубокой старости читала молитвы по памяти, а потом вставала к печи и готовила обед на всю ораву, а также корм корове, козам и овцам. Будила внучат к завтраку и вместе с ними снова молилась – дети были приучены к молитве. Витя не представлял себе, как без молитвы можно сесть за стол или лечь спать. Вечером молились при керосиновой лампе, а когда не было керосина – при горящей лучине. Впрочем, лучину долго не жгли, ведь бабушка все равно знала все молитвы наизусть.

Помощь блаженного Кирьяна Пеньковского

В 1948-м году 13-летний Витя работал прицепщиком в тракторной бригаде. Работали парами: тракторист и прицепщик. Мужчин после войны не хватало, и в паре с Витей трудилась 20-летняя девушка Надя. Пахали землю перед севом круглосуточно, с небольшим перерывом для технического ухода за трактором, а звенья менялись на стане или прямо в поле. Как-то Надя и Витя пахали ночью поле у Кирькиной березы, названной так в честь блаженного Кирьяна Пеньковского. Вдруг, уже близко к рассвету, трактор резко наклонился на бок и забуксовал. Оказалось, старая воронка, еще со времен Гражданской войны. Надя кричит: – Витенька, надо бы бревнышко какое-нибудь! Он сбегал в ближайший пролесок, принес две чурки. Надя умело вставила их в шпоры трактора и просит напарника: – Витя, молись! – А кому молиться? – Какое это дерево? – Кирьки блаженного береза… – Вот и проси его молитвенной помощи и заступничества перед Господом! – Блаженный Кирьян Пеньковский, помолись за нас ко Господу, чтобы помог нам выехать из ямы! И тут же выехали! Закончили смену утром, проработав всю ночь, вернулись на полевой стан, Надя рассказала бригадиру, как буксовали, как с молитвой блаженного выехали. Бригадир Степан Иванович Витю похвалил, дал второй кусок колхозного хлеба с молоком и отправил до следующей смены спать. Потом смотрит: мальчишка прямо за столом от усталости заснул. Ростом он был маленький, весом легонький, и Степан Иванович взял его на руки и отнес в полевой вагон, в углу которого была икона Пресвятой Богородицы. Витя проснется – его ласковый взгляд Богородицы встретит, он снова заснет, и спалось ему тогда так сладко! А колхозники, хоть и советские люди, а большинство по-прежнему в Бога верили, и иконы в домах держали. Во время войны и после вера только крепче стала. Даже вот и в полевом вагоне икона была. Может, убирали, когда начальство приезжало, да только вряд ли начальники в полевые вагоны заглядывали…

Как Виктору понравилось учиться

Когда Виктору исполнилось 15, его по разнарядке направили в ФЗУ – Фабрично-заводское училище, учиться шить обувь (тогда обувь была дефицитной). Выучился, поработал, затем отслужил 3 года в армии и демобилизовался в звании старшего сержанта. После армии 5 лет работал в шахте, а еще закончил школу рабочей молодежи, получил среднее образование. Учиться ему так понравилось, что поступил в сельхозинститут на агронома, а потом и в аспирантуру. Защитил кандидатскую, стал старшим, затем ведущим научным сотрудником, заведующим лабораторией, замдиректора по научной работе. По результатам исследований опубликовал 250 научных статьей и получил 2 серебряные медали ВДНХ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]