Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда

Турецкая православная церковь

, раскольническая религиозная организация.

Была образована в 1922 по приказу турецкого правительства, которое пыталось создать «национальную» православную церковь, не связанную с греческим православием, и соответственно с греческим национализмом. Возглавил церковь Павел Каракиссаридис, туркоязычный грек из Малой Азии. Это была попытка оторвать живущих в Турции греков от Греции и сделать их патриотами молодой Турции. Затея эта провалилась — кроме маленького количества православных турок, да минимума греков, в это новообразование никто не пошел. Сам Павел после провозглашения себя «патриархом» принял имя Эфтим и сменил греческую фамилию на турецкую — Эрнерол.

В начале существования церкви Эфтиму удалось заполучить небольшое число последователей, 1 июня 1923 они пытались похитить патриарха Мелетия IV, а 2 октября папа Эфтим осадил Синод Константинопольской церкви и назначил свой Синод, пытаясь провести в церкви переворот, и в течении непродолжительного времени оккупировал здание патриархата. После избрания нового патриарха в декабре того же года самопровозглашенный Папа и Патриарх повторил акцию, однако на этот раз полиция его быстро выдворила.

В 1924 году он захватил церковь Марии в Галате (район Стамбула, где было наибольшее число его сторонников). 6 июня было решено перенести резиденцию «Турецкого Православного патриархата» из Кайсери в Стамбул.

В 1926 году Эфтим захватил вторую церковь в Галате. Однако вскоре правительство Турции перестало поддерживать церковь открыто, а после смерти Ататюрка она вообще лишилась поддержки.

В 1956 году Эфтим захватывает еще две православные церкви в Галате. После того, как Эфтим заболел, его престол занимает его сын Тургут (Георгий) Эрнерол под именем Эфтим II.

Церковь всегда была крайне малочисленна, однако существовала до недавнего времени и даже имела две общины за пределами Турции (не ясно насколько реальные). Мировое православие не признает это движение из-за многочисленных канонических нарушений, вплоть до женатого епископата и турецкого национализма.

После смерти Эфтима II патриархом стал его брат Сельджук Эрнерол. После его смерти существование церкви сомнительно, так как кроме семьи Эрнерол больше в ней верующих нет, церкви не функционируют из-за отсутствия священников. Вероятно на этом ее история закончится.

История зарождения

Падение Османской Империи в начале XX века спровоцировало ряд кровопролитных войн. Термин геноцид официально не употребляется при описании этих событий, но миллионы армян и греков были вынуждены оставить веками обжитые территории и покинуть Турцию. Подавляющее большинство исповедовало православие.

15 сентября 1922 года при поддержке младотурков была основана Автокефальная Турецкая православная церковь. Идея создания принадлежит знаменитому реформатору и военачальнику Мустафе Кемалю Ататюрку. Инициатива должна была выполнить 3 задачи:

  • Разрыв отношений нового государства с патриархатом Константинополя.
  • Создание церкви с национально-патриотическим уклоном для оставшихся греков и албанцев.
  • Контроль государства над «ненадежным» религиозным меньшинством.

Главой был назначен уроженец Малой Азии Павел Карахисаридис. Он провозгласил себя патриархом, принял имя Эфтим I и взял турецкую фамилию Эренерол.

Первые время после основания новому патриарху удалось собрать незначительное количество прихожан из православных турков. Греки новую церковь не приняли. Последующие годы численность национальной религиозной организации только сокращалась.

Турция — это светское государство. Ислам здесь доминирует

Турция официально называется Турецкая Республика. Это государство уникально тем, что оно расположено и в Азии и в Европе. Кроме того, на её территории находятся святыни нескольких мировых религий. Современная Турция образовалась в 1923 году после распада Османской империи в результате ее поражения в Первой мировой войне.

Это поражение породило национально-освободительную войну турецкого народа, которая привела к свержению монархии и созданию на территории восточной Фракии, Малой Азии и Армянского нагорья турецкого национального государства.


Современные турки. В Турции религия конституционно отделена от государства, при этом ислам в стране доминирует. Фото: upload.wikimedia.org

Религия в Турции законодательно отделена от государства, и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны. Статья 3 Конституции страны гласит: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах, изложенных в преамбуле».

Кроме того, ст. 24 закрепляет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений. Кроме того, она же устанавливает право на свободное проявление религиозных верований.

96% населения

Турции исповедует ислам суннитского толка

Воспитание и обучение религии и этике в Турции осуществляется под контролем и надзором государства. Обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ.

При этом необходимо отметить, что после государственного переворота 1980 года была принята стратегия «турецкого исламского синтеза», когда власть стала больше опираться на религиозные институты».

Видео: Суфийские братства — тарикаты (рассказывает исламовед Роман Силантьев). На 45 секунде автор начинает рассказывать об истории суфийских орденов-тарикатов.

Ответить на вопрос: какая вера у турок главная достаточно легко. Дело в том, что 96% жителей страны исповедуют ислам суннитского толка: ханафитский мазхаб и матуридизм. Кроме того в Турции весьма распространены исламские братства — тарикаты.

Наиболее известны из них тарикаты Накшбанди и Мевлеви. Шафитский мазххаб исповедуют в основном курды. Кроме того, в стране зарегистрирована 321 община различных христианских толков и направлений, 36 иудейских синагог, 60 общин ассирийцев-несториан, православных болгар, арабов и армян-католиков, 52 общины различных протестантских направлений. Кроме того, часть курдов на востоке страны исповедуют синкретическую религию и именуются езидами.

Современное состояние

Сегодня структура функционирует за счет государства. Под контролем находится 3 церкви и 5 общин. Главой является Эфтим IV. Должность патриарха наследуется между родственниками. Большинство прихожан являются членами одной семьи.

Кафедральный собор находится в Стамбуле. Храм Каффской Божией Матери основан в 1583 году переселенцами из Феодосии. Собор одновременно является резиденцией Эфтима IV и его семьи. Все обряды и литургии проводятся на турецком языке. Остальные церкви автокефалии богослужения не проводят.

Интересный факт

В октябре 2022 года патриарх Турецкой национальной церкви выступил с критикой против признания автокефалии Православной церкви Украины одной из 15 поместных церквей мира. Эфтим IV подал иск на главу Константинопольского патриархата Варфоломея.

Позже иск был отклонен, однако история позволила привлечь внимание к малочисленной и неизвестной автокефалии и заявить о себе.

Святыни

СТАМБУЛ (КОНСТАНТИНОПОЛЬ).

Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца Константинопольской Православной Церкви . Мощи и икона:

  • мц. Соломония (мать братьев Маккавеев),
  • мц. Евфимия Всехвальная (IV в.),
  • св. императорица Феофания (IX в.),
  • свт. Иоанн Златоуст (?),
  • свт. Григорий Богослов (?),
  • икона Божией Матери «Всеблаженная».

Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:

  • икона Божией Матери «Живоносный Источник»,
  • икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы».

РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:

  • могила ап. Иоанна Богослова.

ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):

Православные храмы в Турции

90% верующих на территории государства исповедуют ислам. Однако именно эта страна считается колыбелью христианства.

В I и II веке здесь продолжили просвещать людей апостол Павел и его ученики. Андрей Первозванный основал Константинопольскую церковь. Николай Чудотворец жил и творил в этих землях. Византийское государство было главным мировым центром развития христианства.

В Турции сохранились и охраняются государством образцы архитектурного наследия, построенные в период с I века нашей эры до распада Османской империи.

Собор Святой Софии

Начало строительства символа «золотого века» Византии пришлось на IV век. К VI веку храм стал главным украшением и сердцем Константинополя. После захвата столицы османами в XV веке архитектурная жемчужина была обращена в мечеть. С 1935 года храм является музеем.

Фасады трехнефной однокупольной базилики украшены многочисленными мозаичными композициями. Внутреннее убранство совершенствовалось в течение 15 веков. Собор знаменит сочетанием христианских и исламских традиций в самом виртуозном исполнении. Богатство и разнообразие драгоценных материалов, использованных в декоре, поражают воображение.

Храм Святой Ирины

Храм был построен по случаю Второго Вселенского Собрания в 381 году. В отличие от большинства христианских сооружений Турции церковь не была переделана в мечеть, а использовалась в качестве военных складов. В XIX веке здесь был археологический, а затем Императорский музей.

В наши дни в здании церкви проходят выставки и концерты.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Самый древний храм в Стамбуле был построен в VI веке под личным контролем славного Юстиниана. Согласно легенде, благодаря святым покровителям воинов Серию и Вакха, юный правитель избежал казни за попытку убийства императора Анастасия. Они явились ему во сне и упросили о помиловании.

Церковь называют Малой Софией за схожесть с одноименным храмом. В османский период к зданию был пристроен минарет. Мечеть работает ежедневно по сегодняшний день.

Церковь Богородицы Паммакаристос

Единственный в Стамбуле сохранившийся образец архитектуры периода Палеологов. Церковь была построена в честь благой вести архангела Гавриила о божественном зачатии Марии.

К сожалению, о внутреннем убранстве храма судить сложно. Сохранились лишь некоторые фрагменты мозаик XIV века. Самая знаменитая из них – золотой образ Спасителя в куполе.

С 1591 года церковь обращена в мечеть, носит название Фетхие-Джами. Архитектурный памятник открыт к посещению частично из-за ежедневных мусульманских обрядов.

Церковь Христа Спасителя в Полях

Собор находится на территории древнего монастыря Хора на окраине Стамбула. Построен в первой половине XIV века. После завоевания Константинополя османами церковь была полностью отштукатурена изнутри и обращена в мечеть.

В 1948 году во время реставрационных работ слой замазки был снят и миру явился невероятной красоты образец византийского декора в отличном состоянии. Сегодня церковь стала музеем.

Большинство церквей и храмов византийского периода находятся под защитой ЮНЕСКО. Каппадокия, Ликийские Миры, старые районы Стамбула – излюбленные места паломничества христиан со всех уголков мира.

Несмотря на светский характер турецкого государства, в стране преобладает ислам

Какая религия у турок главенствует указанно в данных переписей населения. Они говорят о том, что первая по числу приверженцев и значению религия в Турции — это ислам. Установление ислама на территории современной Турции завершилось ко второй половине XI в., когда турки-сельджуки совершили экспансию в Восточной Анатолии.

На сегодняшней день 99,8 % населения Турции — мусульмане. При этом около 80 % мусульман — сунниты, а шииты-алевиты составляют около 20 % мусульманского населения. Около 3 % мусульманского населения составляют шииты-двунадесятники.


«Портрет шейх-уль-ислама». Худ. Али-бек Гусейн-заде. Духовный лидер Османской империи шейх-уль-ислам контролировал власть султана путем издания фетв. Фото: upload.wikimedia.org

В османской империи духовной властью страны управлял шейх-уль-ислам — высшее мусульманское духовное лицо империи. Исламское духовенство при этом обладало большим влиянием так как к XIX веку неотчуждаемые владения в его руках (вакуфные земли) составляли почти треть всех обрабатывавшихся земель в империи.

При этом шейх-уль-ислам обладал исключительным правом толковать решение властей империи с точки зрения Корана и шариата. Он контролировал власть султана, так как мог издавать фетвы, одобряющие или же не одобряющие указы правителя.

В Османской империи шейх-уль-ислам контролировал власть султана.

В Османской империи все иные религии были поставлены в починенное положение. Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены как посредники между султаном и немусульманским населением.

Султаны оказывали милости главам общин в качестве платы за поддержание их паствы в повиновении. В XIX веке религия стала тормозить движение страны.

При этом Турция потерпела ряд поражений в войнах. Так в 1856 году после завершения Крымской войны, был принят «Указ о реформе». Он приравнял религиозные права немусульман к правам мусульман.

Некоторые налоги и законы ограничивающие их права отменили. Конституция Османско-тюркского государства 1860 года немусульмане получили право участвовать в управлении государством.

Ссылки

  • Национальные Болгарский Альтернативный синод • Белорусская Автокефальная ПЦ • Григорианский раскол • Кафолическая ПЦ Португалии • Лубенский раскол • Македонская ПЦ • Священная митрополия Абхазии • Турецкая ПЦ • Украинская Автокефальная ПЦ • Украинская автокефальная ПЦ (обновлённая) • Украинская ПЦ Киевского Патриархата • Хорватская ПЦ • Черногорская ПЦ
    Реформистские и синкретические Апостольская ПЦ • Богородичный центр • ИПЦ (Рафаила) • Кафолическая ПЦ Франции • Обновленчество • Патриархия Российской ИП Катакомбной Ц • Русская катакомбная церковь истинно православных христиан • Украинская Автокефальная ПЦ-каноническая • Украинская Реформаторская ПЦ • Церковь Иоанна Богослова
    Старообрядческие Русская древлеправославная церковь • Русская православная старообрядческая церковь • Русская православная старообрядческая церковь в Румынии • Древлеправославная церковь России (аполлинариевцы) • Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии • Неокружники • Древлеправославная поморская церковь • Восточная старообрядческая церковь

Отрывок, характеризующий Турецкая православная церковь

Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам. Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе. Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию. Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия. Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения. Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая: «С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать! 24 орудия гвардейской артиллерии, 30 орудий дивизии Компана и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе, Всего – 62 орудия. Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий. Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления. В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию. Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением. По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля. Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]