Иеромонах Серафим (Роуз) — ЦАРСКИЙ ПУТЬ. Истинное православие в век апостасии.

Разными дорогами люди приходят к православию и Господу. Кто-то рождается в искренне верующей семье и с раннего детства воспринимает христианские догматы и каноны. А другие люди проходят долгий путь исканий, наполненный ложными идеалами, греховными мыслями и поступками, а также разочарованиями.

Но, пройдя через страдания, они с детской непосредственностью открывают сердце Господу и стараются нести Слово Его окружающим. Такой была дорога к Богу Юджина Денниса Роуза, известного православным людям под именем иеромонаха Серафима.

Юджин Роуз рос замкнутым ребёнком и сосредоточился на учёбе

Юджин Дэннис Роуз родился в 12 августа 1934 года в Сан-Диего. Это были годы великой депрессии, так что семье было не до того, чтобы набираться духовных знаний или просто проявлять друг к другу нежность. Элементарно не хватало еды — куда там до чего-то другого.

Существенный вклад в воспитание Юджина внесла старшая сестра.

Мать держалась строго, а потому существенный вклад в воспитание Юджина внесла старшая сестра.

Он рос безропотным, очень послушным и замкнутым. У Юджина неладились отношения со сверстниками, зато неплохо шли дела с освоением школьного материала.

Из увлечений Юджина можно выделить два:

  1. Фортепьяно.
  2. Скаутские мероприятия.

В 1952 году Юджин закончил школу. Её руководство отметило успехи юноши, назвало его первым учеником и выдало серьёзную стипендию.

Едва покинув родной дом, Юджин охладел к христианству

За время учёбы в школе Юджин не удосужился подумать о будущем. Ему хватало учёбы, фортепьяно и скаутов. А теперь жизнь требовала решения — куда поступать, на кого дальше учиться?

Выбор пал на частный колледж в Помоне, так как это учреждение считали одним из самых престижных.


Отец Серафим (Роуз)

Едва вырвавшись из-под материнской опеки, Юджин отбросил в сторону все христианские воззрения матери. Ему это не было интересно. По собственному утверждению, Юджин не нашёл в христианстве истину. Захотелось поискать её где-то ещё.

В сане священника

В основанной ими обители Серафим Роуз продолжил написание религиозных сочинений и, кроме того, вместе со своим духовным братом включился в активную миссионерскую деятельность. Не прекращали они и ранее начатое издание брошюр «Православный вестник».

Следующим шагом на пути духовного роста стало его рукоположение в духовный сан, совершённое в 1977 году. Отныне иеромонах Серафим (Роуз) получил право лично совершать таинство крещения над теми, кого им с братом Германом удавалось обратить в православие (фото приведено выше).

Некоторое время Юджин был впечатлён преподавателем китайской философии

Поиск нового фундамента для духовной жизни обратил внимание Юджина на китайскую философию — точнее, даже не на неё саму, а на китайского профессора Жи Минь-шеня. Этот человек отлично ориентировался в наследии своей культуры, некоторое время жил в восточном монастыре, наизусть цитировал классиков.

В нём не было ни капли надменности, лукавства, негатива. Это один из самых положительных людей, оказавших большое влияние на Юджина Роуза.

Жи Минь-шеня не в чём было упрекнуть, и его любовь к своей культуре, восточным традициям и философии произвела сильное впечатление на Юджина. Казалось, новый путь в жизни найден, но Жи Минь-шень внезапно исчез.

Юджин всегда с теплом вспоминал профессора, но едва тот пропал, понял, что китайская философия привлекала его только в присутствии наставника. Юджин вряд ли интересовался ей искренне, потому что тут же забросил.

Начало активной деятельности

В начале 60-х молодые люди занялись изданием брошюр религиозного содержания «Православный вестник», а затем открыли собственную лавку, где торговали православными книгами и иконами. Со временем она превратилась в один из духовных центров Америки. Параллельно с этим Роуз проходил обучение в теологической школе и служил чтецом в городском соборе.

Однако этим Роуз и его друг Глеб не ограничились. Желая основать духовное братство, они приобрели в лесном массиве на севере Калифорнии земельный участок и открыли там скит, во многом напоминавший те, которые создавались российскими подвижниками православия в прошедшие века. Переселившись в него, друзья приняли в октябре 1970 года монашество, причём Юджин взял имя весьма почитаемого им святого — преподобного Серафима Саровского, а Глеб — Германа Аляскинского. Так православный мир обрёл двух новых иноков Серафима и Германа. Фотография их кельи завершает статью.

Эзотерик и преподаватель Алан Уоттс оказал на Юджина сильное плохое влияние

Жизнь столкнула Юджина с новым наставником. Звали его Алан Уоттс. Он вырос в христианской среде, но не питал к ней большого интереса. Собственно, никакая отдельная религиозная или философская традиция Алана Уоттса тоже не интересовала.

Он был из тех людей, которые, что называется, «галопам по Европам». Алан Уоттс хватался за всё, но нигде не копал основательно.

Однажды он вознамерился стать буддийским священником, понял, что ему это не подходит, и стал тогда англиканским. Но и здесь не задержался — из-за супружеской неверности с ним развелась жена, и Алан Уоттс был вынужден в 1950 году бросить службу и проповедь.


Алан Уоттс был дурным примером для Юджина Роуза, называл движение хиппи буддизмом и преподавал эти идеи ученикам

Алан Уоттс почувствовал, что может стать преподавателем, и через три года уже встал во главе Академии востоковедения. О компетентности Уоттса как преподавателя современники сообщали следующее:

«Никто на белом свете не смог бы, как Уоттс, растолковать суть мистических религий Востока, одновременно напустив еще больше таинственности».

Уоттс был влиятельным человеком, и его идеи привлекали Юджина, хотя впоследствии он говорил об учителе далеко не в позитивном ключе:

«Его философия — «это оправдание естественных радостей жизни… И для этого он то берет на вооружение разные религии, то отрицает (когда ему удобно)… Это нечестно. Коль скоро цитируешь из религиозных источников, будь добр, изложи мысль полностью, опираясь на все учение в целом. Произвольно выдергивая удобные ему цитаты, он лишь обнаруживает неуважение к источникам: они для него лишь забава, ведь божество — он сам. В этом он заодно с прочими лжепастырями».

Алан Уоттс не нашёл пристанища в какой-то одной религии, а попытался изобрести собственную систему мировоззрения. Она заимствовала всё удобное из поверхностно известных Уоттсу учений и отвергала всё, что ему не приходилось по вкусу.

Этот подход привёл Уоттса в движение хиппи. Собственно, он сам приложил достаточно усилий, чтобы организовать сию новую моду.

Алан Уоттс предпочёл духовности культуру хиппи.

Духовными практиками Уоттса стали: приём наркотиков, свободная любовь, пьянство и образ жизни бесполезного, вялого, никчемного человека. Всё это он не стеснялся отождествлять с буддизмом.

Страшно подумать, чему такой преподаватель «научил» своих учеников, когда вещал о Востоке. В 1973 году Уоттс скончался от вредных привычек, оставив после себя значительное литературное наследие на околодухвную тематику.

Юджин подражал Алану Уоттсу и перенял его вредные привычки

Юджин во многом следовал примеру своего второго учителя. Имея тягу к знаниям, он впитывал всё то, чему учил Алан Уоттс. Также Юджин старался копировать манеры преподавателя и принялся вести праздный образ жизни:

  • Питался в ресторанах;
  • Курил дорогие сигареты;
  • Посещал оперу;
  • Ходил в театр;
  • Пил элитные вина.


Юджин Роуз в молодости
Образование сделалось не столько целью, сколько средством, чтобы прослыть интеллектуалом.

Друг привёл Юджина в церковь, и тот решил стать православным

Поиски духовного прибежища для Юджина Роуза завершились в православии. Однажды сокурсник привёл его в собор Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско. Там Юджин увидел пожилого сутулящегося архиепископа Тихона. Тот чем-то так сильно впечатлил Юджина, что заставил пересмотреть взгляды на христианство.

О православии Юджин почти ничего не знал, что лишний раз свидетельствует об уровне компетентности его учителей из академии, где должны были дать представление обо всех мировых религиях. Да и родители ничего об этом не могли сообщить сыну:

  1. Отец Юджина и вовсе думал, что православие — это синоним католицизма.
  2. Мать полагала, что православие — это нечто вроде коммунизма.

Юджин попытался познакомиться с православием поближе, и оно его очаровало. Недолго думая, он бросил научную карьеру, сулившую должность преподавателя, и стал членом Русской православной церкви за границей.


Юджин Роуз с котом по кличке Александр. Сан-Франциско. Начало 1960-ъ

В поисках духовного пути

В стенах академии он углублённо изучал буддизм, суфизм, иудаизм, индуизм и ряд других религий. Любопытно отметить, что каждую из них Серафим Роуз изучал на свойственном ей языке, что говорит о его необычайных лингвистических способностях. Владел он и большинством европейских языков.

Благодаря углублённому знанию латыни и французского, Роуз близко познакомился с трудами видного философа и метафизика первой половины XX века Рене Генона, подтолкнувшего его на поиски аутентичной, то есть наиболее полной и подлинной религиозной традиции. В своих исканиях он пытался максимально расширить спектр изучаемых им религиозно-философских воззрений.

Юджин обратился в православие, интересовался Россией, и до смерти успел достичь сана иеромонаха

С 1962 года Юджин — православный христианин. Он активно участвует в жизни Церкви:

  1. Учит русский и церковно-славянский языки.
  2. Знакомится с православным вероучением.
  3. Издаёт просветительский бюллетень «Православный вестник».
  4. Отрывает лавку с церковной утварью, иконами и книгами.
  5. Учится на богословских курсах.
  6. Проводит миссионерские беседы.
  7. Пишет статьи на православную тематику.
  8. Помогает организовать православный скит.

Пожалуй, можно утверждать, что православие — единственная религия, с которой Роуз познакомился столь глубоко, и которая вызывала столько отклика в его душе.

В 1969 году Юджин поселился в скиту, а в 1970 принял монашеский постриг. С этого момента он и получил такое необычное имя — Серафим Роуз.

1977

в этом году Серафим Роуз стал священником, а закончил свой путь иеромонахом

Всю свою жизнь он выказывал большой интерес к России, проповедовал и писал труды на православную тематику.

2 сентября 1982 года отец Серафим скончался после тяжёлой болезни.

Из книги «Опыт постижения Америки»


Памяти иеромонаха Серафима(Роуза)

2 сентября 1962 года — скорбный день кончины выдающегося подвижника благочестия, иеромонаха Серафима (Роуза).Как удивительны и разнообразны порой человеческие судьбы! Одними из первых книг, побудивших многих из нас после многоразличных духовных метаний в застойные годы осуществить осознанный выбор в пользу Православия, были прочитанные на одном дыхании книги иеромонаха Серафима Роуза «Душа после смерти» и «Православие и религии будущего». Это был глоток свежего воздуха в удушающей атмосфере мистики и оккультизма, отравлявшей интеллигенцию 80-х годов многоскорбного ХХ века. Особенно удивительным было то, что автор этих книг, американец, после долгих духовных исканий, пройдя через дзен, конфуцианство, йогу, обрел себя в Православии. Прочитав книги и узнав о тернистом пути избранном этим подвижником, иеромонахом Серафимом Роузом, многие из нас очень полюбили отца Серафима за искренность и бескомпромиссность его строгого делания, однако вряд ли кому-либо в голову приходило, что наступит время, и можно будет побывать в легендарной Платине – в монастыре, основанном этим подвижником. В сознании большинства людей советской эпохи устойчиво сформировался образ Америки как безнадежно далекой и враждебной страны, проникнутой духом сатанизма. Однако милостью Божией железный занавес пал, и, несмотря на известные трудности, это стало возможным.


Памяти иеромонаха Серафима(Роуза). Монастырь прп. Германа Аляскинского, основанный иеромонахом Серафимом

Вообще православная Америка потрясает. Сколько монастырей и храмов на Восточном побережье! Очаги Православия — Джорданвилльский Свято-Троицкий, Свято-Тихоновский монастыри с их мощными издательскими ресурсами и духовными семинариями, в которых обучались многие иерархи Зарубежной Церкви, уютное Ново-Дивеево, Новокоренная пустынь, обители и храмы Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона, Кливленда… Душа исполняется тихой радостью, когда видишь, как бережно сохраняются в далеком заокеанском краю православные традиции. Но еще более впечатляет Тихоокеанское побережье: мощи святителя Иоанна Шанхайского в Сан-Франциско, обители в Мантоне, Калистоге, Санта-Розе, Сан-Пауло, и, наконец, Платина… От Сан-Франциско ехать совсем недалеко, — каких-нибудь 4–5 часов. Это нам, привыкшим к длительным многочасовым переездам, показалось легкой прогулкой


Памяти иеромонаха Серафима(Роуза). Монастырь прп. Германа Аляскинского, основанный иеромонахом Серафимом, затерялся в горах Калифорнии

Да и природа в этих местах неповторимая — высокие крутые горы, укрытые лесами, необъятные горизонты и узкий серпантин дороги, — красота неописуемая. Оживают и новым смыслом исполняются строки 103 псалма: Боже мой правый, святой безгранично, Ты облечен несказанным величием. Ты одеваешься светом, как ризою, Над океанской грядою капризною. Купол Небес, как шатер, простираешь, Светлый Чертог как покров раскрываешь. Облаком призрачным на колеснице На крыльях ветров стремительно мчишься. Машину слегка подбрасывает на крутых поворотах, но это совсем не страшно: в таком необычайно красивом месте просто не может произойти что-либо плохое, да и после крутых серпантинов Британской Колумбии вообще вряд ли что-то может нас испугать. А когда после очередного головокружительного подъема слева от дороги взору открывается монастырь, душа, кажется, устремляется в Небеса. Замрет в изумлении путник случайный. Увидев непознанный дивный мир Приоткрывает заветные тайны Святого Германа монастырь. В Вечность вплетается звон колокольный, Тихо зарю окликает заря… Тайны скрывают от глаз недостойных Строгие стены монастыря.


Святые врата, на которых написано название обители, кажутся вратами в Небесную обитель. Умиляет дивная белая церковь с золотыми куполами, которая вначале кажется маленькой, почти игрушечной. Позолота просвечивает сквозь зелень высоких сосен, и от этого становится особенно радостно. Воздух свежий и чистый. Чувствуется умиротворяющая осенняя прохлада. Признаться, мы все-таки несколько напряглись, поднимаясь сюда. Укатали, как говорится, крутые горки… Зато сейчас особенно приятно осознавать, что выше нас — только Небо.

Храм — как береза — светлый, белый, устемленный к небу. Архитектура напоминает валаамскую времен игумена Назария. Стены белые, иконы не отличаются роскошью убранства, такие же скромные, аскетичные, как и все на территории обители. Где-то в нише окна колокольни уютно разместился кот, предварительно продефилировав перед нами. Коты одинаковы везде. Нас гостеприимно встречает брат Доналд, который провожает нас в келью, где мы будем ночевать, и договаривается о времени проведении экскурсии. Кельями место ночлега назвать можно лишь с большой натяжкой: это крохотные, продуваемые всеми ветрами ветхие домики, прилепившиеся к склону гор. Есть, правда, странноприимница. Она находится за пределами обители, и в ней все так же просто, сурово, аскетично. Деревянные кровати, домотканные покрывала, удобства на улице.


В Америке встретить такую строгость иноческой жизни непросто: здесь даже в монастырях привыкли к определенным удобствам. К примеру, находящийся неподалеку отсюда монастырь прп. Иоанна Шанхайского в Монтоне, принадлежащий к юрисдикции Православной Церкви Америки, где мы также побывали, обустроен значительно комфортнее. Но нам, паломникам с многолетним стажем, привыкшим, если нужно, спать в храмах на полу, такая строгость по душе: ведь все осталось так, как было во времена отца Серафима Звездная полночь спасенье пророчит, Кроны деревьев трепещут листвой, Таинством дышит безмолвие ночи, Душу питая молитвой живой. Услыши же нас, преподобный Герман, Да внемлет тебе милосердный Бог. Помощником будь нам надежным и верным На всех перекрестьях нелегких дорог.

Нисколько не смущает тот факт, что служба в храме идет на так называемом сакральном английском языке. Все настолько понятно, что не возникает ни малейших затруднений, поскольку ход богослужения совершенно не отличается от привычного нам.Те же ектинии, последование вечерни, утреня, полунощница, Божественная Литургия, Херувимская, Евхаристический канон, Причастие, — языкового барьера практически не существует.Да и некоторые возгласы произносятся на церковно-славянском, — возможно, из уважения к паломникам. Кстати, некоторые братия понимают русский и даже разговаривают на нем.

Несмотря на строгость монашеской жизни, насельники обители гостеприимны, общительны, в меру любознательны. Ну, а уж насколько общительны мы, можете только догадываться! Готовы распахнуть объятия всем, даже собакам. Кстати, собы здесь тоже замечательные.


Однако обратимся к биографии основателя обители. Родился будущий иеромонах Серафим (Роуз)12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городке Сан-Диего в протестантской семье. Окончив школу с отличием, в 1952 году он поступил в колледж в Помоне, недалеко от Лос-Анджелеса. В 1956 году, закончив колледж, поступил в Академию востоковедения в Сан-Франциско, где занимался изучением сравнительного анализа религий, который давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Каждую религию он изучал на её родном языке.


Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском. В университете за работу о древних наречиях китайского языка он получил степень магистра. В совершенстве знал французский язык и латынь. Здесь он впервые познакомился с трудами Рене Генона, и, вслед за ним, встал на стезю поисков аутентичной духовной традиции. Из-за дружбы с Йоном Грегсоном, сокурсником по Академии Востоковедения, и после посещения русского православного собора Всех скорбящих Радосте в Сан-Франциско порвал с буддизмом и начал посещать православные богослужения, учить русский язык, изучать книги о Православии.


В 1961 году, завершив подготовку диссертации на звание бакалавра, и, несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он оставляет учёбу на время, необходимое для написания книги — исследования духовного состояния современного человека. 15 февраля 1962 года в Сан Францисско был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей через таинство миропомазания, был духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского. После крещения он познакомился с русским эмигрантом выпускником Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорджанвилле Глебом Подмошенским. Вместе они начали издавать бюллетень «Православный вестник», затем открыли при храме лавку «Православные иконы и книги» — одну из первых в США, ставшую одним из духовных центров русского православия в Америке.


Юджин интенсивно изучал русский и церковнославянский языки, был чтецом в храме, окончил теологическую школу в Сан-Франциско.В середине 1960-х годов Юджин и Глеб решают основать православное братство. В 1967 году на севере Калифорнии в лесу недалеко от городка Платина был приобретён участок земли, на котором был возведён скит в честь преподобного Германа Аляскинского. В 1969 году они переезжают в скит, а 27 октября 1970 году постригаются в монахи: Юджин под именем Серафим в честь Серафима Саровского, а Глеб под именем Германа в честь Германа Аляскинского. В монастыре они продолжают издавать «Православный вестник», пишут и издают труды духовно-просветительного и богословского содержания, ведут активную миссионерскую деятельность.В 1977 году отец Серафим рукоположён в священники.Могила иеросхимонаха Серафима (Роуза)Умер 2 сентября 1982 году в возрасте 48 лет от болезни.


Смерть о. Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета лежавшее в досчатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать.


Архиепископ Хризостом. «Воспоминания об о. Серафиме (Orthodox America, Aug.-Sep. 1982)» ЦИТАТЫ

Было бы слишком поверхностным заключением сказать, что прославление Новомучеников и Царской Семьи приведёт к восстановлению Святой Руси. Но православные русские люди и в России, и в рассеянии, если воспримут это событие всем своим сердцем, то оно сможет послужить поводом к раскаянию в грехах, а влияние его на самую Россию и измерить нельзя… Иеромонах Серафим (Роуз). «Будущее России и конец мира»


«Нет большего сродства и близости чем у Бога с душой и у души с Богом, — писал святой Макарий Великий. — Когда душа лишена Бога, она принимается искать». Она не находит его в католичестве, потому что католичество — это провинциальный извод подлинного христианства, засорённый человеческими домыслами. Не встретит она Бога и в протестантстве, потому что для протестантов Бог — это что-то чрезвычайно личное, сокрытое в глубине души, да в такой глубине, что уж и непонятно, есть ли Бог для протестантов. И не будет встречи в так называемых восточных религиях, потому что в некоторых из них Бога просто-напросто нет, в других на место Бога встают кумиры, а в иных Бог как будто бы есть, но о нём ничего неизвестно.


Но вот — православие. Религия, которая покоряет многих, вначале лишь величавой, неземной красотой богослужебного обряда. «Не знаем, где мы были — на земле или на небе, где поют ангелы», — говорили святому князю Владимиру русские послы, побывавшие на богослужениях в Константинополе. Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У неё начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть православие — подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов.


Татиана Лазаренко. Из книги «Опыт постижения Америки»

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Памяти иеромонаха Серафима (Роуза)
  • Татиана Лазаренко

Книга Серафима Роуза «Душа» после смерти» описывает опыт умирания на основе трудов святых отцов

Серафим Роуз — автор многочисленных трудов на православную тематику. Но наиболее известная его книга «Душа после смерти». Цель её написания — показать читателю православный взгляд на посмертную жизнь.

Не секрет, что Священное Писание почти не касается этой темы. Серафим Роуз же решил воспользоваться всеми источниками, которые счёл достойными доверия, и сформировать картину загробной жизни православного христианина.

«Душа после смерти» Купить книгу на сайте ЧитайГород


Обложка книги Серафима Роуза «Душа после смерти»

Он считал её «ответом» многочисленным описаниям посмертных опытов, о которых рассказывали люди после клинической смерти.

О структуре книги автор ёмко говорит сам:

«В девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения».

А десятая, заключительная глава пошагово описывает опыт умирания с точки зрения Серафима Роуза, например:

«Потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми «на курорте» счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов».

Ссылается при этом Серафим Роуз в основном на письма Феофана Затворника и труды ряда других деятелей Церкви.

Заканчивается книга рассуждениями о молитве, телесном воскресении и приложением с молитвами и ответами критикам.


Монах Серафим Роуз

Основные труды

  • [lib.pravmir.ru/library/book/906 «Православие и религия будущего»] (1975);
  • [pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=100 «Вкус истинного православия»] (1978);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/909 «Православный взгляд на эволюцию»] (1978);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/394 «Знамения времени»] (1980);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/393 «Как сегодня быть православным»] (1980);
  • [www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad.htm «Душа после смерти»] (1980);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/392 «Тайны книги Апокалипсис»] (1980);
  • [portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=80 «Будущее России и конец мира»] (1981);
  • [shestodnev.narod.ru/rouz_genesis/index.html «Православное понимание книги Бытия»] (1981);
  • [www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=453 «Когда Бог открывается сердцу»] (1981);
  • [www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=455 «Святые отцы: верный путь христианства»] (1983);
  • [www.pravmir.ru/sovet-sovremennikam/ «Совет современникам»] (1984);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/904 «Аще забуду тебе, Иерусалиме»];
  • [pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=941 «Православное монашество в Галлии V—VI веков»];
  • [lib.pravmir.ru/library/book/1139 «Святые Отцы Православия»];
  • [books.google.ru/books?id=vOOhkgAACAAJ&hl=ru «Божие откровение человеческому сердцу»] (аудиокнига). — Даниловский благовестник, (2008). ([ablbooks.eu5.org/index.php?newsid=2713 MP3]);
  • [books.google.ru/books?id=5otykgAACAAJ&hl=ru «Путь ко спасению в современном мире»] (электронный ресурс, перевод). — Даниловский благовестник, (2008). — ISBN 5891012596, ISBN 9785891012592;
  • [books.google.ru/books?id=g899kgAACAAJ&hl=ru «Современное недочеловечество: о смысле нашего существования»] (электронный ресурс, перевод). — Даниловский благовестник, (2008). — ISBN 5891012715, ISBN 9785891012714;
  • [books.google.ru/books?id=Jeh9kgAACAAJ&hl=ru «Человек против Бога»] (электронный ресурс, перевод). — Даниловский благовестник, (2009). — ISBN 5891013460, ISBN 9785891013469;
  • [books.google.ru/books?id=a2qLkgAACAAJ&hl=ru «Американский просветитель русского народа: из неизданного»] (сборник трудов). — Никея, (2010). — ISBN 5917610207, ISBN 9785917610207;
  • [www.ozon.ru/context/detail/id/7632845/ «Приношение православного американца»] (сборник трудов). — Русский паломник, (2011). — ISBN 978-5-98644-021-7;
  • Иеромонах Дамаскин (Христенсен).
    [sretenie.com/book/element.php?ID=35419 Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды.] — Сретенский монастырь, (2009). — ISBN 978-5-7533-0345-5.

Увы, Серафим Роуз был предвзятым и слабым востоковедом

Было бы неправильно и несправедливо сказать о работах Серафима Роуза исключительно хорошее. К его трудам следует относиться с осторожностью.

Из-за посредственных учителей академии Востоковедения Серафим Роуз был очень слабым и предвзятым религиоведом. Он не стеснялся, не имея чётких представлений о чужих вероисповеданиях, обрушиваться на них с резкой и необоснованной критикой. Руководствовался он при этом домыслами и слухами.

Серафим Роуз плохо ориентировался в восточных традициях, но критиковал их

Особенно о веротерпимости Серафим Роуз забывал, когда рассуждал об индуизме и легко ставил «равно» между ним и «чёрной магией» (ещё одной областью, в которой он не ориентировался). Например, Серафим Роуз допускал такие ошибки:

  1. Во фразе «Пранаяма представляет собой дыхательные упражнения в сочетании с джапой» он демонстрирует некомпетентность, ибо это разные техники, а их сочетание носит иное название — «Аджапа Джапа».
  2. Богиню Кали, которая ужасала злых демонов и символизировала разрушительное время (если по-христиански, переход из грешного мира в Небесное Царство), он грубо отождествлял со смертью и ужасом и критиковал иконографию индуистской Богини за наличие кровопролитных сюжетов.

Интересно было бы узнать, какими бы эпитетами Серафим Роуз мог бы описать почитание мощей или сюжеты вроде «Усечения головы Иоанна Предтечи», если бы вырос вне христианской культуры.

Поэтому, сочинения Серафима Роуза на тему других религий не стоит переоценивать. К глубокому сожалению, они не намного компетентнее трудов его учителя Алана Уоттса.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Примечания

  1. [hristov.narod.ru/letopis5.html]
  2. [www.shestodnev.ru/Seraphim/StSeraphim.htm Преподобный Серафим Платинский (Роуз).]
  3. [karelin-r.ru/newstrs/118/1.html Сайт архимандрита Рафаила (Карелина).]
  4. [www.saint-fathers.org/serafim-rouz.html Иеромонах Серафим Роуз на saint-fathers.org.]
  5. [shestodnev.ortox.ru/prepodobnyjj_serafim_platinskijj_%28rouz%29/view/id/1109795 Преподобный Серафим Платинский (Роуз). Подготовка материалов к канонизации.]
  6. [www.aolshanski.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=340:2012-03-23-15-10-25 Виолетта Юферева.
    «Крестный ход из Курской губернии» (цитируется Серафим Роуз).]
  7. [rousserafim.narod.ru/splatin.html Международная Христианская Миссия Св. Серафима Платинского.]
  8. [old.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/05ascent/2_1.html]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]