Что говорить на исповеди перед венчанием и обязательно ли причастие


Почему перед вен­ча­нием тре­бу­ется офи­ци­аль­ная реги­стра­ция брака?

  • Юри­ди­че­ская справка. Граж­дан­ский брак — это офи­ци­ально заклю­чён­ный брак. Иное име­ну­ется сожи­тель­ством, в цер­ков­ном лек­си­коне — блудом.
  • Брак в Таин­стве не заклю­ча­ется; в Вен­ча­нии закон­ный брак вос­пол­ня­ется бла­го­да­тью Божией на сози­да­ние семьи как домаш­ней церкви. До 1917 года брак и заклю­чался (реги­стри­ро­вался) в церкви. Поэтому после­до­ва­тель­ность должна быть обыч­ная: сна­чала билет, а уже потом балет. :)
  • Если кто-то счи­тает, что “штамп в пас­порте” не имеет зна­че­ния, то ничто не мешает ему всту­пить в закон­ный брак и взять на себя юри­ди­че­скую ответ­ствен­ность за жену и буду­щих детей. Если же он отка­зы­ва­ется это делать, то значит для него это важное пре­пят­ствие, а не мелочь.
  • 92% женщин, состо­я­щих в блуд­ном сожи­тель­стве, счи­тают себя замуж­ними, а 85 % мужчин, состо­я­щих в нём же, счи­тают себя холо­стыми!
  • Муж­чина тра­ди­ци­онно пред­ла­гал жен­щине руку и сердце. Сна­чала руку – пол­ноту ответ­ствен­но­сти и только потом сердце – чув­ства.

Как правильно причащаться

К совершению таинства Причащения приходят после минимум 3-дневного говения, во время которого держат пост, читают специальные молитвы. Накануне причастия молодые исповедуются. Обычно священнослужители назначают причастие на день венчания. Процедура причащения проходит натощак, поэтому, начиная с 12 ночи, нельзя принимать пищу, питье.

Утром молодожены приходят на богослужение. Причащение начинается после чтения молитвы «Отче наш». Нужно дождаться закрытия Царских врат, затем, вместе со всеми прихожанами, желающими причаститься, подойти к алтарю.

После выноса священником Святых Даров, прочтения двух молитв, перекреститься, направиться к Чаше. Чтобы случайно не задеть Чашу, руки держат скрещенными на груди, положив правую на левую. Приблизившись к Чаше, причащаемый произносит свое имя, данное при Крещении, широко открывает рот, давая возможность батюшке вложить в него Тело и Кровь Христове. Желательно сразу проглотить их. Затем целуют край Чаши, подходят к столику для принятия просфоры и «теплоты».

В храме остаются до окончания Божественной литургии. Причащение заканчивается чтением благодарственных молитв в церкви или дома.

Для вен­ча­ния необ­хо­димо

  • жениху и неве­сте быть воцер­ко­в­лён­ными хри­сти­а­нами (вер­ными);
  • заре­ги­стри­ро­вать брак в ЗАГСе (сна­чала брак заклю­ча­ется, а уже потом освя­ща­ется; невоз­можно освя­тить то, чего ещё нет);
  • пред­ва­ри­тель­ное собе­се­до­ва­ние со свя­щен­ни­ком;
  • вен­чаль­ную пару икон – Спа­си­теля и Божией Матери.
  • вен­чаль­ные свечи – про­да­ются в Цер­ков­ной лавке;
  • рушник (вен­чаль­ное поло­тенце) — одно­тон­ное: белое (для пости­ла­ния под ноги). Доста­точно длин­ное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обру­чаль­ные кольца. По Цер­ков­ному уставу кольца должны быть из разных метал­лов: кольцо жениха – золо­тое, кольцо неве­сты – сереб­ря­ное (жела­тельно это соблю­сти).

Что надо приобрести перед венчанием

Существует целый перечень предметов, необходимых для совершения обряда.

  • Иконы для венчания являются важным атрибутом при благословении пары. В дальнейшем Святые образы Богоматери и Иисуса Христа станут оберегом и благословляющими святынями семейства.
  • Обручальные кольца не имеют ни края, ни конца. Надевая друг другу кольцо, жених и невеста клянутся в вечной любви и неразрывности освященного брака.

Кольца из золота являются символами солнечного сияния, серебряные — отражение лунного света, которое блистает в отражении солнца.

Так и православный род сияет в отражении любви Божьей Троицы.

  • Свечи для венчания.
  • Платочки, чтобы держать свечи и венцы.
  • Вышитые полотенца или плата, которые: украшают иконы;
  • накрывают поднос с караваем;
  • кладут под ноги.


Икона для венчания

Тре­бо­ва­ния к сви­де­те­лям

  • в доре­во­лю­ци­он­ной России цер­ков­ный брак обла­дал юри­ди­че­ской силой, поэтому вен­ча­ние обя­за­тельно совер­ша­лось при пору­чи­те­лях — в народе их назы­вали друж­ками или шафе­рами, а в бого­слу­жеб­ных книгах — вос­при­ем­ни­ками; пору­чи­тели под­твер­ждали своими под­пи­сями акт вен­ча­ния в мет­ри­че­ской книге; они, как пра­вило, хорошо знали жениха и неве­сту, пору­ча­лись за них;
  • в насто­я­щее время нали­чие сви­де­те­лей явля­ется не обя­за­тель­ным, но жела­тель­ным усло­вием для совер­ше­ния Таин­ства Брака, это тра­ди­ция, а не канон: их при­сут­ствие опре­де­ля­ется жела­нием жениха и неве­сты;
  • совре­мен­ная роль сви­де­те­лей — духовно под­дер­жи­вать всту­па­ю­щих в брак молит­вой и сове­тами, осно­ван­ными на опыте своего бла­го­че­сти­вого хри­сти­ан­ского брака;
  • жела­тельно найти сви­де­те­лей, кото­рые пра­во­славны и бого­лю­бивы, а значит воцер­ко­в­лены;
  • пору­чи­те­лями на вен­ча­нии не могут стать раз­ве­ден­ные супруги или люди, живу­щие в «граж­дан­ском» (не заре­ги­стри­ро­ван­ном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохра­нив бла­го­дати, полу­чен­ной ими в Таин­стве вен­ча­ния и являя собой дурной пример для бра­чу­ю­щихся, не могут быть вер­ными настав­ни­ками для созда­ва­е­мой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут при­сту­пать к цер­ков­ным Таин­ствам, пока не пре­кра­тят бого­про­тив­ных отно­ше­ний.

Неко­то­рые осо­бен­но­сти одежды неве­сты

  • у неве­сты должен быть голов­ной убор, покры­ва­ю­щий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же вен­ча­ются люди, уже про­жив­шие в браке какое-то время, или всту­пают в повтор­ный брак, то белого наряда неве­сте уже не поло­жено;
  • кос­ме­тика – в мини­маль­ном коли­че­стве.
  • т.к. вам пред­стоит в день вен­ча­ния быть еще и на Литур­гии, то в сово­куп­но­сти, по вре­мени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, поду­майте о ком­форт­ной обуви.

Воз­раст вен­ча­ю­щихся

  • нижним воз­раст­ным пре­де­лом для совер­ше­ния Таин­ства Вен­ча­ния стоит счи­тать наступ­ле­ние граж­дан­ского совер­шен­но­ле­тия, когда воз­можно заклю­че­ние брака в ЗАГСе;
  • в цер­ков­ном брач­ном праве уста­нов­лен и высший предел для вступ­ле­ния в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное пра­вило не при­ме­ня­ется для уже живу­щих в браке.

Цер­ковь не освя­щает союз между или с …

  • ино­вер­цами – пред­ста­ви­те­лями нехри­сти­ан­ских рели­гий (напри­мер, мусуль­ма­нами). Не хри­сти­а­нин не может участ­во­вать в пра­во­слав­ном таин­стве, каким явля­ется вен­ча­ние.
  • некре­ще­ными;
  • ате­и­стами, пусть даже и кре­щё­ными;
  • людьми, состо­я­щими в кров­ном и духов­ном род­стве;
  • людьми, чья офи­ци­ально под­твер­жден­ная душев­ная болезнь, лишает их воз­мож­но­сти сво­бодно и осо­знанно про­яв­лять свою волю.
  • пра­во­слав­ные, при нали­чии раз­ре­ше­ния, могут соче­таться браком с ино­слав­ными (с като­ли­ками, про­те­стан­тами, люте­ра­нами, армяно-гри­го­ри­а­нами) при усло­вии, что их дети будут кре­щены и вос­пи­таны в Пра­во­сла­вии. В особых слу­чаях может быть сде­лано исклю­че­ние в отно­ше­нии кон­фес­си­о­нально-сме­шан­ных браков. Бла­го­сло­ве­ние на это может дать только пра­вя­щий архи­ерей;
  • состо­я­щими: в кров­ном род­стве (вплоть до чет­вер­той сте­пени род­ства, напри­мер, с тро­ю­род­ным братом или сест­рой); в духов­ном род­стве (если жела­ю­щие всту­пить в брак явля­ются крест­ными у одного и того же чело­века или желают всту­пить в брак с крест­ни­ком).

Таинство Церкви — венчание

После обручения, с зажженными свечами как символом Таинства, молодые переходят в середину храма, шествуя за священником. Священнослужитель возносит фимиам Создателю при помощи кадильницы, показывая, что таким образом искренние исполнения заповедей Господних будут приятны для Творца.

Певчие исполняют псалом.

Псалом 127

Песнь восхождения.

Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!

Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!

Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:

так благословится человек, боящийся Господа!

Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;

увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

Между аналоем с разложенными на нем Евангелием, крестом и венцами и венчающимися расстилает плат или полотенце.

Прежде чем встать на плат, жених и невеста еще раз утверждают свое решение принять венчание по собственной воле, без всякого принуждения. При этом подчеркивая, что никто из них не связан обещанием брака с третьими лицами.

Священник обращается к присутствующим на Таинстве с призывом сообщить о фактах, препятствующих данному союзу.

Ибо в дальнейшем обо всех препятствиях браку следует забыть, если они не были озвучены пред обрядом благословения.

После этого брачующаяся пара встает на полотенце, постеленное под ногами. Существует примета, кто первый встанет на плат, тот и будет главой дома. Все присутствующие, затаив дыханием, наблюдают за этими действиями.

Священник общается к жениху, спрашивая, по доброй воле, искреннему желанию он желает взять в жены, предстоящую перед ним девушку.

После положительного ответа молодой человек обязан подтвердить, что не обручен ни с какой другой девицей и не связан с ней никакими обещаниями.

Такие же вопросы задаются невесте, уточняя, не под принуждением ли она идет под венец и не обещана другому мужчине.

Принятое обоюдное положительное решение еще не является союзом, освященным Богом. Это решение пока что может быть основанием для заключения официального брака в органах государственной власти.

Над расписанными официально молодыми совершается Таинство освящение нового семейства перед Творцом, начинается чин венчания, звучит ектений, прошения благосостояния как духовного, так и телесного для только что рожденной семьи.

Далее священником читаются три молитвы.

Первая молитва наполнена прошением к Иисусу Христу благословить брачующихся любовью друг к другу, долгими годами жизни, детками и чистотой супружеского ложа. Священник просит благословения на достаток в доме больше, чем росы в поле, чтобы было в нем все, от зерна до масла, позволяющее делиться с нуждающимися людьми.

«Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве следует обращение к Святой Троице даровать:

  • деток, как зерен на колосе;
  • изобилие, как винограда на лозе;
  • долгую жизнь, чтобы увидеть внуков.

«Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем«.

В третий раз звучит прошение к Триединому Богу благословить молодых как наследников Адама и Евы, сотворенных по образу и подобию Бога, сотворить из них одну духовную плоть и благословить чрево жены, даровав много плода.

В благоговении перед Великим Создателем освящается союз новой пары на Небесах, скрепляется самим Всевышним.

Настало время главного действия венчания — надевание венца.

Священник берет венец, трижды крестит молодого, давая тому образ Иисуса Христа, расположенный впереди венца, для целования и говоря, что венчается раб Божий (называет имя) рабе Божьей (имя) во Имя Отца, Сына и Святого Духа.

Такой же акт совершается над невестой, только для целования ей предлагается целование образа Пречистой Девы Марии.


Венчание

Покрытая благословением венцов, пара ожидает Божьего благословения, стоя перед лицом Всевышнего.

Настает самая волнующая и торжественная минута всего Таинства, когда священник от имени Бога венчает молодых, трижды провозглашая благословения.

Все присутствующие должны искренне, с благоговением повторять слова священника внутри себя, прося Творца о благословении нового семейства.

Священник запечатывает Божье благословение, провозглашая о рождении новой малой церкви. Теперь это ячейка единой Церкви, нерушимый церковный союз. (Матв.19:6)

В заключение венчания читается послание апостола Павла к христианам в Эфесе, в котором он говорит о том, что муж и жена подобны Иисусу и Церкви. Муж обязан заботиться о жене как о своем теле, задача жены — быть покорной любящему ее мужу. (Эфес. 5:20-33)

В первом послании церкви Коринф апостол оставил рекомендации паре по поведению в семье для достижения полной гармонии. (1 Кор.7:4).

Читается молитва «Отче наш», которую оставил Спаситель как образец обращения к Творцу.

После этого происходит испитие молодой парой вина из общей чаши, которое дарит веселие, подобно свадьбе в Кане, где Иисус обратил воду в вино.

Священник соединяет правые руки жениха и невесты при помощи епитрахили, накрывает своей ладонью. Это действие символизирует передачу жены Церковью, соединившую пару во имя Иисуса Христа.

Взяв молодых за правые руки, священник обходит трижды аналой, исполняя тропари. Хождение по кругу — пророчество вечной, нескончаемой земной жизни для нового рода.

После снятия венцов и целования икон священник читает еще несколько молитв, после чего молодые целуют друг друга.

Пове­де­ние в Храме во время Таин­ства Вен­ча­ния

  • Таин­ство Вен­ча­ния – не просто обряд, это – молитва; отне­си­тесь с вни­ма­нием и бла­го­го­ве­нием к молит­вам, кото­рые про­из­но­сятся свя­щен­ни­ком: в тече­ние всего Таин­ства Цер­ковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и неве­сте (и одна молитва «за вос­пи­тав­ших роди­те­лей);
  • все при­сут­ству­ю­щие при вен­ча­нии, по мере сил (молит­вами, своими сло­вами и мыс­лями), должны молиться о тех двоих, кто всту­пает в брак;
  • по воз­мож­но­сти воз­дер­жи­тесь от лишних раз­го­во­ров.

Тра­ди­ция роди­тель­ского бла­го­сло­ве­ния

  • жених и его роди­тели при­хо­дят в дом роди­те­лей неве­сты и просит у них руки дочери;
  • при согла­сии на брак, роди­тели с обеих сторон бла­го­слов­ляют моло­дых на семей­ный союз: жениха иконой Христа Спа­си­теля, девушку – иконой Пре­свя­той Бого­ро­дицы;
  • моло­дые осе­няют себя крест­ным зна­ме­нем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, роди­тели гово­рят о том, что время вос­пи­та­ния детей для них окон­чено и они с верой и надеж­дой вве­ряют детей своих все­силь­ному заступ­ни­че­ству Гос­пода и Матери Божией;
  • иконы, после Вен­ча­ния, ставят в крас­ном углу, в доме, где будут жить жених и неве­ста — это первые иконы их семей­ного ико­но­стаса.
  • Если кого-нибудь из роди­те­лей нет в живых, то бла­го­слов­ляет остав­шийся в живых;
  • Если роди­тели против брака и не хотят давать бла­го­сло­ве­ния, то сле­дует обра­титься к духов­нику и спро­сить его совета, насколько обос­но­вано мнение роди­те­лей, осно­вано оно на эго­изме или жиз­нен­ном опыте и рас­су­ди­тель­но­сти.

Духовная суть венчания

Иисус в Библии сказал о том, что благословленный Богом союз люди разрушить не могут. (Мат.19:4-8).

Обряд венчания в православной церкви — действие, совершаемое священниками как посредниками между Богом и людьми, во время которого происходит слитие двух душ в одно целое.

В Бытие 1:27 говорится, что Бог сотворил человека, обратите внимание, не двух людей, а одного — мужчину и женщину сотворил Господь.

Таинство прихода под венец пары состоит в призыве помощи Святой Троицы дать благословение на будущую семейную жизнь.

Во время проведения обряда благословения пара становится под духовную защиту Церкви, становясь Ее частичкой.

Главой семьи является муж, а ему — Иисус.

Венчанная пара — прообраз отношений Иисуса и Церкви, где Христос является женихом, а Церковь невестой, ожидающей прихода Своего суженного.

В малой церкви-семье так же происходят служения в виде общих молитв и чтения Слова Божьего, своя жертвенность супругов на послушание, терпение, покорность и другие христианские жертвы.

О семейной жизни в православии:

  • Что такое православная семья
  • Обязанности и наставления для мужа и жены
  • Супружеская жизнь во время поста

Дети, родившиеся от венчанной в православии пары, получают особое благословение при рождении.

Начиная общую жизнь, даже если христиане не являются истинными исполнителями Слова Божьего, редко посещают храмовые службы, они могут прийти к Богу через Таинство соединения двух в одно.

Только встав под венец Божьего благословения, можно ощутить силу Его благодати.

Порой пара влюблена один в другого только на физическом уровне, но этого мало для построения счастливой жизни вдвоем.

После обряда духовного соединения появляется особая связь, дающая сильный импульс для длительного брака.

Получая благословения в храме, пара доверяет себя покрову Церкви, впуская в свою жизнь Иисуса Христа как Господина дома.

Брак после совершенного обряда Бог берет на Свои руки и проносит через всю жизнь, но при соблюдении христианских законов членами семьи, целомудрия.


Венчание

Крат­кое опи­са­ние Обру­че­ния

  • Обряд обру­че­ния (пред­ше­ствует Таин­ству Вен­ча­ния) – скреп­ляет вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в Брак и зна­ме­нует собой то, что Брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию.
  • Обряд начи­на­ется каж­де­нием. Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет жениха, кото­рый каждый раз осе­няет себя крест­ным зна­ме­нием, затем неве­сту, про­из­нося: «Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа» и дает им зажжен­ные свечи. Свечи зна­ме­нуют чистую и пла­мен­ную любовь, цело­муд­рие жениха и неве­сты и бла­го­дать Божию.
  • Про­из­но­сятся молитвы, сла­вя­щие Гос­пода; молитвы о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в Храме. Затем, по пове­ле­нию свя­щен­ника, все при­сут­ству­ю­щие пре­кло­няют свои головы перед Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния. Свя­щен­ник тайно читает молитву, после чего наде­вает кольцо жениху, трое­кратно осеняя его кре­сто­об­разно, и неве­сте. После бла­го­сло­ве­ния вен­ча­ю­щи­еся обме­ни­ва­ются коль­цами три раза в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает.
  • Про­из­но­сится молитва Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние и послал Ангела Хра­ни­теля жениху и неве­сте в их новой жизни.

Этапы подготовки к венчанию

Молодые люди, решившие обвенчаться, должны перед обрядом пройти собеседование со священнослужителем. Во время беседы батюшка расспрашивает о духовной жизни новобрачных, дает наставления о том, как строить семейную жизнь так, чтобы она соответствовала Божьим заповедям.

Священник разъясняет молодым основные этапы подготовки к церковному бракосочетанию:

  • говение;
  • исповедь;
  • причастие.

Брачной жизни должно предшествовать духовное приготовление, поэтому исповедаться и причаститься нужно обязательно. Для этого молодоженам предстоит выдержать пост на протяжении 3-7 дней, ограничив себя в употреблении некоторых продуктов, отказавшись от посещения увеселительных мероприятий, воздержавшись от интимных отношений.

По окончании говения брачующиеся исповедуются, причащаются. Это позволит молодоженам предстать перед алтарем очищенными телом и душой.

Крат­кое опи­са­ние Вен­ча­ния

  • Следуя за свя­щен­ни­ком с кадиль­ни­цей, жених и неве­ста с зажжен­ными све­чами входят на сере­дину храма. Хор встре­чает их пением, про­слав­ля­ю­щим бла­го­слов­лён­ное Богом супру­же­ство.
  • Перед ана­лоем (на кото­ром лежат крест, Еван­ге­лие и венцы) разо­стлан на полу белый плат. На него ста­но­вятся вен­ча­ю­щи­еся. Свя­щен­ник задает вопросы жениху (потом неве­сте) – под­твер­ждают ли они сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак и отсут­ствие в про­шлом со сто­роны каж­дого из них обе­ща­ния тре­тьему лицу всту­пить с ним в брак.
  • Свя­щен­ник воз­гла­шает бла­го­сло­ве­ние, затем – про­из­но­сится екте­ния .
  • Далее сле­дуют три молитвы, в кото­рых свя­щен­ник просит у Гос­пода бла­го­сло­вить этот брак и даро­вать детей.
  • По окон­ча­нии молитв свя­щен­ник венцом зна­ме­нует жениха, дает ему поце­ло­вать образ Спа­си­теля, при­креп­лен­ный к перед­ней части венца и про­из­но­сит: «Вен­ча­ется раб Божий….». На венце неве­сты при­креп­лен образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
  • Укра­шен­ные вен­цами бра­чу­ю­щи­еся пред­стоят лицу Бога, ожидая бла­го­сло­ве­ния Божия. Воз­гла­ше­ние: «Гос­поди, Боже наш, славою и честью венчай их!” про­из­но­сится свя­щен­ни­ком трижды с трое­крат­ным бла­го­сло­ве­нием жениха и неве­сты.
  • По воз­мож­но­сти гости без­молвно помо­гают свя­щен­нику, повто­ряя: “Гос­поди, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
  • Затем чита­ется Посла­ние к Ефе­ся­нам (Еф.5:20-33), в кото­ром брач­ный союз упо­доб­ля­ется союзу Христа и Церкви.
  • Чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем бла­го­сло­ве­нии супру­же­ского союза и освя­ще­нии его.
  • Про­из­но­сится екте­ния.
  • После воз­гла­ше­ния: «И спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе…» все при­сут­ству­ю­щие на Таин­стве поют «Отче Наш». В знак покор­но­сти и пре­дан­но­сти Гос­поду жених и неве­ста пре­кло­няют головы под вен­цами.
  • При­но­сится чаша обще­ния (с крас­ным вином) и свя­щен­ник бла­го­слов­ляет ее на вза­им­ное обще­ние мужа и жены. Они трое­кратно, по гло­точ­кам, отпи­вают общего вина, после чего свя­щен­ник соеди­няет правую руку мужа с правой рукой жены, покры­вает руки их епи­тра­хи­лью и поверх нее кладет свою руку, зна­ме­нуя то, что муж полу­чает жену от самой Церкви, соеди­ня­ю­щей их во Христе навеки.
  • Зна­ме­нуя супру­же­ство, как вечное шествие рука об руку, три раза обво­дит свя­щен­ник ново­брач­ных вокруг аналоя с пением тро­па­рей: «Исаие, ликуй…», «Святии муче­ницы» и «Слава тебе, Христе Боже, апо­сто­лов похвале…». По окон­ча­нии тор­же­ствен­ного шествия, свя­щен­ник сни­мает венцы с супру­гов и обра­ща­ется к ним с при­вет­ствен­ными сло­вами.
  • Далее сле­дует молитва к Гос­поду о вос­при­ня­тии венцов ново­брач­ных неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в Цар­ствии Божием. Вторая молитва (с пре­кло­не­нием голов ново­брач­ных) – эти же про­ше­ния запе­чат­ле­ва­ются именем Святой Троицы и иерей­ским бла­го­сло­ве­нием.
  • Цело­муд­рен­ный поце­луй вен­ча­ю­щихся – сви­де­тель­ство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь ново­брач­ных под­во­дят к цар­ским вратам, где жених целует икону Спа­си­теля, а неве­ста — образ Божией Матери; затем они меня­ются местами и снова при­кла­ды­ва­ются к иконам. Здесь же свя­щен­ник дает им крест для цело­ва­ния и вру­чает им две иконы: жениху — образ Спа­си­теля, неве­сте — образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

Храм Святителя Николая

  • Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней. По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха золотое, а у невесты серебряное (по желанию).

Обязательные требования для венчающихся:

  • пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;
  • постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению брака, заключенного перед Господом;
  • «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение, уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

Обязательно жених и невеста:

  • должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не может;
  • не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
  • не могут состоять: • в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства (т.е., например, с троюродным братом или сестрой); • в духовном родстве: – если желающие вступить в брак являются крестным и крестной у одного и того же человека; – если вы желаете вступить в брак с вашим крестником или крестницей; – если вы желаете вступить в брак с вашим крестным или крестной;
  • должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия – 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;
  • должны быть с нательными крестиками.

Желательные требования для венчающихся:

  • за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия: • постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если супружеская жизнь уже имеет место – воздержание от брачных отношений; • и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению); Ссылки на молитвы для загрузки предоставлены выше.
  • жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.

Требования к свидетелям.

  • оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;
  • свидетелями не могут быть родители венчающихся;
  • свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи;
  • свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще не могут приступать к Церковным Таинствам.
  • наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;

Некоторые особенности одежды невесты:

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

Возраст венчающихся:

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).

Церковь не освящает союз между или с:

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульмане). Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
  • атеистами;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.

Возможные варианты для Венчания:

  • в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

  • если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для церковного брака добавляется еще и условие благословления архиерея на новый брак;
  • Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае – впервые);
  • лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Вступление в брак с духовным лицом:

  • если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
  • вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Повторное Венчание допускается:

  • если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания:

  • Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
  • по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только
  • женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
  • все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
  • если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии, пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме, где совершается молитва;
  • по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и смеха.

Можно ли свидетелям менять руку во время венчания? Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

Родительское благословление (в соответствии с традициями).

  • жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
  • при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
  • молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
  • вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
  • иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
  • если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
  • если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
  • в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
  • Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.

Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

  • с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
  • за Венчанием последует супружеская ночь;
  • т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;
  • при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

Краткое описание Обручения:

  • Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.
  • Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.
  • Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Краткое описание Венчания:

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословлением жениха и невесты.
  • По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”. ο Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.
  • Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.
  • Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Псев­до­цер­ков­ные суе­ве­рия, свя­зан­ные с вен­ча­нием

  • млад­шим братьям/сестрам нельзя выхо­дить замуж раньше, чем стар­шие;
  • нельзя вен­чаться будучи бере­мен­ной;
  • нельзя соче­таться браком и вен­чаться в висо­кос­ный год;
  • упав­шее кольцо или погас­шая вен­чаль­ная свеча – пред­ве­щают все­воз­мож­ные непри­ят­но­сти, труд­ную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супру­гов;
  • тот из бра­чу­ю­щихся, кто первым всту­пит на рас­сте­лен­ное поло­тенце, будет всю жизнь гла­вен­ство­вать в семье;
  • тот, чья свеча после таин­ства ока­жется короче, тот и раньше умрет;
  • нельзя вен­чаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.

В какие дни венчание не совершается

Канонические правила четко определяют дни, когда не совершаются обряды благословения:

  • на протяжении всех дней постов, а их четыре;
  • семь дней после Пасхи;
  • 20 дней от Рождества до Крещения;
  • по вторникам, четвергам, субботам;
  • перед великими храмовыми праздниками;
  • за день и в сам праздник Усекновение головы Иоанна Крестителя и Воздвижение Креста Господнего.

Совет! Дату будущего венчания следует обговорить заранее со своим духовным наставником.

Как можно раз­вен­чаться?

  • Рас­тор­же­ние бла­го­слов­лен­ного Богом Брака — боль­шой грех, поэтому такого поня­тия как “раз­вен­ча­ние” не суще­ствует. Бла­го­сло­вить грех невоз­можно, Сам Спа­си­тель запо­ве­дал: что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает (Мф.19:6). В пра­во­сла­вии вообще нет раз­ру­ша­ю­щих обря­дов: рас­кре­щи­ва­ния, раз­вен­чи­ва­ния, извер­же­ния из сана. То, что дается бого­слу­жебно, пре­кра­ща­ется реше­нием архи­ерея.
  • Если первый брак фак­ти­че­ски рас­пался, то неви­нов­ной сто­роне может быть дано бла­го­сло­ве­ние на второй брак, в край­нем случае и на третий, но не более. Бла­го­сло­ве­ние может дать только епар­хи­аль­ный архи­ерей, но не свя­щен­ник.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]