«…Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими…» — говорится в Святом Евангелии от Марка (Сир. 39: 1–2, 4). Господь создал людей, которых наделил врачебной силой, чтобы они могли лечить людей от различных болезней. Человек же любящий и почитающий Бога, не будет пренебрегать своим здоровьем, а будет вовремя пользоваться тем, что дал ему Господь.
Общество православных врачей — это профессиональное объединение врачей различных специальностей, которые исповедают единую православную веру. Общество создано в честь Святителя Луки.
Общество православных врачей — это объединение врачей различных специальностей, которые исповедают православную веру. Общество создано в честь Святителя Луки
Святитель Лука — показал всем пример сочетания служения архипастыря и врача
Имя Святителя Луки в настоящее время довольно известно. Святой угодник Божий Лука — явился в образе доброго пастыря, который исцеляет недуги не только душевные, но и телесные. Именно он показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Своим подвигом он показал, что есть такое несение креста Христова.
Святой угодник Божий Лука — явился в образе доброго пастыря, который исцеляет недуги не только душевные, но и телесные. Именно он показал пример сочетания служения архипастыря и врача
Святитель Лука — в миру Валентин Войно-Ясецкий родился в Керчи в апреле 1877 года. После окончания гимназии, он твердо решил, что хочет посвятить свою жизнь для страдающих людей, поэтому он выбрал медицину.
После, он и начал заниматься медицинской практикой и научными исследованиями.
Святитель Лука был не только священником, но и хорошим врачом.
В 1920 годах он работал хирургом в Ташкенте, но и активно участвовал в церковной жизни. Он посещал заседания церковного братства. Однажды епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником».
Это было воспринято как Божий призыв. После Валентин и принял монашество с именем Луки. 30 мая 1923 года тайно получил хиротонию. Но, Лука продолжал служить в качестве врача.
Святитель Лука был одновременно и священником и врачом. Именно он и создал общество православных врачей
Скончался Святитель 11 июня 1961 года, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. Но святитель не оставил свою паству, его молитвами совершались многие чудесные исцеления. В 1996 году, произошло святое обретение останков Святителя Луки.
Святитель Лука — покровитель всех врачей, поэтому общество и носит его имя
Святитель Лука — покровитель всех врачей, поэтому и Общество православных врачей России, сокращенно ОПВР, и Общество православных врачей Санкт-Петербурга носят его святое имя.
Само общество создано в Санкт-Петербурге, но есть и множества филиалов по всей стране, например, православные врачи в Москве, Перми, Воронежа, Нижнего Новгорода и другие.
Святитель Лука — покровитель всех врачей, поэтому и Общество православных врачей России носит его имя. Очень часто на иконах его можно увидеть в одежде врача
Существует 4 причины, по которым было создано Общество православных врачей:
- сниженный нравственный и духовный уровень современной отечественной медицины;
- разоблащение (обнаружение, раскрытие) работников медицинского профиля, исповедующих православную веру;
- довольно низкий уровень христианского и душевного сострадания к лица, которые нуждаются в медицинской помощи;
- довольно широкое распространение магии, экстрасенсов и прочих окультических техник, которые воздействуют на население.
Общество имеет отличительный знак — ангел, который украшает главу Александрийского столпа
Общество имеет отличительный знак — ангел, который украшает главу Александрийского столпа, на фоне российского флага. А также красный крест — как символ медицинской помощи и врачебного искусства, который заключен в круге символе вечности, как бы объединяющее все небесное и земное.
Общество имеет знак — ангел украшает главу Александрийского столпа, на фоне российского флага, а красный крест — как символ медицинской помощи и врачебного искусства, заключен в круге
Общество православных врачей Санкт-Петербурга было создано в феврале 1999 года по инициативе отдела благотворительности епархии и двух довольно крупных сетричеств милосердия. Первым председателем общества — настоятель больничного прихода Великомученика и целителя Пантелеймона, в настоящее время — доктор медицинских наук — протоиерей Сергий Филимонов.
Первым председателем общества — настоятель больничного прихода Великомученика и целителя Пантелеймона, доктор медицинских наук — протоиерей Сергий Филимонов
За основу общества был взят проект Московского общества 1998 года, который был немного переработан и утвержден на общем заседании врачей. Цели и задачи общества православных врачей были благословлены митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским — Владимиром.
Церковь и традиции русской медицины
27 сентября 2015 года протоиерей Сергий Филимонов отметил 50-летие со дня рождения. Поздравляем его с юбилеем и желаем ему здоровья и помощи Божией в его многогранной деятельности, ведь он одновременно является профессором СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидатом богословия, доктором медицинских наук, главным редактором журнала «Церковь и медицина», членом Исполкома Общества православных врачей России (ОПВР) им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, настоятелем храма Державной иконы Божией Матери, практикующим лор-хирургом высшей категории. Любви к медицине отца Сергия научили родители-врачи, а любви к Богу и людям — архиепископ Лука. Его фотографии отец Сергий любезно предоставил Фонду Андрея Первозванного для выставки «Святитель Лука», которая прошла в Москве 5-6 июня 2014 года. (https://www.orthomed.ru/node/434). Эту выставку увидели и участники V Всероссийского съезда православных врачей (https://yadi.sk/d/tjC_ouv3jNBST). В 2016 году она будет приурочена к 100-летию со дня защиты докторской диссертации Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», 70-летию со дня получения владыкой Лукой Сталинской премии и перевода на Симферопольскую кафедру, а также к 20-летию со дня обретения его святых мощей и причисления к лику местночтимых святых в Симферопольской и Крымской епархии.
— Отец Сергий, мы познакомились с Вами в Купавне на одной из конференций, посвященных святому врачу-хирургу. Благодарим Вас и Светлану Владимировну Лободину за помощь в организации выставки «Святитель Лука». О том, что она состоится, стало известно 18 марта 2014 года, в день обретения мощей святителя Луки. Именно в тот исторический день Владимир Путин объявил о возвращении Крыма в Россию. До этого все жители Крыма молились своему Небесному покровителю. Вам удается совмещать служение Богу с работой врача по примеру святителя Луки. Какую роль он сыграл в Вашей жизни?
— Огромную. Своим студентам в Санкт-Петербургском медицинском университете я стараюсь рассказывать о личности и жизненном пути святителя. Жаль, что многие выпускники медицинских вузов мало что знают о нем. До 21 года я тоже ничего не знал о святителе Луке. Когда был курсантом Военно-медицинской академии, на курсе оперативной хирургии преподаватели рекомендовали нам его «Очерки гнойной хирургии» как классический труд по медицине. В советское время нам не говорили, что автор этой прекрасной книги — священнослужитель. Когда я стал верующим врачом и начал воцерковляться, мой духовный отец — протоиерей Василий Лесняк — принес его автобиографию с пожеланием, чтобы я стал похожим на него, чтобы его жизнь стала для меня примером. Хотя таких высоких целей, как молодой Валентин Войно-Ясенецкий, я перед собой не ставил, все же хотел послужить людям, помогать им в их скорбях и болезнях. Я изучал иконографию святителя Луки, даже сделал доклад на эту тему. Прочитав труды и проповеди святителя, был поражен его многогранностью, титанической высотой и силой его мысли. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в своей жизни, если ему не станет помогать Бог. Так для меня через святителя Луку засиял свет Христа. Я считаю, что о нем нужно рассказывать везде и всюду. Сердечно благодарю Фонд Андрея Первозванного за предоставленный нам электронный макет фотовыставки. (https://yadi.sk/d/EKaIjC7Yghz99) После съезда мы будем использовать ее на других наших мероприятиях.
— Расскажите, пожалуйста, о съезде.
— Съезд проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда приняли участие священнослужители из 89 епархий Русской Православной Церкви, представители региональных отделений Общества православных врачей России, гости из Белоруссии, Украины и Казахстана, работники здравоохранения, студенты медицинских вузов, сестры милосердия. Организаторами съезда стали Общество православных врачей России, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, Правительство Санкт-Петербурга, Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Северо-западный Федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова и Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. Форум начался в храме святого Димитрия Солунского в Коломягах, где делегаты съезда приняли участие в Божественной литургии, которую возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Съезд был посвящен вопросам сохранения и укрепления традиций русской медицины, увековечению памяти известных врачей, внесших большой вклад в развитие мировой медицины, сохранению высокого звания врача, воспитанию милосердного отношения к личности больного. 3 октября мы открыли мемориальную доску Е.С. Боткину — лейб-медику семьи последнего Российского императора — и провели Межрегиональный форум студентов медицинских вузов, имеющий большое значение для воспитания медиков на примерах жизни и служения врачей, которые до конца жизни сохранили верность человеческому и врачебному долгу.
— Какие проблемы обсуждались на съезде?
— Мы обсудили следующие темы: «Современные проблемы биомедицинской этики», «Пастырское и сестринское служение в больнице», «Душепопечение лиц с расстройствами поведения и психики», «Терапия семейных отношений», «Православный пост: питание и медицина», «Правовые аспекты служения Церкви в медицинских учреждениях», «Особенности пастырского сопровождения психических больных».
— Сейчас в обществе широко обсуждается предложение законодателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования. Об этом он сказал 22 января 2015 года на III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Что Вы об этом думаете?
— Православные врачи Санкт-Петербурга активно поддерживают предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Я считаю необходимым изменение мировоззрения медицинских работников. Среди врачей господствует абортивное мышление. В случае каких-либо неблагоприятных факторов в плане здоровья матери или плода нередко как средство эффективного решения проблемы сразу предлагается аборт. Однако многие родители хотят растить и воспитывать своего ребенка, даже если он родится больным, с пороками и различными отклонениями. Абортивное мышление врачей нужно постепенно изменить, чтобы оно стало позитивным репродуктивным, настроенным на жизнь, а не на смерть. Без сомнения, для преодоления такого зла как аборт нужен комплекс мер: помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальная поддержка многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, сдерживание рекламы и пропаганды абортов. Об этом говорил Патриарх Кирилл, предлагая вывести аборты из системы ОМС. По его мнению, это не приведет к увеличению количества подпольных абортов, поскольку цена услуг профессиональных медиков не должна быть неподъемной.
— Инициатива Предстоятеля Русской Православной Церкви вызвала большой общественный резонанс. Дискуссии развернулись и в СМИ, и в социальных сетях. Что Вы могли бы сказать противникам инициативы Патриарха?
— Дискуссия развернулась и на нашем съезде после выступления протоиерея Димитрия Смирнова. Дело в том, что беременность не является болезнью, а аборт — лечением, лечебной или улучшающей здоровье манипуляцией, которую государство должно оплачивать из средств налогоплательщиков (см.: https://mitropolia.spb.ru/docs/beremennost-ne-bolezn-abort-ne-lechenie). Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев (см.: https://sm.cnsr.ru/ru/analitics/lyudi_ne_ponimayut_osnov_semejnoj_zhizni_i_printcipov_dialoga/) говорит о необходимости реальной поддержки беременных женщин, матерей-одиночек и многодетных семей, о важности появления семейных целомудренных образовательных программ, пропагандирующих христианские семейные ценности. Отец Александр считает, что при разработке законопроекта, однако, нужно не забыть учесть, что существует аборт по медицинским показаниям при прямой угрозе жизни и здоровью женщины. Главный врач Душепопечительского Центра Общества православных врачей Санкт-Петербурга, акушер-гинеколог Центра медицины плода Юлия Торопкова полагает, что выведение аборта из услуг системы ОМС позволит верующему врачу отказаться от проведения этой несовместимой с его религиозными или морально-нравственными принципами манипуляции, не рискуя остаться без работы. Юлия Юрьевна является одним из 150-ти членов Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Это врачи разных специальностей, исповедующие православную веру. Есть у нас и ассоциативные члены Общества — педагоги, психологи, медсестры и студенты, не имеющие диплома медицинского вуза.
— Расскажите, пожалуйста, об Обществе православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
— 29-30 сентября 2007 года в Белгороде прошел I Всероссийский съезд православных врачей, на котором представители 49-ти епархий Русской Православной Церкви приняли решение создать эту общероссийскую общественную организацию. ОПВР является добровольным, самоуправляемым некоммерческим общественным объединением. 12 октября того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя исповедника и врача святителя Луки. Общество действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», иным действующим законодательством Российской Федерации, руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права и собственным Уставом при уважении и соблюдении Устава Русской Православной Церкви. ОПВР строит свою деятельность на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления.
— Каковы цели и задачи Общества православных врачей России?
— Главная цель — объединить уже существующие и вновь возникающие региональные общества православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой является привнесение христианских ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан Российской Федерации. Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи россиянам и духовное врачевание со стороны священнослужителей Русской Православной Церкви, оказание православными врачами посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой как служение страдающему человеку.
— 18 июня 2015 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Отдельная статья посвящена совместной работе по профилактике абортов. Каковы перспективы такой работы?
— Соглашение предполагает развитие при роддомах центров кризисной беременности с участием психологов и представителей Русской Православной Церкви, участие представителей религиозных организаций в предабортном консультировании женщин в медицинских организациях. На сегодняшний день в России работает более 50 церковных центров защиты материнства, 27 церковных приютов для женщин с детьми и беременных в кризисной ситуации, 26 из которых созданы в последние 5 лет. В Церкви функционируют около 30 центров гуманитарной помощи, более чем в 25 епархиях ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях. Общество православных врачей Санкт-Петербурга наряду с другими проблемами занимается и проблемой аборта, дородовой диагностики, контрацепции.
— В книге Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» описано, как Валентин Феликсович однажды выгнал из кабинета беременную и долго не мог успокоиться, сердито рассказав жене, что девушка потребовала вытащить нагулянного ребенка. Уверена, что Вы сделали бы так же. Что должна знать женщина о последствиях аборта?
— Она должна знать, что кровь убиенных младенцев вопиет от земли. В Священном Писании Сам Бог является «заступником немощных» (Иуд. 9, 11). Повеление «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» есть в «Учении двенадцати апостолов». Аборт представляет серьезную угрозу физическому и духовному здоровью матери не только из-за женских болезней. Прервав беременность, женщина бросает вызов Богу, чем подвергает себя опасности остаться одинокой, потерять родных и близких, стать инвалидом. Только в случае прямой угрозы жизни матери в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, а призывает их к покаянию, молитве и несению епитимий с последующим участием в спасительных таинствах.
— В вашем храме Державной иконы Божией Матери создана специальная группа «Помощь молодой матери». Расскажите о ней, пожалуйста.
— К маю 2008 года, когда впервые возникла идея создания нашей группы, в приходе было восемь молодых семей, более ста детей и около пятнадцати женщин, которые имели проблемы в репродуктивной сфере или были беременны. Наша группа — это подразделение Общества православных врачей. Мы сотрудничаем с Санкт-Петербургским фондом грудного вскармливания, кризисным , при Новодевичьем монастыре, фондом святого Димитрия Солунского, с акушерским отделением гатчинской Центральной районной клинической больницы, Медико-генетическим центром, больницей им. С.П. Боткина, акушерским отделением Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, родильным домом N 9 и с другими медицинскими учреждениями города.
— Какие цели и задачи стоят перед группой?
— Цель создания нашей группы — профессиональная медицинская помощь и духовное окормление беременных женщин и кормящих женщин, консультирование бесплодных супружеских пар, помощь в вопросах по уходу за ребенком, крещение новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии, организация паломнических поездок. Основное — это, конечно, подготовка к естественным, нормальным родам и помощь женщинам, у которых беременность осложнена. Все женщины распределяются нами по подшефным роддомам.
— К вам за помощью обращаются только ваши прихожанки?
— Нет. Приезжают и женщины из других храмов Санкт-Петербурга, иных епархий и городов России, жены священников и даже невоцерковленные женщины, имеющие негативный опыт общения с государственными медучреждениями. Бывает, что приходится решать вопросы, связанные, не только с методами лечения бесплодия, но и с выбором роддома. В последние годы в российских роддомах существует «акушерская агрессия». Где же православной женщине найти грамотного акушера-гинеколога, который может понять ее психологические особенности и правильно принять роды? Однажды к нам пришла женщина, больная сахарным диабетом. Ей сказали, что мы не будем уговаривать ее прерывать третью беременность. Две предыдущие беременности протекали тяжело, так как диабет во время них декомпенсировался. Она родила двоих детей и мечтала родить третьего ребенка.
— Как можно обратиться к специалистам вашей группы.
— Чтобы попасть на прием к врачу в одно из лечебно-диагностических учреждений города, с которыми мы сотрудничаем, нужно обратиться через сайт Общества православных врачей или через его диспетчерскую. Возможно и обращение через секретариат храма по предварительной записи.
— Иногда целью аборта служит «поставка» тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для лечения различных заболеваний и «омоложения» организма. Как нужно относиться к этому явлению?
— Это просто кощунственно. Собор Русской Православной Церкви определил, что употребление методов фетальной терапии недопустимо. Осуждая аборт как смертный грех, Церковь не может оправдать уничтожение зачатой человеческой жизни, даже если эффективность терапии «омоложения» научно докажут. Она является преступлением и примером вопиющей безнравственности.
— В чем основная причина бесплодия женщин?
— Существует более 30-ти медицинских причин бесплодия, но бывают и духовные причины. Верующей супружеской паре необходимо начинать с тщательного исследования качества своей христианской жизни и осмысления всего происходящего вместе со своим духовником. Важно выявить родовые и семейные грехи, которые могут мешать деторождению. Если брак не освящен Церковью, необходимо венчаться. Супруги должны регулярно участвовать в таких церковных таинствах, как исповедь, причастие, соборование. Прихожане нашего храма несколько раз совершали паломнические поездки на Кипр к Кипрской иконе Божией Матери, у которой молилось огромное количество женщин разного возраста и национальностей. Почти все они обрели долгожданную беременность. В России в каждой епархии есть свои чудотворные места и святыни, которые обладают целительной силой и помогают при бесплодии. Одновременно с духовным окормлением супругов священником их лечением занимаются врачи. В течение года или двух лет супруги воцерковляются и лечатся. Если за это время не наступает беременность, ситуация отпускается на волю Божию, и супруги могут принять с семью приемного ребенка.
— Опасно ли проведение ультразвуковой диагностики беременным?
— Категорически недопустимо без крайних показаний выполнять УЗИ на сроке беременности 3-6 недель, если нет подозрения на внематочную или нарушенную беременность. Первое плановое УЗИ выполняется на 11-15 недели беременности. В это время можно выявить «замершую», неразвивающуюся беременность. Применение УЗИ оправдано с целью раннего выявления и лечения заболеваний плода или угрозы для жизни женщины. Сложнее всего, когда у плода выявляется порок несовместимый с жизнью и встает вопрос о прерывании беременности по медицинским показаниям. Задача нашей службы в такой ситуации предоставить женщине полную, выверенную информацию о состоянии ее здоровья и патологии плода, чтобы она могла спокойно принять взвешенное решение без давления со стороны окружающих, в том числе врача женской консультации. Окончательно решение женщина принимает только по благословению ее духовника.
— В чем все же преимущества православного врача в лечении пациента?
— Очень важно, например, успеть окрестить «страха ради смертного» младенцев, которые появились на свет с патологией и находятся в тяжелом состоянии. Если рядом с «тяжелым» малышом окажется врач или медсестра, которые могут его крестить, то его шанс выжить намного выше, чем у некрещеных детей с тем же заболеванием. За один только год в нашей группе данным чином было крещено 98 младенцев, из которых умерло 7 малышей. Акушерство — это одна из самых консервативных специальностей, но за последние годы время родов сократилось практически вдвое, и вместо положенных 16-18 часов женщины рожают 6-8 часов, из-за чего увеличилось число случаев родового травматизма у женщины и малыша. До 2/3 детей сейчас рождается с соматической патологией и с заболеваниями центральной нервной системы. Естественные роды требуют много времени и сил, они не технологичны. Наши роддома борются за звание роддома, доброжелательного к ребенку. Предлагаются индивидуальные или семейные роды, но ведь важен не статус роддома, а голова и руки врача. Чтобы лечить не болезнь, а человека, у врача должны быть определенные философско-религиозные убеждения. Очень важно, чтобы перед родами помолилась не только женщина, но и акушер-гинеколог. В некоторых роддомах женщин ругают за принесенные с собой иконы. Чтобы уменьшить процент «акушерской агрессии», мы направляем наших подопечных в подшефные роддома к конкретным врачам.
— На съезде большое внимание было уделено психическому нездоровью людей. Как Вы прокомментируете то, что 7 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге пациентом Дорожной клинической больницы был убит врач?
— Для пациентов, которые ложатся на пластические операции, характерно несколько легкомысленное отношение к медицине. Нередко они имеют изменения в психике. За рубежом таких больных перед операцией должен осмотреть психиатр. В России этого нет, а ведь если у пациента имеются такого рода отклонения, результат хирургической операции будет просто сведен к нулю — пациенту он все равно не понравится, и он пойдет оперироваться во второй, в пятый, в десятый раз. Врач может всё идеально сделать, но потом возникнут какие-то осложнения, отклонения, по независящим от него причинам, ведь человеческий организм — это не машина, а врач — не скульптор. Во взаимоотношениях между пациентом и врачом важно взаимопонимание. Основная причина конфликтов — невнимательность врача к больному или неадекватное восприятие больным информации, предоставленной врачом. Поэтому в основе лежит первичная встреча врача и пациента, детальный разговор, обсуждение возможных вариантов осложнений и выходов из них. Когда пациент поступает на лечение в клинику, тем более на оперативное лечение, ему предлагается информированное согласие. Пациента предупреждают о том, как будет проводиться лечение и к каким негативным последствиям оно может привести, ведь любая операция имеет определенный риск, когда, например, в 80% случаев может наступить смерть. И пациент сам принимает решение, идти ли ему на операцию. Попадет он в эти 20%, зависит не от врача и не от больного, а от особенностей организма, ну и, в первую очередь, от воли Божьей. Бывает, врач плохо объясняет все возможные риски. Бывает, менталитет пациента не позволяет критически оценить последствия. Он думает, что всё пройдет гладко, плохое его не коснётся. Но у каждого организма есть свои особенности функционирования, особенности конституции, возраста, пола и т.д. К сожалению, ситуация в российской медицине такова, что когда у врача полный коридор пациентов, ему не до разговора. Те нормативы, которые сегодня приняты в различных специальностях, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене, не позволяют врачу в должной степени общаться с пациентом, разъяснять ему специфику проводимых процедур. Учитывая загруженность врачей, пациенты еще на догоспитальном этапе должны уточнить все, что их беспокоит, до конца выяснять, какое лечение предстоит, быть внимательными к рекомендациям и заключениям врачей.
— Отец Сергий, благодарю Вас за интересную беседу и желаю здоровья и помощи Божией в Вашей многогранной деятельности.
Беседовала Ирина Ахундова
PS. Публикации о святителе Луке Крымском:
«Сказ о том, как архиепископ-врач и врач-космонавт спасают жизнь врача-диабетика»: https://sv-luka.prihod.ru/publicationscat/view/id/1139216
https://sv-luka.prihod.ru/obyavleniya/guid/1139888
https://ricolor.org/rus/rz/zo/22_5_11/2/
https://ricolor.org/rus/rz/zo/22_5_11/30_5_11/
«Святой Лука — епископ-врач. Через чудеса и после своей смерти — на службе медицины»: https://sv-luka.prihod.ru/publicationscat/view/id/1166075
«Как святитель Лука стал греческим святым»: https://sv-luka.prihod.ru/publicationscat/view/id/1139216
«Святитель Лука Крымский: чудо с маленьким пианистом»: https://sv-luka.prihod.ru/publicationscat/view/id/1128839
Интервью с Назаром Стадниченко: https://ricolor.org/rus/rz/zo/22_5_11/3/
https://sv-luka.prihod.ru/publicationscat/view/id/1128839
«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Раненые салютовали мне… ногами»«:
https://sv-luka.prihod.ru/publicationscat/view/id/1123493
Митрополит Нектарий (Антонопулос). Путь со святым Лукой: https://www.pravoslavie.ru/put/71410.htm
Протоиерей Алексий Гомонов: От иконы Святителя Луки сразу же начались чудеса: https://www.pravoslavie.ru/put/71396.htm
https://www.orthomed.ru/node/434
https://sm.cnsr.ru/ru/analitics/»pomosh__priniknet_s_nebes»/
См. также материалы сайта ОПВ СПб:
Каков православный взгляд на семью, деторождение и причины бесплодия? https://www.opvspb.ru/faq/pravoslavnyy_vzglyad_na_semyu_problemy_detorozhden/ Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Архиепископа Крымского о проблеме бесплодия.
Помощь приникнет с небес (Проблемы аборта, дородовой диагностики, контрацепции и пр.).
Особенность работы общества — оказание помощи в телесных и душевных болезнях
В данном обществе врачи помогают людям в различных заболеваниях не только как медики, но и как духовные лица, священники. Сюда могут прийти люди, которым требуется просто чисто духовная помощь.
Члены общества трудятся во многих медицинских учебных заведения и больницах. На своих рабочий местах они проводят консультации всех тех, кто обратился за помощью.
Среди членов общества имеются 6 докторов, 9 кандидатов наук, а также 24 врача имеют высшую категорию.
42 человека
имеют стаж работы по специальности более 10 лет, а некоторые и более 30 лет
Существует такая форма лечебной работы как врачебный патронаж. Она характеризуется долговременным врачебным динамическим наблюдением, а также курацией священно-церковнослужителей и некоторых мирян одними и теми же врачами.
Существует и такая форма обслуживания, как консультативно-диагностическая амбулаторная помощь. Те, кто обратился за помощью в Общество, имеет право получить стационарное лечение и первую медицинскую помощь, как при стационаре, так и в поликлинике.
Лечение на базе Душепопечительского центра — это такая форма оказания медицинской помощи больным соматического и психоневрологического профиля, которые пострадали после каких-то магических поражений. При этом обязательно присутствие пастыря.
Общество православных врачей имеет четыре секции: общеврачебную, психолого-психиатрическую, наркологическую и ассоциативную. В каждой секции есть свой специалист, который разрабатывает свою определенную исследовательскую и просветительскую тему.
Рассматриваемая после тема рассматривается на заседаниях Общества и затем выносится на пленарное заседание. Эти заседания проходят каждый месяц и бывают публично-открытыми. В среднем на таких заседаниях присутствует до 150 человек. А иногда бывало и до 600 человек. Также на заседаниях принимают участие те, кто затем выносит материалы докладов на обсуждение в печать, радио или телевидение.
^ Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова
Ректор нашей медицинской академии, академик Михаил Александрович Пальцев, сам был инициатором возрождения больничных храмов при клиниках Девичьего поля. Во всем, что касается духовного окормления болящих и страждущих, он всегда идет навстречу, сейчас у нас при академии три храма: большой — во имя Михаила Архангела, маленький — во имя Димитрия Прилуцкого, а в хирургическом центре существует свой домовый храм. Глядя на начальство, и весь коллектив стал подтягиваться, в клинике регулярно бывают священники. На территории нашей академии проходят и заседания медицинской секции Международных Рождественских чтений.
У общества православных врачей есть свой официальный сайт
У общества православных врачей есть свой официальный сайт. Председатель общества хирург-отоларинголог, доктор медицинских наук — протоиерей Сергий Филимонов.
Официальный сайт Общества православных врачей Санкт-Петербурга
Высший орган Общества — собрание его членов. Между собраниями есть промежутки, которой руководит Правление. Оно избирается на один год и возглавляется председателем. Попечительский совет в настоящее время продолжает создаваться, и включает и свой состав людей, которые хотят помочь Обществу в вопросах финансирования.
Врачи — это люди, которые лечат болезни людей, а православные врачи лечат к тому же, и душевные болезни
Православный врач — такое сочетание слов, которое совсем непривычное для нас. Врачи — это люди, которые лечат болезни людей. Но в чем же все- таки связь? Существует ли она на самом деле? Да, связь реально существует, и даже более того, ее отсутствие делает нашу медицину односторонней и неполноценной.
Человек считает в себе два мира — это духовный и материальный. Если разделить их, то человек перестанет быть человеком. В земной жизни человеку нужно тело, а телу необходима душа.
Церковь выделяет три уровня организации структуры человека: телесный, духовный и душевный.
Именно с соответствии с этим, и болезни подразделяются на духовные и душевные. Медицина по сути своей облегчает телесные страдания. А душевными болезнями занимается психиатрия, но большинство психиатров даже не знают о существовании души.
Но духовными болезнями человек тоже порой часто болеет. К таким болезням относится грехи, страсти, пороки, которые отделяют человека от Бога все дальше и дальше. Болезни лечатся только под покровом русской православной церкви.
Когда здоровый дух человека хоть немного повреждается, то душа становится одержима нечистыми страстями, после чего и тело начинает подвергаться различным болезням. Именно вот это понимание и отличает обычного врача от православного врача.
Настоящая медицина имеет довольно широкий спектр медицинских услуг, которые по многим пунктам имеет противоречие с православной моралью. То, например, что устраивает одних, не устраивает других.
^ «Черный квадрат»
Лишь некоторые профессии могут быть сугубо православными, в том числе православная медицина, православная педагогика, православное искусство. Там, где речь идет о соприкосновении с жизнью духа, там может быть православный специалист. Педагог имеет дело с воспитанием души, то же и художник. Существенно ли это? Есть ли творения, противопоставленные Творцу? Сколько угодно. «Черный квадрат» Малевича, например, или те художники, что выставляли кощунственные произведения в Сахаровском Центре, или те же абстракционисты. Когда изображается распад формы, уничтожение творения Бога, то, на мой взгляд, это уже отступление от Бога. Я спрашивал, что такое искусство, с их точки зрения, многих людей искусства, например, выдающегося музыканта Святослава Теофиловича Рихтера, крупного искусствоведа Виктора Михайловича Василенко и других, и они говорили, примерно одинаково: «искусство есть выявление Бога в окружающем мире, способы познания Бога». Когда художник, деятель культуры, даже актер, приближается к этому пониманию, он православен, если ли же он показывает только гадость, мерзость, если поэтизирует зло, то он не православный.
Общество православных врачей имеет свои филиалы во многих городах России
Как было сказано ранее, Общество православных врачей имеет свои филиалы во многих городах России. В Москве общество православный врачей находится по адресу: улица Б. Пироговская, д. 6. Председатель — Александр Викторович Недоступ.
В Новосибирске есть медицинский центр общества православных врачей в честь иконы Божией Матери «Целительница». В Чебоксарах общество находится по адресу: ул. Калинина, д.1. Председатель — священник Михаил Павлов.
Совсем недавно в Воронеже прошел второй Всероссийский съезд Общества православных врачей. Руководитель Московского общества — профессор Александр Викторович Недоступ рассказывает о на настоящее время, общество православных врачей — это 43 региональных отделения, в которых имеются около двух тысяч врачей с различными медицинскими специальностями и уровнями квалификации.
Также он отметил тот факт, что такая немногочисленность в обществе объясняется тем, что медики — мужчины. А в медицине в основном трудится женщины.
Протоиерей Сергий Филимонов: «Общество православных врачей — это 43 региональных отделения, в которых имеются около двух тысяч врачей с различными медицинскими специальностями и уровнями квалификации»
На данном съезде обсуждали доклад «Церковь и современная медико-социальная действительность» митрополита Сергия. А также был выслушан доклад об алкогольной угрозе, которая довольно популярна в наше время. Обсуждалась и такая главенствующая тема как болезни человека 21 века.
На интервью у него часто задавали, растет ли у больных спрос на верующих, то есть православных врачей. Он ответил так, что большинство верующих все же предпочитают лечиться у православных врачей. Не православным по сути все равно.
Иногда люди приходят, но совсем не понимают, чем отличается обычный врач от православного.
Многие считают, что православная медицина лечит каким-то травами и массажем.
Но не все люди понимают, что по сути методы лечения болезней — такие же, как и обычно.
Доктор обычно всем объясняет, что техника у православного врача — глаза и руки, только могут они видеть душевные заболевания.
^ Финансирование
То, что сейчас переносят плату за лечение на плечи неимущих, полунищих и нищих людей, разве это не имеет отношение к Божественному началу? Та система здравоохранения, которая была при советской власти, все же ближе к Богу, чем та медицина, которая якобы созидается сейчас, чтобы «вернуть Россию в цивилизованное общество». Такое возвращение больше похоже на вступление в царство антихриста, потому что брать у человека последние деньги за то, что общество обязано дать своему страждущему, больному гражданину, — это преступление. Цивилизованное общество, на мой взгляд, должно поступать как милосердный самарянин. Собственно, раньше так и было: шли отчисления в государственный котел. Государство выкраивало на медицину то, что оставалось от ракет, тяжелой металлургии. Не хватало, но все-таки более-менее все равноценно получали медицинскую помощь. Коммерциализация нашей медицины — это позор.